Вирсавия, – на юге Иудеи, на потоке Восорском (упом. в 1 Ц. XXX, 10), ныне Вади-Шериа, который впадает в море несколько южнее г.Газы, – была город, основанный после Авраама. Во времена Авраама и Исаака это место, еще не заселенное, принадлежало царям Филистимским ( Быm. XXI и XXVI, 15, 23, 33); при Иисусе Навине оно досталось уже как город – в удел Симеону (Иис. Hab. XIX, 1 – 2 ); но впоследствии, когда колено Симеона совершенно почти поглощено было коленом Иуды, Вирсавия считалась принадлежащею этому царственному колену. За Вирсавией к югу начиналась пустыня, – та сожженная солнцем местность, в которой чуть не погибла Агарь, и которая простирается между Палестиной, Идумеей и «потоком Египетским», называемым Вади-Эль-Ариш. Вся эта пустыня называлась вообще пустыней Фаран; ближайшая же к Иудее часть ее называлась пустыней Син, или Цин 798 . В Вирсавию пророк Илия достигает вероятно после нескольких дней пути, так как в пределах царства Иуды он был относительно в безопасности. Но в Вирсавии он не останавливается надолго, вероятно потому, что он не хочет подвергать царя Иуды столкновению с царем Израиля. В Вирсавии он оставляет только своего слугу, по всей вероятности измученного и трудами на г.Кармиле и быстрым путешествием 799 . Сам же пророк уходит за пределы царства в пустыню, на день пути, «и пришедши – сел под можжевеловым кустом и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Ц. XIX, 4). В изнеможении тела великий пророк чувствует скорбь и тоску и ослабление духа своего. Великие святые посылаются всемилостивым Отцем небесным для великих духовных и нравственных целей. Но кроме этих целей они еще являются на земле для того, чтобы служить нам примером и поучением. Не может человек прожить без искушения, иначе он забыл бы свою слабость человеческую и забыл бы, что единая сила его есть Бог. Велика была слава, дарованная Господом Илии на горе Кармиле, – слава, которую видел весь Израиль, и которая никогда не умрет. «Илия был человек подобный нам, – говорит св. Апостол Иаков (V, 17–18), – и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев; и опять помолился: и небо дало дождь и земля произрастила плод свой». Но Илия был человек и, как таковой, должен был почувствовать всю слабость человеческую.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Внизу раскинуты были палатки Израиля, приготовлявшегося к дальнейшему походу, а дальше против них явно виднелся в своей роще пальмовых дерев красивый Иерихон, сильный ключ к земле обетованной. К востоку волнообразно шли холмы, уходившие в бесконечную даль Аравийских степей. На юго-западе, в мрачной котловине, сверкало Мертвое море, а к северу голубой лентой извивался Иордан. За рекой вздымались вершины двух соседних гор: Гевала и Гаризима; дальше расстилалась равнина Ездрилонская, будущее боевое поле народов; за ней в разных местах высились великанами Фавор и Ермон, а прямо на запад даже виднелись отблески великого Средиземного моря. Вот она – земля обетованная, которую всю показал ему Господь. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: семени твоему дам ее. Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». Все путешественники свидетельствуют, что вид с этой горы несравненный по своей изумительной картинности и разнообразию. Можно представить, как очарователен он был для Моисея, представляя для него картину той именно земли, для овладения которой он привел свой народ и пережил множество всевозможных трудов и опасностей. Это была земля его мечтаний, лелеянных им в течение всей жизни. Но если такое значение эта картина имела для Моисея, то она еще более имеет значения для нас теперь, так как картина эта распространяется до колоссальных размеров, и на ней умещаются все те величайшие события, которые совершились после Моисея. Для нас с этой вершины невольно представляется, как гордый город пальмовых дерев пал пред силами Израиля; как копье Иисуса Навина постепенно водружалось, переходя с одной вершины по земле обетованной на другую. А сколько событий, неизмеримо более чудесных, чем какие когда-либо происходили в Египте или на Синае, должно было совершиться на виднеющемся с этой вершины хребте Вифлеемском, в глубоком бассейне Галилейского озера и под стенами тогдашнего Иевуса, ставшего впоследствии Иерусалимом! Некоторые толкователи полагают, что данная Моисею