Приняв во внимание, что ликвидация русским правительством униатских церквей не может быть законным основанием для приобретения права собственности русским правительством и что такая ликвидация остается всегда актом насилия и беззакония, нужно придти к выводу, что и права православного духовенства в отношении отобранных униатских церквей и недвижимого имущества в виде земли и построек, принадлежавших тем церквам, есть порочное и не создает права собственности. Незаконно отобранное имущество подлежит возврату». Однако разыгравшийся в связи с этим скандал привел к отказу польского суда удовлетворить эти требования, которые были значительно смягчены самими истцами. Решением наивысшего суда от 20 ноября 1933 г. передача святынь предоставлялась на усмотрение местных гражданских властей, помимо судебной процедуры, на основании распоряжения правительства от 22 октября 1919 г., касавшегося только бывших католических, но не униатских храмов. Положение на Холмщине складывалось следующим образом. К 1925 г. из 383 православных храмов, бывших до войны, 59 было разрушенных, 111 – закрытых и 150 – обращенных в костелы. В распоряжении православного населения осталось только 63 храма. В результате возвращения части населения из России, некоторое количество храмов и молитвенных домов удалось открыть снова. Еще один удар был нанесен в 1938 г., когда были разрушены около 200 храмов – все закрытые храмы, а также часть открытых и построенных с 1920 г. Однако требования об открытии православных церквей и присылке священников не прекращались, 200 000 православных людей в Холмщине проявляли твердость и не хотели переходить в Католичество восточного обряда. 223 Государственная Дума 3-го созыва. Обзор деятельности комиссий и отделов. Сессия IV. СПб., 1911. С. 211–244. 240 «Польское коло» (kolo – буквально круг) название польской парламентской фракции в I–IV Государственных Думах; представители польских демократических и социалистических кругов в Думе в польское коло не входили. – Прим. ред. 243

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

И наконец, была дана позитивная оценка вкладу и выражена надежда на дальнейшие успехи православных на национальных и региональных уровнях, в частности в сотрудничестве с Римско–Католической Церковью и с другими Церквами, которые не являются полными членами ВСЦ. В этих рамках разные экуменические и культурные организации сыграли бесценную роль посредников и спонсоров. Несколько региональных и национальных экуменических организаций, с которыми связаны Православные Церкви, также оказали огромную услугу и межцерковному диалогу, и культурному диалогу, поднимая разнообразные исторические и современные вопросы, чтобы устранить препятствия, созданные не вероучительными факторами, чтобы содействовать дружбе и сотрудничеству. Да приблизится день, когда наша приверженность экуменическому идеалу получит богатое благословение Духа Святого и даст нам возможность отпраздновать полное единство всех Церквей, соучаствующих в едином евхаристическом и соборном общении. Это наша молитва, наша надежда и наше возобновленное экуменическое обязательство по случаю 40–й годовщины основания ВСЦ. Женева, сентябрь 1988 Протопресвитер д-р Георгий ЦЕЦИС. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРИСУТСТВИЯ Во многих церковных кругах, как православных, так и неправославных, широко распространено мнение, что экуменическое движение появилось внутри протестантского мира в результате его внутреннего положения и в усилии найти разрешение существенных проблем Церквей Реформации, которые стояли перед ними в повседневной жизни и свидетельстве. Таким образом, многие православные дивятся православному присутствию в экуменическом движении и активному участию Православных Церквей в экуменическом движении и в ВСЦ, в то время как некоторые протестанты, вступившие в движение не сразу, но в результате экуменического паломничества, и которые не знакомы с Восточным Православием, искушаются считать Православие органом, принадлежащим другому «миру» и культуре, чуждым озабоченностям экуменического движения, что часто представляет собой помеху в движении к христианскому единству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Папа пытается доказать, что камень преткновения так мал, что