Протопресвитер Янышев с особенной симпатией и сочувствием относится к великому делу воссоединения старо-католиков с православной Церковью. Он присутствует на всех старо-католических конгрессах; не смотря на свои уже преклонный лета, не опускает ни одного заседания, всем интересуется, во все вникает 24 . В свою очередь, представители старо-католицизма относятся к почтенному протопресвитеру с особым уважением и с особенным вниманием прислушиваются ко всем его словам. Что касается самого конгресса, то он происходив в следующем порядке. Накануне открытия конгресса, во вторник 19(31) августа, состоялось первое свидание съехавшихся из разных стран участников конгресса. Оно происходило в весьма обширной и красивой Ronachersaale, находящейся в центре города Вены. Здесь собрались не только участники конгресса, но и старо-католические семьи и вообще лица, интересовавшиеся предстоящим конгрессом. Первым приветствовал собравшихся администратор венских старо-католиков Милош Чех. «С радостью» сказал он, «приветствую я участников четвертого интернационального старо-католического конгресса, которые в большем, чем мы надеялись, числе, прибыли не только из Германии, Голландии и Швейцарии, но и из других дружественных церквей... Наше мирное дело состоит все в более и более тесном сближении восточной и западных Церквей, не на невозможном базисе подчинения всех под догмы и формулы одной Церкви, но на основании свободного утверждения в существенном учении вселенской Церкви, на католическом основании деятельности в духе христианской истины и любви.... Не ненависть и нетерпимость – наш меч, но любовь и истина». Не менее сердечные приветствия были высказаны собранию от лица венской старо-католической общины председателем местного комитета, подготовлявшего конгресс, г. Фейгельмюллером и одной из прихожанок общины г-жой Новак (последняя выразила свое приветствие в стихах). В свою очередь, не мало было высказано приветствий конгрессу и со стороны прибывших на него представителей других старо-католических общин и дружественных старо-католикам Церквей 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Заключение Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Проделанное исследование позволяет прийти к выводу, что проблема выбора как проблема смены традиционной идейно-культурной ориентации (даже в том ограниченном смысле, как об этом можно говорить применительно к Византии, где имелись сознательные сторонники такой смены) перед православным миром Восточной Европы не стояла. Никакой внутренней потребности в подобной смене ориентации не было ни в Северо-Восточной, ни в Западной Руси, хотя никто и не возражал против равноправного диалога двух Церквей на совместно созванном Вселенском Соборе. Тезис о различиях в идейно-культурной ориентации этих двух регионов восточнославянского мира применительно к изучаемому периоду оказывается совершенно несостоятельным. Никаких данных о серьезном влиянии латинской культуры на духовную культуру православного западнорусского общества не имеется. Что касается переговоров об унии Церквей в 1-й трети XV в., то инициатива их проведения исходила от католических правителей Польши и Литвы, а не от местного православного общества. Мы не обнаружили серьезных данных об активной поддержке таких проектов представителями высшего круга православного общества, и прежде всего духовенства. Напротив, ряд серьезных аргументов может быть приведен в пользу того, что именно местное православное общество отклонило выдвинутую в ходе переговоров идею о локальной унии Западнорусской Церкви с Римом, поддержав общее для всей православной стороны предложение о созыве Вселенского Собора с участием представителей обеих Церквей для обсуждения спорных догматических вопросов. В полном соответствии со своей традиционной идейно-культурной ориентацией в конце XIV — 1-й половине XV в. и Западная Русь, и Русь Северо-Восточная постоянно стремились сохранить связь с миром христианского Востока, воспринимая его как носителя аутентичной православной традиции. Некоторые расхождения наметились лишь после падения Царьграда в 1453 г., когда в Москве стало складываться представление о Русском государстве как преемнике Византии в деле сохранения и распространения православия. Это представление не было воспринято в то время ни Западной Русью, ни поствизантийским обществом.

