Это видно из того, что когда впоследствии Иисус, уже проповедуя, пришел в город, где прожил почти тридцать лет, все изумлялись, вопрошая: «Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?» ( Мф. 13:54–56 ). И в то же время, из Писания видим, что Иосиф – совершенно необыкновенный человек, настоящий Божий избранник. Он, как никто, слышит голос Бога, и всегда поступает по Его указаниям. По Божьему повелению Иосиф сразу отбрасывает подозрение в отношении Марии ( Мф.1:19–24 ), а впоследствии – и отправляется в Египет ( Мф.2:13–14 ), и возвращается оттуда ( Мф.2:19–21 ), и селится в Назарете ( Мф.2:22–23 ). Очевидно, когда Мария пришла в зрелый возраст, Она не могла более оставаться в храме, и должна была вступить в брак. И Она этому не противится, хотя дала обет, с браком несовместимый. Она верит, что Бог все устроит. Так и вышло. Очевидно, Бог , как всегда, через Ангела повелел Иосифу идти к первосвященнику и просить Марию себе в жены. Мария, когда явился искатель Ее руки, обязана была, согласно закону, открыть ему, что на ней такой странный обет. И она, безусловно, это сделала. И если бы Иосиф, ее будущий муж, отверг этот обет, то и Мария, тоже согласно закону, имела бы право его не соблюдать. Но Иосифу, наверняка, и на этот случай было прямое Божие слово. Поэтому он промолчал, и взял Ее в свой дом, чтобы быть хранителем Ее девства, а перед всеми – законным мужем. Таким образом, рождение Иисуса ни у кого не вызовет ни подозрений, ни нареканий на Его Пречистую Матерь. Благовещение. Лк.1:26–38. Итак, в шестой месяц после благовещения Захарии, «послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

7 – не старейшин города только), ( 3Цар.21:8,11 ), Ахав имеет мужество ответить Венададу на его все возраставшие требования отказом: готовый жертвовать своим личным достоянием, он отказывается выдать принадлежащее его подданным (ст. 9). 3Цар.20:10 .  И прислал к нему Венадад сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если праха Самарийского достанет по горсти для всех людей, идущих за мною. 3Цар.20:11 .  И отвечал царь Израильский и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. 3Цар.20:12 .  Услышав это слово, Венадад, который пил вместе с царями в палатках, сказал рабам своим: осаждайте город. И они осадили город. Венадад клятвенно (о формуле клятвы ср. ( 3Цар.19:2 ) ) уничтожит Самарию с чисто восточной хвастливостью (ср. 2Цар.17:13 ): по разрушении Самарии в грудах ее развалин на каждого солдата его не достанет по горсти мусора разрушенного города. LXX (принятый текст) ошибочно прочитали евр. шеалим (от ед. ч. шоал, горсть), ср. ( Ис.40:12 ), как шуалим (от шуал – лисица, шакал) и передали вторую половину ст. 10 так: ε κποισει χος Σαμαρεας τας λπεξι παντ τ λα τος πεζος μου. Но во многих кодексах (как то: 19, 52, 55, 92, 93, 108, 158, 236, 242, 246, у Гольмеса) стоит правильно: τας δραξ. Так и блаженный Феодорит (вопр. 62) и Иосиф Флавий неправильно перефразирует образную речь Венадада, видя в ней «угрозу воздвигнуть стену гораздо более высокую, чем та, которая окружает Самарию и над которою он смеется: для того ему (Венададу) стоит лишь приказать каждому из своих солдат бросить одну горсть земли» (Иуд. Древн. VIII, 14, 2). На хвастливую речь сирийского царя Ахав отвечает (ст. 11) пословицей, имеющей (наподобие латинского изречения: ne triumpum canas ante victoriam) тот смысл, что отправляющийся в сражение ( «подпоясывающийся», т. е. мечом или вообще оружием ( Суд.18:11,16 ; 1Цар.17:39 ; 2Цар.21:16 ; 4Цар.3:21 ) не должен торжествовать, как одержавший победу и возвратившийся с поля брани ( «распоясывающийся», т. е. снимающий оружие). Этого благоразумного правила впоследствии не соблюл сам Ахав, когда, отправляясь в роковую для него битву с сирийцами, хвастался и грозил пророку Михею ( 3Цар.22:27 ). Венадад, опьяненный вином и гордостью, дает приказание осаждать город (неопределенное евр. симу, стройтесь! – LXX заменяют более определенным: ο κοδομσατε χρακα; Vulg.: circumdate civitatem, слав.: «сотворите