Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом Богохульство, и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями.    Убийство архидиакона Стефана было своеволием возмущенных фанатиков, так как мы не видим, чтобы синедрионом формально был произнесен смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно сочувствовал этому и наверное даже подстрекал фанатиков. Римский гарнизон, обычно небольшой в Иерусалиме, вероятно не мог справиться с внезапно вспыхнувшим сильным возмущением, прокураторы же, как правило, жили в Кесарии, и нужно было время, чтобы известить их и получить подкрепление для усмирения возмущения.     «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» — свидетели, по закону, должны были первыми бросить камни в обвиненного ими в преступлении, а чтобы широкие восточные одежды не мешали, их снимали. Савл впоследствии стал великим Апостолом языков — Павлом.     «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего». — Побиваемый Стефан вознес Богу двоякую молитву — о себе и о своих убийцах. Это — те же молитвы, которые принес Своему Небесному Отцу и Распятый Христос на кресте.     «И, сказав сие, почил» — кончину первомученика Дееписатель сравнивает с отходом ко сну. Глава восьмая Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1—4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5—13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14—25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы (26—40). Гонение на Церковь (Деян. 8:1—4) Деян.8:1. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Деян.8:2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

  Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.   Действительно, прежде, нежели наступила решительная брань римлян с иудеями, чего не потерпели от них апостолы, будучи преданы на судилища и ведены к царям: Ироду, Агриппе и Нерону? Но вы, — говорит, — «не заботьтесь наперед, что вам» отвечать: в тот самый час Дух Святый даст вам, что должны вы будете говорить. При этом предсказывает им и то, что всего хуже, именно, что они будут преследуемы и от своих домашних. Говорит же это для того, чтоб они, слыша о сем предварительно, приготовлялись к напастям и впоследствии могли легко переносить их. Далее следует утешение: ради Меня, — говорит, — будете ненавидимы. Это самое великое облегчение в несчастье. Великое также утешение заключается и в том, что претерпевший до конца спасен будет.   Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни.   Под «мерзостью запустения» разумеется статуя того, кто подверг город Иерусалим запустению. Ибо «мерзостью» называется всякий идол; «мерзостью запустения» назван он потому, что его поставили внутри недоступного святилища храма, когда Иерусалим был взят и чрез это подвергся запустению. Впрочем, еще Пилат внес ночью в храм изображение кесаря, и чрез то был виной великого мятежа в народе. С этого времени начались и войны, и запустение Иерусалима. «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Хорошо сказал: «находящиеся в Иудее» (все вообще, а не апостолы), ибо апостолов не было тогда в Иудее, но, как сказано, они еще прежде войны были изгнаны из Иерусалима или, лучше, сами ушли из него, будучи движимы Духом Святым. Итак, да бегут оставшиеся в Иудее. А кто будет на кровле, пусть ни за чем не возвращается в дом свой: рад должен быть и тому, если спасется хотя нагой. Но горе будет тогда женам, имеющим детей, и беременным. Почему? Потому что первые, имея детей и будучи удерживаемы любовью к ним, не могут убежать; да и во чреве имеющим неудобно будет бежать по причине бремени чревоношения. Но я думаю, что здесь указуется и на детоядение, ибо осаждаемые иудеи во время голода поднимали руки даже на детей своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

