Ведомость завершается следующими словами: " Особенно торжественно отмечается богослужение в дни памяти прп. Михаила 11 января и 23 июня, 6-го декабря, 1-го октября и в первое воскресенье Великого поста, когда церковь бывает переполнена молящимися. Несмотря на особенно тяжелое время сестры в числе 40 человек с особой самоотверженностью переживают ниспосылаемые им скорби и лишь твердо надеясь на помощь прп. Михаила. Земли у нас нет, значит нет и насущного хлеба, а потому сестрам приходится заниматься домашним рукоделием, чтобы сыскать себе пропитание. Были у нас особенно тяжелые дни, когда приходила Советская власть и осматривая помещение, находила его удобным для своих целей и решила устроить здесь богодельню, приют и ферму. Слыша такие речи, сестры пришли в полное уныние, но милосердием Божиим и за молитвы прп. Михаила до сих пор ничего подобного не исполнилось и жизнь у нас потекла по прежнему тихому руслу " . Сохранилась среди архивных материалов и очень подробная опись церковного имущества, находящегося в двух церквях, колокольне и двух часовнях. По всей вероятности, она составлена уже после революционных событий, незадолго до закрытия монастыря. В описи упоминаются все иконостасы и иконы в них, в т.ч.: в главном иконостасе Троицкого собора - " храмовый образ Святой Живоначальной Троицы древнего писания в бронзовой ризе чеканной работы " и " образ прп. Михаила Клопского в молении пред св. Троицей с планом монастыря, вокруг его чудеса прп., риза же медная, позлащенная. Тако святых мощей прп. Михаила бронзовая, с вызолоченными 8-ми клеймами, с сиянием " Всевидящее око " , кругом ее внизу и вверху карнизы с пилястрами, а по верхнему борту 8 литых херувимов, по верху раки чеканной работы вызолоченный образ прп. Михаила. Кругом раки медная решетка с шариками. Над ракою на 4-х колонках установлен балдахин (...) " . В описи упоминаются 9 колоколов, находившихся на колокольне, разного веса, из которых самый большой - 102 пуда. Книги монастырские хранились в ризничной палатке. Библиотека насчитывала около 100 названий. Также в ведомости указаны копии с жалованных грамот и планов на землю и сенокосы, рыбные ловли.

http://sobory.ru/article/?object=00491

Вовсе несогласно с нашею целью входить в подробности этой борьбы. Мы коснемся только тех ее сторон, где она соприкасается с жизнью супруги Димитрия, сколько мы можем судить об этом по кратким, дошедшим до нас, летописным известиям. Известно, что Димитрий Иоаннович, узнавши о Мамаевом нашествии, по благочестивому обычаю своих предков, прежде всего поспешил в храм Богоматери с молитвою о подаянии небесной помощи против врагов, и потом уже разослал гонцов для собрания полков. Тогда вдруг все пришло в движение; каждый горел желанием принять участие в предстоящей борьбе. Кто не мог служить отечеству оружием, тот ревновал служить ему молитвами и делами христианского благочестия, В этом последнем деле Евдокия подавала первый и лучший пример. Забывая о предстоящей опасности для своего супруга, она помышляла об одном спасении отечества, и совершенно посвятила себя молитве и делам благочестия. По словам летописцев, она непрестанно ходила в церковь , проводила там дни и ночи и раздавала бедным богатые милостыни 15 . Великий князь, между тем, устроив полки, отправился в Троицкий монастырь, чтобы принять благословение преп. Сергия и просить его молитв. Возвратившись в Москву, он велел выходить войскам, а сам пошел в храм Архистратига Михаила. Укрепившись там молитвою и поклонившись праху своих предков, Димитрий вышел из церкви. Тут встретила его Евдокия, окруженная женами князей и воевод и множеством народа, собравшегося провожать великого князя. Все плакали, и от сильной грусти никто не мог произнести ни одного слова. Тогда последовало трогательное прощание Димитрия с своею супругой. Окруженный свидетелями он удержал слезы, хотя сильная грусть снедала его сердце. Он подошел к плачущей Евдокии и стал утешать ее. «Оставь слезы, сказал он, Бог нам будет заступником и мы не убоимся врагов». Затем, в последний раз, он обнял свою супругу, сел на коня и отправился в путь 16 . Великая княгиня, простившись с Димитрием, взошла с воеводскими женами в златоверхий терем, села под южными окнами к набережной и грустно смотрела вслед удалявшегося супруга. Ей казалось, что она в последний раз видит его, и слезы ручьями лились из ее очей. Глубоко вздохнув и приложив руку к персям, она воскликнула: «Господи Боже Великий! призри на меня смиренную, удостой меня еще увидеть славного между людьми великого князя Димитрия Иоанновича! Крепкою рукою Твоею дай ему победу на супостатов! Да не постигнет христиан та же участь, какая постигла их на реке Калке!.. Не дай погибнуть остатку христиан, да славят они святое имя Твое! Уныла земля Русская, только на Тебя уповаем, Око Всевидящее! У меня осталось три сына, но все они еще в детских летах... Кто защитить их от ветра бурного и от зноя палящего? Возврати им отца и не дай осиротеть им 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. Сирию» (II, 633). (См. у Кейля стр. 591 – 593 и другие предположения относительно значение слова Хадрах). 