Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов; лат. Gregorius Magnus] (ок. 540, Рим - 12.03.604, там же), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации), папа Римский (3 сент. 590 - 12 марта 604), отец и учитель Церкви. Жизнь Источниками жизнеописания Г. В. являются: 1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души» ( Greg. Magn. Dial. I [Praef.]; III 36; IV 16, 21), «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма. Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Свт. Григорий Великий. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) 2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Г. В. приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков» ( Greg. Turon. Hist. Franc. X 1), завершенной в 594 г., св. Исидором , еп. Севильским, в соч. «О знаменитых мужах» ( Isid. Hisp. De vir. illustr. XL 53-56), написанном ок. 610 г., а также в Liber pontificalis (LP. Vol. 1. P. 312-314). Св. Беда Достопочтенный посвятил Г. В. неск. глав в «Церковной истории англов» ( Beda. Hist. Angl. I 23, 24, 27-32; II 1), законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминал о святителе в «Истории лангобардов» ( Paul. Diac. Hist. Langobard. III 13, 20, 24, 25; IV 5, 8, 9, 18, 19, 29). 3. Древние лат. Жития Г. В.: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом мон-ря Уитби ( Colgrave B. The Earliest Life of Gregory the Great. Camb., 1985), 2-е - Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой (BHL, N 3639) и расширенной (с позднейшими интерполяциями; BHL, N 3640; PL. 75. Col. 41-59), 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872-873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.; PL. 75. Col. 59-242). Существуют неск. греч. анонимных Житий Г. В. (BHG, N 720-721f). 4. В Новое время сведения о Г.

http://pravenc.ru/text/166740.html

Вотчина за Ворбозомским монастырем оставалась старая в XVIII столетии. Земельныя его владения увеличились только пожнею на реке Гверстянке, данною Белозерцем Карпом Ширяевым между 1642-1648 годами. Тогда же другой Белозерец Михаил Савельев Санков пожертвовал в монастырь двор в Новинском ряду, в Ивановской улице, В продолжение XVII века монастырская вотчина была два раза обмежевана в 1626-7 г. и 1686 г., когда она была приписана к Кириллову монастырю. Мелкие острова, расположенные на Ворбозомском озере, вблизи большаго, на котором стоит пустыня (Еловец, Свинец, Марьевский, Березов, Ямин, Челноков, Хвостец) в писцовых книгах 1626 г. не были написаны; их записали за монастырем только в 1686 г. по их (т. е. старцев) сказке и по наезду. Монастырский вотчины состояли из сельца Фетиньины и деревень Анофриевы, Пиндина, Кузминской, пустоши Сизове, мельницы на речке Ворбозомке, рыбных ловель на Ворбозомском озере и двух пожен на реке Шексне. В деревне Фетиньинской стоял монастырский двор, а на дворе хором: " келья, живут в ней старцы; против кельи старцев сенник на подклете, возле сенника изба большая с прирубом, на дву углах два сенника жилых, под ними хлевы; три сарая с поветьми, забраны в столбцы и покрыты драницами. В поле житница да два овина с мельницами (отпис. кн. 1648 г.). В мельничном амбаре 8 ступ толчеи и три колеса со всею мельничною полною снастию (там же). В 1686 году в монастыре было 9 человек служебников (1 коровник и 8 детенышев), а по деревням в 21 дворе крестьянском 116 человек, да в дворе бобыльском один человек; три двора оставались пустых. Имея вотчину, Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был нести разнаго рода государственныя повинности. С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которою " не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела " , И эти подати были значителны, но пустыне, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, напр., на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан (1666-1681 гг.) патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. Никитский и Благовещенский монастыри вместо этаго было указано " с них имать 31 рублев " в год.

