Празднование перенесения св. мощей было установлено совершать 17 нояб. или в предшествующее воскресенье. Ризницу для И. предоставили митр. Серафим (Глаголевский) и Московский свт. Филарет (Дроздов) . Вскоре И. организовал духовную консисторию и епархиальное попечительство о бедных духовного звания, создал архиерейский хор, позже приобрел и обустроил архиерейский дом. Добился передачи епархии угодий упраздненного Клименецкого во имя Святой Троицы монастыря , а также причисления к епархии действующих Андрусовской во имя свт. Николая Чудотворца и Сяндемской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыней, к-рые игум. Иннокентий (Моруев) приписал к Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю . Для урегулирования статуса этих пустыней игум. Иннокентий отправился в Петрозаводск, где 22 сент. 1828 г. скончался. Архиерей получил разрешение доставить тело игумена на Валаам, о чем просил почивший, и распорядился о совершении литии у каждой церкви по пути погребальной процессии. При И. в епархии было выстроено ок. 40 новых церквей, причем сооружение каменных храмов в сельской местности впервые стало массовым. В авг. 1829 г. И. освятил ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «на острову» в г. Олонце, 27 янв. 1832 г.- горнозаводскую Александро-Невскую ц. в Петрозаводске (ныне кафедральный собор Петрозаводской и Карельской епархии), 17 окт. 1838 г.- Покровскую ц. в архиерейском доме. В Александровом Ошевенском и каргопольском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рях были воздвигнуты надвратные храмы, в 1833 г. началось восстановление упраздненного Клименецкого мон-ря. И. устроил образцовое хозяйство на Древлянской даче (ныне в черте Петрозаводска), переданной городским обществом архиерейскому дому. Ближайшим сотрудником архиерея стал переведенный по его ходатайству в Петрозаводск свящ. И. Боголюбов, к-рый затем уже в сане архимандрита последовал за И. в Донскую, а потом в Воронежскую епархию. Особое внимание И. уделял сфере духовного образования. В 1829 г. провел ревизию Петрозаводского и Свирского духовных уч-щ.

http://pravenc.ru/text/293475.html

Чтобы подготовить достойных пастырей для служения в приходских храмах, епископ Игнатий добился открытия 27 октября 1829 года в Петрозаводске духовной семинарии, в которой завел особый класс карельского языка. Первым ректором был архимандрит Аполлинарий (Вигилянский). Сам архиерей приступил в это время к составлению «истории о расколах в церкви Российской». 1 января 1830 года он был удостоен ордена св. Анны 1-й степени. Много времени и сил уходило у епископа Игнатия на обозрение епархии, из-за сложных климатических условий он мог часть приходов посещать летом, другую же часть – зимой. Его трудами в епархии было построено 40 новых храмов. Он посещал также селения раскольников и в беседах с ними добился перехода многих из них в православие. Апостольские подвиги епископа Игнатия в суеверном крае сделались известными императору, и 21 апреля 1835 года именным указом Николая I «в воздание ревностного служения и неусыпных попечений о распространении и утверждении благочестия во вверенной ему епархии» владыка был возведен в сан архиепископа. 11 апреля 1837 года Игнатий получил к ордену св. Анны 1-й степени императорскую корону. В мае 1838 года архиепископ Игнатий посетил Соловецкий монастырь, где изучил хранящиеся там старинные документы, относящиеся к истории старообрядчества. При отъезде Игнатия из епархии, в 1842 году, здесь оставалось лишь пять тысяч раскольников, на много возросло и число храмов в епархии. 14 ноября 1842 года Игнатий был назначен архиепископом Донским и Новочеркасским; 23 декабря выехал из Петрозаводска на берега Дона, куда прибыл в январе 1843 года. Епархия была учреждена недавно, в 1829 году, и Игнатий сменил первого ее владыку, архиепископа Афанасия (Телятева; 1772–1847), из-за потери зрения уволенного на покой. В течении нескольких лет Игнатий объехал всю епархию, постоянно удивляясь богатству и великолепию станичных храмов. Он увидел, что многие хутора отстоят от своих приходских храмов на 60, а то и на 100 верст, а в станицах на один храм приходится 6–8, даже до 14 тысяч прихожан, и поэтому обратился в Синод за разрешением на умножение числа церквей. Св. Синод одобрил такое желание преосвященного Игнатия и изъявил ему в 1844 году особую признательность за пастырское попечение о епархии. Наглядно увеличение числа храмов увидели приемники архиепископа. 14 апреля 1846 года Игнатий был награжден орденом св. Владимира 2-й степени

