Куликовская победа «за Доном» подняла политический престиж Москвы, сделав ее подлинной главой русских княжеств. Эта битва подняла русское национальное самосознание и сама явилась результатом не только экономического и военного роста Руси, но и роста культурного и общенародного. Литературный подъем предшествовал Куликовской победе и продолжался после. Несмотря на то что через два года после Куликовской битвы хан Тохтамыш «изгоном» захватил и разорил Москву, а уплата ордынского «выхода» длилась еще целое столетие, рост национального самосознания не замедлялся. Что же предшествовало в русской культуре главному историческому событию эпохи – Куликовской битве? Прежде всего отметим начавшееся еще с середины XIV века восстановление культурных связей с балканскими странами – с Византией, Болгарией и Сербией в первую очередь. Культурная изоляция Руси, существовавшая более века после нашествия Батыя в результате чужеземного ига, закончила на время свое существование. Русская культура включилась снова в культурное развитие Европы. Страна стала выходить из оцепенения чужеземного ига, когда, по выражению летописца, и «хлеб не шел в рот от страха». Явления письменности и искусства об этом свидетельствуют с достаточной убедительностью. Появились и крупные центры умственного общения – монастыри Афона, Константинополя, Сербии и Болгарии по преимуществу. Возникло единое умственное направление, единое развитие, не отменявшее, конечно, национальных особенностей, а, напротив, способствовавшее развитию отдельных национальных культур. Во второй половине XIV и в начале XV века на Русь переносится огромное количество различных новых переводов, сделанных на славянский литературный язык в Болгарии, Сербии, монастырях Греции, Иерусалима, Синая. Здесь и сочинения отцов церкви в новых переводах, сочинения богословские, церковно-канонические, церковно-служебные и, что для нас самое главное, – произведения литературные. Оригинальные южнославянские произведения (главным образом жития) составляют сравнительно небольшую часть появившихся на Руси памятников письменности. Среди перенесенных к нам из Византии через южнославянское посредство произведений отметим новые переводы или новые редакции старых переводов Четвероевангелия, Апостола, Псалтыри, «Служебных миней», гимнографической литературы, «Песни песней», «Слов» Григория Богослова , «Лествицы» Иоанна Лествичника , «Пандектов» Никона Черногорца, «Вопросов-ответов» Псевдо-Афанасия, «Жития» Антония Великого , «Жития» Варлаама и Иоасафа, «Синайского патерика», «Слова» Мефодия Патарского и других, а также переводы ранее неизвестных в славянской традиции сочинений отцов церкви и византийских мистиков: Василия Великого , Исаака Сирина , Григория Синаита , Григория Паламы , Симеона Нового Богослова , Иоанна Златоуста и т. д. Особое значение имело появление в XIV веке переводов Дионисия Псевдоареопагита – философа и богослова, в сочинениях которого ясно ощущаются элементы античной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Побывавший в 1726 году на Афоне киевский паломник Василий Григорович-Барский застал в Свято-Пантелеимоновом всего четырех монахов — двух русских и двух болгар. Спустя столетие последние насельники оставили Горный Руссик и спустились на побережье, где в течение нескольких десятилетий обустраивали новый, теперешний Свято-Пантелеимонов — самый красивый и величественный на Афоне. Почти два столетия с тех пор минуло, но и сегодня каждый монах назовет имена попечителей и строителей этого монастыря — игумена Савву, князя Скарлата Каллимаха, иеромонаха Аникиту (в миру князь Ширинский-Шихматов), иеромонахов Павла и Арсения. …Вторая половина XIX столетия при царствовавших Александре II, Александре III, а затем и Николае II стала для Русского Афона воистину «золотой». Потекли пожертвования, из казны ежегодно выделялось на афонские нужды по сто тысяч золотых рублей. Хорошим тоном считалось посещение Афона великими князьями — разумеется, с богатыми дарами. В 1902 году закончено было сооружение самого большого на Афоне собора в Андреевском скиту, который по богатству и числу насельников вполне мог войти в число монастырей, когда бы не старинное и неукоснительное правило не переходить за черту имеющихся двадцати. В начале ХХ века только в обители св. Пантелеимона насчитывалось две тысячи монахов да почти две тысячи рабочих, а вместе с Новой Фиваидой, Андреевским и Ильинским скитами, вместе с келиотами (обитатели келий на пять-шесть человек) и пустынниками русских монахов в то время было за пять тысяч — больше, чем всех остальных, вместе взятых. Ну а затем — революция, голгофа Русской Церкви, полностью прерванное с Россией сообщение, забвение и нищета, потерянные все до единого скиты. В 1968-м в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставались восемь насельников. В том году он дважды горел, запустевали огороды и пасеки, омертвевали мастерские. В соборе Покрова Богородицы показали нам совершенно потемневший, «угольный» образ Спаса. Он почернел в неделю в июле 1918 года, в те дни, когда зверски была уничтожена в Екатеринбурге царская семья. Известие об этом злодеянии дошло до Афона позже, а тогда, ничего не понимая и пугаясь, пытались очистить, проявить нерукотворный образ Спасителя на иконе – нет, в безысходной скорби он так и остался навсегда темным.