80 Всевидящее око Господне, обращенное на Израиля и на всех людей (язычников), останавливается прежде всего на Дамаске, главном городе Сирии, и на него падает всей тяжестью бремя слова Господня; для него (суфф. в иврит относится к иврит – Keil, S. 592) Дамаск делается как бы местом отдохновения, или продолжительного пребывание (ср. 5, 11: иврит). Бремя слова Божия падает и на Емаф, большой город сирийский (на р. Оронте), область которого прилегала к области Дамаска. После главных городов Сирии, Дамаска и Емафа, пророк называет важнейшие города Финикии, Тир и Сидон; контекст речи, согласно толкованию Кейля, дает повод сосредоточивать внимание, главным образом, на Тире, который первоначально был сидонской колонией, но вскоре превзошел свою метрополию ( Иез. 27, 8 ); вм. на Тир и Сидон, следовательно, можно переводить: «на Тир с Сидоном» (594). Он (Тир) очень умудрился – «той мирской мудростью, гордой и слепой, которая отнимает у Бога славу и не знает, в чем состоит истинная сила человека и народов» (Руж.). Упоминается о крепкой и высокой стене, 81 окружавшей Новый Тир, расположенный на острове, и о несметных его богатствах, вследствие чего Тир считал себя в совершенной безопасности и не помышлял о карающей деснице Божией. Ст. 4 угрожает богатому Тиру отнятием богатства и уничтожением твердынь его от пожара. Далее перечислены несколько филистимских городов, которым, каждому в отдельности, угрожают различные бедствия, по существу относящиеся ко всем в совокупности; причем каждая частная черта делает ясное указание на окончательный разгром упоминаемых пророком городов. Аскалон, Газа и Екрон, видя бедствия, постигающие богатый и сильно укрепленный Тир, должны придти в трепет; то, на что возлагал надежду Екрон, обманет его, Газа лишится царя, Аскалон не будет населенным городом; в Аздоде останется лишь смешанное население, менее благородное по сравнению с коренными жителями этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Защищай ее от внешних и внутренних врагов, ни на минуту не изменяя ей в ее правах и пользах и не жертвуя ими никаким видам мира, чем бы ни старался он увлечь, обольстить или устрашить тебя. Зорко следи за вопросами времени, касающимися веры и Церкви, и, не оставляя их на произвол мира, старайся в своем слове освещать их светом церковной идеи и науки. Не оставляй вне своего пастырского воздействия и те передовые наши сословия, к которым ты так близко стоишь по своему происхождению, будучи костью от костей их и плотью от плоти их. Устремившись с жаром к научному образованию и уклонившись в направлении ума и жизни от света веры и спасительного руководства Церкви, они довольно вкусили горьких плодов от древа познания добра и зла и в лучшей своей части ищут врачевания. Имея постоянное общение с этим сословием, не упускай случая указывать им на возможность совмещения здравых научных познаний с искреннею верой, современных открытий и усовершенствований с вечными началами духовной жизни, удовольствий и наслаждений с добродетелью, труда и борьбы с миром и спокойствием сердца. Конечно, в новом высоком положении тебя ожидают не одни только розы, придется увидеть, может быть, немало и колючих шипов, наряду с радостями испытать немало скорбей и огорчений; но Господь, обещающий быть с тобою, поможет тебе перенести все это с терпением и мужеством, благоразумием и кротостию, как подобает истинному служителю Христа: Аз есмь с тобою, говорит Он, и никтоже приложит озлобити тя. Казалось бы, что этого ободрения и достаточно для служителя Христова; но Господь не ограничивается этим; Он простирает Свое ободрение далее. Зане, – говорит Он, – людие суть Ми мнози во граде сем – у Меня много людей в этом городе. Замечательно, что когда Он говорил это о городе Коринфе, тогда в нем было только несколько душ верующих, остальные же все были язычники. Но Тот, всевидящее око Которого способно усматривать обильную жатву и там, где обыкновенный человеческий глаз ничего не видит, кроме напрасного труда и безуспешности, Он усмотрел и в Коринфе обильную жатву – великую христианскую общину еще прежде, чем она основана была апостолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Знаменский собор расписали, а согласно новым веяниям на куполе было изображено Всевидящее око. Стены и своды декорировали лепкой по рисункам М. Казакова, была построена новая колокольня, имевшая парадный вход в обитель. И снова мирное и благополучное течение монастырской жизни нарушилось – началась война 1812 года. Монастырский казначей Мефодий самые ценные реликвии вывез в Вологду, а остальное разграбили и уничтожили наполеоновские солдаты. Они жгли образа, мучили монахов, но монастырь не разрушили. Спасло обитель то, что в царских палатах остановился французский провиантмейстер, который раньше находился на русской службе. Он приложил усилия к тому, чтобы сохранить монастырские постройки, и способствовал проведению богослужений в Знаменском соборе – это было почти исключительное явление во время оккупации Москвы французами. После того как неприятель оставил Москву, в государевых палатах разместился архиепископ Августин, в 1813 году настоятелем Знаменского мужского монастыря стал архимандрит Парфений Чертков, будущий архиепископ Владимирский и Суздальский. На восстановление Знаменской обители в Москве Священный Синод выделил 15 000 рублей, жители города также жертвовали средства для такого благого дела. В течение 10 лет отстраивали монастырь, и в 1827 году Знаменский монастырь вновь стал функционировать. Основную роль в том, что до крайности обветшавший монастырь не снесли, а восстановили, сыграло то, что это было родовое гнездо, колыбель царского дома Романовых. С приходом на трон Александра II монастырь вновь вступил в эпоху возрождения. Посетив его в 1856 году и обнаружив плачевное состояние исторического подворья, император отдал приказание восстановить палаты в первоначальном виде и обустроить в них музей. Кроме того, все работы Александр II контролировал лично, ведь приближался 250 юбилей царствования династии Романовых. Следующим шагом был выкуп государевых палат у монастыря за 20 000 рублей. Теперь палаты принадлежали Придворному ведомству Московской придворной конторы.

http://sobory.ru/article/?object=25386

И поднялся он на эти горы, и благословил это место, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы, где ныне стоит город Киев, и пошел вверх по Днепру, и пришел в Новгород Великий, и оттуда пошел к варягам, и пришел в Рим. Но проповедовать слово спасения в Русской земле ему было возбранено Святым Духом, замыслы которого – великая тайна, и потому они недоступны разумению. По всем странам спасительная проповедь евангельская распространилась, и все от тьмы идольской были избавлены и светом божественного разумения просветились. Только Русская земля была омрачена тьмой служения идолам и скверными делами совершенно осквернена, и много уже прошло времени после вознесения на небеса единородного Сына Божиего. Но не стерпела Святая и Божественная и достойная поклонения Троица, видя свое создание погибающим, и сошла к нам на востоке сверху и светом божественного разумения просветила, верой и благочестием, премудростью и разумом праведного родоначальника, владычествующего самодержца и владыки всей Русской земли, блаженного Владимира, сына Святослава, правнука же Рюрика. Обратилось к нему всевидящее око Божие и просветило его божественным крещением, и стал он сыном света. Не только сам захотел спастись, но и всех постарался спасти и всем повелел креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. С того времени праведное солнце – Христос светом евангельской проповеди землю нашу озарил, и апостольский глас нас научил. И божественные церкви и монастыри стали строиться, и появилось много святителей и преподобных, чудотворцев и носителей знамений, и, словно на золотых крыльях, возносились они на небо. И, как прежде нечестием превзошла всех Русская земля, так теперь в благочестии всех оставила позади. В других странах хотя и много было благочестивых и праведных, но много было и нечестивых и неверных, которые вместе с ними жили и еретически мыслили. А в Русской земле не только многие деревни и села просвещены, но и города многие – все единого пастыря Христа единодушные овцы, все единомыслящие и все славят Святую Троицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И свободный мир – христиане не православные и нехристиане – смотрят на нас, почти как на обреченных, еле доживающих свой короткий век. И уже стали рассматривать все то, что принадлежит Православной Церкви, как имущество, потерявшее своих владельцев, имущество, которое теперь – «ничье». Вещественные ценности Церкви безбожная власть сделала предметом торговли, и наши соседи бросились на них, как на любопытный товар, как