Аркадий, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский (Федоров Григорий Федорович) Родился в 1784 году в селе Дмитровском Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил духовное училище, затем Владимирскую духовную семинарию. В 1808 году, по окончании семинарского курса, как лучший ученик, был оставлен в семинарии учителем по разным предметам. 18 мая 1814 года принял монашество; 21 мая рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха. С 3 июля того же года – строитель Столбинской Николаевской пустыни. В этом же году (5 ноября) был определен экономом семинарии, учителем французского языка и библиотекарем. 23 декабря 1814 года утвержден смотрителем духовных училищ г. Владимира. 26 мая 1818 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Боголюбова монастыря. 18 марта 1819 года утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года назначен благочинным над мужскими монастырями. С июня 1823 года – ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеенского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года – настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 3 февраля 1829 года хиротонисан во епископа Оренбургского. 8 августа 1831 года перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года – архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 и 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 7 июня 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре. Архиепископ Аркадий, знаменитый иерарх Русской Церкви, по выражению профессора Троицкого И. E., «прирожденный миссионер, какие родятся только веками». Замечателен необыкновенно ревностной и плодотворной деятельностью против раскола и язычества. Ревность его подняла целое миссионерское движение в Пермской и Олонецкой епархиях и сопровождалась такими блестящими результатами, что число раскольников в Пермской епархии к концу пребывания его в Перми сократилось наполовину (от 150000 человек до 75000 человек).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Беседа в неделю сыропустную, на вечерни Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Всем ли известно, братия мои, что теперь мы сделали? Что за обычай Церкви в нынешний вечер – лобызать святые иконы и прощаться друг с другом? Обычай это древний и назидательный! Он начался у древних святых подвижников благочестия по тому в особенности случаю, что некоторые из них, для большего безмолвия, с настоящего вечера удалялись из общих обителей во внутреннейшие пустыни и там препровождали все время Великого поста до последней недели. Время не малое и для подвигов духовных особенное! Посему, расставаясь с обителями и братией, подвижники Христовы ныне в особенности испрашивали себе напутия и молитв у святых Угодников Божиих, лобызая мощи и святые их изображения, ныне в особенности просили молитв и прощения друг у друга, когда т. е. надлежало каждому наипаче во время покаяния просить прощения во грехах своих у Отца Небесного. Праведников проникали совершенно слова Господа Иисуса Христа, сегодня во Евангелии на Божественной Литургии читанные 95 : «аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешений их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших». Хотя люди, о которых ныне слово, и не были подобные нам грешники; однако ж были подобострастны нам, а чистота чувствий еще тем более смиряла их, чем выше жили праведники. Подумаем же в особенности мы, братия, о таком внушении евангельском на святой пост, когда каждому из нас в особенности предлежит, с наступлением поста, долг очистить свою совесть покаянием. Обычай взаимного прощения друг друга, в присутствии Бога и Ангелов Его, пусть будет и у нас тем, чем он был первоначально по происхождению, – излиянием чувствий сердечных, искренним всепрощением друг другу! Кто из нас не пожелал бы себе прощения во грехах от Господа Бога, когда будем каяться? А каяться во святой пост непременно всем будет надобно. Видите же, Господь Бог столько готов даровать всем нам прощение, что каждому вручил прощение Свое даже в собственное наше произволение. Прости ты: прощено будет и тебе. Не простишь ты: нет и тебе прощения, – сказано в сегодняшнем Евангелии. Если бы Христос, христиане, заповедал нам для очищения грехов наших что-нибудь великое и многотрудное, велел бы по крайней мере за всякий наш грех исполнить противоположную греху добродетель: никто из нас и тогда не мог бы не чувствовать всей справедливости и нужды в таком способе очищения. Но Господь дал к тому способ как нельзя проще и легче: «отпущением обид другому получишь ты отпущение себе во грехах», – сказал Он. Чего ближе и вожделеннее такого расположения духа, если мы точно искренно хотим искать его покаянием и для себя у Господа? Мы должны бы так поступать и без всякого воздаяния, кольми паче без столь великого вознаграждения, каково прощение всего от Бога нам самим!