http://patriarchia.ru/db/text/147603.htm...

Сейчас известны два источника XVI в., в которых Касьян назван родственником основателя Волоколамского Успенского монастыря. В житии преподобного Иосифа Волоцкого, составленном неизвестным, отмечено, что среди единомышленников преподобного, поддерживавших его идею об общежительном уставе в Боровском монастыре, были “сродники” святого: Касьян Младой и Ларион 19 . Это свидетельство подтверждает связь Касьяна с Пафнутьевым-Боровским монастырем, но не проливает света на его деятельность как главы этой обители. Составитель рукописи “Устав Церковный” 20 22 раза ссылается на мнение архимандрита симоновского Касьяна и дважды называет его племянником старца Иосифа 21 . Такое тесное общение двух лиц, стремящихся записать особенности службы в Иосифо-Волоколамском монастыре, так как “…во уставе многыя вещи церковныа неизъявлены быша…” 22 , исключает возможность ошибки. Следовательно, можно с уверенностью говорить, что у преподобного Иосифа, кроме Досифея и Вассиана Топорковых, был еще племянник Касьян, который жил на покое в Иосифо-Волоколамском монастыре и скончался здесь около 1542 г. Бывший симоновский архимандрит не только запомнил, “как старец Иосиф певал”, но и воспринял от него любовь к образу хорошего письма. Он понимал значение живописи Андрея Рублева и взял на себя заботу о поврежденной иконе этого мастера. На вложенном им деисусе “в середках Спасов образ припись московская” 23 , что свидетельствует о поновлении образа. Третьим вкладчиком иконы Андрея Рублева был Алексей Ступишин. Он принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре и в 1540 г. был уже соборным старцем. В 1550 г. Алексея Ступишина поставили архимандритом Симонова монастыря, который он возглавлял до 1556 года 24 . Вклад в Иосифов монастырь, в который входил складень Андрея Рублева, архимандрит Алексей сделал в 1561 г. 25 , но по описям монастырского имущества выявить этот образ не удалось. Трудно принять выводы Н. А. Казаковой о количестве икон Андрея Рублева в Иосифо-Волоколамском монастыре. Следуя за В. Т. Георгиевским, исследовательница считала, что в первой половине XVI в. их было в монастыре девять 26 . Нам представляется важным уточнить это мнение. В описи 1545 г. прославленному иконописцу начала XV в. приписали три Богородичные иконы и загадочный деисус, вложенный архимандритом Касьяном. Если исключить этот деисус, то в монастыре находилось только три иконы Богоматери, написанные Андреем Рублевым, около которых составители описи не отметили имен вкладчиков 27 . Скорее всего эти три иконы были принесены Иосифом Волоцким. Еще раз напомним послание волоколамских иноков старцу Ионе Голове, в котором сказано, что кроме пятнадцати книг игумен Иосиф принес с собой на новое место “…четыре иконы, три Рублева письма Андреева”.

http://pravmir.ru/ikonyi-rubleva-pisma-v...

