Димитрия Солунского, в Никитском монастыре. Упоминается уже под 1625 годом. Воскресения Словущего, что в Остоженке. Упоминается уже под 1625 годом. Перестраивалась в первой половине XIX века. Приделы: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Варвары Мученицы. Феодора Студита . Находится у Никитских ворот. Церковь и колокольня построены патриархом Филаретом в 1624–1626 годах. Обновление было в 1865–1873 годах. Главный престол Смоленской Божией Матери. Другой придел Аверкия Иерапольского. При церкви был монастырь, упраздненный в 1709 году. Покрова Пресвятой Богородицы, что на Варварке. Иначе называется по приделу «Георгия Великомученика, что на Псковской горе». Главная церковь построена в 1626 году, колокольня и придел Петра Митрополита в 1838. Илии Пророка, что на Новгородском подворье. Ильинка, в здании Теплых рядов. Построена в 1626 году, обновлена в 1864 году. 48. Покрова Пресвятой Богородицы, что в Покровском. Построена в 1619–1627 годах в тогдашнем дворцовом селе Рубцове в память отражения от Москвы королевича Владислава. Колокольня XVIII века. Приделы: 1) Преподобного Сергия, 2) Димитрия Царевича. 49. Екатерины Мученицы. Во Дворце, около Верхоспасского собора, внизу. Построена в 1627 году зодчим Джоном Тайлером. 50. Живоначальной Троицы, что в Никитинках. Другие названия той же церкви: «Великомученика Никиты, что на Глинищах», «Грузинской Божией Матери, что на Варварке». Построена ярославским гостем Григорием Леонтьевичем Никитниковым в 1628 году. В 1653 году церковь расширена. Наименования престолов: 1) Св. Троицы, 2) Иоанна Богослова , 3) Св. Никиты. В 1904 году внизу устроен престол Грузинской Божией Матери. 51. Воскресения Словущего, что на Успенском Вражке. Тверская, Брюсовский переулок. Построена в 1629 году. Трапезная и колокольня XIX века. Приделы: 1) Николая Чудотворца, 2) Пророка Елисея. Последний придел построен первоначально в 1620 году в память дня встречи Царем Михаилом Феодоровичем отца своего Патриарха Филарета, возвращавшегося из польского плена, и существовал, как отдельная церковь до 1812 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

В Киев М. вернулся зимой 1625/26 г. Захария (Копыстенский) отказал ему в проживании в Киево-Печерском мон-ре, опасаясь за судьбу своей ставропигии, поэтому М. остановился в Межигорском в честь Преображения Господня монастыре под Киевом. Возвращаться в Вильно было небезопасно, Кобринский синод униат. епископов в нояб. 1626 г. обратился к королю с просьбой защитить их от М. В кон. 1626 г. М. решил добиваться места настоятеля в Дерманском Свято-Троицком монастыре на Волыни, к-рый принадлежал родственнику Острожских кн. Александру Заславскому, перешедшему в католицизм. В 1627 г. М. получил от князя архимандритию. Кн. Заславский и митр. Рутский склонили М. к решению о переходе в унию. (Униат. традиция связывала путешествие М. на Восток и его переход в унию с чувством вины за мученическую смерть Кунцевича. Униатство М. было признано одним из чудес во время процесса беатификации Кунцевича.) Сомнения в отношении правосл. догматики начали проявляться у М., по его словам, еще до принятия пострига. М. утверждал, что с 1615 г. в нем происходила внутренняя борьба. После поездки на Восток он признавался, что давно был приверженцем унии Церквей. 6 июля 1627 г. из владений кн. Заславского М. отправил 3 письма в Рим: папе Урбану VIII, кардиналу О. Бандини, к-рый в Конгрегации пропаганды веры отвечал за польск. дела, и Св. Престолу. М. просил папу Римского о прощении грехов и о присоединении к католич. Церкви, а также о том, чтобы его переход в унию оставался до нек-рой поры в тайне. М. изложил свой план, согласно к-рому он должен был обратиться к патриарху Кириллу Лукарису и к правосл. иерархам на Руси. У патриарха он хотел просить, чтобы тот сформулировал свои убеждения. М. предполагал, что Лукарис раскроет себя как еретик, в чем убедятся все православные. Позиция М. в данном случае совпадала с мнением Конгрегации пропаганды веры, к-рая считала Лукариса криптокальвинистом. Кроме того, М. собирался написать неск. «мнений» о различиях между Западной и Восточной Церквами, которые он хотел представить на Соборе Киевской митрополии. Эти меры должны были привести к соединению Церквей. 21 авг. 1627 г. М. написал длинное письмо патриарху Кириллу Лукарису с просьбой разъяснить учение правосл. Церкви (копия письма на латыни была отправлена в Рим). Позже письмо на польск. языке было присоединено к сочинениям М. «Паренезис...» и «Апология...».