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Беседа в первую неделю святого Великого поста Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Святой пост, христиане, продолжается: оставили вы мирские увеселения; воздерживаясь от пищи и пития, на сие время запрещенных, с умеренностью употребляете пищу и питие постные; с особенной готовностью, чаще и во множестве посещаете святой храм. Дела, истинно, времени и благочестию христианскому приличные! Некоторые сделали уже и более. Как скоро настало настоящее благоприятное время, некоторые тотчас поспешили исполнить наипаче всего приличные настоящему времени, всегда первейшие христианские обязанности: исповедались и приобщились святых Таин. Церковь радовалась, видя в том плоды, достойные общего покаяния. Никто из вас самих не мог оставаться равнодушным к зрелищу, какое видели здесь, когда собратия ваши приступали к алтарю для принятия Тела и Крови Христовой. Во многих ясно приметно было расположение души, подобное тому, какое бывает в алчущих или жаждущих, когда они видят других вкушающих пищу или питие. Поспешите и вы, так блаженно алчущие и жаждущие, к тому же, чего возжадала душа ваша, – к «Богу крепкому, живому» 111 ! Источник бессмертный и неистощимый! Все, христиане-братия, все до единого, смотря друг на друга, поощряя друг друга, сделайте во время поста то же, что некоторые уже сделали. Для тех, которые не расположены к сему, и которые, может быть, несколько годов уже не причащались и даже не исповедовались, долгом моим почитаю пастырски напомнить, что по крайней мере единожды в год и наипаче в Великий пост исповедаться и приобщиться святых Таин есть непременный долг всякого христианина. Сегодня побеседуем о необходимости исповеди, в другое воскресение, аще Бог изволит, – о святом Причащении, с присовокуплением в обоих случаях, почему в Великий пост наипаче исполнить дела сии надобно. Известно, братия, что приняв святое Крещение и с ним очищение от грехов, мы обязались жить так, как требует закон Бога, во имя Которого крестились. Но со всей точностью не можем мы жить таким образом, по слабости природы своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

Петрозаводск. Церковь Иоанна Богослова при бывшей Олонецкой Духовной семинарии. Домовая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Представление о необходимости открытия Олонецкой Духовной семинарии было подано в мае 1829 г. в Святейший Синод первым Олонецким епископом Игнатием (Семеновым). 27 октября (9 ноября н.ст.) этого же года семинария была открыта. Она действовала в Петрозаводске 89 лет и за эти годы подготовила 67 выпусков. Первоначально семинария размещалась в здании Петрозаводского духовного училища на набережной Онежского озера у общественной пристани. Воспитанники, уроженцы Олонецкой губернии, были вызваны из Петербургской и Новгородской семинарий. Первые преподаватели приехали из Новгородской и Петербургской духовных школ. При семинарии была создана библиотека. Согласно распоряжению Комиссии духовных училищ из 21 семинарии России были высланы имевшиеся у них вторые экземпляры книг. Архиепископ Олонецкий Игнатий (Семенов) в 1850 г. завещал передать семинарии свою уникальную личную библиотеку, содержавшую многочисленные печатные книги и рукописи. К концу XIX в. в Олонецкой духовной семинарии было сформировано богатое систематическое книжное собрание, одна из лучших семинарских библиотек России. Первоначально в семинарии был введен трехгодичный курс обучения с преподаванием 28 дисциплин. Существовало 3 отделения: риторики, философии и богословия. Согласно уставу семинария находилась в Санкт-Петербургском академическом округе и помимо местного архиерея подчинялась академическому правлению. Кроме богословских дисциплин преподавались общеобразовательные: риторика, математика, гражданская история, география, философия, древние языки. До 40-х гг. XIX в. часть предметов преподавалась на латинском языке. С самого начала существования до 1872 г. в семинарии преподавался карельский язык. С 1845 г. началось преподавание естественных наук, агрономических знаний, медицины, необходимых для сельского пастыря. В 1855 г. возникло миссионерское отделение с преподаванием истории раскола.