Сюжет памятной иконы, так называемой Смоленской-Кутузовской, хранящейся в нашем музее, таков. В центре иконы изображен образ Смоленской Божьей Матери, которую держат в руках небесные ангелы, и она как бы парит над Смоленской крепостью. Над изображением иконы — Саваоф в окружении ангелов. Слева и справа от образа изображены святые Смоленские Авраамий и Меркурий — покровители Смоленска. Икона написана маслом на доске, в нижней ее части надпись: “Князю Михаилу Ларионовичу Голенищеву Кутузову Смоленскому и разных орденов кавалеру посвящает город Смоленск…1812 года, ноября 6 дня”. Поэтому в музейной среде она и называется Смоленская-Кутузовская. Мы предполагаем, что эта икона в собрании Ивана Федоровича Паскевича не была случайным предметом. Паскевич был участником Смоленского сражения, более того, его стратегические предложения были учтены военным советом при подготовке и проведении битвы за Смоленск. Сопротивление французам было оказано внутри Смоленской крепости и в городских предместьях. 26-я пехотная дивизия под командованием Паскевича мужественно защищала Королевский бастион Смоленска. Нам известно, что кроме нашей иконы, есть еще два аналогичных списка. Один из них хранится в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве, а второй — в государственном музее-заповеднике в Смоленске. В Государственный исторический музей икона поступила в 1941 году из церкви Покрова Пречистой Богородицы в Филях. На обороте ее имеется поздняя запись: “из ц.Покрова в Филях”. История поступления иконы в Смоленский музей-заповедник неизвестна. На обороте смоленской иконы написано: “от усердия смоленского купечества и мещанства”. Была ли надпись на обороте на иконе, находящейся в нашем музее, судить трудно. Икона реставрировалась в 1968 году. При передаче на временное хранение для проведения реставрации в Государственный художественный музей Белорусской ССР в акте в графе “сохранность” указано: “…на обороте утрачена половинка наклеенной доски”. Что же касается памятной надписи на иконах на лицевой стороне, то у всех известных нам икон она идентична. Смоленская икона, как и гомельская, написана в академической манере. Письмо иконы, которая хранится в ГИМе, по мнению сотрудников этого музея, не академическое, “а, скорее всего, провинциальное”.

http://pravicon.com/image-24027

Здесь, конечно, должен быть стереоскопический подход. Думаю, надо выслушать и детей, и самих родителей, а также принять во внимание показания свидетелей, если таковые имеются, и мнение органов опеки. Но мне кажется, при любом решении нужно исходить прежде всего из заботы о благе детей. Е. Грачева: С какого возраста, например, вы принимаете детей на исповедь? Митрополит Иларион: Мы принимаем на исповедь с семи лет. Хотя в некоторых случаях это может быть чуть раньше или чуть позже. Е. Грачева: На Ваш взгляд, показания семилетнего ребенка органам опеки о том, что ему, например, плохо в этой семье, могут быть достаточным основанием, чтобы забрать его из приемной семьи? Митрополит Иларион: Показания ребенка, безусловно, должны приниматься во внимание, ибо если ребенка изымают из семьи, и он говорит, что ему там плохо и он не хочет туда возвращаться, это очень серьезный симптом. Обычно бывает наоборот: ребенка изымают из семьи, а он просит вернуть его к маме и папе. И это тоже должно служить сигналом — не пустой холодильник и не пятна на блузке девочки, а то, что говорит ребенок, хочет он быть с этими родителями или нет. Если он не хочет, это серьезный показатель, хотя и не единственный для принятия решения, ведь у детей разная психология. Вы сами сказали, что в семье дети разные, некоторые страдают заболеваниями, есть дети с психическими отклонениями. Кроме того, попадая в незнакомую среду, находясь под серьезным психологическим прессингом, дети иногда могут сказать не то, что они думают или чувствуют, а то, что, как им кажется, от них ожидают. Вот это опасно. Е. Грачева: Еще один спорный частный пример судьбы ребенка. Матвей Иванов, месячный младенец, был похищен два с половиной года назад из больницы. Он был отказником, но женщина, которая его похитила, об этом не знала. Спустя два с половиной года полиция находит ребенка, и его забирают. Женщине грозит до 12 лет лишения свободы. На Западе в большинстве стран на этом бы вопрос и закрылся. Но не в нашем случае. На сайте петиций наши сердобольные граждане просят вернуть ребенка именно в ту семью, хотя бы к тому отцу, у которого он воспитывался два с половиной года. На Ваш взгляд, как должны решаться подобные спорные вопросы?