http://pravenc.ru/text/2562844.html

ссылок на источники сообщал, что мон-рь был основан в 1626 г. по благословению Киево-Печерского архим. Петра (Могилы) . Версия об основании И. М. м. в 1627 г. как памятника в честь почившего К. Ярмолинского представляется более вероятной, поскольку именно в нач. 1627 г. И. Ярмолинская впервые упоминается в источниках как вдова (Там же. С. 532). К тому же Петр (Могила) стал архимандритом только в 1627 г., после кончины архим. Захарии (Копыстенского) . В 1627 г. при поддержке прп. Иова Почаевского и на средства Ярмолинской были заложены каменная ц. во имя свт. Иоанна Милостивого (см. Иоанн V (III) Милостивый , патриарх Александрийский) и деревянные кельи. Строительство, к-рое благословил Киево-Печерский архим. Петр, было окончено к 1637 г., когда последний стал митрополитом Киевским. Возможно, по его настоянию И. М. м., как и др. строящиеся в то время волынские обители, был изъят из ведения Луцкого епископа и переведен в непосредственное подчинение Киевской митрополии. Впосл. И. М. м. по примеру Низкиничского мон-ря был изъят из частного патроната. Вероятно, И. М. м. был построен на месте бывшего замка Боговитинов, подтверждением чему служат сохранившиеся вокруг Монастырской горы рвы и валы. По преданию, изложенному исследователем истории И. М. м. иером. Анатолием (Ключарёвым), ранее в Загайцах существовала жен. обитель, настоятельницей к-рой была близкая родственница Ярмолинской. По предположению иером. Анатолия, духовником этой обители мог быть некий Феодосий Высоцкий, имя которого стоит 1-м в списке правосл. игуменов, внесенных в помянник мон-ря. Характерно, что в соседних населенных пунктах - местечках Шумск и Рохманов - еще в нач. XVII в. существовали правосл. муж. мон-ри (Шумский Симеоновский и Рохмановский Свято-Троицкий). И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь) И. Н. Боговитинова-Ярмолинская. Копия с портрета. Кон. XX — нач. XXI в. (Загаецкий мон-рь) Ярмолинская была известна своей благотворительностью. В 1618 (1619) г.

