826 Таким образом, пр.Василий в июне–августе обревизовал церкви в восьми благочиниях и, кроме того, побеседовал о делах с 16 благочинными. Оставалось, следовательно, в епархии всего семь благочиний 827 , которые не были им осмотрены или благочинные которых к нему не вызывались. С 25-го октября по 2-е ноября пр.Василий осматривал церкви Дриссенского уезда 828 . Ревизия эта не много радости доставила пр.Василию. Дриссенские униаты неблагосклонно относились к переустройству униатских церквей, называя его «вымыслом противным вере», и питали ненависть к гр.-восточным обрядам; помещики, сплошь католики, больше ставили препятствий к переустройству церквей, чем оказывали содействия; священники были пропитаны католическими симпатиями и не прилагали усердия и забот, чтобы преобразовать свои церкви. Положение осмотренных церквей, поэтому, было самое печальное: некоторые из них еще совсем не имели иконостасов 829 , а где и были иконостасы, – они представляли ширмы или решетки без икон, без царских, северных и южных дверей; в Освейской же церкви со вкусом устроенный иконостас был приставлен к стене, а царские врата, северные и южные двери с хорошими образами валялись на хорах, дискосов, звездиц и копий не было; не было дьячков, знавших чтение и пение: все священники, кроме Прудинковской ц. Ольшевского, служили по старым служебникам. Вслед за ревизией, по предложению пр.Василия, последовало распоряжение консистории, чтобы священники запаслись дискосами, звездицами, копьями, просфорными знаменниками, чтобы иконостасы не устраивались в виде решеток, чтобы литургии совершались по новым служебникам, на пяти просфорах, с переносом Св.Даров и пр. Священники Дриссенского уезда обязывались через каждые две недели доносить консистории о сделанном ими по части преобразования церквей. Священник Кохановичской церкви Стульчинский, не воспользовавшиеся для переустройства своей церкви пожертвованными на этот предмет помещ. Храповицким 50 p.cep. и хранившимися в церковной кассе 300 руб.асс., был низведен в дьячки к Полоцкому кафедральному собору; благочинный Плещинский, не оказавший влияния на духовенство, не отобравший мшалов и не позаботившийся даже об устройстве своей церкви, был отрешен от должности и вызван на послушание в Полоцк; новому благочинному поручено было отобрать в церквях мшалы и представить отчет о недостающих в церквях богослужебных предметах 830 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Первый католический молитвенный дом появился в Москве 5 мая 1687 г. При Екатерине II среди униатов началось движение за присоединение к Православию. В 1832–1833 гг. Почаевская Лавра была возвращена Православию, а в 1839 г. 1 600000 униатов возвратились в лоно Православной Церкви. В 1875 г. к Православию присоединились холмские и подляшские униаты. Возникший в 1866 г. разрыв в сношениях с папой продолжался до 80-х годов. Папа метал громы на Россию. Когда началась последняя Русско-турецкая война, он послал благословение туркам, повсюду интриговал против России и пытался восстановить против правительства русских граждан католического вероисповедания. Нужно сказать, что Римская курия стремилась и всегда будет стремиться подчинить папской власти народы Востока с Россией во главе… В 1895 г. папа выпустил энциклику о соединении церквей, конечно при условии подчинения Риму. Восточные Патриархи дали Ватикану полный достоинства ответ, а в Петербурге была издана по поводу этой энциклики брошюра со статьями А. А. Киреева, А. П. Лопухина и греческого проф. Диомиди-Кириака (Энциклика папы Льва XIII о соединении церквей, СПБ, 1895). Та же энциклика вызвала появление брошюры «Современные попытки папы Льва XIII к соединению церквей (Вильно, 1896). Несмотря на вековые неудачи в этом направлении, и до наших дней Ватикан стремится использовать каждый благоприятный политический момент для подчинения себе Православной Восточной Церкви, в том числе и Русской Православной Церкви. Натиск Ватикана на Православие особенно усилился за последние 30 лет. После революции 1917 г. между правительствами иностранных государств и Ватиканом наблюдается самое тесное содружество. В задачу нашего доклада не входит подробный анализ современной международной обстановки. Однако для ясного представления о всех тех силах и возможностях, какими в настоящее время располагает Ватикан, нам, хотя вкратце, нужно остановиться на деятельности Ватикана после революции. Как нам уже известно, папство XIX и XX вв. было лишено светской власти. После же Ватиканского собора все папы, начиная с Пия IX, именовали себя «ватиканскими узниками» в знак протеста против правительства Виктора-Эммануила, отобравшего у пап Церковную область. Но папы, именуя себя «ватиканскими узниками», все же и не думали расставаться с мечтой о восстановлении своего былого могущества. Нужно было только выждать благоприятного международного положения для этого реванша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Румынский Даниил заявил о готовности возобновить прерванный 5 лет назад диалог с румынскими католиками 17.05.2010 «Существующие между Румынской Православной и Римо-католической церквями отношения дружбы и сотрудничества должны быть усилены, особенно в этот исторический момент, когда европейское сообщество все больше испытывает натиск секуляризма», - говорится в заявлении Румынского Патриархата, опубликованном после встречи Патриарха Румынской Православной Церкви Даниила и префекта Конгрегации по делам восточных церквей кардинала Леонардо Сандри. Встреча состоялась 7 мая в Бухаресте во время визита кардинала Сандри в Румынию, который проходил с 6 по 10 мая, сообщает «ZENIT» со ссылкой на «L " Osservatore Romano» «Сотрудничество между христианами - не прихоть, а моральный долг миссионера» - говорится в заявлении Румынского Патриархата, где вновь еще раз подчеркивается готовность Патриарха Даниила возобновить диалог с Греко-католической церковью Румынии и «найти необходимые практические решения для разрешения разногласий, касающихся имущества». Как отмечается в сообщении Религиозно-информационная служба Итальянской епископской конференции, в отношениях между католической церковью в Румынии и Румынской Православной Церковью возникли проблемы в связи с возвращением религиозным организациям зданий, принадлежавших католиком до того, как они перешли в руки православных после издания постановления коммунистического правительства в 1948 г. В 2005 году Румынский Патриархат приостановил в одностороннем порядке отношения с Греко-католической церковью в Румынии и прекратил работу в совместной комиссии по диалогу после того, как румынские униаты предприняли ряд мер для возврата своего былого имущества. Согласно данным «L " Osservatore Romano», Патриарх Даниил пообещал, что для возобновления отношений с греко-католической общиной Румынии этот вопрос будет внесен в повестку дня предстоящего заседания Синода Румынской Православной Церкви, которое пройдет с 6 по 8 июля этого года. Патриарх также заявил о возможном приглашении Папе Римскому Бенедикта XVI посетить Румынию с согласия Синода Румынской Православной Церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.05.2010 19:11:47

