(свыше 659 м), с конюшенным двором и садом - 367 саж. (ок. 783 м), высота - 3,5 саж. (ок. 7,5 м), толщина - 1 саж. (свыше 2 м) ( Снегирёв. 1863. С. 22; Офицерская опись (15 апр. 1763) дает несколько иные цифры). В сер.- кон. XVIII в. была возведена ограда вокруг конюшенного двора, сада и технической территории. Д. Г. Давиденко Некрополь Некрополь Н. П. м. является одним из наиболее значимых комплексов такого рода с т. зр. истории Русского гос-ва и Российской империи. Там расположена фамильная усыпальница Захарьиных-Кошкиных, в т. ч. и Романовых, ставших в 1613 г. правящей династией. Кроме того, это одна из немногих сохранившихся усыпальниц российской знати XVI-XVII вв., по значимости и сохранности вполне сравнимая с некрополем в подклете Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (эти 2 некрополя особенно близки друг к другу), а также с комплексами в Кремле - в утраченном соборе Вознесенского мон-ря и отчасти в Архангельском соборе. Надгробная плита кнг. М. Н. Черкасской (урожд. Романовой) в «палатке» Знаменской церкви. XVII в. Надгробная плита кнг. М. Н. Черкасской (урожд. Романовой) в «палатке» Знаменской церкви. XVII в. Наиболее сохранившаяся и археологически изученная часть некрополя Н. П. м.- усыпальница бояр Романовых в подклете Преображенского собора. История его возникновения и развития до сер. XVII в. неясна - возможно, усыпальница оставалась одной из неизменных частей сначала небольшого, а позже существенно расширенного здания (в противном случае нужно будет допустить перезахоронение более ранних погребений при перестройке в 40-х гг. XVII в.). В 10-х гг. XVII в. к некрополю в подклете Преображенского собора прибавилось захоронение детей Никиты Романовича Юрьева (братьев и сестер патриарха Филарета), погребенных у сев.-зап. угла Преображенского собора. Позднее над захоронением была возведена ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение». Первое известие об усыпальнице относится к 1615/16 г., когда по указу великой старицы Марфы (Романовой) было сделано 46 покровов на гробы «царских родителей», что указывает и на количество погребений ( Снегирёв. 1843. С. 45; Дмитриев. 1909. С. 58). Хорошо известно описание усыпальницы, образовавшейся при строительстве нового собора, принадлежащее архидиак. Павлу Алеппскому: в частности, он писал и о погребении самой старицы Марфы. В 1687 г. был составлен т. н. Новоспасский помянник - список из 70 имен представителей рода Захарьиных-Кошкиных, династии Романовых и их ближайших родственников. В кон. XVIII в. Г. Ф. Миллер включил его в свой архив, отметив: «Списано из книг Академической библиотеки» (РГАДА. Ф. 199. Портфели Г. Ф. Миллера. Оп. 1. 413. Л. 38-42 об.). Др. редакция помянника содержалась в кормовой книге Н. П. м.; перечень имен из нее был опубликован в 1903 г. (Кормовая книга. 1903. С. I-V), а текст в целом - в 1909 г. И. Д. Дмитриевым ( Дмитриев. 1909. Прил. С. 8-12).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

