Иисус Навин повелел стеречь пятерых аморрейских царей, укрывшихся в пещере в Македе, но не терять возможности поразить как можно больше врагов, прежде чем те укроются в укреплённых городах. В итоге, эта стратегия дала возможность захватить укреплённые города, не разрушая их. 4. ЗАХВАТ ЮЖНЫХ ГОРОДОВ, Иисуса Навина 10:29–43 Иисус Навин привёл пятерых царей Македа в пример, сказав: «Так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» ( Нав.10:25 ). Затем он продолжил завоёвывать города в южной части Шефелы и в Нагорной местности. После Македа Иисус Навин взял Ливну. «Истребил её Иисус мечом и всё дышащее, что находилось в ней» ( Нав.10:30 ). Эта метафора, повторяемая в течение всей кампании, означает, что Израиль убивал жителей, но оставлял целыми стены городов и их здания. Господь пообещал дать Израилю «ту землю... с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодцами, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться» ( Втор. 6:10–11 ). Таким образом, стратегия Иисуса Навина состояла в том, чтобы сохранить завоёванные города для Израиля. За немногим исключением (Иерихон, Гай, Асор) археологические свидетельства поджогов или разрушений, найденные при раскопках, не следует связывать с израильскими завоеваниями. Из Ливны Иисус Навин пошёл в Лахис. После всего лишь двух дней осады он захватил и этот город. Это помогло сохранить его здания и имущество. Большинство воинов врага уже было убито камнями в Вефороне, а оставшиеся его жители пали от меча. Во время завоевания Ханаана Израиль успешно захватил многие города, но захват, удержание и заселение каждого города отличались. Археологические свидетельства дают основания предполагать, что впоследствии после захвата Лахиса Иисусом Навином хананеи вновь смогли заселить его. В любом случае, Иисус Навин оставил город целым в надежде на его последующее заселение израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иудеям надлежало остаться в малом числе, изведенными в плен ко всем народам, продаваемыми в рабство, но никем не покупаемыми. И каждое из этих пророчеств точнейшим образом оправдалось. Алчность присоединилась к долгу и мщению: алтарь, храм, стены и город были разрушены до основания, в видах отыскания сокровища, которые иудеи, окруженные со всех сторон грабителями, скрыли и закопали во время осады. Три башни и остаток стены еще стояли как памятники Иерусалима, и город впоследствии был вспахан Теренцием Руфом. Во время осады и ей предшествовавшем и за неё последовавшем разрушении городов и деревень, согласно подробному исчислению Иосифа Флавия, погибло около одного миллиона трех сот тысяч иудеев. Девяносто семь тысяч были уведены в плен. Они были продаваемы в рабство и так презираемы и так мало ценимы, что многие остались не купленными. И их победители до такой степени не щадили их, что в день празднования рождения Домициана две тысячи пятьсот иудеев были выведены для дикой забавы сражаться с лютыми зверями, или же, в случае отказа со стороны иудеев, были преданы смерти 99 . Однако Иерусалим, обреченный на разрушение, не был предназначен на вечное запустение. Иисус Христос , предрекая судьбу этого города с высоты горы Елеонской, плакал о нем. Сетуя о Иерусалиме и обращаясь к нему, Он говорил: «сколько раз Я хотел собрать детей твоих… и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне и доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне!» Люди Ниневии раскаялись после проповеди пророка Ионы, но жители Иерусалима не принесли покаяния после проповеди Иисуса Христа. Они не захотели обратиться к Нему, хотя Он и хотел собрать их, как птица собирает птенцов своих под крылья; они были рассеяны во все концы земли, и до настоящего дня они продолжают быть скитальцами по лицу земли даже в таких странах, которые никогда не были известны отцам их; Иерусалим существует для них только в воспоминаниях и как упование. Им обладали язычники, а не иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

К Хасмонеям примкнули и набожные хасиды (см. §27), среди которых были люди «крепкие силою из Израиля, все верные Закону» . Впоследствии они разошлись с Хасмонеями, но в момент общей опасности действовали с ними заодно. Вскоре Маттафия, ослабевший в скитаниях по горам, заболел и почувствовал приближение смерти. Он собрал сыновей: Иоанна, Симона, Ионафана, Елеазара и Иуду, — и завещал им биться за свободу веры, доколе язычники не отступят. Власть военного вождя он передал Иуде, «сильному от юности своей», которого прозвали Маккавеем (евр. Маккаби — Молот). 