http://sedmitza.ru/lib/text/443012/

Папа пытается доказать, что камень преткновения так мал, что его как будто и вовсе нет, старается показать маловажность разногласия между Латинской и восточными церквами; но посмотрите, на каком пустом основании утверждает он эту мысль. «Мы настолько согласны с восточными, говорит папа, что при самой защите католической веры мы нередко заимствуем свидетельства и доказательства из учения, из нравов и обрядов, которых держатся восточные». Какое жалкое доказательство! Святые отцы и другие христианские богословы нередко приводили свидетельства и доказательства в пользу своего учения из языческой философии: значит ли это, что они держались одинаковой веры с языческими философами? Ариане расходились с православными только в учении о природе Сына Божия и об отношении Его к Отцу, а касательно всех других предметов христианского вероучения они могли заимствовать свидетельства и доказательства у православных: значит ли это, что между арианами и православными не было великого разногласия в вере? Нельзя и обойти этот камень, лежащий на пути, по которому православный Восток мог бы прийти в Рим. Обход этот состоял бы в том, чтобы совсем не касаться латинских догматов, как бы забыть их на время. Но это не возможно ни для православных, ни для самих латинян. Латиняне, если и могут еще на первых порах не требовать от православных признания некоторых латинских догматов, не могут не требовать от них принятия учения о главенстве папы, потому что и самое соединение других церквей с Латинскою церковью они понимают преимущественно как подчинение последних папе. Без признания главенства папы над Церковью, без подчинения ему, по учению латинян, не может быть никакого соединения христианских церквей с их церковью, хотя бы во всем прочем они были вполне согласны с латинянами. С другой стороны, и православные никогда не вступят в общение и союз с Латинской церковью, не обсудивши и не решивши предварительно вопроса о принятии, или непринятии ими латинских догматов. Таким образом если бы даже латиняне дозволили, а православные согласились обойти этот камень (допускаем невозможное), то такой обход, вопреки поговорке: «все дороги ведут в Рим», не привел бы православных в Рим, к подножию папы, в лоно Латинской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАНЕН [франц. Janin] Раймон (мирское имя Жюль Эмильен) (31.08.1882, Божев, деп. В. Савойя - 12.07.1972, Париж), франц. историк-византинист, мон. католич. ордена ассумпционистов. Вступил в орден в 1900 г.; 18 сент. 1902 г. принял монашеский постриг с именем Раймон. С ранней молодости интересовался историей Церквей христ. Востока. В 1911 г. рукоположен во пресвитера, служил в Стамбуле, вероятно в церкви при ДС конгрегации ассумпционистов, и одновременно стал профессором Большого Восточного семинара, организованного франц. учеными в стамбульском предместье Кадыкёй (греч. Халкидон), вошел в состав редколлегии франц. научного ж. «Échos d " Orient», издававшегося под эгидой ассумпционистов в Стамбуле. В годы первой мировой войны (1914-1918) служил во франц. армии. С 24 окт. 1934 г. консультант папской конгрегации по делам Вост. Церквей. С 1937 г. постоянный член Французского ин-та визант. исследований. С 1943 г. в Париже участвовал в возрождении франц. издания по византиноведению «Revue des études byzantines», которое стало продолжением «Échos d " Orient». После второй мировой войны окончательно переехал в Париж. В 1952-1957 гг. преподаватель канонического права Вост. Церквей в Католическом ин-те в Париже. С нач. 20-х гг. XX в., в период франц. оккупации Босфора (1918-1923) и общего передела сфер влияния на Балканах, Ж. обратился к изучению исторической географии К-поля и Византийской империи. Сбор подробных сведений по истории различных городов, местностей, отдельных храмов и мон-рей, существовавших в Византии в средние века, стал главной сферой научных интересов Ж. Работы на эту тему в столь широком масштабе до Ж. проводились лишь франц. историком Ш. Дюканжем в XVII в. Ж. сумел принципиально расширить объем знаний по исторической географии Византии. Результатами его многолетних исследований стали монографии-справочники по К-полю и др. центрам Византии и множество статей, посвященных истории, топографии отдельных памятников визант. христианства. Работа «Храмы и монастыри Константинополя» (1953) является исчерпывающим совр. компендиумом сведений из письменных источников о церковных памятниках визант. столицы. Ж. активно сотрудничал с западноевроп. и амер. энциклопедическими изданиями, опубликовал много статей по той же тематике в словарях «Dictionnaire d " histoire et de géographie ecclésiastiques», «Dictionnaire de théologie catholique», «Catholicisme: Hier, aujourd " hui, demain», «Lexikon für Theologie und Kirche», «Lexikon der Marienkunde».

