С. Васильев пишет: «Основание его относится к 1190-му году и даже ранее. По крайней мере его почитают древнейшим монастырем в двинских странах. История существования неизвестна». Скорей всего права В. Шильниковская, которая пишет: «Дата основания монастыря теряется в глубокой древности, а «летопись Великоустюжская» по этому поводу сообщает, что «…в которые лета построися о том подлинного летописания обресть не возмогохом». Некоторые исследователи считают, что Троице – Гледенский монастырь был оплотом христианства в этом районе и даже предшествовал Михайло-Архангельскому монастырю. Однако это предположение вызывает большие сомнения, так очень трудно представить себе, чтобы самая ранняя христианская «пустынь» возникла у стен чудского языческого Гледена, в то время как вблизи на противоположном берегу уже существовал основанный русскими Устюг. Поэтому правильнее предполагать, что первым по времени своего основания здесь был Михайло-Архангельский монастырь, построенный под защитой устюжских укреплений (1212 г.), а уже вслед за ним, …возникали другие монастыри. В числе которых одним из ранних был и Троице-Гледенский, таким образом, дату основания комплекса ориентировочно можно отнести ко второй половине XIII в.». Монастырь в первой половине XVII века был еще деревянным. Он имел два храма — соборную церковь Троицы и теплый храм Успения, а также ряд келий и ограду, выгоревшие в пожаре 1617 года. За монастырем на берегу реки Юга тогда еще сохранялась «половина осыпи старого городища Устюжского», то есть часть земляного вала древней Гледенской крепости. Противоречий не существует в отношении даты возведение основных каменных сооружений Троице-Гледенского монастыря, остатки которого дошли до нас, все авторы сходятся в том, что строительство было начато в 1656 году, а завершилось в 1659 году. В 1841 году Троице-Гледенский монастырь был упразднен и приписан к Михайло – Архангельскому монастырю. С этого момента строительные работы были прекращены. В 1912 году, после долгих лет запустения, вновь открыт в качестве женской обители.

http://sobory.ru/article/?object=00245

Традиционно подготовка к крещению занимала два-три года. Конечно, многое было индивидуально и зависело от конкретных обстоятельств, но, как правило, людей крестили в Страстную субботу, так как крещение осмыслялось как духовная смерть для прежней греховной жизни и воскресение для новой жизни со Христом. Однако чем ближе было крещение, тем более напряженной была подготовка, которая, кроме всего прочего, предполагала молитву и воздержание. В итоге один из наиболее напряженных этапов подготовки стал тем, что мы называем сегодня Великим постом. В то же время в нашем восприятии поста есть определенные лакуны, которые значительно его обедняют. Дело в том, что первоначально пост включал в себя подготовку не только аскетическую и духовную, но интеллектуальную и нравственную. Человек, который входил в Церковь, должен был получить новую систему нравственных координат, новое понимание жизни и смерти, добродетелей и пороков. И если истины веры преподавались через призму книги Бытия, то для осмысления нравственных проблем христианские учителя выбрали именно Книгу Притчей Соломоновых. Почему нарочитое изучение христианской этики постепенно прекратилось? Дело в том, что повсеместное распространение христианства привело к тому, что библейское мировоззрение легло в основу законодательства многих стран Востока и Запада. Люди учились читать и писать по книгам Священного Писания, а отдельные фразы становились пословицами и крылатыми выражениями. В некоторых государствах законы практически совпадали с канонами Церкви. Впрочем, в XX веке, особенно во второй его половине, многое изменилось. Суть этих изменений не столько в том, что из нравственной сферы постепенно стали вытесняться те или иные нормы, сколько в том, что само понятие нормы стало восприниматься как относительное и изменчивое. На наших глазах представления о добре и зле в некоторых сферах стали меняться до неузнаваемости. Библейское учение о семье, браке, рождении детей, казавшееся незыблемым, многим нашим современникам представляется пережитком прошлого.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-pritchej-...

