Однако в памятниках к-польского кафедрального богослужения IX-XII вв.- Типиконе Великой ц . и др.,- «В.» помещается после песни прор. Анны и занимает в к-польской системе 15 библейских песней 7-е место (см.: Schneider. S. 64). Согласно певч. рукописи нач. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2061), сохранившей распределение антифонов к-польского песненного последования , «В.» вместе с песнью прор. Анны образовывала 7-й рядовой начальный антифон субботней утрени и пелась с припевом (μεγαλυνριον) «Матерь святая чистого Света, ангельскими песньми Тя ублажая, величаем» ( Арранц. Как молились. С. 280). Песнь «В.» (точнее, ее начальные стихи) также использовалась в Типиконе Великой ц. в качестве прокимна на Богородичные праздники : Рождество (8 сент.), Введение во храм (21 нояб.) и Собор Пресв. Богородицы (26 дек.), Сретение Господне (2 февр.; праздник имеет признаки как Господского, так и Богородичного), Положение ризы (2 июля), Успение (15 авг.) и Положение пояса Пресв. Богородицы (31 авг.), в субботу Акафиста, вторник Светлой седмицы, празднование дня освящения построенной патрицием Урбицием ц. Пресв. Богородицы (вечером 1 сент.), а также на литии в день освящения К-поля 11 мая (поскольку К-поль считался городом Божией Матери); стихи «В.» пелись в составе аллилуиария 9-го июля, в среду Светлой седмицы и в понедельник 2-й седмицы по Пасхе ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 225). В древнем (IV-X вв.) кафедральном богослужении Иерусалима, согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, песнь «В.» пели на Благовещение и др. Богородичные праздники ( Tarchniš. Grand Lectionnaire. N 268, 1437). По Студийскому и Иерусалимскому уставам , первый из к-рых получил в IX-XII вв. широкое распространение в визант. монашеской среде, а второй был принят после XII-XIV вв. в правосл. Церкви повсеместно, «В.» входит в структуру канона утрени (он состоит из 9 (или 10) библейских песней), занимая место после песни вавилонских отроков. Чин богослужения с 9 библейскими песнями впервые встречается в описании воскресного всенощного бдения у аввы Нила, жившего на Синае в VII в. (по «Повествованию отцов Иоанна и Софрония», из гл. 23 «Толкований на молитву Господню» прп. Никона Черногорца (XI в.) - см.: Il testo integrale della «Narrazione degli abbati Giovanni e Sofronio» attraverso le «Ερμηνεαι» di Nicone/Ed. A. Longo//RSBN. 1965/1966. Vol. 2/3. P. 251-252). Здесь же упоминается практика петь тропари на песнях вавилонских отроков и «В.» (чего, по мнению аввы Нила, не должно быть в богослужении монахов-отшельников); вероятно, имеется в виду практика пения на этих песнях двупеснцев, аналогичных сохранившемуся в папирусе VII в. (Ryland. Pap. 466).

http://pravenc.ru/text/150153.html

1. Св. Церковь служение двунадесятых праздников Господних до самого их Отдания отличила от рядовых дней особыми праздничными отпустами; но с этим установлением Церкви было бы несогласно оканчивать седмичными отпустами церковные службы до Отдания величайшего праздника св. Пасхи; 2. Церковные службы от недели св. Пасхи до Отдания ее проникнуты духом продолжающегося празднования св. Пасхи, посему не было бы соответствия с чтением и пением этих служб, если бы по окончании их произносить седмичные дневные отпусты. В седмичные дни от недели св. Пасхи до Отдания ее службы совершаются без тех воспоминаний, которые по Октоиху усвояются каждому дню седмицы. Потому на службах седмичных от недели св. Пасхи до Отдания ее воспоминание на отпусте, напр. в понедельник – бесплотных сил, или во вторник – Иоанна Предтечи и т.д., – было бы неуместно (когда в службах церковных о них нет ни слова). Что именно воскресный отпуст должно произносить в простые седмичные дни от недели св. Пасхи до ее Отдания, это можно видеть из следующего указания Типикона: во вторник вечера Отдания св. Пасхи в конце говорится: «ектенья: Помилуй, нас Боже, и обычный отпуст глаголет иерей без креста: Воскресый из мертвых, и святаго дне поминает»; в среду Отдания на утрене – «отпуст без креста», а на литургии «иерей творит отпуст св. Пасхи со крестом». Здесь воскресный отпуст называется обычным и потому предполагается произносимым во все предшествовавшие дни до отдания св. Пасхи, а пасхальный отпуст, как особенный, положен только на литургии в день Отдания св. Пасхи (Рук. д.с.п. 1888, 10; 1894, 17; Цер. Вест. 1895, 50). Недля о ом (2-я по Пасхе). В эту неделю воспоминается явление Господа по воскресении апостолам и осязание язв Его ап. Фомой. Обстоятельства этих событий воспеваются во всех стихирах и тропарях канона в неделю ап. Фомы и в стихирах прочих дней этой седмицы. Явление воскресшего Господа апостолу Фоме и всем единонадесяти избрано по преимуществу в первый воскресный день по неделе Пасхальной, потому что обстоятельства этого явления служат непререкаемым доказательством воскресения Господа из гроба, «яко от чертога, с пречистой Его плотию». Оно уверяет не только верующих и чудящихся от радости всех последователей Господа, а и самих неверующих язычников и врагов Христа Спасителя – иудеев, – уверяет в том, что восставший силой Божества Своего из гроба, Иисусъ Христос, по воскресении имел не мнимую, или призрачную плоть, в форму которой облекаются иногда являющиеся нам бесплотные духи или святые братия небожители, а действительную пречистую плоть, которую Он восприял от утробы Пресвятой Богородицы, с которой пригвожден был ко кресту и на которой остались от того, даже и по воскресении, язвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

