практически в центре Храмовой горы. Он возвышается на искусственно выровненной платформе (высота относительно уровня наклонной поверхности Храмовой горы от 2,5 до 6 м, площадь - неправильный прямоугольник - ок. 150-160×130-140 м). Здание представляет собой октагон, увенчанный высоким куполом, под к-рым, в интерьере октагона, выступает неровная поверхность священной скалы. Купол двойной, его внутренний диаметр точно повторяет диаметр купола ротонды Воскресения (более 20 м); на протяжении веков он многократно переделывался. Купол опирается на колонны и пилоны круговой галереи вокруг скалы; между ней и внешними стенами расположена еще одна 8-гранная колоннада. Внешняя колоннада состоит из 8 пилонов (расположены против углов октагона) и промежуточных тройных аркад на колоннах; во внутренней 4 пилона чередуются с 4-пролетными аркадами. Перекрытия всех частей здания деревянные. Пропорции пространства гармоничны: диаметр внутреннего октагона примерно равен ширине обеих галерей и высоте стен до уровня барабана. Входы расположены по сторонам света, южный позже был закрыт и превращен в михраб. В каждой из стен устроен ряд из 5 окон и 2 ниш справа и слева от них. Первоначально над ними проходил ярус из 13 слепых арочек, украшенных мозаиками; барабан также имел мозаичные украшения. Сейчас верхняя часть здания облицована изразцами, изготовленными в 1958-1966 гг. и повторяющими декор 60-х гг. XVI в. Изнутри стены и пол облицованы мрамором различных оттенков. Простенки над и между арками, поддерживаемые позолоченными коринфскими и композитными капителями, и барабан украшены орнаментальными мозаиками, очень близкими по стилю к мозаикам мечети Омейядов в Дамаске. Купол скалы изначально был возведен как мартирий над священным камнем. Этот камень, согласно ранним хадисам, воспринимался как место, откуда Всевышний вознесся на небо после создания мира ( Ettinghausen et al. 2001. P. 15). Лишь позже, приблизительно с IX в., Храмовая гора стала отождествляться с местом ночного путешествия прор.

http://pravenc.ru/text/293782.html

[Республика Кения; суахили Jamhuri ya Kenya; англ. Republic of Kenya], государство в Вост. Африке. На севере граничит с Эфиопией, на северо-западе - с Юж. Суданом, на востоке - с Сомали, на юго-западе - с Танзанией, на западе - с Угандой; на юго-востоке омывается Индийским океаном. Территория - 582,6 тыс. кв. км. Столица - Найроби (3 138 369 чел. (2009)). Другие крупные города: Момбаса (867 тыс. чел.), Накуру (271 тыс. чел.), Элдорет (239 тыс. чел.), Кисуму (225,5 тыс. чел.), Тика (200 тыс. чел.). К. разделена на 8 провинций, состоящих из 71 округа. К.- член ООН (1963), Содружества наций (1963), Африканского союза (1963), МВФ (1964), ВТО (1995). Официальные языки - суахили и английский. География. К. расположена на сев.-вост. окраине Восточно-Африканского плоскогорья, высота которого 500 м в вост. его части и 1,5 тыс. м в западной. Для К. характерно разнообразие физико-географической среды: от прибрежных низменностей с мангровыми болотами на востоке до горных массивов и плоскогорий на западе и полупустынь на севере и северо-востоке. В сев. части страны находится глинисто-солончаковая пустыня Чалби. Зап. часть К. занимает глыбовое плоскогорье с останцовыми горами, расчлененное Великой рифтовой долиной (ширина от 50 до 130 км), к-рую обрамляют высокие хребты Мау и Элгейо - на западе и Абердэр - на востоке. В центральной части страны расположен вулканический горный массив, где находится самая высокая точка страны - гора Кения (5199 м). Горы ступенчато опускаются в вост. направлении чередой выровненных, местами холмистых плато к приморской низменности. Приморская равнина тянется вдоль побережья Индийского океана, достигая наибольшей ширины (200 км) на севере и суживаясь (до 50 км) на юге. Климат К. субэкваториальный. Речная сеть развита слабо, главные реки - Тана, Галана впадают в Индийский океан. Реки в основном маловодны; на севере и северо-востоке имеют сезонный или эпизодический сток. К. принадлежит вост. берег оз. Виктория. Небольшие озера встречаются местами на дне Великой рифтовой долины, наиболее значительное из к-рых - пресноводное оз. Найваша. На северо-западе расположено соленое оз. Рудольф (Туркана). В зап. и юго-зап. части К.- саванны и саванные леса. Ок. 30% территории страны занимают леса и редколесья, охраняемые природные территории и национальные парки - 6%. Население