«Управлявший в то время нашей епархией митрополит Герман (Тимофеев) благословил проведение крестных ходов через весь город — с площади Павших Борцов к Мамаеву кургану. Постепенно по пути в людскую реку крестоходцев вливались верующие, желающие почтить память отдавших свои жизни солдат, — вспоминает отец Георгий. — И властям стало очевидно: необходимость православного храма в этом сакральном для России месте — не блажь какой-то инициативной группы, это насущная потребность большинства горожан». Построенный за четыре с половиной года по проекту известного волгоградского архитектора Юрия Коссовича, 38-метровый храм органично вписался в ландшафт всемирно известной возвышенности. Это территория государственного музея-заповедника, от которого до жилых массивов довольно далеко. Тем не менее все полтора десятка лет приход живет насыщенной жизнью. «Люди у нас со всего города. Часто говорят, что в России нет семьи, которой не коснулась бы война, но в отношении волгоградцев эта фраза имеет буквальное значение: здесь погибшие есть в роду у каждого коренного горожанина, — говорит отец Георгий. — У меня, к примеру, с войны не вернулось пятеро родственников, в том числе отец и два родных дяди. Один удостоен ордена Славы III степени, другой — ордена Красной Звезды. Поэтому к Мамаеву кургану наши земляки относятся как к святыне. Да и для всякого православного верующего естественно помолиться под сенью храма». Главной своей задачей настоятель видит воспитание молодого поколения будущих воинов в патриотическом духе. Будучи заведующим епархиальным Отделом армейского и полицейского душепопечения, отец Георгий развернул масштабное сотрудничество и с частями волгоградского гарнизона. «Всем заместителям командиров по военно-политической работе я предложил внести в план тему “Церковь и армия”, — рассказывает священник. — И очень важно, что она не ограничивается теоретическими разлагольствованиями. Командование вывозит солдат в ближайший храм. Там священник служит молебны о здравии, литию по усопшим, собирает от крещеных православных воинов записки, чтобы помянуть на Литургии. Военнослужащие видят: Церковь живет, молится за ратников, помнит о них и всегда готова прийти на помощь».

http://e-vestnik.ru/church/mezhdu_tsarit...

  Начались Дни православного кино в Болгарии С начала марта в г. Ловеч открылась программа общественных видеопоказов православных фильмов, организованная Ловчанской митрополией. Первым демонстрируемым фильмом стал «Остров». Во вступительном слове Ловчанский митрополит Гавриил сказал, что «в этом фильме показана одна из главнейших проблем – проблема греха и покаяния. Есть три пути, по которым идут люди, совершившие тяжкий грех. Первый путь – преступное ожесточение, ведущее ко все большим беззакониям, второй – отчаяние, порою доходящее до самоубийства, а третий – путь покаяния, который избрал персонаж фильма отец Анатолий». Как сообщается, воздействие фильма на зрителей превзошло все ожидания. Многие плакали, другие восклицали: «Великий фильм!» Программа кинопросмотров будет продолжена другими картинами . Мы уже сообщали прежде о работах в области православного кинематографа в России и других странах, в том числе в Болгарии. Учитывая, что в настоящее время киноиндустрия большинства традиционно православных стран по объективным причинам переживает не лучшие времена, а то и вовсе отсутствует, появление художественного фильма такого качественного уровня, как «Остров», можно расценивать как отличный подарок для всех православных. И отрадно видеть, что этот подарок русских кинематографистов по достоинству оценивают в братских Поместных Церквях.   Священник из Алапаевска ведет войну против абортов Отец Моисей платит из церковной кассы женщинам, которые отказываются прерывать беременность. В женской консультации он теперь чуть ли не самый частый гость. Четыре раза в неделю заезжает узнать, много ли еще желающих сделать аборт. Тем, кого отговорили доктора, выделяет деньги. По одной тысяче рублей дают каждый месяц. Сейчас «церковные» получают 33 женщины, есть среди них и неверующие. Часть денег отец Моисей берет из пожертвований. Эта программа работает бесперебойно уже три года. За это время смогли помочь 60 будущим мамам. В прошлом месяце в церкви подвели итог: всего беременным женщинам выплатили 595 тысяч рублей. При этом за год в Алапаевске число абортов сократилось в два раза .

