Вместо обветшавшей деревянной колокольни (1882) в ознаменование 25-летия обители по проекту архит. А. А. Латкова в К. м. была возведена новая, 3-ярусная колокольня (1911-1913) высотой 25 саж.- по количеству лет, прошедших с момента основания обители. К 10-м гг. XX в. в К. м. были также построены деревянные 2-этажный флигель со Спасской ц. и с 6 кельями; 2-этажный корпус (длина 7 саж. и 1 аршин, ширина 7 саж.) с покоями настоятельницы на нижнем этаже и 5 сестринскими кельями - на верхнем; одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 7 кельями; др. одноэтажный на каменном фундаменте корпус (1888) с 6 кельями; трапезная, «хлебенная», житница, службы. За оградой К. м. находились 2 дома - для священника и диакона, просфорнические кельи, 3 гостиницы, скотный двор и дом для рабочих. В обители и за оградой были разбиты фруктовый сад, парк с липовыми и березовыми аллеями, цветники, выкопаны пруд и неск. колодцев, в 1885 г. устроено монастырское кладбище. Святыни и чтимые реликвии В иконостасе Казанского храма, слева от царских врат, находилась почитаемая Казанская икона Божией Матери (ок. 1860-1862; высота 11/4 аршина, ширина 141/2 вершка), принесенная в обитель Гулиным и первыми насельницами. В 1882 г. на средства купца Сидорова образ был украшен позолоченной серебряной ризой (84-й пробы) и венцом с драгоценными камнями. 8 июля (в день празд. Казанской иконе Божией Матери) и 27 июля (в день открытия обители) в К. м. совершались крестные ходы с этой иконой. Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине) Казанская икона Божией Матери. Ок. 1860–1862 г. Иконописец А. В. Васильев (ц. иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине) В Троицком храме хранились несколько икон, подаренных Сидоровым. Справа от царских врат находился Нерукотворный образ Спасителя, украшенный сребропозлащенной ризой с эмалью работы фабриканта А. А. Овчинникова. В алтаре хранился др. Нерукотворный образ Спасителя на кипарисовой доске (высота 3 вершка, ширина 21/2 вершка) в сребропозлащенной ризе с эмалью. Другой храмовый образ, Св. Троицы (высота 93/4 вершка), основатель К. м. подарил сестрам в 1887 г., к освящению монастырского собора. Эту икону обрамляла чеканная сребропозлащенная риза со стихами на лицевой стороне: «Авраам мужей триех странных приемлет,/Поклонся к земле, ноги их объемлет/И пречестне их в дому своем учреждает./Бог его Сый в сих благословляет,/Сарре сказуя сына родити,/Смеющейся же ей рече сему быти».

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Первоначально ковчег имел единственное позолоченное изображение прп. Марии Египетской на внешней крышке, подпись на греч. языке (не позже 1700); впосл. были нанесены пространный текст о роли Е. И. Украинцева в получении этой святыни и др. надписи. В 1920 г. этот ковчег был изъят из монастырской ризницы и передан в губ. музей, потом оказался в фондах Центрального антирелигиозного музея, с 1935 г. находится в фондах ГИМ. Со Сретенским собором связана история и т. н. Шумаевского креста, уникального пластического ансамбля в виде распятия в киоте со стеклянными дверцами (высота ок. 8 м, ширина ок. 4,2 м, глубина ок. 1,1 м), включавшего ок. тысячи расписанных разномасштабных фигур и рельефов, выполненных из дерева, олова, стекла и иных материалов. По предложению игум. Лаврентия он был принесен в мон-рь в 1755 г. из дома своего создателя (зарисовкой деталей ансамбля занимались ученики архитектурной школы Ухтомского - Василий Иванов (впосл. архит. Баженов) и Александр Полозов); до 1760 г. ансамбль собирали и дополняли, а потом передали в Сретенский собор. В центре киота находилось семиконечное распятие в «меру тела Христова», вокруг которого в многочисленных сценах были представлены события из Свящ. Писания. Во время пребывания в монастыре французских солдат, в 1812 г., было утрачено большинство драгоценностей, украшавших киот. В нач. 40-х гг. XIX в. была проведена реставрация. После революции крест был изъят и к 2017 г. в разобранном виде хранится в запасниках Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева. Арх.: РГИА. Ф. 896; РГАДА. Ф. 20. Оп. 3. Ед. хр. 564; ЦГИАМ. Ф. 203, 1184; ЦГАМО. Ф. 66. Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 287; Иванов Н. Ист. описание Москвы, или Обозрение достопримечательностей соборов, мон-рей, церквей, дворцов, замечательных зданий, музеев, памятников и др. мест. М., 1872; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории, археологии и статистики Моск. церквей, собранные из книг и дел преждебывших патриарших приказов. М., 1884; Муравьёв А.