возможность увидать «всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину даже до самого западного моря, и полуденную страну, и равнину долины Иерихона, город пальм, до Сигора» ( Втор. 34:1–3 ) – была сверхъестественная, сообщенная быть может при помощи необычайного расширения зрительной способности умирающего законодателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Господам: «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» ( Еф.6:9 ). Мне вспоминается, как одна госпожа раздала все состояние крепостным, спасая их от голода, а когда ничего не осталось, она даровала им свободу, чтобы умереть в одиночестве, а им дать шанс спастись, но крепостные решили разделить судьбу госпожи в жертвенном подвиге любви. Послание к Филиппийцам Город Филиппы назван так его основателем, Македонским царем Филиппом, в 358 г. до н.э. Впоследствии он получил название Колонии Августа Юлия. Это первый европейский город, который посетил ап. Павел во время 2го путешествия с Силой, Тимофеем и Лукой. Первой христианкой здесь сделалась прозилитка Лидия из Фиатир, торговавшая багряницею. Из-за лишения прорицательницы ее «дара» Апостол возбудил против себя чернь. Он подвергся избиению и заключению в темницу, но был чудесно освобожден. Темничный служитель уверовал и крестился (он сам и весь его дом). Второй раз Апостол посетил Филиппы во время 3го путешествия. В третий раз – в 58 г., когда он отправлялся с милостыней в Иерусалим. Послание написано летом 63 г. в первых римских узах. Внешним поводом явилось отправление в Филиппы Епафродита, который прибыл в Рим с денежным вспомоществованием. Внутренним поводом было желание укрепить веру филиппийцев, предотвратив их от опасности со стороны иудействующих. Тон Послания выражает нежные отцовские чувства к детям, которые не посрамят доброго имени их отца. Основное настроение – радость. Но вместе с тем в Послании присутствует и строгость к тем, кто мог повредить Церкви (к «псам»). Послание написано как непринужденное письмо. В Послании Апостол в самом заключении видит пользу, а на смерть смотрит как на начало вечной жизни во Христе. «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп.1:12-14, 21-24 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Доданим. По некоторым спискам книги Паралипоменон ( 1Nap. I. 7 ), Роданим. Те, которые следуют сему последнему чтению, ищут племени Роданим или на острове Родосе, как это делают семьдесят толковников и Иероним, или около устья реки Роданы (Роны) и города Роданузии, как Бохарт. Если предпочесть первое чтение, то селение Доданим можно полагать в Епире, где прорицалище, река и город имеют одно имя: Додона. Древность прорицалища Додонского, засвидетельствованная Геродотом (L. II, с. 52), и сохранившиеся об оном предания подтверждают сию догадку. Прорицания давала, по сказаниям египтян, жрица, а по баснословию додонскихжрецов, голубица: сие разноречие объясняется финикийским или еврейским именем Иаваниф, или Иониф, которое может означать и женщину от племени Иавана, и голубицу.Поселения. Сие значение слова , почерпнутое из арабского языка, по-видимому, есть коренное значение оного. Значение острова, которое дают оному здесь семьдесят толковников, впрочем, обыкновенное, не приличествует сему месту. Что евреи одним и тем же именем означали земли, лежащие на море, за морем и вообще отдаленные и малоизвестные, сие согласно с состоянием землеописания в древние времена и с положением собственной их земли. И другие азиатские народы только Азию почитали твердою землею (Herod. L. II, с. 103). Бытописатель, указуя на поселения народов языческих, кажется, хотел обратить внимание соотечественников особенно на малоизвестные и еще возникавшие в то время племена Европы. Потомство Хама 6. Сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Ханаан. 7. Сыны Куша: Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8. Куш родил также Нимрода: сей начал бытьсилен на земле. 9. Он был силен звероловством пред Богом, потому и говорится: как Нимрод силен звероловством пред Богом. 10. Царство его вначале составляли Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах 12. и Ресен, между Ниневиею и между Калахом, город великий. 13. От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14. Патрусим, Каслухим (откуда вышли Филистимляне) и Кафторим. 