7/19 апреля 1893. Среда на Фоминой неделе. Церковь в Коморо. В половине девятого утра мы с о. Федором Мидзуно выехали из Токио в Коморо, лежащее первым на пути нынешнего посещения Церквей. Проезжали по железной дороге «Усуи-тоочё», у подножия вулкана Асама; линия эта открыта первого числа сего месяца. Подъем в гору идет по средней линии с зазубринами цепляющимися колесом; локомотив прицеплен сзади. По пути двадцать шесть тоннелей, всего около трех английских миль; на постройку тоннеля употреблено два миллиона кирпичей; вся работа произведена в два года. В пятом часу мы были в Коморо. Местоположение очень высокое, оттого здесь еще холодно, – нужно надевать шерстяную рубашку и чулки. У подножия Асама любимое место пребывания иностранцев в летнюю жару – Каруизава – селение, где виднеются домов 20 иностранной постройки. Коморо – несколько только ниже Каруизава. Катехизатора здесь нет; христиане собираются молиться в доме Тита Онгивара, бывшего когда-то катехизатором. Дом у него большой; молитвенная комната устроена очень прилично. Христиане и христианки встретили на станции. По прибытии в дом Тита тотчас же началась вечерня; пели христианки твердо и бойко; видно, что молитва с пением здесь обычное и навыклое дело; читал Тит также весьма хорошо. По окончании службы я сказал поучение, но усталость взяла свое, – долго не мог говорить; следовало бы несколько прежде отдохнуть после длинного переезда и выпить стакан чаю. По метрике ознакомились с Церковью. Крещеных всего 32; из них 6 умерло, 8 в отлучке, в Токио (например, Петр Ояма, бывший катехизатор, на военной службе); остальные 18 все налицо. Охладевшего ни одного нет. Христианских домов в Коморо 9, в Касиваги, 20 чё от Коморо, 1, в Морияма 1. Но странно, почти во всех домах только по одной христианке, и все – девицы, младшие члены в семье; отцы и матери не мешали им креститься и не мешают теперь молиться, а сами не слушают учение и не крестятся; оттого эта маленькая Церковь состоит почти вся из молодых женщин. Самый почтенный здесь христианский дом – это Авраама Ояма, отца Петра, бывшего катехизатора; дом этот в Касиваги; в нем все христиане – 6 человек, с Петром в том числе. Из дома Исидзука, сидевшего вместе с Павлом Оои в тюрьме за Корею, ныне в Токио, в Дзиютоо, взял себе жену Сергей Ооцука, бывший катехизатор, ныне ничего не делающий в Хоккайдо, куда произвольно ушел; его жена, как видно, очень хорошая женщина – Пелагея, с недавно родившимся ребенком, все время сидела здесь и, видимо, принимала живое участие в беседах и во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Однако результаты всех этих духовных реформ пока не производят сильного впечатления даже на само духовенство. Как отчитался начальник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Борис Лукичев, сейчас на более чем миллионные Вооруженные силы всего " 30 православных священников и два муллы " . " Из 240 мест, зарезервированных для священников в армии, занято только 22! " , – с неудовольствием констатировал о. Димитрий. Речь, впрочем, идет о тех священнослужителях, которые числятся в армейском штате. " Внештатных " православных священников и служителей других религий, время от времени посещающих своих " единоверцев в погонах " , на порядок больше. Борис Лукичев привел данные опросов за 2012 год, судя по которым " армия у нас православная " , и этот процесс идет по нарастающей. Верующими себя назвали 79% военнослужащих, из них православных – 67%. 10% причислили себя к мусульманам. Протоиерей Димитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями – Наши оппоненты говорят: а как же принцип светскости государства? Вот, например, США – страна и многоконфессиональная, и светская, и церковь там отделена от государства, но почему-то в армии там капелланы есть, как и практически во всех армиях мира, за исключением разве что Северной Кореи (где, впрочем, своя религия – коммунизм). Например, в Румынии священники служат в таких же рясах, как и у меня, только эти рясы защитного цвета. В Словении институт капелланов ввели сразу же после получения независимости, даже не успев известить о своем решении Папу Римского. Но почему-то у нас даже те нормы, которые мы принимаем как кальку с мирового опыта, вызывают возмущение у части общественности. Вызывало и у нашего предыдущего министра, дай ему бог доброго здоровья. Три с половиной года ушами хлопали! Солженицын ввел в русский литературный язык такой термин – " туфта " . Так вот, мы не хотим, чтобы институт военного духовенства был туфтой – назначим два десятка священников, трех мулл, и будем показывать их по телевизору, чтобы публика была довольна. Если для нас это какое-то странное пожелание начальства (как это было для Анатолия Сердюкова), то нужно саботировать процесс как только можно, упираясь ногами и локтями.

