Леонид прибыл в Площанскую пустынь, 6-го октябре 1828 года), и только через полгода, в апреле 1829 года перешел, наконец, со своими учениками в Оптину пустынь. В предпоследний год пребывания отца Леонида в Александро-Свирском монастыре (в ноябре месяце 1827-го года) прибыл сюда вступил под его духовное наставничество Димитрий Александрович Брянчанинов. Главнейшие факты последующей жизни отца Леонида мы будем излагать параллельно с биографией Преосв. Игнатия. (Все вышеизложенные сведения и другие о старце Леониде можно читать в книге: «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1890 года). 107 О том, что сам Государь Император уговаривал Брянчанинова не оставлять службы, свидетельствует и Аскоченский в своем биографическом очерке. 116 В это время настоятелем Свирского монастыря был архимандрит Варсонофий; должность казначея исправлял о. Андроник, а ризничего–о. Иларий (впоследствии игумен Николо-Угрешского монастыря, в схиме Илья, скончавшийся в 1862 году на покое в Гефсиманском ските). 117 Александро-Свирский монастырь находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, на правой стороне реки Свири в 6 верстах от неё, в 20 верстах от Ладожского озера, при большой, почтовой дороге из г. Лодейного поля в Олонец и Петрозаводск. Монастырскую местность со всех сторон окружает сосновый бор. Близость реки Свири, находящиеся при монастыре два больших озера, возвышенное и сухое местоположение,– всё это придает Свирскому монастырю и занимаемой им местности красивый вид и способствует здоровому, благорастворенному воздуху. Старожилы уверяют, что жители этого уголка Олонецкого уезда пользуются замечательной долговечностью. Основание Свирского монастыря относится к 1506 г. по Р. X, и, по имени основателя–Преподобного Александра Свирского Чудотворца–и в память, устроенной здесь Преподобным церкви во имя Св. Троицы, именуется Троицким Александро-Свирским монастырем. О первоначальной истории Свирского монастыря сведений сохранилось очень немного. Давность времени, а главное бывшее в половине XVII века разорение монастыря, известное по монастырским записям под именем Литовского разорения, а также монастырский пожар 1784 г. истребили много драгоценных памятников и документов, относящихся к истории монастыря, особенно первых времен его существования. |
См.: Львова А. П., Бочкарева И. А. Род Львовых. Торжок. 2004. С. 150–159. 157 Львов Н. Н. – инженер. 183 Льюис (Lewis) Джордж Генри; (18 апреля 1807 – 28 ноября 1878) – английский философ-позитивист, физиолог, романист. «Biographical History of Philosophy», тт. 1–4, 1845–46 (неоднократно переиздавалась). Русские переводы: «История философии в жизнеописаниях». СПб. 1885; СПб. 1889. 39 Любецкий Дмитрий Иванович; (ок. 1847 – 14 октября 1915). Окончил Новгородскую ДС (1867) и Московскую ДА (1872, магистрант практического отделения). С 16 августа 1872 – преподаватель латинского языка Олонецкой ДС; одновременно с 6 февраля 1876 – секретарь ее правления и с 6 мая 1879 – учитель церковного пения Петрозаводского ДУ. С 5 ноября 1882 по 12 августа 1903 – смотритель Петрозаводского ДУ, где преподавал катехизис и изъяснение богослужения с церковным уставом. Член-учредитель Александро-Свирского братства. Сост.: Историческая записка об Олонецкой Духовной Семинарии за минувшее пятидесятилетие (1829–1879)//Пятидесятилетний юбилей Олонецкой Духовной семинарии. Особое приложение к ОГВ 1879 г. Петрозаводск. 1879. С. 23–40. См.: П.Н.С. Памяти почившего Дмитрия Ивановича Любецкого (бывшего смотрителя Петрозаводского дух. училища).//ОЕВ, 1915. 32. С. 610–614; РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 2552. 