http://pravoslavie.ru/5006.html

В октябре, под моросящий шум осеннего затяжного дождя, Петр снова пришел к отцу Борису уже с женой – венчаться. Пришел, сильно смущаясь: самому ему стукнуло 59, да и жена отставала лишь года на два. Он сказал батюшке: «Всю жизнь прожили невенчанные… А сейчас вот хочу – чтобы Господь нас с женой благословил. Поздновато, конечно… Уже внуки ведь у нас… А вот – будто чувствую: так нужно. Очень сильно нужно. Как покрестился – так и почувствовал… Обвенчаешь нас, отец Борис?» Жена Петра Романовича сначала предложение мужа встретила без энтузиазма: что это и зачем это – когда они и так живут хорошо? И для чего людей смешить в их возрасте? Но потом на венчании стояла рядом с мужем притихшая, разрумянившаяся, помолодевшая – счастливая. И батюшка с радостью обвенчал их. После венчания сказал: «Петр Романович, жду вас теперь на службы и на исповедь регулярно. Хорошо?» «Хорошо», – улыбнулся тот. Но первая исповедь так и осталась первой и единственной в жизни Петра. Потому что в этом же месяце он умер – 14 октября, на Покров Пресвятой Богородицы . Сердце. Падал снег, покрывая черную землю кладбища чистым белоснежным покровом. На похоронах Петра провожала половина города, и компаньоны по бизнесу плакали на его могиле. Вы когда-нибудь видели, чтобы акулы бизнеса рыдали на могиле коллеги? Вам нужно было всего лишь заглянуть на похороны Петра Романовича. Как он сумел прожить почти до 60 неверующим и некрещеным человеком, а за три месяца до смерти окреститься, обвенчаться, исповедаться и причаститься – сие есть тайна Божия. Суды Господни – бездна многа… – Вот такая история. Геннадий подумал и спросил тихо: – Так, значит, можно и обождать с крещением-то? Бог Сам всё управит? Ответил Иван Николаевич: «Всем нам обещано отпущение грехов, если мы покаемся. Но никому не обещан завтрашний день…» Отец Борис замешкался: как бы ответить правильно. Ответил Иван Николаевич: – Всем нам обещано отпущение грехов, если мы покаемся. Но никому не обещан завтрашний день… И они замолчали, думая каждый о своем. А поезд стрелой мчался через весенние поля, и до конечной станции оставалось совсем немного времени.

http://pravoslavie.ru/78198.html

В первой половине 1920-х гг. границы Казанской епархии были приведены в соответствие с новым административно-территориальным делением Поволжья, в ее состав вошли Татарская, Чувашская, Марийская АССР. В 1946 году учреждена новая Чебоксарская и Чувашская епархия , а в 1993 году — Йошкар-Олинская и Марийская , после чего территория Казанской епархии была ограничена пределами Республики Татарстан. Титулы правящих архиереев Казанской епархии: Процесс христианизации Казанского края шел постепенно. За время существования новокрещенской конторы (1731-1764 гг.) было крещено 406 792 инородца. Известно, что с 1701 по 1795 гг. добровольно крестились 3683 черемиса, для новокрещенных было открыто семь церквей и инородческая школа, всего же к началу XIX века в Казанской епархии насчитывалось 575 тысяч крещенных чувашей, мордвы, черемисов, татар и вотяков. Частично это объясняется правительственными льготами, которые привлекали иноверцев к крещению. Насильственные же меры, бывшие большей частью частной инициативой отдельных архиереев, приводили к массовым отпадениям от христианства. В 1764 года Казанская епархия была причислена ко 2-му классу. Штатных монастырей в Казанской епархии стало 11: один — первого класса (Свяжский Успенский мужской монастырь), двавторого класса (Спасо-Преображенский мужской и Казанско-Богородицкий женский), восемь — третьего класса; другие монастыри были оставлены заштатными (то есть существовали без казенных дотаций, только на епархиальные средства). В 1782 году в Казанской епархии насчитывалось 1117 церквей (для сравнения в Московской епархии было только 814). Кроме архиереев в управлении Казанской епархией участвовали викарные епископы. Первым возникло Свияжское викариатство в 1799 году (в 1822 году было отменено), затем — Чебоксарское (1853 год), Чистопольское (1899 год), Мамадышское (1907 год). Все викарные епископы проживали в Казани, Чистопольский был ректором академии, Чебоксарский — настоятелем Кизического монастыря, Мамадышский — Спасо-Преображенского, в ведении которых находились «инородческие» приходы и миссионерская деятельность.

http://patriarchia.ru/db/text/5830133.ht...