http://pravenc.ru/text/1684185.html

На севере полуострова не позднее IV в. до Р. Х. складывается гос-во Др. Чосон (Кочосон). При раскопках крупных поселений вместе с железными изделиями (кельты, серпы, ножи, наконечники копий и стрел) найдены ножевидные монеты «миндао», отливавшиеся в царстве Янь. После завоевания Чосона империей Хань в кон. II в. до Р. Х. на этих территориях был создан округ Лолан (Наннан) - один из 4 кит. адм. округов (3 других - Сюаньту, Чжэньфань, Линьтунь), существовавших на территории Северной К. Сведения о них сохранились в летописях («Самгук саги», «Ши цзи», «Цзянь Хань шу», «Хоу Хань шу», «Сань го чжи»). В I в. до Р. Х. на территории К. образовывались союзы племен, на базе к-рых сформировались 3 гос-ва - Когурё, Пэкче и Силла. Ранняя столица Когурё располагалась в районе совр. г. Цзиань (пров. Гирин (Цзилинь), КНР), где обнаружено 2 городища (горное и равнинное) в излучине р. Амноккан. В 427 г. столица перенесена в район совр. г. Пхеньян (КНДР). В долине р. Амноккан обнаружено свыше 10 тыс. могил эпохи Когурё. Часть из них украшена фресками со сценами охоты, военных действий, с изображением мифологических сюжетов, фигур «духов-защитников» 4 сторон света. Уникальными объектами являются 7-ступенчатая (высота 12,4 м) пирамида-гробница правителя Когурё Чансу (413-491) и т. н. стела правителя Квангэтхо (391-413), установленная в 414 г. Стела высотой 6,39 м, весом ок. 37 т содержит 1775 иероглифов и представляет собой важнейший эпиграфический источник по ранней истории К. Значительное влияние на культуру гос-ва оказало проникновение буддизма , которое традиционно связывают с прибытием в 372 г. в составе посольства мон. Сундо, привезшего буддийскую лит-ру и скульптуру. В 375 г. были основаны первые буддийские храмы и мон-ри. Храмовые комплексы Тхосонни, Кымганса и др. состояли из пагоды, сооруженной на 8-угольной платформе, и 3 павильонов вокруг. Обсерватория Чхомсондэ в Кёнджу (Республика Корея). Сер. VII в. Обсерватория Чхомсондэ в Кёнджу (Республика Корея). Сер. VII в. Среди многочисленных типов погребений гос-ва Пэкче на юго-западе полуострова в бассейне р. Йонган выделяются погребения, аналогичные курганам в форме «замочной скважины» культуры Кофун в Японии. Для этой территории также характерны погребения в парных керамических урнах, соединенных устьями. О заимствовании типичной для Когурё традиции погребальных памятников пирамидальной формы свидетельствует курганный комплекс Сокчхондон в г. Сеул (IV-V вв.). С сев. влиянием связывают фресковую живопись Пэкче в Сонсанни (г. Конджу), в кирпичном склепе погребения вана Мурёна близ Конджу отмечают ханьское влияние. Типичным храмовым комплексом гос-ва Пэкче является комплекс в Нынсанни (близ г. Пуё), сооруженный в 567 г. Он состоит из пагоды, алтаря и павильона для чтения сутр, к-рые были расположены в одну линию и окружены галереей. В нем обнаружена бронзовая курильница в виде феникса, украшенного богатым орнаментом, и реликварий с вырезанным на нем иероглифическим текстом.