http://sobory.ru/article/?object=19286

Томск появился на российской карте в 1604 году, когда присланные сюда царём Борисом Годуновым казаки поставили острог на Воскресенской горе с Воскресенской деревянной церковью. Город быстро рос, " сползая " вниз, к реке Томи, где вскоре образовался Нижний посад. Вот здесь-то и построили первый Богоявленский храм. Случилось это между 1626 и 1633 годами: в перечне томских церквей 1626 года этот храм ещё не значится, а в 1633 году он уже назван. Церковь неоднократно горела - причём дотла. И снова отстраивалась - с постепенным увеличением количества приделов: если в 1634 году в Богоявленском храме, помимо главного престола, имелся лишь один придел, освящённый во имя преподобного Михаила Малеина, небесного защитника тогдашнего русского царя Михаила Фёдоровича, то последующий деревянный Богоявленский храм, выстроенный на этом месте являлся уже четырёхпрестольным. Сколько раз его возобновляли - неизвестно. Как предполагается, первый " предок " томского собора исчез в огне уже в 1639 или 1643 году: тогдашние пожары, превращавшие деревянный Томск в пепел, зафиксированы в документах. 15 апреля 1770 года церковь в очередной раз сгорела. Её быстро отстроили, но простояла она чуть больше года; в июле 1771 года храм был перестроен - правда освятили его во имя Михаила Архангела. В те времена давно уже шли разговоры о строительстве церкви в камне. Как раз в это время в Томске, уставшем от огненной стихии, понемногу разворачивалось каменное строительство. Окончательное решение созрело к декабрю 1776 года, а заложили первый камень в основании строящегося собора, чуть позже, в 1777 году, причём западнее того места, где прежде стояли деревянные церкви, ближе к реке Томь. Строительство по разным причинам ударными темпами не блистало - нижний этаж был готов лишь спустя семь лет, а 23 ноября 1784 года состоялось освящение вновь выстроенного собора в честь Богоявления Господня. Каменный Богоявленский собор строили ровным счётом 124 года - срок, даже по сибирским меркам XVIII века, внушительный. Связано это было с тем, что заказчики хотели получить церковь немалых размеров, последовательно пристраивая один за одним к основному объёму приделы. Вообще, строительство Богоявленского собора могло никогда не закончиться, если бы не богатые томские купцы, не жалевшие средства на возведение в самом центре города церкви, которая должна была стать подлинным его украшением. И стала им. А ещё - памятником томскому купечеству.

http://sobory.ru/article/?object=03578

Царь прислал сорок соболей. Но как этой помощи оказалось недостаточно, то члены братства, духовные и мирские, в другой раз отправили в Москву к царю, патриарху и думному дьяку Грамотину свои грамоты (от 10 апреля 1625 г.), в которых, извещая, что церковь их при содействии от царя уже доведена до верха, но еще не имеет ни крова, ни иконостаса, вновь просили пособия для окончания своей церкви, а также просили возвратить им грамоту, данную братству Иерусалимским патриархом Феофаном, которая послана была ими к царю в прошлый раз вместе с их просительными грамотами. Получив вскоре пособие из Москвы и окончив свою церковь, те же братчики послали к царю новую грамоту (от 17 генваря 1626 г.), в которой усердно благодарили его за оказанные милости и умоляли пособить еще для украшения их церкви . Киевское братство весьма быстро увеличивалось: около 1630 г. оно заключало в себе уже почти все местное духовенство и дворянство, многих членов из других сословий и все запорожское войско. Братский монастырь по грамоте патриарха Феофана удерживал за собою имя патриаршей ставропигии, хотя соборным решением восточных иерархов в 1626 г. и был подчинен власти своего епархиального архиерея вместе с другими такими же ставропигиями. Гетман Сагайдачный, которого не без основания называли «фундатором» братского монастыря и школ, пожертвовал на них очень значительную сумму, но кроме того и кроме своих членских взносов члены братства старались для усиления своих средств приобретать дворовые и