Игнатий (Семенов Матвей Афанасьевич); (5 августа 1791 – 20 января 1850). Сын пономаря с. Покшеньга Пинегского уезда Архангельской губ. Окончил Архангельскую ДС (1811). Еще в семинарии в 1808 был назначен лектором, с 1809 – учителем французского языка. После окончании семинарии был оставлен на прежнем месте. 12 января 1812 назначен учителем греческого языка Архангельского ДУ, с 1814 преподавал также Свящ. Историю, географию и катехизис, с сентября 1813 (15?) – инспектор. С 14 июля 1816 – профессор греческого и французского языков Архангельской ДС, одновременно с сентября 1817 – эконом. С июня 1819 был секретарем местного комитета Российского Библейского общества. Пострижен в монашество 25 июля 1820, рукоположен 1 августа во иеродиакона и во иеромонаха 15 августа 1820. С 3 февраля 1821 – игумен, настоятель Николо-Корельского монастыря близ Архангельска (с 8 ноября 1822 – архимандрит). 1 марта 1821 назначен бакалавром греческого языка С.-Петербургской ДА с оставлением в должности настоятеля монастыря. 12 июля 1821 выдержал экзамен на степень магистра богословия (утв. 3 августа), 26 июля ему была предоставлена кафедра богословских наук. 3 сентября 1821 был избран действительным членом академической конференции и 29 сентября стал библиотекарем С.-Петербургской ДА. 8 ноября 1822 возведен в сан архимандрита. С 23 июля 1823 – ректор Новгородской ДС. Одновременно с 10 августа – настоятель Антониева монастыря, с 28 августа – член Духовной Консистории. 3 декабря 1827 назначен, 26 февраля 1828 хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 22 мая 1828 перемещен на вновь открытую Олонецкую и Петрозаводскую кафедру Прибыл в Петрозаводск 7 августа. Устроил Духовную консисторию, открыл духовную семинарию (27 октября 1829), учредил в ней кафедру карельского языка. Открыл более 40 новых приходов, при нем были реставрированы почти все церкви епархии. Завел обучение детей в церковно-приходских школах. Выхлопотал в Св. Синоде оклады духовенству, настоял на отводе каждому причту узаконенного количества земли. Устроил архиерейский дом. Заботился о расширении противораскольничьей миссии, вступал в собеседование со старообрядцами, обратил многие скиты в единоверие. За труды по устройству Олонецкой епархии 21 апреля 1835 пожалован архиепископом. С 17 октября 1842 – архиепископ Донской и Новочеркасский, с 13 января 1847 – Воронежский и Задонский. Духовный писатель. Скончался в Петербурге, погребен в Александро-Невской лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 ноября 1822 года Игнатий возведен в сан архимандрита. В конце июля 1823 года он был назначен ректором Новгородской духовной семинарии и профессором богословия, а две недели спустя – настоятелем Новгородского Антониева второклассного монастыря и членом Новгородской духовной консистории. И на том, и на другом посту он сменил архимандрита Иннокентия (Платонова; 1773–1842). Всецело отдаваясь своему делу, Игнатий во всех отношениях превосходно поставил семинарию. Свои богословские предметы (богословие догматическое, нравственное, основное и пастырское, герменевтику) он преподавал не по давно устаревшим учебникам, а по собственным разработкам; он положил начало преподаванию в семинарии церковной археологии, подготовив курс лекций. В своем монастыре Игнатий завел строгое благочиние. 21 декабря 1826 года архимандрит Игнатий был награжден орденом св. Анны 2-й степени и в том же году – особой серебряной медалью за составление церемониала встречи тела скончавшегося 19 ноября 1825 года в Таганроге императора Александра I. 3 декабря 1827 года Высочайшим указом Игнатий был назначен епископом Старорусским, викарием при Новгородском и Петербургском митрополите Серафиме (Глаголевском). 