Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Симеона Иерусалимского в колокольне. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Симеона Иерусалимского Год постройки:Между 1796 и 1798. Год утраты:приблизительно 1935 (взорвана) Адрес: Россия, город Москва, Андроньевская площадь, дом 10. Координаты: 55.748471, 37.670537 Проезд:от станций метро «Площадь Ильича» или «Римская», можно пройти пешком (десять минут), а можно проехать на автобусе (маршруты 40, 125) или троллейбусе (маршруты 45,53). Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1790-е гг. на средства купца первой гильдии С.П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца (старая накренилась, и, чтобы не упала, ее разобрали). Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого. Но император Павел I отверг эти планы, и высота колокольни, возведение которой завершилось к 1803 году, составила 72,5 м, что на 8,5 м ниже колокольни Ивана Великого. Строил ее известный архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик Матвея Казакова. Церковь Симеона сродника Господня в колокольне монастыря перед Св. воротами в южной стене Во втором этаже. Прежняя колокольня, шатровая, в конце XVIII в. наклонилась и грозила падением. Еп. Пахомий, бывший Тамбовский, с 1767 г. живший здесь на покое, отлил на свои средства колокол в 800 пудов и собирался выстроить новую колокольню, но не успел и умер. Строить стал на свои средства купец первой гильдии С.П. Васильев, а продолжил после его смерти в 1796 г. наследник Пищалкин. Колокольня построена в 1795-1799 гг. архитектором Р. Казаковым. Церковь освящена 25 октября 1803 г. во имя Симеона Богоприимца. Пищалкиным в 1803 г. устроена в ней церковь, возобновленная в 1830 г. " уже с нынешним наименованием во имя Симеона сродника Господня " . Высота ее с крестом ок. 34 саженей " - т. е. 72,5 метра. Построена колокольня на средства купца С.П. Васильева (Яковлева) под наблюдением архитектора Н.Е. Назарова. По проекту она должна была быть выше колокольни Ивана Великого в Кремле, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше Ивана Великого, - поэтому высоту убавили до 34 сажен. На колокольне висели колокола в 915 пудов (1815) и 400 пудов (1820). Колокольня взорвана в 1931 г. По другим сведениям, разборка ее начата в 1930 г. На ее месте - порожняя площадка между башен у входа в монастырь с юга.

http://sobory.ru/article/?object=37252

В 1891 г. в приходе открыта церковно-приходская школа, в которой в 1894-95 уч. г. обучалось 34 мальчика и 7 девочек. Хотя по договору с крестьянами на момент открытия школы полагалось собирать по 88 р. ежегодно, но уже в 1892 г. была получена школой только половина этой суммы, а с 1893 г. и по сей день (1895 г.) – ничего не поступило. Обучение ведут члены причта, особенно священник, бесплатно. Причт состоит из священника и псаломщика, земли имеет ок. 7 десятин, с которой в плодородные годы получается дохода до 200 р. в год. Жалование – 210 р., другие доходы – до 200 р. в год. Для причта имеются 2 дома, устроенные в 1886 и 1889 гг. Нынешний священник (1896 г.), о. Михаил Семёнович Кононов, 50 л., окончивший семинарию по 2-му разряду, в сане – с 15 авг. 1867 г., в этом приходе с 10 окт. 1890 г. Псаломщик, Михаил Андреевич Алексеевский, 42 л., окончивший духовное училище. На службе – с 1882г., в этом приходе с 15 мая 1893 г. Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». 1896г. Преображенская церковь в селе Нименьга 1878 г. – двухэтажное деревянное обшитое тёсом здание, расположенное в северной части села на широком ровном полуострове, образованном крутой излучиной реки Нименьги. Церковь имела четыре престола. Главный престол в честь Преображения Господня находился на втором этаже с южной стороны, с северной – располагался престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. В нижней церкви были устроены престолы в честь Благовещения и Климента папы Римского. Очень большой по размерам храм находится в относительно неплохом состоянии, но требует срочных консервационных работ. В интерьере первого и второго этажей фрагментарно сохранились каркасы иконостасов. Общий размер храма в плане 26,7х12,2 м. Размер молельной части храма 11,8х12,2 м высота до свеса кровли 11,5 м, размер трапезной части храма 11,5х10,4 м, высота до свеса кровли 8,5 м. Молельная часть храма имеет кубоватую форму крыши с пятью главами, крытыми лемехом. Центральная главка утрачена после попадания в нее шаровой молнии несколько лет назад, сохранился барабан. Главы, расположенные по углам сильно повреждены. Глава, расположенная по юго-восточному углу, утрачена за зимний период 2018 г. Главы требуют срочного укрепления и герметизации. Полицы крыты тесом, сильно поврежденным гниением, на данный момент закрыты рубероидом в ходе летней экспедиции 2018 г.