торговые места в Киеве. Одного только недоставало братству: королевской грамоты. Наконец, по просьбе киевского дворянства и по ходатайству сенаторов и земских послов король пожаловал братству и свою грамоту (19 февраля 1629 г.), которою утверждал на вечные времена как самое братство, так и его церковь и богадельню, не упомянув почему-то о школе. Из ректоров братского училища известны только два: инок Кассиан Сакович (1622) и Томаш, т. е. Фома Иевлевич (1631). Ректор Сакович оставил память как о себе, так и об училище в своих «Вершах» («Стихах»), которые сочинил на смерть гетмана Сагайдачного и которые тогда же были напечатаны в особой брошюре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Преосвященый Киприан имена Ермака и казаков, убитых при покорении Сибири, записал в синодик соборной Софийской церкви, и заповедал каждогодно в неделю Православия в соборе, Протодиакону велегласно воспоминать имена их и возглашать им вечную память 20 . Он прожил в Сибири около трех лет и попечением о вверенной пастве и добродетельной жизнию оставил здесь по себе благую память. По Указу Государя и Патриарха, 15 февраля 1624 года отбыл в Москву и пожалован Митрополитом на Крутицы. 2 . Архиепископ Макарий, из дворян Кучиных. В 1625 году 19 декабря из Игумена Костромского Богоявленского монастыря хиротонисан в Архиепископа Сибирского. Прибыл в Тобольск в том же году 2 апреля, в субботу пятой недели Великого поста. В ознаменование сего дня построил в Архиерейском доме сенную церковь Похвалы Божией Матери и украсил иконами и утварью 21 . В 1625 году в Томский Успенский монастырь поставил другого Игумена Феодосия, вместо удаленного Евстрата, с приказанием принимать больше братии и вкладчиков, и притом с большим рассмотрением; от чего братия и монастырские служители разошлись, и монастырь вскоре запустел. В 1626 году Архиепископ Макарий, в числе первых духовных лиц России, подписал утвердительную грамоту Всероссийскому Патриарху Филарету, вновь данную по той причине, что прежняя настольная грамота Иерусалимского Патриарха Феофана, в бывший в Москве пожар в Патриаршем доме, сгорела 22 . В управление Сибирскою Епархиею Макария достопамятен 1629 год тем, что в благодарение Всевышнему, даровавшему Наследника Престола, Царевича Алексия Михайловича, и в ознаменование народной радости, Сибирь целый год во все воскресные дни отправляла во всех церквах молебны с колокольным звоном. В 1629 году свет Христианства засветился в кочевой Сибирской стране от Уральских гор до Енисея. Русский дух и Русская жизнь возникли во всех местах около Тобольска, от Верхотурья до Тюмени, от Тары до Томска, от Мангазеи до Кузнецка, и от Красноярска до Енисейска. Города, остроги и зимовья явились по большим и вливающимся в них рекам к северу. Архиереи Сибирские пользовались особенным уважением. К Воеводам по разным случаям они писали грамоты, оканчивая следующими словами: «Милость Софии Премудрости Слова Божия и благословение смирения нашего есть и будет с тобою» 23 . Архиепископ Макарий скончался 24 июля 1635 года. Предместник его, Митрополит Киприан, в 1626 году из Крутицкой Епархии переведенный в Новогородскую, скончался в том же 1635 году 17 декабря и погребен в Κоρсунской паперти Софийского собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1564 . Городецкая – Преображенская – Спасская, мужская, пустынь, ныне село Преображенское-Кривец, Тамбовской губ., Лебедянского у., в 70 вер. к вост.-юго-вост. от Лебе­дяни и в 12 вер. к вост. от бывшего города, ныне села Доброго, при р. Воро­неже. Из актов видно, что она под именем Спасского м-ря уже существовала в 1645 г.; здесь говорится: «Да в нынешнем же в 153-м году привозили в город на Воронеж к вое­воде Офонасью Бобарыкину перед Съез­жую избу к явки Козловского уезду Спаскова м-ря крестьянина села Доброго»... В первой четверти XVIII ст., в ней был схимонах Матвей, при котором пустынь была сожжена разбойниками, но опять возобновлена иеромонахом Фила­ретом. Когда упразднена неизвестно, но существовала еще в 1743 г. От пу­стыни не осталось и следов, но в церкви сохранились 12 книг Минеи. Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 291; Второв, “Воронеж. акты”, III, 218. 1565 . Городецкий – Лазарев­ский или Городищенский, муж­ской и женский, совсем уничтоженный, при селе Давыдовским, Владимирской губ., Суздальского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Суздаля, при рч. Ирмизе. Пер­вое известие о нем встречается в 1367 г., когда гром побил чернецов и черниц. Затем известно, что он был подчинен Николаевскому Шартомин. м-рю. Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 198, 216; “Владим. губ. в.”, 1843 г., 12 (Шартомин. м-рь); 1854 г., 31 (Пустыни быв. во Владим. губ.). 1566 . Горелов, мужской, совсем уничтоженный, Костромской губ., Кологривовского у., в 22 вер. к вост. от Кологрива. О нем нет никаких све­дений. “Ист. Росс. Иер.”, III, 741. 1567 . Григорьевский – Бого­словский, мужской, совсем уничто­женный, в губ. гор. Твери, близ ны­нешней церкви Покрова, на берегу р. Тьмаки. Первое известие о нем встре­чаем в летописи (XV, 493) под 1446 г., когда Вел. кн. Твер. Борис Александро­вич разорил м-рь св. Феодора и архи­епископа перевел к св. Григорию Бого­слову. В ст. имел в своем вла­дении несколько вотчин. По переписи 1626 г. в нем находился храм дере­вянный во имя Григория Богослова , стро­енный в клетку и стоявший в запу­стении после Литовского разорения; было еще пустое место церковное во имя Фео­дора Тирона, а храм сожгли литовские люди. Потом он не возобновлялся. “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.”, Отд. III, 115; “Твер. губ. в.”, 1865 г., 5 (Затмацкий посад 1626 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 485; Калачов, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд. 2, 176 (перечень де­ревень в вол. Суземье), 220 (вотч. в вол. Воло­вичи), 243 (вотч. в вол. Хорвечь).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

После заключения Брестской унии 1596 г. К. м. официально стал униатским, правосл. братия была изгнана, а в монастырских постройках разместилась община базилиан . 3 июля 1621 г. возный Брестского воеводства Ждан Лясковский представил в суд заявление. Он отмечал, что в присутствии 2 шляхтичей, Григория Славенского и Ивана Лесковского, по требованию священника сгоревшей церкви К. м. он, возный, был 20 мая 1621 г. на месте пожара. Вместо церкви, корпусов и хозяйственных зданий Лясковский увидел пепелище, о чем и свидетельствовал. Во время пожара «до основания сгорела и церковь со звонницей» - древний храм, при к-ром была основана обитель (АВАК. Т. 3. 16. С. 26). Вскоре К. м. был восстановлен. В 1626 г. в обители проходил собор униат. епископов, к-рый начал латинизацию униат. Церкви. Собор был созван униат. митр. Иосифом Рутским и кор. Сигизмундом III. Однако неприятие этой идеи правосл. иерархией и Римской курией сделали невозможным примирение обеих сторон. В сент. 1626 г. в К. м. также проходило собрание греко-католич. клира под председательством митр. Иосифа Рутского (Энцыклапедыя. 1997. Т. 4. С. 221). Ок. 1643-1644 гг. от униатов К. м. пострадала братия правосл. брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря . Настоятель прмч. Афанасий (Филиппович) направил своих иноков в Купятицкий в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Но по дороге в Кобрин сторонники униат. архим. Павла Овлочинского схватили монахов, отняли у них коней и все имущество, поиздевались над священником и диаконом. В 1652 г. польск. кор. Ян II Казимир Ваза, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», предоставил ему Кобринскую архимандритию с согласия Пахомия Войно-Оранского, еп. Пинского, коадъютора Киевской митрополии и кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандритией с церковью, мон-рем, фольварками, селами, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и др. доходами. Подтверждая пожалование в 1669 г., польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий указал, что передает также Венедикту Глинскому «небольшую мельницу под Кобрином, над рекой Мухавцем, в так называемом урочище Лисовское, с правом ловить рыбу в Мухавце, но так, чтобы церковный невод ходил после замкового, и кроме того предоставляет ему право пользоваться десятою меркою с Кобринских мельниц» (АВАК. Т. 3. 34. С. 53-55).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