http://pravenc.ru/text/577900.html

Максима. PG была не editio princeps, а просто удобным изданием для святителя Феофана. Ещё критский гуманист Нил Дами лас имел рукописные списки Capima de caritate и Liber as ceticus в своей библиотеке и советовал их читать в Типиконе, данном критскому монастырю Баэония (1400). Fran cois Combefis издал «Подвижническое слово» в 1675 г. (греческий текст с латинским переводом в первом томе из двух, p. 367–393) – и именно с этим изданием сверялся русский перевод «Подвижнического слова», изданный в 1853 г. А критическое издание памятника было выполне но только в 2000 г. P. Van Deun в серии Corpus Christiano rum SG 40 по целому ряду рукописей. 685 По оценке П. Ван Деуна, изданный в 1860 г. том PG (J. P. Migne) исправлял некоторые ошибочные чтения Комбефиса, но в то же самое время допускал новые ошибки. Сверка перевода святителя Феофана с этим критическим изданием могла бы стать основой для создания нового выверенного перевода памятника. Предварительная сверка перевода святителя Феофана с рукописями прп. Паисия, с одной стороны, и изданием 1853 г., с другой, неопровержимо показывает, что он пользовался изданием 1853 г. как основой, хотя сам пошёл значительно далее. «Слово подвижническое, въ вопросахъ и отвтахъ БРАТЪ И СТАРЕЦЪ» 1) Братъ спросилъ старца (2000 г.: говоря): прошу тебя, отче, скажи мн, какая была цль 686 (2000 г.: вочеловечения) 687 Господня 688 ? – Старецъ сказалъ ему въ отвтъ: удивляюсь теб, брате, что, каждый день слушая символъ вры 689 , ты спрашиваешь меня ο семъ 690 . – Скажу впрочемъ теб, что 691 Господня бы ло наше 692 (2000 г.: И) 693 Братъ сказалъ: объясни мн, отче, какъ это? 694 – (2000 г.: И) Старецъ отвтилъ 695 : поскольку че ловкъ, въ начал сотворенный отъ Бога и помщенный въ раю, преступивъ заповдь, подвергся 696 и смерти; потомъ, не смотря на то, что многоразличнымъ промысломъ во всякомъ род и род 697 (2000 г.: нет – былъ направляемъ на добро), 698 постоянно преуспвалъ только въ худшемь, 699 множествомъ страстей плотскихъ влекомый 700 въ (2000 г.: жизни) 701 : того ради, единородный Сынъ предвчное Слово, еже изъ Бога Отца (2000 г.: Бог) 702 , источникъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Открытие мощей новоявленных угодников Божиих и установление в честь их праздников подавало повод к составлению или обнародованию житий их и сказаний об них. Так явились: а) житие преподобного Макария Унженского, Желтоводского, прославленного в 1619 г., известное в двух редакциях, краткой и обширной; б) житие преподобного Кирилла Новоезерского, которое еще в 1648 г., пред открытием мощей его, было представлено братиею Новоезерского монастыря боярину Морозову, и в) житие благоверной княгини Анны Кашинской вместе с повестию об обретении мощей ее в 1649 г. Другие писали жития или сказания и повести о подвижниках благочестия, местно чтившихся. По благословению Новгородского митрополита Макария (1619–1626) написано житие преподобного Артемия Веркольского одним жителем Верколы. По благословению Вологодского архиепископа Варлаама (1626–1645) — житие преподобного Галактиона Вологодского одним из иноков местной обители. Неизвестный инок Соловецкого монастыря написал житие преподобного Германа Соловецкого вскоре по обретении мощей его в 1627 г. Другой инок того же монастыря, Сергий, впоследствии ипатьевский архимандрит, бывший очевидцем перенесения мощей Иоанна и Логгина Яренгских в 1638 г., составил сказание об них. Вскоре после 1626 г. составлена повесть об открытии мощей преподобного Адриана Пошехонского и о чудесах, затем Слово о пьянстве Антоний начинает так: «Срам для царя — терпеть убожество по нужде; срам и для нашего горнего, бесплотного ума — самовольно омрачаться влияниями тела и не иметь светлости в мыслях. Как мрак противен солнцу, так и умному свету души противно омрачение мысленное, которое бывает от невоздержной и пьянственной жизни... Двоякое пьянство различают св. отцы, омрачающее наш ум: первое пьянство — это изменение ума от ярости, страха и уныния, которые приводят в исступление душу и омрачают ее мысли; второе же пьянство бывает нам от невоздержного и безмерного восприятия вина и сикера — о нем-то наше слово». В самом Слове Антоний прежде всего изображает гибельные последствия пьянства: «Пьянство, бывающее от вина и сикера, есть отчуждение от Бога, исступление из себя, превращение уму, отгнание памяти, расслабление крепости.

