6. 1660 г., февраля 15. Сказка князя Алексея Никитича Трубецкого, посланного царём 10 июля 1658 г. в Успенский собор узнать о причинах оставления Никоном патриаршего престола 168 года. Февраля 15 дня, князь Алексей Трубецкой сказал: В прошлом в 166 году, Июля в 10 день, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержец, указал мне холопу своему идти в соборную церковь и говорить патриарху Никону: приходил к нему великому государю Крутицкий митрополит Питирим, а сказал, что Никон патриарх оставляет патриаршество и хочет идти из соборное церкви. И по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, говорил я патриарху Никону : для чего он патриаршество оставляет, не посоветовав с великим государем, и от чьего гоненья, и кто его гонит? и чтоб он патриаршества не оставлял и был по прежнему. И патриарх говорил: оставил де я патриаршество собой, а ни от чьего и ни от какого гонения, и государева де гнева никакого на меня не бывало; а о том де я и прежде сего великому государю бил челом и извещал, что мне больше трёх лет на патриаршестве не быть. И дал мне письмо, а велел поднести великому государю. Да со мной ж приказывал, велел бить челом, чтоб государь пожаловал, велел дать ему келью. И просил я у него себе благословения, и он меня не благословил, а говорил: какое де от меня тебе благословение? я де недостоин патриархом быть; а будет же тебе надобно, я де тебе стану исповедать грехи свои. И я ему говорил: мне до того какое дело, что твою исповедь мне слушать, то дело не моё. И про то про всё великому государю я известил; и великий государь послал меня к патриарху вдругорядь, и то письмо велел ему патриарху отдать, и велел ему говорить, чтоб он патриаршества не оставлял и был по прежнему; а келий на патриаршем дворе много, в которой он похочет, в той и живи; и письмо я ему отдал. И патриарх Никон сказал: уже де я слова своего не переменю, да и давно де у меня о том обещанье, что патриархом мне не быть. И пошёл из соборной церкви вон. На обороте: К сей сказке язъ Алексей Трубецкой руку приложил. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

19 октября 1905 года в храме Илии Пророка была совершена служба - молебен в честь объявленного 17 октября этого же года высочайшего манифеста о даровании населению политических прав. 15 марта 1922 года новая власть заключила договор с прихожанами на использование ими Ильинского храма, была сделана опись имущества Ильинской церкви. 20 марта 1929 года на заседании президиума Вяземского городского совета, под протоколом была рассмотрена докладная записка в губернский исполком об изъятии четырех городских церквей, с актами технических осмотров и договорами. Тогда президиум вяземского горсовета постановил расторгнуть заключенные в 1922 году договоры с группами верующих на пользование зданиями Ильинской, Никитской, Спасской церквей и Иоанно-Предтечева мужского монастыря .3 апреле 1929 года президиум Вяземского городского совета рассмотрел вопрос о создании комиссии по приему в городское имущество Ильинской церкви, ввиду того, что община верующих якобы отказалась от дальнейшей эксплуатации здания храма. В церкви планировалось разместить клуб центрального парка культуры. Имущество храма разграблено, колокола сданы на металлолом, колоколов было 7 медных разного веса, церковная ограда снята и использована для ограждения гражданского кладбища. В сентябре 1929 года на переоборудование храма выделено 3817 рублей «от реализации 2-го займа индустриализации». В 1936 году в церкви был размещен Краеведческий музей. В 1937 году за 24 марта в газете «Большевистский путь» напечатано: «… хорошо делается, что разбирается наконец стоящие в городском саду и портящая вид церковь. Но этот разбор идет чрезвычайно медленно. Если он затянется, то из-за пыли в сад нельзя будет выйти. Церковь должна быть разобрана до момента распускания деревьев». Развалины Ильинского храма сохранялись еще длительное время после Великой Отечественной войны. В 50-е годы ХХ века на месте Ильинского храма была устроена танцплощадка. По материалам http://www.kraevedclub.ru/ В центре города, на высоком холме на юг от Соборного холма, с древних времен существовал Ильинский женский монастырь. Первое письменное упоминание о нем находим в " Писцовых книгах " князя И.Ф. Волконского за 1627 год. Хотя монастырь существовал до смутного времени, литовское разорение в начале XVII века, нанеся огромный ущерб городу, не пощадило и Ильинский монастырь. Сведений о нем, относящихся к этому времени сохранилось мало. Из " Писцовых книг " известно, что ко времени их написания (1627 год) в обители стоял деревянный храм во имя Святого Пророка Илии с приделами во имя Святой Мученицы Екатерины и Усекновения Главы Иоанна Предтечи и восемь келий, в которых проживали 10 стариц. В 1655 году " Ильинский девичий монастырь " с церквями Святого Пророка Илии и Усекновения Главы Иоанна Предтечи включен в расписание крестных ходов на Светлой седмице, учрежденных Патриархом Никоном в память пребывания в Вязьме царской семьи.