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

СПб., 1848; Поучения при св. мощах свт. и чудотворца Митрофана Воронежского. СПб., 1848; Примечания к чтению и толкованию Свящ. Писания, по указанию самого Писания и толкований святоотеческих. СПб., 1848; Слова во время губительной болезни. СПб., 1848; Воспоминание о пришествиях вел. государя Петра Первого в Олонец. СПб., 1849; История о расколах в Церкви Российской. СПб., 1849, 1862 2; О таинствах единой, святой, соборной и апостольской Церкви: Опыт археол. СПб., 1849, 1863 2; Чтения о святом, первоверховном ап. Петре. СПб., 1849; Об иконе Св. Софии в Новгородском Софийском соборе. [СПб.], 1857. Лит.: Глинка Н. Ф. Корреспонденция: Об учреждении епархии в Олонецкой губ.//Сев. пчела. 1829. 28. С. 3-4; Данский А. А. Биогр. усопшего о Господе Высокопреосв. Игнатия, архиеп. Воронежского и Задонского, XXI в чреде епископов Воронежских//Воронежские ГВ. 1850. 7-19; [Макарий (Булгаков), архим.] Слово при погребении присутствовавшего в Свят. Правительствующем Синоде преосв. Игнатия, архиеп. Воронежского и Задонского//ХЧ. 1850. Ч. 1. С. 137-150; Ириней (Боголюбов), архим. Восп. о высокопреосв. Игнатии, архиеп. Воронежском и Задонском. СПб., 1851; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 341, 351; Артоболевский С. А., свящ. Игнатий, архиеп. Воронежский, и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа, 1904; Акиньшин А., Ласунский О. О поучениях архиеп. Игнатия//Воронежский епарх. вестн. 1993. 3. С. 5-7; Галкин А. К., Бовкало А. А. Опыт обучения «поселянских детей» Олонецкой губ. в Николаевское время//Философский век. СПб., 1998. Вып. 6: Россия в Николаевское время: Наука, политика, просвещение. С. 143-159; Успенская ц. слободы Монастырщенки: Хроника полутора веков. Воронеж, 1998. С. 7-31; Воронежские архипастыри. С. 262-269; Кутькова Е. Н. К вопр. о составе личной б-ки Игнатия, 1-го еп. Олонецкого и Петрозаводского (1829-1842 гг.)//Православие в Карелии: Мат-лы 3-й регион. науч. конф., посвящ. 780-летию крещения карелов. Петрозаводск, 2008. С. 332-343; Святитель Божий: 1-й Олонецкий архипастырь Игнатий (Семенов): (1791-1850)/Сост.: Н.