http://sobory.ru/article/?object=15266

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Старая церковь жен-мироносиц в Серпухове. Фото 1935 года Около 1685 года храм святых жен-мироносиц был выстроен в камне. Видимо, в том же столетии при нём сооружена отдельно стоявшая колокольня. 5 мая 1730 года вышел указ о строительстве при Мироносицкой церкви придела во имя Софии Премудрости Божией . Здание храма в центральном своём объёме, сохранявшемся от XVII века, представляло позднюю версию крестовокупольного храма. Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания 12,8 м при общей длине ок. 24,5 м и ширине 25 м. С пристройкой трапезной и боковых приделов в начале XIX века с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII века прорезаны были широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначальные внешние украшения храма к началу XX века сохранились лишь фрагментарно: наличник окна колокольни позволял судить и о декоре прочих окон; под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арочки с полуколонками на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собою массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе. В 1809 году в Мироносицком храме " тщанием прихожан " заново устроены приделы: северный - во имя иконы Знамения Божией Матери (возможно, на месте прежнего Софийского: в силу содержательной близости этих посвящений: иконография Софии Премудрости Божьей, в киевском её варианте, прямо происходит от Знамения Божией Матери), южный же придел - во имя Успения Богоматери. Вероятно, тогда же сооружены трапезная, верхний ярус колокольни; возобновлены алтарь и главный иконостас храма. Новые приделы, в виде четвериков, украшены были со стороны входа четырёхколонными портиками с фронтонами и увенчаны полусферическими куполами, над которыми высились декоративные луковичные главки. Аналогично был декорирован и возобновлённый главный алтарь. Мироносицкие приделы 1809 года по форме и декору сходны с храмом Печерской Божией Матери в Серпухове 1808 года, что позволяет приписать обе постройки одному, пока неизвестному автору. Колокольня же получила завершение в виде арочной звонницы, увенчанной невысоким шпилем. Большой колокол, отлитый в 1835 году, весом 524 пуда 15 фунтов (ок. 8,5 т), был крупнейшим в городе.

http://drevo-info.ru/articles/13677677.h...

Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В восточном рукаве притвора, посвященного Пресв. Богородице, на узком своде представлен образ Богоматери «Живоносный Источник», который основан на текстах Богородичных гимнов. В это изображение включены фигуры родителей Богородицы праведных Иоакима и Анны (вост. стена). Кроме того, в росписи восточного рукава помещены ветхозаветные прообразовательные сцены, символы Богоматери («Лествица Иакова», «Неопалимая Купина», «Руно Гедеона», «Скиния Моисея» и т. д.). Это один из самых обширных циклов такого рода в византийском искусстве. Изображения в люнете над входом - «Спас Недреманное Око» и святых Феодора Студита и Иоанна Дамаскина по сторонам от входа в наос - по смыслу являются частью Богородичного цикла. В сев. рукаве притвора, посвященного св. Иоанну Крестителю, совершалось таинство Крещения; в соответствии с посвящением, на его стенах написаны сцены Жития св. Иоанна Крестителя. На своде - сцена «Видение Иезекииля». Южный рукав использовался для совершения чина заупокойной литургии. В его росписи представлены иллюстрации к «Последним псалмам». На своде - Пс 148 «Хвалите Господа с небес». Христос изображен сидящим на херувимах, в сиянии Славы, в окружении ангельского воинства, посреди персонификаций солнца и луны, земли и воды, зодиакальных знаков и планет. На стенах проиллюстрированы Пс 149 «Пойте Господу песнь новую» и Пс 150 «Хвалите Бога во святыне Его» (сохр. фрагментарно). Среди известных в византийском палеологовском искусстве монументальных циклов «Последних псалмов» (в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Спаса) в Кучевиште, Македония, ок. 1330,- 12 сцен, в Хрелёвой башне Рильского мон-ря, Болгария, 1335-1342,- 8 сцен) в росписи Л. представлено самое большое число композиций (16). На северной стене притвора в верхнем ярусе помещены портреты сербского кор. Стефана Уроша IV Душана и его супруги Елены. Они принадлежат к числу наиболее монументальных изображений (их высота ок. 2,95 м). Супруги представлены в традиционных одеждах визант. императоров: Стефан Душан - в пурпуровых, Елена - в красных.

