А. С. Хомяков одинаково серьезно изучал труды как восточных, так и западных богословов. Об этом свидетельствует в своих записках его близкий друг А. И. Кошелев, отмечавший, что «Хомяков глубоко изучил творения главных мировых любомудров, прочитал почти всех святых отцов и не пренебрег ни одним существенным произведением католической и протестантской апологетики» 47 . Н. Бердяев , оценивая роль славянофильского богословия, и, в частности, богословия А. С. Хомякова в развитии отношений с представителями Западной Церкви, пишет: «Хомяков был беспомощен перед проблемой воссоединения с католичеством. Но Хомяков первый дал нашему богословию такое направление, что можно считать эту проблему разрешенной религиозно и внутренне» 48 . Идеи А. С. Хомякова о воссоединении Церквей Востока и Запада развивал его ученик и последователь А. А. Киреев. В своей статье «Несколько замечаний на статью В. С. Соловьева «Великий спор " » он так пишет о проблеме соединения Церквей: «Не должно ли быть воссоединение Церквей высшей, драгоценнейшей мечтой каждого христианина? Конечно, да, и всякий, кому дорого христианство , сочтет не только своей обязанностью служить этому святому делу, но и величайшим для себя счастьем принять хотя бы самое малое участие в той трудной и многосложной работе, которая должна ему предшествовать» 49 . Славянофилы не только вскрывали причины разделения Церквей, анализировали их историю, но думали и о путях соединения, восстановлении единства. По мнению славянофилов, церковное и культурное единение Востока и Запада было бы чрезвычайно благоприятно для общехристианского дела, ибо Восток давал бы Западу свет истинного духовного знания, а Запад помогал бы Востоку своим практицизмом. Что касается догматических разностей в учении Западной и Восточной Церквей, то А. С. Хомяков и другие славянофилы не отрицали эти различия, но в то же время выявляли то, что есть общего и сходного у Православия с западными вероисповеданиями, «уже потому, что они исповедовали все догматы Православной Церкви» 50 . В той же самой статье по поводу публикации В. С. Соловьева А. А. Киреев призывает к творческому отношению к Западной Церкви: «Мы отнюдь не должны чуждаться самого Запада, отшатываться от него, самодовольно углубляться в созерцание своей теоретической правоты и догматической непогрешимости и сидеть сложа руки» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На Соборе в комиссию по выработке декрета вошли представители мн. крупных вост. Церквей, включая 6 патриархов. Документ создавался в атмосфере напряженных дискуссий, выявивших глубокие разногласия по нек-рым вопросам в первую очередь между самими униатами. Спорным представлялось, напр., употребление именования «восточные католические Церкви», ввиду того что в нек-рых пунктах «O. E.», первоначально предназначавшихся для декрета об экуменизме «Unitatis redintegratio» , речь идет также о вост. христианах-некатоликах; сомнительной казалась и сама необходимость принятия отдельного декрета наряду с догматической конституцией о Церкви «Lumen gentium» , как бы ставящая экклезиологию вост. католич. Церквей в разряд своего рода исключения в рамках нормативной лат. традиции (ср. подспудное противопоставление католич. и униатских Церквей во Вступлении и Заключении - CVatII. OE. 1, 30). В то же время для униатов Украины и Румынии, существовавших тогда в условиях коммунистических режимов, необходимость специального соборного изъявления поддержки, признания их обрядовой и церковной идентичности была продиктована политическими обстоятельствами, затрагивавшими проблемы религ. свободы и самосохранения. Составители документа высказывали также противоположные суждения относительно экуменического характера документа ( Hilberath. 2009. S. 57-58). Текст OE претерпел 3 редакции и дорабатывался вплоть до последнего дня перед офиц. обнародованием. Содержание В «O. E.» «торжественно» (sollemniter) отдано должное почтение заслугам вост. Церквей, «священной древности» уклада их духовной и литургической жизни, к-рые относятся к общецерковному достоянию, высказывается пожелание, чтобы они процветали и «пребывали целыми и невредимыми», соответствуя локальным нуждам и запросам душепопечения (CVatII. OE. 1-2, 4-5). В основе такого отношения находится новая экклезиология, подчеркивающая единство Церкви как мистического Тела Христова в многообразии находящихся в общении (communio) традиций, носители к-рых «органически объединены в Святом Духе одной и той же верой, одними и теми же таинствами, одним и тем же управлением», так что «разнообразие внутри Церкви не только не вредит ее единству, но скорее являет его» (Ibid. 2; ср: Ibid. LG. 23; Ibid. UR. 16). Под единым управлением в декрете понимается всеобъемлющая пастырская власть (gubernium pastorale) Римского понтифика, обеспечивающая юрисдикционное и обрядовое равноправие отдельных Церквей (particulares Ecclesiae), пребывающих зачастую на одной территории, c собственными уставами, богослужебным языком, иерархией и приходами (Ibid. OE. 3-5, 23), а также выполняющая наряду с Соборами координирующую и учредительную функции в вопросах относительно общих для них литургических праздников (Ibid. 19).