вал»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вавилон , столичный город Халдеи, на Евфрате, был построен Нимродом на том месте, где было начато строение знаменитой башни. Священные и светские писатели говорят об этом городе, как об одном из самых могущественных в мире. То, что мы читаем о его богатстве, красоте и величии, было бы невероятным, если бы можно было сомневаться в свидетельстве Св. Писания и всей древности. Его здания составляли предмет удивления для всех веков; его городские стены, построенные из кирпичей, связанных асфальтом, имели 50 локтей толщины, 200 локтей высоты и 480 стадий в окружности. Храм Бела представлял четырехугольную башню, на которой возвышались 7 других башен, поставленных одна на другой. Близ великолепного царского дворца находились знаменитые висячие сады, состоявшие из нескольких широких террас, расположенных в виде амфитеатра, из которых самая верхняя находилась на высоте стен. – Бог чрез своих пророков неоднократно угрожал Вавилону наказаниями за те бедствия, которые он причинял народу Божию. Совершенное разрушение Вавилона было предсказано пророком Исаиею: «Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут отдыхать в нем звери пустыни, и дома наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах» ( Ис.13:19–22 ). Предсказания пророка исполнились постепенно. Кир, которого Исаия назвал за 200 лет до этого как орудие мести Божией, воспользовался одной ночью, когда город по случаю большого праздника был погружен в пьянство, отвел течение Евфрата и по руслу его вошел в город и овладел им в 538 г. пред Р. Хр. Вавилон потерял свое звание столицы, так как цари Персидские предпочли ему Сузы и Персеполь. Впоследствии он попал в руки Александра Великого и его преемников, которые почти совершенно выселили его. В царствование Августа он был совершенно покинут.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Драконтий впоследствии принял мученичество около двенадцатого числа мая месяца. Об этом, равно как и о многих чудесах Андрея, рассказали мне клирики великой Церкви. Оставив Никею, апостол пришел в Никодимию. Его встретили братия. Утвердив их в течении немногих дней, он, плывя мимо Халкидона, зашел сюда. Когда некто Каллист поражен был бесом и умер, Андрей воскресил его молитвою и обесславил ухищрения начальника бесов. Во время пребывания своего в упомянутом городе Вифинии он также поставил епископом Тихика. Отправившись потом Понтийским морем, он пришел в Ираклию, и, научив здесь некоторых, пошел в Кромну, называемую теперь Амастрою. Вошедши в город, нашел несколько учеников и остался у них. Город был наполнен одними иудеями. Сии, услышав, что прибыл Андрей, отворивший темницу и выведший узников, собрались, окружили дом, где был Андрей, и хотели зажечь его, а Андрея схватили, таскали по земле, били камнями, и, как собаки, кусали тело его, а один из них откусил перст правой руки его: за это они доселе называются людоедами. Потаскав его по всему городу, поколотив, побив камнями, искусав, они бросили наконец его полумертвого за городом. Тотчас явился ему Господь, и сказал: «Встань, ученик мой, поди к ним, не бойся их, ибо Я с тобою», и восстановил ему перст. Андрей встал и пришел в город. Иудеи, видя терпение его и кротость и то, как он призывал их, раскаялись и стали слушать его. Послушав учения, убедились, – ибо апостол изъяснял им Писания, – приняли учение Христово, и с рассвета собрались кучами, неся больных, которых Андрей исцелил призыванием Христа. Когда среди города нашли убитого человека и отыскивали убийцу его, а жена убитого рыдала и отовсюду сбежался народ, позвали Андрея. Он пришел, и, помолившись воскресил мертвого, призвав Христа. Тогда многие уверовали в Господа. Так слово Господне росло и распространялось. Андрей рукоположил из местных верующих пресвитеров и диаконов и за тем отправился в Залих. Услышав об этом, жители Амисоса с радостью вышли к нему навстречу и торжественно ввели его в странноприимницу.

http://azbyka.ru/otechnik/books/21760-sk...