В с. Дзмуиси Бочоридзе видел единственную сохранившуюся рукопись М., выполненную письмом нусхури на пергамене, к-рую он назвал синаксарем. В издании его труда (1995) исследователи идентифицировали рукопись как Синаксарь (Кут. 71), однако ни по содержанию, ни по физическому состоянию последний не соответствует рукописи, описанной Бочоридзе. По мнению Н. Жгенти, эта рукопись является избранными чтениями из Деяний святых апостолов (Кут. 487, XVI-XVII вв.). Архитектурный комплекс Включает в себя кафоликон - руинированную зальную церковь (14×8 м, 2-я пол. IX - 1-я пол. X в.) с пристройками с севера (кон. X - 1-я треть XI в.) и с запада (более позднего периода), а также ограду и ок. 10 построек разного назначения. На сев. фасаде кафоликона сохранилась надпись IX-X вв., выполненная асомтаврули, переходящим в нусхури: «Помилуй раба твоего…» (продолжение утрачено, поскольку на этом месте был прорезан проход из сев. пристройки в кафоликон). На камнях, ныне находящихся на земле на территории М., сохранились еще 2 надписи: X-XI вв., выполненная асомтаврули: «Св. Георгий, помилуй Иаване…» (была помещена на зап. фасаде сев. пристройки); XI в.: «Св. Георгий, помилуй Торнике». К северо-востоку от памятника на земле лежит большого размера хорошо высеченная в камне голова овна. По преданию, во дворе М. находилась еще одна голова. Среди лежащих на земле камней сохранились фрагменты орнаментального убранства фасадов кафоликона. В нижней части сев. стены сохранились фрагменты 2 простых орнаментов. В неск. десятках метров к югу от церкви сохранился современный памятнику небольшой бассейн с чистой водой (ок. 4 ´ 0,8 м), облицованный крупными квадрами точеного камня, это единственный источник питьевой воды в радиусе неск. километров. Ограда (высота сохранившихся фрагментов до 1,5 м, ширина 1,2 м) окружала комплекс с 3 сторон, имела вход с севера, построена из грубо тесанных камней со скал на известковом растворе. В сер. XX в. М. изучал и сделал фотоснимки искусствовед М. Двали. В 1954 г. при помощи местных жителей сев. фасад кафоликона был укреплен деревянным столбом. После землетрясения 1991 г. были полностью разрушены кровля и юго-вост. часть церкви, значительно пострадали др. стены.

http://pravenc.ru/text/2564308.html

2-этажное кирпичное здание трапезной палаты с Введенской ц., стоявшей к юго-западу от Троицкого собора, было построено в 1-й пол. 80-х гг. XVI в., при игум. Антонии (Алексееве) (с 1586 епископ Вологодский и Великопермский), и напоминает аналогичную постройку в Успенском мон-ре в г. Старица Тверской обл. Трапезная представляла собой квадратную в плане 1-столпную палату площадью ок. 250 кв. м; к ней примыкала с северо-востока Введенская ц., а с юго-востока - келарская палата, перекрытые коробовыми сводами в направлении с юга на север. С вост. стороны церковь имела граненую апсиду, перекрытую конхой, переходящей в коробовый свод. Интерьеры украшали печи, декорированные изразцами. Введенская ц. Фотография. 2005 г. Введенская ц. Фотография. 2005 г. В подклетном этаже сооружения, определявшем план 2-го этажа, располагались палаты хозяйственного назначения. Подклеты Введенской ц. и келарской палаты, так же как и палаты 2-го этажа, были перекрыты коробовыми сводами. Подклет трапезной палаты первоначально имел перекрытие, аналогичное палате 2-го этажа, 4 крестовыми сводами на один центральный столп, но впосл., видимо при устройстве поварни, был разделен на вост. и зап. палаты. Обе палаты перекрыты коробовыми сводами с востока на запад и связаны дверным проемом в долевой стене, в сев. части к-рой устроен дымоход. Между этажами сооружения проходил профилированный поясок. Окна 1-го этажа на зап. стене были обрамлены прямоугольными наличниками. Для доступа в трапезную с сев. стороны пристроили паперть с крыльцом, на к-рой первоначально размещалась звонница с часами. С юж. стороны келарской палаты также располагалась паперть, связанная внешней лестницей с юж. входом в подклет трапезной. На четверик Введенской ц. был поставлен восьмерик, завершавшийся стройным кирпичным 8-гранным шатром и шлемовидной главкой с крестом (высота до верхней точки креста - ок. 35 м). Восьмерик с шатром, возможно, появился над церковью не сразу, а по завершении строительства Троицкого собора. В то же время перестраивалась и сев. паперть, лишившаяся звонницы и часов, но получившая парадное крыльцо.

http://pravenc.ru/text/Герасимов ...