15. От Ханаана родились Сидон, первенец его, Хет, 16. Иевуси, Эмори, Гиргаши, 17. Хивви, Арки, Сини, 18. Арвади, Цемари и Хамафи. Впоследствии времени племена Ханаанские рассеялись. 19. И шла граница Хананеев от Сидона к Герару, к Газе, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20. Сии суть сыны Хамовы, по племенам своим, по языкам своим, в землях своих, в народах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Енак, сын князя Арбы, основатель местечка Кириаф-Арбы (Хеврон) ( Нав.15:13, 14 ). «Сыны Енаковы» отличались своим ростом и силой. Замечание: «Хеврон же построен был семью годами прежде Цоана, города египетского», – очень понятно в устах людей, только что освободившихся от ига египтян и еще полных воспоминаниями о покинутой ими стране. Сравнение с древним ханаанским городом не Мемфиса, а Цоана, наводит на ту мысль, что столицей фараонов эпохи исхода был именно этот последний город. По мнению Кнобеля, упоминание Цоана наряду с Хевроном, после имен Енака и его детей, заставляет предполагать, что тот и другой город основаны представителями одного и того же рода. Цоан построен гиксами; быть может, гиксами же (к племени которых принадлежал и Енак) построен был и Хеврон (Властов, Свящ. Летоп.). Чис.13:24 .  и пришли к долине Есхол, [и осмотрели ее,] и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; взяли также гранатовых яблок и смокв; Долина Есхол названа так, по всей вероятности, по имени своего древнего владельца, союзника Авраамова Ешкола ( Быт.14:13, 14 ). Ван-де-Вельце говорит, что он видел источник в расстоянии мили от Хеврона, называвшийся «Аин-Ескали», – «родник Ешкола» (греко-славянск. текст понимает «Еск ол» как нарицательное: долина гроздов, LXX: Φραγξ βοτρος, слав.: дебрь гроздная). Чис.13:27 .  И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; Кадес – местность вблизи южных границ Ханаана. По мнению очень многих комментаторов, ее можно искать в долине Араба, отождествляя с нынешним Аин-ель-Вейбе. В списке израильских станов ( Чис.33 ) после Асирофа следует стан Рифма. Полагают, что Кадес прежде назывался Рифмой и получил имя Кадеса (кадеш – святой) впоследствии, в силу того обстоятельства, что здесь долго стоял ковчег завета, и здесь же состоялось грозное решение правды Божией в отношении непокорного народа. Чис.13:33 .  И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Законы о сострадании к животным. Чтобы евреи были добрее, мягче душою, Моисей дал особые законы даже о сострадании к животным: заповедал не заграждать (не завязывать) рта молотящему волу 294 ( Втор. 25:4 ), не заставлять скот работать в субботу ( Втор. 5, 14 ), поднимать чужого осла или вола, упавшего под тяжестью, не брать из гнезда мать вместе с ее яйцами или птенцами ( Втор. 22:4, 6–7 ), не колоть коровы и овцы в один день с порождением их ( Лев. 22:28 ), не варить козленка в молоке матери его ( Исх. 23:19, 34:26 ), не кастрировать (не уродовать) животных ( Лев. 22:24 ). Законы о войне и мире. Начинать войну и заключать мир евреи должны были не иначе, как вопросив Господа. На войну должны были выходить все мужчины от 20 до 50 лет, способные носить оружие. Но относительно недавно женившихся сказано было в законе: «Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял» ( Втор. 24:5 ). В военном стане не должно было иметь нечистых и должно было соблюдать чистоту, чтобы Бог не отступил от стана ( Втор. 23:9–14 ). Пред сражением приставники должны были объявлять народу: «Кто построил дом и не обновил его, пусть идет домой, кто насадил виноградник и не пользовался им, пусть возвратится в дом свой; кто обручился с женою и не взял ее, пусть возвратится к ней; кто боязлив и малодушен, пусть идет домой, дабы не сделать робкими сердца братьев своих». Потом избирали военных начальников. Пред началом сражения должен был подойти к народу священник и сказать: «Слушай, Израиль, вы теперь вступаете в сражение с врагами, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, и не смущайтесь, и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог наш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас» ( Втор. 20:1–9 ). Во время выступления евреев против неприятеля священники должны были трубить тревогу в серебряные трубы, «Да будут вспомянуты израильтяне пред Богом и спасены от врагов» ( Чис. 10:8–9 ). При осаде неприятельского города запрещено было истреблять и портить плодовые деревья около города ( Втор. 20:19–20 ). Если неприятельский город был в пределах земли Ханаанской, то должно было истребить или изгнать всех жителей его, чтобы они впоследствии не соблазнили народ Божий к нечестию. Если же город был за пределами земли обетованной, то жителей, если они добровольно сдадутся, облагать данью и порабощать себе; если же не сдадутся, то, по взятии города, истреблять, кроме женщин ( Исх. 23:31–33, 34:11–16 ; Втор. 20:10–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