http://pravenc.ru/text/293475.html

Донская Учреждена в 1829 году Новочеркасская и Георгиевская Кафедра в Новочеркасске Афанасий (Телятьев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 5.04.1829 архиепископ с 11.01.1830 по 17.07.1842 переименован архиеп. Донской и Новочеркасский Донская и Новочеркасская С 17 июля 1842 года Афанасий (Телятьев) архиепископ, бывший еп. Новочеркасский и Георгиевский с 17.07.1842 по 17.10.1842 на покое; †7.05.1847 Игнатий (Семенов) архиепископ, бывший архиеп. Олонецкий и Петрозаводский с 17.10.1842 по 13.01.1847 архиеп. Воронежский и Задонский Иоанн (Доброзраков) архиепископ, бывший еп. Нижегородский и Арзамасский с 13.01.1847 по 6.03.1867 на покое; †23.06.1872 Платон (Городецкий) архиепископ, бывший архиеп. Рижский и Митавский с 9.03.1867 по 25.04.1877 архиеп. Херсонский и Одесский Александр (Добрынин) архиепископ, бывший архиеп. Минский и Бобруйский с 25.04.1877 по 23.05.1879 архиеп. Литовский и Виленский Митрофан (Вицинский) архиепископ, бывший архиеп. Оренбургский и Уральский с 23.05.1879 †19.11.1887 Макарий (Миролюбов) архиепископ, бывший еп. Вятский и Слободской с 5.12.1887 по 30.04.1894 на покое; †24.12.1894 Донат (Бабинский-Соколов), архиепископ, бывший архиеп. Литовский и Виленский с 30.04.1894 по 12.11.1894 на покое; †16.04.1896 Викарии Донской епархии Аксайские епископы Викариатство учреждено 25 мая 1871 года Никанор (Бровкович) епископ, рукоположен с 4.07.1871 по 25.12.1876 еп. Уфимский и Мензелинский Нестор (Метаниев) епископ, рукоположен с 17.04.1877 по 8.09.1880 еп. Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии; †25.07.1910 Флавиан (Городецкий) епископ, рукоположен со 2.02.1885 по 29.06.1885 еп. Люблинский, викарий Варшавской (Холмской) епархии; †4.11.1915 Серафим (Жемчужников) епископ, рукоположен с 21.07.1885 по 30.09.1887 на покое; †4.12.1887 Августин (Гуляницкий) епископ, бывший еп. Аккерманский, викарий Кишиневской епархии с 30.09.1887 по 24.12.1888 еп. Костромской и Галичский Иоанн (Митропольский) епископ, бывший еп. Алеутский и Аляскинский с 12.08.1889 по 9.04.1910 еп. Уфимский и Мензелинский Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Петрозаводск новый владыка прибыл 7 августа 1828 года. В короткий срок он открыл консисторию, приобрел и устроил архиерейский дом, добился причисления к епархии угодий упраздненного Климецкого монастыря. От города получил участок пригородной земли и превосходно организовал здесь хозяйство. Одновременно с хозяйственными заботами преосвященный Игнатий повел борьбу с языческими празднествами и обычаями. 29 июня 1829 года, по окончании литургии в день святых апостолов Петра и Павла, он выступил с обличением языческого праздника Купалы, и слово его имело необыкновенный успех. Чтобы подготовить достойных сотрудников для служения в приходских храмах, епископ Игнатий добился открытия 27 октября 1829 года в Петрозаводске духовной семинарии, в которой завел особый класс корельского языка. Сам архиерей приступил в это время к составлению “истории о расколах в церкви Российской”. 1 января 1830 года он был награжден орденом святой Анны I степени. Много времени и сил уходило у владыки Игнатия на обозрение епархии, из-за сложных климатических условий он мог часть приходов посещать летом, другую же часть – зимой. Он посещал также селения раскольников и в беседах с ними добился перехода многих из них в православие. Апостольские подвиги преосвященного Игнатия в суеверном крае сделались известными императору и 21 апреля 1835 года именным указом “в воздание ревностного служения и неусыпных попечений о распространении и утверждении благочестия во вверенной ему епархии” владыка был возведен в сан архиепископа. 