http://religare.ru/2_98560.html

В статье нижегородской исследовательницы Н.Н. Быхаревой, посвящённой иконам из балахнинской церкви, выдвинуто предположение, что " ...церковь Рождества Христова в Балахне строилась во второй четверти XVII века. Этому предположению не противоречит ряд архитектурно-композиционных и стилистических особенностей храма. Объяснимо и то, почему два престола церкви могли долго оставаться неосвящёнными. Вероятно, лишившись своего покровителя, малочисленный и крайне бедный, судя по документам, монастырь не имел возможностей отделывать все помещения храма, годами довольствуясь службой в одном приделе " . Вплоть до приснопамятного 1764 года бытование Христорождественского храма неразрывно связано с историей девичьего монастыря, на территории коего он и находился. Начиная с XVIII века обитель, в несколько этапов лишаемая государственной поддержки, постепенно приходила в упадок. Сама Балахна в это время тоже переживала если не упадок, то кризис. Соляной промысел иссякал. Высокие пошлины, дороговизна дров, требовавшихся в изрядном количестве при выварке соли, конкуренция новых " соленосных " районов - Пермского и Илецкого, - всё это привело к тому, что во второй половине XVIII столетия Балахна утратила своё значение главной солеварни страны. Подкосили Балахну и два больших пожара - 1680 и 1730 годов, когда город, почти полностью деревянный, выгорал чуть ли не дотла. Вместе с тем, на фоне упадка соляного промысла в Балахне нарождалось новое градообразующее ремесло - кораблестроение. В 1690-е годы в Балахне сооружали суда для азовских походов, а в дальнейшем - баржи и расшивы, составлявшие основу волжского судоходства. К концу XIX столетия Балахна превратилась в обыкновенный захолустный городок, каких сотнями считалось по всей России. Сообразно захолустному существованию Балахны существовал и Христорождественский храм. Приход его - при весьма значительных размерах самого храмового здания был сравнительно невелик, составляя всего около пятисот человек. Приход, как и прежде монастырь, не обладал большими финансовыми возможностями, благодаря чему облик храма на протяжении столетий оставался почти неизменным. Среди существенных перемен можно выделить лишь две - одну экстерьерную (устройство закрытой галереи вместо открытой паперти) и одну интерьерную (установка в 1801 году нового резного иконостаса, изготовленного попечением купцов Ряхиных, вместо первоначального тяблового). Имелись в Балахне и церковные традиции, связанные с Христорождественским храмом. Так, ежегодно 21 мая, на память Владимирской и Оранской икон Божией Матери, из городского собора в Рождественскую церковь бывал крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00899

