10 м, высота до верха главы ок. 27 м). Разделка фасадов лопатками на 3 вертикальных прясла (среднее более широкое) с закомарами наверху, кокошники с небольшими килевидными завершениями в гранях 8-гранного столпа под шатром - эти черты при всей упрощенности и неразвитости форм восходят к архитектуре ц. Вознесения в подмосковном царском с. Коломенском. Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Успенский собор в Перемышле. Рис. фасада и план по М. Т. Преображенскому Собор Успения в Перемышле является, по-видимому, одним из последних соборов, возведенных удельным князем в эпоху Иоанна IV. Большой городской собор (с запада устроены хоры, перекрытые сводами) со своеобразной структурой - 4-столпный 5-главый (позднее 4 малые главы сняли для облегчения сводов) 3-апсидный - в укрепленном остроге должен был выполнять функции обороны и хранилища. Здание имело подвалы и мощный сводчатый подклет, основной объем с 3 сторон (на уровне подклета и главного этажа) окружали 2-этажные арочные галереи (разобраны в 20-х гг. XIX в.; варианты реконструкции см.: Преображенский. 1891. С. 35-37. Табл. 1; Николаев. 1970. С. 112 (реконструкция Е. Н. Подъяпольской)). В 70-х гг. XX в. обрушились его своды, столпы, вост. стена, алтарь, уцелели трапезная (XIX в.) и колокольня (2-я пол. XVIII в.). Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Собор Св. Троицы Троицкого Лютикова мон-ря. Аксонометрический разрез, план и рис. фасада по М. Т. Преображенскому Одним из незаурядных комплексов на территории К. и Б. е. являлся Троицкий Лютиков мон-рь, в 6 км от Перемышля, близ с. Корекозева. Судить об архитектуре его основных сооружений можно по описаниям и чертежам кон. XIX в. мелкого масштаба ( Преображенский. 1891. С. 57-60. Табл. 7; Извеков. 1902). По преданию, мон-рь основан в нач. XVI в. В. И. Воротынским († 1533), по др. версии - в XV в. Воротынские были его основными вкладчиками и строителями. Собор Св. Троицы был 4-столпным одноглавым, по ширине почти равным собору в Перемышле. Три ряда полукруглых кокошников в основании центрального барабана собора, узкие, высокие окна близки к московской архитектуре. Шатровая ц. Благовещения (разрушена во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) имела подклет, крытую зап. галерею (разрушена в XIX в.), трапезную с сев. стороны. К кон. XIX в. вертикальное пространство храма изменилось: нижнюю часть перекрыли сомкнутым сводом, наверху устроили колокольню, для к-рой растесали окна восьмерика. Композиционная структура ц. Благовещения во многом повторяла ц. Вознесения в Коломенском (о датировке и первоначальном облике см.: Седов Вл. В. Троицкий собор Лютикова мон-ря//Вопросы археологии и истории В. Поочья: Тезисы докладов. Калуга, 1987. С. 42-43; Баталов. 1996. С. 306-308).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Илия в пустыне», «Св. Троица», на к-рой «самые Три Лица Св. Троицы» были написаны «в четырех местах» ( Макарий (Миролюбов). Археол. описание. 1860. Т. 2. С. 116-117), Божией Матери «О Тебе радуется», храмовая «Положения ризы Богоматери» (высота ок. 2,8 м). Местонахождение этих святынь после закрытия обители неизвестно. До 1913 г. в З. м. находилась чтимая икона Божией Матери «Знамение» кон. XII - 1-й пол. XIII в., представляющая один из древнейших иконографических вариантов этого типа (ГТГ, музей П. Д. Корина). На обороте поясного образа Богоматери изображена мц. Иулиания, на полях - избранные святые. Из часовни З. м. происходила икона святых Бориса и Глеба нач. XIV в., поступившая в 1914 г. в Новгородское епархиальное древлехранилище (ныне в ГИМ). Вероятно, из З. м. в 1915-1916 гг. в епархиальное древлехранилище была передана икона «Спас на престоле», раскрытая в 1900-х Юкиным (с 1958 в НГОМЗ). По описанию архим. Макария (Миролюбова), в Покровском храме на древнем медном Корсунском паникадиле были изображены Спаситель, Божия Матерь, ап. Петр, архангелы Михаил и Гавриил, «внизу вместо яблока голова львиная держит кольцо, а повыше этой главы центавры с луками в коронах» (Там же. С. 231-232). 