http://sedmitza.ru/lib/text/436134/

В мае 1625 г. в Москву прибывает ватопедский архимандрит Игнатий. В следующем 1626 г. к царю Михаилу приезжает пантелеимоновский архимандрит Макарий с грамотой от Вселенского патриарха Кирилла, просившего государя и о помощи Пантократору, Зографу, Иверу и Дохиару. О Пантелеймоновом монастыре он писал: «В нынешнее время впал он в убыток и в долг, и заложил ризы церковныя и монастырския, и иное строение недвижимое, и пашню, и сады – все, чем питались, и ныне тем не владеют; от великого долга и самих посажали в темницы, и там зле погибают; да и церковь их и кельи и монастырские стены разорены и пищи никакой не имеют, и от великого своего изнеможения и от долга не могут ничего починить. Да будет сие известно твоему Величеству». 508 По просьбе архимандрита Макария и строителя Саввы проезжая грамота царя Федора переписывается на имя Михаила и его отца патриарха Филарета и датируется 22 июля 1626 г. В сентябре 1627 г. в Москву были доставлены грамоты от разных афонских монастырей с благодарностями. Пришла и грамота от всех святогорцев, подписанная протом архимандритом Дионисием: монастыри, скиты, отшельники, пещерники выражали благодарность за милостыню, данную Патриарху Кириллу, и просили помочь в уплату дани. Обитель Дионисиат также просила выкупить церковные сосуды, заложенные ради освобождения одного иеромонаха. В конце 1627 г. опять приезжает зографский игумен Неофит с просьбой об уплате долга. В 1629 г. появились от Пантелеймонова монастыря иеромонахи Григорий и Иеремия, которых, впрочем, в Москву не пустили, вероятно, из-за того, что они прибыли ранее указанного четырехлетнего срока. Они отправили царю письмо: «Сей [Пантелеймонов] монастырь есть создание царствия твоего. Ведомо тебе, великий государь, да будет, что у нас здесь, на Афонской горе, 20 монастырей царственных; нарицается всякий монастырь именем того, кто его поставил, и всегда поминаются имена соорудителей; наш же монастырь нарицается русский, яко московских царей сооружение. А у нас, бедных и беспомощных, требуют агаряне дани, а нам взять негде, и говорят они нам: два царя у себя имеете, а плачете, будто вам дать нечего»... 509

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в дозорных книгах 136 (1628) г. «пустых церковных земель» письма и дозора сторожевского монастыря строителя старца Иоасафа Пестрикова читаем: «В новом селе Воскресенском был храм Воскресения Христова, а ныне место церковное, а по окладу в том селе церковные земли полторы выти в поле, а в дву потому-ж, и в прошлом 134 и во 135 (1626–1627) году сын боярской руженин Дружина Рукин взял ту поповскую пашню у поповского старосты у попа Симеона во 134 (1626) году безоброчно, израспашки, а во 135 (1627) году с той церковной земли платил оброку 4 алтына, да пошлин 2 алтына; а в Старостиных книгах те оброчные деньги не написаны; а по дозору паханые пашни десятина в поле, а в дву потому-ж, сена 15 копен» (см. Моск. Арх. Мин. Юст. писц. кн. 845, стр. 581–602 и 815). Церковная земля Воскресения Христова в селе Воскресенском отдавалась на оброк с 1636 по 1699год и в приходных оброчных книгах Патриаршего Казенного Приказа «пустых церковных земель» Русской десятины писалась: «на можайнине сыне боярском на Лукьяне Ододурове оброку на 144 (1636) год 7 алтын за 7146 (1638) год на Петре Лихачеве, да на Афанасье Айгустове оброку 7 алтын»; в 7161–7165 (1653–1657) гг. «на сокольнике на Иване Рукине оброку рубль и ему Рукину в 7165 (1657) г. дана жалованная грамота патриарха Никона «впредь мимо его Ивана в оброк никому не отдавать». Между тем в последующих годах церковная земля значилась в 7195 г. вотчины боярина князя Михаила