на экзотику, выбирая что кому по вкусу; православные иконы, церковные книги и церковная утварь оказались материалом публичных выставок и домашних коллекций; церковные напевы используются для нецерковных целей, а иногда даже кощунственно применяются в самой низкой обстановке; без спроса разбирается и исследуется наше духовное богатство – богослужебные чины, писания подвижников и письменные памятники вообще. И можем думать, что имеющий явиться в конце времен пророк Илия уже теперь невидимо вновь восклицает, как во времена царя Ахава: «Господи, люди Твои оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут» ( 3Цар.19, 10 ). Но есть Всевидящее Око над нами, есть Промыслительная Десница. Не умирает Православие, не будет одолена злом Православная Церковь . «Нас почитают умершими, но вот, мы живы» ( 2Кор.6, 9 ). Испытания очищают и укрепляют. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат – ломая хрупкое, выковывает сталь. И нужно заметить, что к гордому миру легче подойти в нищете и смирении: он ревниво отворачивается от чужой славы, чужого величия. Мы имеем возможность наблюдать, наряду с пренебрежением у одних, сочувствие, симпатию и уважение со стороны других к нам, православным, в дни нашей скорби; а иногда эти чувства переходят к желанию познать православие в его сущности и даже в увлечение и в любовь к Православию. И вот любопытный показатель: мы познакомились с недавно вышедшим на немецком языке исследованием о Православной Церкви, по внешности – научной работой, целью которого богослов поставил, в несколько замаскированном виде, предостеречь своих соотечественников-немцев от «увлечения» Православием и своей книгой хочет внушить, что Православная Церковь не имеет ни апостольского происхождения, ни единства, ни истинного благочестия, ни особой ценности богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Композиции присутствуют и на сводах самих арок. Здесь расположен Ветхозаветный цикл сюжетов от «Сотворения мира» до «Изгнания из Рая», а также «Переход через Чермное море», «Встреча Авраама с Мелхиседеком». Исключение составляют длинная восточная, и примыкающие к ней справа и слева короткие грани, закрывавшиеся деревянным иконостасом. На них живопись отсутствует. Поскольку храм имеет своеобразную центрическую композицию, алтарное пространство архитектурно не выделено. Но сейчас его можно выделить живописно, соответственно расположению сюжетов. Центром алтарного пространства является направленный на восток широкий компартимент, завершающийся конхой, и имеющий два яруса световых окон. В конхе помещено изображение Спасителя в сиянии славы. Этому изображению вторит изображение Саваофа, окруженного Силами Небесными, в симметричном восточному западном компартименте. На откосах верхнего восточного окна находятся изображения двух святых. Левое изображение читается плохо, справа - образ преподобного Антония Великого. Изображение на своде окна утрачено. На откосах нижнего окна -архангелы Михаил (слева) и Гавриил (справа). На своде окна - золотой треугольник («Всевидящее око»). Вогнутая плоскость стены разделена живописным антаблементом на два яруса. Нижний ярус заполняется фигурами святителей, верхний - двумя рядами сюжетов. В верхнем ряду слева - «Тайная вечеря», справа - «Омовение ног». В нижнем ряду, соответственно, слева - «Распятие», справа - «Воскресение». Эти композиции симметрично фланкируют центр алтарной оси и обозначают главные события евангельской истории. Логика размещения сюжетов в этой части храма предполагает, что композиции левых сегментов стен будут хронологически предшествовать моментам, представленным в центре, а правые - их продолжать. Таким образом, были объединены пять восточных апсидиол, на которых размещены сюжеты, связанные с Пасхой (от «Входа в Иерусалим» до «Сошествия Святого Духа»). Откосы верхних окон в этих компартиментах заполнены фигурами святых. На откосах нижних окон можно видеть образы архангелов Варахиила, Уриила, Иегудиила, Селафиила. Нижний ярус содержит образы святителей, скомпонованных по три фигуры на плоскостях стен справа и слева от окна. В следующих компартиментах компоновка фигур святых зависит от ширины стенного проема. Встречаются композиции из двух и даже одной фигуры. Среди них читаются образы архидьяконов (арх. Евпл, арх. Стефан, арх. Лаврентий, арх. Филипп и др.), образ святителя Николая Чудотворца. В правой, юго-восточной части храма, в нижнем ярусе образована ниша, которая расписана образами трех преподобных святых Онуфрия Великого, Петра Афонского и Марка Фраческого. На своде ниши - образ Спаса Вседержителя в облаке, благословляющего этих трех святых.