28 марта 1995 г. в Покровский собор перенесены мощи прп. Саввы Вишерского , обнаруженные в ходе археологических раскопок на месте уничтоженного в 1979 г. собора Саввина Вишерского мон-ря . Во имя прп. Саввы переосвящен сев. придел собора, в к-ром и находится святыня. Перенесение мощей в Покровский собор мотивировано тем, что память преподобного приходится на Покров Богородицы - престольный праздник З. м., а приход Покровского собора с 1994 г. окормляет жителей пос. Савино Новгородского р-на, где располагался мон-рь (на его месте в 1994 сооружена ц. прп. Саввы Вишерского - 1-й построенный в постсоветский период храм Новгородской епархии). Частицы мощей прп. Саввы хранятся в старой Покровской ц. и в храме пос. Савино. В Покровском соборе перед клиросом правого придела находится новый мощевик с частицами мощей ап.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Высота колокольни с крестом составила ок. 80 м. Внутристенная лестница размещалась в 3 зап. гранях, к-рые значительно утолщены. В сев. грани шел до земли гиревой ход. Над входом с юга под церковным карнизом размещался киот с храмовым образом Божией Матери. Обработка прясел церковного яруса напоминала обработку прясел Иоанна Лествичника прп. ц. в Московском Кремле (Ивана Великого) . Верхние ярусы украшали колонки, пояски, столбики-балясины, ширинки, арки, вокруг 3 ярусов были сделаны гульбища с ажурным ограждением, последний ярус был украшен изразцовым фризом. На колокольне было 19 колоколов, самый большой весил 500 пудов (более 8 т) и был отлит в 1712 г. До 30-х гг. XIX в. церковь окружала паперть на аркадах. К 1846 г. уклон колокольни от отвесной линии к северо-западу достиг 2 аршин (1,4 м). В 1847 г. были заделаны лестничные проходы (весь 2-й оборот лестницы) и отверстие для часовых гирь, трещины в стенах пробраны кирпичом. В 1849 г. нижняя часть колокольни была обвязана железом. Осадка более не наблюдалась. В 1852 г. мон-рь посетил архит. К. А. Тон , осмотревший по благословению митр. Московского Филарета (Дроздова) накренившуюся колокольню. 19 нояб. 1941 г. при отступлении советских войск колокольня была взорвана. Сохранился 1-й ярус с остатками сомкнутого свода и внутристенной лестницей. Полностью уцелели 6 граней и по половине 2 граней сев.-зап. угла. Фасады обработаны широкими угловыми лопатками, ограниченными полувалом. В 3 вост. и в сев.-зап. грани имеются оконные проемы, обращенные широкими откосами внутрь и железными решетками наружу. У юж. грани внутри колокольни расположена дверь для входа на 1-й ярус и на внутристенную лестницу. Церковь в честь Богоявления с трапезной палатой Богоявленская церковь с трапезным корпусом. (1506–1510, 1682) Богоявленская церковь с трапезным корпусом. (1506–1510, 1682) была заложена 9 мая 1506 г. и построена к 1510 г. (РНБ. Погод. 504. Л. 28) на средства кн. С. И. Бельского и окольничего Б. В. Кутузова. Основные помещения - церковь, трапезный зал, келарская - располагались в верхнем ярусе, подклет занимали хозяйственные помещения.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ц. ап. Андрея на Треске. 1388-1389 гг. первоначально собор мон-ря ап. Андрея, расположенного на р. Треске недалеко от г. Скопье (Македония). Возведена и расписана в 1388-1389 гг., о чем сообщает посвятительная надпись на слав. языке, помещенная на зап. стене наоса над порталом. Ктитор храма, соорудивший церковь в честь соименного святого, королевич Андреаш (сын 2-го краля Вукашина и королевы Елены). А. а. ц. выстроена в соответствии с визант. традицией и принадлежит к памятникам морав. архитектуры. Это небольшая (длина без нартекса - 8,93 м, высота - 8,15 м) крестообразная в плане постройка (триконх). Рукава креста перекрыты позакомарно, барабан купола граненый. Поверхность стен, выложенных из чередующихся рядов камня и плинфы, прорезана нишами и люнетами, украшенными геометрическим орнаментом кладки плинфы. Внутреннее пространство боковых (сев. и юж.) рукавов креста завершается экседрами. Диаконник и жертвенник оформлены как неглубокие ниши в вост. стене по сторонам центральной апсиды. В 50-х гг. XVI в. был пристроен почти квадратный в плане невысокий нартекс. Росписи А. а. ц.