http://pravenc.ru/text/2564214.html

Плоский потолок погребальной камеры закруглялся на стыках со стенами; погребальная скамья могла выступать из сев. стены или помещаться в ее нише с плоским или, что менее вероятно, арочным верхом (в гробницах Иерусалима скамьи с аркосолием составляют менее 10%). В единственном изображении камеры Гроба Господня (до 1009 , модель из Нарбона) ниша не показана. Источники не фиксируют и следов арочного завершения: по версии аббата Адамнана (ок. 624 - 704 ), в камере могли стоять 7-8 высоких мужчин, а погребальная скамья была вырублена по сев. стене в виде полки 7 футов длиной; свт. Фотий, патриарх Константинопольский ( IX в.), описал ее как вырубку в форме параллелепипеда, где мог поместиться лежащий человек ; на плане галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685 ), сделанном для Адамнана, погребальная скамья имеет вид прямоугольника. Исследования, опирающиеся на данные археологии о погребальном обряде иудеев (А. Клонер, Дж. Магнесс и др.), на анализ источников начиная с 325 г. и на новые обмеры (М. Биддл), реконструируют погребальную камеру как квадратную или прямоугольную, с плоской крышей и скамьями с 3 сторон; ее пол имел углубление, позволявшее присутствующим на похоронах стоять в центре помещения во весь рост. Площадь камеры была 2,8 кв. м, высота - 2 м; скамьи длиной ок. 2 м, шириной 0,8 м поднимались над центральным углублением (2x1 м) на 0,5 м, дворик реконструируется как квадрат со стороной 3 или 4 м. 325/6–1009 гг. Для сохранения и прославления Голгофы , Гроба Господня и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме по повелению имп. Константина был воздвигнут комплекс зданий, включавший Анастасис (ротонду Воскресения), Мартирий (базилику) и отдельное святилище на Голгофе. Освящение состоялось 17 сентября 335 г. Часть скалы с Гробом Господним была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена. Согласно Евсевию , первое оформление Гроба Господня с «колоннами и множеством орнаментов» было создано при имп. Константине, который превратил «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так возникла 1-я Кувуклия , состоявшая из 2 частей: 4-колонного портика на подиуме под 2-скатной кровлей и округло или многогранно отесанной скалы, облицованной мрамором, с 5 приставными ордерными колоннами. Верх был надстроен монолитным шатром и увенчан крестом. Вся композиция помещалась в центре гигантской ротонды, строительство которой завершилось к сер. IV в.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

