1 окт. 1627 г. Афанасий сообщил патриарху, что этой книги «всякому верному христианину и в доме держати, и чести недостоит», т. к. она уже осуждена в Киеве Собором архипастырей за содержащиеся в ней ереси. Тогда царь и патриарх велели рассмотреть книгу игумену московского в честь Богоявления монастыря Илии и соборному ключарю свящ. Иоанну Наседке. Критические замечания рецензентов изложены в «Прениях с «Евангелием учительным» Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого». А. П. Голубцов считал авторами «Прений...» игум. Илию и свящ. Иоанна Наседку; Т. А. Опарина приписывает сочинение игум. Афанасию (Китайчичу); не исключается участие в написании «Прений...» всех 3 книжников. При подготовке «Прений...» использовались недошедшие «Тетради» Киевского Собора 1625 г., осудившего К., которые имел в своем распоряжении игум. Афанасий (Китайчич). Вероятно, позже (по мнению Опариной, между 1649 и 1665) под редакцией игум. Сергия (возможно, справщика Московского Печатного двора) был составлен новый критический отзыв на «Евангелие учительное» - «Свиток укоризнен Кириллу Транквиллиону-Ставровецкому». 1 дек. 1627 г. царь и патриарх издали окружную грамоту, в которой, объявляя, что в этой книге «сыскались многия ереси и супротивства древним учительным Евангелиям и иным святых отец Божественным книгам», указывали: «На Москве и во всех городах «Евангелия учительные» и иные книги его Кириллова слогу собрати и на пожарах сжечь, чтоб и ересь и смута в мире не была» (Акты Московского государства. СПб., 1890. Т. 1. С. 311). 4 дек. того же года в Москве на Красной пл. сожгли 60 экз. книги. Сохранились документы об изъятии и о сожжении «Евангелия учительного» в 1627-1630 гг. в Н. Новгороде, Путивле, Верхотурье, Тобольске, Рыльске ( Шишонко В. Н. Пермская летопись. Пермь, 1882. [Т.] 2: 1613-1645 гг. С. 886; Ромодановская Е. К. Русская лит-ра в Сибири 1-й пол. XVII в. Новосиб., 1973. С. 27). Меры властей не уменьшили популярности «Евангелия учительного», и после осуждения книга находила в России горячих сторонников.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

6 июля 1627 г. в Дубно митр. Рутский тайно совершил церемонию присоединения М. к унии, о чем он информировал Урбана VIII письмом от 10 июля 1627 г. В переписке кард. Л. Лудовизи с кн. Заславским сообщалось, что М. принял католич. Исповедание веры. Немногочисленные письма М. того времени показывают, что он находился в тесных отношениях с митр. Рутским, к-рый исполнял роль цензора его сочинений. Оставаясь действующим правосл. иерархом, М. должен был убедить правосл. епископов Речи Посполитой согласиться на новую унию, что должно было привести к созданию автономного патриархата в Речи Посполитой с признанием верховенства папы Римского. Контакты М. с униат. митрополитом возбудили подозрения у православных. В нач. сент. 1627 г. на Соборе в Киеве митр. Иов (Борецкий) и архим. Петр (Могила) предложили М. представить на рассмотрение «Катехизис», с к-рым он ездил на Восток. Архиепископ согласился, но попросил издать ранее «Рассуждения о шести расхождениях» в догматике между католич. и правосл. Церквами. В апр. 1628 г. на собрании в Городке на Волыни М. имел возможность в общих чертах изложить перед православными свои «Рассуждения…», считая расхождения между Церквами несущественными и не представляющими угрозу объединению «Руси с Русью». Существует мнение, что тогда Иов (Борецкий) и Петр (Могила), лидеры киевского Православия, находили рассуждения М. убедительными и были даже близки к признанию примата папы Римского. Было решено созвать в Киеве еще один Собор с широким представительством духовенства и светских людей. М. поручалось сделать на Соборе основательный доклад о догматических расхождениях между Православием и католицизмом. «Рассуждения...» были изданы в 1628 г. во Львове на польск. языке - «Consideratiae, abo Uwaania szesciu róznic miedzy Cerkwi Wschodn y Zachodn ze strony wiary zaszych» (Размышление, или Обсуждение шести различий между Церквами Восточной и Западной, возникших в вопросах веры). Речь в сочинении идет о догмате Филиокве, о хлебе для причащения, о чистилище, об окончательности или о временности пребывания в аду грешников, о примате папы Римского, о причащении мирян под одним или двумя видами. Это сочинение также издавалось как приложение в составе кн. «Апология...».