– Вы много читали о Православии? Как происходило это проникновение в мир совершенно другой культуры, религии? – Что только я нашел в немецкой литературе о Православии, я все прочитал. Особенно мне запомнилось жизнеописание святого Иоанна Кронштадтского и его «Жизнь во Христе», а также «Откровенные рассказы русского странника». Я все опасался прикоснуться слишком к Православию, боясь за свою католическую веру, и молился к Пресвятой Богородице, чтобы не потерять ее. Итак, когда меня пригласили посетить русскую Пасху в Мюнхене, я отказался. В 1990/1991 году я повторно был послан с миссией Неокатехумената, на этот раз в Венгрию. Тут было заложено призвание ко священству, и, закончив архитектурный факультет, я поступил уже в Международную католическую семинарию города Берлина. – Интересен путь из другой религии, из Германии, в Православие. Причем не просто принять веру, но стать священником, принять рукоположение. – Там шли два процесса параллельно. Один процесс – это мое вовлечение в католическую общину с 19-летнего возраста, а другой – это постепенное возрастание моего интереса к Православию, начавшегося на несколько лет позже. Я читал все, что можно было найти, что было тогда доступно на немецком языке. Существуют труды русских отцов Церкви на немецком языке, их биографии, также введения в Иисусову молитву. Учась в католической семинарии, с 1992 по 1998 год, я скоро почувствовал, что эти две сферы не соединяются воедино. Католическая семинария делает сильную опору на общинную жизнь и на отказ каждого воспитанника от своих личных интересов и пристрастий. И я понял: если я хочу стать католическим священником, то рано или поздно придется отказаться от своей тяги к Православию. Но хочу ли я этого? В чем воля Божия? Я решил себя проверить тем, что отказался от всего, что было связано с Россией, с Православием, от всех моих учебников и книг. С этого момента прошло три с половиной года, и Господь мне ответил ясно, что же делать со своей жизнью. Но тогда я находился уже в Риме…

http://pravoslavie.ru/57518.html

За эти два с половиной года не изменилось ничего. Горько и смешно слушать политиков, всерьез рассуждающих о том, как нежелательно прерывать дипломатические отношения с Эстонией. Мы-де в случае разрыва отношений не будем иметь возможности помогать эстонским русским. Окститесь, господа! Когда Россия хоть раз, за все годы исправных дипотношений с незалежной чухной, всерьез им помогла? Да мы их давным-давно бросили на произвол судьбы! И сейчас бросаем. Тут не нужны заявления и возмущения, тут нужно дело. Убит гражданин России. Замечательная русская молодежь отдана на произвол полицаев. И этих полицаев нагло хвалит официальный Таллин. Какого еще рожна нам надо для разрыва дипломатических отношений? Почему наш посол еще там? Почему эта дебелая хуторянка еще здесь? Мы чего-то боимся? Именно сейчас бояться нам нечего. Антифашизм является идеологическим фундаментом Европейского дома, краеугольным его камнем. Ни какие двойные стандарты не дадут Евросоюзу лазейки, если мы всерьез скажем, что он обязан прекратить покровительствовать нацизму. (Вот если не скажем, или скажем не всерьез, тогда двойные стандарты сработают опять, тогда нацизма опять «не заметят»). Мы должны сказать Евросоюзу, что Эстония и Латвия больны, больны нацизмом. Что стадия, на которой была возможна терапия, миновала. Что ради исцеления Эстонии мы не только начинаем экономическую блокаду сами, но требуем присоединения к ней всех стран Европы, пострадавших от фашизма. Мы должны предложить Израилю присоединиться к нашей позиции, и можно не сомневаться, что Израиль это сделает. Он умеет защищать своих мертвецов. (Кстати, небезынтересно, что среди депутатов, проголосовавших за снос памятника — тогда еще за снос, а не за лицемерное перезахоронение — имя Михаила Лотмана, сына известного нашего литературоведа. Кажется депутат немного подзабыл о своем происхождении. Или он считает, что «исправительно-трудовые» заведения в принципе могут существовать, но — для других евреев, не для сына знаменитости). На общественном уровне мы должны обратиться к организациям ветеранов Второй Мировой, покуда ветераны еще живы. И они поддержат нас, последние из Нормандии-Неман, во Франции их еще слушают, это у нас голос ветеранов слаб. Во имя всего святого, чего нам бояться с нравственной правотой в душе и газовой трубой в руках?!

http://radonezh.ru/analytics/posmertny-s...