http://sobory.ru/article/?object=37643

Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (Чудновский Василий Иванович) Родился в 1803 году в семье мало-российского священника г. Белополья Харьковской губернии. В 1827 году окончил курс Харьковского коллегиума и поступил в Киевскую духовную академию. 10 февраля 1829 года пострижен в монашество. 30 сентября 1831 года окончил курс академии со степенью магистра богословия. Вскоре был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 4 октября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 29 октября 1833 года переведен в Петрозаводск инспектором Олонецкой духовной семинарии, а 1 сентября 1842 года назначен инспектором Астраханской духовной семинарии. С 20 января 1843 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря Астраханской епархии. С 21 декабря 1843 года – архимандрит. 28 февраля 1846 года назначен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. С 21 февраля 1854 года – ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого монастыря. С 27 января 1860 года – настоятель Нежинского Благовещенского монастыря. С 6 мая 1861 года – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 21 ноября 1866 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Пермский и Верхотурский. Скончался 3 января 1883 года в Перми. В характере епископа Вассиана современники отмечали смелость, прямоту и критичность по отношению к великорусскому духовенству. Особенно резко он говорил о преосвященном Филарете (Гумилевском) и, как полагали, за свою резкость он был отстранен от должности ректора. Это был человек живой, наблюдательный, не чуждающийся современности, но со строгой ее оценкой. На Екатеринбургской кафедре епископ Вассиан пользовался немалой властью и как архипастырь и как толковый администратор, хотя кафедра и была викарной. Внешне преосвященный Вассиан был бодрый, здоровый и совершенно седой. Говорил по-украински. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Григорович), архиеп. Олонецкий. Гравюра. XIX в. (РГИА) (Григорович Василий Иоаннович; 26.12.1784, г. Рогачёв Могилёвской губ.- 7.12.1850, Петрозаводск), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье прот. Иоанна Григоровича, мать, М. Р. Конисская,- племянница Белорусского архиеп. св. Георгия (Конисского) , один из братьев - прот. Иоанн Григорович - историк, археограф, издатель «Актов Западной России» и др. документов. В раннем детстве Василий был приписан сержантом в батальон Рогачёвской крепости и поставлен на довольствие, т. к. семья была небогатой. С 1797 г. обучался в Могилёвской ДС, позднее в Александро-Невской ДА (1804-1808), затем служил учителем риторики в Могилёвской семинарии. С 1809 г. продолжил образование в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра. В авг. 1814 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором и профессором богословских наук Могилёвской ДС. 25 апр. 1815 г. возведен в сан архимандрита, получил в управление Кутеинский оршанский в честь Богоявления Господня мон-рь . В сент. 1821 г. переведен на должность ректора в Калужскую ДС с управлением Пафнутиевым боровским мон-рем. С 31 авг. 1829 г. ректор Вифанской ДС. С 4 нояб. 1831 по 8 июня 1833 г. ректор СПбДА, ординарный профессор догматического богословия, редактор академического ж. «Христианское чтение» , сохранял за собой настоятельство в Пафнутиевом боровском мон-ре. 11 июня 1833 г. В. был хиротонисан во епископа Ревельского, вик. С.-Петербургской епархии, с назначением настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой пуст . В течение 9 лет был ближайшим помощником в управлении епархией престарелого С.-Петербургского и Новгородского митр. Серафима (Глаголевского) . В нач. 40-х гг. рассматривал дело о выпуске студентами СПбДА тиражом ок. 300 экз. литографированного перевода Библии с евр. языка на русский, выполненного под рук. проф. академии Г. П. Павского (бывш. однокурсник В.). Разбор дела закончился разысканием и уничтожением большего числа литографий.