Яковлевича Черкаского сельца Воскресенского на крестьянах оброку 1 р. 15 к.; в 7203 г. на окольничем Михаиле Тимофеевиче Лихачеве оброку рубль 15 алтын». В тех же оброчных книгах за 7207 (1699) г. сделана отметка: «впредь сей земли здесь исписать, построена церковь и данью обложена». (См. там же, Патр. Прик. кн. 6, стр. 134 и кн. 55, стр. 1183, кн. 172, стр. 214). Михаил Лихачев на церковной земле в селе Воскресенском построил вновь церковь во имя Воскресения Христова, которая обложена была в 207 (1699) г. данью. Указание об этом находим в приходной окладной книге Патриаршего Казенного Приказа «жилых данных церквей» Русской десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сборник издавался с целию служить практическим руководством для пастырей Церкви, особенно для духовников при наложении ими епитимий на кающихся. Драгоценны были издания святых отцов, выходившие из Киево-Печерской типографии. В 1623 г. изданы здесь Беседы святого Иоанна Златоустого на 14 посланий святого апостола Павла Перевод Бесед с греческого языка сделан был иеромонахом Киприаном, родившимся в Остроге и обучавшимся в Венеции и Патавии, по желанию княгини Феодоры Чарторыйской, а исправлен священником Лаврентием Зизанием-Тустановским и иеромонахами Захарием Копыстенским и Памвою Берындою. В 1624 г. напечатаны Беседы того же святого отца на Деяния святых апостолов в переводе, сделанном примикирием печерским, клириком церкви львовской и дидаскалом греческого языка Гавриилом Дорофеевичем, а исправленном иеромонахами Иосифом Святогорцем и Памвою Берындою. В 1625 г. издано Толкование святого Андрея, архиепископа Кесарийского, на Апокалипсис по переводу Захарии Копыстенского, исправленному Лаврентием Зизанием. В 1628 г. изданы Поучения преподобного аввы Дорофея по переводу с греческого, исправленному Иосифом Святогорцем, протосинкеллом Александрийского престола. Издано было также здесь несколько, впрочем небольших, статей в историческом и учительном роде, переведенных с греческого, и именно: «Повесть учительна о диаволе из Скитского Отечника» (1626, 1627) Жития преподобного Памвы и святой мученицы Акилины (1626) «Главизны поучительны диакона Агапита благочестивому царю Иустиниану» перевод самого Петра Могилы, как видно из предисловия (1628). Наконец, в Киево-Печерской типографии напечатаны и некоторые оригинальные сочинения, каковы: а) «Вирши» Кассиана Саковича на смерть Сагайдачного (1622) б) две проповеди Захарии Копыстенского, произнесенные — одна над гробом архимандрита лавры Елисея Плетенецкого другая при его годичном поминовении (1625) в) «Лексикон славеноросский» Памвы Берынды (1627) г) «Аполлия Апологии» Смотрицкого (1628) и д) «Имнология», поднесенная в день Пасхи Петру Могиле от типографов печерских (1630) Типографы печерские имели обычай помечать свои имена на книгах, ими напечатанных, и известны следующие: Памва Берында, называвшийся иногда архитипографом, Тарасий Земка, Стефан Берында, монах Иосиф Кирилович, Тимофей Петрович, Андрей Наумович и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Деряба, Дерябин : кн. Андрей Иванович Деряба Шуйский, середина XVI в.; Гаврило Васильев Дерябин, крестьянин, 1523 г., Переяславль; Давид Корнильевич Дерябин, подьячий, затем дьяк, 1638–1675 гг. Деряба – 1) дрозд-рябинник, 2) крикун, рева,, 3) драчун Десянка Никон, крестьянин, 1627 г., Белев Десятильнич Владимир Александрович, начало XV в., Бежецкий Верх Десятого Иван Добрынин [см. Добрыня], 1596 г., Мещевск [см. Железников] Деулин Аким, посадский человек, 1656 г., Казань Деулить – есть со вкусом (Даль) Деша Никита, крестьянин, 1462 г. 33 ; Иван Григорьевич Вельяминов, вторая половина XVI в.; Иван Ширяев [см. Ширяй] и