С другой стороны, Вавилон, город великий , – это будет действительно великий богоборческий город последнего времени. Вавилон – один из древнейших городов мира вообще. Это – древнейшая цитадель богоборчества и всякого нечестия. Это – злейший враг Израиля. Тот известный нам ветхозаветный древний Вавилон – прототип великого города последнего времени. Из жженых кирпичей воздвигалась древняя Вавилонская башня к небесам ( Быт. 11:3–4 ). Вавилонская башня из дел сожженной совести вознесется к небесам в последние времена ( 1Тим. 4:1–2 ). Об этом городе последнего времени сказано, что он яростным вином блуда своего напоил все народы . Подобно было сказано пророком Иеремией и о древнем халдейском Вавилоне: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали» ( Иер. 51:7 ), упиваясь яростным вином блуда . Слово яростный (το θυμο) означает жар, пламя. Блуд здесь назван яростным, огненным вином, воспламеняющим все тело и разжигающим все страсти. Подобно этому и великий город кончины века воспламенит все народы, напоит их до безумия нечестием и всеми мерзостями. Вавилон научит все народы блудно ходить перед Своим истинным Богом. Блуд здесь – любая неверность Богу и общение с грехом. Известно влияние великих городов на прочие города. Как из рассадников заразы, расползаются из них по всему миру нечестие и пороки. Таково будет и растлевающее влияние этого великого города последнего времени на весь мир. И не просто равнодушно будут люди грешить и отвергаться Бога, но совершать это яростно, как опьяненные до безумства. И тогда внезапно придет конец этому городу. Пока народы безумно пили из Вавилона, как из золотой чаши, яростное вино блуда и безумствовали, «внезапно пал Вавилон и разбился» ( Иер. 51:7–8 ). Так будет и в кончину века. Пал, пал Вавилон... начался суд. Когда явится горний – небесный Иерусалим, тогда сей Вавилон окончательно падет и истребится. Блуд здесь назван яростным вином, но известно, что и крепкое вино может привести к блуду, почему апостол и говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» ( Еф. 5:18 ). Мир сейчас затоплен блудодеяниями и распутством, реки вина текут, не прекращаясь. И люд упивается. Не обратится ли это вино некогда в вино ярости Божией?! «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» ( Притч. 23:31–32 ). Видение третьего ангела

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Следующее событие, которое мы могли бы связать с археологией – это Тайная Вечеря , совершенная накануне Крестных страданий Господа Иисуса Христа. В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной Вечери, которое носит название Сионской Горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами, и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Внутри нее находится михраб, направленный в сторону Мекки. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская Горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы не можем установить достоверно. Церковь, называемая Сионской горницей В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Подлинность ее доказана недостаточно точно. Однако, если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра , сказанные в день Пятидесятницы: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня» (Деян 2:29). В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида. Но даже если место нахождения Сионской горницы определено правильно, паломники в Иерусалим должны понимать, что это не та самая Сионская горница, в которой Христос вкушал хлеб и вино с учениками. Более того, существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Господа Иисуса Христа. Это связано с тем, что Иерусалим был несколько раз разрушен. Первый раз это произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. Во втором веке город был перестроен императором Адрианом, и на месте разрушенного Иерусалима был основан римский город Элия Капитолина. При императоре Константине и императрице Елене, его матери, были произведены значительные изыскания, в результате которых был найден крест Господа, найдено место Его погребения. А в 614 году город был разрушен персами, которые сожгли Иерусалим и разрушили храм Гроба Господня.