http://pravenc.ru/text/2057272.html

Ищу человека (Диоген Синопский). Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. Ок. 1780      Это правило христианской нравственности проводит однозначную связь между грехом мысленным и грехом совершённым. Вспомним, как Каин омрачился лицом еще прежде совершения убийства. «Каинитские» поползновения ума и чувств предшествуют любому преступлению, любому проступку. Чистота сердца — вот та высота, на которую нацеливает христианство. Чистые сердцем узрят Бога (Мф 5:8) и тем же самым они избавляются от эгоизма, приобретая мир и незлобие в отношениях с ближними. У старца Паисия существует концепция «доброго помысла». «Пустим в ход фабрику добрых помыслов», — говорил он по своему обычаю, когда известия о чьих-нибудь порочных поступках или недоброжелательстве достигали его. Намерения таких людей старец истолковывал всегда в лучшую сторону и таким образом избегал вражды. Существует и еще одна причина христианину не иметь эгоизма: христианин критичен к себе и не привязан к мимолетным и быстро меняющимся чертам индивидуального «я». Его представление о себе включает осознание своего несовершенства и необходимости изменений. Самолюбие и самомнение, спутники эгоизма, учат принимать за свое собственное и отстаивать как свою собственную всякую наклонность в характере, любое исходящее изнутри намерение или пожелание. Но христианин живет в перспективе самосовершенствования, он отделяет черты ветхого «я» от нового в себе самом. Ветхое «я» есть искажение настоящего образа, которое подлежит исправлению и расчистке. В текущем состоянии личность недораскрыта, имеет как бы промежуточную форму. В ней много наносного. В одном из посланий апостол Иоанн говорит «еще не открылось, что будем», апостол же Павел упоминает о «сокровенном человеке сердца», скрытом под грубой и переменчивой наружной оболочкой. Внутренний прогресс в Боге имеет следствием новое органическое единство. Вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор 12:27). Авва Дорофей излагает следующую притчу: есть круг на земле и прямые линии, идущие по радиусам от центра к окружности. Круг — это мир, люди мира. Центр круга — Бог, радиусы же — пути жизни человеческой. Насколько люди приближаются к Богу, входят внутрь круга, настолько они становятся ближе и к Богу, и друг к другу. В какой мере они удаляются от Бога, в той мере удаляются и друг от друга. «Таково естество любви, — заключает авва Дорофей, — насколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».

http://pravoslavie.ru/74174.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕРЕАГЗЫ Дереагзы [тур. Dere руины архитектурного комплекса (епископского, монастырского или паломнического?) в М. Азии, к северу от древних Мир Ликийских (совр. Турция, иль Анталья). В его центре - крупнейшая из известных церквей Византии IX-X вв. Сохранились стены построек, нек-рые арки и участки сводов, фрагменты декора. Исторических сведений о памятнике нет, предположение Росса о посвящении храма св. Бессребреникам не находит оснований ( Morganstern. P. 172). Храм был крестово-купольным, с элементами, характерными для базилики. Наос представлял собой почти точный квадрат с равновеликими рукавами креста (высота ок. 14 м), неглубокими по сравнению с подкупольным пространством. Над нартексом и боковыми нефами были устроены хоры, открывавшиеся в сев. и юж. рукава креста. Ячейки боковых нефов и нартекса под хорами перекрывали крестовые своды. Пространство каждого из боковых нефов под хорами в рукавах креста отделялось от центрального парами колонн. Ось центрального нефа постройки подчеркивалась продольной растянутостью подкупольных столбов. Пространство вост. рукава легким уступом отделялось от глубокой сводчатой вимы, предварявшей алтарную апсиду. Жертвенник и диаконник, перекрытые крестовым сводом квадрифолии с углубленным вост. рукавом, имели проходы как в виму, так и в боковые нефы. Снаружи все 3 апсиды были 3-гранными. Нартекс фланкировался квадратными в плане лестничными башнями, перед 3 входами в него располагались глубокие портики. Фасады были оформлены рядами плоских арочных ниш и широкими лопатками, отражающими внутреннюю структуру храма. С юж. и сев. сторон от храма находились 2 одновременные ему купольные постройки, связанные с ним переходами. 8-гранные снаружи и ротондальные внутри, с востока они имели слегка выступающие компартименты с конхами. В толстых стенах находились ниши: в юж. постройке прямоугольные по сторонам света, а в сев. постройке - наоборот, полуциркульные по диагонали.