месяцев. Архидиак. Павел Алеппский , гостивший в это время в Москве со своим отцом Антиохийским патриархом Макарием III , писал об этом К.: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, не было и не будет; она превосходит все силы человеческие» ( Павел Алеппский. Путешествие. 1898. Вып. 4. С. 94). Григорьева он описал так: «Мастер из переживших моровую язву, молодой человек, малорослый, тщедушный, худой, моложе 20 лет, совсем еще безбородый…» (Там же. Вып. 3. С. 111). Ок. 2 десятилетий предпринимались попытки водрузить именной благовестник царя Алексея Михайловича на колокольню. Австр. барон А. Мейерберг, посетивший Россию в 1661-1662 гг., в своем альбоме поместил рисунок «Большого Успенского» К., лежавшего в Московском Кремле. Его подъем на колокольню в 1674 г. зарисовал швед. военный агент Э. Пальмквист. В июне 1675 г. К. занял свое место. В изданном в 1701 г. в Вене «Дневнике путешествия в Московию» секретаря австр. посольства И. Г. Корба содержится рисунок, изображающий звон в перелитый Григорьевым благовестник в 1698 г. Для того чтобы раскачать его язык, требовалось неск. десятков человек. В 1701 г. К. был поврежден в большом пожаре. Одновременно с изготовлением «Большого Успенского» К. Григорьев совместно с учениками Ларионом Мининым, Петром Степановым и Ф. Дмитриевым отлил К. для Макариева калязинского во имя Св. Троицы мужского монастыря , пользовавшегося особым вниманием царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета: 1-й из них пожертвовал мон-рю К. весом 57 пудов, 2-й - 170 пудов. Новый благовестник был еще больше: его высота составляла 2,8 м, нижний диаметр - 2,4 м, вес мог составлять ок. 550 пудов. Колокол. 1684 г. Мастер Федор Моторин (московский Новодевичий мон-рь) Ф. Моторин (30-е гг. XVII в.- 1688) стал родоначальником знаменитой династии московских литейщиков, к к-рой относятся также Дмитрий, Иван и Михаил. До наст. времени сохранилось 7 К. мастера. «Даниловский» и «Новый», весом по 200 пудов каждый, находятся на колокольне «Иван Великий».