44, 48, 64, 75 Любимов Иоанн Васильевич; (? – 2 июля 1908). Окончил Новгородскую ДС (1857). С 1858 – священник ц. с. Чирковиц Ямбургского уезда, с 1872 – священник церкви фабрики братьев Варгуниных, к 6 мая 1898 – протоиерей. 69, 70 Любищев Федор Алексеевич – член приходского Совета Знаменской церкви. 215 Лютик Владимир Владимирович; (10 февраля 1923 – 16 октября 1981). В 1940 поступил в школу псаломщиков при Яблочинском Свято-Онуфриевском монастыре, но война прервала учебу. Служил псаломщиком. В 1943 был отправлен на работы в различных фронтах. После демобилизации вернулся в Белоруссию и нес послушания на приходах Гродненской епархии. 22 февраля 1948 рукоположен во диакона к Покровскому собору Гродно. Окончил Минскую ДС (1954) и Ленинградскую Духовную Академию (1958). Протодиакон. С 1958 служил в Русской Духовной миссии в Иерусалиме. С 15 февраля 1960 – священник Князь-Владимирского собора в Ленинграде затем служил в Преображенском и Николо-Богоявленском соборах. С 1965 – протоиерей. 1965 – настоятель Спасо-Парголовской церкви, с 1971 – Преображенской церкви в пос. Толмачево, с 1975 – Серафимовской церкви на Серафимовском кладбище. |
С А. И. Введенского написан образ священника в книге Н. К. Чуковского «Юность» Л. 1930. (С. 103:128). См.: К биографии члена Священного Синода Российской Правосл. Церкви Высокопреосвященнейшего митрополита Александра (Введенского).//Церковный Вестник. Орган Иркутского Епархиального Совета. 1925. 1–2. С. 1–2; Миндлин Эм. Необыкновенные собеседники. Книга воспоминаний. М. 1979. С. 250–258; Голубцов С. , диакон. Пименовский храм в Москве.//ЖМП. 1981. 10. С. 23, 26; Чуковский Н. Встречи с Мандельштамом.//Москва. 1964. 8. С. 146–147; Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925–1941. Париж. 1977; Краснов-Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М. 1996; Ореханов Г., свящ., Шкаровский М.В. Введенский А. И.//Православная энциклопедия. Т. VII. М. С. 349–352. 263, 270, 271, 272, 277, 292, 295, 304, 309, 322, 323 Великосельский Михаил Алексеевич . Окончил Владимирскую ДС (1886) и Московскую ДА (1890), к. б. Преподаватель Владимирского епархиальн. женского училища. С 26 июля – 8 августа 1895 по 28 мая – 6 июня 1897 – наблюдатель церковно-приходских школ Владимирской епархии. Рукоположен во священника в 1895. С 13 июня 1897 – священник Вознесенской церкви Иваново-Вознесенска; законоучитель городского 6-классного училища, с 29 июня 1917 – протоиерей. 88 Венедикт (Григорович Василий Иванович); (26 декабря 1784 – 7 декабря 1850). Родился в г. Рогачеве Могилевской епархии. С 1797 обучался в Могилевской ДС, в 1804–1809 – в С.-Петербургской Александро-Невской академии, в 1809–1814 – в С.-Петербургской ДА, магистр l-ro выпуска. В августе 1814 пострижен в монашество и определен ректором Могилевской ДС. С 25 апреля 1815 – настоятель Оршанского Кутеинского монастыря Могилевской епархии. В 1821 перемещен ректором Калужской ДС и с октября 1821 – настоятель Пафнутьева Боровского монастыря Калужской епархии. С 17 сентября 1829 – ректор Вифанской ДС, с 4 ноября 1831 по 8 июня 1833 – С.-Петербургской ДА. 11 июня 1833 хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии, с назначением настоятелем Троице-Сергиевой Приморской пустыни (до 25 декабря 1833); с 14 ноября 1842 архиепископ Олонецкий и Петрозаводский, однако оставлен в С.-Петербурге для присутствия в Св. Синоде. Летом 1843 приезжал в Олонецкую епархию. В 1847 уволен от присутствия в Св. Синоде и 28 мая прибыл в Петрозаводск. Архиепископ Венедикт упорядочил имущественные дела епархии. При нем были введены новые утвержденные штаты для местного духовенства. Погребен в Петрозаводской кладбищенской Крестовоздвиженской церкви (впоследствии – кафедральный собор), заложенной в 1847 по благословению архиепископа Венедикта. |