http://pravenc.ru/text/171727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Республика Замбия; англ. Republic of Zambia], гос-во на юго-востоке Центр. Африки. Территория - 752,6 тыс. кв. км. На западе граничит с Анголой, на северо-западе с Демократической Республикой Конго, на северо-востоке с Танзанией, на востоке с Малави, на юго-востоке с Мозамбиком, на юге с Намибией, Ботсваной и Зимбабве. Столица - Лусака (1,05 млн чел.- 2007). Офиц. язык - английский. География Территория З. представляет собой плоскогорье, состоящее из средневысотных слабоволнистых цокольных плато высотой 1100-1350 м над уровнем моря, с отдельными горными массивами и кряжами. Самая высокая точка страны - пик Мванда (высота 2150 м). Большая часть территории расположена в бассейне р. Замбези, в низовьях к-рой находится водопад Виктория высотой 120 м, в сев. части З.- крупные озера тектонического происхождения (Танганьика, Бангвеулу и Мверу). Субэкваториальный пояс Южного полушария определяет климат З.: с мая по июль - относительно прохладный и сухой сезон; с авг. по окт.- жаркий и сухой; с нояб. по апр.- теплый и влажный, во время к-рого выпадает максимальное количество осадков. Леса покрывают значительную часть территории З., особенно зап. ее часть; характерны высокотравные саванны и т. н. миомбо - разреженный, сухой тропический лес с обилием лиан и кустарников. В стране 19 национальных парков и 34 заповедника. Население З., согласно официальным замбийским источникам (Central Statistical Office, Zambia - www.zamstats.gov.zm), на 2007 г. составляло 12,16 млн чел. Характерно преобладание народностей банту, по оценкам 2007 г.- 89,5%, из них бемба - 25,5, тонга - 11,4, лози - 5,2, нгони - 4,8, луба - 2,3, лунда - 2, мбунду - 1,4, шона - 0,3, тетела - 0,3, суахили - 0,2%. В З. также проживают сан (0,5%), относящиеся к койсанским народам, африканеры (0,4%), гуджаратцы (0,2%), греки (0,1%). Ок. половины населения З. проживает в городах. Средняя продолжительность жизни составляет 42 года. Численность населения в крупных городах: Китве - 416 тыс. чел., Ндола - 402 тыс., Кабве - 193 тыс., Чингола - 148 тыс. чел. Государственное устройство