http://pravenc.ru/text/2463597.html

Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Покровская церковь в с. Нарышкине Вознесенского р-на. 1780 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Одним из ярких образцов развитого барокко являлась Покровская ц. в с. Нарышкине Вознесенского р-на (1780) - 3-частная с доминантой основного объема. Храм состоял из 2-светного четверикового основания и восьмерика, перекрытого граненым 8-дольным сводом. Вертикальная динамика композиции достигалась сочетанием пропорций четверика и восьмерика, равных по высоте, но разных в поперечнике, где восьмериковый ярус визуально казался более изящным. Декоративная отделка основывалась на приемах развитого барокко аннинского времени, образцом к-рой может служить отделка с.-петербургских церквей вмч. Пантелеимона (1735-1739, архит. И. К. Коробов), святых Симеона и Анны (1731-1734, архит. М. Г. Земцов): профилированные венчающие карнизы 3-частного членения с постановкой триглифов на фризе, оконные наличники с импостами и прямоугольным и треугольным навершием, характерными криволинейными «наплывами», отмечающими углы барабана и пилястры, с базами и капителями. Аналогичная отделка была характерна для церквей Успенской в с. Яблонка Лысковского р-на (1789) и Троицкой в с. Аламасове Вознесенского р-на (1795). Образцом ярусного храма с разновеликими открытыми восьмериками служила Смоленская ц. в Арзамасе (1797). За счет преобладающих вертикальных габаритов ярусов и вытянутых межъярусных сводов достигается колоссальная высота строения (ок. 50 м), что определяет храм как самое высокое сооружение в нижегородском зодчестве XVIII в. Внутреннее пространство храма раскрыто на всю высоту сооружения, включая барабан (ок. 45 м). Подобную композицию имели Богословская ц. в Арзамасе (1783, не сохр.), Введенская ц. в с. Дубенском Вадского р-на (1787), Знаменская ц. в дер. Федотово Уренского р-на (1797). В кон. XVIII в. получили распространение объемные композиции, основанные на слиянии бесстолпного и ярусного типов храмов. Таковы Казанская и Никольская церкви в с. Починки (1793).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

включает смежные внутреннюю (ок. 3,5 тыс. кв. м) и нижнюю (ок. 25 тыс. кв. м) крепости. Внутренняя крепость обнесена возведенной из булыжника и дробленого камня оградой (30 ´ 85 м), протяженной с запада на восток. На ее территории находятся малая церковь (в сев.-вост. части), ц. во имя вмч. Георгия (в вост. части), дворец (у сев. стены ограды), хозяйственные постройки, фрагменты водохранилища и зданий, предназначение которых не определено. В стены внутренней крепости встроено 7 круглых и прямоугольных башен. Наилучшую сохранность имеет северо-зап. 8-угольная (4-угольная в плане) и руинизированная в верхней части башня для наблюдений (ныне высота 9 м), находящаяся близ въездных ворот. Вода в К. поступала с юго-зап. стороны по глиняным трубам. Нижняя крепость расположена на склоне холма, с юга и запада от внутренней крепости, сохранились руины зальной церкви, поврежденные башни и др. постройки ( Мосулишвили. 2002/2003. С. 158-163; Кветера. 2004. С. 97-101). План ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера План ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Церковь вмч. Георгия (10,5×9,8 м) является одним из памятников грузинской архитектуры, в 2007 г. храм был внесен в предварительный список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь представляет собой тетраконх с круглыми экседрами (имеют в плане очертание в 3/4 круга) по углам подкупольного квадрата, между апсидами. Ее архитектура напоминает архитектуру малой купольной церкви монастыря Дзвели-Шуамта, однако К. отличается изяществом форм и большей декоративностью. Интерьер ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Интерьер ц. вмч. Георгия. 1-я пол. Х в., Кветера Перед полукружиями апсид устроены вимы (по оси «восток-запад» более продленные). В храме 2 входа: с юга и запада, прямоугольные снаружи и арочные изнутри. К зап. входу были пристроены ворота (фрагменты зафиксированы Г. Чубинашвили в 30-40-х гг. XX в.), очевидно, этот вход был парадным, поскольку др. строения комплекса расположены с северо-запада от храма ( Чубинашвили. 1959. С. 414). Для освещения храма в алтарной апсиде устроены 3 окна, в остальных 3 рукавах креста и экседрах - по одному, в барабане купола - 6. Косяки окон, узкие снаружи, значительно расширяются внутрь.