http://pravenc.ru/text/2562844.html

– Сущность нашего разногласия с профессором Титовым и вытекающие отсюда последствия иллюстрирую примером, причем остановлюсь на примере, приводимом самим профессором Титовым. В 1627 году вышло в свет из типографии Киево-Печерской лавры первое издание Триоди постной. В 1640 году той же типографией означенная книга издана была вторично, относительно чего в ней имеется прямое указание – „второе типом издадеся”. В 1648 году вышло треть Киево-Печерское издание этой же книги, о чем в посвятительной предмове Киво-Печерскому архимандриту Иосифу Тризне (напечатанной в начале Триоди) говорится в следующих выражениях: „Преподобие твое печаловитым обмышляванем, абы сынове Православный для недостатку экземпляров не голоднели, вчастне вспомогати промышлявает. В правде подвакрот юж прореченая Житница (т. е., как видно из контекста речи, Триодь постная), за шафунком еще святой памяти Антецессоров Преподобия твоего с таковым покармом, албо хлебом душевным отвиралася. Найпервый, в року 1627 през в Богу зешлого кир 3ахарию Копыстенского, архимандрита Печерского. Потом в року 1640 през в Богу опочиваючого Преосвященного кир Петра Могилу , митрополита Киевского и архимандрита Печерского. Леч же не всем еще дакнучым сыном православно-российским оного хлеба насытитися достало, для того ж, по частокротному их жаданю и воли, по третее юж в теперешнем (1648) року, на предыдущее время поста Св. Четвередесятницы, хлеб душевный Триодион, албо Тринеснец ... выдается”. Таковы факты. Но выходя из своего положения, что показаниям старопечатных книг о выходе их в свет тем или иным изданием доверять особенно не следует (нас де не должны „смущать” такие показания). Профессор Титов, – как мы видели, – ничтоже сумняся, рассуждает так: первое издание Триоди Постной (Киево-Печерской типографии) было в 1627 году: второе – в 1640 г.; третье – в 1648 г. по библиографам (ссылка на Каратаева и друг.) известно еще издание этой книги, бывшее в 1646 году, – следовательно „издание Триоди Постной в Киево-Печерской Лавре 1648 года было не третьим, как сказано в предисловии, а четвертым”.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАСИМОВСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился в г. Касимове, между Никольским оврагом (ныне ул. Никольский Овраг) и берегом р. Оки. 1627-1917 гг. По преданию, К. м. основала по обету старица Иустина, впервые упоминаемая как игумения в 1627 г. (ГАРО. Ф. 627. Оп. 161-177. Д. 76. Св. 2180. Л. 210; Оп. 240. Д. 87. Л. 243; Добролюбов. 1891. С. 74). Иустина, жительница Касимова, была 7 лет «больна ногами» и «за великое терпение» сподобилась неск. раз увидеть во сне Пресв. Богородицу, Которая приказала ей идти в Казань за образом, списанным с чудотворной Казанской иконы. Иустина направилась в Казань, где в лавке у купца, указанного ей Богородицей, нашла икону. Старица с благоговением приняла образ и сразу же исцелилась. По дороге в Касимов она посетила Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. монастырь , где получила в благословение образ прп. Макария Унженского и Желтоводского. Возвратившись в Касимов, Иустина поставила обе иконы в приходской ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы и вместе с сыновьями начала строительство деревянного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Земля под храм была подарена касимовским царевичем Сеит-Бурханом и его матерью царицей Фатимой Султан-Сеитовной (урожд. Шакуловой). В писцовых книгах г. Касимова 1627 г. это событие описывается так: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанская деревянная клецки, да у той же церкви придел Макария Желтоводскаго чудотворца, а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския и образ чудотворца Макария Желтоводскаго стоит в церкви у великомученицы Параскевы, нареченныя Пятницы, а строит тот храм старица Устинья с детьми, а под церковь отмерено белой земли в длину двадцать восемь сажен, поперек тож, да к той же церкви дано порожнего пустаго места старой пустоты белой же земли против церкви, да за дорогой в длину семнадцать сажен, поперек 12 сажен, к тому же храму отмерено под двор строительнице старице Устинье с детьми одиннадцать сажен, поперек шесть сажен с полусаженью» (цит. по: Добролюбов. 1891. С. 52-53; Николай Правдолюбов, Владимир Правдолюбов. 2005. С. 17).