http://pravenc.ru/text/2581527.html

По охвату материала и широте хронологических рамок исследования, позволивших проследить эволюцию православных христианских общин и церковных кафедр с начала XVI по 30-е гг. XIX столетия, работа Панченко выделяется и на фоне имеющихся в зарубежной историографии трудов по истории ближневосточного христианства. Известные исследования, подобные классической и уже трижды переиздававшейся книге А. Атийи об истории восточных христиан-нехалкедонитов или основанной на западных архивных документах публикации Б. Эберже о восточных христианах и их отношениях с католическим миром, не были задуманы их авторами как всеохватывающие. Более популярный очерк истории Восточных Церквей от начала христианства до наших дней Ж.-П. Валоня не претендовал на строго академическую научность 1 . Панченко же удалось соединить в своей работе широту обобщений с детальным изложением, с собственными архивными исследованиями и анализом как опубликованных, так и рукописных источников. При этом исследователя, сосредоточившего свое внимание на двух ближневосточных православных Церквах — Иерусалимском и Антиохийском патриархатах — интересовало, в первую очередь, функционирование тех социально-экономических факторов, которые, с одной стороны, предопределили длительность существования православных Церквей в иноверном окружении на Востоке, с другой стороны, привели ко всем тем кризисным явлениям, следствием которых стало сокращение численности христиан и упадок их самобытной культуры, а также раскол ближневосточного православия в XVIII в. и образование Мелькитской униатской Церкви. Хронологический период, выбранный Панченко, представляется одним из наиболее сложных и малоизученных. Существуют исследования, посвященные истории раннехристианских церквей Востока, рукописному наследию и отдельным памятникам культуры этого региона, тем или иным аспектам политического и социального развития, но в целом эпоха нового времени, времена «Туркократии», до сих пор оставалась «темными веками» в истории христианских церквей Ближнего Востока.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157261/

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей кардиналом Сандри 19 сентября 2014 г. 20:11 19 сентября 2014 года в Аммане (Иордания), где проходит пленарное заседание Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами, состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона с префектом Конгрегации по делам Восточных Церквей кардиналом Леонардо Сандри, членом Смешанной комиссии с католической стороны. Во встрече приняли участие сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству священник Иакинф Дестивель и сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексий Дикарев. Темой беседы стало вызванное последними событиями на Украине обострение отношений между православными и греко-католиками. Митрополит Иларион представил точку зрения Русской Православной Церкви на эти события. Кардинал Сандри со своей стороны выразил готовность содействовать решению проблем в отношениях между двумя Церквами. В ходе беседы митрополит Иларион отметил глубокую обеспокоенность, с которой Священноначалие Русской Православной Церкви следит за развитием событий на Ближнем Востоке и особенно за положением христиан в этом регионе. Московский Патриархат в сотрудничестве с российскими и международными организациями оказывает посильную помощь ближневосточным христианам, в том числе и из Восточных Католических Церквей. Председатель ОВЦС напомнил, что в феврале 2013 года по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Москву посетил Патриарх Маронитской Церкви Бешара Бутрос ар-Раи, а в июне 2014 года в ОВЦС прошла встреча митрополита Илариона с Патриархом Сиро-Католической Церкви Игнатием Иосифом III Юнаном. В свою очередь кардинал Л. Сандри отметил важное значение усилий России и Русской Православной Церкви по поддержке христианского населения в ближневосточном регионе. Стороны согласились, что православно-католическое сотрудничество в данном направлении необходимо развивать. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3751186.ht...

