Нафанаил сразу понимает, что Иисус — это не просто человек «из Назарета», это духовидец, избранник, знаток человеческих глубин и с непосредственностью открытости и любви он восклицает: Равви! Ты Сын Божий! Ты Царь Израилев » (Ин 1:49). Такое исповедание Христа Сыном Божиим приходит как откровение: Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк 24:31). И хотя некоторые толкования говорят о том, что Нафанаил пока еще не узнал о Божестве Христа, и это случится позже, а имел в виду Его Мессианское достоинство, все же такое признание не могло не произойти свыше. И мы, грешные, тоже удостаиваемся такого Посещения (просвещения, освящения и посвящения), ибо без него ничтожна была бы наша вера, и весьма условным можно было бы назвать наше исповедание… Христос повторяет: Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею » (Ин 1:50). Когда не видел никто, кроме Бога. Когда у Филиппа еще и мысли не было о том, чтобы искать Нафанаила и звать его к Мессии, о котором писали Моисей и пророки. Этим Он подтверждает признание Нафанаила. Всевидящее око …Потом уже, когда после своего крещения я исследовала предыдущую жизнь, мне тоже вдруг явственно приоткрылось, что все это время я была перед взором Господним, что Он смотрел на меня. Он смотрел на меня и когда я тосковала в детском саду во время пятидневки; и когда папа взял меня, семилетнюю, с собой в Ленинград и повел в Исаакиевский собор, где я впервые увидела Христа распятого; и когда я лежала в десятилетнем возрасте в Филатовской больнице с гнойным аппендицитом и мне давали наркоз, а я чувствовала, что душа меня покидает, и взмолилась Неведомому Богу, чтобы еще пожить; и когда я, семиклассница, зашла в Киеве просто погреться в храм, а там шло Причастие, и люди благоговейно подходили к Чаше, а меня вдруг пронзила недетская тоска и боль, что я — не с ними, а за незримой чертой, которая показалась мне тогда роковой… Господь видел меня и посылал мне о Себе вести: Евангелие, которое мне дали почитать на два дня и две ночи, когда я училась на первом курсе института; людей, которые обещали отвезти меня к отцу Тавриону в Латвию, чтобы он меня покрестил, а я была беременна вторым ребенком и смутилась, что там у него на приходе «все работают»: чистят картошку, моют полы… Мне же хотелось чуть-чуть отдохнуть, ведь моей первой дочке был всего год! — а меня отпустили из дома всего на три дня, и я не поехала.

http://foma.ru/evangelie-o-prizvanii-naf...

Несказанно пророческое благославие:/ибо Святый Дух, в сих вселься, светолития Своего показа причастники,/от нихже, вси вернии, просвещаемся. Богородичен: Мертвости и тли мою ризу отъяла еси, Дево,/спасительную ризу –воплощеннаго Бога – рождши человеком./Тем Тя вси присно величаем. Святой пророк Амос Святой пророк Амос жил в VIII веке до Рождества Христова. Он родился в Иудее, недалеко от Вифлеема, в бедной семье и сам был простым пастухом. В то время Палестина была разделена на два царства: Израильское и Иудейское, причем в Израильском царстве процветало идолопоклонство. Господь послал Амоса на пророческое служение в Израиль, чтобы обличать нечестие развратившихся потомков Авраама. Несмотря на отсутствие образования, святой пророк Амос смело проповедовал, предсказывая бедствия за непослушание Богу не только израильтянам, но и соседним с Израилем народам. Пророк Амос предупреждал, что на Израиль должен излиться особенно сильный гнев Божий, ибо Господь гораздо сильнее прогневляется и наказывает за грехи тех, которые уже познали истину и имели возможность на опыте познать благость Божию. За свои обличения святому пророку приходилось терпеть много неприятностей. Особенно сильно с ним враждовал некто Амасия, жрец идольского капища в Вефиле. Он клеветал на святого Амоса царю Иеровоаму, избивал его, пытался льстивыми речами уговорить пророка уйти из Израиля и перестать обличать идолопоклонство. Но святой Амос не переставал пророчествовать и даже предсказал самому