– Да не будет, чтобы я отступил от истины, которую уже обрел, – отвечал святой апостол. – Я всем сердцем моим верую и открыто исповедую, что отверженный вами и преданный на смерть Иисус Назарянин есть Сын Божий, единосущный и совечный Отцу, а я раб Его. Тогда первосвященник закричал: – Хулит! хулит! Пусть выслушает закон! Тотчас была открыта книга закона и было прочтено то место, где написано: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой, и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество, пусть не щадит его око ваше и тем изымете зло из дел Израиля (см. Лев. 24, 15–16). По прочтении этого места, первосвященник сказал апостолу Христову: – Твои слова свидетельствуют против тебя; кровь твоя падет на голову твою. После этого первосвященник осудил апостола Матфия на побиение камнями. Когда апостола привели на казнь на место, называемое Вефласкила, то есть дом побитых камнями, святой Матфий сказал к ведшим его иудеям: «Лицемеры, справедливо говорил о подобных вам пророк Давид: Толпою устремляются на душу праведника и осуждают кровь неповинную (Пс. 93, 21); то же говорит и пророк Иезекииль о такого рода людях, что они умерщвляют души, которые не должны умирать (см. Иез. 13, 19). После этих слов апостола Христова два свидетеля (как требовал того закон) положили свои руки на его голову и засвидетельствовали, что он хулил Бога, закон и Моисея. Они же первые бросили камни в апостола Матфия; причем он просил, чтобы эти первые два камня были погребены с ним, как свидетели его страданий за Христа. Потом и остальные начали бросать каменья, побивая святого апостола, и он предал дух свой Господу. Дабы скрыть от римских властей несудебную расправу – любая смертная казнь в римских провинциях могла быть осуществлена только после приговора римского суда – было решено обвинить апостола в противлении властям и отрубить ему голову. Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года. Мощи Мощи апостола Матфия находятся в М нескольких местах Европы. Как известно, большую часть мощей святая равноапостольная царица Елена перенесла в город Трир в Германии. Впоследствии, в 1148 году над мощами был выстроен великолепный храм во имя святого апостола Матфия. В этом храме мощи пребывают и поныне. Это единственные апостольские мощи, пребывающие севернее Альп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А Иисус более не ходил открыто среди иудеев, но ушел в местность возле пустыни, в город, называемый Ефрем, и там оставался с учениками Своими. Приближалась же Пасха иудейская и перед Пасхой многие из земли той восходили в Иерусалим, чтобы освятиться. Потому искали они Иисуса и говорили друг другу, стоя в храме: «Как думаете, не придет ли Он на день праздничный?» Первосвященники же и фарисеи повелели, если кто узнает, где Он, сообщать, чтобы взять Его. Глава 12 Иисус же за шесть дней до Пасхи пришел в Вифанию, где жил умерший Лазарь, коего поднял Иисус. И сделали для Него там трапезу. И Марфа прислуживала, Лазарь же был среди возлежащих с Ним за столом. Тогда Мария взяла фунт дорогого умащения из чистого нарда и помазала ноги Иисуса и вытерла ноги Его своими власами. И наполнился дом благоуханием умащения. Тогда сказал один из учеников Его, Иуда Искариот, коий впоследствии предал Его: «Почему не продала она сие умащение за три сотни денариев и не раздала бедным?» Сказал же он сие не потому, что радел о бедных, а потому, что был вором и, имея ящик для подаяний, носил то, что опускали в него. Сказал тогда Иисус: «Оставь ее, ибо на день погребения Моего она сберегла сие. Ибо нищих всегда имеете при себе, Меня же не всегда имеете». Тогда узнала большая толпа иудеев, что Он там, и пришли они – не только ради Иисуса, но и чтобы увидеть Лазаря, коего Он поднял из мертвых. Первосвященники же задумали умертвить и Лазаря, ибо многие из иудеев приходили ради него и веровали в Иисуса. На следующий же день большое множество пришедших на день праздничный, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, и вышли навстречу Ему, и восклицали: «Осанна, благословен грядущий во имя Господне, царь Израилев!» И нашел Иисус осленка, и сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сиона: се, Царь твой грядет, сидящий на осленке». Сперва ученики Его не поняли сего, но, когда прославлен был Иисус, тогда вспомнили они, что так было написано о Нем и что так они сделали Ему. Тогда толпа тех, кто был с Ним, когда Он воззвал Лазаря из гробницы и поднял из мертвых, приносила свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А, что обещание Давидово было, скорее, погрешительное, чем притворное, видно, будто бы, из того, что Давид впоследствии выразил сожаление о невозможности исполнить свое обещание Гефскому царю 339 . Но, принимая во внимание характер Давида, его испытанную любовь к отечеству и его великодушные отношения к Саулу, нельзя предположить, чтобы он решился когда-нибудь поднять руки на отечественный народ свой. Давая притворное обещание Анхусу, Давид, конечно, был уверен, что Господь сам выведет его каким-нибудь образом из его тяжелого положения, – и надежда эта действительно оправдалась. Сожалеть же о невозможности выполнить свое обещание Давид тоже мог притворно; ибо в его положении нельзя было радоваться сему. В награду за преданность и услуги Давида против Евреев, в которых Анхус не сомневался 340 , он хотел сделать его главой и начальником своих телохранителей. Ст. 3. …И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны… Зачем повторяется здесь замечание о смерти Самуиловой 341 , и сближается имя этого пророка с изгнанием волшебников? Сближая имя почившего Самуила с изгнанием волшебников и гадателей при Сауле, священный повествователь, вероятно, хочет этим дать понять, что изгнание это произошло еще давно, когда был жив Самуил, и по влиянию на Саула этого пророка Божия, который, конечно, указал новоизбранному царю Израильскому на строгие прещения закона Божия против волшебников 342 . Повторяются же здесь эти оба факта в виде вступления к тому, о чем рассказывается дальше. Ст. 4. …И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе… Сонам город находился в колене Иссахаровом 343 , в равнине Иезреельской (Ездрелонской). Гора Гелвуй находилась в том же колене, в южной части Сунемской долины. Ст. 6. …И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков… Каким образом при Сауле мог быть урим, когда, носивший его, первосвященник был с Давидом? Вероятно, Саул поставил себе другого первосвященника, хотя это было вопреки закону Моисееву; ибо законный первосвященник Авиафар действительно удалился к Давиду 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ангелы суть служебные духи ( Евр. 1:14 ), слуги Господа Вседержителя, творящие волю Его ( Пс. 102:21 ). Они не только провозвестники милостей Его, но и исполнители судов Его. Они защищают обидимых, помогают поборникам веры и правды, и по мановению Божию, карают обидящих; для богобоязненных ангелы – их хранители, для нечестивых они иногда и губители. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его ( Пс. 33: 8 ). «Как городские стены, изъясняет святой Василий Великий 1 , вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения; так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет не прикрытым. Посему падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится ( Пс. 90:9 ) удар кого-либо из врагов; яко ангелом своим заповест о тебе сохранити тя» (ст. 12). Псалмопевец и царь Давид, в борьбе со врагами, не полагаясь на свои силы, возвергал надежду на Господа: «Побори борющихся со мною, и восстань на помощь мне. Да будут они, как прах пред лицом ветра, и ангел Господень да прогоняет их. Да будет путь их темен и скользок, и ангел Господень да преследует их» ( Пс. 34:1, 2, 5, 6 ). Неоднократно являлись ангелы на защиту Божия народа и на погубление врагов его. Ангел поразил некогда первенцев египетских по повелению Божию за то, что притеснители египтяне не хотели освободить из рабства и отпустить евреев. Во дни благочестивого царя Езекии сделал нашествие на иудеев Сеннахирим, царь ассирийский. «И воззвали они ко Господу милосердому, простерши к Нему руки свои. И Святый скоро услышал их с неба». Порази полки ассирийские и сокруши я ангел Его ( Сир. 48:22–24 . 4Цар. 19:35 ). Сие чудесное событие служило и впоследствии ободрением для иудеев, ополчавшихся против врагов веры и отечества. Подступил к Иерусалиму сирийский военачальник Никанор; с богохульством и превозношением уже он думал одержать всеобщую победу над иудеями. Их вождь Иуда Маккавей убеждал своих сподвижников не страшиться врага, воспоминал им прежде бывшие опыты помощи свыше, и, видя наступление многочисленного войска, простер руки свои к небу и воззвал: «Ты, Господи, при Езекии, царе иудейском, послал ангела, и он поразил из полка Сеннахиримова сто восемьдесят пять тысяч. И ныне, Господи небес, пошли доброго ангела на страх и трепет врагам». Началась битва. Не много было воинов у Иуды; но, руками сражаясь, а сердцем молясь