его как будто и вовсе нет, старается показать маловажность разногласия между Латинской и восточными церквами; но посмотрите, на каком пустом основании утверждает он эту мысль. «Мы настолько согласны с восточными, говорит папа, что при самой защите католической веры мы нередко заимствуем свидетельства и доказательства из учения, из нравов и обрядов, которых держатся восточные». Какое жалкое доказательство! Святые отцы и другие христианские богословы нередко приводили свидетельства и доказательства в пользу своего учения из языческой философии: значит ли это, что они держались одинаковой веры с языческими философами? Ариане расходились с православными только в учении о природе Сына Божия и об отношении Его к Отцу, а касательно всех других предметов христианского вероучения они могли заимствовать свидетельства и доказательства у православных: значит ли это, что между арианами и православными не было великого разногласия в вере? Нельзя и обойти этот камень, лежащий на пути, по которому православный Восток мог бы прийти в Рим. Обход этот состоял бы в том, чтобы совсем не касаться латинских догматов, как бы забыть их на время. Но это не возможно ни для православных, ни для самих латинян. Латиняне, если и могут еще на первых порах не требовать от православных признания некоторых латинских догматов, не могут не требовать от них принятия учения о главенстве папы, потому что и самое соединение других церквей с Латинскою церковью они понимают преимущественно как подчинение последних папе. Без признания главенства папы над Церковью, без подчинения ему, по учению латинян, не может быть никакого соединения христианских церквей с их церковью, хотя бы во всем прочем они были вполне согласны с латинянами. С другой стороны, и православные никогда не вступят в общение и союз с Латинской церковью, не обсудивши и не решивши предварительно вопроса о принятии, или непринятии ими латинских догматов. Таким образом если бы даже латиняне дозволили, а православные согласились обойти этот камень (допускаем невозможное), то такой обход, вопреки поговорке: «все дороги ведут в Рим», не привел бы православных в Рим, к подножию папы, в лоно Латинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

XXI в. Большинство совр. исследователей согласны с Г. Белл , к-рая пришла к выводу, что самые старые элементы церковных зданий в М. относятся к XII-XIII вв.; при этом все храмы были перестроены либо после иранского нашествия 1743 г., либо в XIX в. ( Bell G. L. Amurath to Amurath. L., 1911. P. 257). Основополагающим признаком для датировки памятников является стиль резного и лепного декора элементов церковных зданий (порталов, оконных проемов, ниш и т. д.). В X-XI вв. культурный и экономический застой не способствовал монументальному строительству и формированию архитектурной школы в М. Эпоха активного строительства наступила в годы правления сельджукских атабеков из династии Зангидов и особенно Бадр ад-Дина Лулу. Терпимое отношение мусульм. правителей позволило христианам отстроить мн. церкви, оформленные в атабекском стиле. Архитектурные элементы и декор церквей атабекской эпохи во многом соответствуют оформлению мусульм. зданий М., возведенных в то же время ( Herzfeld. 1920. S. 239, 302-303; ср.: Snelders. 2010). Во время осады М. войском Надир-шаха (1743) мн. церкви были повреждены или разрушены; по ходатайству османского наместника Хусейн-паши аль-Джалили было разрешено восстановить храмы ( Fiey. 1959. P. 57-58). После этого значительная часть церквей в М. и его окрестностях была перестроена и декорирована в джалилийском стиле, который во многом имитировал атабекский стиль. Для джалилийских церквей характерно использование аркатуры и декоративных панелей на стенной плоскости, а также резное оформление оконных проемов. Джалилийский стиль оказывал влияние на церковное зодчество Сев. Месопотамии до XX в., когда получили распространение формы совр. архитектуры. Восточносирийские церкви (В юрисдикции Церкви Востока, с XVIII в.- Халдейской католической Церкви). I. Мар-Эшая (св. Исаии; первоначально - св. Ишоява), считается старейшей церковью М.; по-видимому, в кон. VI - нач. VII в. вокруг нее сложилось историческое ядро города (Хисна-Иврая; ныне квартал Рас-эль-Кур). Мон-рь был основан несторианским мон.