2. Войны Маккавея и их результаты. Военачальники Антиоха на первых порах не придавали серьезного значения этим событиям. Восставшие были малочисленны и плохо вооружены. Идя против них, враги брали с собой работорговцев, рассчитывая сразу же продавать пленных. Иуда тоже сознавал, чтоб вступил в единоборство с силой, намного его превосходящей, но сказал своим людям: «Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут против нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жен наших и детей наших, чтобы ограбить нас; а мы сражаемся за души наши и законы наши. Он Сам сокрушит их пред лицем нашим; вы же не страшитесь их» (1 Макк 3,19-22). К изумлению сирийцев, Иуда стал наносить им одно поражение за другим, забирая после битв оружие противника. Сначала был разбит Аполлоний у Бет-хорона, затем Лисий, а в декабре 164 года Маккавей двинулся на Иерусалим. Хотя ему не удалось взять цитадель Акру, почти весь город был очищен от язычников. Храм повстанцы нашли в жалком запустении. После дней траура Иуда назначил праздник освящения. Святыня была возрождена почти три года спустя после ее поругания. В честь этого события был учрежден праздник (см. Ин 10,22). По всему Иерусалиму зажигали светильники. Пророчество Даниила исполнилось. Весть о захвате Иудой Иерусалима привела Антиоха в ярость. Он клялся, что сделает город «еврейским кладбищем», сотрет его до основания, так, что даже имя его будет позабыто. Но для новой кампании ему нужны были средства. Поэтому он решил обобрать один из эламских храмов. Посланные за добычей получили суровый отпор; вскоре после этого Антиох умер. Историк Полибий утверждает, что смерть настигла его в состоянии помешательства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

— Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина. И князь тотчас изрек такой приговор над святым: «Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечем, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом». Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика. Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и собрали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя святого мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес. Сказание Тимофея, архиепископа Александрийского, о чудесах святого великомученика Мины По смерти нечестивых и богоненавистных Римских императоров Диоклитиана и Максимиана, на царский престол вступил благочестивый Константин Великий в царствование коего сильно умножилась вера в Господа нашего Иисуса Христа. В это время некие христолюбивые люди города Александрии, найдя место, где были положены честные останки святого славного Христова мученика Мины, построили на сем месте во имя его церковь. Случилось, что в Александрию прибыл один благочестивый купец из земли Исаврийской чтобы закупить товары. Услыхав про множество чудес и исцелений, совершающихся в церкви святого Мины, он сказал сам себе: — Пойду и я поклонюсь честным мощам святого мученика и дам дары в церковь его, дабы помиловал меня Бог по молитве Своего страдальца. Подумав так, он пошел в церковь, взяв с собою мешок, наполненный золотом. Придя к поморскому озеру и найдя перевоз, он приплыл на место, называвшееся Лозонета. Вышедши здесь на берег, купец искал, где бы переночевать, ибо уже настал вечер. Посему войдя в один дом, он сказал хозяину:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Лк.5:16 . Тóй же бе отходя в пустыню и моляся. (Но Он уходил в пустынные места и молился.) Отходя в пустыню (уходил в пустынные места). Еванг. Марк при сем прибавляет: Иисус не мог явно войти в город. Народ, возбужденный чудесами Господа, мог увлечься и в увлечении сделать что-нибудь такое, что могло возбудить подозрительность римских властей, (как, напр., впоследствии хотели взять Его насильно и провозгласить царем. ( Ин.6:14, 15 ), или подать повод уже начавшим смотреть на Него недружелюбно, фарисеям и книжникам, обвинить Его в чем-либо, чтобы погубить прежде времени; потому Иисус Христос некоторое время и не входил в город, а пребывал в пустынных местах. И моляся (молился). Еванг. Лука часто делает замечание о том, что Иисус Христос молился. Молиться же в пустыне удобнее, чем где-либо. Зач. 19-е. Исцеление расслабленного в Капернауме. Читается в субботу 19-й недели по Пятидесятнице. Об исцелении расслабленного, по Евангелиям Матфея и Марка, в Капернауме, св. Лука повествует совершенно согласно с сими евангелистами ( Мф.9:2, 8 ; Мк.2:3, 12 ), но пространнее их. Лк.5:17 . И бысть во един от дний, и тóй бе учя: и беху седяще фарисéе и законоучителие, иже беху пришли от всякия вéси Галилéйския и Иудéйския и Иерусалимския: и сила Госпóдня бе исцеляющи их: (В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, –) Во един от дний (в один день), т. е. однажды. Это – переходная форма речи от одного повествования к другому. Исцеление расслабленного было в Капернауме. О Капернауме чит. в объясн. 31 ст. 4 гл. Бе уча (учил), т. е. проповедовал Свое евангельское учение. И беху седяще, фарисее и законоучителие и пр. Из дальнейшего повествования видно, что собирались они сюда, по крайней мере, в большинстве, не за тем, чтобы поучаться у Господа, но имея нечистое желание – следить за Ним, спорить с Ним, искушать Его и отвращать народ от Него. Фарисеи и книжники были злыми врагами Иисуса Христа: они ненавидели Его за то, что Он обличал их пороки и завидовали Ему, потому что народ начал уважать Его более, нежели их (О фарисеях и законоучителях чит. в объясн. 