3 мая 2022 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим особым днем поминовения усопших, который совершается во вторник второй седмицы после Пасхи. В народе он называется Радоница, и название такое замечательное — от слова «радость». А почему радость? А потому что всякое поминовение усопших, которое идет от сердца, грустью не сопровождается, но сопровождается молитвой о том, чтобы Господь души усопших принял в Небесное Свое Царство. И те, кто перешел порог жизни и смерти, сегодня тоже радуются вместе с нами. Сегодня радуется Церковь земная и Небесная, потому что мы вспоминаем всех православных христиан, от века почивших. Для Бога нет мертвых, для Бога все живы, а это значит, все действительно, реально живы. Просто мы, люди, имеющие тела, живущие на земле, подверженные воздействию физических законов, не можем рационально представить себе, что такое жизнь будущего века, что такое иное бытие. Но о том, что оно существует, нам сказал Сам Бог. Конечно, наша связь с иным миром осуществляется по-разному, но в первую очередь — через молитву о наших родных, близких, тех, с кем мы были связаны и кто переступил порог жизни и смерти раньше нас. О них мы сегодня молимся и просим Воскресшего Спасителя, чтобы Он простил им грехи вольные и невольные и принял их души в Свое Небесное Божественное Царство. Особым образом переживается этот день в Архангельском соборе Кремля. Мы совершаем молитвы, окруженные гробами царей и цариц. Были среди них люди выдающиеся, талантливые, некоторые были людьми средних способностей, но среди них не было ни одного предателя — все служили Родине в меру своих сил. Все, что имели, — отдавали.

http://pravoslavie.ru/145968.html

б) Богослужение накануне понедельника 3, 4, 5 и 6 седмиц по Пасхе (вечерня), в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток 2 и 3 седмиц, в понедельник, вторник, четверток и пяток 4 и 5 седмиц, в понедельник и вторник 6 седмицы Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом Глава 22. О богослужении седмичных дней при двух святых Глава 23. О богослужении седмичных дней при полиелейном святом Глава 24. О богослужении седмичных дней при двух святых, из которых один – поемый на 6, а другой великий с полиелеем Вечернее богослужение начинается 9 часом. Вечернее богослужение начинается 9 часом, после которого поется малая вечерня. Начало его такое: Начало 9 часа такое же, какое показано параллельно сему. Благословен Бог... Аминь. Начало малой вечерни такое: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Христос воскресе... 3. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся... 3. Приидите поклонимся... 3 (впрочем, это обыкновенно опускается). Псалмы и т. д. (Тип., л. 359 на обор.). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... и т.д. На 9 часе – тропари и кондаки по тем указаниям, какие мы делаем ниже, за исключением понедельника, накануне которого они произносятся по уставу воскресного дня. После 9 часа отправляется вседневная вечерня. Великая вечерня После 9 часа повечеру отдельно от утрени отправляется великая вечерня. Всенощное бдение После малой вечерни, отдельно от нее, отправляется всенощное бдение, состоящее, по обычаю, из соединения великой вечерни с утренею. Начало ее такое: Начало ее такое же, какое показано параллельно сему. Начало всенощного бдения такое же, какое показано накануне недели Антипасхи. Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3. Приидите поклонимся... 3. (Это обыкновенно опускают). Пс.: Благослови, душе моя, Господа… и т.д. Обычная кафизма, за исключением вечерни на кануне понедельника и вообще дней, пред которыми было всенощное бдение (см. послед. в среду Преполовения вечера, Тип., л. 368 на об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

В субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста Церковь молится всем святым, прося их о ходатайстве пред Богом за христиан во время поста, и молится о всех усопших христианах. Все время Великого поста есть время преимущественных подвигов покаяния и добрых дел. Мы особенно должны быть в любви и мире со всеми, чтобы обнаружить достойные плоды покаяния. Поэтому Церковь и побуждает нас в эти дни к прилежнейшему молитвенному предстательству об оставлении прегрешений усопших и о вечном упокоении последних со святыми. Во вторник 2-й седмицы по Пасхе не положено особых молитвословий за умерших, но поминовение совершается по благочестивому обычаю, идущему из древности, о чем свидетельствует святитель Амвросий Медиоланский (†397). Основанием для поминовения умерших в этот день послужило разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших с Фомина понедельника. В субботу 7-й седмицы по Пасхе, пред святой Пятидесятницею, совершается поминовение всех усопших христиан в той мысли, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, которое простирается и на живых, и на умерших. Установление поминовения усопших в Троицкую субботу относится к первым временам христианства. Святитель Василий Великий к своим молитвам, читаемым в день Пятидесятницы, присоединил и моление об усопших в вере братиях: «Христе Боже наш… услыши нас, молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и проих сродник по плоти, всех своих в вере, о них же и память творим ныне… Приими убо, Владыко, мольбы и моления наши и упокой… вся прежде почйвшия души… в стране живых, в Царствии Небесном, в раи сладости, вводя вся в святыя Твои обители» (3-я молитва). 29 августа, в день Усекновения честныя главы святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, Русской Церковью установлено в 1769 году совершать поминовение православных воинов, за веру и отечество на брани убиенных. В субботу перед 26 октября, днем памяти святого и славного великомученика Димитрия, мироточца Солунского, совершается поминовение всех православных христиан, в вере и уповании скончавшихся. Это поминовение установлено великим князем Димитрием Донским после Куликовской битвы в 1380 году и первоначально совершалось лишь о воинах, на брани убиенных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В 48 храмовой главе сказано, что если в срок от понедельника Светлой седмицы до 4 недели по Пасхе случится храм святого, то богослужение отправляется так, как оно назначено в Месяцеслове Типикона для дня великомученика Георгия. При этом надобно помнить, что на утрени евангелие читается храмовому святому, хотя бы богослужение совершалось в воскресенье (Тип., послед. нед. Всех святых, последнее зри, л. 381. Припомним также вышесказанное о богослужении храмовому святому в неделю Мытаря и Фарисея). Прим. «Аще случится храм святого» (или святые) «в пяток, или субботу» (Страстной седмицы), «или в самый великий день Пасхи, поем всю службу храма, вечер и утро, на Светлой неделе в понедельник или во вторник» (46 хр. гл., Тип., л. 424). Отдел II. О богослужении воскресных дней периода времени пения Триоди Цветной Главы 7 и 8 Глава 7. О богослужении недели Антипасхи, или 2 по Пасхе, именуемой Новою или Фоминою Глава 8. О богослужении в неделю Антипасхи, если случится великомуч. Георгия Пред всенощным бдением накануне недели Антипасхи, как и всегда, сначала должна быть малая вечерня, предваряемая 9 часом. Порядок богослужения такой же, какой показан в 1 графе; в сей же графе указываются только особенности. На 9-часе, поемом в притворе: Благословен Бог... Аминь. Христос воскресе... 3 (вместо Слава тебе, Боже... Царю небесный...). Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3 (ср. Тип., послед. нед. Антип. вечера, л. 359 на об.). Обычные псалмы и т. д. по Часослову. На 9 часе – тропарь воскресный 8 гл.: С высоты снисшел еси... Кондак: Аще и во гроб... По отпусте 9 часа (ср. 1 гл. Тип., л. 1) и по входе во храм – малая вечерня. На ней: Благословен Бог... Христос воскресе... 3. Пс.: Благослови, душе моя, Господа... И т. д. См. в Типик., гл. 1, л. 1, и послед. нед. Антипасхи, л. 358. На всенощном бдении. Слава святей и единосущней... Аминь. Христос воскресе... 3. (Приидите поклонимся... 3). Пс.: Благослови, душе моя, Господа... с припевом: Благословен еси, Господи…