http://pravenc.ru/text/1841774.html

части, где находилась колокольня с 6 колоколами. Высота и длина церкви составляли ок. 22 м, ширина - 15 м. С северо-зап. стороны церкви одновременно с ней был построен одноэтажный каменный дом. В 1858-1859 гг. было завершено устройство достаточно широкой дороги к вершине горы. До ее появления в большинстве случаев монахинь продолжали погребать на горе Щекавица, на общем с мирянами кладбище. В 1861 г. игум. Агния согласовала с Киевской духовной консисторией вопрос о возможности захоронения мирян на Флоровском кладбище у Троицкой ц. Здесь наряду с духовными лицами похоронены мн. горожане, в т. ч. известные ученые, писатели, общественные деятели, инженеры, врачи, благотворители, среди которых профессора КДА и Киевского университета св. Владимира Н. И. Петров , С. Т. Голубев , О. М. Новицкий , Н. Д. Иванишев, кн. А. Г. Баратов. Один из постоянных прихожан и благотворитель, В. И. Хомяков (похоронен к югу от Казанской ц.), установил на горе, на высоком пьедестале с юж. стороны от церкви, 8-метровый заметный издалека крест. Церковь во имя Св. Троицы на кладбище. Фотография. 1890 г. Церковь во имя Св. Троицы на кладбище. Фотография. 1890 г. Проекты превращения горы в зону отдыха, к-рые впервые появились в сер. 30-х гг. XX в. и попытки начать их воплощение нарушили порядок, сложившийся благодаря упорному труду монахинь обители. После отчуждения земли от К. м., уничтожения Троицкой ц. за несколько десятков лет территория пришла в полное запустение. От кирпичной стены остались отдельные фрагменты. Оползневые процессы довершают деструктивную работу. При этом на горе сохранилась часть захоронений, надгробий и их фрагментов. Среди них - один из первых памятников с могилы вдовы статского советника А. М. Матвеевой († 20 дек. 1861) - матери благодетельницы Елизаветы Матвеевой, выкупившей дом для церковноприходской школы мон-ря. 8 дек. 2012 г. началось перезахоронение во Флоровском мон-ре останков, извлеченных во время археологической экспедиции 2005-2007 гг. Ин-та археологии НАН на территории бывшего рядом с Киево-Печерской лаврой Вознесенского жен.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Максимилиана весной 2002 г. начался поиск места упокоения прп. Павла с целью установления над мощами часовни. Были определены точки местонахождения столбов, между к-рыми стояла сень над мощами прп. Павла. Вероятно, мощи не были осквернены. Были обнаружены также разбитая мраморная облицовка сени, пол храма св. Иоанна Предтечи и основание Троицкого собора. В кон. июля 2002 г. началось строительство деревянной часовни над местом упокоения прп. Павла. В ней установлена деревянная рака с изображением святого. Решением Синода от 26 дек. 2003 г. подворье было преобразовано в самостоятельный мон-рь, наместником утвержден иером. Амфилохий (Кузнецов; впосл. игумен). 8 июня 2004 г. мон-рь получил статус юридического лица. В П. О. м. проживают 5 чел., действуют столярная мастерская и хлебопекарня, имеются огород и пасека, странноприимный дом на 37 мест. 1 авг. 2003 г. на «Голгофе», на месте утраченной часовни, установлен самый высокий на Вологодчине деревянный поклонный крест в память о 100-летии со дня прославления прп. Серафима Саровского (его высота - 8,5 м). За р. Нурмой возобновлен источник преподобного у места его уединения, над к-рым поставлена небольшая деревянная сень с крестом. Еще дальше, в 400 м в лесу (т. н. парк Юношеское),- 2-й источник, над к-рым устроены часовня и купальня с 2 отд-ниями (1994-1999). Неподалеку находятся валун, на котором молился преподобный, и частично уцелевшие пещерки подвижников. В 2008 г. ремонтировались братские кельи, восстанавливалась ограда, готовилась научно-проектная документация по восстановлению колокольни Успенской ц., в 2009 г. построена деревянная колоколенка, восстановлены св. ворота, часть монастырских стен и башенок. В П. О. м. пребывают мощи преподобномучеников Обнорских Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана (под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора); частицы мощей игум. прмч. Климента и преподобных Киево-Зверинецких Андроника Гробокопателя и Феодора Калики; частицы мощей ок. 100 святых, в т. ч. апостолов Матфея, Марка, Луки и Андрея, свт.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Чернигов. Троице-Ильинский монастырь. Церковь Феодосия Тотемского. Церковь.    Престолы: Феодосия Тотемского Год постройки:1799. Адрес: Проезд:В пещерах при Ильинской церкви. Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В веках большая часть подземелий была реконструирована. При этом значительную часть древних коммуникаций разрушили, а оставшиеся перестроили. В результате был полностью утрачен их первоначальный облик. В это время построили три подземные церкви, облицованные кирпичом. Наибольший интерес в архитектурном отношении вызывает церковь Феодосия Тотемского. Ее стены и своды оформлены в стиле украинского барокко (полуциркульные ниши, карнизы, полуколонны, арки, пилястры). Интерьер подобен фасаду Троицкого собора, который с конца века является главным подземным храмом Троицко-Ильинского монастыря. Вероятно, он служил образцом для строителей подземной церкви. Церковь Феодосия Тотемского стала не только главным храмом Троицко-Ильинского монастыря, но и самой большой подземной церковью на Левобережной Украине. Ее размеры впечатляют: наибольшая высота в нартексе – 8,5 метра, длина – 15,5 метра. Церковь имеет хоры, расположенные за сводом в северной ее части. C сайта http://kalipso.kiev.ua/ekskursii/palom5.html Церковь Феодосия Тотемского устроена на месте древнего храма Похвалы Богородицы. Феодосий (Суморин), Тотемский (ок. 1530 - 1568г.), преподобный. Память его празднуется в день преставления 28 января/10 февраля, день обретения мощей 2/15 сентября. Прп. Феодосий, из дворянского рода Сумориных, родился в городе Вологде в начале XVI в. Он ушел в Вологодский Преображенский монастырь и принял там постриг. Позже он отправился по поручению игумена обители в Тотьму смотреть за монастырскими солеварнями. Население Тотьмы и окрестных деревень, знавшее и любившее преподобного Феодосия еще на варницах, услышав о его желании основать монастырь, приходило к нему и приносило все необходимое для жизни. В 1554 г., получив царскую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богоматери (известную теперь под именем «Суморинской» чудотворной), преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря и в течение одного года, при помощи соседних жителей поставил деревянную церковь, трапезу, келлии и другие постройки. Он мирно почил 28 января 1568 г. Известно около 150 посмертных чудес преподобного. 2 сентября 1796 г. при перестройке храма были обретены нетленные мощи святого, которые ныне почивают в Вознесенском храме г. Тотьмы и в 1798г. его канонизировали. В 1799г. по инициативе черниговского архиепископа Виктора (Садковского) церковь освятили во имя Феодосия Тотемского.