Далее, православная церковь учит, что антихрист будет царствовать определенное время, именно только три года с половиною. Основания для такого учения она находит в слове Божием и в писаниях отцов и учителей Церкви. Св. Иоанн Златоуст , в 76 бес. На евангелие от Матфея, объясняет, что Спаситель, говоря о бедствиях Иерусалима, говорил и о последних днях мира, которые сократятся избранных ради. Мысль эта выражается и в 105 главе св. Ефрема Сирина и в слове Ипполитовом: «царство антихриста вскоре разорится». Кроме этих косвенных указаний на кратковременность царствования антихриста есть указания вполне ясные и определенные. Так, в кн. Пророка Даниила читаем: и дается в руку его до времене и времен и полувремене ( Дан. 7:25 , ср. 12:7). Св. Кирилл Иеру салимский в объяснение этих слов пишет: «Царствовати имать антихрист три и поллета точию. Не от сумнительных книг, но от Даниила глаголем: рече бо: дается в руку его даже до времене и времен и полувремене. Время убо едино есть лето, времена же прочая два лета беззакония его... А пол-времене шесть месяцев есть» (15 оглас. поуч. л. 14:9). Яснее время царствования антихриста определено в Апокалипсисе, где сказано: И дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 18:5 ). (Уроки и примеры веры. Прот. Дьяченко. 1891 г. Москва стр. 391). II. Основания из слова Божия для православного учения об антихристе Антихрист придет пред вторым пришествием Господа Иисуса Христа на землю: 2Фес. 2:3 . Да не обольстит вас никто никак; ибо день тот не. прийдет, доколе не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели. 4. Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. 8 . И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего. Но Слово Божие говорит, что во все времена существования Церкви Христовой на земле будут появляться среди верующих предтечи антихриста: 1Ин. 2:18 . Дети! последнее время. И как вы слышали, что прийдет антихрист, и теперь появилось много антихристов: то мы и познаем из того, что последнее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первые свидетельства об этой церкви относятся к началу XIX века. Иван Яковлевич Тихоцкий, член Харьковского историко-филологического общества, писал: «Что всего чудеснее, по бок монастыря, недалеко от нынешней каменной ограды, за год перед сим я был там сего 1817 года… сделался в земле провал, и саженях в 4-х глубины открылась каменная церковь, в которую Изюмский городничий сходил, но как она со всех сторон засыпана землею, то по темноте ничего свидеть не мог». Изустное предание о подземной церкви преподобных Антония и Феодосия записал в начале XIX века приходской священник Николай Лащенков, более десяти лет прослуживший в упразднённой Святогорской обители. «…В Святогорском монастыре, — писал отец Николай, — есть подземные скиты выше монастыря, с особенного рода кирпичным сводом, глубиною в земле до трёх сажень; и поныне приметно, что была там церковь, в которую вход пещерою, примерно около 5 или 6 саженей». В 1844 году, после возобновления Святогорской обители, братский духовник, ныне прославленный в лике преподобных благочестивый старец иеромонах Феодосий, видел по ночам на том месте, где находилась церковь, чудный свет, а два священника — Марк и Николай — ощущали необычайное благоухание. Указал на провал, ведущий в церковь (как оказалось впоследствии — слуховое окно), столетний старец Мафусаил. Вот как об этом писал святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Харьковский: «По тайному распоряжению Промысла, не попущающего изгладиться на грешной земле следам верных рабов Его, во свидетельство о существовании и судьбе незримаго храма, до перваго года восстановления древней обители сохранился столетний старец. Он жил ещё в древнем монастыре и доживал последние дни в имении господина Потёмкина. Он-то кратко, но верно объяснил, что найденное отверстие ведёт в завалившияся пещеры, где был пещерный храм преподобных Печерских Антония и Феодосия. Храм сей, говорил он, скрывался уже под землёю в то время, когда иноки переселились со скалы в долины. Следовательно, сокрылся гораздо прежде того времени, т. е. прежде половины XVII столетия, и, по всей вероятности, во время опустошения края татарами. Лет за 80 прежде 1840 года пещера случайно найдена и открыта руками сего старца, тогда бывшаго ещё юношею; иноки того времени имели намерение восстановить храм, но последовавшее упразднение монастыря оставило их намерения неисполненными, после чего пещера от времени дошла до упадка. По этим-то указаниям стали очищать землю и открыли в ней следы храма».

