Слово в день рождения Его Императорского Высочества, 1766 года Сентября 20 дня Возмогайте во Господе, и в державе крепости его. Еф. гл. 6:10. Воссиял нам паки оный благословенный день, в который Бог , благодетельствуя России, даровал нам дражайший залог благости своей. Благополучное преуспевание в возрасте лет и дарований высокого Августейшей нашей Самодержицы Наследника, есть толикое Божие к России благодеяние, что непрестанные хвалы и благодарения должны мы воздавать пекущемуся о нас Промыслу. Ибо при вожделенном и мирном Великой Монархини нашей царствовании, когда и высокий Ее Наследник по Матерним шествуя следам, к своим непрестанно стремится совершенствам, общее благополучие больше приемлет сияния, больше радости, поскольку оно несомнительною продолжения надеждою утверждается. И как сказал Давид, что видя Бог свои дела в порядочном течении, чувствует из того некоторое в себе удовольствие: Возвеселится, говорит он, Господь о делех своих: 51 так поистине и ныне зря он с горних мест своих на любезное Августейшей Матери Чадо, яко движим радостию, устами Апостола своего глаголет к нему: Возмогай о Господе и в державе крепости его. Сей Божественный глас возьмем мы, Слушатели, во основание нашей беседы, и прилагая его особливо к виновнику нынешнего торжества, исследуем, в чем состоит истинное мужество? К содействию же слова нашего призовем божественную благодать. Воззри на нас всевидящее Око, и глас истины твоей да оглашает наши уши, и да движет наше сердце! Мужество есть из добродетелей превосходнейшая, поскольку она есть других добродетелей основанием. Ибо нельзя приступить к какому-нибудь похвальному предприятию, ежели прежде дух мужеством утвержден не будет. Но надобно знать, в чем состоит истинное мужество, дабы нам порока за добродетель не почесть. Мужеством, может быть, кто назовет телесную крепость, каковою например, в древности прославились Милон, Геркулес и Сампсон, которые со львами боролися, и одним ударом зверей убивали; или каковые были оные древностию ж славимые исполины, кои одним чудовищным тела своего видом слабых смертных в страх приводили. Но весьма далеки мы от того, чтоб мужества добродетель поставить в таковой тела крепости. Ибо следовало б всем малосильным сея добродетели всегда лишенным быть. Притом, если б таковой крепости присвоить имя мужества, то многие б звери сею добродетелию нас всегда превосходили. Прейдем мы такое погрешительное мнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Часть вторая Нечистые, блудные, плотские помыслы хорошо подавлять, рассеивать следующими духовными рассуждениями. Господь – Творец всего мира, а человек – наилучшее Его создание и все в нем, в человеке, все члены его целесообразны и высоки, а потому ничто не должно возбуждать в нем скверных, грязных представлений и чувств. Отсюда если у тебя возникают дурные плотские помыслы, спеши обратиться мыслию к Господу, хвали Его за премудрое создание человека, хвали Его как виновника всякой красоты в мире. Такими возвышенными представлениями и чувствами ты можешь приостановить течение нечистых помыслов. На иных же хорошо действует такое рассуждение: что телесная красота, она непрочна, скоропреходяща! Сегодня красив человек, а завтра он может обратиться в смердящий, отвратительный, безобразный труп. Стоит ли к такой ненадежной красоте прилепляться сердцем? Дурные помыслы часто являются у нас от нечистого взора, а потому храни свои очи, не позволяй им бродить по распутиям мира, не позволяй им искать человеческой красоты. Старайся так воспитать свои очи, чтобы они при взгляде на человека останавливались не на внешнем его облике, а проникали бы внутрь, в сердце, созерцали бы человеческое достоинство, духовные качества человека, его духовную красоту. Что такое иметь страх Божий? – Это значит никогда не забывать, кто Бог и кто мы. Бог – Творец Мира, Судья и Мздовоздатель наш, человек же грешное, падшее создание, которое только и может спастись милостию Божиею. И страх Божий великое значение имеет в деле нашего нравственного преуспеяния. Он удерживает нас от всего дурного, приучает нас к благоговению, смирению, кротости и чистоте. Ты – немощной, а потому постоянно нуждаешься в благодатном подкреплении, нуждаешься в освящении святыней. Куда же тебе прежде всего идти, как не в храм к Божественной литургии, где видимым образом Господь каждый раз присутствует в Дарах Евхаристии? Здесь ты, стоя невдалеке от Самого Господа, кажется, все доброе можешь себе испросить. Помыслы мешают нам сосредоточиваться на молитве. Как прекратить их течение, как отшибить их от себя? В обыкновенном течении жизни наше внимание останавливает что-либо выдающееся – сильный стук, яркий ослепительный свет, какая-нибудь громада и т.