http://pravoslavie.ru/101110.html

335). Только потому, что не было в Академии свободных кафедр, А.А. Спасский не занял тогда же профессорской кафедры, и был определен 19-го июля 1891 года на должность преподавателя философских наук в Подольскую духовную семинарию. В то же время А.А. Спасский состоял преподавателем словесности, истории русской литературы и педагогики в Подольском женском училище духовного ведомства. Молодой препода­ватель семинарии привлечен был и к епархиальной дея­тельности: состоял членом Подольского Епархиального Училищного Совета, временно исполняя должность его каз­начея, принимал участие в устройстве временных педагогических курсов при Подольской духовной семинарии в году, за что получили благодарность Епархиального Училищного Совета. Но Академия отпустила от себя своего талантливого уче­ника всего лишь на два года. Как только в 1893 году освободилась в Академии кафедра новой гражданской истории, Совет Академии в собрании 1-го мая определил пригласить на эту кафедру А.А. Спасского. 17-го августа года А.А. Спасский прочитал две пробные лекции: «Новейшая византология и ее ближайшие результаты» и «О причинах и характере крестовых походов», после чего и был определен исправляющим должность доцента по кафедре новой гражданской истории. Понятно, что эта кафедра не могла вполне удовлетворять того, кто свои инте­ресы сосредоточил на древней церковной истории, а потому —6— и не удивительно, что А.А. Спасский оставался на кафедре новой гражданской истории недолго, всего два с половиной учебных года. За это время была совершенно закончена работа об Аполлинарии и представлена в средине 1895 года в Совет Академии на соискание степени магистра богословия. В новом переработанном виде сочинение полу­чило и иное заглавие: „Историческая судьба сочинений Апол­линария Лаодикийского, с кратким предварительным очерком его жизни». Рецензентами магистерской диссертации А.А. Спасского назначены были проф. А.И. Лебедев и И.Н. Корсунский . В конце того же 1895 года сочинение А.А. Спасского было напечатано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Я недавно заспорил со своим другом Володей Личутиным. Тот утверждал, мол, в России климат такой, а так все хорошо, и бездорожье неизбежно, и ко всему русский человек привыкнет. Только русского человека всё меньше и меньше. Я посоветовал своему другу для сравнения хоть изредка поездить по миру. Не нужны ему столицы, а вот тщательно ухоженные поля, прекрасные дороги от одной деревни до другой, да и сами уютные двухэтажные домики аландских шведов, нам бы явно не помешали. И овечки, пасущиеся чуть ли не на голых скалах, производят радужное впечатление. И ветряные мельницы, дающие электричество, почему-то тоже никак не дойдут до России, где ветров тоже хватает. Тем более, климат одинаковый. Нефти и газа нет, пляжи задействованы разве что на два месяца в году, а живут аландские шведы чуть ли не богаче всех в Европе. Нет, хорошему учиться ни у кого не зазорно. О русских на Аландах осталась самая добрая память. Более столетия Аландские острова были самой крайней западной границей Российской империи. Суровой морозной зимой 1809 года , когда Ботнический залив был скован прочным льдом , во время очередной войны России со Швецией два корпуса генералов Багратиона и Барклая де Толли, вместе с отрядом лихих гусар, которыми командовал генерал-майор Кульнев, захватили принадлежащие в ту пору Швеции Аландские острова. Отличился в тех боях и гусар Денис Давыдов. Всего недели хватило русским войскам, чтобы занять весь архипелаг. Пятого марта 2009 года уже Петр Иванович Багратион докладывал императору Александру Первому: " Войска Вашего Императорского Величества ознаменовали себя неограниченною ревностию и явили пример неутомимости… Преодолели все препоны, самою природою поставленные " . В апреле 1809 года уже расставляли по островам русские гарнизоны. Прошло 200 лет. В апреле 2009 года на морском пароме " Виктория " на главный из шести с половиной тысяч островов Оланд высадилась и наша русская московско-питерско-таллинская команда. Решили отметить юбилей русским Аландам. Но нельзя думать только о хорошем. Особенно на руинах русского Бомарсунда.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Что же сделали с нашей деревней? Ведь не было войны, не прошел над Россией ураган. Мы не хотим видеть, что уже десять лет в России выполняется невиданная, небывалая программа уничтожения сельского хозяйства огромной страны. Когда-нибудь историки будут ломать голову: как такое могло произойти? Ведь все на глазах, при нашем общем попустительстве. Делается черное и явно антинародное дело - а народ равнодушен. Мало кто вообще этим интересуется. Как же сумели отключить у людей здравый смысл, который должен был каждому подать сигнал тревоги? Ведь о собственной шкуре надо было бы подумать, о детях своих. Сколько еще протянут наши крестьяне? Кто станет работать в таких условиях? На чем будут пахать через два-три года? Каков будет урожай без удобрений и без элитных семян? Ведь хозяйства, которые такие семена еще производят, вынуждены отправлять их на мельницу или на корм скоту - крестьяне их покупать не могут. Угробили систему селекционных станций, которой Россия гордилась на весь мир! А что делают с элитным скотом! В ноябре прошлого года я подвез на машине женщину из совхоза. Вот что она рассказала. На весь район в двух совхозах решили сохранить племенное стадо - себе в убыток. Верят люди, что весь этот морок кончится и надо будет поднимать хозяйство, так что-то стараются сберечь на развод. Прекрасные коровы, душа радуется. За ничтожную просрочку платежей, даже по недоразумению, " Мосэнерго " отключило электричество. Всего на два дня. Но за два дня погибла, испортилась половина стада - не смогли люди руками продоить этих коров, хотя всех по домам сзывали. Сейчас, в мае, приехал я снова, увидел знакомого фермера. Спрашиваю, как дела. Все, говорит, забили стадо - из двух с половиной тысяч коров осталось 200. Сломались люди, Чубайс своего добился. И он свою ферму свертывает - раньше он к совхозу жался, комбикорма там брал, горючее. Теперь не потянуть. Народ любит Путина, и есть за что. Он храбро пригрозил чеченским бандитам, он слегка напугал самого Гусинского. Все это хорошо, но за спиной Путина над нашим куском хлеба странные вещи выделывает некто Греф. Так присмотритесь, люди, к его делам, ведь потом поздно будет. Недавно он представил в правительство последний вариант своей программы - до 2010 г. Документ поучительный, его весь надо внимательно читать - и про то, во что нам будет обходиться квартплата, и что хотят сотворить со школой. Но сейчас - о сельском хозяйстве.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200107/08.h...

