Сохранились 40 композиций, относящихся к 4 тематическим циклам (двунадесятых праздников, Страстному, Цветной Триоди, Богородичному), и 288 отдельных фигур. Росписи утрачены в верхней зоне стен, а также на фронтонах нефа и трансепта. Большинство фресок, несмотря на влажность, сохранилось в удовлетворительном состоянии. Они были отреставрированы в 1953-1956 гг. под рук. Ф. Захариу. Впосл. было установлено, что под слоем фресок палеологовского времени сохранились фрагменты росписи средневизант. периода ( Τσιγαρδας. 2008. Σ. 20). В 2001-2008 гг. были проведены картография и точное копирование всех фресок для фиксации их состояния. Росписи нефа расположены в 5 регистров разной высоты (верхний - 1,66 м, 2-й и 3-й регистры - 1,91 и 1,93 м, 4-й регистр - 2,4 м, в нем представлены фигуры святых). В трансепте, внешние стены которого ниже, фрески размещены в 3 регистра, а в угловых компартиментах - в 4 регистра на внутренних стенах и в 3 - на внешних. Композиции в апсиде - «Причащение апостолов» и «Платитера» - были повреждены в результате протечек (новое изображение «Платитеры» в конхе было выполнено в кон. XVII в.). Фигуры иерархов в композиции «Служба св. отцов» не подписаны. На внутренних сторонах арок между алтарем, диаконником и жертвенником изображены 4 диакона (сщмч. Лаврентий, сщмч. Евпл, прп. Роман Сладкопевец, первомч. Стефан). На вост. стороне предалтарных столбов в обрамлении арок из стука помещены поклонные образы Христа Вседержителя и Богоматери с Младенцем, к-рые сидят на тронах, над ними - погрудные изображения апостолов Петра и Павла. Христос Пантократор на престоле. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Христос Пантократор на престоле. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Сцены двунадесятых праздников размещены во 2-м сверху регистре на юж., зап. и сев. стенах центрального нефа (утрачены «Благовещение», «Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим», располагавшиеся на вост. и зап. стенах), а сцены Страстного цикла - в 1-й (верхней) зоне рукавов трансепта и на сев. и юж. стенах алтаря. Сцены цикла Цветной Триоди, иллюстрирующие евангельские чтения от Пасхи до Пятидесятницы, сосредоточены в 3 компартиментах: в юго-восточном - «Жены-мироносицы и Христос» (3-я Неделя по Пасхе), в юго-западном - «Христос учит иудеев» (понедельник Светлой седмицы), «Изгнание торгующих из храма» (пятница Светлой седмицы), «Исцеление расслабленного» (4-я Неделя по Пасхе), «Исцеление слепого» (6-я Неделя по Пасхе), «Христос и самарянка» (5-я Неделя по Пасхе), в сев.-западном - «12-летний Христос учит в Иерусалимском храме» (Преполовение Пятидесятницы). Цикл Цветной Триоди, по замечанию Цигаридаса, стал широко распространенным в палеологовский период (Ibid. Σ. 24). Этот цикл продолжается в алтарной части: на северной стене алтаря изображено «Уверение ап. Фомы» (2-я Неделя по Пасхе), в конхах жертвенника и диаконника - Христос «в ином образе» (при явлении апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус) и «Трапеза в Эммаусе» (вторник Светлой седмицы).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

196 на об.–197 на об.). Отдел III. Глава 25. О богослужении Страстной седмицы Приложение к 25 главе: выдержки из Типикона о времени и месте дневного богослужения в Великие четверток, пяток и субботу Отдел четвертый. О богослужении праздника Благовещения пр. Богородицы в период времени пения Триоди Постной Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения пр. Богородицы. Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения пр. Богородицы. Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения пр. Богородицы Отдел пятый. Дополнительный Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице.... Буди имя Господне... 