11 апреля 1837 года архиепископ Игнатий получил к ордену святой Анны I степени императорскую корону. В мае 1838 года архиерей Игнатий посетил Соловецкий монастырь, изучил хранящиеся там старинные документы, относящиеся к истории старообрядчества. При отъезде архиепископа Игнатия из епархии в 1842 году здесь оставалось лишь пять тысяч раскольников, намного возросло и число храмов в епархии. 14 ноября 1842 года Игнатий назначен архиепископом Донским и Новочеркасским и 23 декабря после торжественных проводов выехал из Петрозаводска на берега Дона, куда прибыл в январе 1843 года. В течение нескольких лет он объехал всю епархию, постоянно удивляясь богатству и великолепию станичных храмов. Он увидел, что многие хутора отстоят от своих приходских храмов на 60–100 верст, а в станицах на один храм приходится 6–8, даже до 14 тысяч прихожан и поэтому обратился в Синод за разрешением на умножение числа церквей. Святейший Синод одобрил такое желание преосвященного Игнатия и в 1844 году изъявил ему особую признательность за пастырское попечение о епархии. 14 апреля 1846 года Игнатий был награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира II степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Новгородская и Олонецкая епархия не имела своего собственного архиерея и подчинялась Санкт-Петербургским митрополитам, но территориально с Санкт-Петербургской епархией не сливалась. Указом Павла I от 21 октября 1798 года в юрисдикцию викарного Старорусского епископа , кроме Старорусского уезда, попали церкви и монашеские обители Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского уездов, а также возвращались из Архангельской губернии Пудожский и Повенецкий уезды . С момента образования в 1801 году Олонецкой губернии (она была восстановлена в прежних размерах, за исключением Кемского уезда, который остался в составе Архангельской губернии) стала очевидной необходимость создания в ее границах отдельной епархии. Главные причины образования самостоятельной епархии в Олонецком крае: большая удаленность от центра своего подчинения (Новгородской митрополии), широкое распространение среди карел языческих верований, существование крупных очагов старообрядческого раскола, малочисленность священнослужителей (которые часто были неграмотны). 21 апреля 1828 года вышло Высочайшее повеление «быть в Олонецкой губернии особой епархии». 22 мая 1828 года была образована самостоятельная Олонецкая епархия с кафедрой епископа в губернском городе Петрозаводске после утверждения императором Николаем I доклада Святейшего Синода . Епископы, занимавшие Олонецкую кафедру с 1828 по 1917 год решали задачи духовного просвещения, борьбы с расколом, организации миссионерской работы. Благодаря их усилиям в Карелии до революции была создана одна из лучших по тем временам сеть начальных школ, находившихся в ведении духовного ведомства. К 1917 году благодаря усилиям духовных властей на территории епархии действовало около 600 церквей и 1724 часовни. В 1829 году открылась Олонецкая духовная семинария . С 1898 года началось издание своей газеты: « Олонецких епархиальных ведомостей ». После установления советской власти Карелия наряду с Белоруссией была объявлена экспериментальной зоной по искоренению религии из народного сознания. Уничтожение очагов веры проводилось здесь особенно тщательно. В 1937 году последний епископ Олонецкий Феодор (Яковцевский) был уволен на покой, а последний православный храм в Петрозаводске был спешно закрыт властями летом 1941 года.