http://pravenc.ru/text/1681219.html

См.: Костромской кремль. Сборник материалов/сост. Семенова А.В. – Кострома: Костромская епархия Русской Православной Церкви, 2018, с. 42–43. c. Здесь и далее тексты из писцовой книги Костромы 1627–1630 годов по современному научному изданию см. в Приложении 1. d. Волконь (волконейка) – то же, что фальконет, тип артиллерийского орудия e. Затин – место, где устанавливались пушки, барьер. f. Исправлена опечатка в тексте статьи – 15 1/4. g. Бесермены – мусульманские купцы, откупщики монгольской дани в завоеванных странах. h. Более достоверная дата – 3 марта 1609 года. См.: Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии//Костромские епархиальные ведомости, 1917, 6, отдел неофициальный, с. 104. i. Исправлена опечатка в тексте статьи – Симеоном. j. В очерке И.В. Баженова «Костромской кремль» (1905 год) – фон Менгден, Гольберг, далее так же. В современном научном издании писцовой книги (2004 год) – соответственно Фамендин, Голбярхов, Волмиров, Зенгер, Мецтак. k. Официальное перемещение училища в новое здание состоялось 9 января 1895 года. См.: Епархиальная хроника//Костромские епархиальные ведомости, 1895, 2; отдел II, часть неофициальная; прибавление, с. I–II. l. Так в тексте статьи.     Приложение 1 Тексты из писцовой книги города Костромы 1627–1630 годов по современному научному изданию Ниже приводятся тексты фрагментов писцовой книги, цитируемых И.В. Баженовым , по современному научному изданию, подготовленному сотрудниками Государственного архива Костромской области (Писцовая книга г. Костромы 1627/28–1629/30 гг. Кострома, 2004). Подзаголовки (в квадратных скобках) даны редактором, в них также указаны страницы по изданию 2004 года.   [Старый город – с. 15–16] Город Кострома по старой осыпи на реке на Волге на Луговой стороне. У города ворота Болшие Спаские из Нового города от торгу. Ширина воротам четыре сажени с полусаженью, поперег две сажени с полусаженью. А от ворот вшед в город налево в стене башня Середняя. От торгу ширина две сажени с полусаженью, поперег две сажени с четвертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Калуга. Церковь Илии Пророка " за кузницами " . Ильинский храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Точные сведения об Ильинской церкви не восходят ранее 1626 г. Она называется, “что за кузницами”, потому что в XVII и XVIII в. около нее был кузнечный ряд. По описи 1626 г., она значится “да за острогом же, в старом остроге”, “древяна, клетцки”. Около нее стояли крепостные проезжие ворота, башня от которых была еще в начале XVIII в. Во время пожара 1622 г. храм, вероятно, сгорел, и, по преданию, из него были спасены только храмовая икона св. Илии пророка, икона мч. Конона и две иконы Богоматери Толгская и Боголюбская. По описи 1685 г., Ильинский храм строился каменным и, по-видимому, в 1687 г. уже был готов. Он был одноэтажным, а верхний деревянный, по преданию, пристроили в первой четверти XVIII в. Колокольня построена во второй половине XVIII в. Во время знаменитого пожара 1754 г. (“Одигитриевский”) Ильинская церковь сгорела прежде других, так как и загорелось-то “близ церкви Илии Пророка, у старого кузнечного ряда, бывшего неподалеку от красных рядов и кружечного (питейного) двора к Ильинской церкви, у черепичного заводчика Кушинникова, в Жорином пер. После этого пожара Ильинская церковь была возобновлена и перестроена в 1754 г. купцом Карасевым в двухэтажную каменную одноглавую (вместо пятиглавой?) с тремя престолами. Длина церкви с колокольней 14 с., ширина 4 с. 1 арш. Вдоль северной стены храма тянется открытая с боков галерея, крыша которой поддерживается 4-мя колоннами с капителями ионического стиля; колонны соединены внизу тремя арками, под средней из коих помещается часовня. Храм в виде четырехгранного квадрата, с тремя окнами с каждой стороны; крыт круглым шатром с круглым барабаном и грушевидной главой, усеянной звездами. Алтарь трехабсидный (слабо намечены абсиды). Колокольня четырехгранная, двухъярусная, “итальянской” архитектуры. Над сквозными пролетами второго яруса расположены кокошники, в средине которых круглые сквозные окна — голосники, заставленные писанными на жести образами. Над крышею колокольни удлиненный трибун с главой.

