В понедельник праздновалась память св. апостолов, а во вторник воспоминался собор Пресвятой Богородицы 72 . Нужно думать, что и в остальные дни пасхальной седмицы творили память кого-нибудь из досточтимых святых. Точно указать имена этих святых теперь невозможно, по отсутствию листа, на котором, по всей вероятности, находились эти указания. Этим обстоятельством мы думаем объяснить, сохраняющийся и в нынешней богослужебной практике, обычай ежедневно в течение всей пасхальной недели менять прокимны пред апостолом. По крайней мере, прокимны понедельника и вторника, по нынешнему уставу, как раз соответствуют тем указаниям относительно памяти святых, какие мы нашли в типографском студийском уставе. Вечером, в понедельник, на «Господи воззвах» пели теже стихиры и в том же количестве, какие и сколько их было положено на вечерни первого дня Пасхи 73 . В субботу вечером «Христос воскресе» не пели, а вместо этого пели псалом: «Благослови душе моя Господа». «От того дни, замечают памятники, не поют «Христос воскресе» ни на вечерни, ни на утрени» 74 . Следовательно, отдание Пасхи отправлялось в субботу пасхальной недели, а не перед Вознесением, как это положено по нынешнему уставу. Здесь нужно искать причину того обстоятельства, очевидно, не совсем понятного нашему автору, что «в среду шестой недели по Пасхе богослужебный порядок не имеет вида отдания праздника Пасхи» (стр. 48). Стихир на «Господи воззвах» положено петь шесть, но они расположены несколько иначе, чем в нынешних триодях. Стихиры на стиховне: «Человеколюбче велие и неисследимо множество щедрот» 2-жды, «По востании Господи, собранном учеником», слава и ныне «Дверем затворенным, прииде Христос к учеником своим» 75 . На утрени после шестопсалмия пели «Бог Господь» и тропарь: «Знаменану гробу» 76 . Указание на пение «Бог Господь» имеется во всех известных нам памятниках, а посему мы крайне изумились, когда прочли в книге г. Одинцова заметку, что «на утрени в неделю антипасхи, тропарь трижды «Знаменану гробу», а «Бог Господь» не поётся» (стр. 47). Подобное замечание находится в явном противоречии не только с богослужебными памятниками этого времени, но и с книгою Горского и Невоструева (Опис. ркп. м. Синод, биб. отд. III, ч. I, стр. 246), значительное влияние которой на труд г. Одинцова вне всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

126 на об.), основанием вышеизложенного правила служит прямое указание Ирмологиона (чит. л. 126 на об. и 127), что в этом случае однажды поется ирмос положенного, следов., первого дневного канона рядового гласа Октоиха. По отношению же к тем седмичным дням, в которые случится святой с славословием, при каковом условии также полагается петь канон Октоиха с ирмосом (см., напр., послед. 23 окт., л. 84 на об. и ср. 11 гл. Типик.), но песни Священного Писания стихословятся по отделу: Поем Господеви (Ирм., л. 133 на об. и 134), основанием изложенного правила служит то, что ни в 11 гл. Типик., ни в последованиях святых, имущих славословие, словом – нигде и никогда в седмичные (но не субботние) дни при праздниках святых с славословием не назначается петь что-нибудь более одного ирмоса из канона рядового гласа Октоиха. Правда, в Ирмологионе, л. 134, сказано: «аще владычний праздник или праздник святаго есть, глаголем ирмос 2», но здесь имеется в виду такой святой, в день памяти которого Октоих не поется. 3) Если на какой-нибудь день назначается один канон или более на 12, то ирмосы всегда поются из одного только канона и поются по 2 389 . Так это бывает, напр., в Покров пр. Богородицы 1 октября, как и сказано в Типиконе: «канон Богородицы на 12, ирмос по 2» (Тип., л. 72); в отдание Воздвижения 21 сентября, как и говорится: «канон праздника на 12, ирмосы по 2» (Тип., л. 64); в вышеуказанные (чит. выше) седмичные и субботние дни периода времени пения Триоди Цветной (чит. послед. понед. 2 седм. Антипасхи, Тип., л. 362; о субботах 50-цы, л. 363; послед. в пяток Вознесения, л. 375; послед. в понед. 7 седм. по Пасхе, л. 376 на об.). Так же должно петь ирмосы в субботу Акафиста (л. 329 на об.). В таком же условии находятся те песни канонов, которые не имеют в себе трипеснцев и назначаются на 12 в период времени пения Триоди Постной в предпразднство и попразднство Сретения, «если случатся в понедельник, вторник и четверток Сырной седмицы (л. 170 и 176 на об.), и нередко в отдание Благовещения (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). По возгласе: «Благословение Господне на вас…», певцы: «Аминь». Иерей, войдя в алтарь и приняв в руки Крест, трисвещник и кадило, при отверстых царских вратах поет с сослужащими: «Христос воскресе…» (трижды). Певцы также трижды повторяют тропарь. Иерей поет стихи пасхального начала: «Да воскреснет Бог…». Певцы после каждого стиха: «Христос воскресе…». По окончании пения царские врата закрываются, и начинается чтение шестопсалмия: «Слава в вышних Богу…», и прочее. На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово…» (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди (о слепом), глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный…» (см. на утрене среды 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – тот же седален. Полиелей. Величание святых и избранный псалом. Седальны святых по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Троице Живоначальней…», и глас 5-й: «Да радуются днесь…»). «Слава» – седален святых по полиелее, глас 4-й: «Приидите, просветители…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный…» (см. по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святых, глас 4-й: «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святых. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира святых, глас 6-й: «Апостолом единонравныя…» (см. славник на «Господи, воззвах»), или стихира святых, глас тот же: «Излияся благодать…». Каноны: Пасхи (без Богородичнов) на 6 (ирмосы по дважды), святых на 4 и Триоди (о слепом) на 4. Примечание. «Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды. Слава – Троичен, И ныне – Богородичен… Предпразднства же [Вознесения Господня] канон зде оставляется; и поем его во вторник напреди» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