26 февраля 1828 года в Казанском соборе Петербурга прошла его хиротония. Вскоре он возвратился в один из древнейших русских городов. Во все воскресные и праздничные дни епископ Игнатий «неопустительно» священнодействовал в Софийском соборе, очень часто заканчивая богослужения подходящими случаю проповедями. Служба Игнатия в Новгороде была недолгой: 22 мая 1828 года он был переведен во вновь открытую Олонецкую епархию. Это назначение показывало, что на преосвященного возлагаются большие надежды. В епархии с населением свыше 200 тысяч человек имелось всего 180 храмов, а свыше трети населения принадлежали к старообрядчеству в виде беспоповского раскола. В самом Петрозаводске существовал только один храм, а по всей епархии постоянно совершались языческие празднества. В Петрозаводск епископ Игнатий прибыл 7 августа 1828 года. Его кафедра находилась в Петропавловском соборе, где 12 августа он отслужил первую литургию. В короткий срок он открыл духовную консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Клименецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. От города епископ получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами епископ Игнатий вел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Сам архимандрит Вениамин после этого подал прошение митрополиту об увольнении его в Херсонскую епархию, ссылаясь на то, что он желает этого по расстроенному здоровью своему. Митрополит представил об этом Святейшему Синоду и Святейший Синод удовлетворил просьбу. Для митрополита просьба архимандрита Вениамина была, по-видимому, неожиданною, так как он не успел подыскать ему преемника и впредь до подыскания способного архимандрита к замещению должности наместника Лавры вызвал для временного исполнения обязанностей наместника Лавры настоятеля Иверского Монастыря, архимандрита Иринея. Архимандриту Вениамину пришлось объяснять впостледствии, что он «изъявил согласие на сделанное ему преосвященным Иннокентием предложение и убеждение поступить на место бывшего главного начальника Крымских Скитов, архимандрита Поликарпа», после двадцатилетней службы в Китае и десятилетней в должности наместника Лавры, лишь «желая и последние дни своей жизни посвятить на служение святой Церкви» и надеясь восстановить действительно расстроенное здоровье. Архимандрнт Вениамин в Крыму прожил недолго, он здесь получил звание главного начальника Крымских Скитов, пребывание имел в Бахчисарайском Успенском Скиту, где и скончался 24-го августа 1854-го года. Погребение его совершено митрополитом Агафангелом 4045 . Его преемник, архимандрит Ириней, в мире Иван Иванович Боголюбов, был сын священника, образование получил в Новгородской Семинарии, по окончании курса которой в 1825-м году оставлен был при Семинарии учителем. В 1827-м году был рукоположен во священника и был после этого назначен учителем Устюжского ДуховногоУчилища. В 1828-м голу переведен к Петрозаводскому кафедральному собору, в 1829-м году назначен инспектором Петрозаводских Духовных Училищ. 5-го апреля 1831-го года принял пострижение в монашество и определен экономом Олонецкого Архиерейского Дома. В 1833-м году назначен смотрителем Петрозаводского Духовного Училища. В 1841-м году произведен во архимандрита. В 1843-м году назначен членом Новочеркасской Консистории, в 1847-м году переведен в Воронежскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Иоанникий (Чанцев Иоанн Иванович ; † 1933), епископ обновленческого поставления; 1924 принес покаяние и принят в сущем сане Иоасаф, св. (Горленко Иоаким; 1705–1754), епископ Белгородский Иоасаф (Меркулов Иван Алексеевич; 1863–1930), архимандрит Иов († 1716) – митрополит Новгородский и Великолукский в 1697–1716 Ионафан (Руднев Иван Наумович; 1816–1906), епископ Олонецкий и Петрозаводский в 1869–1877 Исидор, св., пресвитер Юрьевский (XV в.) Исполатов Александр Иванович (1835–1917), протоиерей, настоятель Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга – Петрограда в 1909–1917 Иувеналий, св. (Масловский Евгений Александрович; 1878 – расстрелян 1937), архиепископ-священномученик К [Казанская] Агриппина Феодоровна – дочь Ф.М. и Д.Ф. Казанских Казанская Анна Павловна – см.: Баданина Анна Павловна. [Казанская] Дарья Феодоровна (Дарья Феодорова), жена пономаря Ф.