http://sobory.ru/article/?object=34510

Да пожаловал бы великий государь, не оставил к нему своей государевой милости в потребных вещах, чем бы ему пропитаться до смерти его; а век де его не долгий, а теперь уж ему близко 60 лет. И утвержал митрополита и окольничего с товарищами многими речами, чтоб они великому государю про всё, про то известили и били челом; а он хочет больше всего, чтоб было умирение церкви, и чтоб соборная и апостольская церковь Великой Росии не вдовствовала, и от воли де великого государя он ни в чём отступен не будет, и посох и письмо, какого ему о приезде его к Москве и о входе в соборную церковь посылает к великому государю с Воскресенским архимандритом Герасимом и с ними ж митрополитом и с окольничим с товарищами вместе. А кто к нему о том, чтоб ему ехать Декабря в 18 день к Москве и в соборную церковь прийти писал и прежние и нынешние письма, от кого и с кем присланы, и то писано в тех письмах. Да патриарх же говорил, чтоб он митрополит и окольничий с товарищами великому государю донесли, чтоб великий государь, по своему государскому к нему милосердию, пожаловал, тех людей, которые в его патриаршем деле разосланы по городам, велел освободить. Да великий же государь его патриарха пожаловал, своих великого государя жаловальных грамот и иных крепостей, которые ему даны по его государской милости на вотчины, по своему великого государя указу, ни в чём рудить их не велел. И изговоря, бывший Никон патриарх посох святителя и чудотворца Петра отдал из рук своих архимандриту своему Воскресенскому Герасиму и письма послал к великому государю с ним же архимандритом Герасимом при них митрополите Павле и при окольничем с товарищами, и отпустил его архимандрита с посохом и с письмами к великому государю с ними ж Павлом митрополитом и с окольничим с товарищами вместе. И той ж ночи, преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский, и окольничий Родион Матвеевич Стрешнев да Чудовский архимандрит Иоаким, да думный диак Алмаз Иванов, приехав к Москве с архимандритом Воскресенским, посох святителя Петра чудотворца подали великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу. В сем столбце прислал Никон патриарх письма с архимандритом Герасимом. А подпись на сем столбце и печать Никона патриарха такова: «Никон, Божьей милостью, патриарх». Печать восковая, белая, малая, с изображением благословляющей руки. Скрепа по склейкам: Думный дьяк Алмаз Иванов. Читать далее Источник: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева». СПб. 1897 г. 510 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

К. Иоанн III сопроводив до западных дверей Успенского собора, передал в руки Епископов. 680 Чрез сени этой церкви, именовавшиеся и Государевыми, бывали торжественные входы и выходы Святителей. У преддверия их новопоставленные Митрополиты Всероссийские и Патриархи восседали на осля, и в сопровождении своих дьяков, четырех огненников с пальмами и подвойсками, шествовали через Ризположенские ворота в Никольские и объезжали город, осеняя врата его крестом и кропя их св. водою; возвратясь к ним по совершении этого преобразовательного шествия, сходили они с осляти. Здесь их паства ожидала суда, милости и благословения. В этих сенях Царь, по принятому обычаю, иногда переменял свое государское платье. Цари Михаил, Алексий и Феодор посещали этот храм, как свидетельствуют нам Выходные книги их царствования. В 1684 году, Декабря 19, по особенному случаю, запрещено было ходить Ризположенскою лестницей мимо церкви Великом. Екатерины и в Ризположенскую церковь , а в трапезу никого, кроме церковников, не велено было пускать. 681 Упомянутые нами Ризположенские ворота, кои вели в Патриарший двор, теперь не существуют; оставшиеся на углу стены нынешнего Синодального двора железные двойные крюки, по видимому, остатки сих ворот, против коих при Царе Иоанне Васильевиче были тюрьмы, а при Царе Михаиле Феодоровиче государевы каменные погреба, над коими было сушило деревянное. 682 Таково прежнее и настоящее положение сего храма, достопамятного в истории Иерархии нашей! По связи с нею, перейдем к Патриаршему дому, устроенному Никоном против северных дверей дома Пресв. Богородицы, вместе с тем при описании его коснемся значения, быта и обихода Патриаршего в России, тем более, что при Никоне они были в полном развитии и силе. Читать далее Источник: Памятники Московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы/Соч. Императорского общества истории и древности российских действ. члена Ивана Снегирева. – Изд. Августа Семена. – Москва : В тип. Августа Семена, 1842. – 358, 28, IV, II с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Церковь прп. Михаила Малеина. 