http://sobory.ru/article/?object=24750

Воевода, слышав о чудесах пр. Феодосия, приказал снести ее в монастырь и положить при гробе, а о больной просил отслужить молебен с водосвятием. Как только по окончании молебна игумен осенил ее крестом и покропил водою, больная очувствовалась, встала сама с одра, приложилась ко гробу преподобного и ушла совершенно здоровою. Григорий Болонин, писец тотемской приказной избы, находясь в Москве, сделался так нездоров, что уже отчаялся в жизни, потому что день и ночь непрестанно шла у него кровь из носа. Готовясь умереть он исповедался и причастился св. Таин. Это было 2 февраля. В ту же ночь ему является во сне пр. Феодосий с иконою в руках, трижды помахав ему рукою, он как бы песком крестообразно посыпал на него и сказал: «восстань»! Григорий пробудившись почувствовал себя совершенно здоровым. – Григорий Евтихиев Фирсов – тотемский дьяк, – будучи в Москве по делу о писцевых книгах, так тяжко заболел, что все его лицо покрылось струпами, из которых непрестанно истекал смрадный гной. Безуспешно перепробовав различные лекарства, он вспомнил наконец о чудесах пр. Феодосия и пожелал поклониться его гробу, но не надеялся исполнить этого как по своей болезни, так и потому, что книги были еще не кончены. Тогда пр. Феодосий является ему во сне, берет его на руки и несет в Тотьму в дом его матери и говорит ей: возми сына твоего, исцеленного от тяжкой болезни. В ужасе проснулся дьяк, непонимая значения сна, но когда он осязал свое лицо, на котором не нашел ни одного струпа, и когда во всем теле своем почувствовал силу и здоровье – тогда сердце его исполнилось радости. Много было и других чудесных исцелений при гробе пр. Феодосия. Видя все это игумен Спасо-суморина монастыря Галактион (1626–1633) просил одного тотемского иконописца Якова Попова написать образ преподобного, что тот и исполнил в 1626 году, изобразив лик пр. Феодосия по рассказам столетнего старца Космы Любевцова, который весьма хорошо помнил его в живых. В 1635 году написан был другой образ преподобного в большем виде против первого и положен на раке, над которою устроена была и сень.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Описание, в к-ром указаны размеры участка и ориентировочная топография построек З. м., содержится в переписи дворов Китай-города после пожара Москвы 1626 г. Согласно переписи, мон-рь располагался вдоль Никольской ул., занимал 14 саж., в глубину, к Китайгородской стене,- 16 саж.; деревянная монастырская церковь выступала на линию улицы, и в 8 саж. от нее во