- В Беларуси сейчас большой интерес к вам. Пишут, что у вас есть белорусские корни, хотя вы никогда не жили тут. - Нет. Я русский, но родился в Казахстане. Поскольку моих родителей - и маму и папу - еще в юношеском возрасте сослали туда. Папу сослали, поскольку его отец был священником. Моего дедушку сослали в Сибирь, как в народе говорят, дрова пилить. Десять лет пробыл в лагерях, а потом вернулся уже слепой. А маму сослали с ее родителями как кулаков в Казахстан. Поэтому я родился в Казахстане. В Казахстане я прожил только до армии. В армии меня направили в Германию - два года служил. Потом вернулся, побыл еще год, затем поступил в семинарию в 1973 году. После семинарии - академия. Потом год в аспирантуре. Потом семь лет в Израиле, три с половиной года - в Печорах Псковских наместником, затем служил в Америке, Канаде, Мексике, Австрии, Венгрии. И десять с половиной лет - больше всего - в Рязани. - Служить в Беларуси после Филарета будет сложно? - Вы правильно сказали о таком важном аспекте - о личности и авторитете Владыки митрополита Филарета, который 35 лет служил в Беларуси. Он очень уважаемый. Я под его руководством нес послушание в Иерусалиме, когда он был председателем отдела внешнецерковных связей. Я тогда с ним очень часто общался. Поэтому для меня это авторитетнейший человек, я его очень уважаю и люблю. Мне после него будет в Беларуси очень тяжело. По сравнению с Филаретом я неопытный человек, неграмотный и молодой. А он действительно маститый архипастырь. Будем надеяться на снисхождение верующих людей, на их снисходительность, на то, что они потерпят мои немощь и слабость. Потерпят и помолятся. ИНТЕРВЬЮ В ТЕМУ Митрополит Филарет: «У церкви нет стремления стать государственной!» В 2003 году Владыка Филарет дал эксклюзивное интервью журналисту «Комсомольской правды» в Белоруссии» Анне Ляшкевич. Сейчас, когда он покинул пост главы Белорусской Православной церкви, мы вспоминаем эту интересную беседу/ - В соседней Польше в свое время католическая церковь вместе с профсоюзом " Солидарность " возглавила борьбу за перемены, и поляки многого добились на пути реформ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

В августе 1918 года советская власть закрыла семинарию, реквизировала все ее имущество, уничтожила богатейшую библиотеку. Духовенство, преподаватели и воспитанники расформированной семинарии были подвергнуты преследованиям и репрессиям. Последним ректором семинарии был архимандрит Серафим (Соболев), впоследствии в архиерейском сане возглавивший учрежденную для русских эмигрантов в Болгарии епархию с титулом «епископ Богучарский» (по названию города в Воронежской области). В 1934 году владыка Серафим возведен в сан архиепископа. Скончался 26 февраля 1950 года в Софии, похоронен в крипте русской церкви свт. Николая Чудотворца. Еще при жизни считался старцем и прозорливцем; после кончины, по молитвам к нему, стали совершаться многочисленные чудеса. С 1936 года в Воронежской епархии не было правящего архиерея. Если в середине 30-х гг. в епархии действовали около 200 приходов, то к 1 января 1939 года — 16 храмов (три из них — в Воронеже), в июне 1941 года всего два храма (в сел. Терновом Острогожского района и в сел. Лесное Уколово (ныне в Белгородской области). За отсутствием архиерея приходы подчинялись непосредственно Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию . В первой половине 1943 года, после полного освобождения Воронежской области от фашистских захватчиков, началось восстановление канонического церковного устройства: под началом временно управлявшего епархией епископа Курского и Белгородского Питирима (Свиридова) в некоторых приходах возобновляются богослужения. Март 1944 года можно считать временем начала возрождения Воронежской епархии, куда прибыл правящий архиерей Иона (Орлов). Кафедра епископа была размещена при Никольском храме, который временно стал кафедральным собором епархии. В послевоенный период церковная жизнь в некоторой степени была восстановлена. Ревностно потрудился на благо Церкви в это время митрополит Иосиф (Орехов), управлявший епархией в 1945-1961 гг. В 1964 году, по личной инициативе сотрудников городского краеведческого музея, епископу Воронежскому Владимиру (Котлярову) были неофициально переданы мощи святителя Митрофана. Втайне от духовенства и народа они почивали в архиерейском домовом храме до дня их торжественного перенесения в Покровский кафедральный собор в 1989 году.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