п. Попробуем применить подобное в жизни нашего духа. Текут ненужные и даже вредные помыслы, отвлекающие нас от духовного созерцания. Постараемся вызвать в уме, с переживанием в сердце, такие представления, как необходимость и неизбежность смерти, Страшный Суд, всевидящее око Господа, безмерную милость Его к нам, нашу преступность, выдающиеся случаи (тяжелые) нашей жизни, – и это отвлечет нас от житейского, ненужного течения мыслей и вставит нас в колею духовного созерцания. Мы не говорим уже о крестном знамении и призывании сладчайшего имени Господа Иисуса, чем, по опыту святых людей, лучше всего подавляются всякого рода нечистые, противные нашей духовной жизни помыслы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

114. Об исповеди Сегодня вы, христиане, приступаете к исповеди; какой труд пересказать грехи перед своим духовником? Кто грешил, тот знает, когда и чем грешил: словом ли, делом или помышлением; но припомнить все грехи до единого едва ли кто может? Хорошо поступают монахи, которые ежедневно пересказывают духовнику грехи свои. Таких грешников и такие грехи и врачевать легче и удобнее, потому что духовник видит: с какой стороны враг нападает на человека, чем чаще его искушает, – и дает приличный совет, как беречься того или другого греха. Как уврачевать мирянина, который приходит к духовнику однажды в год и которого духовник совершенно не знает? Как уврачевать того, который и сотой доли грехов своих не может пересказать? Какой спасительный совет дать тому, который старается скрыть свои важные грехи? Как пользовать того, который приступает к исповеди не с тем намерением, чтобы исполнить в точности заповедь духовника своего, а чтобы соблюсти один пример исповеди, не давая обещания более не грешить? Как спасать того, который не думает еще навсегда покаяться, то надеясь на свое здоровье, то на свои лета, то на долготерпение Божие? А между тем, тот, кто скрывает грехи свои перед духовником, – сугубо, вдвойне согрешает и становится виновником против тела и крови Господней. К прискорбию, многие из нас одно и то же повторяют на исповеди: «мне некогда каяться, я занят делами». Можно ли сказать: «мне некогда спасаться»? На это извинение, или лучше собственное обвинение, сам Господь указывает, Который послал рабов Своих – Пророков и Апостолов звать на великую вечерю; но один из званых говорил: «я землю купил, мне некогда»; другой: «я купил пять пар волов, надобно посмотреть их»; тот говорил: «я женился», – каждый придумал причину в свое извинение, или лучше обвинение; зато ни один из них не удостоился быть на пиру Божием. Места за столом заняли хромые, слепые и убогие, которые не были связаны никакими житейскими делами. Поэтому и в деле исповеди и в покаянии никто не может никаким образом извиняться и оправдываться, тем более, что привычка к тому или другому греху с каждым годом усиливается, язвы душевные стареют, совесть все более и более омрачается, а всевидящее око Божие все же видит тайну грехов наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

119. Прощальная беседа с прихожанами Архангельско-Михайловской церкви г. Таганрога В последний раз, быть может, беседую я с вами, братия! Не знаю, кто из нас согрешил: вы или я, что Господь нас разлучает? Справедливее всего – и вы, и я; я своей леностью к частому Богослужению и своим нерадением к преподаванию слова Божия; а вы своей леностью к хождению во храм Божий и своим невниманием к слушанию слова Божия. Быть может, всевидящее око Божие усмотрело на совести нашей и такие грехи, о которых не леть нам и глаголати в настоящие минуты. И вот Бог разлучает меня с вами. Жаль мне вас, и вы, я знаю, жалеете за мной. Тяжелый камень лежит у меня на сердце! Но что я был бы за пастырь, ежели бы не носил на себе креста? Буря поднялась на меня великая, волны житейского моря большие, но успокойтесь: якорь надежды в руках Иисуса Христа, поэтому я верую и