дворе находилась каменная церковь длиной 6 саж. К востоку от З. м. указана Никольская обитель. Оба монастыря разделяют деревянные кельи, отстоящие от алтаря каменного храма на 1,5 саж. Земля к западу от З. м. принадлежала Земскому двору. В 1626 г. ее арендовали частные лица. Ближайший к мон-рю двор отделялся от улицы 9 торговыми лавками Иконного ряда. Т. о., в нач. XVII в. мон-рь был небольшим и, по-видимому, его формирование только начиналось. К сер. XVII в. здесь существовало здание школы «для грамматического учения», а в 1665 г. для школы Симеона Полоцкого строились особые деревянные хоромы (РИБ. Т. 23. Дела Тайного приказа. Стб. 638, 649). В 1681 г. «на устройство... академии» предполагалось прибавить «земли подле того монастыря к Неглинным вратам в длину на 18 саженей, поперек на 15 саженей» (РГАДА. Ф. 18. 85. Л. 507). В 1685 г. на участке земель Земского двора, примыкавшем к мон-рю с запада и отданном ему Петром I, построили грандиозный 3-этажный каменный коллегиум (академический корпус) с галереями и квадратной лестничной башней у юго-зап. угла, увенчанной восьмериком. Дипломат де ла Невилль в «Записках о Московии» 1689 г. назвал здание «огромным и прекрасным». В 1819 г. архитекторы М. Ф. Казаков [Л. К. Карлони?] и О. И. Бове предложили разобрать здание. Новый 3-этажный училищный корпус был построен в 1821-1822 гг. в стиле ампир по проекту Бове (иногда ошибочно приписывается архит. В. Яковлеву); были использованы старые фундаменты, но здание значительно расширилось в сторону стены Китай-города. К северу от храма в одну линию с коллегиумом стоял 2-этажный братский корпус. Это сложное здание было построено на рубеже XVII и XVIII вв. (традиционно датируется 1686; известен документ 1702 г. о выдаче денег бывш. Рязанскому митр. Авраамию за строительство каменных и деревянных келий). Нижний этаж предназначался для хозяйственных нужд, наверху располагались жилые комнаты. По указу Петра I в 1718 г. в сев. линию зданий были встроены 2-этажные учительские кельи, напоминавшие братский корпус (вместе с к-рым их называли учительским корпусом): подрядный договор на их строительство «по первому чертежу, который учинен Иваном Зарудневым» был заключен в 1720 г. (Словарь архитекторов. 2008. С. 499). В 1729 г. вдоль юж. стены возвели галерею, зрительно объединившую учительские кельи и коллегиум. Сохранился Учительский корпус: западная часть (кельи) была перестроена на рубеже XVIII и XIX вв., большая восточная - в 1886 г. в формах рус. стиля (архит. Н. А. Шер) с надстройкой 3-го этажа.