1557 г., перестроена в 1660 г. Фотография. 2011 г. В 1555/56 г., очевидно, вслед. произведенной еще Новгородским архиеп. свт. Макарием (1526-1542) общежительной реформы новгородских мон-рей в М. м. к югу от собора была построена каменная трапезная с церковью, по более поздним сведениям посвященной Собору Пресв. Богородицы ( Евгений (Болховитинов), митр. Ист. разговоры о древностях о древностях Вел. Новгорода. Вел. Новг., 2009. С. 162 (Роспись 1615 г.)); в Новгородской 3-й летописи XVII в. зафиксировано, видимо ошибочно, другое посвящение трапезного храма - Благовещению Пресв. Богородицы (НовгорЛет. С. 334). Как указывает Л. А. Секретарь со ссылкой на архивный материал научно-реставрационных работ в трапезной, «дендрохронологический анализ бревна, положенного в основание валунного фундамента, позволил датировать его 1553 г., что полностью подтверждает сведения о строительстве храма в сер. XVI в.» ( Секретарь. Монастыри. 2011. С. 302). В «Истории российской иерархии» (1813) содержатся ошибочные сведения о том, что трапезный храм изначально был освящен во имя прп. Михаила Малеина (ИРИ. Ч. 5. С. 81; см. также: Красов. 1851. С. 119; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 1. С. 331). Согласно челобитной царю Алексею Михайловичу от игум. Марфы с сестрами, в сер. XVII в. трапезная с ц. в честь Собора Пресв. Богородицы обветшала (обрушились деревянные своды, разрушилась деревянная колокольня). Судя по челобитной, к этому времени придел прп. Михаила Малеина был перенесен из Богородице-Рождественского собора в трапезную церковь. На средства, выделенные патриархом Московским Никоном , к 1660 г. на старом фундаменте были возведены до сводов новые трапезная и церковь. Инокини просили денег на завершение строительства, к-рые и были выделены воеводой Г. Куракиным «на деревянное строение», т. е. на перекрытие трапезной с церковью и деревянную колокольню. Деревянная кровля и колокольня обветшали и обрушились к 1692 г., и в 1693 г. по указу царей Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича были выделены средства на необходимые строительные работы. В кон. XVII - нач. XVIII в. трапезная с церковью получили каменные перекрытия, а также была возведена каменная колокольня ( Токмаков И. Ф. Материалы для ист. и церк.-археол. описания Новгородской губ. Новг., 1883. Вып. 1. С. 7-12). Сохранившаяся одноэтажная постройка имеет одностолпную трапезную палату, одноглавую церковь с 4-скатным перекрытием и прямоугольной апсидой, 3-ярусную колокольню, встроенную в сев.-зап. угол трапезной палаты.

http://pravenc.ru/text/2563820.html

Есть еще один важный вопрос. Здесь у нас присутствует Владимир Иванович Якунин (президент ОАО «РЖД») . Есть тема, связанная с возможной реконструкцией двух железнодорожных станций — Истра и Новоиерусалимская. Принимая во внимание большой поток туристов и паломников, там необходимо, конечно, подумать о каких-то безопасных переходах, надземных или подземных, и об обустройстве станций, которое бы приличествовало нахождению рядом с таким выдающимся объектом, как этот монастырь, с тем чтобы паломники и туристы, как наши, так и иностранные, используя железнодорожный транспорт, начинали экскурсию с железнодорожных павильонов, которые были бы соответствующим образом отремонтированы или отреставрированы — это уж я не знаю, я боюсь говорить на эту тему, хотел бы просто обозначить эту озабоченность. Есть еще одна тема, связанная с последствиями Великой Отечественной войны, — это разминирование территории. Все, что касается сухопутной части, здесь никаких проблем нет, а вот пруды, которые были ископаны еще самим Патриархом Никоном, до сих пор не обследованы. Какая-то часть обследована, уже проведена соответствующая работа саперами, а какая-то часть до сих пор не обследована, в частности, западный пруд 2 из-за большого пласта иловых отложений до сих пор остается неразминированным. Учитывая, что здесь будет много туристов и паломников, в жаркий день никого невозможно будет остановить от того, чтобы искупаться, но плавать в неразминированном водоеме опасно. Поэтому, может быть, нам обратиться с соответствующей просьбой в Министерство обороны, чтобы были выделены специалисты и средства на проведение этой работы. Еще раз хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, и всех участников сегодняшнего собрания за труды, которые мы совместно несем по продвижению этого замечательного проекта — реставрации Воскресенского ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря. Благодарю за внимание! Д. Медведев: Спасибо большое, Ваше Святейшество. Сайт Правительства РФ /Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/3832146.ht...