Амасии, что, когда в Израиль придут иноземные завоеватели, его собственную семью постигнут тяжкие бедствия. За это пророчество Амасия стал беспощадно бить Амоса, а сын жреца Озия нанес пророку смертельную рану. Едва живого, святого пророка Амоса отвезли на родину, в Иудею, где он скончался. Иже во святых отца нашего Ионы, Митрополита Московскаго и всея России Стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Егда Божественное найде на тя звание,/Ионо Богомудре,/тогда мир и яже в мире оставил еси/ и Христу последовал еси невозвратным помыслом./Отонудуже Всевидящее Око,/видев твое доброе произволение,/святительством тебе украшает./Сего моли и Тому помолися/спасти и просветити души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обманщики же, убегавшие от царя Василия, всегда об этом вору с поляками сообщали и сердца этих врагов христианских ненавистью к дому Пресвятой Троицы распаляли. Долгое время под Москвой они стояли и хотели ее себе покорить. Но всевидящее око нечто неведомое изволило сотворить. Всячески царь Василий им сопротивлялся: дани и оброки, по Троицкой дороге приходившие, с царства своего принимая, все воинам раздавал. Изменники же из руки его даваемое принимали, но вскоре сребролюбия ради и кровопролития к врагам перебегали. Царствующий же град Москва из-за их измены всячески колебался, но, имея уже опыт с Гришей и Петрушей, и того вора там не принимали. И отовсюду ведущие к Москве пути оказываются по причине польских нашествий закрытыми, ибо поляки часто приходили, московских посланцев побивая. Великая же тогда польза была царствующему граду от обители чудотворца Сергия благодаря его святым молитвам. Ибо у моря на севере живущие люди, на берегах Студеного моря и Океана, царству обо всем происходящем возвещают и помогают. И из Великого Новгорода люди, и из Вологды, и с Двины-реки вплоть до моря, и с востока вся Сибирская земля и те, что за ней, – все помогали Москве. Также и из Нижегородской земли, и из Казани люди все без измены служили. И когда кому-нибудь из всех тех вышеназванных мест некуда было деться, то все они в обитель чудотворца приходили. Тогда той великой лавры архимандрит Иоасаф и келарь старец Авраамий Палицын с прочими, добра хотевшими царствующему граду, со всем усердием великое старание в этом деле проявили. И великая помощь была от обители чудотворца всем людям, к Москве шедшим по всяким делам и в провожатых: и всякие новости им там сообщали и от них узнавали, причем, о себе заботясь и тех поддерживая, до конца монастырскую казну истощали. Вся Россия царствующему граду помогала, поскольку общая для всех беда пришла. Многие же люди, вокруг обители живущие, не только в селах, но и в городах, пришли со всеми домочадцами в обитель чудотворца, зная об известном заступничестве там молитв чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратись ко Господу всей своей душой, и Он обратится к тебе. Будь послушным Его святой Божественной воле, и Он послушает тебя, когда ты обратишься к Нему со своими нуждами, со своими скорбями. Будь верным Господу до смерти, и Он будет верным в Своих обещаниях, какие оставил Он нам. А если не так, то не к тебе ли относятся слова Господа Спасителя: “…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня…” ( Мф.15:8-9 ). Мы веруем в Высочайшую Премудрость Божию, которая управляет миром, которая хочет для каждого из нас того, чего мы сами часто не хотим себе, спасения вечного. Мы веруем в неиссякаемую Отеческую Божию любовь, какою Господь любит нас больше, чем мать любит свое дитя. И мы знаем, наученные нашей верой, что всевидящее око Божие видит и считает каждую слезу, скатившуюся из наших очей, что всеслышащее ухо Божие слышит самые сокровенные стенания человеческого сердца. Такую веру в Промысл Божий, в мудрость и любовь Божий надо всегда носить в своем православном сердце, и эта вера будет делать нас счастливыми, она будет источником радости, утешения во всем, что бы ни случалось