http://pravenc.ru/text/182479.html

Получив известие о смерти папы Льва IX, Гильдебранд направился в Рим, на его пути мн. клирики и миряне выражали желание, чтобы он взошел на Папский престол как ближайший советник умершего понтифика. Однако по указанию имп. Генриха III новым папой был избран еп. Айхштетта Гебхард, принявший имя Виктор II (сент. 1054). В течение его понтификата авторитет Гильдебранда как советника папы среди членов курии заметно возрос. С кончиной папы Виктора II и восшествием на престол папы Стефана IX Гильдебранд был направлен в Германию с целью добиться от имп. Агнессы признания нового папы (кон. 1057). Его миссия еще не закончилась, когда Стефан IX скончался во Флоренции. Хотя умиравший папа запретил выбирать себе преемника прежде, чем Гильдебранд вернется из Германии, клир и миряне Рима под давлением влиятельной партии, возглавляемой тускуланскими графами, избрали папой еп. Веллетри Иоанна Минция, взошедшего на Папский престол как Бенедикт Х . Реформаторская партия, во главе к-рой стояли Петр Дамиани, Гумберт и Гильдебранд, заручившись поддержкой окружения юного герм. кор. Генриха IV , в свою очередь провозгласила папой еп. Флоренции Герарда, принявшего имя Николай II . В 1059 г. Гильдебранд был направлен в Юж. Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе от лица папы Николая II заключил союз с норманнским герц. Ричардом. Ричард и герц. Апулии Роберт Гвискар признали себя папскими вассалами, обязались платить папе ежегодную подать (аннаты) и оказывать военную помощь. Ок. 1059 г. папа Николай II возвел Гильдебранда в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Domnica), а также назначил на должность архидиакона. Григорий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий VII, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) После смерти папы Николая II 30 сент. 1061 г. кардиналы под рук. Гильдебранда избрали папой Александра II . Выборы проходили в соответствии с принятым в 1059 г. декретом, без участия в них рим.

http://pravenc.ru/text/166757.html

61 Палицын Авраамий (ум. 1626) – келарь Троице-Сергиева монастыря, автор «Сказания» об осаде монастыря поляками 1608–1610 гг., ценнейшего источника по истории начала XVII в. 62 Ртищев Федор Михайлович (1626–1673) – государственный и культурный деятель; с 1645 г. – стряпчий, далее постельничий, дворецкий; с 1656 г. – окольничий. Ближний советник царя Алексея Михайловича; возглавлял приказы: Большого Дворца, Тайных дел и др.; организовал т. н. «Ртищевское братство» – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-Греко-Латинской академии в Москве. 63 Алексей Алексеевич (1654–1670) – царевич, старший сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны. 64 Мария Ильинична Милославская (1625–1669) – русская царица, дочь боярина Ильи Даниловича Милославского (ум. 1668 г.), возглавившего русское правительство после Московского восстания 1648 г. Первая жена царя Алексея Михайловича, мать царевича Алексея, царей Федора Алексеевича и Ивана V Алексеевича, правительницы царевны Софьи. 65 Федор Алексеевич (1661–1682) – царь, вступил на престол после смерти Алексея Михайловича (1676 г.). 67 Курбский Андрей Михайлович (1528–1583) – политический и военный деятель, писатель; из рода ярославских князей. Входил в Избранную раду, участвовал в казанских походах 1545–1552 гг.; был в те годы близок к Ивану Грозному. Во время Ливонской войны с 1561 г. – во главе русских войск в Прибалтике. Опасаясь опалы, 30 апреля 1564 г. бежал в Литву. Возглавлял одну из польских армий в войне против России. В 1564–1579 гг. направил три послания Ивану Грозному, составившие их знаменитую переписку. Автор памфлета «История о великом князе Московском». 68 Юрий Васильевич (1533–1563) – младший сын царя Василия III Ивановича, брат Ивана Грозного, князь Углицкий. Политической роли не имел. 69 Шуйский Иван Васильевич (ум. 1542) – боярин с 1532 г., на протяжении 1538–1542 гг. был дважды фактическим правителем страны 70 Бельские – боярский и княжеский род, Гедиминовичи. Из них: Дмитрий Федорович (ум. 1551) – правитель страны в малолетство Ивана IV; Иван Федорович – в 1540–1542 гг. возглавлял правительство и был свергнут заговором группировки Шуйских; Иван Дмитриевич – боярин с 1560 г., с 1565 г. возглавил боярскую думу в земщине, участник Земского собора 1566 г. Погиб с семьей в 1571 г. при набеге на Москву крымских татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010