7 ст. 3 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Наконец, 9-10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял когда-то Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами, в результате которой, помимо мужского населения города были истреблены десятки тысяч женщин и детей. Всего же при осаде Иерусалима и последовавшей затем жесточай ш ей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии Тита, а впоследствии оказаться брошенными в амфитеатры на растерзание диким зверям. Уцелевшие жители Иерусалима, как бездомные скитальцы рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим. В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма было воздвигнуто капище Юпитера, украшенное изображениями... орлов — грозовых птиц с пучками молний в когтистых лапах. Не конец, а начало «Где будет труп, там соберутся орлы» — эти слова были сказаны Христом о падении Иерусалима, но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Ведь не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. ...И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк 19:41-44)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Наконец, 9–10 числа месяца Авы 70-го года, в тот же самый день, когда и Навуходоносор взял когда-то Иерусалим, Тит ворвался в город. Происшедшие затем события представляют собой страшную бойню, устроенную римлянами, в результате которой, помимо мужского населения города были истреблены десятки тысяч женщин и детей. Всего же при осаде Иерусалима и последовавшей затем жесточайшей битве погибло более миллиона человек; а около ста тысяч оставшихся в живых были уведены в плен, проданы как невольники; отправлены в Рим, чтобы служить позорным украшением триумфальной процессии Тита, а впоследствии оказаться брошенными в амфитеатры на растерзание диким зверям. Уцелевшие жители Иерусалима, как бездомные скитальцы рассеялись по всей земле. И город, и великолепный Иерусалимский храм были разрушены до основания в буквальном смысле слова. Приказ императора гласил не оставить от иудейской столицы камня на камне. Так сбылось еще одно горькое пророчество Христа. Римские солдаты вспахали даже само место, где раньше стоял Иерусалим. В 130 г. император Адриан распорядился построить на развалинах Святого города римское поселение и назвать его Элия Капитолина. Так погиб ветхозаветный Иерусалим. А на месте Иерусалимского храма было воздвигнуто капище Юпитера, украшенное изображениями... орлов – грозовых птиц с пучками молний в когтистых лапах. Не конец, а начало «Где будет труп, там соберутся орлы» – эти слова были сказаны Христом о падении Иерусалима, но в ряду примет последних времен они оказались совсем не случайно. Пророчество, уже сбывшееся в истории, свидетельствует и об истине слов, сказанных Спасителем о кончине мира. Ведь не Господь погубил Иерусалим, напротив, Он все сделал, чтобы спасти его. «...И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк 19:41–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

— Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас! (Деян 16: 37). Слова civis Romanus sum, я — римский гражданин, имели как бы магическую власть во всех концах империи, тем более в колониальном городе — этом Риме в миниатюре. Наказать имеющего римское гражданство можно было только после правильного судебного разбирательства. Преторы поняли, какую допустили оплошность, не вникнув в это дело. Им ничего не оставалось, как лично прийти к арестованным, извиниться и вежливо попросить покинуть город. Миссионеры вернулись в дом Лидии, где их уже не чаяли скоро увидеть, и после прощальной беседы тронулись в путь. Луку Павел оставил в Филиппах, чтобы он помог общине утвердиться в вере. Снова выйдя на Эгнатийский тракт, Павел, Сильван и Тимофей пошли лесами, а затем вдоль побережья на запад. Дней через пять они спустились к бухте залива, где раскинулся город Фессалоники, большой порт, столица одной из македонских областей. Жители его занимались не только торговлей; пригород его был цветущим плодородным, истинным раем для крестьян. Именно тут апостол и решил продолжить дело благовестия. Еврейское население Фессалоник было значительным. Появившись в синагоге, Павел почти месяц беспрепятственно вел с ними беседы. Как пишет Лука, он «открывал и доказывал» (Деян 17: 3) им, что Мессия должен был пострадать за грехи людей и что этот Мессия есть Иисус, распятый в Иерусалиме и воскресший. «И некоторые из них уверовали, и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян 17: 4). В результате образовалась большая община, в которой преобладали греко — македонцы. В основном это были земледельцы, портовые рабочие, ремесленники и мелкие торговцы. Особенное