И Бог осудил его на изгнание из родных мест и скитальчество, отметив его особым знаком, который впоследствии стали называть “каиновой печатью”. В чем она заключалась, сказать трудно. Существуют самые разные предположения. В Библии же сказано только, что знамение это дал Каину сам Бог. Отсюда и поговорка: “Бог шельму метит”. Под “каиновой печатью” стали понимать некое клеймо, подобное тем, которые выжигали на лбу у осужденных преступников. Но Библия говорит совсем о другом. Знамение, данное Богом Каину, было вовсе не наказанием, а свидетельством того, что он, несмотря на совершенное им преступление, находится под защитой Господа. Более того, Бог нанес на него это знамение по просьбе самого Каина. Открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что в изгнании его самого могут убить. “И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его”. Так Бог сразу пресек возможную череду убийств на почве кровной мести, которая могла бы разгореться среди первых людей. Так что “каинова печать” – знак не гнева, а милосердия Божия, с которым Он относится ко всем людям без исключения. Даже к таким, как первый убийца Каин… Культура, разрушающая гармонию Что же сделал изгнанный с родной земли Каин? Он построил город и назвал его именем своего сына. Факт знаковый в истории человечества – первый город на Земле построил убийца. Для чего? Да чтобы создать искусственную границу между собой и всем остальным миром, оградить себя от окружающей среды. Сегодня, когда конфликт между городской цивилизацией и природой обострился до предела, когда вокруг нас загрязненные реки, гибнущие леса, а сам воздух города пропитан ядовитыми выхлопами, в самом словосочетании “окружающая среда” звучит какая-то отчужденность, будто человек прилетел на Землю с другой планеты и мучительно пытается освоить враждебный ему мир. А началось все с первой в истории “экологической катастрофы”, когда Каин, убив своего брата, пролил его кровь на землю. Вот что говорит об этом Библия: “И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле”.

http://azbyka.ru/kainova-pechat-civiliza...

И, конечно же, было много женщин и вдов, нуждавшихся в помощи, но пророк Илия ни к одной из этих израильских вдов, принадлежавших к Ветхозаветной Церкви, не был послан, «а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» ( Лк.4:26 ). Сарепта Сидонская — это город, где жили финикийцы — язычники, пребывавшие в глубочайшем заблуждении. Израильтянам по прибытии в Землю обетованную поведено было истребить всех финикийцев, однако они не исполнили этой заповеди Божией, и впоследствии отвратительные языческие культы поклонения мнимым богам, а в сущности демонам, стали распространяться и в Израиле. Именно в наказание за поклонение израильтян Ваалу и был наведен пророком Илией этот голод. Этих развращенных, глубоко заблуждающихся людей в лице вдовицы сидонской Господь приводит израильтянам в пример. Пророк Илия пришел в страну, где поклонялись Ваалу, но именно к этой вдовице, ибо она, несмотря на языческие заблуждения, была чиста душой и сердцем и более расположена к принятию истины, чем с детства воспитанные в правоверии израильтяне. Господь взирает не на внешнее, как мы, а на сердце. Сердце же ее было более готово к принятию истины, чем сердца людей, наученных религиозным истинам, однако уклоняющихся от правой веры к языческим заблуждениям. Продолжая обличать иудеев в синагоге, Спаситель говорит: «Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» ( Лк.4:27-30 ). Вот какая ненависть была у израильтян к тем, кто их обличал. Она подобна ненависти древних израильтян к пророку Илие. Царь Ахав дважды посылал воинов погубить пророка, и только Божественная сила спасала его от смерти, так что он был даже ею восхищен на небеса. Во время своих страданий из-за гонений