В конце августа или в начале сентября 1611 года, пишет тот же Буссов (т. е. вскоре, по вступлении в Москву первого народного ополчения и по сожжении ее засевшими в Кремле и Китай-городе поляками), во время одной горячей охватки русских с поляками (когда последние в бессильном озлоблении снова подожгли город) сгорела и построенная при Годунове церковь ; но гробница принца Иоанна, обложенная камнями в подвале, уцелела (до времен Михаила Федоровича, когда она разрушена была поляками) 50 . Церковь эта вскоре была восстановлена, но в 1682 г. по следующему печальному случаю была разрушена. Служившие в русской армии немецкие офицеры женились на горничных, бывших в услужении у богатых немецких купцов и купчих. Сделавшись знатными особами, супругами почтенных лейтенантов, бывшие служанки никак не хотели стать в церкви ниже купчих, прежних своих госпож; эти не хотели уступить, и вот поднялась в церкви ссора, брань и драка, произошел странный переполох. Случай хотел, чтобы во время этой сумятицы проезжал мимо святейший патриарх. Услышав шум в церкви и разузнав в чем дело, патриарх приказал разрушить кирку 51 . Вскоре, впрочем, лютеранам дано позволение выстроить другую церковь за «белой» стеной 52 . Но судьба этой церкви остается совершенно неизвестной. Старой лютеранской кирке, находившейся в земляном городе, также не посчастливилось. В 1622 году, когда она простояла около 40 лет и обветшала, она была поновлена на пожертвования прихожан, при чем много потрудился пастор Георг Окс. В 1626 году, ровно через четыре года по своем обновлении, она сгорела. Опечаленная община построила новую церковь , на новом месте, пред Флоровскими воротами, (купленном ею у вдовы Иоахима Люмзена и второго ее мужа Эрста Кивета) 53 . В том же 1626 году, некоторые члены старой лютеранской общины отделились от нее и образовали новую общину. Первым проповедником ее был Яков Нейенбургь 54 . Новая церковь старой общины простояла недолго. В 1643 году 4-го марта «царю Михаилу Федоровичу били челом поп Пракофей да дьякон Марко от церкви Святителя Николая в Столпах и от церкви Кузьмы и Дамиана – поп Федосей и диакон Кирилл со товарищи девяти приходских церквей, что в их приходах немцы на своих дворах поставили близь святых церквей свои ропаты, вдовии немки у святых Божиих церквей завели корчмы и бл....

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

И так все части св. мощей, хранящиеся ныне в Благовещенском соборе, остались здесь по силе этого соборного определения. На первых 10 ковчегах читается одинаковая надпись: «повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Бориса Феодоровича, всея Росии самодержца сделан сей ковчег и проч. На ковчеге препод. Архимандрита Кумнепоса (Компена?) вырезана следующая надпись: «лета 7134 (1626) Апреля в 15 день повелением Благочестивого Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца и отца его Великого Господина и Государя Святейшего Патриарха Филарета Московского и всея Русии, сделана сия рака на св. и честную руку св. Архимандрита Кумниноса, а привезена сия честная и святая рука Благочестивому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу Святейшим Ософаном, Патриархом Иерусалимским и всея Палестины лета 7127 Апреля в 13 день». На ковчеге мощей св. Иакова Персянина начертано: «си ковчежец створил благочестивый Государь Ио миробновский воевода, Божиею милостию государь земли Молдавской, в нем же суть мощи Св. Великомученика Иакова Персянина, и дарова его пресветлому благочестивому Царю Московскому Михаилу Феодоровичу в лето 7137, Июля 13». Из священнических риз богатейшие устроены из станового кафтана Царя Михаила Феодоровича: аксамитные с оплечьем, низанным жемчугами, и с разрезною епитрахилью, украшенные жемчугом