3-ды. Слава, и ныне, Благословлю Господа... Глава 30. О конечном трисвятом Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й Разслабленного (л. 367), 5-й Самаряныни (л. 369) и 6-й Слепого (л. 371) Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия Глава 11. О богослужении недель Мироносиц, Разслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая. (Тип., л. 233) Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого Глава 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В пятую неделю по Пасхе Церковь празднует «праздник самаряныни, понеже в той Христос Мессию Себе яве исповедаше, еже есть Христос. Сего бо ради и в средопентикосную седмицу учинен бысть». Беседу Спасителя с самарянкою в пятую неделю по Пасхе Церковь воспоминает с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст , при богослужении в эту неделю, говорил: «Сегодня Христос возвестил нам подвиг самарянки, и нам должно бедное слово наше обратить на море ея добродетелей». В V веке Анатолий Константинопольский 129 , в IX – Иосиф Студит и другие предали Церкви многие песнопения на неделю о самаряныне, ныне поемые Церковью в эту неделю. Служба самаряныне отправляется в неделю (воскресение) и потом в следующие за нею седмичные дни: четверток, пяток и субботу, – а в понедельник, вторник и среду этой седмицы поется служба Преполовению. Шестая по Пасхе неделя о Слепом В шестую по Пасхе неделю Церковь воспоминает о чудесном исцелении слепорожденного Иисусом Христом в Иерусалиме (Ин. гл. 9) в третий год Его евангельской проповеди, в праздник Кущей ( Ин.7:2 ) или в праздник обновления Храма ( Ин.10:22 ). Воспоминание о прозрении слепорожденного совершается в шестую неделю по Пасхе с древних христианских времен, о чем свидетельствуют поучения, произнесенные в эту неделю отцами IV и V века – Иоанном Златоустом , Астерием, епископом Амассийским. Воспоминание чуда над слепорожденным совершается Церковью в неделю (воскресение), понедельник, вторник и среду, в которую совершается отдание Пасхи. В неделю шестую по Пасхе и на отдание Пасхи катавасия «Спасителю Богу...» (Типикон, гл. 19). Отдание Пасхи На отдание Пасхи вечерня совершается вседневная; утреня – без полиелея, а только с великим славословием; часы – трипсалмные. В начале вечерни, утрени и литургии поется «Христос воскресе...», со стихами, как в дни пасхальные. На вечерне, после воскресных стихир на стиховне, поются стихиры Пасхи. На утрени: ирмосы Пасхи; катавасия: «Спасителю Богу...»; по 6-й песни – кондак и икос Пасхи; на 9-й песни – припевы Пасхи, после 9-й песни – светилен Пасхи: «Плотию уснув...», дважды; к стихирам на «хвалите» присоединяются стихиры Пасхи с их припевами. На литургии: антифоны изобразительные, прокимен пасхальный; отпуст совершается как в Пасху 130 . Вознесение Господне

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

На входе – «Приидите, поклонимся. Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти». Так до отдания Пасхи. По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или святого и рядового святого; кондаки храма святого, «Слава» – святого, «и ныне» – праздника. См. Кондак храма Богородицы, а также тропарь и кондак храма Христова во всю Пятидесятницу не поется. Прокимен, Аллилуиа и причастен – праздника и святого. Апостол: Деян., зач. 9. Евангелие: Ин., зач. 6 и святого. За «Достойно» – «Ангел вопияше», «Светися, светися». Общий порядок служения в дни Фоминой седмицы, кроме субботы, с малым святым см. том 1, с. 111, 112. О служении в дни Фоминой седмицы с полиелеем святому или бдением см. том 1, с. 112, 113. О порядке служения во 2-ю и 3-ю субботы с полиелеем святому см. том 1, с. 114, 115. О порядке служения 2-й и 3-й суббот с малым святым или двумя малыми святыми см. том 1, с. 115, 116. Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница По древнему на Руси обычаю, совершается поминовение усопших. Последование вечерни и утрени – по чину понедельника. После вечерни и утрени (Литургии) совершаются панихиды. На литургии – прокимен праздника «Велий Господь наш». Апостол дня – Деян., зач. 10; Евангелие: Ин., зач. 10. Глава 5. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима Встречающиеся во всю сию седмицу песнопения Великой Пятницы и Субботы следует петь обычным гласовым напевом, а не напевами Страстной седмицы. На великой вечерне, на «Господи, воззвах» – стихиры на 10: воскресные 2-го гласа – 7 и Триоди – 3, «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Мироносицы жены», «И ныне» – догматик 2-го гласа: «Прéйде сень законная». Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня. На литии – стихиры праздника, «Слава», глас 6-й – «Проси Иосиф тело Иисусово», «И ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Творец и Избáвитель». На стиховне первая стихира воскресная, затем стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», «Слава» – стихира, глас 5-й – «Тебе, одеющагося», «И ныне» – Пасхи: «Воскресения день». («Христос воскресе» в конце этой стихиры поется один раз.) По «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево» (трижды).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На литургии, по входе, «храма Христова и Богородицы кондак во всю 50-цу не глаголем»; «в литургиях же поется на блаженных, от канона праздника недели, песнь рядовая на кийждо день, с ирмосом на 6, сице: в понедельник 1-я, во вторник 4-я, в среду 5-я, в четверток 7-я, в пяток 8-я, в субботу 9-я». – См. в Уставе понедельника 2-й седмицы, « како поется от недели Фомины триодь с минеею (сн. 569 стр.) во всю 50-цу, коея седмицы, даже до отдания Пентикостии, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени». – «Известно же буди, яко каноны о усопших октоиха настоящего гласа, по вся субботы в 50-це, должны суть петися в пятках вечера, в повечериях». – См. в Уставе, после понедельника 2-й седмицы, о субботах Пятидесятницы (о субб. пред 50-цей см. ниже). – «Указ (изложенный в Уставе) о св. 50-це, в седмицах о пяти днех и о субботах, подобает настоятелю или екклисиарху всегда смотрети прилежно, с опасением и рассуждением; како поется служба минеи, коего святаго, с триодию, вечер и утро, и на литургии». В нарочитые седмичные дни периода Цветной Триоди (каковы: Преполовение, Вознесение и их Отдания, Отдание Пасхи, понедельник Святого Духа и Отдание Пятидесятницы) поются одни праздничные песнопения; а потому Богослужение в эти дни отправляется по одной Цветной Триоди; служба же рядового святого, случившегося в эти дни, обыкновенно поется на повечерии (в день памяти святого или накануне, а иногда «напреди»), за исключением нижеуказанных дней памяти святых. – О Богослужении в вышеуказанные нарочитые дни, а также и воскресные периода пения Триоди Цветной после Пасхи, если с этими днями совпадут праздничные дни памяти святых, празднуемых 23 апр., 8, 21 и 25 мая, 12 июня и храмовые праздники, – см. в Уст . в 48 гл. и 48–58 храм. гл. (и сн. выше, 181 стр.), а о днях Высокоторжественных см. ниже, во II отд. Вся вторая седмица по Пасхе, кончая субботой, посвящается попразднству недели Антипасхи. В Фомин вторник (в некоторых местах в понедельник) совершается поминовение усопших. 395 Собственно, в службе этих дней по Уставу не положено особых молитвословий за умерших, и поминовение в эти дни совершается по благочестивому обычаю русской Церкви. 396 Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин понедельник или вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа в ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой – разрешение церковного Устава (сн. 555, 592, 596 и 645 стр.) творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. 397 По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о воскресении Христовом. 398 Отсюда и самый день поминовения называется радоницей. 399

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

633 Иногда в самой книге «Апостол» зачала располагались по порядку чтения их при общественном богослужении (о таких Апостолах см. в Ист. Русской Церкви преосв. Макария, ч. III, стр. 88, именно: один в Софийской Новгородской библиотеке, XIII века; два Апостола в Имп. Публ. библиотеке, 1-й in fol. 22; 2-й in qu. 5) В некоторых же изданиях Апостола, напр. – Киевском, 1630 г., Московском, 1635 г. (в послесловии), называется Апостол – «тетр» (Обозр. Слав. Русск. библ., 267 и 314). Также и в послесловии рукописного Апостола 1495 года сказано, что «повеле» (Михаил Васильевич Кутузов) перевести Апостола с тетра на апракос (Опис. Румяпц. муз. Восток., IX). Г. Востоков, объяснив, что значить «тетро» и «апракос» (См. выше, стр. 398), замечает, что «тетро» говорится об Евангелии. А писец сим хотел указать, что он при переписывании Апостола переменил обыкновенный порядок глав на порядок церковных чтений. 