в нашей жизни; она усладит нас и в наш смертный час. Ведь в самом деле, дорогие мои, знать, что, принадлежа к Святой Церкви Православной, будучи детьми Небесного Отца, мы все время: и днем, и ночью, и когда спим, и когда бодрствуем, и когда работаем, и когда отдыхаем, — пребываем под покровом заботящегося о нас Промысла Божия, пекущейся о нас любви Небесного Отца. Знать об этом — это значит всегда носить в своем сердце источник духовных сил на любом жизненном шагу, источник вдохновения и неиссякаемой радости. Пошлет Господь нам Свои дары — благополучие, внутренний мир, довольство, — верующий в Промысл Божий, принимая это знамение любви Божией, не только целует своей душой подающую руку Небесного Отца, но хочет скорее поделиться этими дарами с тем, кто того не имеет, хочет умножить свою радость тем, что подаст нуждающемуся; спешит утешить того, кто нуждается в этом утешении, кто скорбит, плачет, томится среди своих бед и испытаний. А когда Господь пошлет верующему скорби, болезни и тяжкие муки, он всегда знает, что Господь отнимает от человека что-нибудь временное, чтобы в вечной жизни дать вечное, наказывает малым, чтобы потом помиловать и наградить великим. Верующий в Божественный Промысл среди любых скорбей этого мира найдет для себя источник крепости в благодатной силе слов Господа нашего Иисуса Христа: “Блаженны плачущие, ибо они утешатся. … Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” ( Мф.5:4, 6 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

откровение говорит, что во дни пророка Илии, несмотря на то, что разврат и нечестие ходили с откровенною главой по стогнам града Божия, – всевидящее Око видело во Израили до семи тысяч истинных рабов Божиих, не преклонявших колен и сердец перед ваалом (3цар. 19:18). Что же сказать о всем времени стояния на земле Церкви Божией, когда благий Зиждитель мира и Церкви не преставал сам воспитывать избранных своих в духе веры и святыни, путеводствуя их с земли на небо законом, охраняя Ангелами, утешая обетованиями, устрашая прещениями, укрепляя благодатью? Вседержитель чего не делал, чтобы соделать и водворить спасение посреди земли ( Псал. 73:12 )? И всемогущая десница, действуя под влиянием премудрости и благости, умеет достигать цели своей, не смотря ни на противление князя тьмы, ни на упорство и ожесточение сынов погибельных. И посмотрите, лишь только Сын Божий окончил свое дело на земле и восшел на небо; лишь только Дух Святой приосенил и оросил лицо вселенной, излившись на Апостолов, а через них и на всяку плоть, – посмотрите, какие повсюду открылись необозримые нивы душ и сердец, обратившихся ко Господу? Пустыни заиорданские, степи ливийские, восток и запад, юг и север, – все огласилось именем, о нем же подобает спастися ( Деян. 11:12 ); – веси и грады, суша и море, – все наполнилось ведения и славы Распятого, и церковь языческая – эта огромная, неплодящая пустыня, – процвела под сенью креста, как крин Божий. Такая-то бездна благодати Духа проторглась и истекла на род человеческий вследствие заслуг Господа Иисуса, Спасителя всех человеков! Она равняется только неисследной бездне благостыни Отца щедрот и Бога всякия утехи ( 2Кор. 1:3 ), – только необъятному величию жертвы, принесенной правосудию на голгофском жертвеннике. Но эта бездна благодати явленной, как говорит св. Павел, благостынею на нас о Христа Иисуса ( Евр. 2:7 ), не могла бы открыться перед нами в подобающем свете, если бы мы не видели в совокупности всего множества спасенных, коих Бог богат сый в милости, сооживив Христом, уже посадил с Ним на небесных престолах ( Еф. 2,4,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Священное Писание утверждает, что все без исключения святые Божии совершили земное странствование по пути узкому и тернистому, исполненному разнообразных скорбей и лишений (см. Евр. 12, 2 ). Основываясь на таком понятии о скорбях, истинные служители Бога вели себя по отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они