http://pravenc.ru/text/150211.html

архиепископ Аркадий (Фёдоров) (1784–20.05.1870) архиепископ Аркадий (Фёдоров) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Биография В миру Федоров Григорий Федорович, родился в 1784 (1786?) году в селе Дмитровское (Дмитровский погост) Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил Владимирское народное училище. По окончании Владимирской духовной семинарии, в 1 ноября 1807 года был оставлен в семинарии преподавателем французского языка, 27 февраля 1808 года - назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впоследствии учителем высшего французского класса, библиотекарем, преподавал поэзию. В 1814 году был определен экономом семинарии. 18 мая 1814 года принял монашество, 21 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 мая - во иеромонаха. С 3 июля того же года - строитель Сольбинской Николаевской пустыни. 23 декабря 1814 года был утвержден смотрителем Владимирских духовных училищ. 26 мая 1818 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Боголюбского монастыря. 18 марта 1819 года был утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года был назначен благочинным над мужскими монастырями Владимирской епархии. С июня 1823 года - ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года был назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года был переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 8 декабря 1828 года был назначен, а 3 февраля 1829 года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 8 августа 1831 года был перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года был возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 - 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 7 июля 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

архиепископ Игнатий (Семенов) (05.08.1791–20.01.1850) История Русской Православной Церкви Литургика Священное Писание Ветхого Завета Слова, речи, беседы архиепископ Игнатий (Семенов) Архиепископ Воронежский и Задонский. Основатель Олонецкой духовной семинарии. Известен проповеднической деятельностью, а особенно полемикой против старообрядчества. Биография В миру Матвей Афанасьевич Семёнов. Родился в семье пономаря. В 1811 году окончил Архангельскую духовную семинарию. В 1811—1816 годах преподавал в Архангельском уездном училище. С 14 июля 1816 года — профессор греческого и французского языков Архангельской духовной семинарии. 25 июля 1820 года пострижен в монашество, 1 августа рукоположен во иеродиакона и 15 августа — во иеромонаха. С 3 февраля 1821 года — игумен, настоятель Николо-Корельского монастыря. 1 марта 1821 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии, прибыл в Санкт-Петербург 11 апреля. 12 июля 1821 года выдержал экзамен на звание магистра богословия. 29 сентября 1821 года назначен библиотекарем Санкт-Петербургской духовной академии. 8 ноября 1822 года возведён в сан архимандрита. В 1823—1827 годах — ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. 26 февраля 1828 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. С учреждением в пределах Олонецкой губернии самостоятельной епархии избран «по отличию» и 22 мая 1828 года высочайше утвержден епископом Олонецким и Петрозаводским. 21 апреля 1835 года рукоположен в сан архиепископа. Основатель Олонецкой духовной семинарии (1829 год). С 14 ноября 1842 года — архиепископ Донской и Новочеркасский. С 13 января 1847 года — архиепископ Воронежский и Задонский. В апреле 1848 года вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Похоронен в Феодоровской церкви Александро-Невской лавры. Известен проповеднической деятельностью (за время 1845—1849 годов издал одиннадцать томов проповедей под разными названиями), а особенно полемикой против старообрядчества и чрезвычайно успешной практической деятельностью против него же в Олонецкой губернии. Придавал большое значение начальному образованию, разработал принципы организации приходских церковных школ во вверенных епархиях. Его «Беседы о мнимом старообрядчестве (вообще и особенно в беспоповщине)» 1844 год и 1847 год, а особенно «Истина Соловецкой обители» (1847 год), «История расколов» (ч. I, 1849 год) в некоторых отношениях не утратили интереса до настоящего времени. Также известны его «Примечания к Толкованию Святого Писания» (1848 год), «О таинствах единой святой соборной и апостольской Церкви» (1849 год) и «Чтения о святом апостоле Петре» (1849 год); «О путешествиях Петра Великого в Олонецкий край» (по местным преданиям и архивным документам, СПб., 1849 год). Был автором первого исторического исследования о Климецком монастыре «Краткое сказание о монастыре преподобнаго отца Ионы Климецкаго» (1840).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010