2010. С. 245). А. А. Воронов относит устройство северного и южного приделов, а также юж. галереи ко 2-й пол. XVI в. ( Воронов. 2009. С. 17-18). План ц. Спаса на Бору. По чертежам сер. XIX в. А. А. Мартынова План ц. Спаса на Бору. По чертежам сер. XIX в. А. А. Мартынова Габариты и объемно-пространственная структура храма, сохранявшегося до 1-й трети XX в., известны по приблизительному чертежу сер. XIX в. архит. А. А. Мартынова. Длина (с алтарной частью) составляла ок. 15 м, ширина - 13 м, сторона подкупольных столбов - ок. 1 м, сторона подкупольного квадрата - 3,6 м, ширина боковых нефов - 2 м. С востока храм имел 3 апсиды полуциркульной формы с 2 узкими окнами в центральной апсиде и по одному - в боковых апсидах. Главный, западный, и боковые, северный и южный, входы с перспективными порталами располагались по оси соответствующих нефов. В зап. притворе было 2 небольших окошка с северной и южной сторон. Трудно судить о первоначальной толщине стен, возможно усиленных лопатками. Как и у внутренних столбов, она вряд ли сильно превышала 1 м. Барабан купола мог стоять на приподнятых подпружных арках, известных по произведениям московской архитектуры 2-й пол. XIV в. Если авторы перестроек и реконструкций точно воспроизвели оригинал, как утверждают источники, то высота собора внутри до шелыги сводов составляла 6,3 м, высота барабана - 2,8 м, диаметр по наружному обмеру - 5,6 м. Линия иконостаса проходила по зап. грани вост. столбов, во всю ширину собора. Церковь Спаса на Бору. Гравюра по рис. М. Ф. Казакова. Кон. XVIII в. Церковь Спаса на Бору. Гравюра по рис. М. Ф. Казакова. Кон. XVIII в. После большого пожара в Кремле в 1554 г. и Новгородского похода царя Иоанна IV Грозного в 1570 г., вероятно, облик собора претерпел последние изменения. В вост. части на одной линии с алтарем появились небольшие приделы (6,5×6 м), каждый с двойной апсидой, с окнами в них, самостоятельными портальными входами, смещенными от центральных осей, и узкими окнами в боковых стенах и рядом со входом для освещения церквей: с сев. стороны - во имя Трех Вселенских святителей, с южной - во имя святых Гурия, Самона и Авива (придел с таким посвящением есть в соборе Св. Софии в Вел. Новгороде). Возможно, тогда же была построена крытая галерея или притвор вдоль юж. фасада как продолжение юго-вост. придела. По мнению Баталова, указанные пристройки могли появиться у храма уже в 1526/27 г. ( Баталов. 1996. С. 144). «На... схемах Кремля... собор показан в его позднейших очертаниях: почти квадратным в плане (23×19 м, без северного придела), с пристройками и с характерным выступом в северо-восточном углу на месте придела Трех святителей» (план сер. XVIII в. см.: Памятники архитектуры Москвы. 1982. С. 281. Рис. 25, 26; XVII в., кон. XIX - нач XX в., см.: Потапов А. А. Очерк древней рус. гражданской архитектуры. М., 1902-1903. Вып. 1-2. Табл. XIV-I. Рис. 35; Воронов. 2009. С. 16-19).