встречали как свою принадлежность, 298 веруя от всей души, что скорбь не пришла бы, если б не была попущена правосудным и всеблагим Богом соответственно потребности человека. Первым делом их при пришествии скорби было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда находили в себе причину скорби. Потом, если усматривали, что скорбь препятствует им к богоугождению, то обращались с молитвой к Богу об избавлении от скорби, предоставляя исполнение и неисполнение прошения воле Божией, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби. Оно и не может быть вполне правильным: суждение ограниченного, хотя и святого человека не обнимает и не усматривает всех причин скорби, как обнимает и усматривает их всевидящее око Бога, попускающего скорби рабам и возлюбленным Своим. Святой апостол Павел трижды обращался с молитвой к Богу о том, чтоб ангел сатанин, препятствовавший апостолу в проповеди христианства, был устранен. Павел не был услышан: суд Божий об этом предмете был иной, нежели боговдохновенного апостола (см. 2Кор. 12, 7–10 ). Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтоб она совершалась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного, духовного рассуждения. Святые иноки, когда подвергались болезням, то принимали их как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога, не искали исцеления, хотя чудесные исцеления и совершаются наиболее между святыми иноками. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига... Святые отцы при постигавших их болезнях и других скорбях, во-первых, сами старались явить зависевшее от них терпение: они прибегали к самоукорению и самоосуждению, насилуя ими сердце и принуждая его к терпению; 299 они вспоминали смерть, суд Божий, вечные муки, при воспоминании которых слабеет значение и ощущение земных скорбей (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Старец пробыл в молитве всю ночь и собирался сообщить о своей великой находке в Лавре. Однако, заснув под утро, он видит во сне этого неведомого святого, который говорит ему со строгостью: – Что ты, авва, задумал предпринять? – Святый Божий, я имел помысл сообщить в Лавру, чтобы пришли и взяли тебя, потому что здесь ты забыт и пребываешь в пренебрежении, – ответил тот с трепетом. – Не с ними мы подвизались! И как ты хочешь распоряжаться моими мощами и перемещать их? Здесь я подвизался в течение пятидесяти лет и более. Прошу тебя, положи меня на прежнее место, закрой гроб плитой и, пока живешь, никому ничего не рассказывай. Проснувшись, старец Панарет закрыл гроб плитой и продолжал свою уединенную жизнь, всегда молясь безымянному святому. Состарившись, он перешел жить в Кавсокаливию. Незадолго до смерти старец рассказал отцам об этом событии, не открывая места захоронения и других подробностей. В девственных лесах Святой Горы в высоком духовном состоянии жили – и не знаем, живут ли ныне, – семь или, по другим сведениям, двенадцать пустынников, совершенно обнаженные, питающиеся, подобно птицам небесным, травой, кореньями, каштанами, кедровыми шишками. Говорят, что они ходили причащаться Пречистых Таин в пещеру Святого Петра к известному духовнику папа-Даниилу. Ученейший монах Лавры Спиридон Кабанаос об этих земных ангелах и небесных человеках писал: «Что же можем мы сказать о тех, которые живут в районе Криа Нера 55 , о жительстве которых знает только всевидящее око Божие!». Великий пустынник Дамаскин из Святой Анны, копая в своей ксирокаливе, которая расположена выше келлии Святой Троицы, нашел нетронутые святые мощи трех подвижников, от которых исходило неизреченное благоухание. Намереваясь около первого часа (по византийскому времени 56 ) оповестить общину скита и сообщить в Великую Лавру об этой исключительной находке, он, стоя на молитве, видит перед собой трех небесных мужей, которые со строгим видом говорят ему: – Если бы нам нужна была, геро-Дамаскине, людская слава, мы бы не пришли, чтобы поселиться