К тому времени в Москве уже разыгрались драматичные события, отразившиеся на судьбе Филей и местной Покровской церкви. В мае 1682 года по наущению Милославских вспыхнул стрелецкий бунт против Нарышкиных: два боярских клана, родственных двум женам Алексея Михайловича, боролись за власть и за влияние на престол, решая, кто будет править – Иван Алексеевич, наследник от первой жены царя, или Петр, сын Нарышкиной. 27 апреля 1682 года внезапно умер 21-летний царь Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича и Марии Милославской. Сразу же по Москве поползли слухи, что государя извели Нарышкины, дабы заполучить власть. Особенно эти слухи усугубило странное обстоятельство, что в самый день смерти царя братья Нарышкины, в том числе и Лев Кириллович, были пожалованы в спальники, то есть получили близкий доступ к государю. Все это взволновало народ и стрелецкое войско. А уже 15 мая был запущен новый слух, будто Нарышкины задушили царевича Ивана Алексеевича, чтобы престол окончательно достался Петру. И тогда царица Наталья Кирилловна вышла к волновавшимся стрельцам на Красное крыльцо вместе с малолетними царевичами Петром и Иваном. Стрельцы пришли в замешательство, но все равно потребовали выдать «изменников» Нарышкиных. Один боярин гневно крикнул на них, чтобы они разошлись, и те взбунтовались. Два брата царицы Наталии Кирилловны были убиты стрельцами, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного. По другой версии, отрок заперся в какой-то комнате, где была икона Спаса Нерукотворного; пав на колени, он молился Господу о спасении жизни и дал обет: если останется жив, построит храм в честь этой иконы. Лев Нарышкин уцелел и начал постепенно восходить в приближенные Петра: уже в 1688 году 20-летний юноша был пожалован в бояре. В июне 1689 года Петр подарил ему филевскую вотчину с деревнями, а после окончательной победы над Софьей, одержанной в августе того же года, назначил его главой Посольского приказа. Боярин сразу же приступил к исполнению своего обета, и вскоре в Филях появилась новая церковь…

http://pravoslavie.ru/597.html

Надо сказать, что молитва была главным занятием членов братства Старца. Ей посвящалось самое плодотворное время суток – первые ночные часы. Режим на келии был построен таким образом: все работы бытового плана производились с утра до полудня. Потом служили вечерню по келиям. Каждый совершал ее самостоятельно по четкам. К этому добавлялось немного духовного чтения. Затем собирались на обед, или, как пишет отец Иосиф, скорее, на ужин. Взяв благословение у Старца, все расходились по келиям для сна, так как предстояла ночь молитвы. Таким образом, братия ложилась отдыхать еще днем, во второй его половине. Незадолго до захода солнца они вставали, приготовляли то, что требовалось на следующий день, и снова расходились по келиям для бдения до полуночи. Здесь, впрочем, необходимо сделать одну оговорку. На Афоне время отсчитывают по византийской традиции. Эта система очень удобна для монахов. А состоит она в следующем. Прежде всего сутки начинаются с вечера. Это библейская традиция, которая утвердилась в христианской Церкви . Сутки делятся на две равные части: ночь и день. Сутки начинаются ночью, то есть с захода солнца, а заканчиваются днем, то есть тоже заходом солнца. Заход солнца является отправной точкой для исчисления времени. Прошло два часа после захода солнца? Значит, сейчас два часа ночи. Независимо от времени года и астрономической долготы дня и ночи, день и ночь, как считается по этой системе, имеют двенадцать часов. К примеру, летом солнце по византийскому времени может вставать в восемь часов ночи, то есть через восемь часов после своего захода. А зимой – в два часа дня, то есть через четырнадцать часов после захода. Устав братства старца Иосифа был очень строгим. По свидетельству учеников Старца, Великим постом с понедельника по пятницу на келии устанавливалось правило молчания. Никто не имел права разговаривать, а нужное объяснялось знаками. Даже когда Старец посылал братий за послушание сходить по какой-либо нужде в монастырь или скит, то и там им не разрешалось промолвить даже слова.