Ириней, епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии (Боголюбов Иван Иванович) Родился 18 апреля 1804 года в селе Заколпье Белозерского уезда в семье священника. Первоначально обучался в Белозерском духовном училище, затем поступил в Новгородскую духовную семинарию. 6 сентября 1825 года, по окончании курса Новгородской духовной семинарии, определен в ней лектором. 26 марта 1827 года рукоположен во священника в город Устюжну и назначен учителем Устюжского духовного училища. 1 ноября 1828 года переведен в Петрозаводский кафедральный собор. 31 октября 1829 года определен инспектором Петрозаводского уездного духовного училища. С 18 сентября 1830 года – попечитель Олонецкого епархиального попечительства. 5 апреля 1831 года пострижен в монашество и назначен экономом Олонецкого архиерейского дома. С 1832 года – член Олонецкой духовной консистории. С 10 ноября 1833 года – смотритель Петрозаводского уездного и приходского духовных училищ. 30 сентября 1841 года возведен в сан архимандрита без управления монастырем. С 15 февраля 1843 года – член Новочеркасской консистории и благочинный монастырей. 18 сентября 1847 года перемещен на те же должности в Воронежскую епархию. 30 апреля 1851 года назначен настоятелем Валдайского Иверского монастыря и членом Новгородской консистории. С 30 сентября 1853 года – наместник Александре-Невской лавры. 17 января 1860 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. Скончался 8 мая 1860 года. Труды: Воспоминания об Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском. Собрание слов. – СПб., 1850. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 362. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 54, 943. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 362. Православный собеседник. – Казань. 1905, март. – С. 8. Странник. – СПб., 1869, 9. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 132–133. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 79. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Венедикт (Григорович), архиеп. Олонецкий. Гравюра. XIX в. (РГИА) (Григорович Василий Иоаннович; 26.12.1784, г. Рогачёв Могилёвской губ.- 7.12.1850, Петрозаводск), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский. Род. в семье прот. Иоанна Григоровича, мать, М. Р. Конисская,- племянница Белорусского архиеп. св. Георгия (Конисского) , один из братьев - прот. Иоанн Григорович - историк, археограф, издатель «Актов Западной России» и др. документов. В раннем детстве Василий был приписан сержантом в батальон Рогачёвской крепости и поставлен на довольствие, т. к. семья была небогатой. С 1797 г. обучался в Могилёвской ДС, позднее в Александро-Невской ДА (1804-1808), затем служил учителем риторики в Могилёвской семинарии. С 1809 г. продолжил образование в СПбДА, к-рую окончил со степенью магистра. В авг. 1814 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен ректором и профессором богословских наук Могилёвской ДС. 25 апр. 1815 г. возведен в сан архимандрита, получил в управление Кутеинский оршанский в честь Богоявления Господня мон-рь . В сент. 1821 г. переведен на должность ректора в Калужскую ДС с управлением Пафнутиевым боровским мон-рем. С 31 авг. 1829 г. ректор Вифанской ДС. С 4 нояб. 1831 по 8 июня 1833 г. ректор СПбДА, ординарный профессор догматического богословия, редактор академического ж. «Христианское чтение» , сохранял за собой настоятельство в Пафнутиевом боровском мон-ре. 11 июня 1833 г. В. был хиротонисан во епископа Ревельского, вик. С.-Петербургской епархии, с назначением настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой пуст . В течение 9 лет был ближайшим помощником в управлении епархией престарелого С.-Петербургского и Новгородского митр. Серафима (Глаголевского) . В нач. 40-х гг. рассматривал дело о выпуске студентами СПбДА тиражом ок. 300 экз. литографированного перевода Библии с евр. языка на русский, выполненного под рук. проф. академии Г. П. Павского (бывш. однокурсник В.). Разбор дела закончился разысканием и уничтожением большего числа литографий. |