В это же время в Нью-Йорке моя мать тоже молилась о том, чтобы Господь сохранил Марию. И вдруг услышала её голос: «Надо следовать Промыслу Божию». И тогда моя мать сказала: «Если следовать Промыслу Божию, то да будет воля Твоя». Сама она жила долго после этого и скончалась, когда ей был сто один с половиной год. Конечно, она была мне большой поддержкой в трудное время моей очередной поездки в Америку. Понятно, что ехать в Лестер было невозможно. Я отменил поездку, объяснив причину, и сразу же помчался в больницу, зная, что она там лежит ещё тёплая, но уже бездыханная. Прочитал отходную молитву. И вдруг понял, что передачу о том, что происходит с душой после смерти, Маруся слышала в студии за несколько часов до собственной смерти. Случайно ли это? Разве может быть такое случайным? Да и вообще все, что происходило в нашей с ней жизни, не могло быть случайным. И то, как Господь послал к отцу Василию неизвестного человека, и как этот человек донёс весточку семье, как Крупская помогла семье выехать, а затем работа в католической школе, которая открыла новые горизонты в наших отношениях... Недавно Святейший Патриарх Алексий II был вынужден подчеркнуть, что дальнейшее сближение Церквей возможно только на тех основаниях, которые были заложены в Баламанде, но не проведены в жизнь. Нужна дальнейшая встреча на высшем уровне представителей обеих Церквей – и Православной, и Католической. И это должно быть при абсолютном равенстве обеих Церквей, Восточной и Западной, так, как это было до раскола 1054 года. И это возможно, подобный опыт уже есть. Это было продемонстрировано в Ампльфорсе тем, кто в результате стал главой Католической Церкви в Англии. Это старалась делать всю свою жизнь Маруся. Когда она ушла из этого мира, после неё осталось около двадцати хоров, которые она организовывала в разных местах. Она прославилась своей музыкальностью, своим пением. Вероятно, она была бы известной певицей, если бы судьба сложилась иначе. Она стала удивительной женщиной-регентом, которую знала тогда вся Югославия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

В. п. и. основан папой Римским Бенедиктом XV ( motu proprio «Orientis catholici» от 15 окт. 1917); апостольским посланием «Quod nobis» от 25 сент. 1920 г. ин-ту было дано право присвоения ученых степеней. Первым президентом (ректором) В. п. и. стал секретарь Конгрегации по делам Восточной Церкви кард. Николо Марини, а непосредственным руководителем (вице-президентом) - пресв. Антуан Дельпюш (1917-1919). С 1919 по 1922 г. управление ин-том осуществлял консультант Конгрегации по делам Восточной Церкви бенедиктинец пресв. Альфредо Ильдефонсо Шустер (впосл. беатифицирован), по инициативе к-рого 14 сент. 1922 г. папой Пием XI руководство В. п. и. было передано ордену иезуитов . В том же году ин-т переехал в помещения Папского библейского ин-та , а в 1926 г. В. п. и. было предоставлено отдельное здание в Риме (пл. Санта-Мария Маджоре, 7). В соответствии с motu proprio папы Пия XI «Quod maxime» (30 сент. 1928) В. п. и. как самостоятельная структура вошел в состав папского Григорианского ун-та . В 1929 г. для подготовки католич. клириков восточного обряда при участии В. п. и. был организован отдельный папский коллегиум Russicum . В 20-40-х гг. в ин-те работали и преподавали принявшие католицизм представители рус. эмиграции, католич. пресвитеры вост. обряда А. Волконский, А. Сипягин , С. Тышкевич и др., с 1936 г. кафедрой рус. и старослав. языков и лит-ры заведовал Вяч. И. Иванов . После Ватиканского II Собора , способствовавшего изменению католич. отношения к др. христ. конфессиям, В. п. и. стал одним из центров католич. экуменизма. С сер. 60-х гг. в ин-т направлялись для обучения и стажировки клирики РПЦ, в т. ч. архиеп. Лев (Церпицкий) , еп. Илиан (Востряков) , прот. В. Рожков. Выпускниками В. п. и. являются К-польский Патриарх Варфоломей I , ряд др. иерархов и клириков Поместных Православных Церквей. В течение длительного времени в ин-те действовал единственный фак-т изучения христ. Востока, ориентированный на исследования вост. богословия, патрологии, литургики, истории, духовных традиций Восточных Церквей, вост. археологии и вост. языков. 2 июля 1963 г. на фак-те канонического права Григорианского ун-та было создано находившееся в ведении В. п. и. специальное отд-ние канонического права Восточных Церквей, преобразованное 7 июля 1971 г. во 2-й фак-т В. п. и. С 1972 г. профессора и специалисты ин-та участвовали в работе папской комиссии по пересмотру Кодекса восточного канонического права, подготовившей принятый в 1990 г. Кодекс канонов Восточных католических Церквей. В связи с начавшимся в кон. 80-х гг. притоком в В. п. и. большого числа студентов из стран Вост. Европы в 1991 г. в Риме был учрежден новый Центр исследований, относящийся к ин-ту (Виа Паолина, 25). В наст. время число студентов, обучающихся на различных фак-тах В. п. и., не превышает 400 чел.