http://pravenc.ru/text/182545.html

12 мая 113 г. в Риме в честь победы 106 г. была открыта колонна из белого мрамора, получившая название Траяновой (сохр.; общая высота 38,83 м, диаметр 3,5 м): она увенчана фигурой Траяна, на рельефах в виде спирали (длина 200 м, ок. 2,5 тыс. фигур) помещены сцены борьбы с даками, их пленения, подчинения и др. Между 106 и 111 гг. в 8 км от стратегически важного горного прохода Тапы была возведена столица провинции Дакии - Ульпия Траяна (позднее Ульпия Траяна Сармизегетуза). Также были построены города Дробета, Напока, Диерна, Апул I (Партош), Апул II, Потаисса, Ампел, Поролисс, Тибиск, Ромула-Мальва и др. В Дакии в период ее вхождения в состав Римской империи были введены римские администрация, финансовая и налоговая системы. Управлял провинцией наместник, назначаемый императором из сенаторов. В новую провинцию хлынул поток переселенцев со всех частей Римской империи - в 1-ю очередь ветераны, участвовавшие в дакийских войнах. Колонисты селились как в прежних центрах дакийских племен, так и в новых городах. Низшим звеном адм. системы провинции являлись общины (civitas) даков, пользовавшиеся землями, платившие натуральные подати рим. властям и выполнявшие строительные и воинские повинности. Входившее в эти общины местное население Дакии постепенно романизировалось, воспринимая лат. язык и письмо, элементы рим. культуры, религии и быта. Этому также способствовали служба даков в рим. войсках и повседневные контакты с колонистами. Главными проводниками и центрами романизации стали города. Бóльшая часть местного населения, романизируясь, растворилась в массе жителей Дакии, что способствовало созданию своеобразной провинциально-римской материальной и духовной культуры. Бывшие греческие колонии Томис, Каллатис, Истрия и др. сохраняли внутреннее устройство полисов; 5 из них - западнопонтийские города Истрия, Томис, Каллатис, Дионисополь и Одесс - объединились в союз, во главе которого стоял пентарх; столицей этого образования во II-III вв. был Томис. На племена, населявшие Мунтению и Молдову, рим.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Таблица 1 Этаж Длина, м. Ширина, м. Высота, м. Название планеты Венера Черный Сатурн Ярко-красный Меркурий Оранжевый Юпитер Серебристый Золотой Солнце Южная Месопотамия никогда не была богата полезными ископаемыми. Аллювиальные почвы [аллювий (от лат. alluvio – нанос) – отложения постоянных и временных водных потоков, состоящие из обломочного материала различной степени окатанности и сортировки (галечник, гравий, песок, суглинок, глина). – Авт.] равнины лишены были твёрдых каменистых пород, пригодных для построек. Поэтому население вынуждено было заменять камни кирпичом, а известь – земляной смолой, которую добывали в окрестностях Вавилона ( Быт.11:3 ). Предшественники Навуходоносора употребляли для своих построек обожжённый на солнце кирпич-сырец, который под воздействием ветра и непогоды довольно быстро выветривался и разрушался. Навуходоносор же стал применять для строительства настоящий кирпич и ставил на нём своё клеймо. Даже самые большие здания его времени (в том числе и реконструированная им Вавилонская башня) строились из таких кирпичей. Для связки помимо земляной смолы применялся ещё специальный цемент. С 11 февраля по 7 июня 1913 года в Вавилоне Робертом Кольдевеем (1855–1925) был раскопан хорошо сохранившийся кирпичный фундамент башни – четырёхугольник со сторонами 91,5 метра и остатки трёх лестниц. Роберт Кольдевей – немецкий археолог, архитектор и искусствовед, посвятивший 18 лет своей жизни (с 1899 по 1917) раскопкам и разгадкам тайн Вавилона. Считается, что на сооружение Вавилонской башни было израсходовано 85 млн. кирпичей с.8]. И хотя она не входит в список «Семи чудес света», её вполне можно было бы сравнить с египетскими пирамидами. Побывавший в Вавилоне греческий историк Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до Р.Х.) оставил потомкам её описание: «В середине храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в 1 стадию. На этой башне стоит вторая, а на ней – ещё башня, в общем восемь башен – одна на другой. Наружная лестница ведёт наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи, должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин» [Геродот I, 181].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