Богу, они избили не менее тридцати пяти тысяч, и сам неприятельский полководец найден мертвым после дела. Тогда все, обращаясь к небу, прославляли Господа: «Благословен сохранивший неоскверненным место Свое» (2 Макк. 15:6–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Апостол говорит: если между вами распри, ссоры, вы подобны хищным животным, которые угрызают друг друга и пожирают (ср. 2Пет. 2:12 ), – а это он относит к людям. К какому? к ветхозаветному обществу? Нет. К новозаветному, к своим современникам. Открываем снова 12-ю главу. И вот он приходит в эту обтованную землю, патриарх Авраам, и первая его остановка в городе Сихем. Древнейший тоже ханаанский город Сихем. И вот посмотрите, патриарх в своём лице соединял три служения. Он был жрец, он был и судья, имевший над сородичами право жизни и смерти, и он был патриарх, глава, и по его слову всё решалось. Вот, он соединял в себе эти служения. Ветхозаветная религия отличается величавой простотой. Смотрите, говорится в 6-м стихе: «И прошел Авраам, по земле сей по длине ее до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда жили Хананеи. И явился Господь Авраму, и сказал ему: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там Аврам жертвенник Господу ». Эти жертвенники представляли из себя нагромождения из камней или круг в виде . Да, круг из камней или возвышение такое; впоследствии по числу колен Израилевых жертвенники делались из двенадцати камней. Но вот древнейшая религия: глава рода, он же и жрец. Ещё особого священства нет. Священство в избранном народе будет кастовым – не каждый мог быть священником. А так, родословная. Во-первых, он должен быть из колена Левия, и, во-вторых, что касается священства, он должен быть из потомства Аарона. Его родословная напрямую должна была выходить на брата Моисеева Аарона. Он был первый первосвященник, и священство передавалось от отца к детям. И так шло бы и шло до настоящего времени, если бы у них был Храм. Теперь, что нужно сказать? Вот Сихем, вот Вефиль, вот Хеврон – упоминаются эти места, где Авраам останавливался. Наконец, из-за голода он спустился в Египет. И в Египте на его супругу посягнул фараон. Поскольку это был знатный шейх, то отнимали жён и заключали их в гарем. Но Господь наказал за это фараона, и он, наградив Авраама, отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Блажен, – подтверждает св. Иоанн, – соблюдающий слова пророчества книги сей» (22:7). Ибо Бог «послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (22:6). «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда настанет это время», говорит Христос ( Мк. 13:33 ). Заключение Четвертая книга Закона Божия показала, на основании письменных памятников 1 века (Священного Писания Нового Завета и христианского Предания) общую картину апостольской проповеди и жизни первохристианской Церкви. Содержание этой жизни, как в начале, так и на протяжении веков, заключалось в силе откровения Бога, переданного Иисусом Христом апостолам и их преемникам. В следующей пятой книге будет рассказано в общих чертах, как развивалась жизнь христианской Церкви после апостольского века и как воспринимали люди учение Христово в течение веков до наших дней. 48 Впоследствии, когда Церковь умножилась, и епископы не могли быть всюду, чтобы возлагать руки на крещаемых для низведения Духа Святого, в Церкви было введено таинство миропомазания, т. е. помазание миром, как печать дара Духа Святого. Это таинство миропомазания в наше время обычно совершается одновременно с таинством крещения (см. 2 кн.). 49 Отсюда юный помощник Варнавы и Савла, Иоанн (Марк), не выдержав трудности путешествия, вернулся в Иерусалим. 50 В них ап. Павел между прочим пишет: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей... такое завещание, чтобы ты воинствовал как добрый воин, имея веру и добрую совесть... чтобы ты знал, как должно поступать в Доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины... Никто да не пренебрегает юностию твоею, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте... Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение...» ( 1Тим. 1:18–19; 3:15; 4:12–42 ; 2Тим. 1:6 ). 51 Колония, город заселенный бывшими солдатами и получивший римские права, под особым управлением воевод. 