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

Тир , один из самых могущественных городов в мире. Он был назначен колену Асирову, как и другие города этой области ( Нав.19:29 ), но потомки Асира не изгнали из него Хананеян. Неизвестно, что стало с городом, о котором говорит Иисус Навин. Знаменитый Тир был построен только за 240 лет до построения храма Соломонова, на острове, против древнего города на твердой земле. Этот город сделался центром торговли всего мира; со всех концов вселенной приходили народы торговать в нем и принимали участие в увеличении его богатств, блеска и могущества; на его рынок доставлялось все, что было самого драгоценного и способного поддержать роскошь. Писания пророков наполнены угрозами против этого преступного города ( Иез.28:2, 12 ; Зах.9:3–4 ). Нечестие его привело на него божественную месть. Навуходоносор взял его, после 13-летней осады, ограбил его сокровища и разрушил его совершенно, как это было предсказано пророком Иезекиилем ( Иез.26:7–12 ). Его жители перешли на соседний остров и построили новый Тир, который могуществом и пороками превзошел древний. Спустя 400 лет после взятия Тира Навуходоносором, Александр Великий осадил его снова и, после 7-ми-месячной осады, взял его. Осада эта только потому имела успех, что Александр велел сделать насыпь и обратил остров, на котором стоял город, – в полуостров. 2,000 знатнейших Тирян умерли на кресте и более 30,000 были проданы в рабство. Провидя судьбу Тира, пророк Исаия говорит: «И будет в тот день, забудут Тир на семьдесят лет... По окончании же семидесяти лет, с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «Возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспоминали о тебе». И будет по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать прибыль свою» ( Ис.23:15–17 ). 15,000 Тирян, – которых спасли Сидоняне на кораблях, когда Александр вошел в город, – снова восстановили развалины своей родины; но Тир уже потерял свое владычество над морем: у него явилась соперница Александрия. Он пришел в цветущее состояние только по истечении срока, назначенного пророком, и торговал только с соседними городами. Тир пребывал в своих пороках до принятия Евангелия. Уже во время апостола Павла было большое число верующих в Тире, впоследствии же церковь его очень прославилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тогда объявлено было повеление императора Августа переписать всю подвластную ему вселенную. Перепись эта была первой с той поры как Квирипий управлял Сирией 22 Все жители Иудеи, равно как и прочих провинций, обязаны были идти в те города, откуда были родом. 23 Иосиф же рода и отечества Давидова, принужден был идти в Вифлием, город дома этого. А потому из Назарета, где жил, находившегося в провинции Галилеи, пошел он в город Давидов, бывший в Иудеи, с женой своей Марией, которая была беременна. 24 Но пришедши в город, не нашли они места в гостиницах, и принуждены были поместиться в вертепе где Мария родила сына своего Первенца. 25 Она повила его и положила в яслях. 26 Святой Лука, равно как и Матвей, говоря о Иисусе употребили выражение «первенец». Из того еще невозможно заключить, будто у Марии были после того другие дети, потому что у евреев наименование «первенец» не было равно значащим со словом «старший», но означало особливое посвящение. 27 Те же которые в Евангелии называются братьями Иисуса, были двоюродные Его братья, сыновья Клеоны и жены его именем Марии, сестры или двоюродной сестры Девы Марии, Матери Иисусовой, как то увидим впоследствии. 28 Хотя Иисус родился в Вифлееме но его звали Назореем, потому что воспитан был в Назарете и родители его жили в этом городе. 29 Поклонение пастырей В то время, как в бедном вертепе вифлеемском рождался Иисус, Ангел Господень явился пастухам, которые в продолжение ночи пасли стада свои. 30 Явление вестника небесного поразило их и устрашило; но Ангел, успокоив их, сказав: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленках, лежащего в яслях». 31 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное, воинство небесное славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!» Христос рождался для того, что бы воздавалась славу Богу; послание Его в мир состояло в распространении мира устройством отношений человеческих на взаимной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Эти люди пришли под кров дома моего, чтобы найти безопасное убежище: и я скорее соглашусь отдать вам в обиду дочерей моих, чем гостей». Но они сказали: «поди ты сюда! Как! пришлец, пришедший сюда, думает указывать нам? За это мы хуже сделаем с тобою, чем с ними». И стали наступать па Лота, и подошли, чтобы выломать дверь. Тогда гости, отворивши дверь, взяли Лота в дом, дверь заперли, а буйную толпу поразили слепотою, так что никто не мог найти двери. После этого гости спросили Лота: «кто у тебя еще есть здесь? зять ли, сыновья ли, дочери ли, и кто бы то ни был у тебя в этом городе, всех выведи из этого места. Мы истребим его: потому что беззакония его громко вопиют ко Господу, и Господь послал нас истребить его». У Лота были две дочери девицы, которые обе уже были обручены. Он пошел к нареченным зятьям своим сказать, чтобы они вышли из города, потому что Господь истребит его; но им показалось, что он шутит. Когда занялась заря, Ангелы начали торопить Лота, чтобы он вышел с женою и двумя дочерьми