М. Казанского, прабабушка св. митрополита Вениамина [Казанская] Евфимия Феодоровна – дочь Ф.М. и Д.Ф. Казанских Казанская Маргарита Игнатьевна – см.: Скородумова Маргарита Игнатьевна. Казанская (урожд. Смирнова) Мария Александровна, мать св. митрополита Вениамина Казанская Ульяния Николаевна – жена диакона И.Ф. Казанского, бабушка св. митрополита Вениамина Казанский Александр Павлович – священник, брат св. митрополита Вениамина Казанский Алексей Иванович (около 1832–1902), священник Казанский Владимир Игнатьевич Казанский Григорий Павлович – священник, брат св. митрополита Вениамина Казанский Иван Иванович (около 1827–1883), священник Казанский Иоанн (Иван) Феодорович – диакон, дед св. митрополита Вениамина Казанский Константин Аполлонович Казанский Константин Иванович – двоюродный брат св. митрополита Вениамина Казанский Михаил Иванович (около 1829–1871), священник Казанский Павел Иванович (1840–1903) – священник, отец св. митрополита Вениамина Казанский Петр Иванович, священник Казанский Феодор Игнатьевич, священник [Казанский] Феодор Матвеевич (Феодор Матвеев), пономарь Казанской пустыни, прадед св. митрополита Вениамина 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1813 г. принят в высшее отд. ученик моск. слав. греко-латинской академии А. Некрасов . И после видим, напр. в 1814 г., что по экзамену ученики нередко поступали или переводились в петербургскую семинарию из других епархий: новгородской, псковской, петрозаводской, ярославской и друг. В 20-х годах были случаи принятия в семинарию из других епархий, на основании резолюций митрополита. В 1828 г. на запрос олонецкой консистории, сколько в петерб. семинарии было учеников из олонецкой епархии, таковых оказалось 9 человек; из них 7, с открытием олонецкой семинарии в 1829 г., по предписанию Комиссии дух. уч., и переведены туда. Но в том же году видим перешедших из новгородской семинарии, калужской и курской; тогда же были ученики из пензенской и минской епархий. В 1841 г. иноепархиальных было 7 человек: С. Чижов (средн. отд.) из тверской епархии, А. Жданов и Н. Симеоновский (низш. отд.) рязанской; Гавр. Рутов (средн. отд.) и Ив. Платонов (низш.) казанской; В. Наумов (высш. отд.) – херсонской; И. Смирнов (низш. отд.) тульской. Обыкновенно просили о перемещении детей или родственников из других епархий, ради тех или других удобств. В 1837 г. напр. священник церкви села Бабина, новгородской епархии, Ирод. Флоринский просил о перемещении сына своего Димитрия в александроневское дух. училище, так как «С. Петербург расстоянием ближе к моему (просителя) жительству, нежели Новгород и сверх сего имею родственников в столице, которые могут содействовать к успешному занятию преподаваемыми науками сыну моему Д. Флоринскому своих попечением и присмотром». Подобное же основание было выставлено в 1841 г. священником села Коровья-ручья, новг. еп. для помещения сына его в александроневское училище. В том же году А. Черенский переведен из олонецкого уездного училища в здешнюю семинарию, так как отец его был священником в новоладожском уезде. Служащие по духовно-учебному ведомству часто просили о переводе их родственников из других епархий: бакалавр акад. Моисей просил за племянника (1815 г.), Ветринский за брата (1814 г.) В 1826 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