http://pravenc.ru/text/182193.html

(0,5 часа) Раздел II. Католицизм Тема 1. Метод формирования вероучения Особенность подхода к изучению католицизма. Особенности культуры Римской Империи до разделения. Законодательная система Римской Империи. Система сообщения Римской Империи. Особенности религии императорского Рима. Особенности быта жителей древнего Рима. Римское гражданство. Национальные особенности характера. Выводы. Особенности византийской империи. Культура Византийской Империи. Богословие на Востоке. Особенности западной Римской Империи: культура, богословие. Богословие на Востоке и Западе в период до XI века. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. (2 часа) Тема 2. Папизм и учение о Церкви Особенности рассмотрения папизма. Формирование канонически – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства. Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Церковное управление на Востоке после разделения Империи. Пути централизации на Востоке после разделения Империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения Империи. История зарождения папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церкви. Спор о титуле вселенский, 28 канон Халкидонского Собора, восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о филиокве. (4 часа) Тема 3. Разделение Церквей Разрыв между Восточной и Западной Церквами. Дело патриархов Игнатия и Фотия. Смута на патриаршем престоле. Вопрос о филиокве. Окончательный разрыв. (1,5 часа) Тема 4. Католическое учение о власти пап Отличия в учении о Церкви. Православное учение о Церкви. Католическое учение о Церкви. Сравнение. Суть католического учения о власти пап. Административно – духовная власть. Объем власти пап. Сравнение. Власть пап и власть епископов. Сравнение. Анафематизмы на не признающих примат. Сравнение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

II. Метод оценки религий Индии. Подходы к современному индуизму. III. Особенности Византийской империи. Культура Византийской империи. Богословие на Востоке. Особенности Западной Римской империи. Культура Западной Римской империи. Богословие в Западной Римской Империи. Сравнение особенностей богословия на Востоке и Западе в период до XI века. Выводы. Билет 3 I. Суть православного учения о спасении. Предопределение. II. Происхождение древнеиндийской религии. Ведическая литература. III. Католический метод формирования вероучения. Сравнение. Билет 4 I. Освящение души, сравнение. Освящение души, совершаемое человеком. Православный взгляд на нравственность. II. Ригведа и пантеон индуизма. Пантеон Ригведы. Варуна и Митра. Индра, Маруты и Вишну. III. Формирование канонически – административной структуры Поместных Церквей. Особенности прихода первых веков христианства: Особенности формирования церковного управления. Взаимоотношения между главными епископами. Формы власти и их пределы во взаимоотношениях Церквей. Особенности первенствующих кафедр. Билет 5 I. Необходимость веры в Бога. Вера во Христа, необходимость правильной веры. Лжехристы. II. Авеста – время написания, автор, особенности. Пантеон Авесты. Ахура – Мазда и Митра. Анхра – Манью, дэвы, Индра. III. Церковное управление на Востоке после разделения империи. Пути централизация на Востоке после разделения империи. Константинопольский патриархат. Особенности централизации