своими из города и не подвергся угрожающей ему опасности. Лот медлил. Тогда Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руки его, и жену, и дочерей, вывели за город, и (один из них) сказал: «спасай жизнь свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся на этой равнине; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». Но Лот сказал: « Господи! я не успею спастись от беды в гору. И если так велика милость твоя надо мною, то вот, ближе бежать в этот город: он же и мал; в нем сохранилась бы жизнь моя». Посланник Господень ему отвечал: «в угодность тебе я не истреблю этого города; спасайся в него, ни мало не медля, потому что я не могу сделать своего дела, пока ты не уйдешь туда». (От того-то случая этот город впоследствии назван: Сигор, то есть малый). Лот пришел в Сигор, когда уже солнце взошло. Тогда Господь на Содом, Гоморру, Адаму и Севоим пролил с неба дождем серу и огонь: и истребил эти города и всю эту равнину со всеми их жителями и произрастениями. Между тем жена Лотова не исполнила данного Ангелом повеления: она оглянулась назад, и чуть ли даже не имела намерения воротиться за какими-то забытыми в доме вещами 16 ; но тотчас же обратилась в соляной столп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Гораздо больше в Писании встречается примеров противоположного свойства: Господь по Своей милости «отменяет» или «откладывает» первоначально предреченное наказание. Так, пророк Илия после казни Навуфея возвестил Ахаву: Вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою… ( 3Цар. 21:21 ), однако Ахав раскаялся и Господь впоследствии в откровении пророку Илии как бы корректирует Свои слова: Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его ( 3Цар. 21:29 ). Но самый известный пример – прощение жителей Ниневии. Сначала пророк Иона безапелляционно и безоговорочно возвестил: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! Однако ниневитяне покаялись и в итоге увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел ( Ион 3:4, 10 ). И хотя ясно, что Господь здесь действует по Своей милости, все равно формально получается, что пророчество Ионы не исполнилось. Значит ли это, что Иона – лжепророк? На это факт обращали внимание уже многие древние толкователи и, что интересно, именно нежеланием Ионы показаться лжепророком объясняли его неудавшуюся попытку бегства в Фарсис. Так, в иудейской традиции бытовало предание, будто Иона уже прежде откровения о Ниневии имел репутацию лжепророка, так как он возвестил гибель жителям Иерусалима, но они раскаялись и Бог помиловал их. В результате, когда он получил повеление от Бога проповедовать в Ниневии, он решил избежать своей миссии, иначе и язычники будут считать его лжепророком 3 . Более авторитетны для нас сходные рассуждения святителя Григория Богослова : «Иона бежал, чтоб не идти к ниневитянам с печальной и необыкновенной вестью и чтобы впоследствии не оказаться лжецом, если город спасется через покаяние. Ибо не спасение злочестивых огорчало его, но он стыдился быть служителем лжи и как бы ревновал о достоверности пророчества, которое в нем могло подвергнуться сомнению» 4 . Весьма вероятно, с мнением святителя Григория был знаком и преподобный Андрей Критский , который в Великом каноне выразил сходную мысль: «Иона в Фарсис побеже, проразумев обращение ниневитянов, разуме бо яко пророк Божие благоутробие: темже ревноваше пророчеству не солгатися» 5 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Города, о которых идет речь, по всей видимости не подвергались, подобно Иерихону, полному разрушению. Говорится только, что в каждом из этих городов было предано заклятию и умерщвлено все дышущее: царь, все его подданные и скот, как повелел Господь, Бог Израилев (10:40). Писатель книги здесь отсылает читателя к заповеди Второзакония: «А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души; но предай их заклятию,.. дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом, Богом вашим» ( Втор. 20:16–18 . Ср. Исх. 23:32–33 ). Исследователи отмечают логичную последовательность завоеваний с точки зрения географии. Райт, кроме того, видит в археологических открытиях ясное подтверждение библейской последовательности завоеваний: «Если Иисус должен был захватить территорию, которая впоследствии должна была стать территорией Иуды, он следовал именно тем путем, которым должен был следовать. В крепостях долины Сефела всегда сосредоточена военная сила. Когда коалиционные войска бежали, он атакует Ливну; затем – Лахис, как ключ к горам. (…) От Лахиса направляется к Еглону, который охраняет следующую долину, которая ведет к горам (…). Имея Сефелу в своих руках, логично двинуться в горы. Поэтому следующий город – Хеврон. После этого Иисус направляется на юго-запад и захватывает последнюю крепость, Давир…» 391 . Следует сказать несколько слов о местонахождении этих городов. Македа. Локализация не ясна. Иногда идентифицируют с тель эс-Сафи, иногда с хирбет эль-Хейзун или с хирбет Макдум. В Нав. 15:41 к городам Иуды. Ливна. Локализуется в тель эс-Сафи (Олбрайт, изначально); в тель Борнат (Олбрайт (впоследствии) и Ахарони); в тель Йудейда (Каллай). В Нав. 15:42 к городам Иуды. Лахис. Локализуется в тель эд-Дувейр, в 6–7 км на юго-запад от бет-Губрина 392 . В Нав. 15:39 к городам Иуды. Газер. Начиная с Клермон-Ганно (1870) локализуется в тель Джезер (тель эль-Хазари), в 8 км на юго-юго-восток от Рамлы, где долина Сефела переходит в холмы Иудейского нагорья.