234 Аплонов Сергей Иванович; (21 июня 1906 – ?). Родился в г. Тихвине Новгородской губ. Студент Высших Богословских курсов. Арестован 27 февраля 1928 по «церковному делу». Приговорен 17 августа 1928 к 3 годам ссылки на Урал. К 1935 проживал в Стрельне. 19 марта 1935 вновь арестован и 23 марта 1935 приговорен к 5 годам ссылки в Оренбург. 370 Арбузов Александр Михайлович – заведующий канцелярией управления Петергофскими дворцами-музеями. 215 Арефа; (ок. 860 – после 944). Автор «Толкования на Апокалипсис». Один из ученейших людей своего времени. 243 Аркадий (Федоров Григорий Федорович); (15 декабря 1785 – 8 мая 1870). Сын причетника с. Дмитровского Покровского уезда Владимирской губ. Окончил Владимирскую ДС (1808) и с 1 ноября 1807 в ней учитель. 18 мая 1814 пострижен в монашество, 21 мая рукоположен во иеродиакона, а 24 мая – во иеромонаха; 3 июля 1814 назначен строителем Солбинекой Николаевской пустыни; с 5 ноября 1814 – эконом семинарии, учитель французского языка и библиотекарь. С 23 декабря 1814 – смотритель Владимирских духовных училищ; с 28 мая 1818 – архимандрит, настоятель Боголюбова монастыря; 18 марта 1819 утвержден присутствующим Владимирской Духовной Консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 назначен благочинным над мужскими монастырями. С 6 июня 1823 – ректор Могилевской ДС и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря; с 6 июня 1824 – ректор Минской ДС и настоятель Грозовско-Иоанно-Богословского монастыря; с 27 мая 1825 – настоятель Пинского Богоявленского монастыря; с 1 ноября 1827 – ректор Ярославской ДС. 8 декабря 1828 назначен и 3 ноября 1829 хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского; с 8 августа 1831 – епископ Пермский и Екатеринбургский; с 25 декабря 1833 – архиепископ Пермский и Верхотурский; с 29 марта 1851 – Олонецкий и Петрозаводский; с 7 июля 1869 – на покое в Апександро-Свирском монастыре. Принял схиму. В 1854 и 1855 вызывался для присутствования в Св. Синоде. Погребен в Троицком соборе Александро-Свирского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2002 г. над Лекшмозером вновь зазвучал колокольный звон. На окраине деревни стоят в лесу две часовни. Первая - новая - освящена в 2003 г. в честь Богородицы Целительницы. Вторая часовня простой формы стоит рядом. Деревня находится на северном берегу обширного Лекшмозера в Каргопольской части национального парка. В 1596 году в Морщихинской была возведена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, ставшая впоследствии главным храмом Лекшмозерского прихода (1). В 1758 году приход составляли сто тринадцать крестьянских дворов (2). Последняя деревянная церковь Петра и Павла с приделом Димитрия Солунского сгорела в 1823 году. Новый храм прихожане построили из кирпича по утверждённому епархией проекту. К началу 1829 года трёхпрестольную церковь построили «вчерне», а в ноябре того же года освятили приделы во имя великомученика Димитрия Солунского и пророка Илии. Главный же Петропавловский престол освятил архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Игнатий 16 октября 1838 года (3). Церковь, окружённая одноэтажной исторической и современной застройкой, возвышается на берегу Лекшмозера. Шпиль колокольни хорошо виден с озера, являясь вертикальной доминантой пространства. Сама же церковь скрыта разросшимися деревьями священной рощи, подступившей к её стенам. Продольно-осевая композиция здания складывается из массивного двухсветного четверика основного объёма с круглой алтарной апсидой, двухстолпной, прямоугольной в плане трапезной и двухъярусной колокольни с пристройками по сторонам. Четверик церкви, перекрытый восьмигранным куполом, некогда был увенчан характерным для Каргополья крупным, широко поставленным пятиглавием. Уцелела только огромная центральная глава на световом барабане. Низкая и широкая трапезная перекрыта на два ската. Приземистая, квадратная в обоих ярусах колокольня покрыта куполом и увенчана резным шпилем. Стены храма обмазаны известью и побелены. Верхняя часть стен церковного четверика трактована как высокий аттик и отделена узким карнизом. Окна, расположенные на боковых фасадах в строгой симметрии и чётком ритме, разнообразны по форме: круглые в аттике, высокие полуциркульные в нижнем ярусе основного четверика, большие прямоугольные в трапезной, алтарной апсиде и в пристройках колокольни. Плоскость фасадов членится вертикальными прямоугольными нишами, в которых помещены оконные и дверные проёмы, подчёркнутые гладкими прямоугольными или криволинейными панелями.