http://sobory.ru/article/?object=06024

На двух колокольных куполах каменная крыша промазана и окрашена. Северные, восточные и южные боковые своды «раковин» покрыты свинцом. Соборная крыша и семь куполов окрашены зеленою краскою. Золоченые кресты на соборе вычищены. На крыше собора в стенах сделано 20 водосточных каналов, в которые вставлены деревянные ящики, обитые свинцом. К каждому каналу сделаны новые цинковые трубы, вышиною сверху до низу 14 ½ аршин, толщиною в диаметре 2 ½ вершка. Около собора с западной, северной и восточной сторон сделан каменный цементовый водосточный канал, длиною 115 метр, толщин внутрен прохода для воды диам 25 сантиметров. При паратном входе в собор сделаны для освящения два больших фонаря на кронштейнах. Кругом собора каменная из плит панель вновь исправлена. Ремонт внутренних стен собора Исправлена, местами отвалившаяся от протока воды, штукатурка Клеевая окраска с соборных стен и колонн вся оскреблена и стены все протерты. Все соборные стены и колонны три раза прокрашены белой масляной краской (подготовка для живописи). Во все соборные двери и окна вставлены новые коробки для рам и дверей. Откосы соборных окон и дверей прошпаклеваны и прокрашены масляной краской. Во всех соборных окнах железные решетки также окрашены масляной краской. Кругом хор чугунная решетка окрашена светло–зеленой краской и отделана бронзированным порошком. Украшение Троицкого собора живописью. В алтаре. На Восточной стороне в полукруглой раковине написано изображение Святой Троицы Триипостасное Божество Над жертвенником в куполе Рождество Христово. На правой стене от св. престола написано Крещение Господне. На левой стене явление Св. Троицы у Мамврийского Дуба. В арке над св. престолом сходящий Дух Святой в виде голубя, в сиянии и облаках. В южном куполе в алтаре написано Всевидящее Око, в сиянии и облаках. Между окнами в алтаре и у жертвенника написаны одноличные изображения в рост: Спасителя, Божией Матери и прочих святых, всего шесть изображений. В соборе. Над иконостасом поясной благословляющий Спаситель на облаках, окруженный херувимами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

На иконе «всевидящее око» (XVI – XVII в.), в московском публичном музее, евангелисту Марку присвоен символ орла, Иоанну льва. С тем же символом изображен евангелист Иоанн в рукописном евангелии 1606 г. – в библиотеке московской синодальной типографии. Следовательно, до XVII в. не установился еще окончательно тот порядок символов в применении к евангелистам, который считается общепризнанным в настоящее время. Замечательно также, что в рассматриваемых миниатюрах евангелист Иоанн пишет сам своею рукою, тогда как в других древних греческих и русских изображениях он обыкновенно диктует Прохору (напр. на указанных выше новгородских вратах и в некоторых греческих и славянских рукописях библиотек патриаршей, синодальной типографии – в Москве и софийской библиотеки при с.-п.-б. духовной академии). Все эти подробности заслуживают полного внимания любителей старины как со стороны способа изображения, так и живописного стиля. Обнародование образцов миниатюр подобного рода было бы в высшей степени желательно. Оно помогло бы если не совершенно изменить, то в значительной мере смягчить существующий взгляд на византийскую живопись. Нам известно, что снимки с этих и других московских миниатюр, сделанные по инициативе г. Бутовского, директора московского Строгановского училища технического рисования, обратили на себя внимание на парижской выставке 1867 г. Некоторые из них (русские) отлично воспроизведены в сочинении Виоле-ле-Дюка 9 и, по слухам, появились также в одном английском художественном издании. Нечего и говорить о том, что подобные образцы старинной живописи должны послужить основою для нашего иконописания при возведении его к древнему иконописному стилю. 1 Мы избираем только один из нескольких, находящихся там же подобных памятников, по причине его отчетливости и совершенства техники. Читать далее Источник: Покровский, Н.В. Замечательный образец византийской живописи X-XI вв.//Христианское чтение. 1878. No 11–12. С. 655–661. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010