http://sobory.ru/article/?object=15952

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Церковь Сергия Радонежского в звоннице. Церковь. Действует.   Престолы: Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1652 и 1654. Архитектор:И.М. Шарутин Ссылки:   Адрес: Московская область, г. Звенигород (Одинцовский район), Городок, 5, Саввино-Сторожевский монастырь Координаты: 55.728616, 36.815976 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 1650–1656 гг. - были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с семью башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения. 1667–1668 гг. в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев колокольный мастер Александр Григорьев отливает самый большой монастырский колокол — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (ок. 35 тонн) прямо на территории обители около Звонницы. Колокол обладал необычайно красивым густым и мелодичным звоном, по преданию, был слышан даже в Москве. На Звоннице появляется еще одна башенка для часового колокола, вывезенного царем из Смоленска и подаренного обители. 1807 год - к Сергиевской (Троицкой) церкви пристраивается Казанская трапезная над фамильным склепом Шереметевых. В 1825 году  Сергиевская церковь переосвящается во имя Живоначальной Троицы, а Троицкая церковь на Звоннице — во имя преподобного Сергия Радонежского. 1919 год, конец августа - монастырь поступает в ведение НКВД, и во Дворце царя Алексея Михайловича устраивается концентрационный лагерь для 60 умственно отсталых детей. 1922 год - монастырь как памятник архитектуры XV–XVII вв. передается в ведение и под охрану Музейного отдела главнауки Наркомпроса. Музей церковной старины объединяется с музеями в усадьбах Введенское и Ершово и под названием «Музей церковной старины и помещичьего быта» занимает почти все монастырские здания.