http://pravenc.ru/text/2564238.html

Но в начале XI beka, под влиянием идеи разностей между Восточной и Западной церквами, область богословской полемики расширилась, применительно к задачам её в IX b., и в Византии опять возник догматический спор о Filioque. А когда в середине XI b. произошло новое столкновение между Византией и Римом, завершившееся окончательным разделением Церквей (1054г.), то одновременно в Византии усилилась и богословская разработка и оценка церковных разностей, послуживших поводом к столкновению. В греческой литературе XI b. предметами научного исследования служили вопрос об опресноках, пост в субботу, о едении удавленины, безбрачии священников, о папской власти, и др. Вообще, эпоха разделения Церквей (IX-XI b.) была и временем усиленной научной разработки в Византии тех разностей догматического, канонического и обрядового характера, которые служили предметом пререканий между византийскими и латинскими богословами. Догматика, полемика и апологетика обогатились в это время многими новыми приобретениями и значительно расширили задачи своего научного исследования, применительно к современным нуждам Церкви. Но влияние исторического факта разделения Церквей на развитие духовного просвещения не ограничилось IX-XI b. Идея различия между Востоком и Западом, выдвинутая на поле общехристианского сознания этим фактом, сохранила в Византии своё жизненное значение и в последующее время и постоянно служила одним из сильных мотивов для систематической разработки церковных вопросов, характеризующих восточное Православие в отличие от римско-католического учения. Этот мотив особенно усиливался в период униональных попыток, предпринимавшихся с целью церковного примирения между Востоком и Западом. Историческая цепь таких попыток тянется вплоть до падения Византии в 1453г. и является существенным содержанием взаимных церковных отношений Востока и Запада в XII- XV b. Но вместе с восстановлением переговоров об унии в Византии вновь возникли старые вопросы о Filioque, о папской власти, опресноках, безбрачии духовенства и т. д., которые будили богословскую мысль, заставляли византийских учёных подвергать их новой научной трактовке, вызывали некоторое научно-богословское движение и вели к дальнейшему научно-литературному прогрессу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Протопресвитер Янышев с особенной симпатией и сочувствием относится к великому делу воссоединения старо-католиков с православной Церковью. Он присутствует на всех старо-католических конгрессах; не смотря на свои уже преклонный лета, не опускает ни одного заседания, всем интересуется, во все вникает 24 . В свою очередь, представители старо-католицизма относятся к почтенному протопресвитеру с особым уважением и с особенным вниманием прислушиваются ко всем его словам. Что касается самого конгресса, то он происходив в следующем порядке. Накануне открытия конгресса, во вторник 19(31) августа, состоялось первое свидание съехавшихся из разных стран участников конгресса. Оно происходило в весьма обширной и красивой Ronachersaale, находящейся в центре города Вены. Здесь собрались не только участники конгресса, но и старо-католические семьи и вообще лица, интересовавшиеся предстоящим конгрессом. Первым приветствовал собравшихся администратор венских старо-католиков Милош Чех. «С радостью» сказал он, «приветствую я участников четвертого интернационального старо-католического конгресса, которые в большем, чем мы надеялись, числе, прибыли не только из Германии, Голландии и Швейцарии, но и из других дружественных церквей... Наше мирное дело состоит все в более и более тесном сближении восточной и западных Церквей, не на невозможном базисе подчинения всех под догмы и формулы одной Церкви, но на основании свободного утверждения в существенном учении вселенской Церкви, на католическом основании деятельности в духе христианской истины и любви.... Не ненависть и нетерпимость – наш меч, но любовь и истина». Не менее сердечные приветствия были высказаны собранию от лица венской старо-католической общины председателем местного комитета, подготовлявшего конгресс, г. Фейгельмюллером и одной из прихожанок общины г-жой Новак (последняя выразила свое приветствие в стихах). В свою очередь, не мало было высказано приветствий конгрессу и со стороны прибывших на него представителей других