http://pravenc.ru/text/2564210.html

Мон-рь Санкт-Петер на склоне Мёнхсберга, основанный ок. 696 г., считается старейшим действующим мон-рем на герм. землях. Церковь св. Петра (1125-1143) была перестроена в стиле барокко (1605-1622), затем получила стуковое и живописное убранство в стиле рококо (1760-1766). Здесь сохранились незначительные фрагменты романской живописи, выполненной ок. 1150 г. (аллегорическая фигура Третьего часа) и во 2-й четв. XIII в. (епископ на коленях перед св. Магдалиной). В основе Францисканской ц. (приходская ц. Пресв. Богородицы) находится 3-нефная романская конструкция, построенная в XII в. для жен. общины мон-ря Санкт-Петер. В 1408-1432 гг. был возведен обширный хор со звездчатыми сводами, одно из лучших произведений поздней готики в Австрии. На нижнем ярусе амбулатория в 1613-1704 гг. были сооружены капеллы с арочными сводами. Храм получил барочный фасад ок. 1700, в 1709/10 г. был сооружен барочный алтарь (проект И. Б. Фишера фон Эрлаха). Крупнейшим произведением маньеристической архитектуры в З. стала летняя загородная резиденция князей-архиепископов Хельбрунн (юж. часть совр. города), построенная по образцу итальянского пригородного поместья (villa suburbana). Дворец и парк с фонтанами построены в 1613-1615 гг. по проекту С. Солари, архит. из швейцар. кантона Лугано. Ему же было поручено строительство нового кафедрального собора святых Руперта и Виргилия, ставшего одним из первых на немецкоязычных землях сооружений в стиле барокко. Первоначальная 3-нефная базилика (767-774), освященная св. Виргилием, неск. раз перестраивалась и полностью сгорела в 1167 г. Следующий собор, заложенный еп. Конрадом (Konradinische Dom), был крупнейшим в заальпийской Европе (сгорел в 1598). Проект совр. собора был создан архит. и теоретиком архитектуры В. Скамоцци (1604-1612) и построен в 1614-1628 гг. С. Солари с уменьшением на 2/3 размера и др. изменениями первоначального проекта. Здание было возведено с частичным использованием фундаментов предыдущих построек, однако переориентировано на 90° и значительно превзошло их по размеру (101×69 м, высота башен 81 м, купола 71 м, главного нефа 32 м). Собор представляет собой 3-нефную базилику с трансептом, рукава к-рого, как и главный неф, завершены полуциркульными апсидами. Основной объем здания, оштукатуренный и почти лишенный декора, противопоставлен 2-башенному зап. фасаду, облицованному мрамором и оживленному светотеневой моделировкой пилястр и оконных обрамлений. Купол на 8-гранном барабане и часть трансепта были разрушены снарядом в 1944 г. (единственный ущерб, причиненный архитектуре З. во время второй мировой войны); к 1959 г. собор восстановили. Если интерьер собора, сфокусированный на обширном, хорошо освещенном средокрестии с мощными пилонами, воспроизводит пространство собора св. Петра в Риме, то вост. 3-конховая часть напоминает аскетичные кирпичные экстерьеры венецианских церквей, в т. ч. Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе (архит. А. Палладио).

http://pravenc.ru/text/182541.html

Плоский потолок погребальной камеры закруглялся на стыках со стенами; погребальная скамья могла выступать из сев. стены или помещаться в ее нише с плоским или, что менее вероятно, арочным верхом (в гробницах Иерусалима скамьи с аркосолием составляют менее 10%). В единственном изображении камеры Г. Г. (до 1009, модель из Нарбона) ниша не показана. Источники не фиксируют и следов арочного завершения: по версии аббата Адамнана (ок. 624-704), в камере могли стоять 7-8 высоких мужчин, а погребальная скамья была вырублена по сев. стене в виде полки 7 футов длиной; свт. Фотий , патриарх К-польский (IX в.), описал ее как вырубку в форме параллелепипеда, где мог поместиться лежащий человек ( Phot. Ep. 1987. Vol. 6, fasc. 1); на плане галльского еп. Аркульфа (ок. 670 или 685), сделанном для Адамнана, погребальная скамья имеет вид прямоугольника. Исследования, опирающиеся на данные археологии о погребальном обряде иудеев (А. Клонер, Дж. Магнесс и др.), на анализ источников начиная с 325 г. и на новые обмеры (М. Биддл), реконструируют погребальную камеру как квадратную или прямоугольную, с плоской крышей и скамьями с 3 сторон; ее пол имел углубление, позволявшее присутствующим на похоронах стоять в центре помещения во весь рост. Площадь камеры была 2,8 кв. м, высота - 2 м; скамьи длиной ок. 2 м, шириной 0,8 м поднимались над центральным углублением (2×1 м) на 0,5 м, дворик реконструируется как квадрат со стороной 3 или 4 м. 325/6–1009 гг. Для сохранения и прославления Голгофы, Г. Г. и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме по повелению имп. Константина был воздвигнут комплекс зданий, включавший Анастасис (ротонду Воскресения), Мартирий (базилику) и отдельное святилище на Голгофе. Освящение состоялось 17 сент. 335 г. Часть скалы с Г. Г. была отделена от массива и дополнительно архитектурно оформлена. Согласно Евсевию, первое оформление Г. Г. с «колоннами и множеством орнаментов» было создано при имп. Константине, к-рый превратил «почитаемую пещеру в сверкающее украшение». Так возникла 1-я Кувуклия, состоявшая из 2 частей: 4-колонного портика на подиуме под 2-скатной кровлей и округло или многогранно отесанной скалы, облицованной мрамором, с 5 приставными ордерными колоннами. Верх был надстроен монолитным шатром и увенчан крестом. Вся композиция помещалась в центре гигантской ротонды, строительство к-рой завершилось к сер. IV в.