надеюсь, что мой корабль но разобьется о скалу; тучи скорбей пройдут, небо благополучия прояснится и солнце милосердия Божия покажется. Быть может, Господь дает мне других овец, которые не суть от двора сего, и которых тоже нужно мне привести ко Христу. Быть может, вы пресытились моим словом, тогда как те внимательнее станут слышать мои поучения. И вот Господь отнимает меня у вас или вас у меня. Таким образом исполнилось слово Христово: «пошлю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Божия» 124 . Когда-нибудь вспомните о моем недостоинстве и скажете: «был у нас некогда пастырь, ревностно проповедовавший нам слово Божие и обличавший наши пороки; но мы огорчались его обличениями, противились его словам и не хотели слушать его наставлений». Успокойтесь, вы более, быть может, не услышите моего голоса. Теперь обратите все ваше внимание на поучения нового вашего пастыря. Слово Божие одно и то же, чьими бы устами оно ни было сказано, – главное то, с какой любовью вы его станете слушать. Не слух только, но нужно иметь открытое и сердце, чтобы слово Божие сеялось в вас богато и приносило сторичный плод. Святые Апостолы были простые рыбари, неученые; но всю вселенную обратили ко Христу своим благодатным словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

БОДРСТВОВАНИЕ Желающий быть истинным христианином, должен помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием Когда хощешь должности сии исполнять, так поступай: помышляй всегда «вездесущее» величество Божие, и с тобою присутствующее; помышляй «всевидящее» Его око, вся твои дела, слова и помышления проницающее; разсуждай со страхом и трепетом «праведный» и неизбежный суд Его; помни высочайшую Его любовь и неисчетная Его благодеяния. И тако во исполнении должности к Нему благоуспеешь (1:62). Для своего спасения нужно бодрствовать (4:243, см. БРАНЬ , 120). Христианин должен бдеть и готовым быть к сретению Царя небесного (4:32, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1005). Христианин должен непрестанно бодрствовать (4:18, см. ХРИСТИАНИН , 1116). Смерть неизвестна, но от состояния души в минуту кончины зависит вечная участь Мудрые и разумные рабы бдят и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианине! подражай и ты в том сынам века сего; бди и ожидай звания Господа твоего. Буди в сем важном деле разумен и мудр, да и блаженным будеши. От сего часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной; смерть и мучение. Видишь, коль страшен час сей. Блажен бдяй и ожидаяй часа сего! Бди и ты, душе моя, и ожидай часа сего, да тогда с радостию возможеши воспеть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», и проч. ( Лк. 2, 29–32 ) (4:89). Неизвестность кончины мира подвигает к бдительности (3:278, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1020). Быть бдительным, т.к. время смерти неизвестно (3:264, см. СМЕРТЬ , 936). Не должно дремать, так как предстоит лютая и всегдашняя БРАНЬ с Диаволом Понеже так лютая и всегдашняя брань надлежит нам, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют; но, оттрясши сон лености, всегда бдеть и на стражи противу нападения их стоять, по увещанию Христову: «бдите, и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ). И паки: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ) (3:230).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

В настоящее время, когда мы сказываем поучения, многие из христиан, быть может, скажут: «мы сами все это знаем, зачем нам слушать известное?» Не сомневаюсь, что многие из нас знают евангельскую историю, но знают так заповеди Божии, как тот законник, – знают букву, а не дух, слова, а не мысли. Вы знаете, что 6-й заповедью запрещается убийство: не убей, – и понимаете эту заповедь так: грех смертельный лишить жизни человека. Но понимать так шестую заповедь мало. Убивать человека можно словом, гневом, клеветой, завистью и многим другим. «Гневающийся на брата человекоубийца есть», – говорит Апостол. Убиваем ближнего – нищего, если не даем ему пищи или одежды, когда имеем что дать. Поэтому все богатые и скупые суть убийцы нищих и голодных. То не примется в извинение, что ты говоришь: «не я один богат, а есть другие побогаче меня, они помогут бедным»; но это только отговорка – отговорка нисколько не извинительная. Твои сокровища не твои