старо-католических общин и дружественных старо-католикам Церквей 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Существовали, однако, факторы, способствовавшие тому, чтобы православное общество этого региона (и прежде всего часть православного духовенства) стало восприимчивым к идее контактов с Римом. Углублявшиеся с течением времени различия в положении двух Церквей, переход в католицизм новых групп православной знати, образование новых католических приходов в традиционной зоне влияния православной Церкви — все это заставляло искать выход из создавшейся ситуации. В условиях, когда сохранялась память о посланиях митрополита Исидора, провозглашавших идею равноправия двух Церквей под эгидой папы, когда у Холмских епископов хранился привилей, который предоставлял принявшей унию православной Церкви все права и привилегии Церкви католической, среди православного духовенства должна была время от времени возрождаться идея добиться равноправия Церквей путем соглашения с Римом. Показательно, однако, что та часть православного общества, которая в 70-х гг. XV в. приняла решение пойти по пути сближения с Римом, чтобы получить защиту от преследований, в послании папе Сиксту IV подчеркивала свою приверженность традиционному учению Восточной Церкви . Примечания Epistola pontificiae. 1944. P. 2. N 202. Halecki O. From Florence... P. 53–55. Выехал из города 14 марта (AS. P. 39). Попов А. Н. Историко-литературный обзор... С. 374–375. Анализ этого документа в связи с итогами деятельности Флорентийского Собора см.: Gill J. Isidore’s Encyclical Letter from Buda//Analecta Ordinis S. Basilii Magni. Romae, 1963. Vol. 4. Fasc. 1–2. Ammann A. M. Zur Geschichte der Gultung der Florentiner Konzilsentscheidunger in Polen-Litauen//Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1942. T. 8. N 3/4. P. 289–290. Gill J. Le concile de Florence. P. 268. Голубинский E. E. История РЦ. Т. 2. 1-я пол. С. 444 и сл.; Бучиньский Б. Cmyдii з icmopii цepkobhoi yhii//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1908. Т. 35. С. 28 и сл. Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд., подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 179–181. Dlugosz J.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Риме проходит встреча представителей Римо-католической и Древних восточных церквей 25.01.2011 В Риме начала работу ежегодная Комиссия по диалогу между Римско-католической и Древневосточными церквями. Комиссия будет работать в течение недели, сообщает фонд «Pro Oriente». В центре обсуждения два основных вопроса: Инициатива проведения подобных встреч принадлежит Папскому совету по содействию христианскому единству. Заседания Комиссии по диалогу между Римско-католической и Древневосточными церквями проходят в конце января ежегодно. Первое из них состоялось в 2004 г. Встречи сопровождаются проведением экуменических богослужений. Древневосточные церкви в рамках настоящей встречи представлены делегациями Коптской, Сирийской, Эфиопской, Эритрейской Церквей, Армянской Апостольской Церкви, Сирийской Церкви Индии. Католическую сторону представляют, кроме Римско-цатолической, униатские восточные церкви: Коптская, Сирийская, Армянская, Маронитская, Эфиопская, Сиро-Малабарская и Сиро-Маланкарская. Отделение Древневосточных Церквей произошло в V в. после Халкидонского собора 451 г., который утвердил один из важнейших христианских догматов — учение о двух естествах во Христе. Древневосточные церкви не приняли Халкидонский догмат и отделились от единой Христианской Церкви. Регулярные встречи представителей Католической и Древневосточных Церквей проходят с сентября 1971 г. Официальный диалог между Православной Церковью и Древними Восточными Церквями начался в 1985 г. К середине 1990-х гг. он зашел в тупик. Большинство Поместных Православных Церквей (11 из 15) не ратифицировали итоговые документы диалога, а Иерусалимская Церковь заявила о своем выходе из него. Через несколько лет Русская Православная Церковь предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из Восточных Церквей по отдельности. Было проведено несколько встреч с представителями Коптской Сиро-Яковитской и Армянской (Киликийский католикосат) Церквей. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.01.2011 17:02:33

http://drevo-info.ru/news/10070.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010