52 Эти слова «стена подбеленная» соответствуют гневному обличению фарисеев Самим Господом, когда Он им говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» ( Мф. 23:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Братия, – говорит Апостол Иаков, – если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). А обратить его, как вы видели, можно и тем, когда мы будем являть перед ним и во внешнем нашем поведении благопристойность, при молитве внутренней и благоговение внешнее, порядок и стройность в Богослужении общественном, и будем заботиться о благолепии дома Божия. Аминь. 328. Должно любить ближних не словом, а делом Господь велит нам любить ближних не словом, а делом, как и указал в притче о благодетельном Самарянине и как говорит возлюбленный ученик Его: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). Но любить ближних делом есть для нас заповедь трудная. Попал человек в беду или погибает душевно и телесно, мы не поскупимся на слова сострадания и любви к нему, но самым делом войти в его положение, явить ему истинную помощь, соединенную для нас с самораспятием, есть подвиг, весьма редко встречающийся со стороны нашей. А между тем, если, как знаете, без любви делом спастись нельзя, то мы и должны учиться ей. У кого? Конечно у тех, которые в продолжение своей жизни являли деятельную любовь к своим братьям и оставили нам достоподражательные примеры ее. К нашему счастью, таких примеров мы не лишены. Их много можно найти и в жизни святых, и в истории нашего отечества. В наше назидание возьмем пример сего дня из последней: пример, который представляет собой Греческая царевна Анна, впоследствии супруга св. Равноапостольного князя Владимира. Когда посланные Владимиром узнать, где какая вера лучше, возвратились к нему и сказали, что лучше Греческой веры нет, то Владимир и решился принять ее, но, как человек непросвещенный еще светом этой веры и будучи как язычник горд, он не захотел снизойти до просьбы перед царями Василием и Константином и, собрав войско, пошел против них войной. Дойдя до Таврического полуострова, он осадил тут город Корсунь и после шестимесячной осады взял его.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Будет ли оно годным на изделие? Даже когда оно было целым, не годилось оно на изделие: тем более, когда огонь поест его и обожжет, оно не будет употребляться ни на какое изделие. Посему так говорит Господь Бог: подобно дереву виноградной лозы между деревьями лесными, которое отдано Мною огню на пожрание, предам (или предал) Я жителей Иерусалима, и обращу лице Мое на них. Из огня они выйдут, но огонь поест их. И узнаете, что Я Господь, когда обращу лице Мое на них и сделаю землю непроходимою и пустынною за то, что они были вероломными, говорит Господь Бог. Вместо переведенного нами: обе стороны его поел огонь и середина его обращена в пепел LXX перевели: ежегодное очищение его истребляет огонь, и исчезает до конца. Затем, где мы сказали: когда обращу лице Мое на них, там они перевели: когда утвержу. Также вместо вероломства они перевели грех. Под различными же образами, которые греки называют параболами, предвозвещается разрушение города Иерусалима. Как выше ( Иез. 4 ) [под образом] сковороды, на которой было холодным мясо народа, и кирпича, на котором начертывались укрепления и валы с стенобитными и осадными машинами, изображены осада того же города и голод, и в том, что и впоследствии мы будем читать у этого же самого пророка, а также в написанном у Иеремии ( Иер. 1:13 ): коноб поджигаемый от лица севера указывается на город Иерусалим, и срубленный лес Нагев, и Феман и Даром ( Иез. 20:46 ) предвозвещает то же самое: так и в настоящем месте тот же Иерусалим сравнивается с виноградником и плодородной виноградной лозой. О нем и в другом месте написано: Аз насадих тя виноград плодоносен, весь истинен: како превратился еси в горесть, виноград чуждий ( Иер. 2:21 )? И у Исаии ( Ис. 5 ): «насадил Я, говорит, виноград сорек», то есть отборный и прекрасный. И в Псалмах читаем: виноград из Египта пренесл еси, изгнал еси языки и насадил еси и; путесотворил еси пред ним ( Пс. 79:9–10 ). Но яснее научаемся из слов Писания: виноград бо Господа Саваофа дома Исраилев есть ( Ис. 5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010