5. Вторник 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского. Блгв. кн. Феодора, брата блгв. вел. кн. Александра Невского. Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев. Прп. Петра Коришского. Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (службу зри 19 сентября) . Свт. Константина, митр. Киевского. Служба сщмч. Дорофея, еп. Тирского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди). На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Низшедшее естество...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Отпуст: «Иже во славе...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак священномученика, глас 5-й; седален священномученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на облаки...» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Вознесения, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Учеником зрящим Тя...» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 4-й: «Егда вознеслся еси...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-18/

Он начинается сразу после Богоявления и продолжается до Пасхи; входящий в состав этого периода общецерковный 40-дневный пост, оканчивающийся в Великий четверг, проводится более строго. Принятые в V-VI вв. в Риме для В. п. 6 седмиц без воскресений дают в совокупности только 36 дней, поэтому не позднее VII в. В. п. в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня - его начало с 6-го воскресенья (к-рое собственно и называется Quadragesima - Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде В. п. стал в лат. Церкви общепринятым, хотя первоначально практика пощения в разных областях различалась (напр., в Испании В. п. длился 5 седмиц, а в Милане - 6, без прибавочных 4 дней). В VI-VII вв. В. п. был дополнен подготовительным периодом - предварительными воскресеньями т. н. 70-цы, 60-цы и 50-цы (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima), к-рые являются воскресными за 3, за 2 и за 1 (или за 1/2) седмицы до поста. В итоге период аскетической подготовки к Пасхе достиг продолжительности в 9 седмиц. Месса в течение В. п. первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. По средам и пятницам В. п. в Риме в IV в. совершалась только литургия Слова; в V-VI вв. к этим дням были добавлены понедельник, вторник и суббота; после VI в. во все эти дни уже совершалась полная месса; при папе Римском Григории II (715-731) мессу стали совершать и по четвергам В. п. В позднейших памятниках месса совершается во все дни В. п. (единственные дни без мессы в рим. обряде - Великие пятница и суббота). В Риме, как и в др. городах христ. мира, В. п. был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц В. п. (соответствуют визант. 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали Крещение на Пасху (см. ст. Великая суббота ), кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг . С течением времени огласительные обряды вышли из практики, что повлияло на структуру великопостного рим.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Патриаршая проповедь в день Радоницы после Литургии в Архангельском соборе Московского Кремля 25 апреля 2023 г. 14:15 25 апреля 2023 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Христос Воскресе! Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с этим особенным Пасхальным днем, когда мы вспоминаем почивших. Вспоминаем наших родных, близких, как и тех, кто особенно послужил для Церкви и для Отечества нашего, — Святейших Патриархов, Митрополитов всея Руси, а также наших царей и цариц, которые, будучи православными людьми, делали все для того, чтобы укреплялась вера православная в Церкви. Ведь мы знаем, что и среди царствующих лиц, несших самую высокую государственную ответственность в России, есть те, кто причислен к лику святых. Не потому, что они были хорошими управителями, а потому что они были и хорошими управителями, и святыми по жизни людьми. Эта удивительная способность соединять святость с честным исполнением долга, с высоким профессионализмом являет некий абсолютный пример и образец того, каким должен быть не только государственный деятель, но и каждый, кто несет ответственность за других, вне зависимости от того, на каком уровне власти он находится. Наши святые цари и царицы, великие князья и княгини должны быть примерами для всех, кто сегодня во власти. Что же это за особое служение, которое они несли? Это служение можно сравнить только с монашеством. Все они были людьми женатыми, замужними, потому что так полагалось, потому что от родителей к детям переходила царская власть. Но они, будучи людьми семейными, жили не для себя, а для Церкви, народа и государства, полностью отождествляя себя с судьбой народа и государства. Они не были политиками по найму или по некоему выбору — они были во главе государства по воле Божией и сознавали свое призвание, которое передавалось от родителей к детям.

