8. Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди, глас 2-й – 3, апостола, глас 1-й 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы рано бывша...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша жены...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Почто мира со слезами...». По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь апостола, глас тот же (единожды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси...» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небесную дверь...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста...». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-21/

Слово Святейшего Патриарха Кирилла по окончании Литургии в Покровском храме Харбина 14 мая 2013 г. 17:00 14 мая 2013 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском храме Харбина. По окончании богослужения  Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к духовенству и многочисленным верующим с Первосвятительским словом, отметив, что на Радоницу совершается Пасхальное поминовение усопших. Кроме того, в связи с тем, что в 2013 году День Победы 9 мая пришелся на время Светлой седмицы, на день Радоницы также было перенесено особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны. Говоря о совершенном в Покровском храме Харбина богослужении, Святейший Владыка отметил: Мы молились, в первую очередь о тех, кто посеял семена Православия на китайской земле, кто сохранил верность Господу и Спасителю. В 1993 году я имел возможность посетить Харбин; тогда еще был жив отец Григорий Чжу, который сопровождал меня и рассказывал об этом храме, о православной общине в Харбине. Думаю, что значительная часть православных китайцев, которые сегодня молились за богослужением, в то время были совсем молодыми людьми или даже детьми. Я хотел бы поблагодарить всех вас, дорогие православные китайские братья и сестры, за то, что вы сохранили православную веру, несмотря на непростые условия. После смерти отца Григория в этом храме не было постоянного священника, и несмотря на это, вы собирались на молитву, поддерживали свою общину, свой приход. Я прибыл в Китай, чтобы помолиться со всеми вами, чтобы встретиться с руководством страны, с теми людьми, которые ответственны за религиозную жизнь. Между нами была особенная связь во время Литургии. Я молился Господу, чтобы Он приклонил Свою милость к России и Китаю, чтобы мир и благополучие были в наших странах, чтобы дружба, сотрудничество, взаимная поддержка укрепляли связи между Россией и Китаем. Я молился также о том, чтобы ярко расцвела жизнь Китайской Православной Церкви, — Церкви, которая исповедовала верность Господу и Спасителю в течение долгих десятилетий.

http://patriarchia.ru/db/text/2973009.ht...

Предварительно среди церкви поставляется аналой, наверху которого полагается Евангелие и при котором ставится возжженный светильник. Священник, облаченный в фелонь, кадит кругом аналоя, алтарь, всю церковь и братию . Потом диакон возглашает – «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия». Лик – «Господи, помилуй» (трижды). Диакон – «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей – «Мир всем». Лик – «И духови твоему». Иерей – «От (имя евангелиста) святаго Евангелия чтение». Лик – «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон – «Вонмем». Иерей читает Евангелие. Лик – «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Пред вторым чтением Евангелия, то есть пред тем, которое бывает на 6-м часе и составляет продолжение чтения из одного евангелиста (Матфея), не бывает возглашения – «И о сподобитися нам», а сразу – «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия», и т. д. Пред 3-м чтением, то есть тем, которое бывает на 9-м часе и составляет начало чтения из другого евангелиста (Марка), снова возглашается – «И о сподобитися нам» и т. д. Этот порядок, то есть тот, чтобы – «И о сподобитися нам» возглашать только пред началом чтения каждого из четырех евангелистов, на часах соблюдается и в следующие два дня Страстной седмицы. В Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы на часах прочитываются Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна до слов «Ныне прославися Сын Человеческий»; Евангелие Луки разделяется на 3 отдела, или чтения, прочие же на 2, всех же чтений 9. После молитвы 9-го часа – «Блаженны» с пением и все прочее так, как и всегда в среду и пятницу Четыредесятницы читается только кондак «Иаков рыдаше» и на отпусте – «Грядый Господь на вольную страсть». После часов и изобразительных поется вечерня в соединении с Литургиею Преждеосвященных Даров. На вечерне полагается обычная 18-я кафизма. На «Господи, воззвах» стихиры из Триоди на 10, «Слава, и ныне» – «Вторую Еву». Вход с Евангелием. Особенность богослужения состоит в том, что после «Да исправится» полагается читать Евангелие от Матфея, зач. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На утрене после возгласа: «Слава Святей...» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу...» и шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...». «Слава, и ныне» – тот же седален. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочил еси, Христе...» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Родился еси...». По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.) Примечание. «К тропарем же канонов слепаго и предпразднства, глаголем стихи песней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-12/