http://pravenc.ru/text/1684043.html

Фрески написаны в нарочито упрощенной манере, без сложных светотеневых градаций и живописных проработок, создающих объемную форму, т. е. тех черт, к-рые характеризуют большинство памятников древнерусской монументальной живописи раннего XII в. Акцентированный аскетизм этой росписи сближает ее с некоторыми ансамблями, возникшими в сугубо монастырской среде, в первую очередь с росписями сев.-зап. башни Георгиевского собора Юрьева мон-ря в Новгороде (ок. 1130). Наиболее вероятно, что фрески Успенского собора были созданы в 20-30-х гг. XII в. Другие постройки Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. Вост. келейный корпус. 60-70-е гг. XVII в. Фотография. 2007 г. В 1675-1676 гг. к западу от Успенского собора на средства полковника В. К. Дунина-Борковского была построена ц. во имя апостолов Петра и Павла с трапезным корпусом, в к-ром находились братская кухня, пекарня, кладовая, погреб. В 1861 г. Петропавловский престол был перенесен в большой зал настоятельских покоев (где он находился и к 2008), в здании разместили Черниговскую духовную консисторию. Здание сильно пострадало в 1-й пол. ХХ в., сохранилось в перестроенном виде. В 1670-1675 гг. была построена 8-гранная надвратная колокольня (высота 36 м), увенчанная барочной главой. Рядом с колокольней расположен небольшой Н-образный в плане игуменский корпус - старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в кон. XVI - нач. XVII в. на месте разобранных деревянных келий. В 60-70-х гг. XVII в. корпус был значительно перестроен. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом. К тому же времени относится и большой корпус вост. келий - типичное сооружение в стиле укр. барокко. Весь комплекс Е. м. в кон. XVII в. был обнесен невысокой кирпичной оградой. В. Д. Сарабьянов Пещеры Е. м., начало к-рым положил прп. Антоний Киево-Печерский, подобны пещерам Киево-Печерской лавры и по виду, и по техническому исполнению - выкопаны в лессовых грунтах, впосл. они неоднократно расширялись и перестраивались. Т. н. Антониевы пещеры Е. м. (протяженность ок. 350 м) имеют 2-ярусную структуру, нижний ярус был обнаружен в XX в. (на планах и в списках XVII-XIX вв. не значится). Внутри пещер неск. церквей (в т. ч. во имя прп. Антония, прп. Феодосия Тотемского) с высотой потолков 8,5 м. К XVII в. относится основание т. н. Новоантониевых пещер, протяженность к-рых достигала 200 м.