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Иоакима и Анны. О полных отпустах сказано: в попразднства же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: «силою честного и животворящаго креста», прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга: Послед. утрени, вечерни и полунощницы, изд. в Киево-Печерской лавре., л. 86). В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в Неделю (воскресение), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника. Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1). В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й Седмицы по Пасхе). После отпуста на вечернях: малой, вседневной и великой (не на бдении) поется «Многолетие» (Тип.. гл. 1, 7 и др.), молитва Господу о многолетней жизни Государя Императора и всего царствующего дома, Св. Правит. Синода, местного преосв. митрополита или епископа и всех православных христиан. Повечерие Повечерие (Α=πδειπνο») бывает великое 402 и малое. В составе того и другого повечерия есть различие. Великое повечерие состоит из трех частей. Малое повечерие есть сокращение великого. В малом повечерии нет почти двух частей, находящихся в великом. П О В е Ч е P И Е Великое Отправляется отдельно от утрени: на среду и пяток сырные, Совершается, кроме если в самые эти дни или накануне их во – вторник и седмичных дней четверток, не случится Сретения Господня (2-е февраля) или Великого поста и храмового праздника (храм. глав. 28): в великом посту – на указанных здесь во все те дни, которые следуют за днем поста, а не праздника (на дни года. вторник, среду, четверток, пяток и субботу великой страстной седмицы). В соединении с утреней совершается на праздники: Рождества Христова, Богоявления Господня и день Благовещения, случившиеся в седмичные дни великого поста и не следующие за праздником (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

172 На практике «Сподоби, Господи…» на вседневной вечерне нередко поется на 8-й глас (тропарный), кроме периода Святой Четыредесятницы, когда сами принципы совершения великопостного богослужения требуют непременного чтения данной молитвы. 173 Выбор Богородична во 2-м приложении определяется не только гласом, но и днем седмицы, в который совершается данное богослужение. При этом на «Господи, воззвах...» и на стиховне вечерни на «И ныне» поются Богородичны, обозначенные «в неделю вечера»; «в понедельник вечера» и так далее, а на «Хвалите...» и на стиховне утрени в те же дни поются другие Богородичны, которые обозначены «в понедельник утра», «во вторник утра» и так далее. 174 В некоторые дни после стихир Октоиха перед стихирой «Славы» по Уста­ву поется стихира святого с ее припевом (например, 2 ноября). Подобное добавление стихиры возможно также в случае шестеричного святого и двух святых (например, 11 ноября, 22 января). 175 Успенский Н.Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения (η αγρυπνα) на Православном Востоке и в Русской Церкви. С. 57. 176 Эта особенность характерна только для двунадесятых Богородичных, великих, бденных и полиелейных праздников, а также 1 сентября (новолетие), когда поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Также «Блажен муж…» поется в воскресные дни, но здесь поется вся 1-я кафисма, которая полагается в субботу вечером согласно расписанию (см. Типикон, 17-я глава) и является в данном случае рядовой кафисмой. 177 Однако в некоторые полиелейные праздники (28 сентября, 11 января, 24 февраля и другие), на Господские двунадесятые праздники вечером (когда великая вечерня совершается ради великого прокимена), на Обновление храма Воскресения (13 сентября) и Преполовение Пятидесятницы (среда 4-й седмицы по Пасхе), в Великую Пятницу и все дни Светлой седмицы стихиры на «Господи, воззвах…» на великой вечерне поются на 6. 178 На великой вечерне не бывает паремий в воскресные дни (если не случится святой или праздник, имеющие паремии), на Светлой седмице и в тех случаях, когда великая вечерня совершается ради великого прокимена (на Господские двунадесятые праздники и в недели Великого поста вечером).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Насельницы Знаменского мон-ря. Фотография. Нач. XX в. По завету свт. Тихона Матрона Солнцева ввела правило неусыпного чтения Псалтири весь год, кроме Светлой седмицы, «об упокоении душ всех православных христиан, и наипаче поживших и послуживших во святой обители сей, и о благотворителях» ( Геронтий [Кургановский]. 1895. С. 69). Каждую среду в Е. м. совершался молебен с акафистом перед образом Божией Матери «Знамение» (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 8. Л. 464-465). Прихожане, посещавшие службу по воскресным и праздничным дням, заказывали панихиды, к-рые служились в часовне перед распятием на могиле блж. Мелании. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы с иконой Божией Матери «Живоносный Источник», в день Преполовения Пятидесятницы, в 9-ю пятницу по Пасхе и 1(14) авг. совершались крестные ходы к св. источнику. Во вторник Светлой седмицы был крестный ход с Иверской иконой вокруг Знаменского храма. Во время эпидемии холеры в 1870 г. чудотворный Иверский образ носили по домам. Просветительная и благотворительная деятельность 30 янв. 1890 г. в Е. м. в 2-этажном доме на склоне горы у юж. ворот открылась церковноприходская школа на 100 мест для девочек. Воспитанницы бесплатно обучались грамоте и рукоделию. Учителями Закона Божия были монастырские клирики свящ. Н. И. Невский и диак. В. О. Попов, грамоту и рукоделие преподавали монахини. В годы первой мировой войны Е. м. открыл приют на 20 мест для девочек из семей беженцев. В XIX - нач. XX в. сестры Е. м. слыли самыми искусными кружевницами. В 1879 г. для обучения молодых послушниц в монастыре открылась живописная мастерская. Монастырское кладбище При Знаменской ц., по данным 1789 г., имелось кладбище, располагавшееся на юго-вост. мысе Каменной горы над р. Ельчик. В 1879 г. на пожертвованной Е. м. купцом В. Хренниковым земле (1,2 га) было устроено новое монастырское кладбище. На нем были погребены настоятельницы и сестры, среди к-рых - Елисавета (Холина), Магдалина (Иванова) и затворница Мелания. Вскоре после кончины последней ее могила стала местом паломничества. Сохранились свидетельства о чудесах, совершившихся после молитвенного обращения к блж. Мелании, исцелениях, благодатной помощи от ее портретов. Над могилой затворницы позднее была сооружена чугунная часовня, увенчанная позолоченным крестом. Накануне 1917 г. готовилась канонизация затворницы Мелании. Против главного алтаря Знаменского храма находилась могила мон. Олимпиады (Солнцевой), на левой стороне за алтарем прп. Варлаама Хутынского - игумений Павлины и Клеопатры. Новое монастырское кладбище частично сохранилось до наст. времени. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/189787.html