стр. 550 В пояснение того, что праздник Сретения относится к Богородичным праздникам, а не Господским, во второй сноске цитируется место из 8 храмовой главы Типикона, где говорится о Сретении Пресвятой Богородицы. – Цитата эта приведена очень неудачно; едва ли здесь речь идет о празднике Сретения Господня? Положим, что выражение: «Сретение Пресвятой Богородицы» относится к празднику 2 февраля, как же мы будем служить по главе 8-го сентября, если храм Сретения будет в неделю Мытаря и Фарисея? Да и какая нам надобность искать для Сретения Господня, в случае если этому празднику посвящен храм, главу в храмовых главах, если он имеет свои довольно подробные главы? He указывает ли нам эта цитата на праздники 21 мая, 23 июня и 26 августа, и вообще на праздники Богородичные не дванадесятые, в честь которых может быть посвящен храм, когда должно службу отправлять, как правится в Богородичный дванадесятый праздник, напр. 8-го сентября? стр. 557 На этой странице в рубрике «часы в день Благовещения» идет речь о поклонах (должно быть, великих?). – Об этом должно сказать все то, что говорилось, когда речь у нас шла о стр. 345 Пособия». стр. 577 В сноске приведено правило: «если случится Сретение Господне в субботу Мясопустную, – служба субботы переносится на вторник или четверг Мясопустной седмицы» и приведена ссылка на «Тип. 2 февр.». Кто-нибудь может подумать, что и в самом деле в этом случае так в точности нужно поступить, а между тем, в Типиконе сказано: «служба умерших поется, вечер и утро в субботу мимошедшую или четверток мясопустный». стр. 578 Здесь сказано, что «после возгласа иерея: «Сый благословен», вместо пения: " Благочестивейшего, Самодержавнейшего« и проч., читается: «Небесный Царю». – Разве на обыкновенной утрени (не великопостной) после «Сый благословен» следует «Благочестивейшего, Самодержавнейшего?» стр. 599 Здесь сказано, что «праздник Входа Господня в Иерусалим не имеет ни предпразднества, ни попразднества». – Что касается предпразднества, то с этим еще можно согласиться, так как день Лазаревой субботы может рассматриваться, как воспоминание совершенно отдельного события из земной жизни Господа; попразднество же или отдание (автор «Пособия» почти не различает этих названий; о праздн. Рожд. Хр. сказано, что он имеет шесть дней попразднества, Богоявление, – восемь; см. в «Пособии» эти праздники) совершается в нед. Ваий вечером на вечерне (см. аще Благ. случ. в велик. понед.), как это бывает в день храма (Тип., храм. гл. 1-я, 2-е зри) и в 7 нед. по Пасхе (Тип., 7-я нед. по Пасхе веч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 мая 2024 года 8. Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого . Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди, глас 2-й – 3, апостола, глас 1-й 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы рано бывша…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша жены…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Почто мира со слезами…». По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь апостола, глас тот же (единожды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси…» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небесную дверь…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

1. Вторник 2-й седмицы по Пасхе. Радоница. Поминовение усопших. Прор. Иеремии. Поминовение усопших воинов . Прп. Пафнутия Боровского. Прмчч. Афонских Евфимия, Игнатия и Акакия. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость» (службу зри 9 декабря) . Сщмч. Макария, митр. Киевского. Блгв. Тамары, царицы Грузинской. Служба прор. Иеремии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. Примечание. Устав возобновляет с понедельника по Неделе Антипасхи пение литий по усопшим (см. примечание на утрене Антипасхи, а также: Типикон, гл. 49, «Неделя сырная вечера», 3-е «зри»). Очевидно, от этого и происходит нарочитая заупокойная служба сего дня, именуемая в народе Радоницей («радощами» – радостными для усопших днями). Между тем Типикон не дает никаких специальных указаний относительно порядка службы в Радоницу. На службах суточного круга не следует допускать никаких изменений и отступлений от того общего порядка, который дается Уставом. Радоница приходится на период попразднства, поэтому в Радоницу не только на вечерне, утрене и Литургии , но и на повечерии не должно быть ничего специально заупокойного. Сохраняются лишь заупокойные моления на полунощнице. Нарочитое поминовение усопших должно быть ограничено совершением заупокойной литии или панихиды . На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 4-й – 3, и пророка, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Учеником сомнящимся...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «По востании Твоем, Господи...». По Трисвятом – тропарь пророка, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-14/

22. Вторник 5-й седмицы по Пасхе. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского. Прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (службу зри 23 октября) . Служба мч. Василиска не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского, в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 6-я (если накануне совершалась бденная служба в честь Владимирской иконы Божией Матери, то кафизмы нет). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, и мученика, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Егда пришел еси...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 3-й: «Преполовившуся празднику...». По Трисвятом – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь Преполовения, глас 8-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика (общий), глас 4-й: «Мученик Твой, Господи, Василиск...» (см. в Минее общей, гл. 14, л. 80 об.; ср.: Типикон, 2 сентября), «И ныне» тропарь Преполовения, глас 8-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Преполовения 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак мученика, глас 8-й; седален мученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален Преполовения, глас 8-й (см. в среду Преполовения, по 3-й песни канона). По 6-й песни – кондак и икос Преполовения, глас 4-й (см. в среду Преполовения). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Преполовения: «Чашу имеяй...» (см. в среду Преполовения). «Слава, и ныне» – тот же светилен.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-04/