церковного управления на Западе после разделения империи. Билет 6 I. Необходимость любить Христа и быть послушным Ему, Апостолам и Церкви. Любовь ко Христу. Послушание Христу, апостолам и пастырям. Недопустимость непослушания Христу. Недопустимость непослушания Апостолам и рукоположенным пастырям. Практическое использование. II. Верования протоиндийской религии по Ригведе и Авесте и их изменения в древнейший период. III. История зарождение папизма. Роль Востока в формировании папизма. Совместное решение вопросов церковной жизни. Участие Рима в делах Востока. Участие Востока в делах Запада. Выводы. Конфликты Восточных и Западной Церквей. Спор о титуле Вселенский. 28 канон Халкидонского Собора. Восстановление единства после победы над монофизитством. Выводы. Развитие учения о Филиокве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Какова же эта «новая форма»? Кардинал дает вполне однозначный ответ: та, что уже существует в «Восточных Церквах, находящихся в общении с Римом», то есть в униатских церквах. Кардинал напоминает нам, что в Католической Церкви уже существует две модели примата, описанные в двух кодексах канонического права — для Латинской Церкви и для Восточных Церквей: «согласно этим кодексам канонического права, примат осуществляется по-разному в Латинской Церкви и в Восточных Церквах» (according to these Codes of Canon Law, primacy is exercised in a different way in the Latin Church and in the Eastern Churches). Иными словами, нам в очередной раз предлагается вступить в унию с Римом. Если в этом заключается «прорыв», достигнутый на равеннской встрече, то боюсь, что этот прорыв не вдохновит православных верующих, для которых уния — в том виде, в каком она была осуществлена в истории — остается символом насилия над их совестью и предательства православия. В Баламанде в 1993 году и православные, и католики признали, что уния не является моделью церковного единства. И вот 15 лет спустя после Баламанда руководитель Папского Совета по содейдствию христианскому единству предлагает православным акцептировать униатскую модель примата римского епископа. Еще раз хотел бы подчеркнуть: добрые, конструктивные отношения между православными и католиками сегодня крайне необходимы. Отношения, построенные на сознании того, что мы не соперники, а союзники, что перед нами общее миссионерское поле и общие вызовы, на которые мы можем искать совместный ответ. Но нам не нужна очередная уния. Нам нужно стратегическое партнерство, исключающее любые формы прозелитизма. Продолжение богословского диалога тоже необходимо, но не с целью заключения новой унии, а с целью прояснения тех пунктов, по которым имеются наиболее существенные разногласия между православной и католической экклезиологией. К сказанному следует добавить, что, по утверждению кардинала, «в первом тысячелетии мы имели 5 патриархатов, а теперь мы имеем 15 патриархатов и несколько автономных церквей» («In the first millennium we had five Patriarchates, now we have 15 Patriarchates and some autonomous Churches»). Не совсем ясно, откуда взята эта цифра. В Православной Церкви сегодня 9 патриархатов: Константинопольский , Александрийский , Антиохийский , Иерусалимский , Московский, Грузинский , Сербский , Румынский и Болгарский . Остальные Поместные Церкви возглавляются митрополитами или архиепископами.