Назар Малгин [см. Малаг] Детины, 1626 г., Можайск Дешеня , крестьянин, 1502 г., Кострома Дешковскии Петр Иванович, 1696 г., Медынь; Кузьма Петрович 1627 г., Белев Дешовка , крестьянин, 1495 г., Новгород Дешовый , холоп Ивана Белеутова, 1555 г., Белоозеро; Харитон Дешевый, холоп, 1603 г,, Новгород Деява Кузьма Константинов, писчик, 1531 г., Тверь Деян , крестьянин, 1545 г., Новгород Дивей Мурза [см. Мурза], родственник крымского хана, взят в плен в 1572 г. под Москвой; в конце XVI – начале XVII в. в Рязанском уезде в двух помещичьих фамилиях прозвище Дивей; Дивей Порошин [см. Пороша] Лазарев, помещик, 1623 г., Арзамас; Дивей Васильевич Бахтиаров [см. Бахтиар], 1646 г., Коломна Дивов Бурец [см. Бурец], послух, 1465 г., Переяславль; Ананий Васильевич, 1543 г. [см. Варшук] Дидриков Иван, немчин, помещик, 1608 г., Нижний Новгород Дикой ( Диков ): Молчан [см. Молчан] Максимович Диков, 1540 г., Звенигород Дикуша Семен, крестьянин, 1592 г., Арзамас Дира Иван, крестьянин, 1623 (1627 ? – С. В.) г., Белев Дирин Богдан Давидович, 1596 г., Новгород; Иван Васильевич, 1603 г.; Дирины, XVI в., Новгород Дира – дыра Дитя, Дитятев : Иван Иванович Дитя Бороздин [см. Борозда], конец XV в., Тверь; от него – Дитятевы; Меркул Иванов Дитятев, 1578 г., Двина Дичко, Дичков : Дичко Львович Оладьин-Монастырев [см. Оладья, Монастырь], 1495 г.; Дичко Алешин Баймаков [см. Баймак], помещик, 1498 г., Новгород; Федор Антонович Дичков, 1538 г., Кострома [см. Немятый]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

146. 1627 г. Антиминс для храма св. Евдокии: стр. 152–153. 1627 г. Антиминс печатный: стр. 156, 302 и снимок на л. 8. Все эти данные, кроме последнего, относятся к тому времени, когда употребляемы были во всей православной России антиминсы только писанные, а не печатные. Долго и после 1627 г. ещё были в употреблении такие же писанные антиминсы, тем не менее с 1627 г. начинается и ряд печатных. Из этих данных извлечены о. Константином очень любопытные выводы, между прочим, и следующие: Антиминсы в России приготовлялись в древности из холста (исключительно из холста), и этот обычай продолжался и в XVIII в. С XVII в. стали входить в обычай и шёлковые, а иногда они печатались и на бумаге, иногда наклеиваемой на полотне (стр. 111–112). Величина антиминсов не всегда была одной меры. Бывали и полуаршинной длины и ширины (каков и древнейший из сохранившихся 1149 г.), такие, что на каждом из них могли поместиться дискос и чаша (как указано в книге Лифос митрополита Петра Могилы (стр. 113); но были и значительно меньшей величины, по пяти вершков, по четверти аршина в длину и ширину и даже менее. Можно заключить из этого, что писанные антиминсы, так же как после печатные, были двух размеров: большего и меньшего. Антиминс по углам пришивался к срачице престола или и приколачивался к нему гвоздями, для чего пришивались к нему наугольники. Такой антиминс оставался развёрнутым всегда, и разворачивался во время евхаристии только илитон не так как теперь, когда антиминс не пришитый к срачице, находясь в илитоне, развёртывается (или «развивается») вместе с ним. На древних антиминсах видим почти постоянно изображение креста Господня то восьмиконечного, то шестиконечного (иногда и семиконечного), то четырёхконечного. Нередко, но не всегда, при кресте изображали то копие и трость с губою, то и подножие с несколькими ступенями, то вместо подножия гору Голгофу, то под Голгофой Адамову голову. Были антиминсы и без изображения креста, с одной только записью об освящении: таких сохранилось несколько от XVI и начала XVII в; но, судя по количеству оставшихся, они были редки.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010