- центральное произведение серб. художественной школы кон. XIV в., связанной с именем митр. Иоанна II (Зографа) и его брата иером. Макария. К памятникам этой школы относятся также фрески собора Зрзетского Преображенского мон-ря , 1368-1369 гг., церквей вмч. Димитрия, ок. 1380 г., и свт. Николая, кон. XIV в., в Прилепе, Богородицы в Голобоко близ Безмишти на оз. Преспа (кон. XIV в.). Из надписи на слав. языке в жертвеннике А. а. ц. известно, что роспись выполнена митр. Иоанном и его помощником мон. Григорием. В куполе находилось изображение Господа Вседержителя (не сохранилось) в окружении Небесных Сил, в барабане - фигуры ветхозаветных пророков и св. Иоанна Предтечи, на парусах - евангелисты. В конхе апсиды представлена Богоматерь на троне с Младенцем, с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, ниже, под регистром с полуфигурными изображениями святителей, расположена композиция Μελισμς ( Преломление : т. н. Поклонение Жертве). В нишах диаконника и жертвенника - образы архидиаконов Стефана и Евпла, над к-рыми на зап. гранях вост. пилонов изображено «Благовещение»; в конхах боковых экседр, на сев. и юж. стенах,- Богородица, апостолы Петр и Павел и евангелисты. Программа росписи небольшой по размерам А. а. ц. ограничена 2 циклами - двунадесятых праздников (1-й регистр) и Страстей Христовых (2-й регистр), под к-рыми - поясные изображения святых (в т. ч. прп. Саввы Сербского и св. Симеона Мироточивого, свт. Климента Охридского), в нижнем регистре - святые в рост. В нартексе А. ц. частично сохранилась роспись 1559-1560 гг. (в т. ч. образ ап. Андрея над вост. порталом), мастер к-рой, очевидно, ориентировался на роспись XIV в., однако определяющим в его манере стало серб. художественное течение, возникшее в 1557 г. после обновления Печской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/115352.html

Высота храма до яблока креста - ок. 55 м. Главный крест (4,8 ´ 2,7 м) и крест над звонницей сделаны из хрусталя, призмы (до 18 см) к-рого заправлены в золотую оправу. 9 колоколов звонницы пожертвованы рус. послом в В. гр. П. А. Капнистом, 10-й, самый большой, отлит из металла, подаренного командованием Красной Армии после освобождения В. в 1945 г., освящен в 1948 г. В 1945 г. собор, хотя и сильно поврежденный, был открыт в юрисдикции Московского Патриархата прибывшим в окт. 1945 г. в В. архиеп. Фотием (Топиро). Собор имеет 2 престола: в верхнем этаже находится храм во имя свт. Николая. Внутреннее пространство ц. свт. Николая имеет форму правильного креста, вписанного в квадрат стен, высокий световой барабан опирается на 4 колонны красного гранита с богато орнаментированными капителями и напоминает визант. храм. Резной, из кипарисового дерева, позолоченный иконостас исполнен по эскизам Котова, включает местный и праздничный ряды, все 17 икон на бронзовых досках написаны рус. художниками Ф. А. Бруни и А. А. Харламовым в визант. стиле. По рис. Бруни венецианскими мастерами была выполнена мозаичная икона Воскресения Христова, помещенная во фронтоне крыльца. Помимо традиц. икон ц. свт. Николая украшена витражами - образ свт. Николая на верхней площадке лестницы, ведущей в храм, единственный витраж, не пострадавший во время второй мировой войны, а также образы в 3 верхних окнах алтарной апсиды - Господь Вседержитель, Божия Матерь и св. Иоанн Предтеча. Нижняя церковь зимняя, освящена в память имп. Александра III, во имя его небесного покровителя св. Александра Невского. Храм по размеру меньше верхнего, низкие сомкнутые своды покоятся на массивных столбах. рядом с церковью находятся адм. помещения, канцелярия епархии, библиотека и т. п. Лит.: Schnerich A. Wiens Kirchen und Kapellen. W., 1921; Eisler M. Das barocke Wien. W., 1924; Missong A. Heiliges Wien. W., 1948, 19703; Donin R. K. Der Wiener Stephansdom und seine Geschichte. W., 19522; Малюжкович В. , прот. Св.-Николаевский кафедральный собор в Вене//ЖМП. 1969. 12. C. 8-14; Сененко М. С. Вена. М., 1970. (Города и музеи мира); Денисова М. Д. , Овчинников К. В. , Талалай М. Г. Никольский храм в Вене: Мат-лы для исследования//Петербургские чтения-99. СПб., 1999. С. 190-193.