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И невольно вспоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши, обращенные к злобному гонителю: «за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей?» ( 1Цар. 26, 18 ). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни?» ( 2Цар. 23, 14 – 17 ). Вслед за тем он разбил на голову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением 15 . Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 330 году Константин В. построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием. Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Иеремиею Бет-шемеш, городом (домом) солнца ( Иер. 43:13 ). Город стоял на восточном берегу Нила, в немногих милях к северу от Мемфиса, и был славен своим поклонением Ра, солнцу, а также учёностию и мудростию своих жрецов (Герод. II, 3). На месте бывшего города и теперь находится обелиск красного гранита, составлявшего часть храма солнца, с посвятительною надписью, высеченною Осиртасен-ом или Сесортас-еном I. Обелиск и надпись суть древнейшие остатки в Египте 12 династии (Gesenius, p. 52; Wilkinson, V. I, p. 44; Rawlinson’s Herodot, II, 8; Brugsh. H. E., p. 254). «Многие видели важное затруднение в объяснении возможности женитьбы Иосифа, поклонника Иеговы, на дочери жреца солнца. Но это затруднение только кажущееся, ибо ни египтяне, ни потомки Евера не были в те времена так исключительны в своих отношениях к другим народам, как они сделались впоследствии. Иосиф сделался вполне египтянином по наружности (ср. Быт. 43:15, 32 ), носил египетское имя и сделался великим визирем фараона. Авраам сам имел вторую жену египтянку Агарь, стало быть, женитьба на египтянке не представляла ничего странного даже в семействе Авраама. Нет сомнения, что впоследствии Асенефа примкнула к богопочитанию семьи своего мужа (см. Англ. Комм. Библия, in loco). По-видимому, не семитов презирали египтяне, а пастушеские занятия. И пошел Иосиф по земле Египетской. Быт. 41:46 Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лице фараона, царя Египетского. Из сличения с настоящим местом Быт. 37видно, что Иосиф прожил в доме Потифара и в темнице тринадцать лет. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской. Быт. 41:47 Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти. М. Филарет переводит: «и приносила земля в семь лет изобилие снопами», и объясняет этот текст тем, что от одного зерна родилось такое множество стеблей и колосьев, которое казалось целым снопом (in loco). О. Герлах переводит: «земля приносила полными снопами». Остервальд переводит: «trés abondamment».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

О церковном богослужении Где можно молиться? – Можно молиться везде: и дома, и в поле, на всяком месте, потому что Бог есть Дух и везде присутствует. Священная история представляет такой пример молитвы: Бог послал пророка Иону в город Ниневию возвестить жителям гнев Божий за их беззаконие; а он не исполнил Божьего повеления, отправился в противоположную сторону и за то едва не погиб. Когда он плыл на корабле, то поднялась сильная буря и ежеминутно грозила потопить его. Жребий, брошенный между плывшими, указал, что Иона находится под гневом Божиим; его бросили в море, и там поглотил его большой морской зверь – кит. Господь чудесно сохранил жизнь Ионы внутри этого зверя, и вот оттуда-то, из чрева кита, Иона воззвал к Богу о помощи и спасении, и Господь услышал его и спас. Так, нет места, где бы Бога нас не видел и не слышал, и где бы нельзя было Ему молиться. Но есть и особенные, нарочно устроенные для молитвы места: это храмы Божии. Особенное место молитвы – храм – Когда человек был чист своею душою, близок к Богу, тогда не было нужды в храмах: так в раю не было храма. По падении, мы отдалились от Господа Бога и стали склонны к рассеянию и суете мирской. Поэтому и стали чувствовать потребность в устроении храма; переходя за порог его, мы должны оставить все земные попечения и стать пред лицом Самого Всесвятого и Всеведущего Бога. Сам Господь сказал о храме: будут очи Мои и сердце Мое, там во все дни ( 3Цар.9:3 ). Происхождение храма – Первый храм истинному Богу был сооружён пророком Моисеем. В это время евреи странствовали по аравийской пустыне. Посему и храм сооружён был такой, что можно было разбирать его и переносить с места на место. Он известен под именем скинии, что значит палатка. Такую же точно скинию соорудил впоследствии царь и пророк Давид. Сын и преемник Давида, царь Соломон, соорудил уже не переносную скинию, а храм для постоянного в одном месте служения Богу. Местом для храма указана Самим Богом гора Мориат, на которой, по преданию, Авраам решился принести в жертву сына своего Исаака. За беззакония евреев Господь допустил царю вавилонскому Навуходоносору разрушить и сжечь этот храм. Впоследствии евреи на том же самом месте соорудили второй храм Господу Богу. Этот храм, хотя и не был так украшен, как Соломонов, но сделался славнее его, потому что в нём много раз был, молился, учил и творил чудеса Господь Иисус Христос . Но и этот храм, по той же причине, т. е. за неверие и беззакония Евреев, согласно предречению Господа Спасителя, был разрушен Римлянами так, что не осталось в нём камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010