http://lib.cerkov.ru/authors/162

Существующая обвшивка стен относится, скорее всего, к середине - второй половине XIX века. Первоначально она была окрашена в красно-коричневый цвет. Однако под ней на северной стене были обнаружены остатки более ранней обшивки. Судя по состоянию поверхности брёвен, она была сделана сразу при строительстве. Обшивка была сделана прямо по срубу по тонким вертикальным доскам, врезанным в брёвна. В старинных порядных грамотах на строительство деревянных зданий встречается выражение " рубить взакрой " , то есть сразу под обшивку. Именно так была построена и Казанская церковь. Обшивка середины XVIII века сама по себе является уникальной находкой, но самым необычным является то, что она была раскрашена " под кирпич " . На красно-коричневом фоне грубо нарисованы белые швы. Существующие большие окна растесаны ы XIX веке. Первоначальные небольшие окна сохранились во втором снизу ряду в основном храмовом срубе. Они имеют непривычные конструкции обрамления. Толстые бруски были соединены под прямым углом, тогда как на Русском Севере типичным было соединение оконных брусков под косым углом. Снаружи бруски, обрамляющие окна, были раскрашены под мрамор. Подобное декоративное оформление деревянного храма в совокупности с раскраской обшивки выявлено впервые. Крыша трапезной также перестраивалась. Первоначально стены трапезной были на два венца ниже, чем сейчас. Об этом свидетельствуют следы на западной стене храма на чердаке. Первоначальная крыша была деревянная. Помещение трапезной перекрыто продольными балками, поверх которых раньше лежал потолок из половин брёвен. Штукатурка стен поднимается чуть выше уровня потолка, что подтверждает вывод о её раннем появлении. С западной стороны к трапезной снаружи примыкала галерея. От неё сохранились следы врубки балок и след пристенной скамьи. Таким образом, вырисовывается первоначальный архитектурный облик церкви. Перед нами открывается совершенно необычный облик деревянного храма, повторяющего формы и обработку фасадов каменных церквей конца XVII века в стиле барокко. Характерные примеры подобных храмов в Москве - Богоявленская церковь 1692 года в Богоявленском переулке, Троицкая церковь 1696 года в Троицкой слободе. Аналогичные церкви строились и несколько позже. Некоторые из них мы находим сравнительно недалеко от Луховиц. Это Преображенская церковь 1709 года в деревне Спас-Дощатый, Преображенская церковь в деревне Струпна начала XVIII века. Есть и деревянные аналоги, которые раньше, видимо, были широко распространены в центральных русских областях. Это утраченная Георгиевская церковь 1778 года в деревне Веретьево Талдомского округа, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 1782 года в деревне Рудня-Никитское Орехово-Зуевский округ. Все эти храмы зафиксированы с позднейшими наслоениями - в обшивке с металлическими кровлями, с перестроенными главками. Первоначальный облик этих церквей недостаточно изучен, но велика вероятность, что они были похожими на церковь в Сушково.