е. земного и небесного. Писание начинает с меньшего сына, названного Иафетом. Всех сыновей его названо восемь, а внуков от двух его сыновей — семь: три от одного, четыре от другого; всего, таким образом, названо пятнадцать. Сыновей же Хама, т. е. среднего сына Ноя, названо четверо, внуков от одного сына — пятеро и правнуков от одного внука — двое; всего, следовательно, одиннадцать. По исчислении их делается как бы возврат к началу, и говорится: «Хуш родил также Нимрода: сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховофир, Калах, и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт. X:8-12).    Этот Хуш, отец исполина Нимрода, был назван первым в числе сыновей Хама, и перечислены уже были его пять сыновей и два внука. Возможно, что исполина он родил после рождения внуков своих; но вероятнее, что Писание говорит о нем отдельно по причине его особой знаменитости; так как упоминается и царство его, началом которого был знаменитейший город Вавилон и упоминаемые вслед за ним города или области. Сказанное же об Ассуре, что он вышел из той земли, т. е. из земли Сеннаар, и построил Ниневию с другими городами, которые при этом упоминаются, случилось гораздо позже, и замечено мимоходом по причине знаменитости царства Ассирийского, которое было чрезвычайно распространено Нином, сыном Бела, основателем великого города Ниневии. От его имени получил название и город, так как название Ниневии происходит от имени Нин. Ассур же, от которого получили название ассириицы, не был из числа сыновей Хама, среднего сына Ноева, но из числа сыновей Сима, бывшего старшим сыном Ноя. Из этого видно, что из потомства Сима появились такие, которые впоследствии овладели царством упомянутого исполина, и на этом не остановились, а основали другие города, в числе которых была и славная Ниневия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней 32. И реч имъ: идите. ни же изшедше идоша въ стадо свиное: и с, устремис стадо вс по брег въ море, и утопоша въ водахъ. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде Повели нам ити (пошли нас) в стадо свиное. Просятся бесы в стадо свиное для того, толкует блаженный Феофилакт, чтобы погублением свиней огорчить хозяев их, и чрез то возбудить против Христа. Так сначала и случилось (ст. 34), но затем впоследствии уступка И. Христа Гергесинцам, как повествует Евангелист Лука, послужила к лучшему. И. Христос повелел исцеленному рассказывать о своем исцелении; и затем, когда Он снова пришел в землю Гергесинскую, то жители сей земли приняли Его с радостью и многие из них уверовали в Него (37 и 40 ст.). Между тем лишением Гергесинцев свиней Господь вразумлял, что люди нередко из-за привязанности к земному нерадят о душе. Наконец обстоятельством погубления свиней бесами, Господь поучал саддукеев, которые не верили в бытие злых духов (о саддук. чит. в объясн. 3 гл. 7 ст.), что они заблуждаются: бесы заставили свиней броситься в море. 33. же бжаша, и шедше во градъ, возвстиша вс, и бсною. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми 34. И с, весь градъ изыде въ и видвше молиша, к дабы прешелъ предлъ ихъ.  И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их Когда пастухи рассказали об исцелении бесноватого и о погублении свиней, то народ просил Иисуса Христа удалиться из их пределов (и се весь град изыде в сретение Иисусови, и молиша Его, яко дабы прешел от предел их). Просили удалиться или из боязни, чтобы Иисус Христос еще чем большим не наказал их, или потому, что очень были ослеплены привязанностью к своим стяжаниям, и поэтому не хотели, чтобы лишивший их стяжаний оставался с ними (Мих.). Желание Гергесинцев исполнил И. Христос удалился в свой город, т. е. в Капернаум (1 ст. 9 гл. см. объясн. 13 ст. 4 гл.). Таким образом укрощением бури (ст. 24 и дал.) И. Христос показал Свою Божественную власть над видимою природою, а изгнанием бесов из бесноватых явил эту власть над невидимою силою злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Иисуса, стоящего одесную Бога». Стоянием означает твердость и непоколебимость. Причем это допускали уже и они: они тогда уже считали Его стоящим. Деян.7:57–60 .  Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. И, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил. Когда Христос сказал: «Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную» ( Мф. 26, 64 ), иудеи назвали это богохульством и напали на Него. Так и теперь: услышав слова Стефана, устремились на него. Но тогда раздирали одежды, а здесь «затыкали уши». «И, выведя за город, стали побивать его камнями». Оказавшись решительно не в состоянии положить конец речи Стефана, они «стали побивать его камнями». Если бы даже он говорил неправду, его надобно было отпустить как безумного. Если же говорил истину, надобно было скорее удивляться. «И выведя за город», убивают его, как это сделали и с Иисусом. «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши». Свидетелями Лука называет тех, кого иудеи выдвинули с целью произнести ложное свидетельство против Стефана. Этим евангелист делает намек на два обстоятельства: что и те, которых считали свидетелями, были скорее готовы совершить убийство, когда они сняли одежды, чтобы свободнее и беспрепятственнее бросать камни, – и что имеющий впоследствии быть проповедником вселенной и сам тогда оказывал содействие в убийстве, и что таким образом в нем произошло какое-то Божественное, удивительное и несвойственное человеку изменение. Изречение же «Господи Иисусе, приими дух мой» есть изречение научающего и показывающего им, что он не погибнет. «Побивали камнями Стефана». Так как оправдание совершается верой в Христа и в Нем человеческое естество в изобилии получило невинность и даровало нам новое право, в силу которого души наши уже не идут во ад, но, как и прежде, посылаются в руки Бога Живого, то, зная это, святой Стефан сказал: «Господи Иисусе! приими дух мой». И блаженный Петр пишет: «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои» ( 1Пет. 4, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Начиная говорить о дарах духовных с 12 главы, он, перечисляя дары Святого Духа, дар иностранных языков ставит на последнее место, причем делает это дважды, в начале главы и в конце. Далее, 13 глава, как уже было сказано, где возвышается главная добродетель – любовь, а после переход к 14 главе: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14, 23 ). Что же такое произошло, что Апостол их состояние, связанное с говорениями на языках, сравнивает чуть ли не с беснованием? Коринф – город, который находится между двумя морями, Эгейским и Ионическим, на перешейке длиной 6,5 километров. Это портовый богатый город, выбранный Апостолом Павлом с миссионерской целью проповеди Благой вести: «идите научите все народы […] даже до края земли» ( Мф. 28, 19 ; Деян. 1, 8 ). Здесь была изобретена первая железная дорога, по которой перемещали грузы из одного моря в другое. Даже ленивый в этом городе не был нищим. Богатейший город, с которым могли соперничать разве только Афины. Для совершения торговых сделок жители Коринфа знали несколько иностранных языков. И вот вчерашние язычники, недавно крещенные неофиты, узнали, что при сошествии Святого Духа, Апостолы в Иерусалиме и некоторые язычники, впоследствии ставшие христианами, получили дар говорения на иностранных языках, которых раньше не знали. Некоторые из них получили дар говорения на иностранных языках для проповеди Евангелия мигрирующим иностранцам и начали этим возвышаться над братьями. Те же, кто не получил этого дара начали естественное знание иностранных языков выдавать за дар Святого Духа и в общине началось некое соперничество и превозношение друг перед другом. Таким образом, дар использовался не по назначению, ради хвастовства: «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор. 14, 16 ). Простолюдин не знает того иностранного языка, на котором к нему обращаются. В этом смысл и 2 стиха 14 главы: «Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Но Господь наш для того и пришел в мир, чтобы пострадать и умереть для спасения рода человеческого. Не один раз говорил Он ученикам Своим: потому что следует Ему идти в Иерусалим, и много пострадать от старцев, архиереев и книжников и быть убитому ( Мф. 14:21 ). Но Апостолы не понимали ясно этих слов, или не хотели верить такому печальному пророчеству возлюбленного Учителя. И потому Господь заблаговременно внушал им мысль о необходимости Его страдания и о том, что Он претерпит их добровольно. Однажды, взяв Апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Иисус Христос взошел с ними на гору Оавор помолиться. Здесь во время молитвы чудный света озарил Спасителя, лице Его преобразилось, сияло как солнце, самая одежда блистала как снег; древние великие пророки Моисей и Илья явились пред