http://pravenc.ru/text/189789.html

Серпухов. Церковь Жён-мироносиц (новая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Место расположения храмов св. Жён-Мироносиц было оседлым славянским поселением ещё с домонгольского времени, о чём говорят материалы раскопок. По всей видимости, здесь располагалось село, в 1370-х гг. подаренное князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Высоцкому монастырю, о чём говорится в послании митрополита Московского Киприана игумену монастыря Афанасию. Предположительно, это и было с. Нарьское, о котором упоминается в духовной грамоте (завещании) великого князя Ивана Калиты, составленной ок. 1336 г., но уже нет сведений в духовной кн. Владимира Андреевича 1401-1402 гг. Именование местности селом в документах с XIV в. говорит о присутствии там православного храма. В источниках XVI-XVII вв. данное место именовалось обычно Сельцом или Подборьем, позднее — с. Мироносицким. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя Свв. Жен-Мироносиц относится к 1552 г. Стоял в селе и «монастырёк» — видимо, подворье Высоцкого монастыря. При нашествии крымского хана Дивлет-Гирея в 1571 г. церковь и 10 келий «монастырька» были сожжены. Согласно писцовым книгам 1629 г., население Сельца занято главным образом в хозяйстве монастыря: упоминаются монастырские повара, квасовары, свечники, рыболовы, «сетник» и портной. Но в следующие 20 лет крестьяне активно обращаются к частным промыслам и в 1649 г., при переписи Серпухова Алексеем Логвиновичем Игнатьевым, богатое Сельцо включено было в городской посад: 62 двора, хозяева которых жили кузнечным ремеслом и торговлей, в том числе и «в отъезд». Около 1685 г. храм Свв. Жен-Мироносиц был выстроен в камне. Видимо, в том же столетии при нём сооружена отдельно стоявшая колокольня. 5 мая 1730 г. вышел указ о строительстве при Мироносицкой церкви придела во имя Софии Премудрости Божией. Здание храма в центральном своём объёме, сохранявшемся от XVII в., представляло позднюю версию крестовокупольного храма. Снаружи церковь была перекрыта четырёхскатной железной кровлей, увенчанной пятиглавием. Особенностью интерьера был относительно низкий потолок: высота здания 12,8 м при общей длине ок. 24,5 м и ширине 25 м. С пристройкой трапезной и боковых приделов в нач. XIX в. с северной, западной и южной сторон храма в стенах XVII в. прорезаны были широкие полуциркульные арки, а окна в оставшихся частях этих стен заложены. Первоначальные внешние украшения храма к началу ХХ в. сохранились лишь фрагментарно: наличник окна колокольни позволял судить и о декоре прочих окон; под перекрытием трапезной на западном фасаде оставались карнизы и пояски, налицо были также парные декоративные закомары в завершении стен и арочки с полуколонками на барабанах. Все эти украшения были рельефными, из кирпича основного материала постройки. Отдельно стоящая колокольня представляла собою массивный четырёхгранный столп с арочными проходами в нижнем ярусе.

http://sobory.ru/article/?object=41601

Вслед. раннего разрушения интерьер З. не претерпел изменений, связанных с развитием средневек. богослужебной практики. Археологический материал позволил реконструировать уникальное литургическое пространство. Алтарная преграда высотой ок. 1,3 м огораживала почти весь подкупольный квадрат; ее реконструируют на основе изучения сохранившихся 8 обломков плит и 13 столбиков, а также обследования вост. подкупольных устоев храма. Изначально под невысоким алтарным возвышением располагалось помещение (ризница?), куда вели каменные лестницы и к-рое имело деревянное перекрытие. В дальнейшем (точное время не определено) оно было засыпано и создано высокое алтарное возвышение. Резная капитель храма Звартноц. Фотография. 2006 г. Резная капитель храма Звартноц. Фотография. 2006 г. В самом центре храма существует круглое, выложенное камнем углубление с лестницей (в нем, вероятно, находились мощи свт. Григория Просветителя), над к-рым была воздвигнута цилиндрическая полая изнутри (внутренний диаметр 1,72 м) конструкция, украшенная снаружи аркатурой на 12 полуколоннах (ее нынешнее место - над алтарным возвышением). Высота ее внутреннего пространства достигала 2,4 м, над полом храма она выступала на 1,12 м и перекрывалась скорее всего цельной плитой. Эта конструкция могла совмещать функции престола, реликвария и амвона ( Казарян. 2000). Архитектура З. оригинальна, храм не имеет прямых прототипов, хотя в замысле З. наряду с Эчмиадзином, основанным свт. Григорием Просветителем в нач. IV в. и капитально восстановленным за 20 лет до строительства З. католикосом Комитасом I Ахцеци (ок. 613-628), важнейшую роль могла играть ориентация на главную святыню христ. мира - ротонду Гроба Господня в Иерусалиме, с к-рой связывались представления о Небесном Иерусалиме. Пристальный интерес мог быть вызван недавним восстановлением храма (после разрушения персами в 614) и последовавшим затем занятием Иерусалима арабами (638), из-за к-рого величайшая святыня оказалась за пределами владений христ. государей. Образ 3-ярусного храма-ротонды ассоциировался с древнейшей святыней национальной Церкви, «матерью церквей армянских», каковой считался Эчмиадзин. З. оказался плодом творческой переработки известных образцов при воплощении амбициозной идеи создания подобия Небесной Церкви. Триумфальный пафос художественного образа З., его величественный облик и выразительная мощь непревзойденной скульптурной пластики определялись ориентацией на такие образцы.

http://pravenc.ru/text/182733.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010