http://pravenc.ru/text/168157.html

От поздней записи сохранен образ Богоматери в медальоне в зените свода придела. Деревянный иконостас придела Пресв. Богородицы изготовлен критскими мастерами в 1607 г. В иконостасе придела прп. Христодула (ок. 1607) помещены происходящие из более раннего иконостаса икона «Христос Великий Архиерей», образ Божией Матери «Страстная» и икона «Прп. Христодул». Они написаны ок. 1500 г. художниками круга критских живописцев Андреаса Рицоса или Ангелоса. Фрески выполнены ок. 1600 г. В низком глухом куполе изображен Пантократор, на западной стене алтаря - иерархи и «Преставление прп. Христодула», на др. стенах - «Торжество Православия», «Чудо арх. Михаила в Хонех», «Прп. Иоанн Лествичник». Э. П. А., Е. А. Виноградова Трапезная Причащение апостолов. Роспись трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. Кон. XII - нач. XIII в. Причащение апостолов. Роспись трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. Кон. XII - нач. XIII в. относится к числу ранних монастырских построек (кон. XI в. или, по др. мнению, нач. XII в.). Ориентирована с севера на юг, занимает значительное место в зап. части монастырского комплекса. Небольшая часть сев. стены граничит с приделом Пресв. Богородицы. Первоначальная деревянная крыша в кон. XII - нач. XIII в. (или в нач. XIII в.) была заменена полуциркульным сводом (высота 8,5 м) с куполом на октагональном барабане. Трапезная в виде купольного зала представляет собой исключение в монастырской архитектуре. Сохранились 2 стола XII в., облицованные мраморными плитами. Дверь в юж. стене ведет в поварню, а дверь в вост. стене - в кладовые. Стены и свод трапезной в кон. XII - нач. XIII в. были украшены фресками (исследователи выделяют 3 фазы росписей на основании стилистических особенностей живописи и в соответствии с этапами строительства), большая часть к-рых разрушилась от влажности. Фрагменты фресок сохранились в сев. полуциркульной нише и на зап. стене. Остатки 1-й фазы росписей (1176-1180 или кон. XII в., согласно Коллиасу, 1180-1190 - Е. Цигаридасу, нач. XIII в.- Орландосу) уцелели в тимпане сев. полуциркульной ниши зап. стены: образы преподобных Евфимия Великого, Харитона Исповедника, Илариона Великого и неизвестного подвижника (подпись утрачена), имеющие большое сходство с изображениями святых Саллюстия, Мокия и Нифонта из придела Пресв. Богородицы, и композиции «Явление Христа апостолам на озере Тивериадском» и «Чудесное умножение рыб и хлебов». Видимо, они выполнены мастерами, расписавшими придел Пресв. Богородицы. Для этих фресок характерно такое же высокое, как и в приделе, качество исполнения, что отличает их от более поздних росписей трапезной.