http://drevo-info.ru/articles/9140.html

четыредесятницу, произнесенных к курской пастве. Две части. Спб. 1838. 2-е издание 1842. Словесное млеко, или собрание слов, произнесенных к курской пастве. Часть 1. Спб. 1839. – 2-е издание в двух частях. Спб. 1844. 5 . Неофит Соснин, кандидат. Назначен учителем костромской Семинарии по классу всеобщей истории и немецкого языка. В 1822 году принял сан священника, но вскоре овдовел и в 1825 году пострижен в монашество. В 1826 г. определен ректором архангельской Семинарии, в 1830 переведен во Владимирскую Семинарию, в 1836 г. рукоположен во епископа Старицкого, викария тверской архиепископии, в 1838 г. переведен в епархию вятскую, в 1851 году в пермскую с возведением в сан архиепископа. Скончался 5 июля 1868 года. Третьего курса (1822) 6 . Аполлинарий Вигилянский, кандидат. Поступал в оренбургскую Семинарию учителем гражданской истории и французского языка, и там пострижен в монашество в 1824 году. В 1828 г. определен ректором Оренбургской Семинарии и в том же году переведен в рязанскую. В 1829 году перемещен в Петрозаводск на должность ректора новоучрежденной олонецкой Семинарии; в 1834 году переведен в астраханскую Семинарию. В 1845 г. рукоположен во епископа Чигиринского, викария киевского. Скончался 1-го января 1858 г. вслед за митрополитом киевским. Филаретом. Четвертого курса (1824) 7 . Иона Капустин, магистр. Определен инспектором и профессором церковной истории в пермскую Семинарию. Пострижен в монашество в 1826 году. В 1836 году назначен ректором екатеринославской Семинарии. В 1846 году 19 мая рукоположен во епископа екатеринбургского. В 1859 году по прошению уволен на покой в далматовский Успенский монастырь, пермской епархии. Скончался в 1866 году ноября 13. 8 . Афанасий Дроздов, магистр. Пострижен в монашество еще будучи студентом в 1823 году, 16 декабря. По окончании курса в 1824 году назначен бакалавром по классу чтения св. Писания. В 1827 году преподавал в Академии и английский язык. В 1828 году получил сан архимандрита и назначен ректором пензенской Семинарии; в 1829 году переведен на ту же должность в Кострому, в 1838 – в Рязань, в 1840 – в херсонскую Семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аркадий (Фёдоров), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский (Фёдоров Григорий Федорович; 1784 или 1786, Дмитровский погост Покровского у. Владимирской губ.- 8.05.1870, Александров Свирский мон-рь), архиеп. Олонецкий и Петрозаводский, духовный писатель, миссионер. Род. в семье дьячка. В 1796 г. поступил во Владимирское народное уч-ще, в 1800 г.- во Владимирскую ДС, по окончании к-рой 1 нояб. 1807 г. оставлен в семинарии преподавателем франц. языка, 27 февр. 1808 г. назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впосл. учителем высшего франц. класса, библиотекарем, преподавал поэзию. 18 мая 1814 г. пострижен в монашество с именем А., 21 мая рукоположен во иеродиакона, 24 мая - во иеромонаха. 3 июля 1814 г. назначен строителем Сольбинской пуст. (впосл. мон-рь), 23 дек. того же года - смотрителем владимирских духовных уч-щ. 26 мая 1818 г. возведен в сан архимандрита владимирского Боголюбского муж. мон-ря , 23 нояб. 1822 г. назначен благочинным над муж. мон-рями Владимирской епархии. В июне 1823 г. определен ректором Могилёвской ДС, настоятелем Кутеинского оршанского мон-ря . В июне 1824 г. назначен ректором Минской ДС, настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского мон-ря, 27 мая 1825 г.- настоятелем пинского Братского мон-ря . В окт. 1827 г. переведен ректором в Ярославскую ДС. 8 дек. 1828 г. А. был назначен, 3 февр. 1829 г. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского, 8 авг. 1831 г. переведен на Пермскую кафедру, с 25 дек. 1833 г. архиепископ. 29 марта 1851 г. назначен на Олонецкую кафедру. В 1854/55 г. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде. 7 июля 1869 г. уволен на покой в Александров Свирский мон-рь , перед смертью принял схиму. Деятельный архипастырь, автор многочисленных сочинений против старообрядчества , по словам проф. И. Е. Троицкого , «прирожденный миссионер, какие родятся только веками», проповедник. В период управления А. Пермской епархией число старообрядцев сократилось со 150 до 75 тыс. Отличался усердием к богослужениям, совершал частые поездки по епархии, любил беседовать с простым народом. Несмотря на странности в поведении, из-за к-рых А. имел репутацию «сфинкса» и даже «анекдотического архиепископа», пользовался любовью паствы.