634 Например, из Апостола зачало 316-е читается только в день Сретения, зачало 318-е читается только в день памяти св. Павла Исповедника и в дни других святых. Эти зачала не находятся в числе рядовых зачал. Точно так и Евангелия зачало 36-е от Иоанна, читаемое в субботу Лазаря, не находится в числе рядовых зачал. При этом должно заметить, что сего нельзя сказать о всех зачалах, положенных в службах святым. Есть такие зачала, которые положены святым и с тем вместе находятся в числе рядовых зачал. Например: из Апостола зачало 21-е положено в день св. апостола Анании (1-го октября); оно же читается и в пяток 4-й седмице по Пасхе. 41-е зачало положено св. Дионисию Ареопагиту , и оно же читается во вторник 6-й седмицы по Пасхе. Также и из Евангелия от Иоанна зачало 35-е, читаемое 21-го мая, в день памяти св. Константина и Елены и в дни памяти других святых, читается и в четверток 5-й седмицы по Пасхе. 635 Когда Рождество Христово бывает во вторник, тогда в Неделю пред Богоявлением Евангелие чтем прежде Недели пред Богоявлением, ианнуария в первый день, а потом Обрезания и Василия едино. (Тип., 26 дек. указ об Апостолех, 3-е зри).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На Литургии – антифоны Пасхи, и прочее, как в 1-й день. Прокимен, глас 8-й – «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Апостол: Деян., зач. 2. Евангелие: Ин., зач. 2. Причастен «Тело Христово приимите». Отпуст, как в первый день Пасхи. Во всю Пасхальную седмицу после утрени и 1-го часа указан в Уставе крестный ход. В большинстве случаев он совершается в конце Литургии по заамвонной молитве с пением канона Пасхи и чтением воскресного Евангелия (от Мф., зач. 116 или Лк., зач. 114). При совершении крестного хода вокруг храма нужно заранее сделать указания звонарям, чтобы звон совершался только во время шествия, а на время остановок прекращался. О служении в один из дней Светлой седмицы с полиелейной службой великомученику. Георгию или другому святому или с бдением святому или храму святого см. том 1, с. 108–110. Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по тому же чину, который указан в понедельник Пасхи. Не читается только Евангелие на вечерне, и меняются стихиры и прокимны. В понедельник (вечером) на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхотé, сотвори», со стихами. Вторник Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем». Стих «Яко призрé на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди». Апостол: Деян., зач. 4. Евангелие: Лк., зач. 113. Во вторник вечером на вечерне прокимен великий, глас 8-й – «Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми», со стихами. Среда Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 6-й – «Помяну Имя Твое во всяком роде и роде». Стих «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Апостол: Деян., зач. 5. Евангелие: Ин., зач. 4. В среду вечером на вечерне прокимен великий, глас 7-й – «Внуши, Боже, молитву мою и не прéзри моления моего», со стихами. Четверг Светлой седмицы На Литургии прокимен, глас 3-й – «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царéви нашему, пойте». Стих «Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования». Апостол: Деян., зач. 6. Евангелие: Ин., зач. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 2 вселенские субботы , обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году. В совр. практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину). Ежедневное поминовение Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении , возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия ) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов , а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак       (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память» ; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

http://pravenc.ru/text/182647.html