Ей ей, тако ми Господь свидетель на се». Выделение Никоном из всех погребённых в Успенском соборе только этих двух митрополитов может быть объяснено, на мой взгляд, двумя причинами. Во-первых, влиянием иконографии митрополитов Петра и Ионы, что нашло отражение и в описании внешнего вида святителя Ионы. Иконы с изображением сразу двух московских митрополитов, своими прижизненными деяниями возвышавших авторитет духовной власти, изготавливались по особым заказам; иногда изображения этих святых заполняли поля богородичных образов. Так, 26 июня 1657 г. по заказу самого патриарха Никона иконописцем Афанасием Фоминым были написаны «образ Пречистыя Богородицы с четырьмя святители московскими чюдотворцы, образ четырёх святителей московских чудотворцев, образ Петра митрополита, образ Алексея митрополита, образ Ионы митрополита, образ Филиппа митрополита» 588 . Возможно, патриарху Никону была известна и написанная в 1572 г. по заказу Григория Бельского (Малюты Скуратова) икона «Богоматери Владимирской» с образами митрополитов Петра и Ионы на боковых полях: этот вариант иконографии Богоматери получил наименование «Богоматери Волоколамской» по названию монастыря, где в местном ряду иконостаса Успенского собора она была помещена 589 . На этой иконе митрополиты изображены в святительских одеждах с книгами Священного Писания в руках; различаются иерархи по своему внешнему виду, важной приметой которого является борода: у митрополита Ионы она довольно длинная и чуть продолговатая, в отличие от бороды первого московского святителя, имеющей короткую и округлую форму 590 . Во-вторых, эти митрополиты были особо чтимыми на Руси святыми иерархами: их церковная политика содействовала укреплению власти московских князей. Особо почитал их и патриарх Никон . В честь митрополитов Петра, Ионы и Филиппа назван основанный Никоном Иверский монастырь; частицы мощей святых иерархов привезены Никоном на Валдай в феврале 1654 г., а позже частицы мощей этих святых иерархов помешены Никоном в отдельные ковчежцы Кийского креста-мощевика 591 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Царь не вполне поддавался внушениям. Он часто колебался, создавая впечатление, что готов вернуться к прежним отношениям с Никоном. Так что кризис затянулся. В 1657 году Алексей Михайлович в общем ведет себя с Никоном еще как друг. 18 октября он приезжает к патриарху на освящение Воскресенского деревянного храма в новом монастыре на Истре, где инсценируется «неожиданное» усвоение этому месту названия Нового Иерусалима, что на самом деле давно было решено между Никоном и царем. Уехав оттуда, царь посылает патриарху письмо, в котором между прочим пишет: «Ты ж жалуешь пишешь, тужишь о нас, и аще Бог даст живы будем, за твоими пресвятыми молитвами, не зарекалися и паки не зарекаемся, и паки приезжать» 173 (выделено мной. – Авт.). Значит, были какие-то обстоятельства или высказывания Алексея Михайловича, дававшие Никону повод думать, что царь «зарекается» приезжать к патриарху... Наступил 1658 год. Он был замечателен тем, что оканчивал собою вторую третицу лет пребывания Никона на престоле. Дело в том, что еще в 1652 году, когда царь умолял Никона стать патриархом, он в конце концов согласился на том условии, что пробудет у власти не более трех лет. Вероятно, Никон усмотрел неслучайный, мистический смысл в троичных этапах своей предыдущей жизни: в Анзерском скиту он пробыл три года, игуменом в Кожеозерской пустыни – три года, архимандритом Ново- Спасского монастыря – три года, митрополитом Новогородским – три года... И когда Никон пробыл патриархом тоже три года, то есть в 1655 году, он просил об уходе. Впоследствии он напоминал об этом царю: «Бил челом я тебе, великому государю, чтоб ты, великий государь, пожаловал мне, отпустил в монастырь; и ты... изволил и еще другую три года быти; и по прехождении других триех годов (то есть в 1658 году. – Авт.) паки бил челом тебе, великому государю, чтоб ты... отпустил меня в монастырь, и ты, великий государь, милостивого своего указу не учинил» 174 . Оказывается, Никон даже до своего разрыва с царем тяготился патриаршеством, дважды за время правления просил его освободить от этой власти! Этим еще раз разрушается миф о непомерном властолюбии Никона и подтверждается истина: Никон был властен (пока вынужден был править делами), но совсем не властолюбив. Если отказ царя в просьбе об уходе Никона от патриарших дел в 1655 году может быть в общем понятен, то отказ в такой же просьбе в 1658 году, накануне совершенного разрыва с Никоном, требует объяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А великаго государя он про то не известил, чаял, что истинн великаго государя указ“. Очевидно, в соборе были и такие люди, которые уже ранее кое-что слышали про приход Никона и, подобно митрополиту Ионе, думали, что Никон явился в Москву с особого разрешения государя, чтобы снова занять патриаршую кафедру. 