http://pravenc.ru/text/76046.html

архиепископ Аркадий (Фёдоров) (1784–20.05.1870) архиепископ Аркадий (Фёдоров) Епископ Русской православной церкви, архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. Биография В миру Федоров Григорий Федорович, родился в 1784 (1786?) году в селе Дмитровское (Дмитровский погост) Покровского уезда Владимирской губернии в семье причетника. Окончил Владимирское народное училище. По окончании Владимирской духовной семинарии, в 1 ноября 1807 года был оставлен в семинарии преподавателем французского языка, 27 февраля 1808 года - назначен преподавателем риторики, арифметики, истории и географии, впоследствии учителем высшего французского класса, библиотекарем, преподавал поэзию. В 1814 году был определен экономом семинарии. 18 мая 1814 года принял монашество, 21 мая того же года был рукоположен во иеродиакона, а 24 мая - во иеромонаха. С 3 июля того же года - строитель Сольбинской Николаевской пустыни. 23 декабря 1814 года был утвержден смотрителем Владимирских духовных училищ. 26 мая 1818 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Боголюбского монастыря. 18 марта 1819 года был утвержден присутствующим Владимирской духовной консистории и освобожден от занимаемых должностей в семинарии. 23 ноября 1822 года был назначен благочинным над мужскими монастырями Владимирской епархии. С июня 1823 года - ректор Могилевской духовной семинарии, профессор богословских наук и настоятель Оршанского Кутеинского Богоявленского монастыря. В июне 1824 года был назначен ректором Минской духовной семинарии и настоятелем Грозовского Иоанно-Богословского монастыря. С 27 мая 1825 года - настоятель Пинского Богоявленского монастыря. В октябре 1827 года был переведен на должность ректора Ярославской духовной семинарии. 8 декабря 1828 года был назначен, а 3 февраля 1829 года - хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. 8 августа 1831 года был перемещен на Пермскую кафедру. 25 декабря 1833 года был возведен в сан архиепископа. С 29 марта 1851 года - архиепископ Олонецкий и Петрозаводский. В 1854 - 1855 годах вызывался в Санкт-Петербург для присутствования в Св. Синоде. 7 июля 1869 года уволен на покой в Александро-Свирский монастырь. Скончался в схиме 8 мая 1870 года. Погребен в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

В новой епархии менее 30 чел. из духовенства окончили полный семинарский курс, поэтому И. стал вызывать священников к себе «для доучения». Способствовал быстрому открытию в Петрозаводске ДС. Штаты Олонецкой ДС были утверждены 8 авг. 1829 г., занятия начались 27 окт. того же года. В число преподаваемых предметов был включен карел. язык. И. настоял на переводе в новую семинарию уроженцев епархии, ранее учившихся в Новгородской и С.-Петербургской семинариях. В 1831 г. донес Синоду, что, согласно мнению сенатора Д. О. Баранова, ревизовавшего губернию в 1826 г., считает нужным основать ДУ в Повенце для детей старообрядцев. Однако проект был отклонен, поскольку «на сию меру согласия от отцов и родственников детей старообрядческих» ожидать не приходилось. Получив запрос Синода о возможности организовать обучение детей священниками на местах, И. составил «Порядок обучения детей прихожан при церквах по уезду Повенецкому» (15 авг. 1832), а затем и детальную инструкцию («правила») для духовенства. Когда «правила» после доработки были утверждены, Олонецкая духовная консистория 19 дек. 1836 г. издала указ «Об открытии училищ для детей поселян и раскольников по Олонецкой епархии». Учебные пособия на приходы были разосланы через духовные правления. К кон. 1840 г. занятия с детьми велись в 85% сельских приходов епархии, число учащихся превысило 2 тыс. чел. Два раза в год благочинные проводили испытание учеников и представляли архиерею отчет. Регулярно совершая объезды епархии, И. экзаменовал детей и награждал отличившихся книгами. В 1840 г. по его представлению Синод преподал благословение с грамотами всем клирикам епархии, принявшим участие в «обучении поселянских детей грамоте». Для повышения уровня знаний духовенства И. посылал причтам книги и даже «Земледельческую газету». И. развивал миссионерскую деятельность, поскольку в епархии свыше 1/3 населения принадлежало к старообрядчеству, во мн. местах сохранялись празднества языческого происхождения. 29 июня 1829 г., по окончании литургии в день апостолов Петра и Павла, И.

http://pravenc.ru/text/293475.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010