Б. п. должны сопровождать пение канона только на утрене (а также на полунощнице в пасхальную ночь - Типикон. Т. 2. С. 930), во всех др. случаях - на повечерии, воскресной полунощнице, молебне, панихиде и проч.,- вместо стихов Б. п. к тропарям канона припеваются по уставу припевы молебные . В совр. практике мн. правосл. храмов Б. п. на утрене обычно опускаются и стихословятся только в будние дни Великого поста, а в остальные дни заменяются молебными припевами; в нек-рых местах Б. п. стихословятся и в др. дни года, но подвергаются сокращениям (см., напр., в ст. Афон ); ежедневное уставное стихословие Б. п. практикуется достаточно редко. В 8-й Б. п. вместо «      » последние 2 стиха звучат как: «                    », а после заключительного тропаря прибавляется: «                    ». В отличие от остальных Б. п. эти слова, а также песнь Богородицы на практике сокращению никогда не подвергаются. Прокимны из Б. п. в совр. правосл. богослужении восходят к лекционарной системе К-поля. Прокимен из песни вавилонских отроков («    ») поется в 1-ю неделю (воскресенье) Великого поста (воспоминание победы над иконоборцами и память св. пророков), в 7-ю неделю по Пасхе (память отцов 1-го Вселенского Собора), в неделю после 11 окт. (память отцов 7-го Вселенского Собора), в неделю после 16 июля (память отцов первых 6 Вселенских Соборов), в недели праотцев и отцев перед Рождеством Христовым. Прокимен из песни Пресв. Богородицы («    ») поется на все Богородичные праздники, по средам во весь год (если не случится праздника или попразднства) и во вторник Светлой седмицы (в древности в К-поле в этот день служили литургию в посвященном Пресв. Богородице Влахернском храме); аллилуиарий из этой песни - в среду Светлой седмицы (в древности в К-поле в этот день служили литургию в посвященном Пресв. Богородице храме в Халкопратии). Стихи из песней Захарии и Симеона поются как стихи литургийных аллилуиариев на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) и Сретение Господне (2 февр.) соответственно (Апостол. С. 428-515). Б. п. в богослужении нехалкидонитов после VI в.

http://pravenc.ru/text/149135.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010