впечатление на неофитов произвело пророчество о скором пришествии Спасителя. Они готовы были сами включиться в проповедь Евангелия, чтобы спасти и других. Фессалоникийская церковь стала первой церковью–проповедницей. Впоследствии македонцы, главным образом из этой общины, часто будут сопровождать Павла в его странствиях. Года два спустя апостол с удовлетворением писал, что его приход в Фессалоники «был не бездейственный» (1 Фес 2: 1), что братство тамошних христиан стало «образцом для всех верующих в Македонии и Ахайи» (1 Фес 1: 7). Поражение в Афинах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Неожиданное отступление римлян оказалось великой милостью Божией для христиан, находящихся в Иерусалиме. Увидев значки римских легионов вокруг города, христиане вспомнили слова Спасителя: «Когда увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его; тогда кто будет в Иудее, беги в горы, и кто в городе, выходи из него...» ( Лк. 21:20–21 ). И, покинув Иерусалим, ушли за Иордан в маленький горный городок Пеллу. Благодаря этому, как говорит Иосиф Флавий, ни один христианин не погиб при разрушении Иерусалима. Весть о поражении Цестия Галлия сильно раздражила императора Нерона, и он послал против иудеев лучшего своего полководца Веспасиана. Предпочитая смерть рабству, иудеи защищались с невероятным мужеством и смелостью. Одна маленькая крепость под названием Иотопат, которой командовал Иосиф Флавий, впоследствии описавший иудейскую войну, держалась почти два месяца и потеряла одними убитыми до сорока тысяч воинов. Оставшаяся часть гарнизона и все жители города, когда надо было сдаваться римлянам, ушли в ущелье гор и там себя умертвили, предпочитая смерть плену. Быстро покорив Галилею, Веспасиан перезимовал в Кесарии и весной направился в Иерусалим. Здесь он получил сведения, что в городе происходит междоусобная война и решил не торопиться с осадой в надежде, что иудеи сами себя истощат и сдадутся без боя. Но в это время умер император Нерон, и Веспасиан сам был провозглашен императором. Принужденный немедленно отправиться в Рим, он поручил осаду Иерусалима своему сыну Титу. Весной 70 года, перед праздником Пасхи, когда город был переполнен паломниками, Тит с огромным войском приблизился к Иерусалиму и, расположившись станом на Елеонской горе, по ту сторону Кедронского потока, стал окружать город окопами и войсками. Здесь в точности исполнилось пророчество Иисуса Христа, когда Он, спускаясь с Елеонской горы, перед торжественным Своим входом в Иерусалим, прослезившись, сказал: «О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему. Но это сокрыто для глаз твоих: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду. И разорят тебя, и побьют детей твоих, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего ( Лк. 19:42–44 )». Теперь эти дни наступили.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но выражение Авраама «иди на родину мою» и нахождение сынов Нахора (по весьма многим данным; смотри Быт. 22и Быт. 22:21–23 комментарии к ним) близ Ура Халдейского, заставляет нас думать, что город Нахоров был в Халдее, где была родина Авраама. В Быт. 24говорится, что Элиезер пошёл в Месопотамию Арам Нахараим, в город Нахоров, а не в Падан Арам, как называлась северная часть Месопотамии, где находился Харран. [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку. Быт. 24:5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел? Быт. 24:6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда; Быт. 24:7 Господь, Бог неба [и Бог земли], Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: [тебе и] потомству твоему дам сию землю, – Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему [Исааку] оттуда; Два раза, в начале и в конце речи, Авраам повторяет настойчиво приказание ни под каким видом не возвращать туда сына его. Мы полагаем, что эта боязнь возврата сына на родину Авраама относится не к Харрану (где впоследствии сын Исаака Иаков жил 14 лет), а к Уру Халдейскому – к той стране, откуда вывел Бог Авраама, потому что она глубоко погрязла в идолопоклонстве, которое могло поколебать своими таинственными учениями верования во Единого Бога в потомстве Авраама, которому суждено было в чистоте передать это верование всему человечеству через Мессию. К этому, как видно из стиха 7-го, присоединяет Авраам и память об обещании Иеговы даровать потомству его землю Ханаанскую, но и здесь главная мысль его речи заключается в том, что «Господь взял меня из земли рождения моего». Засим надо ещё обратить внимание, что он однако настойчиво требует, чтобы раб взял оттуда (куда он идёт) жену Исааку. Авраам не посылает Элиезера в дом отца своего Фарры, он, сколько видно из рассказа, посылает просто в колонию родственных семитов, живших «на родине его», а это промысл Божий указал на Ревекку, родственницу Аврааму по Нахору.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010