http://sobory.ru/article/?object=03256

Скончался 11 октября 1841 года; всего жития его было 72 года. Памятник сей воздвигнули усердие и любовь к нему. Под другим памятником похоронено тело духовного сына старца о. Леонида, благодетеля Оптиной Пустыни, Л. И. Желябужского. На его памятнике следующие надписи: 1) Он уснул сном смерти до будущего воскресения: ибо смерть спокойный сон. 2) Под сим памятником погребено тело почившего о Господе Болховского помещика Алексея Ивановича Желябужского, пожившего в сей обители с 1836 года и принявшего на себя монашеский образ с тем же именем. Скончался месяца июля 11 дня 1841 года. Всего жития его было 71 год. 3) Оставив по себе благую память в сей обители, созданием придела во имя Николая Чудотворца, и прочим благотворением обители и бедным, требовавшим его помощи, а паче в сердцах детей своих, незабвенной памяти его к ним любви и о них попечения. 4) Памятник сей воздвигнут усердием и любовью супруги его, детей и внуков: г-д Желябужских. Барышниковых и Апухтиных. 5) «Приими, Господи, дух мой, пришедшего в единонадесятый час поработать в вертограде твоем, и не лиши меня мзды потрудившихся от первого часа дня». Рядом с памятником о. Леонида, над могилой его ученика и духовного друга, старца, иеросхимонаха Макария, почившего о Господе 7-го сентября 1860 года 47 , воздвигнут чугунный памятник, в виде часовни, осененной шестиконечным позлащенным крестом. Часовня эта окрашена под цвет каррарского мрамора, а крыша из листового железа, под бирюзовый цвет. На северной и южной стороне по два окна с чугунными золоченными отвне решетками. С западной стороны – дверь, до половины светлая; вместо переплета, крест с сиянием, чугунный, позлащенный: а просвет, подобно окнам, защищен чугунной же, позлащенной решеткой. При входе в часовню, на мраморных деках, иконы: с правой стороны преп. Макария Египетского , а с левой – благоверного князя Михаила Тверского, в память коего, почивший старец, в святом крещении наречен был Михаилом. Над дверьми же, в полукружии, изображены апокалипсические слова: «блажени мертвии умирающия о Господе отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» ( Откр. 14:13 ). Внутри часовни – чугунная гробница, на крыше которой – изображение св. креста и следующая надпись: «Отцы и братие, и все знаемые, зряще мой гроб, поливайте мою любовь, и молитесь о мне ко Господу, да купно обрящем милость Божию». Конечно, никто не прочитывал без сердечного умиления слова: «зряще мой гроб, поминайте мою любовь», прежде других, бросающиеся в глаза при взгляде на гробницу и как нельзя лучше выражающие то настроение, с которым каждый вступает в эту часовенку. Внизу гробницы сделаны отверстия, через которые желающие берут себе на благословение песок, покрывающий погребальный склеп. Внутренность часовни украшена живописным Распятием и иконами Владимирской Божией Матери и преподобного Макария Египетского , в киотах. Перед иконами, среди часовенки, висит лампадка. В простенке на западной стороне помещен литографированный портрет старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Церковь Кирилла была впервые возведена в 1585-1587 годах, уже после того, как в монастыре было поставлено семь других каменных церквей. Известен горький упрек, высказанный Иваном Грозным в послании 1573 года кирилловскому игумену Косме с братией: " А вы се над Воротынским церковь есть поставили! Ино над Воротынским церковь, а над чюдотворцом нет, Воротынский в церкви, а чудотворец за церковью " . Однако и после получения послания кирилловские старцы не спешили со строительством каменного храма и заложили его спустя двенадцать лет, уже после смерти Грозного. Может показаться, что к могиле преподобного было проявлено более чем странное небрежение. Но так ли это в действительности? Прежде всего отметим, что могила святого отнюдь не была заброшенной. Уже в середине XV века над ней была установлена рака. К 1515-1520 годам относится рассказ одного из иноков Иосифо-Волоколамского монастыря о том, как он " прииде в гробницу святого великаго чюдотворца Кирилла, идеже лежит честное и святое тело его " . Речевой оборот " в гробницу " , а не " к гробнице " означает, что речь идет о каком-то замкнутом помещении, где стояла рака и где над гробом святого могли читаться молитвы. Что это было за сооружение - неизвестно. Наиболее близкую аналогию ему можно увидеть в каменной палатке (скорее всего, предназначенной для раки), примыкавшей к южному фасаду Спасского собора Воротынского монастыря, остатки которой недавно были раскопаны Л. А. Беляевым. Палатка была выстроена вместе с собором, который обычно датируется второй половиной либо концом XVI века. Свидетельство о гробнице Кирилла в любом случае значительно более раннее и отстоит от времени строительства каменного Успенского собора всего на два десятилетия. Не исключено, что она была возведена вместе с собором. Необходимо также учесть, что придельные храмы над гробом местных святых появляются в больших общежительных монастырях относительно поздно, и Никоновский придел Троице-Сергиева монастыря 1548 года, вероятно, можно считать в этой серии первым. Следовательно, устройство " гробницы " над могилой Кирилла вполне отвечало представлениям своего времени о том, как следует чтить память основателя монастыря. К тому же храм, посвященный преподобному Кириллу, существовал в монастыре уже с 1534 года, только размещался он не над его могилой, а в другом месте, входя в объем церкви Иоанна Предтечи как ее придел. Место это не было случайным, так как Ивановская церковь поставлена рядом с деревянной часовней Кирилла, там, где было его " первое прихождение " . Таким образом, память Кирилла и его могила отнюдь не были в монастыре в небрежении.