На часах Слава, тропарь: Собезначальное Слово...; кондак – Слепого: Душевными очима... На литургии Златоуста Начало по-пасхальному. После изобразительных псалмов на 3 антифоне – блаженны из канонов песни 3 и 6, обе на 8 (чит. об этом ч. 1, отд. 4, гл. 41). По входе – тропарь: Собезначальное Слово... Слава, кондак Слепого. И ныне – Пасхи: Аще и во гроб... Прокимен Пасхи: Сей день... Аллилуиарий – Пасхи. Апостол и евангелие – дне. Причастен Пасхи. Пс.: Благословлю Господа... Отпуст – «Пасхи со крестом». Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова В этом случае накануне после 9 часа и малой вечерни отправляется всенощное бдение. В состав богослужения входят песнопения: 1) пасхальныя, 2) воскресныя, 3) о Слепом и 4) апостола. Канон предпразднства Вознесения оставляется и поется раньше, во вторник. Устав богослужения см. в мр. гл. Типик., л. 234 на об. Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого В 50 храм. гл. Типикона сказано, что если в отдание Пасхи случится храм святого, то богослужение отправляется так же, как тогда, когда в отдание Пасхи будет Иоанна Богослова. Разница – только в канонах. В день Иоанна Богослова каноны Пасхи без богородичнов с ирмосом на 6, ирмос по 2, апостола на 4 по Слепом на 4, а в день храмового святого Пасхи с ирмосом на 4, ирмос по 2, о Слепом на 4 и храма на 6. Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе Накануне пятка после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней рядовая кафизма. Стихиры на Господи, воззвах, поемыя в праздник, на 10. Слава, и ныне – праздника: Недр Отчих... Входа и паремий нет. Прокимен дне. Дальнейший порядок такой же, какой на вседневной вечерни. Стихиры на стиховне праздника. Тропарь праздника. Отпуст праздничный. На повечерии Поется служба рядового святого. Кондак праздника. На полунощнице Обычная кафизма. По 1 трисвятом – тропарь праздника. По 2 трисвятом – кондак праздника. Молитва: Помяни, Господи..., не читается. На утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Особенности чинопоследования П., прежде всего наличие в чине П. Пс 118, тропарей после него, канона, позволяют сравнивать П. с др. заупокойными службами: утреней заупокойных суббот, чинами погребения. Пс 90 в начале П. позволяет провести параллель с чином повечерия ( Успенский. 1978. С. 26, 37). П. также имеет сходство с последованиями по исходе души от тела (в конце Псалтири или Псалтири следованной в офиц. изданиях РПЦ), с каноном о единоумершем или о неск. умерших (в Псалтири дониконовских и старообрядческих изданий), однако эти последования имеют более простую структуру, в к-рой нет Пс 118 с последующими тропарями, хотя К. Никольский называет «панихидой» последование по исходе души ( Никольский. Пособие. С. 756-757). Обычными днями совершения П. являются: заупокойные субботы (мясопустная, перед Пятидесятницей, 2-4-я субботы Великого поста, Димитриевская), Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), установленные позже дни поминовения усопших (9 мая по н. с., Неделя Новомучеников и исповедников Российских до или после 25 янв. по ст. ст.; в синодальный период, с 1769 - за павших воинов 29 авг. ст. ст.). В совр. практике П. совершается, как правило, после литургии. Нередко встречается более частое совершение П., включая уставную П. в пятницу вечером. Частные П. совершаются над еще не погребенным телом, а также на 3-й, 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти усопшего ( Никольский. Пособие. 1907. С. 756-765). Лит.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 19077; Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения ( γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви//БТ. 1978. Сб. 18. С. 5-117; Афанасий (Сахаров), исп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере великой панихиды). М., 2005. Вып. 1: Великая панихида знам. распева; Вып. 2: Рус. безлинейное многоголосие; Желтов М. С., свящ. Последование заупокойной панихиды в древнерус. Служебниках XIV в.//Смъртта и погребението в юдео-християнската литература/Ред.: Р. Койчева, А. Милтенова. София, 2011. С. 220-231; Печенкин Г. Б. Панихидник певчий. М., 2013.

http://pravenc.ru/text/2578809.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010