XVIII век Период с 1701 по 1760 год по праву считается временем расцвета Киево-Могилянской академии. В эти годы академия была наиболее престижным учебным заведением не только на территории Украины, но и во всей Российской империи.  В XVIII веке полный курс обучения в академии составлял, как правило, двенадцать лет и разделялся на восемь классов. Сначала шли четыре грамматических класса: фара, инфима, грамматика и синтаксисма. Здесь ученики должны были основательно изучить церковнославянский, «русский» (так по традиции называли книжный украинский язык того времени, который заметно отличался от языка великорусского), польский, латинский и греческий языки. Далее следовал класс поэтики (пиитики), в котором студенты осваивали искусство составления поэтических произведений. Следующий класс именовался риторикой. Здесь изучали теорию и практику ораторского искусства. Затем — два высших класса: философия и богословие. Философия включала в себя не только логику, диалектику иметафизику, но и естественные науки (физику, математику, астрономию, зоологию). В богословском классе, который поначалу занимал четыре года обучения, а со второй половины XVIII века — три года, изучались догматическое и нравственное богословие, церковная история, герменевтика и пасхалия.  Кроме того, в академии существовали еще и так называемые неординарные (то есть второстепенные) классы. В них изучали оптику, гидростатику, гражданскую и военную архитектуру, механику, географию, новые европейские языки, рисование и ряд других дисциплин. Всего в XVIII веке в Киево-Могилянской академии изучалось около тридцати учебных дисциплин.  Во главе академии стоял ректор, который одновременно являлся и игуменом Киево-Братского монастыря. С 1732 года ректоры носили почетный титул архимандритов. Вторым (после ректора) должностным лицом в академии был префект. Ему поручался непосредственный контроль над учебным процессом и дисциплиной. Учебный год в академии начинался 1 сентября. Ежедневно (кроме воскресных и праздничных дней) во всех классах было по восемь лекций продолжительностью по одному часу. Начинались они в восемь утра и заканчивались в шесть часов вечера. Обеденный перерыв длился два часа.