Ним во славе и беседовали с Ним – о чем? – о тех страданиях, которые ожидают Его в Иерусалиме. Светлое облако осенило беседующих и из облака был слышан глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволю: Его послушайте ( Мф. 17:5 ). Сходя с горы, Он повелел ученикам никому не сказывать о виденном ими, до тех пор, пока Сын человеческий из мертвых воскреснет. Господь преобразился пред учениками для того, чтобы они, видя Его впоследствии распинаемым – страдание уразумели вольное, – как поет св. Церковь , – чтобы поняли они, что Он добровольно отдал Себя на поругание, мучения и смерть за спасение Мира, что Он есть воистину Отчее Сияние, Сын Божий. Злоба врагов Христовых возросла до величайшей степени особенно после такого события, которое, по видимому, должно было бы заставить их повергнуться к стопам Спасителя и умолять Его о помиловании и забвении их несправедливой ненависти к Нему. Исполняя древнее пророчество, Спаситель имел торжественный вход в Иерусалим, на ослице подъяремной и осленке, неносившем еще ярма (в ознаменование того, что Иисус Христос призовет в благодатное царство Свое как евреев, бывших под ярмом закона Моисеева, так язычников, не имевших богооткровенного закона). Жители Иерусалима, равно как и всей земли иудейской, пришедшие в святой город к празднику Пасхи, встретили Господа торжественным образом, близ горы Елеонской. Недавно совершеннное Им чудо – воскрешение Лазаря, казалось, открыло иудеям глаза; они, казалось, уверовали, наконец, что пришел обетованный Мессия, что Он, как Сын Давида, Царь кроткий и спасающий, идет теперь в свой царственный город. Множество народа постилали одежды свои на пути, по которому Спаситель шествовал на осляти, другие резали пальмовые ветви, бросали их на дорогу, и приветствовали мирного царя Своего. Сами дети евреев, наученные от колыбели ожидать славного Царя израильского, встретили Господа громкими возгласами: осанна Сыну Давидову: Благословен грядый во имя Господне! Едва лишь Господь вступил в Иерусалим, как весь город потрясся от радостных кликов восторженного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Примечание 3. …В седьмой день.... обошли вокруг города семь раз… Хотя из этого примечания и можно заключить о небольшом пространстве города Иерихона; при всем том, жители его были люди сильные, как называет их само писание 107 ; притом же на защиту его стеклись толпы из всех тогдашних Хапанейских племен, о чем также говорит пови- димому само писание ( Нав. 6:1 ). Так что для веры и послушания Израильтян были немалым искушением эти утомительные семидневные походы, и, особенно, последнее семикратное обхождение вокруг стен Иерихонских. Господь хотел довести Израильтян до того, чтобы они оставили всякую надежду на свою собственную силу и оружие, а возложили все свое упование лишь на Него. Ст. 16–18. … Город будет под заклятием, (т. е. совершенно разрушен и поголовно истреблен, со всеми жителями)... И все серебро и золото его, и сосуды медные и железные, да будет святынею Господу, и войдут в сокровищницу Господню.. . Поголовное истребление Иерихона входило в планы правосудия Божия за нечестие и развращение его жителей. Но особенная мысль и цель религиозная открывается и в том обстоятельстве, что Евреи не берут в свою пользу, а посвящают Богу военную добычу из первого побежденного города Хананейского. Это были, как бы, жертвенные начатки военных приобретений на земле Обетованной, подобно жертвенным начаткам от плодов земных 108 . Ст. 19–20. ... и обрушилась (вся) стена (города) до своего основания.... и взяли город.... И... (все) истребили мечом.... Блаженный Феодорит по сему случаю замечает следующее: Господь, являя своему народу могущество Свое, делает, что первый город берут без оружия и без воинских снарядов, и разрушают его одним звуком труб, чтобы – когда, вступив в сражение, будут побеждены, – знали они, что сами подали повод к одолению их, пренебрегши Божии законы 109 . Ст. 22. ... и ввели Раав (блудницу)…, и всех, которые у нее были, и всех родственников.... и поставили их вне стана Израильского.... Поскольку спасенные язычники Иерихонские еще не нриняли обрезания, то их, как нечистых, и не допускают в общество Господне, но держат вне стана Израильского. Впоследствии, конечно, все они приняли веру народа Израильского, и вошли в состав его, приняв обрезание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010