http://patriarchia.ru/db/text/6021846.ht...

Патриаршее служение в день Радоницы в Архангельском соборе Московского Кремля 3 мая 2022 года 3 мая 2022 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в  Архангельском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы; протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; московское духовенство. За Литургией пел хор Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы (регент — Д.С. Ведерников). Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов  «Союз» ,  «Спас»  и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Сегодня, 3 мая, исполнилось 32 года со дня кончины приснопамятного  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена , почившего в 1990 году. На заупокойной ектении были вознесены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих  «приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, приснопамятных Предстоятелей Русския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием в вере христианского закона управлявших страною нашею, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных и всех от века усопших праотец, отец и братий наших, о них же поминовение творим ныне». За богослужением Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Павла Каледу, клирика храма бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Симеон Тараканов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию и каждение у надгробий, находящихся в Архангельском соборе Кремля. Затем Святейший Владыка поздравил участников богослужения с днем пасхального поминовения усопших. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Патриаршее служение в день Радоницы в Архангельском соборе Московского Кремля 25 апреля 2023 года 25 апреля 2023 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в  Архангельском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Андрей Шумилов, настоятель храма Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле г. Москвы; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий  Патриаршего Успенского собора  и храмов Московского Кремля; священник Андрей Шумкин, благочинный храмов Успенского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Николая Мирликийского, Патриаршего подворья в Щукине г. Москвы; московское духовенство. На богослужении присутствовали члены Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью:  митрополит Клинский Леонид , Патриарший экзарх Африки, сопредседатель Рабочей группы; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь  ОВЦС МП  по межхристианским отношениям, секретарь Рабочей группы; митрополит Абрахам Мар Стефанос, глава епархии Великобритании, Европы и Африки; священник Ашвин Фернандис, исполнительный директор Отдела внешних церковных связей Маланкарской Церкви. Также богослужение посетил депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин. За Литургией пел молодежный хор храма великомученика Димитрия Солунского, Патриаршего подворья в селе Дмитровское Красногорского района Московской области под управлением А.М. Харьковой. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://foto.patriarchia.ru/news/patriars...

Смоленск. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Новом кладбище. Церковь. Не действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:2016. Адрес: Смоленск, Рославльское шоссе 7-ой км. Новое кладбище Координаты: 54.725046, 32.100608 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Новом кладбище на 7-м километре Рославльского шоссе – один из десяти храмов, которые возводятся в областном центре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Договоренность о строительстве в Смоленске десяти новых храмов была подтверждена на встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с митрополитом Исидором и главой Смоленского региона А.В. Островским в декабре 2014 года. При содействии областных и городских властей были выделены участки для возведения храмов. Храм возведен там, где в этом была необходимость – на 7-м километре Рославльского шоссе находится Новое кладбище, неподалеку расположен микрорайон Южный, где нет своего храма. Также здесь могут останавливаться путешествующие, чтобы с молитвой продолжить свой путь. 10 мая 2016 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, митрополит Исидор возглавил чин великого освящение храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Каменный одноапсидный храм, крестообразный в плане, однокупольный. Центральный купол имеет шлемовидную форму, в завершении смонтирован крест. Фасады храма выполнены в облицовочном кирпиче, не оштукатурены. Также на фасадах имеется декоративное оформление в виде пилястр, карниза, оконных наличников, арочные порталы входов. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение 10 мая 2016 года в Смоленске в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радосте» освящен храм на Новом кладбище (7-й км). http://smoleparh.ru/novosti/ Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34617

В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и поминовение усопших в Архангельском соборе Кремля 3 мая 2011 г. 13:16 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; епископ Звенигородский Николай ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины  Святейшего Патриарха Пимена . Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1468841.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010