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Внутреннее пространство нижнего храма, в центре которого анфиладная система переходящих церковных залов, представляет собой замысловатую совокупность помещений старой и новых частей здания. Растесанные окна четверика и трапезной превращены в проемы, соединившие северный и южный приделы с основными помещениями. В ю-з части трапезной ломаной перегородкой выгорожен алтарь пятого придела. С запада планировочная ось ограничена глухой камерой нижнего яруса колокольни, в которой находилась сторожка. Вход в храм устроен через два боковых проема в притворе, соединяющем колокольню с трапезной. Планировочная композиция верхнего храма более компактна. В центре ее — вытянутый вдоль продольной оси четверик, перекрытый 8-лотковым сводом с узкими диагональными гранями. Развитость апсиды обусловлена габаритами расположенного под ней помещения собственно церкви. Просторная двустолпная трапезная сообщается с храмом тремя арочными проемами. На второй ярус колокольни, являющийся сенями храма, ведут два лестничных марша с южного и северного фасадов. Над новыми приделами и трапезной верхнего храма — плоские деревянные перекрытия. Коробовые и цилиндрические кирпичные своды с распалубками перекрывают все остальные помещения церкви. Фасадный декор включает плоскостные мотивы барочного характера. Трехчастная разбивка стен четверика осуществлена «тосканскими» пилястрами на постаментах, убранных вертикальными ширинками. Углы четверика выпущены между сдвоенными пилястрами, углы апсид — прикрыты пилястрами. Валиковые уступчатые обрамления окон дополнены бровками двух типов — обычным и волнистым, а также филенками, расположенными под проемами верхнего света. Карнизы включают пояс городков-кронштейнов. Усиливающееся влияние столичного классицизма отразилось в упрощении отдельных элементов декора. Размеры памятника в плане: длина — 54,5 м, ширина — 30 м, высотаок. 45 м. В 1983 г. по решению облисполкома Троицкая церковь поставлена на госохрану как памятник архитектуры местного значения. Даже в искаженном и запущенном виде памятник сохранил барочную динамику своего художественного облика и роль главной архитектурной доминанты села.

http://sobory.ru/article/?object=12662

В описи 1739 г. упоминается деревянная надвратная ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, но в описи 1746 г. она уже вычеркнута: видимо, храм сгорел во время пожара 1745 г. В XVIII-XIX вв. вокруг обители была выстроена каменная ограда с башенками. В 1821-1838 гг. по проекту казанского губернского архит. Ф. И. Петонди был отстроен 3-этажный братский корпус, примыкавший к надвратному Владимирскому храму. На первом этаже размещались кладовые, на втором - братские кельи, на третьем - настоятельские покои. В 1-й пол. XVIII в. у зап. ворот обители была построена деревянная ц. во имя первомч. архидиак. Стефана. В 1833 г. обветшавший храм был разобран, и в 1881-1882 гг. возведена небольшая зимняя ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, вход в храм был вне обители. Церковь равноап. кн. Владимира в Кизическом мон-ре. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Церковь равноап. кн. Владимира в Кизическом мон-ре. Кон. XVII в. Фотография. 2009 г. Около К. м. находились 2 часовни. Одна, с росписью на внутренних стенах, была выстроена в 1830-1831 гг. над колодцем, вода к-рого считалась целебной. У дороги, ведущей в город, стояла др. часовня (1892), посвященная двум событиям - чудесному спасению в 1891 г. цесаревича Николая Александровича от покушения в г. Оцу (Япония) (покушение произошло в день памяти 9 Кизических мучеников) и 200-летию мон-ря. Проект часовни был рассмотрен и одобрен строительным отд-нием Казанского губ. правления 8 авг. 1891 г. Судя по чертежу, сохранившемуся в архиве, она была небольшая: площадь 4×4 м, высота до 10 м (НАРТ. Ф. 2. Оп. 14. Д. 131). В 1835-1837 гг., при архим. Гурии, по проекту архит. Петонди на пожертвования купеческой семьи Котеловых близ Введенской ц. была построена надвратная 5-ярусная колокольня в стиле провинциального ампира. Кизическая колокольня оставалась самой высокой (ок. 55) в Казани вплоть до постройки колокольни Богоявленского собора на ул. Проломной (Баумана) в нач. ХХ в. Главный колокол (357 пудов 17 фунтов) на кизическую колокольню пожертвовал купец П. И. Котелов.