86) От П.И. Щукина – его издания: а) «Бумаги, относящиеся до отечественной войны 1812 года», часть 5; б) «Сборник старинных бумаг», части 7 и 8; в) «Указатель Сборника»; г) «Русские портреты», выпуск 2. 87) От И.П. Калайдовича – Fasten-und Blumen Triodion, перевод прот. А. Мальцева . 88) От И.Ф. Токмакова из Москвы – его семь названий книг в семи томах и тетрадях. 89) От секретаря митр. Румынского С. Eftimie – его книга: Viata si activitatea mitropolitului Moldovei lacob I Putneanul (1750–1758). 90) От законоучителя Орловского реального училища свящ. Илии Ливанского – восемь его брошюр разного содержания в восьми тетрадях. 91) От свящ. Е. Мерцалова – его две брошюры: а) «От Петрозаводска до Иерусалима», вып. 1-й, и б) «Иордан и Мертвое море». 92) От свящ. М. Беляева из Москвы – его брошюра: «О праздновании Св. Софии – Премудрости Божией». 93) От законоучителя Московской 2-й гимназии свящ. И.С. Виноградова – его книга: «Краткий курс методики Закона Божия». 94) От инспектора классов Оренбургского Епархиального женского училища свящ. И. П. Кречетовича – его брошюра: «Несколько данных из истории Александро-Невского собора в г. Уральске». 95) От священника села Нижнего Белоомута Рязанской епархии X. А. Надеждина – «Славянская Библия с параллельными местами», Москва, 1890. —222— 96) От о. Диакона села Рудники Рязанской епархии М.С. Попова – книга: Iustini Historiarum Philippicarum libri XLIV, Lipsiae, 1829. 97) От преподавателя Владимирской духовной семинарии Н. Малицкого – его книга: «История Владимирской семинарии», вып. 1. 98) От преподавателя Вифанской духовной семинарии И.П. Николина – его брошюра: «Почему церковь в установлении догмата об иконопочитании видит «торжество православия». 99) От преподавателя Оренбургской духовной семинарии Н. Чернавского – его брошюры: а) «Село Нижнее Челябинского уезда»; б) «Учреждение Оренбургской епархии», и в) «Общий взгляд на историю Оренбургской епархи». 100) От преподавателя Смоленской духовной семинарии Л. Лавровского – его брошюра: «Св. князь Феодор Ростиславич Смоленский». |
Это было обидою тем чувствительнейшею, что, при бедности средств, какие представляет рязанская епархия для содержания своего архиерея, Гавриил находился в то время в очень затруднительном положении. 19) Венедикт, архиепископ олонецкий и петрозаводский, присутствовал в синоде с 1843 по 1846 год. Он обучался в с.-петербургской духовной академии, по окончании в которой курса постригся в монахи (1814 г.) и определен в могилевскую семинарию ректором и профессором богословских наук; через год после этого он был возведен в сан архимандрита оршанского Богословского монастыря. Из Могилева он переведен в калужскую семинарию (1821 г.) ректором и настоятелем Боровского Пафнутиева монастыря; отсюда поступил, ректором же, в Вифанскую семинарию (1829 г.) и наконец в с.-петербургскую академию (1831 г.). В сан епископа ревельского, викария с.-петербургской митрополии. Венедикт был посвящен в 1833 г. и во все время своего викариатства по 1842 г. служил самым деятельным помощником митрополиту Серафиму в управлении петербургскою епархией. Общая репутация его была – законника, канцеляриста и неисправимого формалиста. Никакая сила, никакая просьба не могли заставить эту воплощенную букву закона, этот олицетворенный свод законов и канонических постановлений, уклониться от точного и прямого их смысла. В высшей степени прямой, правдивый, ненавидевший все окольные пути, Венедикт не кривил душою ни перед кем и смело, со свойственною ему резкостью, близко подходившею к грубости, отказывал в несправедливых требованиях даже людям знатным. Не было от него пощады никому, даже своим товарищам по академии, когда они действовали несправедливо и незаконно. «Жалкое состояние присутственного места», писал он о с.