всецело; часть твоего имения принадлежит бедным, нищим. Все, что употребляешь ты на пищу страстей своих, на лакомства, на удовольствия, на пьянство, на дорогие наряды, экипажи, – все это должно быть употребляемо для нищих. Знай, что ты даешь не нищим, а самому Иисусу Христу, помни, что Христос тебе скажет на страшном суде своем: «я был наг, и ты не одел меня, – голоден, и ты не накормил меня». В 7-й заповеди сказано: «не прелюбы сотвориши» – это не то только значит, чтобы мы не сделали греха прелюбодеяния на деле, нет, – мы даже должны изгонять из сердца своего прелюбодейную мысль; ибо Христос сказал: «кто воззрит на женщину с вожделением, таковой прелюбодействует в сердце своем». Так ли поступают теперь христиане? О, нынешние христиане далеки от заповеди Спасителя. Смотреть, любоваться женщиной, особенно красивой, увлекаться ее наружностью, ее изящным нарядом, возжигаться к ней страстью, нисколько не считается грешным; напротив, увлекаться красотой, станом женщины считается признаком высокого ума, вывеской просвещения. Божие, всевидящее око! Загляни в наши сердца, что там увидишь? А там усмотришь тысячи тысяч похотливых желаний, безрассудных страстей. Итак, оказывается, что мы духа закона евангельского не понимаем. Чтоб разуметь ясно духа, и мысли заповедей, и всякое Божие писание, нужно стяжать Духа Божия, который один знает и испытует все и глубины Божии. Для сего необходимо много молиться и поститься; а даром, без всякого прошения, не дается человеку ни один дар Божий. Мы и те таланты, которые имеем, закапываем в землю, утопая в бездне греховной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Епископ и муха РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26636.html 28 февраля 2006 Александр Щипков Епископ и муха 1999, май. Публикуется впервые  В некотором царстве, в некотором советском государстве жил был епископ. Имя его я запамятовал, но точно помню, что был он человеком добрым. И умным. И от этого много страдал. Территория епархии, на кафедре которой ему довелось пребывать, была огромной. А церквей там было – раз, два да обчелся. Власть в ту пору была крепкой, начальство принципами не поступалось, как принято нынче, и епископу всегда показывали его место. Место это находилось на краю города, в деревянном домишке, который назывался довольно внушительно – Епархиальное управление. Управлял же епархией специальный государственный чиновник, которого называли страшным словом – " уполномоченный " . Уполномоченный презирал епископа и вмешивался во все его дела. Епископ уполномоченного побаивался и в узком кругу язвил: " Уполномоченный упал намоченный " . Намоченному уполномоченному доносили на епископа прямо из узкого круга. И уполномоченный готовил новые каверзы. А епископа одолевала мечта-идея. Епископ мечтал перехитрить безбожную власть и взять ее не количеством, а качеством. И для того епископ рукополагал в священники молодых ребят с высшим светским образованием... Саша Цветков никогда не прятался от комсомольского патруля. Он любил стоять в центре храма, и владыка заметил, что сегодня на " мир всем " юноша не склоняется, а наоборот, слегка откидывает голову назад и медленно кладет крест. Саша вглядывался во Всевидящее око над царскими вратами и улыбался. Вчера он решился уйти из лаборатории и дал владыке согласие на рукоположение. Саша, Саша, повторял епископ, что проку от твоей физики-кибернетики, если она Троицу объяснить не способна. Саша стал священником и уехал на приход в село Первомайское. Дыра дырой. Оттого – спокойно. Никто тебя не мытарит. Колхознички хоть и не верят, но батюшку не обижают. Одно плохо – Любу на работу не берут. Жену. Ни в школу, ни в библиотеку. Деток Господь не дал. Она тоскует. Просит вечером: Саша, почитай мне вслух про карлика из Плодомасова. Саша берет с полки красного цвета томик и читает. Он любит свою Любу и жалеет. Он и колхозников жалеет. И владыку. Владыка плох стал. Говорит, что новые порядки непонятнее старых. Бранит коммунистов, бранит демократов. Ворчит с утра до ночи. Ну да... что ж тут лукавить. Скажем прямо – запил владыка под старость. И сильно запил. Нашлись из узкого круга доброжелатели – патриарху сообразили доносик, а в местной газетке статейку под псевдонимом тиснули. Заголовок броский – что-то вроде " Служил владыка за пол-банки " .