среди этих скал, где мы были лишены даже воды ради любви Христовой и Царствия Небесного. Поэтому возьми наши останки и перенеси их в другое место, где они пребудут до времени общего Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Старче Нафанаиле, как бы вы обобщили отношения «государство — Церковь» за минувшие 12 лет? — В эти годы мы видим почти одно и то же отношение — отрицательное. Политики не хотят признать свою вину перед БПЦ. Три власти в Болгарии, по принципу независимости друг от друга, вместе разрушали единство нашей Церкви, забыв, что она является институцией вне их полномочий. Они всячески, разными способами старались подчинить ее, но Церковь — это богочеловеческий организм, и она неподвластна ни времени, ни преходящим светским властям. Она — мистическое Тело Христово и находится во всем мире. Позволю себе дать совет людям, незнакомым с сущностью Церкви, чтобы они не вмешивались в ее жизнь, поскольку возмездие Божие простирается до девятого колена… Слава Богу, в последнее время заметны изменения, имеет место развитие, но существенных результатов мы еще не достигли. Большое значение имеет тот факт, что депутаты проголосовали за то, чтобы Его Святейшество Патриарх Болгарский и митрополит Софийский Максим присутствовал на принесении клятвы Его Величества г-на министра-председателя Симеона Саксобургготского . Это повторилось и при принесении клятвы при вступлении в должность г-на президента Республики Болгария Георги Пырванова. Надеемся, что в скором времени мы станем свидетелями существенных перемен, и правда и истина восторжествуют. — Как бы вы описали нынешнее состояние БПЦ? — На нынешнее состояние БПЦ повлияли многие факторы. В тоталитарные времена у БПЦ не было большого выбора кадров. Ее ограничивали. Сразу же после перемен 1989 года и наступления демократии БПЦ направила свои справедливые требования в Народное собрание. Подготовила учебники по вероучению, пыталась восстановить братскую жизнь на приходах; восстановила Софийскую и Пловдивскую семинарии в их исконных зданиях. После упомянутых перемен народ пошел в храмы. Однако раскол разъединил верующий народ, который не был, да и сейчас еще недостаточно знаком с истинами веры. Несмотря на созданные трудности, связанные с расколом, БПЦ продолжает исполнять свою душеспасительную и полезную для народа миссию, хоть и при нехватке священнослужителей, потому что знает, что когда народ духовно просвещен и знает свою веру, тогда мало людей будет поверхностно смотреть на жизнь. Когда человек знает, что за ним постоянно наблюдает Божие всевидящее око и что от него не может скрыться ничего, он подумает, делать ли что-нибудь в ущерб своему брату.

http://pravoslavie.ru/68102.html

Так в два этапа – в 1790-х и в 1850-х годах – был построен сохранившийся до наших дней храм с престолами во имя Святителя Николая, Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского. В облике храма присутствует разновременной декор. Так, первоначальная храмовая часть, завершенная миниатюрным пятиглавием, имеет наличники в явной стилистике барокко. Протяженный широкий объем трапезной и высокая трехъярусная колокольня выдержаны в эклектичном стиле середины XIX века. Но при этом облик здания целостен и гармоничен, в чем несомненная заслуга автора проекта и перестраивавших храм мастеров. Такова история здания церкви. Не менее ценны сведения об украшающих ее росписях. Как следует из документов, их выполнил живописец ростовский купецкий сын Александр Иванов Сапожников. Именно с ним 24 апреля 1841 года, с согласия всех прихожан, крестьян государственной Клементьевской волости, церковный староста Сергей Иванов и избранный строителем Авдей Николаев заключили контракт. Там говорилось: «по данной мне доверенности родителем моим, города Ростова 3-й гильдии купцом Иваном Абрамовым Сапожниковым… в настоящей холодной церкви, также и в алтаре сделать стенное письмо живописью: в настоящей в двадцати трех клеймах по