http://sobory.ru/article/?object=05138

13 октября, пополудни в третьем часу, скончался послушник Алексей Иванов, страдавший с 1 августа жестокой болезнью от ушиба, полученного им при падении с дерева. Все время, более семнадцати лет, он трудился в послушании при монастырской рыбной ловле, в простоте сердца. Грамоте не учен; послушлив и уступчив всякому. Промучившись в жестоких страданиях с 1 августа по 13 октября, живой мертвец, он питался только теплотою или жидким киселем, а за 8 дней до смерти он и того не мог принимать в пищу. Часто приобщался Святых Таин, был соборован св. елеем и терпел свои страдания благодушно, с самоукорением. 12 октября он крайне изнемог и пополудни приобщился Св. Таин. В ночь с 11-го на 12е, часу в двенадцатом, он тихо подозвал к себе больничного послушника Иону и прошептал в восторге: — Смотри-ка, брат, вон пришли три Ангела! Какие хорошие! Ах, как мне весело и радостно, что они пришли! Через несколько минут он опять подозвал Иону, охватил его руками и опять в восторге шептал ему: — Смотри-ка, смотри-ка, брат, вон идут два митрополита! — Как их звать? — спросил Иона. — Не знаю, брат, как звать-то! — отвечал больной в восхищении. 13 октября, во время ранней Литургии, Алексей причастился еще раз Св. Таин, а в 3м часу пополудни скончался тихо, в надежде Божией милости за претерпение болезни. От роду ему было около 40 лет; росту среднего; светло-русый. Погребен 15-го, в понедельник. 25 октября Отправлен из монастыря указом по назначению в Харьков, к начальнику тамошней губернии, бывший иеромонах Греко-униатского обряда, Флавиан Лисовский. К нам в монастырь был прислан по распоряжению Св. Синода 12 июля 1842 года из Загоровского монастыря Волынской епархии для продолжения увещания к рассеянию его заблуждений и возвращению в Православие. Прожив в монастыре нашем три года и два с половиной месяца, Флавиан Лисовский оказывал наружное повиновение настоятелю; к братии относился услужливо, оказывал ревность во внешних добродетелях, твердость, но только не в унии, а в католичестве; приверженность же свою к папе римскому он доводил до обожания. При увещаниях он говорил, что готов был бы присоединиться к Православию, но боится трех страшных присяг, данных им папе. По делам же Лисовского впоследствии обнаружилось одно притворство и иезуитские приемы привлечь кого-либо к своему католическому мудрованию. Флавиан более всего старался обольстить кого-либо из простодушных и немощных, но Человеколюбивый Господь покрывал их Своею благодатию.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Однажды, в начале зимы 1850 года, вечером я сидел у Марьи Григорьевны. Приходит человек и зовет меня от имени Павла Матвеевича, которого я еще не видывал. Я пришел к нему: комната была довольно просторная о двух окнах, вся мебель красного дерева, кровать также красного дерева с высокими щитками; кроме того, была еще конторка и шкаф, стол и два или три стула. Я нашел Александрова сидящим в кресле (старинное белое с золотом, что ныне в настоятельских кельях на Угреше), и в этом кресле он сидел более 17 лет. Ему было тогда около 60 лет: роста он был среднего, весьма полный, лицо имел белое и круглое, брови нависшие, волос на голове очень мало. Более десяти лет уже находился он в совершенном расслаблении; однако сначала его еще водили в обеденное время к столу, но впоследствии и это сделалось для него тягостным. Несмотря на таковое свое состояние, он ездил два раза ежегодно в Брынь Калужской губернии, Мещовского уезда, где в поместьях Александра Андреевича Рябинина он имел суконную фабрику. Сукно у него вырабатывалось исключительно для Китая, а в Москве поступал в продажу один только брак. Количество сукна, ежегодно отправляемого им в Китай, простиралось до 20 тысяч половинок, что