http://religare.ru/2_26636_1_21.html

IX. Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии Церковь Смоленской Божией Матери Одигитрии, построенная преемником Ионы III –митрополитом Иоасафом Лазаревичем в 1693 году, одноглавая, совершенно отличная по архитектуре от прочих кремлевских храмов, невольно бросается в глаза своей оригинальной окраской, состоящей из разноцветных треугольников. Церковь эта соединяется переходами с прочими кремлевскими зданиями и находится почти рядом с Воскресенской церковью. С переводом кафедры из Ростова в Ярославль (1788 г.), как и все кремлевские храмы, Одигитриевская церковь была упразднена. Возобновлена была в 1862 году. В 1889–1890 гг. храм этот был комиссией ремонтирован. В церкви Одигитрии имеется древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери. Иконостас и лепная работа по стенам церкви сохранилась от времен строителя, митрополита Иоасафа Лазаревича. Среди лепной работы в клеймах находятся отдельные священные изображения: в сводах купола – 12 апостолов, по два в клейме; по северной стене: Успение Богоматери, Благовещение, видение Иаковом лестницы, Неопалимая Купина, взятие Богоматери на небо; по западной: Введение во храм, рождество Богородицы, Св. Троица ветхозаветная, Нерукотворный образ, св. Антоний Римлянин; по южной: посещение Богоматерию Елизаветы, «Величит душа моя…» и Коронование Богоматери; в алтаре, над горним местом, изображение Знамения Божией Матери, признаваемое современным устройству церкви. – Иконостас деревянный, также относится ко времени устройства церкви. В нём, в первом ярусе, по правую сторону царских врат – поясное изображение Господа Вседержителя и Иоанн Предтеча, по левую – Смоленская Божия Матерь и великомученица Параскева; во втором ярусе – двунадесятые праздники; в третьем: «предста Царица одесную Тебе». с двумя ангелами по сторонам Спасителя и с четырьмя апостолами, по два за Богоматерию и за Иоанном Предтечей; выше, над Спасителем, Воскресение Христово, по одну сторону его –– бичевание, по другую положение во гроб: над Воскресением – Распятие. В трапезе семь сюжетов из жизни Иоакима и Анны, Господь Саваоф и Всевидящее око.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Боровенск. Успенский Ферапонтов монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Боровенского монастыря Карта и ближайшие объекты С приделами в честь свт.Николая Чудотворца, Рождества Христова, свт.Василия Великого. Каменная, двухэтажная, с каменной оградой. Построена в 1766 г. казначеем эконом-коллегии секунд-майором Иваном Петровичем Бегичевым. Закрыта в 1935 г. С 1961 г. зерносклад и сепараторный пункт. Во владениях мужского Боровенского Успенского монастыря были когда-то обширные земельные угодья с многочисленными деревнями и сёлами. По преданию, монастырь был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, священноиноком Ферапонтом. На утверждение созданной им обители он принёс с собой благословение своего наставника - икону Успения Божией Матери. Храмовая икона Успения Божией Матери, которую, по преданию, основатель бывшей обители священноинок Ферапонт получил от преподобного Сергия Радонежского, помещалась за правым клиросом в особо устроенном старинном киоте, в виде церкви с пятью главами и восьмиконечными крестами. Храм был закрыт в 1935 году. После войны там размещались сепараторный пункт, зернохранилище и склад запасных частей для сельскохозяйственной техники. Теперь, правда, всего этого там нет и в