и вышитыми ликами Святых. Здесь хранятся пожалованные Императрицею Екатериною II пять бархатных риз с тремя стихарями; оплечья их низаны жемчугом. Император Александр I принес в дар сему храму парчевые ризы. В 1787 году считалось жемчугу па ризах и стихарях 8 Фунт. 40 золоти., на покровах и пеленах 12 фунт., снятого с обветшалых облачений и утварей 9 фунт., 21 золотн., а серебра в церковной утвари 64 пуда, 33 Фунта и 4 золотника 29 . Достопамятные события и преимущества благовещенского собора В сем дворцовом соборе Государи Российские крещаемы были, говели и, как выше замечено, нередко принимали брачный венец, и пред дверьми его, иногда в самом храме, после коронования своего, осыпаемы были золотыми и серебряными деньгами: такой обряд совершался, начиная от внука Великому Князю Иоанну III Димитрия до Петра I. Здесь сочетался браком и последний Царь Казанский Симеон (Едигер) с дочерью Кутузова Клеопина 30 . Благовещенский Протопоп Максим с крестом сопутствовал Царю Михаилу Феодоровичу, когда он шел на бракосочетание с Евдокиею Лукьяновной в 1626 году, говорил молитву покровению ею главы, обручал и венчал их по священному преданию, делал им поучение, благословлял их брачную трапезу. Такой же, почти, обряд совершал того же собора протопоп при первом бракосочетании Царя Алексия Михаиловича с Мариею Ильиничной. 31 В пяток Страстной недели за св. мощами в Благовещенский собор ходил в сопутствии Царя Патриарх со властьмн; откуда и переносил их в Успенский собор 32 . Ковчеги со св. мощами и доныне в этот день переносятся оттуда в Успенский собор для омовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Одним словом, в Богородице-Рождественском храме сочетались черты и функции городского собора, приходской посадской церкви и небольшой мужской/женской обители. Церковная слободка была записана за посадом в сотных 1597 и 1626/27 г. В 1628 г. был проведен «большой обыск» на Устюжне относительно принадлежности церковного имущества Рождественского собора и его слободки. В ходе его все опрошенные согласно показали, что церковное строение – это «приношение посадских людей, детей боярских и крестьян», оно всегда находилось в ведении посадских старост и целовальников, а не попов, «опричь слободских и деревенских крестьян» . Настоятели его были в ранге черных попов: например, в 1597–1615 гг. известен черный поп Геннадий . Черные попы собора были адресатами царских грамот при Иване Грозном и Михаиле Федоровиче (последняя – 1618/19 г.). Широкое по социальному составу население (соборное духовенство, монастырские старцы, церковные причетники, слободские и деревенские крестьяне) было подсудно черным соборным попам, а не устюженским наместникам и их тиунам. В сотных 1567, 1597 и 1626/27 гг. отмечены принадлежавшие собору и его крестьянам пашни, пожни, деревня Игумнова, упомянуты различные земельные сделки, совершаемые ими . Активная мобилизация земельных угодий не влекла за собой изменения их тяглого статуса, поскольку переход их к новым владельцам сопровождался принятием ими на себя полагающихся казенных оброков и выплат . В указной грамоте из Устюжской четверти от 26 мая 1624 г. упоминалась «Рожества Пречистые Богородицы слободка з деревнями», крестьяне которой активно занимались торговлей . После 1619 и до января 1623 г. в продолжение двух прежних грамот черному священнику Рождественского собора Феодосию была выдана новая жалованная несудимая грамота царя Михаила Федоровича, по которой из его судебных полномочий изымались дела по высшим уголовным преступлениям – душегубству, разбою и татьбе . Так общерусская унификация феодального иммунитета коснулась не только упомянутых выше Николо-Моденского и Воскресенского монастырей, но и Рождественского собора как субъекта собственности. Для сравнения укажу на аналогичные грамоты 1623 г. не только соборным, но и сельским приходским церквам, например, в волости Толшме Тотемского уезда . Их тоже не миновала общерусская «ревизия тарханов» начала 1620-х гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010