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

Почему? Потому что, когда ты от многого дал меньшее, то хотя сотворил милостыню, но не такую, какую сотворила вдова. Ибо ты подал не с таким усердием, с каким она; она лишила себя всего, или лучше не лишила, а все себе даровала. Бог обещал царство не за таланты золота, но за чашу холодной воды, за усердие»... (Бес. XV. на посл. Филип.). «Такою благотворительностию», соединенною с живою сердечною сострадательностию к бедствующим, отличались все святые. Вот, например: св Мартин турский (бывши еще воином и в состоянии простого оглашеннаго) однажды разорвал свою хламиду для того, чтобы отдать половину ее бедному, окоченевшему от холода. После этого он видел во сне Иисуса Христа, облеченного в эту половину его хламиды и рассказывающего ангелам, как св. Мартин прикрыл Его этою одеждою. б) Второй достоподражаемый пример истинно христианской жизни, который подает нам с высоты царского престола благочестивейшая Государыня Императрица, есть пример глубокого уважения Ею Богом установленных законов семейной жизни , освященной в таинстве брака, который по взаимной любви, святости и нравственной чистоте царственной Четы напоминает собою как бы образ таинственного союза Христа с церковию. Прошло более 25 лет с тех пор, как царственная Чета являла нам пример истинно-христианской семьи. Русский народ, с глубокою отрадою, видел в любимом, ныне в Бозе уже почившем, Царе первейшего Семьянина русской земли, совершеннейшего Отца семьи, примерного Супруга и добраго, истинно-русского Хозяина в доме своем, а в безгранично-любимой Царице дивно-прекрасную Супругу, Мать и Хозяйку, он не мог достаточно нарадоваться Их семейному счастию, высоко-нравственному духу Их Царственных Детей, их заботливому, истинно-христианскому воспитанию и, наконец, всему столь полному, столь счастливому благоустройству в Царственной Семье. Все мы видим в этой Благословенной Семье осуществленными лучшие заветы и предания русской семейной жизни, которыми жив и крепок наш народ, которые записаны в наших заветных семейных поучениях, начиная с «Поучения детям» Владимира Мономаха ... Высокопоучительный образец чистоты семейной жизни царственной Четы, который с высоты царского престола светил столько лет своим живительным, высоко-назидательным светом многим миллионам подданных, есть лучшая проповедь против того нехристианского взгляда на брак, который в наше время некоторыми проповедуется, и что еще гибельнее – многими воспринимается ко вреду собственной личной жизни и к разложению общественной. В чем же тайна такой жизни, другими словами: какие условия нужно выполнить для того, чтобы пользоваться таким дивным согласием в семейной жизни? Укажем два из этих условий, которые чаще всего нарушаются в наше время. аа) Первая причина семейного несогласия между супругами , производящая тысяча бедствий как для них, так и для их детей, есть та, что в наши дни, дни погони за материальными выгодами и чувственными удовольствиями, заключают весьма много браков по рассчету.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010