http://sobory.ru/article/?object=05584

http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=9 Более шести столетий минуло со дня возведения деревянной церкви на бесединском холме и более четырёхсот лет - со дня завершения строительства каменного храма, освящённого в честь Рождества Христова. После смерти Бориса Годунова и последующей опалы всего его рода, Беседы несколько лет прозябали без хозяина. Лишь с окончанием Смутного времени и воцарением на русском престоле Романовых, а именно в 1623 году, в писцовых книгах Московского уезда появляется запись, что Беседская вотчина пожалована князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому. Тот самый Трубецкой, который вместе с Дмитрием Пожарским возглавил войско ополчения, освободившее от поляков Москву. В писцовой книге от 1623 года записано: " ...боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной " , которые живут " в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Димитрия Солунского, да Фёдора Стратилата, да преподобной Феодосии... " Упоминает писарь и " строение вотчинников " , в котором живут люди - " его служилые и конюхи " , есть также " двор скотской, а в нём живёт пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин " . Спустя два года Беседы в другой писцовой книге упоминаются уже как " вотчина княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого " . И это означает, что к тому времени сам князь отошёл в мир иной - он умер летом 1625 года в Тобольске. История, увы, умалчивает о вкладе заслуженного полководца в обустройство усадьбы Беседы и храма. В 1646 году в одном из документов Беседская вотчина упомянута в числе дворцовых, то есть она принадлежит уже двору царя Алексея Михайловича Романова. А известный исследователь старины, живший в первой половине XIX века, пишет о том периоде так: " Некогда здесь стояло Царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм Царя Алексея Михайловича, сей Государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты...

http://sobory.ru/article/?object=03964

В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским . За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство " великой задужбины " – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской " задужбины " , принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. " Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии " , положившим начало синаитским духовным традициям с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она " добротою и искусством превосходила дечанскую церковь " с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства " задужбины " , возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ( Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.) Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

После разгона монастыря мы страшно нуждались, а жили от нее близко. Раз собрались в Саров, по дороге подошли к ее дому. Поднялись на завалинку, заглянули в окно. Блаженная сидит на кровати, крестится, а сама приговаривает: «Пошли, Господи, благодетеля; пошли, Господи, благодетеля». И что ж, в Сарове я встретилась с людьми, которые стали нам помогать. Присылали большими ящиками белые сухари и сахар. Такая большая поддержка нам оказалась, постепенно все у нас и наладилось. Один раз очень картинно, на своем особом, блаженном, языке она изображала предсмертную болезнь и смерть. Даже мать Дорофея ужаснулась таким страстям. Я спросила: – Мария Ивановна, страшно умирать? – Нет, не страшно... В 1945 году я работала в Вологодской области, в колхозе. Тосковала всем существом, доходила почти до отчаяния. Да и как не отчаяться? Освободилась я из лагеря 1 октября 1942 года. Прошло пять лет в заключении, да еще два с половиной года я никак не могла добраться до своих мест. И вот на масленицу вижу блаженную во сне. Она крестит меня кругом: – Это на дорогу. И в левую сторону: – А это от всех бед. Оказывается, в те дни мне выслали вызов. Через неделю я его получила, но мое возвращение связалось с такими необычайно трудными обстоятельствами, что если бы не ее благословение и молитвы, то не знаю, как бы я добралась. Старого стиля 23 марта 1945 года я выехала из села. Дорога рухнула, а снега толщиной в полтора аршина! Бригадирша отвезла меня за шесть верст, сбросила мои вещи и уехала обратно. Мне пришлось кое-как вернуться. Окончательно я выехала на Благовещение, 25 марта. Хрястнул мороз аж под 30 градусов. С радости я забыла взять тулуп и мерзла смертельно и, конечно, простудилась. Я везла свинину, и ее и вещи хотела сдать в багаж. Вещи не приняли, а билет дали с четырьмя пересадками. Чудом везде находились люди, которые мне помогали переносить мою поклажу. Только села в поезд, у нас убили машиниста. Всего натерпелась в дороге, не описать. Еще в монастыре я слышала от блаженной: – А ты и по Москве поскитаешься. А тебя, мать, вышлют.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Приходится констатировать, что те немногие из дореволюционных топонимов, которые не вызывали нареканий со стороны советской власти, благодаря чему просуществовали до сегодняшнего дня, как, например, Петровская или Кочубеевская улица, могут быть ликвидированы в самое ближайшее время. Спустя два с половиной года после " оранжевой революции " через киевские СМИ был обнародован перечень из более чем двухсот улиц, названия которых власти считают " неактуальными " , вызвавший широкий общественный резонанс. Ознакомление с данным списком, доступным по адресу http://www.pk.kiev.ua, свидетельствует о том, что искоренению должны подвергнутся прежде всего те топонимы, которые напоминают об общем прошлом ныне разделенных Украины и России. Так, переименование Петровской аллеи, названной именем Петра Первого в ознаменование двухсотлетия Полтавского сражения в 1909 году, может стать своеобразным " сюрпризом " к трехсотлетнему юбилею этого события. Также власти Киева планируют убрать с карты города другой дореволюционный топоним, появление которого связанно с празднованием столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года - улицу Михаила Кутузова. Неприязненное отношение к имени этого великого русского полководца, некоторое время занимавшего должность киевского военного губернатора, также выразилось в стремлении переименовать улицу, названную в честь адъютанта Михаила Кутузова - генерала Паисия Кайсарова, похороненного на территории Киево-Печерской Лавры. Неудивительно, что для противников идеи восточнославянского единства, желающих видеть Украину членом евроатлантических структур, городские названия, увековечивающие имена генералиссимуса Суворова, адмирала Ушакова, маршала Жукова или Александра Матросова, являются нежелательными. Кроме того, наличие в этом " черном списке " топонимов, имеющих церковное происхождение, дает основание считать, что среди его составителей имеются противники Православия, выступающего духовной основой восточнославянской цивилизации. Например, Петропавловская улица, название которой, известное с 1883 года, происходит от находившегося по близости православного храма, почему-то отнесена к числу улиц, названных в честь " российских городов и рек " и подлежит переименованию.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/26/...