http://patriarchia.ru/db/text/365911.htm...

—185— благословения получили за это по великолепной золотой медали. Миниатюрный папский жандармский корпус пробрёл, благодаря щедрости Пия X, полную коллекцию музыкальных инструментов, и от времени до времени в ватиканских дворах раздаются слегка расстроенные концерты, которым горячо аплодирует толпа, собравшаяся с соседних улиц. В списках лиц, принимаемых каждый день Пием X в частных аудиенциях, не приходится почти никогда читать имен римско-католических ученых и писателей, наоборот очень часто удостаиваются аудиенции иностранные дамы, монахини всех цветов, и дети клерикальных школ. Пий Х хочет быть папой смиренных и детей, предоставив Льву XIII славу папы великих людей и дипломатов. В первое время своего первосвященнического служения он, как простой приходской священник, приглашал по воскресеньям прихожан разных римских приходов и объяснял им евангелие. Не вдаваясь в подробную оценку идей и средств, при помощи которых Лев XIII надеялся достигнуть сближения церквей, следует сказать, что он всегда с большим почтением и симпатией относился к восточным церквам, их обрядам и литургии. Один из его декретов запрещал униатам восточного обряда принимать латинской обряд, – мера, которая была не по вкусу тем латинским миссионерам, которые всячески стараются обращать православных не только в католичество, но и в латинство. Лeb XIII тратил огромные суммы на пропаганду, основал несколько семинарий восточного обряда и среди римского католичества покровительствовал и поощрял изучение Востока. Преемник его не только не разделяет его мнения, но и проявляет полное равнодушие к идет сближения церквей. Прежде всего была прекращена выдача значительных сумм, ассигнованных Львом XIII на католическую пропаганду среди православных. Кроме того, Пий X не имеет правильного представления о силе православия и относится к нему с пренебрежением. Впрочем, самое грубое невежество относительно истинного значения восточных церквей господствует не только в Ватикане, но и в высшей римской иерархии и может быть именно потому все попытки к соединению остаются бесплодными. До тех пор,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНЫЙ ПАПСКИЙ ИНСТИТУТ [лат. Pontificium Institutum Studiorum Orientalium Ecclesiarum], высшее учебное и исследовательское заведение Римско-католической Церкви, созданное для подготовки специалистов по богословию, догматике, литургике, каноническому праву и истории Поместных Православных Церквей, Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей ( Армянской Апостольской Церкви , Коптской Церкви , Эфиопской Церкви , Сирийской Яковитской Церкви , сир. Маланкарской Церкви , Эритрейской Церкви ) и ассирийской Церкви Востока . Учреждению В. п. и. предшествовало начавшееся в католицизме с кон. XIX в. усиление внимания к миссионерской работе среди христиан Восточных Церквей. 30 нояб. 1894 г. апостольским посланием «Orientalium Dignitas» папа Римский Лев XIII подчеркнул важность сохранения в католицизме различных вост. обрядов и обычаев как «средств, наиболее пригодных для воссоединения» вост. христиан с Римско-католической Церковью и отметил необходимость подготовки униатского духовенства из числа принявших унию вост. христиан. Непосредственно перед созданием В. п. и. 1 мая 1917 г. папа Бенедикт XV учредил Конгрегацию по делам Восточной Церкви (см. ст. Восточные католические Церкви ), к-рая столкнулась с необходимостью изучения и систематизации знаний о Восточных Церквах для более успешной прозелитской деятельности. В том же году был организован В. п. и., общее руководство к-рым поручалось Конгрегации по делам Восточной Церкви. Первоначально цели и задачи ин-та не были четко определены, и помимо исследовательской деятельности В. п. и. осуществлял подготовку католич. клириков для миссионерства среди вост. христиан. В энциклике папы Пия XI «Ecclesiam Dei» (12 нояб. 1923) прямо указывалось, что В. п. и. должен служить цели воссоединения «восточных схизматиков» с Римско-католической Церковью. Однако со временем ин-т отошел от непосредственной подготовки католич. миссионеров, сконцентрировавшись исключительно на научных исследованиях христ. Востока.

http://pravenc.ru/text/155380.html

Таким образом, успехи в распространении католицизма по территории Восточной Европы к концу 1-й трети XV в. были несомненными, но масштаб их был ограничен. Лишь в отдельных пунктах и на отдельных территориях стало заметным католическое население, но даже там, где в распространении католицизма были достигнуты успехи, он оставался исповеданием меньшинства населения. Так, на Холмщине, по расчетам Л. Беньковского, на 40 католических приходов, существовавших здесь к 1435 г., приходилось около 150 православных церквей . Тем не менее для ряда «русских» земель на территории Восточной Европы сосуществование православной и католической Церквей представляло уже серьезную проблему, а присутствие католиков (хотя бы и в меньшинстве) заставляло жителей других земель обращать внимание на то, как складываются отношения между православными и католиками на тех территориях, где количество католиков возросло. Чтобы пояснить, в каких условиях протекало сосуществование приверженцев двух конфессий и двух разных христианских Церквей, следует попытаться установить, в какой мере распространение католицизма шло непосредственно за счет паствы и имущества православной Церкви. Для этого периода сохранились лишь единичные сведения о передаче католикам имущества или зданий, принадлежавших православной Церкви. Так, в 1394 г. Земовит, князь мазовецкий, превратил в костел православный храм в Грабовце (Белзская земля), а в 1401 г. он же передал монастырю доминиканцев в Белзе недвижимость, принадлежавшую наместнику Холмского православного епископа в этом городе . Эти факты относятся к Белзской земле, правители которой были настроены особенно отрицательно по отношению ко всему, связанному с древнерусским прошлым, и было бы неосторожно распространять эти наблюдения на другие районы. В равной мере трудно говорить о том, что к этому времени католицизм оказал серьезное влияние на местную православную среду. Не случайно в ряде документов этого времени пожалования короля или светских и духовных вельмож католическим монастырям неоднократно мотивировались тем, что, живя среди «схизматиков», они не смогли бы иначе существовать, так как не получали ни дарений, ни вкладов .

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010