http://pravenc.ru/text/471591.html

При строителе иером. Иларионе возводили монастырское каре - прямоугольное в плане, с уступами с зап. стороны, в стилистике безордерного классицизма с элементами народного зодчества (возможно, по плану игум. Сильвестра и по образцу валаамского каре, построенного прп. Назарием). Одно- и 2-этажные здания занимают подчиненное положение в ансамбле; выделяются лишь вост. надвратная («библиотечная») башня по оси алтаря собора и завершения Никольской и Арсениевской церквей - четверики с высокими скатными кровлями и куполами угловых башен. Длина Никольской церкви-усыпальницы с алтарем и притвором 19 м, ширина - ок. 6,5 м. Она завершает юж. крыло каре, являясь продолжением корпуса с больничными кельями. Классицистическому стилю соответствует квадратная в плане Никольская часовня на пристани со скромным ордерным декором и низким шатровым завершением наподобие церквей в каре. Высота часовни ок. 7,5 м, длина и ширина - ок. 4 м. В схожей стилистике сооружен и относившийся к Коневскому подворью Богородице-Рождественский собор в г. Кексгольме (Приозёрске; 1836-1847 гг., архит. Д. И. Висконти) - позднеклассицистический одноглавый храм с массивным куполом, килевидные завершения филенок в декоре сделаны под рус. стиль. Наиболее значительной постройкой Слупского в «русском стиле XVII в.», напоминающей московские и ярославские храмы, является скит с ц. Коневской иконы Божией Матери (1874-1876) на берегу Владычной Лахты. Бесстолпный, 3-частный с притвором храм на гранитном цоколе имеет длину 18 м, ширину 7,5 м, высоту до карниза 8,5 м и выделяется богатым узорочьем. На многогранных барабанах возвышаются 5 луковичных глав. Центральный расположен на постаменте и значительно массивнее остальных. Главкой увенчан и шатер одноярусной колокольни над притвором. Использованы такие элементы, как 3-частные кокошники с килевидным верхом, завершающие фасады четверика, выложенные в кирпиче 8-конечные кресты, сухарики, ширинки, арочки, руст. Утраченный 3-ярусный иконостас с чертами рус. стиля и классицизма был «разделан под малахит» и украшен позолоченной резьбой. На территории скита, окруженного невысокой кирпичной оградой с угловыми башенками, находится также 2-этажный келейный корпус в «кирпичном» рус. стиле.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

Бетэ-Мэркоревос (          ; ц. св. Меркурия), 2-я по величине (ок. 23×18 м) после Бетэ-Мэдхане-Алем церковь в Л., 5-нефная. Здание сильно повреждено и местами перестроено (оригинальные проходы заложены блочной кладкой), колоннада юго-зап. внешнего двора частично обрушилась. Свод наоса поддерживают 12 массивных прямоугольных столбов 5-метровой высоты, небольшое 3-частное алтарное пространство отделено от зала полуциркульными арками. Бетэ-Амануэль (        ; ц. Еммануила; 17,5×11,6 м; максимальная высота 11 м). Внешние и внутренние стены оформлены имитацией традиционной для аксумской архитектуры кладки ростверком. Это чередование деревянных связей и выбеленных стукко слоев кладки тесаного камня создает профилированный ритмический рисунок тонких и широких горизонтальных полос. Здесь, как и в ц. Йэмрэханна-Крэстос (XII в.), отсутствуют т. н. обезьяньи головы - декоративные элементы, характерные для архитектуры Аксума. Узкий подземный туннель соединяет церкви архангелов Гавриила и Рафаила, Еммануила и св. Меркурия. Прямой проход к ц. Еммануила из храма св. Меркурия в наст. время заложен. Церковь Бетэ-Абба-Либанос в Лалибэле Церковь Бетэ-Абба-Либанос в Лалибэле Бетэ-Абба-Либанос (            ; ц. св. Ливания; 9,6×6,8 м; высота стен 7,6 м) - сооружение, отсеченное от скалы с 4 сторон, но соединенное со скальным массивом на уровне крыши. Подобного типа более поздние храмы известны в областях Ласта и Тыграй (Зоз-Амба, скальная ц. Марьям Дэбре-Цион в Геральте). Бетэ-Лыхем (Вифлеем; букв. «Дом хлеба») - так в эфиоп. традиции называют расположенное неподалеку от церкви здание, где приготавливается хлеб для Евхаристии. Часть скалы полукруглой формы выступает к центру обходного туннеля. Внутри нее находится круглое помещение с небольшими окошками и со спуском в узкий подземный ход, ведущий к ц. св. Меркурия. Лепаж и Мерсье определяют Бетэ-Лыхем как одну из башен оборонительной системы комплекса Л. Бетэ-Гийоргис (        ; ц. св. Георгия) находится в стороне от обеих групп храмов, на зап. берегу Иордана. В плане представляет собой равноконечный крест. Происхождение такой формы ряд исследователей связывают с нек-рыми деревянными манбарами, а Лепаж и Мерсье предполагают, что храм имел значение обетного креста и места коронации. К храму ведет проход через узкий туннель с запада. С юж. стороны к туннелю примыкает небольшое помещение, высеченное в стене двора. Сейчас оно используется как помещение для певчих, а ранее, возможно, служило гостиницей для паломников. На крыше храма вырезано изображение креста, также служащее декоративно оформленным желобом для отвода дождевой воды. Внутреннее пространство разделено полуколоннами с консольными капителями, поддерживающими арки. Над алтарной частью вырезан купол со вписанным в него крестом.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