http://pravenc.ru/text/1319826.html

Минологий прерывается 3 парными изображениями: ангелов Господних, записывающих имена входящих в храм (зап. стена, XVII в.), святых Христофора и Сергия Радонежского (сев. стена), свт. Ионы Новгородского с ц. св. Симеона в руках (ктиторское изображение) и прп. Варлаама Хутынского (юж. стена). Святые Христофор и Иона почитались в Вел. Новгороде как ходатаи в избавлении от моровых поветрий, почитание прп. Сергия Радонежского ввел в Вел. Новгороде свт. Иона, неоднократно встречаются парные изображения преподобных Сергия и Варлаама как предстоятелей за Московскую и Новгородскую земли (напр., «Спас Смоленский с припадающими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» над воротами Спасской башни Московского Кремля). Данное изображение могло свидетельствовать о возможном примирении с Москвой. Композиционных сцен в росписи нет. Господским и Богородичным праздникам соответствуют полуфигурные изображения Спасителя или Богоматери. Об обетном характере храма напоминает и изображение моления Богородицы в сюжете «Положение ризы» (Богоматерь перед киворием). На вост. стене храма, в юж. рукаве, внизу имеется надпись 1661 г. о моровом поветрии, с к-рым связано обетное построение церкви. Собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1899-1901) выстроен в русском стиле. 5-главый 6-столпный храм представляет собой важную градостроительную доминанту в панораме Софийской стороны с Волхова. Несмотря на специфичность пропорций - растянутый по горизонтали объем, широко расставленное луковичное 5-главие,- храм (высота с крестом 25,5 м, своды 19 м, диаметр средней главы 8,5 м) выглядит монументально, особенно на фоне небольших древних церквей З. м. Угловые и промежуточные лопатки оформлены ширинками, боковые барабаны - двойными аркатурными поясами. Наборные оконные наличники увенчаны 3-частными кокошниками с килевидным навершием. Фасады завершаются раскрепованным, богато декорированным карнизом, над к-рым возвышались килевидные кокошники. Массивный центральный световой барабан имеет 4 окна и 4 ниши. Угловые глухие барабаны установлены на металлических балках, украшены рядом декоративных кокошников, а также широким аркатурно-колончатым поясом. Собор вмещает ок. 1 тыс. молящихся. Сплошной высокий иконостас длиной более 21 м включал 2 придельных иконостаса. Некрополь

http://pravenc.ru/text/199663.html

Ф. 128. Оп. 1 (общ.). Д. 1814. Л. 23) сообщается, что «Симбирской губернии города Сызрани мещанин Николай Попов» в 1834 г. подвизался поновить живопись в иконостасе Феодосиевской ц., после завершения работ иером. Гимнасий попросил Попова помочь лаврским иконописцам в росписи храма. Мастер написал 8 образов Печерских святых; работы были окончены в 1835 г. Т. о., роспись церквей Благовещения Пресв. Богородицы и прп. Феодосия, очевидно, была осуществлена в 1834-1835 гг.; в ее создании принимали участие неск. мастеров, написавших ок. 50 образов Печерских святых. Инициатором художественного оформления Дальних пещер мог быть соборный старец иером. Гимнасий, к-рый с 1831 по 1839 г. руководил рядом работ по восстановлению настенной живописи, икон и иконостасов в Успенском соборе, церквах преподобных Антония и Феодосия (Трапезной), Крестовоздвиженской, Троицкой и Рождества Пресв. Богородицы. В Ближних пещерах сохранившиеся на стенах и сводах росписи можно условно разделить на 2 группы: живописные фрагменты XII и XIV-XV вв. на закрытых для посетителей т. н. участках Меркурия и Нестора; росписи XVII-XVIII вв. в доступных для осмотра коридорах. Проход на участок Меркурия