После потопа Бог заключает с человеком завет. «Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле» ( Быт.9:9, 16 ). К потомкам Ноя, как более слабому поколению, Бог предъявляет меньшие требования. Отныне людям разрешается и животная пища. Запрещена лишь кровь, которая отождествлялась с самой жизнью. Новое падение совершается в связи с поступком Хама. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» ( Быт.9:20-21 ). Хам не просто посмеялся над наготой отца. Он посмеялся над детородным органом, причиной своего бытия, поэтому новое избрание происходит в лице симитов. Следующие падение и отбор связаны с построением Вавилонской башни. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» ( Быт.11:4, 8-9 ). «Вавилонская башня» символизирует желание стать как боги, без Бога, вопреки Богу, Который есть любовь. Грех состоит в земном вожделении завоевывать небо. Миф символизирует цивилизацию, построенную на насилии. Покорение соседей царями Двуречья означало «сделать их людьми одного языка». Протоиерей Александр Мень отмечает: «Именно в Месопотамии возникли первые тиранические империи (ок. 2000 г. до Р.Х.). Впоследствии Святое Писание избирает Вавилон в качестве символа богоборчества, злочестия и насилия ( Иер.50:29 сл.; Откр.18:1 сл.). Образ башни, «высокой до небес», несомненно, навеян зиккуратами, огромными ступенчатыми храмами, один из которых (в самом Вавилоне) назывался Этеменанки (основание неба и земли). Высота его была почти 90 метров» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Троицкий храм построен в русско-визант. стиле (длина с папертью 10 саж., ширина 5,5 саж., высота до карниза 6 саж.). Кубовидный объем храма с несохранившимся позакомарным покрытием венчают 5 главок. Центральная - световой барабан с 4 узкими окнами (ок. 6 вершков шириной), остальные главки глухие. Фасады собора членятся пилястрами на 3 равных прясла. С вост. стороны собора 3 полукруглые апсиды, выступающие до половины высоты стен, отделены друг от друга полуколоннами и соответствуют 3 нефам 4-столпного храма. В правой апсиде размещалась ризница, в левой - жертвенник. В описании собора 80-х гг. XIX в., сделанном для метрики Императорской археологической комиссии, указаны размеры: длина с запада на восток до иконостаса - 22 аршина, ширина - 13 аршин, высота до крыши - 18 аршин, высота всей церкви - 35 аршин. Одновременно со строительством собора началось сооружение храмовой части Ильинской надвратной ц., а после 1659 г.- трапезной и каменной монастырской стены. В 1678 г. Ильинская ц. и монастырские стены упомянуты в писцовых и отказных книгах. Храм во имя св. прор. Илии над св. воротами в новопостроенной каменной стене освящен в 1679 г. После пожара 1764 г. в сводах ворот под Ильинской ц. появились трещины, ворота были заложены, одновременно трапезную расширили с западной стороны. Особенность первых каменных строений: Троицкий собор и Ильинская ц. ориентированы с отклонением продольной оси на юг от линии «восток-запад». Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. Церковь Успения Пресв. Богородицы. 1621 г. Фотография. 2008 г. В 3-й четв. XVII в. к северу от Троицкого собора была построена каменная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы. Впервые храм упоминается в переписных и отказных книгах 1678 г., в жалованной и меновой грамоте 1680 г.- как храм с трапезой, в описании 1710 г.- как теплый. Длина его с алтарем - 31,25 аршина, ширина - 8 аршин, высота - 7,75 аршина. К кубовидному объему храма с востока примыкает полукружие апсиды, перекрытой конхой. Храмовая часть изначально отделялась от алтаря капитальной стеной с 3 проемами, позднее растесанными и замененными одной аркой. Трапезная храма, значительно расширенная на север и перекрытая высоким коробовым сводом, имеет ширину 20 аршин. Высота храма от основания до подкрестного яблока на фонаре - 19 аршин. С севера к храмовой части примыкают ризница и апсида придела в честь Покрова Пресв. Богородицы, с запада - трапезная и колокольня. Примыкающий к трапезной придельный алтарь, освященный в честь иконы Покрова Пресв. Богородицы, пристроен в 1839 г., при настоятеле (1835-1840) игум. Никоне.

http://pravenc.ru/text/2463211.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010