В 10-х гг. XXI в. в М. были произведены реставрационные работы, в ходе которых столп прп. Антония был практически возведен заново (высота ок. 15 м), поставлен крест, устроены малая церковь и 2 кельи для отшельников; появилось много строений бытового назначения; на прилегающей к М. территории отремонтированы и обновлены зальные церкви разных периодов, а также построены новые, включенные в архитектурный ансамбль. В М. с древности отмечали 2 праздника: 19 янв., день памяти прп. Антония, и 16 авг. (на 2-й день после Успения Пресв. Богородицы), престольный праздник, день Гвтаеба (Бога), который продолжался 3 дня и в котором принимало участие значительное число людей, что, по словам неизвестного паломника, «походило на великое переселение народов» (Кавказ. Тифлис, 1856. 67). Настоятели М. Иером. Мартирий (Цулукидзе) (18 июля 1873 - 28 сент. 1879), иером. Герасим (Габуния) (1887 - июнь 1894), иером. (позже архим.) Герман (Иашвили) (8 мая 1900 - 18 дек. 1912, 1918-1946/47), иером. Климентий (Пухашвили) (18 дек. 1912 - 31 мая 1915), архим. Евагрий (Диасамидзе) (1947-1951), игум. Иов (Акиашвили; ныне митрополит Руисско-Урбнисский) (22 июня 1988 - окт. 1989, нояб. 1990 - май 1992), иером. Георгий (Баришвили) (окт. 1989 - нояб. 1990), игум. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский) (май 1992 - март 1993), мон. Михаил (Габричидзе) (окт. 1993 - 30 мая 1994), иером. Исаия (Чантурия; ныне митрополит Никозский и Цхинвальский) (11 июля 1994 - 5 апр. 1995), иером. Вениамин (Белкания) (23 апр. 1995 - 23 мая 1997), игум. Савва (Кучава) (23 мая - 3 сент. 1997), архим. Вениамин (Белкания) (с 3 сент. 1997). Г. Мачуришвили, М. Сахлтхуцишвили Архитектурный ансамбль М. Архитектурный ансамбль М. состоит из 11 церквей, столпа прп. Антония, колокольни, ограды, келий и подсобных помещений. Монастырский комплекс был окружен оградой длиной до 1400 м с проемами (высота сохранившихся фрагментов до 8 м, ширина - почти 2 м). Уцелела паперть, включенная в ограду; Иоселиани пишет, что она имела фронтон (значительно видоизменена) ( Матиашвили. 1963. С. 6; Иоселиани. 2009. С. 106). Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя

http://pravenc.ru/text/2562482.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010