проделан через обвал в стене (высота не превышает 1 м 20 см) и начинается за местом захоронения прп. Меркурия Смоленского. На древнюю часть пещер приходится 2/3 участка. Во время археологических исследований 1978-1979 гг. в одном из ответвлений были открыты фрагменты кладки (длина 6 м) из древнерус. плинфы, а на освобожденной из-под обвала стене - изображения 4 крестов, выполненные черной краской по выровненной поверхности песчаника. На противоположной стене обнаружено изображение процветшего креста, ветви к-рого трактованы в виде кринов. Справа и сверху от него различимы фрагменты сходных с первыми крестов. Выявлены также: на своде - параллельные черные линии, на стене - небольшой участок цветочного орнамента. Все фрагменты были частью единой художественной программы пещерного комплекса, вероятно сакрального назначения.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Подземные ходы, кельи и церкви выкопаны в слое светло-желтой лессовидной супеси, местами укреплены кирпичом и покрыты известковой побелкой. На участках обрушений найдены следы обшивки деревянными досками. В нач. 90-х гг. XX в. вход в главный комплекс был укреплен железобетонными крепями. Первоначальная архитектурно-планировочная структура пещер неизвестна, но очевидно, что в XVIII в. образцом для их устроителей служили пещеры Киево-Печерской лавры. Общая протяженность наиболее известного, т. н. Главного комплекса, зафиксированная археологами в 90-х гг. XX в., составила ок. 250 м. Высота коридоров с циркульными сводами - 1,7-1,9 м, ширина - 0,8-1,2 м, т. е. размеры соответствуют человеческому росту и учитывают возможность при встрече двоим разойтись в пещерных коридорах. Кельи имеют «лежанки» - выступы из той же лессовой породы грунта. В торцевых стенах жилых помещений устроены неглубокие ниши для икон, свечей и лампад. Захоронений в Китаевских пещерах не обнаружено. Самые ранние граффити предварительно датируются XVIII в. Датировка археологического материала XVII в. связана с преданием о существовании в пещерах в это время скита. В основном обнаружены изразцы и кухонная керамика. Особый интерес представляет упомянутое Эртелем исследование подземного помещения с изразцовой печью на территории бывш. виноградника. Большое помещение в начале главного комплекса исследователи назвали церковью. Расширением пещер и устройством новой подземной церкви в 60-70-е гг. XIX в. занимался насельник лавры схим. Тит вместе с келейником Иосифом, но освятить церковь им не удалось ( Зноско. 1994). В дни празднования 2000-летия Рождества Христова престол пещерной церкви был освящен в честь Собора Пресв. Богородицы. Над входом в пещеры (1909) построена деревянная часовня. В документах XVIII в. упомянуты 2 отшельника, жившие в пещере на Китай-горе: прп. Досифей и белец Гавриил. Наиболее раннее известие о них относится к 1744 г., времени посещения Киева имп. Елизаветой Петровной, когда сведения «о жительствующих при Китаевской пустыни в ямах» Досифее и Гаврииле запрашивались из канцелярии ген.-губернатора М. И. Леонтьева. В 1781 г. начальник пустыни, сообщая краткие исторические сведения о мон-ре в Духовный собор лавры, засвидетельствовал, что имп. Елизавета Петровна в 1744 г. посетила пустынь, «а из оной и к жительствовавшим тогда на отшельничестве в пещерах земляных одному монаху Досифею, а другому бельцу Гавриилу пешо ходить и посещать соизволила, а оного бельца Гавриила по его желанию в монахи постричь указала» (ЦГИАК. Оп. 1 общ. Д. 566. Л. 21).

http://pravenc.ru/text/1841139.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010