помине, но открыт храм не для прихожан, а дождям и ветру. Успенская церковь с приделами Рождества Христова, свт. Николая Чудотворца и свт. Василия Великого - выдающееся произведение русского зодчества, даже теперь, в полуразрушенном виде, поражает своими формами. На облупившихся стенах ещё просматриваются лики святых, но пятна сырости и грязи расползаются всё дальше. Источник: http://www.ruschudo.ru/miracles/842/ 15 мая 1766 г. настоящая церковь была освящена во имя Успенской Божьей Матери с пределами Рождества Христова, святого Николая Чудотворца и святого Василия Великого. О былом великолепии монастыря свидетельствуют с трудом различимые, как бы покрытые дымкой тумана, остатки росписи. Неслучайно, видимо, на сводах нижнего храма хорошо сохранилась фреска «Всевидящее Око». В небесной глубине зрачка зияет, как кровоточащая рана, выщербленный кирпич: пьяный безбожник выстрелил из ружья. Успенская церковь даже теперь в полуразрушенном состоянии поражает своим величием.

http://sobory.ru/article/?object=09751

Вопрос: Пожалуйста, дайте оценку произведениям Толкиена ( " Властелин Колец " , " Хоббит " и пр.) с Православной точки зрения. Можно ли рекомендовать эти книги для чтения детям? Отвечает отвечает иеромонах Адриан (Пашин): Несомненно, что Джон Рональд Руэл Толкиен - писатель выдающийся, и его книги как литературные произведения представляют немалый интерес. Написанные прекрасным языком, в увлекательной форме, они читаются просто запоем. Присутствует в них и ненавязчивая поучительность - например, в том, что подвиги совершаются абсолютно негероическими людьми (точнее хоббитами). Однако с православной точки зрения многое в произведениях Толкиена настораживает. Будучи представителем направления " фэнтези " , Толкиен не просто выдумывал необычные сказочные сюжеты, но и пытался отобразить в них некую духовную реальность. Надо сказать, что и большинство сказок не так просты, как кажется. Они, как правило, рисуют борьбу сил добра с силами зла, а если взять традиционные русские сюжеты о победе над многоголвым змием, то ясно, что их первоисточником является Откровение Иоанна Богослова, Апокалипсис. Произведения Толкиена также весьма драматично показывают противостояние добрых и злых сил. Но, хотя в их основе лежат христианские представления, у Толкиена происходит довольно ощутимое смещение акцентов. Однако если в " Сильмариллионе " , этой своеобразной космологии, искажение христианского учения о сотворении мира очевидно, то в других произведениях дело обстоит сложнее. Так, в эпопее " Властелин колец " зло выглядит, да и является значительно более могущественной силой, чем добро. Оно почти всесильно, от него некуда укрыться, не к кому прибегнуть. " Всевидящее око " (один из главных образов книги) оказывается принадлежностью князя смерти в Мордоре, а не Бога (хотя в православной традиции есть даже икона с таким названием). Бог если и присутствует у Толкиена, то в лучшем случае как Создатель, а не как Промыслитель, без воли Которого и волос с головы человека не упадет. Внутреннее ощущение при чтении книги: страх и напряжение, вызванное тем, что ошибка героев может повлечь за собой гибель всего мира. Кстати, главные герои - хоббиты - для победы над злом должны пройти " во глубину ада " , в центр Мордора (аналогия с сошествием во ад Христа здесь невозможна по целому ряду причин, что понятно любому читателю).

http://pravoslavie.ru/6465.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010