http://pravenc.ru/text/155380.html

Рассылая это предписание, Иосиф прибавил, что священники, не исполнившие в этом отношении своего долга, будут подвергнуты строжайшему взысканию и отрешены от места. Особенно озабочен был архипастырь вопросом об улучшении внешнего положения церквей и обеспечения духовенства. В виду того, что Государь на рапорте генерал-губернатора, подчеркнув слова, что «внешнее состояние православных храмов в сравнении с католическими не достигло еще и той степени благолепия, на которой желательно было бы их видеть», собственноручно написал: «Обратить внимание на это и принять меры для приведения церквей в должное благолепие», и Св. Синод во исполнение Монаршей воли поручил Иосифу представить свое о том соображение и заключение, митрополит в своем донесении Синоду изложил, что положение церквей действительно скудное и это происходит, с одной стороны, от того, что во времена унии они были без иконостасов, а при преобразовании их имелось в виду не благолепие, а только возможность отправления богослужения по чину восточной церкви, а, с другой стороны, что православное население по селам состоит почти исключительно из одних крестьян, не могущих поддерживать церквей, вследствие своей бедности, а отчасти и от крепостной зависимости от помещиков, принадлежащих к другому исповеданию. Поэтому, советовал преосвященный Иосиф, для приведения церквей в надлежащее благолепие нужно обязать помещиков подпиской, что они будут поддерживать церкви, или же поддерживать их на счет общественных повинностей и возложить это дело на уездных предводителей дворянства, с участием по казенным имениям чиновников этого ведомства. Кроме того, писал он, следовало бы. чтобы и Св. Синод отпускал из своих средств по 25000 р. в течение 10 лет. Когда же Синод отпустил эту сумму, то преосвященный Иосиф посоветовал отложить на время расходование этой суммы, впредь до окончательного решения вопроса о церквах в министерстве внутренних дел, которое действительно отпустило на этот предмет 500000 р. Между тем пришло на помощь епархиальному начальству и министерство государственных имуществ, во главе которого в то время стоял Михаил Николаевич Муравьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