составляло почти треть всего вывоза из России в Китайскую Империю. Александров не раз испытывал превратности в своих торговых оборотах, но силой воли и деятельностью своего природного и обширного ума он умел выходить из самых затруднительных и стесненных обстоятельств. Говоря о Павле Матвеевиче, нельзя не упомянуть об его матери, которая была тоже весьма умная и деятельная женщина. Ее звали Параскева Федоровна. Овдовевши и оставшись с малолетним сыном, она вела торговлю красным товаром. В то время была в большом ходу торговля через разносчиков, ходивших по домам и ездивших по городам и ярмаркам, называвшихся ходебщиками. По обширности своих торговых оборотов она держала таковых до 70 человек. Она погребена в Москве на Дорогомиловском кладбище, и на помин ее души Павел Матвеевич впоследствии времени воздвиг там на свое иждивение каменный храм с колокольней и колоколами. Мая 1-го, 1850 года, совершили закладку храма преподобной Марии Египетской, в течение лета выстроили вчерне и к декабрю покрыли. Декабря 1 приехал Павел Матвеевич в Угрешский монастырь в первый раз, осмотрел церковь и остался всем доволен, и тут же в церкви сказал жене: «Ну, благодарю тебя, друг мой: ты сделала свое дело, а теперь уж позволь распорядиться и мне самому!» И с этого дня он стал благодетельствовать нашей обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Отец Иаков организует для студентов поездки в Китай и Японию (там он познакомился со святым равноапостольным Николаем Японским ). Семинаристы изучают маньчжурский и японский языки, ведут путевые заметки, занимаются миссионерской деятельностью… Сам архимандрит Иаков ни на год не прекращает учиться: в 1872 году он защитил магистерскую диссертацию в Петербургской духовной академии: «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление». Когда в 1878 году отца Иакова переводят в старейшую на Урале семинарию – Пермскую, благовещенские студенты провожают его со слезами. Епископ Якутский и Вилюйский 16 декабря 1883 года определением Священного Синода архимандрит Иаков (Домский) был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 8 января 1884 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась архиерейская хиротония. Через два месяца владыка прибыл в Якутск. За пять лет пребывания в Якутии этот немолодой уже человек сделал колоссально много. На момент вступления владыки Иакова на кафедру в Якутской епархии существовало совсем немного учебных заведений: несколько народных школ Министерства народного просвещения и Якутская прогимназия. Трудившиеся в них народные учителя сами не могли похвастаться высоким уровнем образования. Обычно просвещением паствы занималось духовенство – и в Якутской епархии служили примерно сто священников. Но дорога отнимала слишком много времени, и отдаленные приходы удавалось посетить всего один или два раза в год – да и то лишь для совершения богослужений. Епископ Иаков сам проводил беседы среди населения. Все пять лет своего служения он ежегодно объезжал епархию и таким образом преодолел более девяти с половиной тысяч километров! В самом начале своего святительства епископ Иаков вновь переводит в Якутск семинарию. В 1885 году открывается миссионерская школа, в 1888 – епархиальное женское училище. За пять лет образовывается восемнадцать церковно-приходских школ. В 1886 году в Якутске по благословению епископа Иакова открывается первая на территории Якутии бесплатная публичная библиотека. Библиотечные работники с любовью хранят память об архипастыре: 27 мая, в свой профессиональный праздник, с которым совпала дата блаженной кончины епископа Иакова, они приходят в Никольский храм помолиться о его упокоении. «Якутские епархиальные ведомости»

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010