-петербургской консистории, где членами были его товарищи по академии: «с 11-го октября насилу положена резолюция чрез семь месяцев, да и то лишь бы с рук». См. архиерейский журнал в консисторском архиве, год 1840, 2051. См. также того же журнала 2061, где он делает замечание за медленность товарищу своему, протоиерею Малову, и консисторскому секретарю Арефовичу, в следующих выражениях: «На рапорт Ямбургского правления от 19-го ноября 1838 г., с показанием попадьи Григорьевой, положена присутствием 2-й экспедиции журнальная резолюция только 14-го мая 1840 года, или, яснее сказать, чрез 17 слишком месяцев по получении тех бумаг; сверх того, резолюция 26-го августа, 20-го июня 1840 года такова, что если приводить её в исполнение, то не привесть в 17 лет». |
этот пост занимал церковный историк архим. Амвросий (Орнатский). На время ректорства архим. Владимира (Ужинского ; 1812-1819; впосл. архиепископ) пришлось введение в ДС в 1814 г. нового устава. Срок обучения в ней теперь составлял 6 лет, 6 классов различались предметной направленностью (словесных наук, исторический, математический, философии и логики, богословия и церковной археологии, языковой). Митр. Михаил (Десницкий) увеличил в ДС число казеннокоштных воспитанников. В сер. 20-х гг. XIX в. в б-ку ДС поступило более 1 тыс. книг по завещанию архиеп. Антония (Знаменского), скончавшегося в Новгороде на покое. Ректор ДС в 1823-1827 гг. архим. Игнатий (Семёнов ; впосл. архиепископ) стал в 1828 г. 1-м епископом Олонецким: по его настоянию семинаристы - уроженцы Олонецкой губ. были переведены из Новгорода в Петрозаводск, во вновь открытую в 1829 г. Олонецкую ДС. В 1839-1840 гг., в ректорство архим. Анатолия (Мартыновского ; 1832-1840; впосл. архиепископ) в рамках новой реформы духовных учебных заведений было резко увеличено число предметов (с 17 до 26), при этом из преподавания исключили историю философии. В ректорство архим. Антония (Павлинского ; 1840-1852; впосл. архиепископ) перестроены учебный и жилой корпуса ДС, в 1845 г. отменены телесные наказания. Несмотря на проведенные работы невозможность дальнейшего использования тесных и сырых семинарских построек к сер. XIX в. стала очевидной. Ревизовавший ДС в 1855 г. еп. Старорусский Иоанникий (Горский ; впосл. архиепископ) рекомендовал их снести и «выстроить одно новое здание». Среди ректоров ДС 2-й пол. XIX в. выделяются незаурядный церковный историк архим. Макарий (Миролюбов ; 1860-1866; впосл. архиепископ) и прот. Е. И. Мегорский (1875-1890), к-рый сумел, не прерывая учебного процесса, организовать разборку старых учебного и жилого зданий и строительство на их месте нового учебного корпуса с общежитием. Первая же ревизия Новгородской ДС после введения семинарского устава 1869 г. выявила полное несоответствие существующих при Антониевом мон-ре семинарских построек существовавшим требованиям. |