Патриарх Кирилл: Почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? 22 апреля, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Суд состоит в том, что свет явился миру. 22 апреля. ПРАВМИР. 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Во вторник второй седмицы по Пасхе мы молимся об умерших. Это особая служба, когда заупокойные молитвы соединяются с прославлением Воскресшего Господа, и в этот же день читается Евангелие (Ин. 3:16-21), которое, казалось бы, ничего не говорит ни о смерти, ни о загробной жизни, однако дает очень многое для понимания того, как должен жить человек, чтобы обрести бессмертие в Царствии Небесном. В небольшом отрывке из Евангелия от Иоанна есть такие слова: «не пришел Господь в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасти мир». Да, действительно, нигде в Евангелии не сказано, что Господь принял на себя миссию Судии. Может быть, когда Он взошел на холм вблизи Галилейского моря, чтобы обратиться к народу с Нагорной проповедью, тогда и было уместно, вместо того чтобы произнести эти слова, сесть и судить мир. Однако ничего подобного не произошло и никогда не происходило в дни Его земной жизни. Даже когда Господь, будучи ни в чем не виновным, подвергся страшным истязаниям и был несправедливо осужден на смерть, — уж казалось бы, на Голгофе можно было произнести слово суда, — однако и этого не было, Господь лишь сказал: «Прости им, потому что не знают, что творят». Для чего же пришел Господь в мир? Не для того чтобы судить мир, но чтобы спасти мир. И буквально двумя предложениями позже евангелист Иоанн говорит нам о том, что есть суд Божий: «Суд состоит в том, что явился свет миру». Не слова Судии, не грозный взор, обращенный к грешникам, а свет, который принес Спаситель и, в первую очередь, свет Его учения действительно стал судом для мира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

Индикт – пятнадцатилетний период времени сбора податей в Римской империи, разделявшийся на три срока по 5 лет, и прямого отношения к пасхальным вычислениям не имеет. Такое пятнадцатилетнее летосчисление в 312 году по Рождестве Христовом ввел император Константин Великий для сбора податей в империи. Христианская Церковь удержала это летосчисление и поместила в пасхальную таблицу в память равноапостольного императора, даровавшего христианской Церкви свободу исповедания. Простой юлианский год содержит 52 седмицы и один день, а високосный имеет на один день больше и состоит из 52 седмиц и двух дней. Поэтому седмичные дни в каждом году не падают на одни и те же числа месяцев, а меняются. Если все годы были бы простыми, невисокосными, тогда каждый седмичный день приходился бы на одно и то же число через каждые семь лет. Например, если первый год начался бы в понедельник, а второй, следующий за ним, – во вторник, третий – в среду, четвертый – в четверг, пятый – в пятницу, шестой – в субботу, седьмой – в воскресенье, тогда восьмой год опять начался бы в понедельник, и, таким образом, через каждые 7 лет числа месяцев приходились бы на те же седмичные дни, что и в первом семилетии. Но поскольку високосный год имеет одним днем больше по сравнению с простым годом, то необходимо, чтобы прошло не только семь простых годов, но чтобы прошло и семь високосных, тогда избыточный 366-й день поочередно совпадет с каждым днем седмицы, то есть составит одну седмицу, и тогда все седмичные дни возвратятся на те же числа месяцев, что и прежде. Но, чтобы прошли все семь високосных лет и их избыточный день мог составить одну седмицу, необходимо пройти семи простым годам, трижды взятым, и семи високосным (7?3­21†7­28), так что в итоге получится 28 лет, и только тогда числа месяцев и седмичные дни будут следовать прежним порядком. Например, если в 1941 году 1 сентября приходилось на воскресенье, а 2 сентября – на понедельник, то такое же самое совпадение дней седмицы и чисел месяцев будет следовать только через каждые 28 лет, то есть в 1969, 1997, 2025 годах и т. д. Этот 28-летний период называется в Пасхалии солнечным кругом, или кругом солнца. Он не имеет отношения к обычному астрономическому течению солнца, а получил название от первого дня седмицы, который древние римляне посвящали солнцу и называли его dies solis – день солнца (наш воскресный день).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010