– Неполнота общения с Католической Церковью Крещёные, не принадлежащие к католической Церкви, находятся в определённом общении с ней, но это неполное, несовершенное общение, большее или меньшее – согласно тем средствам благодати, которыми обладают их Церкви или общины. Итак, по определению они не принадлежат к католической Церкви, поскольку не находятся в полном общении с нею. Те, кто не находится в полном общении с католической Церковью, не могут осуществлять в ней права и обязанности, проистекающие из крещения. Однако из того факта, что это общение может осуществляться в разной степени, следует, что подобное ограничение не имеет одинаковой силы для всех. В ККП содержатся два отправных пункта для толкования этого положения: во-первых, кан. 844 говорит об участии крещёных некатоликов в католическом богослужении и о том, кому священнослужитель-католик может законным образом преподавать таинства. 844 § 1. Служители-католики законно преподают таинства только верующим католикам, которые равным образом законно принимают их только от служителей-католиков. При этом остаются в силе предписания §§ 2, 3 и 4 настоящего канона, а также кан. 861, § 2. § 2. Всякий раз, когда этого требует необходимость или это подсказывает подлинная духовная польза, причём отсутствует опасность заблуждения или безразличия, тем верующим, которые физически или морально не могут обратиться к служителю-католику, позволяется принимать таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных от служителей-некатоликов, в Церкви которых вышеуказанные таинства существуют действительным образом. § 3. Служители-католики законно преподают таинства покаяния, Евхаристии и помазания больных членам восточных Церквей, не находящимся в полном общении с католической Церковью – если последние сами того желают и должным образом настроены; это положение имеет силу и относительно членов других Церквей, которые, по суждению Апостольского Престола, находятся в равных условиях с вышеуказанными восточными Церквами в том, что касается таинств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Начало XX столетия – 1902–1905 гг. – ознаменовалось двукратным обменом посланиями между Патриархом Константинопольским Иоакимом и Святейшим Синодом Русской Православной Церкви по вопросам межцерковных сношений, отношения к инославию и реформе календаря. Поставленные Патриархом Иоакимом вопросы направлены были к более тесному единению Поместных Православных Церквей. Святейший Синод, анализируя церковную обстановку, признал поставленные вопросы своевременными, но отметил, что лучшим способом к достижению единения в христианском мире могут являться нарочитые собрания православных епископов, особенно предстоятелей Церквей, и их «усты к устом» совещания. Ответное послание Святейшего Синода Русской Православной Церкви, как и других Поместных Церквей, было рассмотрено в Константинополе специальной Комиссией, во главе которой стоял известный ученый митрополит Никомидийский Филофей Вриенний. На основании изучений Комиссии было составлено мнение Константинопольской Церкви, послужившее направлению к Церквам второго послания. В последнем, в частности, говорилось, что необходимо бодрствовать над охранением своей паствы и одновременно принимать всевозможные меры к проложению пути боголюбезного соединения. Отвечая и на это послание, Святейший Синод указал, что Русской Православной Церковью уже проведены практические мероприятия, направленные по отношению к христианам старо-католического и англиканского исповеданий – учреждена особая Комиссия из ученых богословов, которая должна дать ответы на вопросы, поставленные представителями этих исповеданий. Святейший Синод также заявил, что он всецело присоединяется к предложению о периодических собраниях (один раз в три года) представителей Поместных Церквей для обсуждения назревших в православном мире вопросов. Продолжался в Синодальный период обмен церковной литературой, обучение в школах Русской Православной Церкви посланцев из Поместных Православных Церквей и, прежде всего, из древних Восточных Патриархатов. В начале XX века богословские предметы преподавали в Халкинской духовной школе, как правило, выпускники русских духовных школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Архив Пн В Равенне открылось очередное заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 9 октября 2007 г. 17:49 Обсуждение вопроса о верховной власти во Вселенской церкви станет одним из пунктов повестки дня очередного заседания Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, которое открылось в понедельник в Равенне (Италия). От Московского Патриархата в работе комиссии участвуют епископ Венский и Австрийский Иларион , представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, и священник Игорь Выжанов, секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям. Участники комиссии, половина из которых назначается Ватиканом, а другая половина — руководством поместных Православных Церквей, намерены закончить работу над документом «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви». Этот документ был подготовлен комиссией в 1990 году в Москве, однако не был обсужден на ее пленарном заседании, поскольку члены комиссии в связи с серьезным обострением межконфессиональных отношений в ряде стран Восточной Европы сочли необходимым перейти к обсуждению темы унии. На заседании комиссии в Белграде 24 сентября 2006 года серьезные разногласия возникли между участниками по одному из пунктов документа, утверждавшему, что после разрыва церковного общения между Востоком и Западом в XI веке созыв Вселенского собора в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать " общие " соборы, в которых участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом». Как отметил тогда епископ Иларион, в православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных Церквей стало «общение с Римским престолом». Модель устройства Православной Церкви принципиально отличается от римско-католической церковной модели, и патриарх Константинополя никогда не играл в Православной Церкви той роли, которую в Католической церкви играет епископ Рима.

http://patriarchia.ru/db/text/305691.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010