Кижский храмовый ансамбль в конце XVIII века был объёктом если не исследований, то во всяком случае, заинтересованного внимания путешественников, посещавших Петрозаводск по казённой или своей надобности. Так, естествоиспытатель Н. Я. Озерецковский, совершивший в 1785 году плавание по Ладожскому и Онежскому озёрам, отмечал: " Близ Климецкого острова лежит также остров Кижской, которого длина не более 5 вёрст; на нем погост того же названия и состоит из двух деревянных церквей, из коих одна о 23 глвах и стоит на возвышенном месте; вид ея весьма красив. Прихожан обоего пола к сему погосту причислено 2358 человек " . В 1827 году Кижский приход, относившийся прежде к Новгородской и Архангельской епархиям, вошёл в состав новообразованной Олонецкой епархии. Приписано к нему было около пятидесяти деревень с десятью часовнями. Владели кижские храмы и некоторым - впрочем, весьма скромным - количеством земли: 20 десятинами пахотной и 11 десятинами покосной. Кроме того, церквам принадлежали два дома для причта. Местные жители активно жертвовали средства на содержание и украшение храмов. Так, в 1829 году прихожане собрали более двух тысяч рублей на обивку железом глав Спасо-Преображенской церкви - в соответствии с тогдашними представлениями о благолепии. Сохранились в документальных источниках и упоминания о " единоличных " жертвователях, вкладывавших в храм иконы и предметы церковного обихода. Тем не менее, приход не был богат. Описание ризницы Преображенской церкви поражает своей " аскетичностью " . Среди прочего имущества, очень некорыстного, помянуты " венцы для брачующихся сосновые, из них женский расколот " , напрестольный кипарисовый крест и резные иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи " . О скудости средств, которыми располагал приход, можно судить и по тому, что в начале 1870-х годов, когда в Преображенской церкви проводился очередной крупный ремонт (содержать в порядке такую большую церковь было не так-то просто), кижане специально просили у епархиального начальства разрешения на отмену некоторых из запланированных ранее работ по переустройству трапезной. Очевидно, что сделать это их заставила необходимость экономии. |
Беседа в первую неделю святого Великого поста Сказана в Петрозаводском кафедральном соборе в 1829 году Святой пост, христиане, продолжается: оставили вы мирские увеселения; воздерживаясь от пищи и пития, на сие время запрещенных, с умеренностью употребляете пищу и питие постные; с особенной готовностью, чаще и во множестве посещаете святой храм. Дела, истинно, времени и благочестию христианскому приличные! Некоторые сделали уже и более. Как скоро настало настоящее благоприятное время, некоторые тотчас поспешили исполнить наипаче всего приличные настоящему времени, всегда первейшие христианские обязанности: исповедались и приобщились святых Таин. Церковь радовалась, видя в том плоды, достойные общего покаяния. Никто из вас самих не мог оставаться равнодушным к зрелищу, какое видели здесь, когда собратия ваши приступали к алтарю для принятия Тела и Крови Христовой. Во многих ясно приметно было расположение души, подобное тому, какое бывает в алчущих или жаждущих, когда они видят других вкушающих пищу или питие. Поспешите и вы, так блаженно алчущие и жаждущие, к тому же, чего возжадала душа ваша, – к «Богу крепкому, живому» 111 ! Источник бессмертный и неистощимый! Все, христиане-братия, все до единого, смотря друг на друга, поощряя друг друга, сделайте во время поста то же, что некоторые уже сделали. Для тех, которые не расположены к сему, и которые, может быть, несколько годов уже не причащались и даже не исповедовались, долгом моим почитаю пастырски напомнить, что по крайней мере единожды в год и наипаче в Великий пост исповедаться и приобщиться святых Таин есть непременный долг всякого христианина. Сегодня побеседуем о необходимости исповеди, в другое воскресение, аще Бог изволит, – о святом Причащении, с присовокуплением в обоих случаях, почему в Великий пост наипаче исполнить дела сии надобно. Известно, братия, что приняв святое Крещение и с ним очищение от грехов, мы обязались жить так, как требует закон Бога, во имя Которого крестились. Но со всей точностью не можем мы жить таким образом, по слабости природы своей. |
| |