Я заметил очень опасную тенденцию… Может быть, я ошибаюсь, конечно, но этот год с ковидом как-то смыл с людей не только тончайший слой церковного благочестия, но и просто человеческую порядочность и благородство, которые вообще-то без большого труда даются человеку, но только до тех пор, пока все нормально. Плохо воевать — все понимают это, но не выдерживают и начинают.  Меня очень шокировала история с детским хосписом, с «Домом с маяком». Что вообще происходит с людьми? Ведь на Лидию Мониаву, директора Благотворительного фонда «Дом с маяком», кто-то написал донос, ну просто в стиле 37-го года. И последствия могли быть ох какие серьезные. Причина этого доноса — ненависть к тому, что делает Лида. Неприятие того, что человек делает доброе дело. Два года назад была другая крайность, от которой становилось не по себе: «Лида, ты святая» — и миллионы лайков. И тут Лида взяла Колю, мальчика с тяжелой инвалидностью, — и все ополчились на нее, даже пожертвования в фонд сократились. Какое количество людей вдруг перестало быть людьми! Просто потому, что надо здесь себя немножко напрягать, а нет ни у кого ни сил, ни желания. Уходит живое, остается пластмассовое.  Это происходит и с людьми, и с самой Церковью. Очень тревожно. «Ко мне в храм стали ходить совершенно новые люди» — Тревожно, что ковид закончится, а в церковь так никто и не вернется? — Вернутся, но возвращение будет не быстрым. Не то, чтобы сразу все придут. И возможно, это будут другие люди.  Ко мне в храм сейчас ходит половина совершенно новых, неизвестных мне людей. Записываются, приходят семьями. Я вот только сейчас начинаю запоминать, кого как зовут. Эти люди встали на те пустые места, которые освободили мои прихожане. — Разве это не хороший знак? — Да, но я больше 25 лет в этом храме настоятель, и с этими прихожанами, как мне казалось, нас связывало нечто большее, чем праздники, ярмарки и пирожки. То, что называется духовной жизнью, хоть это и высокопарно звучит.  А сейчас я вижу, что всего этого становится все меньше, как будто все перестают напрягать себя внутренне, по-человечески. Как будто не интересно больше ничего из себя строить в глазах других людей, быть лучше, чем ты есть на самом деле, изображать из себя благочестивого прихожанина, или доброго христианина, или просто какого-то хорошего человека. Какое-то массовое уныние.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010