предоставленному мною рисунку, а в алтаре в пяти по старой щекотурке, которую перетереть прочным образом. В означенных клеймах изображать эстампы под номерами». Далее подробно перечислялся состав сюжетов: «1-е) В алтаре против престола Тайную Вечерю, по сторонам Святителей: 2-е) Василия Великаго, 3-е) Григория Богослова, 4-е) Иоанна Златоуста, 5-е) Иакова, перваго Епископа Иерусалимскаго. Над балдахином Всевидящее Око с сиянием в кумпале, 6-е) Прямо над иконостасом Воскресение Христово, 7) Напротив Умоление о чаше: тут изобразить и спящих апостолов, 8-е) Снятие со креста, 9-е) Ангела, седящаго на гробе и мироносиц. На западной стене: 10-е) Суд на Иисуса Христа, произведенный во дворе Архиерейском при собрании книжников и старцов людских, 11-е) Иисуса Христа, выведеннаго на позор из претора, облеченнаго в багряницу; где говорит Пилат: «се, Человек!» и пониже иудеев, 12-е) Несение креста в сопровождении народа, 13-е) Притчу о десяти девах, 14-е) Притчу о блудном сыне, 15-е) О мытаре и фарисее, 16-е) О примирении пред алтарем. 17. Вход в Иерусалим, 18-е. Лазарево Воскресенье, 19-е. Изгнание из храма продающих торжников, 20-е) Жену, приведенную к Иисусу Христу в прелюбодеянии истую, 21-е) Посещение Иисуса Христа в доме Симона прокаженнаго, где Мария помазала миром ноги и отирала своими власами, 22-е. Ввержение двух лепт вдовицею в сокровищное хранение, 23-е) Притчу о человеке, впадшем в разбойники, 24-е) Исцеление гадаринскаго бесноватаго и стадо свиное, утопающее в озере, 25-е) Притчу о богатом и нищем Лазаре, лежащем пред вратами, 26-е) Счастливая участь нищаго и пагубная богатаго, 27-е) Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его, тут же и великаго князя Владимира Киевскаго, 28-е) Убиение царевича Дмитрия Угличскаго».

http://sobory.ru/article/?object=15010

У северной части древнего фундамента найдена, также совершенно уцелевшая гробница с рельефно высеченными украшениями и крестами, в которой лежал полный остов, прикрытый полуистлевшим покрывалом. Кому принадлежала эта гробница – неизвестно.  Для возведения здания новой Десятинной церкви был назначен строительный комитет, членами которого были: митр. Евгений, киевский губернатор Катеринин и храмостроитель Анненков; чертежи, план и фасад были составлены архитектором Стасовым. Желание Анненкова и Стасова было – пристроить новое здание к старым стенам и, таким, образом, восстановить древний памятник; но другие архитекторы восстали против мысли о включении древних стен в новую постройку, угрожая неравномерною осадкою стен, почему древние стены были снесены до фундамента, да и этот последний остался только на южной и западной стороне.  Закладка новой церкви последовала 2 августа 1828 г., а 19 июля 1842 г. (т.е. почти через 14 лет) она была освящена митр. киевск. Филаретом в сослужении архиеп. Житомирского Никанора и бывшего епископа Смоленского Иосифа. Нынешняя Десятинная церковь представляет собою квадрат с 40-аршинными сторонами. Над храмом высится обширный, византийского стиля, купол, по сторонам которого 4 меньшие купола, все покрыты железом и окрашены зеленою краскою; между окнами куполов помещены изображения святых. Пол церкви составлен из шлифованных плиток красного шифера, яшмы, гранита и мрамора, в значительном количестве найденных в развалинах древней церкви. В главном алтаре, пред престолом и за ним, вделаны части древнего мозаического пола. Над предполагаемою гробницею св. Владимира, внутри церкви, с южной стороны, воздвигнуто изящное надгробие из темно-серого мрамора с бронзовыми позолоченными украшениями и приличною надписью. На надгробии изображен во весь рост почивающий благоверный князь. Вверху надгробия, в сиянии – всевидящее око и под ним – 988 г., год крещения киевлян; ниже – зодиак и под ним означены месяцы, в которые св. Владимир принял крещение и окончил жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=16330

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010