http://sobory.ru/article/?object=07401

22 мая 1828 году была образована отдельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в Петрозаводске, первым епископом стал Игнатий (Семёнов). Действовал также коллегиальный орган управления при епископе — Олонецкая духовная консистория. Кафедра Олонецкого и Петрозаводского епископа изначально находилась в Соборе во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в 1872 году была перенесена в новопостроенный Собор во имя Сошествия Святого Духа. В 1929 году кафедральный собор был закрыт. С 1829 по 1918 год епархия имела своё среднее учебное духовное заведение — Олонецкую духовную семинарию, выпускавшую священнослужителей для края. Для обучения дочерей духовенства в 1858 году при Каргопольском Успенском монастыре по инициативе архиепископа Олонецкого и Петрозаводского Аркадия открылось Олонецкое епархиальное женское училище. c 1898 по 1918 год издавалась епархиальная газета «Олонецкие епархиальные ведомости». В 1892 г. было основано епархиальное духовно-просветительское Александро-Свирское братство. На 1904 года в епархии был 251 православный и единоверческий приход. В докладе на имя Патриарха Тихона отмечалось: " Церковная жизнь в Олонецкой епархии шла сравнительно спокойно до марта 1922г. Изъятие церковных ценностей, как и в других местах, всколыхнуло ее и повлекло за собой все те же явления, которые произошли почти одинаково по всей России: смута среди духовенства, призание ВЦУ частью епархии, террор группы заправил над остальными, аресты, высылки и пр. " При организации обновленчества, духовенство трёх из четырёх приходов Петрозаводска поддержало обновленческий раскол. Сторонники патриаршей ориентации во главе с епископом Евфимием (Лапиным) перешли в Александро-Невскую Заводскую церковь. В конце 1922 года епископ Евфимий был без всяких оснований арестован, а весной 1923 года административно выслан в Сибирь. Однако почти 5 лет он сохранял титул «епископ Олонецкий»; в эти годы епархия имела т. н. временноуправляющих епископов. С 1924 года Воскресенский и Святодуховский соборы вновь стали патриаршими (в 1922—1924 году в Святодуховском соборе проводили службы обновленцы, позднее удержавшие лишь кладбищенские церкви — Крестовоздвиженскую и Екатерининскую).

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

Вассиан, епископ Пермский и Верхотурский (Чудновский Василий Иванович) Родился в 1803 году в семье мало-российского священника г. Белополья Харьковской губернии. В 1827 году окончил курс Харьковского коллегиума и поступил в Киевскую духовную академию. 10 февраля 1829 года пострижен в монашество. 30 сентября 1831 года окончил курс академии со степенью магистра богословия. Вскоре был назначен инспектором Волынской духовной семинарии. 4 октября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 29 октября 1833 года переведен в Петрозаводск инспектором Олонецкой духовной семинарии, а 1 сентября 1842 года назначен инспектором Астраханской духовной семинарии. С 20 января 1843 года – настоятель Покрово-Болдинского монастыря Астраханской епархии. С 21 декабря 1843 года – архимандрит. 28 февраля 1846 года назначен ректором Астраханской духовной семинарии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря. С 21 февраля 1854 года – ректор Черниговской духовной семинарии и настоятель Елецкого монастыря. С 27 января 1860 года – настоятель Нежинского Благовещенского монастыря. С 6 мая 1861 года – настоятель Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. 21 ноября 1866 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Пермский и Верхотурский. Скончался 3 января 1883 года в Перми. В характере епископа Вассиана современники отмечали смелость, прямоту и критичность по отношению к великорусскому духовенству. Особенно резко он говорил о преосвященном Филарете (Гумилевском) и, как полагали, за свою резкость он был отстранен от должности ректора. Это был человек живой, наблюдательный, не чуждающийся современности, но со строгой ее оценкой. На Екатеринбургской кафедре епископ Вассиан пользовался немалой властью и как архипастырь и как толковый администратор, хотя кафедра и была викарной. Внешне преосвященный Вассиан был бодрый, здоровый и совершенно седой. Говорил по-украински. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010