он также взывал к Богу и говорил: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков твоих убили мечом… и моей души ищут» ( 3 Цар.19:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ибо скоро обольщается только неразумный и простой. И строят они высоты Ваалам, когда говорят, что они рассуждают о возвышенном. И сожигают идолу сыновей своих, – тех, коих родили они в ереси. Господь говорит, что всего этого Он не знает, и оно никогда не приходило на мысль Ему. Ст. 6. За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие не будет более называться Тофетом и долиною сына Еннома, но долиною убиения. LXX: За то вот приходят дни, говорит Господь, и место сие более не назовется падением и πολυνδριον сына Еннома, а πολυνδριον убиения. Что это за долина сына Еннома, которая по-еврейски называется geennom, откуда, думают, получила имя и геенна, – мы говорили выше. А с какою мыслию LXX вместо thopheth, поставили διπτωσιν, т. е. падение и вместо долина πολυνδριον. что значит множество мужей – недоумеваю, если только может быть не потому, что там народ пал и убито множество людей, – или духовно в заблуждении идолопоклонства, или буквально войском вавилонским, что яснее читается в дальнейших словах. Ст. 7–9. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем, и сражу их мечем пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным, и положу город сей в ужас и посмеяние. Каждый проходящий чрез нею изумится и посвищет на все язвы его. И накормлю их мясом сыновей их и мясом дочерей их, и каждый будет есть плоть друга своего, в осаде и тесноте, в которой заключать их враги их и ищущие душ их. Хотя мы знаем, что это постигло народ и во время плена Вавилонского, но полнее это относится ко временам Спасителя, когда они были осаждены Веспасианом и Титом и город их во времена Адриана пал в уничижение вечное, так что те, кои приносили сыновей своих в жертву идолам, впоследствии сами, вынуждаемые голодом, обращали их в пищу себе, и тела всех отдавались птицам небесным и зверям земным; злоупотреблявшее для нечестия дарами Господа и закалавшие плоды чрева своего идолам делали утробы свои гробами детей своих. Ст. 10–11. И разбей сосуд пред глазами мужей, которые пойдут или выйдут с тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иисус говорит ей: дай мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама попросила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую”. Евангелист (опускаю дальнейшее) изображает женщину столь глубоко увлеченною назиданиями Спасителя, что она, прибежав в свой город, громко взывала: “Пойдите, посмотрите человека, который сказал мне все, что я сделала Иоан. 4, 28 .. Они пришли и, увидев, что Он делал, и услышав Его слова, сказали: “Не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что он истинно Спаситель мира, Христос” 53 . 4 . Что упомянутая у сего божественного благовестителя Самарянка есть великомученица Фотина, в этом пусть никто не сомневается вследствие того, что имя ее в Евангелии не означено. Ибо я полагаю, что блаженная получила это имя впоследствии, подобно возлюбленным чадам ее, как покажет дальнейшее изложение. Ибо с того времени, как она признала Христа Богом и Сыном Божиим, она вспять не обращалась; да и как обратилась бы убедившая прочих оставить их суеверие и притечь ко Христу? Если же не надлежало ей обратиться вспять, что действительно и не произошло, то совершенно ясно, что она и пострадала за Него. Это видно и по самому времени. 5 . Ибо она вместе со своими родными стяжала мученический венец во времена нечестивейшего Нерона, который предал смерти и первоверховных апостолов Петра и Павла. Есть и другое дошедшее до нас согласное с истиною известие, основанное на предании святых отцов, что при водосвятиях, которые род христианский измыслил для омовения от грехов, сего ради показывается обыкновенно и честный образ великомученицы Фотины во свидетельство и подтверждение настоящего повествования, и что мы, желая быть, подобно сей Самарянке, причастными водосвятию, сего ради созерцаем при них образ ее. Посему никто да не усомнится, что сия есть та Самарянка, с которою Господь беседовал при Иаковлевом колодце, ибо сие сказание подтверждают древние и правдолюбивые писания, и в большей мере доискиваться истины не следует.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010