Здесь на каждом шагу является изумительное сочетание простоты с величием, воображения с рассудком, чувства с знанием и с соблюдением всех условий приличия и назидательности. Читатель! Ежели когда либо приведет тебя случай, или благоговение быть в Спасской обители, то не входя в Преображенскую церковь , остановись в ее преддверии и размысли, что пред лицом ее протекли шесть с половиною веков и ряд поколений; промчались бурным потоком страшные полчища ордынцев и буйная рать надменных ляхов; пред лицеем ее сто раз город Ярославль восставал и падал, сто раз омывался кровию, очищался в горниле народных бедствий, и притекал на место сие, чтоб излить душу свою пред Господом. С этими мыслями приближайся к Святилищу, восходя по ступеням, ведущим к Его преддверию 7 . II. Церковь Преображенская При входе взор сретает свиток, накинутый над аркою и гласящий, что церковь сия, по обновлении, освящена в 7024 (1516) году, при Благоверном Князе Василии и Архимандрите Ионе. Арка сделана рельефом и тщательно украшена разноцветными фресками, носящими характер старины. Среди фресков сих, во впадине арки образ Господа благословляющего, с предстоящими ему Богоматерью и Предтечею. Выше их, Нерукотворенный образ Спасителя, держимый в облаках Ангелами. По сторонам Пр. Петр Афонский, и Онуфрий Великий. Далее Благоверные Князья Феодор, Давид и Константин, Пр. Макарий Унжемский, Варлаам Хутынский, Иоасаф Царевич и Св. Кн. Борис и Глеб; тут же Иосиф и Вениамин. Над дверью, ведущею в Духовскую часовню, – потоп; на противоположной стороне Ной и его жертвоприношение; далее Праотцы – Иссахар, Дан, Гад, Ассир, Невфалим и др. На своде Господь Саваоф, одесную же и ошую Его шестоднев со всею библейскою точностию. Внутри церкви, в стенном иконописании выражаются древние типы, разнообразие которых необъятно для взора 8 . По среди множества священно-исторических предметов, благоговейное внимание паче всего привлекает образ Печерския Богоматери, начертанный в нише над царскими вратами. Это есть отпечаток образа Богоматери, находящегося в Киево-Печерской лавре. Образа иконостасные писаны не позже XVI столетия; но самый иконостас, в настоящем его виде, устроился между 1813 и 1816 годами. В 13-м же году расписаны алтарные стены, коих основания полагались года за два перед тем 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Идеологическое давление в России начало ослабевать в семидесятые годы, поскольку высшие партийные круги занялись более понятным делом — стяжательством. Перелом наступил   в восьмидесятые годы. После периода борьбы за власть в партии и государстве, утвердилась позиция на празднование тысячелетия Крещения Руси. Когда святейшему патриарху Пимену председатель Совета по делам религии Харчев предложил передать 1000 полуразрушенных храмов Церкви, то патриарх Пимен отказался, потому что Синод не видел ни средств, ни кадров для их восстановления и служения. Само празднование 1000-летия происходило в переданном Церкви и быстро восстановленном Даниловом Монастыре. Торжественная Литургия совершалась на помосте под открытым небом, десятки тысяч молящихся заполнили всю территорию монастыря и окрестные улицы. Запрет на открытие храмов и монастырей был снят. И в том же 1988г. к имевшимся 7000 храмам по всему «Советскому Союзу» народ сам открыл тысячу храмов . В следующие годы ежегодно открывалось не менее тысячи храмов. В настоящее время в России более 130 епархий, около 170 архиеерев, 700 монастырей, количество приходов – более 27000, воскресных школ – около 10000. Более половины епархий имеют духовные училища или семинарию. В Москве храмов и часовен -720, священников и диаконов более 1500. 1. Подготовка духовенства и миссионеров. Главной нашей заботой и бедой была и остается проблема спасения, образования и воспитания детей и юношества. Дух стяжательства и разврата захватил подавляющее число детей и молодежи первых лет перестройки. Во всех 52 детских домах Москвы дети несли продавать вещи из детского дома. На сегодняшний день количество бездомных, бродячих, одичавших детей оценивается в два миллиона человек. Все усилия Церкви в первые года перестройки были направлены прежде всего на спасение детей и молодежи, которые уже стали ходить в Церковь. Это воскресные школы, паломнические и другие экскурсии, летние лагеря и т.д. Для налаживания работы воскресных школ в 1991г. был создан Синодальный Отдел религиозного образования и катехизации (иеромон. Иоанн (Экономцев), о. Глеб Каледа и другие), была создана, в основном о. Глебом Каледой, концепция развития миссионерско-катехизаторских работ Церкви. Он же был первым организатором Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ) в Москве (сегодня Православный Свято- Тихоновский Гуманитарный Университет, ПСТГУ).

http://pravmir.ru/propovedovat-veru-xris...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010