20 Соборное деяние 10 февраля 1665 года и грамота государя к митрополиту Питириму о назначении местоблюстителем патриаршего престола Павла Крутицкого напечатаны в приложении. 21 Так астраханский архиепископ Иосиф извещал государя, что получил его грамоту с изложением дела об Ионе митрополите ростовском и о назначении вместо него местоблюстителем патриаршаго престола митрополита Павла. „И я, богомолец твой, – пишет Иосиф, – по святым Божественным правилам св. отец, един совет творит, якоже Господеви Богу и тебе, великому государю, годе, и освященному собору неразлучно никакоже, еже быти ему Ионе митрополиту на митрополии его в Ростове, а на Москве соборныя и апостольския церкви блюстителем быти Павлу митрополиту сарскому и падонскому“. (Ibid. л. 198). 22 Рукопись: Подлинное дело о суде над п. Никоном, л. л. 167–172, 196, 197. Эта рукопись представляет из себя список с подлинного дела о суде над Никоном, хранящегося в московской синодальной библиотеке, и заключает в себе разные документы и дела, относящиеся до Никона со времени оставления им кафедры до приезда в Москву восточных патриархов, так что самых документов относительно суда над Никоном в 1666 году, в ней нет. Но зато в ней помещены документы за время пребывания патриарха Никона в Ферапонтовом и Кирилловом монастырях и „Опись актам Кирилло-Белозерского монастыря, относящимся до патриарха Никона , по отшествии его из Москвы и во время пребывания в заточении в Ферапонтове и Кириллове монастырях, составленная в 1854 г.“ Читать далее Источник: Каптерев Н. Ф. Приезд в Московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митрополита Ионы/Прибавления к Творениям св. Отцов 1887. Ч. 40. Кн. 4. С. 277–329 (1-я пагин.). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Они же с клятвою исповедаша вси, яки от единых уст, якоже выше писано. Суть же имена тем, которые мне, смиренному, исповедали о видении того столпа: села Богородичына иерей Козьма да посадской человек Антоней, да з Зимное горы люди: дворянин Моисей, земский дияк Петр, Стефан, да того же яму ямщыки. Иван, Семен, Иосиф и прочии мнози. Села же те и веси, от них же видели, поприща по три, и по четыре, и по пяти, и более. Сие благоволих написатися ползы ради слышавшим, яко да не возглаголем и мы з безумными, яко//же пророк пишет: „Рече безумен в сердцы своем: „Несть Бога " » ( Ис 52. 2 ). Мы же веруем и исповедуем воистинну. Бог с нами есть, яко тому единому чудодействующу подобает всяка слава, честь и поклонение в безконечныя веки. Аминь» (л. 65 об. 67 об.). Тип повествования в обоих рассказах Никона о явлении огненного столпа в Иверском монастыре тяготеет к документальному изложению. Однако эти повествования составлены Никоном в разное время, помешены автором в качестве отдельных элементов с состав разных жанровых структур, и при их написании автор преследовал разные цели, которые обозначил в начале каждого изложения: в послании к царю – «въкратце исмоведати» (цель здесь чисто информативная), в «Сказании» – поставить необычное явление в ряд «древних знамений и чудес», которые случились «при Моисеи в пустыни и в Синаи бысть», придав таким образом возведению Иверского монастыря высокий сакральный смысл (цель – прославить новый монастырь). Разные цели повлияли и на выбор автором определенных художественных средств, необходимых для характеристики события. Мотив святости места будущего монастыря присутствует в «Сказании» в виде постоянного эпитета «святой» в выражениях «святой монастырь», «святая обитель» и «святое место», подменяющих собой Иверский монастырь (в таблице слова и выражения со значением святости выделены курсивом). В письме к царю этот эпитет ни разу Никоном не употребляется. Никон поразному называет и само событие (разные способы обозначения Никоном одного и того же явления обозначены в таблице при помощи подчеркивания): в письме к царю, написанном буквально через пару дней после случившегося, огненный столп назван «знамением», «необычным светом», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010