http://sobory.ru/article/?object=11791

За строительный сезон 1872 г. церковное здание удлинили, соединив трапезную с колокольней. В образовавшемся на первом этаже помещении появилась двухвсходная белокаменная лестница с широким деревянным маршем, ведущим в летний храм. Здесь в двух смежных комнатах разместили кладовую и ризницу. Нижний ярус колокольни с двух сторон обстроили палатками. Южная предназначалась для усыпальницы, а северную отвели под сторожку. Входы в церковь акцентировали пристройкой крытых папертей. Тогда же в нижнем храме на северной стороне устроили третий придел, который был освящен в 1874 г. во имя Зосимы и Савватия. Наличие нового престола было отмечено небольшим барабанчиком с главкой, поднявшимся над северным скатом кровли трапезной. Следующий крупный внутренний ремонт и стенопись в верхнем храме приходится на 1898—1902 гг. Возобновленная живописных дел мастером И. В. Калиновским церковь была переосвящена 8 сентября 1902 г. Внешний капитальный ремонт производили в 1904 г. Перекрыли и покрасили кровлю, вызолотили главы и креты, заново окрасили фасады. Для выполнения этих работ подрядили А. Самойлова и Я. С. Верещагина. После пожара, случившегося 12 мая 1914 г в верхнем храме, сильно пострадали резной пятиярусный иконостас и настенная живопись. Контракт на восстановительные декоративно-художественные работы заключили с Н. 3. Капченко, который произвел ремонт в период с августа по октябрь 1914 г. В 1983 г. решением облисполкома здание Богоявленской церкви объявлено памятником архитектуры местного значения и поставлено на госохрану. Исследование и проект реставрации памятника были выполнены в 1990—1991 гг. проектно-реставрационным кооперативом «Реставратор» (г. Киров). Через год произведены консервационные работы. Наибольшие размеры памятника в плане: длина — 55 м, ширина (по крыльцам) — ок. 21 м. Высота храма — 36 м, колокольни — 38 м. http://www.archidesignfrom.ru Современное местоположение: с. Яхреньга, Подосиновский р., Кировская обл. Историческое местоположение: Никольский уезд, Вологодская губерния.

http://sobory.ru/article/?object=12661

В 1-й пол. XVIII в. В. являлась главным центром церковного строительства в Корчинской митрополии. К 1914 г. там находилось 24 церкви (в основном храмы XVII - 1-й пол. XVIII в., а также ц. вмц. Параскевы Пятницы (1360) с росписями и иконостасом XVIII в.). После разрушений австро-венг. оккупации 1916 г., сражений второй мировой войны и «культурной» революции Э. Ходжи сохранилось 5 храмов. Они построены по типу храмов кон. XVI - нач. XVII в. (напр., ц. св. Марии в с. Бармаши и св. Михаила в с. Виткуки) и имеют сходные размеры: длина основного здания без апсиды и юж. галереи 20-24 м, ширина 10-13 м и высота ок. 10 м. 4 из них - базилики с 3 нефами каждая, с купольными сводами, скрытые под двускатной крышей (чтобы не привлекать внимания тур. властей). Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг. Сщмч. Игнатий Богоносец. Роспись в галерее свт. Афанасия. Художники Константин и Афанасий Зографы. 1744–1745 гг. Обширные циклы росписей выполнены мастерами корчинской школы. Ц. Богородицы (рубеж XVII-XVIII вв.) была расписана в 1712 г. Феодором, Анагностом и Стирианом из Аграфы, иконы в иконостасе выполнены мон. Константином в 1703 г.; с севера от храма - придел св. Марины, в юж. части двора располагалась часовня святых Космы и Дамиана; во время гонений XVIII в. церковь являлась кафедральным собором Корчинского митрополита. Ц. св. Михаила (10-е гг. XVIII в.) расписана в 1722 г. Лучше других сохранился единственный действующий в наст. время храм свт. Николая (1721-1722, колокольня 1936) с нартексом, юж. галереей, 7-ю куполами и майоликовым оформлением портика. В 1726 г. храм был расписан албан. худож. Давидом Селеницей в живом, эмоциональном стиле с изображением до тысячи ликов (история св. Иоанна Крестителя на юж. стене, фигура ктитора - пример первых поисков албан. художников в области светского портрета), сохранился также иконостас с иконами его письма. Роспись галереи (1750, мастера Константин и Атанас Зографы) представляла персонажей Свящ. истории в албан. народных костюмах. Ц. свт. Афанасия (1724; мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, к-рые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись (1744-1745) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в юж. галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. Ц. прор. Илии (1751) с деревянными перекрытиями, окнами, расположенными над боковыми нефами, расписана не была.

http://pravenc.ru/text/155296.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010