http://drevo-info.ru/news/8393.html

Эти выводы не получили единодушного признания в европейской науке . Основанием для сомнений служит уже тот факт, что попытки унии, предпринимавшиеся в 1-й трети XV в., не привели к успеху, а причины этой неудачи существующие теории по сути не объясняют. Необходимо отметить и то, что исследования ученых этого направления базируются исключительно на фактах сношений с Римом и тезис о тяготении западнорусского православия к латинскому миру не подкрепляется какими-либо данными о культурном влиянии последнего. Первая задача нашего исследования — установить с помощью критического анализа свидетельств источников о переговорах с Римом и основанных на них гипотез, в какой мере и насколько можно говорить об активном участии разных кругов западнорусского православного общества в контактах с Римом и чем это участие определялось. К концу XIX в. в науке был накоплен довольно значительный материал, характеризующий разные аспекты положения православных Западной Руси под властью католических правителей Польши и Литвы, а также политику государственной власти и католической Церкви по отношению к православным. Этот материал по-разному был использован в работах католических исследователей середины — 2-й половины XX в. Он почти отсутствует в работе О. Халецкого и, напротив, в довольно значительном объеме имеется в работе И. Мончака, но никак не соотнесен с общим для исследователей этого направления тезисом о традиционной прокатолической ориентации западнорусского православного общества. Вместе с тем очевидно, что при анализе отношения западнорусского православного общества к католическому миру, имея в виду идею унии Церквей, следует учитывать, каково было положение православного населения под властью католических правителей Польши и Литвы. Тем самым определяется вторая задача исследования — установить, каково было общее отношение со стороны католиков к православным на территориях Польши и Литвы, какие черты носила политика государственной власти и католической иерархии по отношению к православным, какую реакцию вызывала эта политика в православном обществе и как это повлияло на его отношение к католикам и к идее унии Церквей. Ответы на эти вопросы облегчаются тем, что благодаря инициативе польских ученых появились новые публикации источников, содержащие важные материалы о положении православной и католической Церквей на украинских землях в составе Польского королевства, а также ряд работ о деятельности католической Церкви на восточнославянских землях во 2-й половине XIV–XV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/442994/

Беспокойство многих клириков, монахов и мирян не имеет личностных мотивов. Они желают удержать открытым путь, которым следовали святые, надежный путь мистико-аскетической жизни, которая ведет к святости и обожению, «узкий и тернистый путь, ведущий в жизнь вечную». Путь же рационализма и покоя, комфорта является «пространным путем, ведущим в погибель» " 1061 . Даже многие лидеры харизматических церквей проявляют беспокойство относительно потери традиционных богослужебных рамок, полагая, что «одной из основных причин отсутствия истинного пробуждения в наши дни является утрата связи с историей» (Ульф Экман). В харизматическом движении наблюдается возврат к истокам, поиск корней, изучение духовного опыта прошлого, освоение литургических традиций разных церквей, тяготение к твердому библейскому фундаменту. Из общих работ по истории католического богослужения, вышедших после II Ватиканского собора, и изданий источников отметим исследования известного католического литургиста, главы французской литургической школы, консультанта Конгрегации божественной службы в течение почти 40 лет о. Эме-Жоржа Мартимора (1911 –2000) 1062 , который в 1946–1964 гг. был директором Центра пастырской литургики в Париже, позже – ректором Католического института в Тулузе, участвовал в разработке реформаторской литургической конституции II Ватиканского собора Sacrosanctum concilium. Нельзя обойти вниманием и одного из ведущих литургистов современности, доминиканца о. Пьера-Мари Жи (1922–2004) 1063 – ученика о. Бертрана Ботта из Лувена и кардинала Конгара (с последним о. Жи связывали тесные дружеские отношения с 1945 г. и до его смерти). Дом Жи был связан научными интересами с целым рядом крупнейших литургистов своего времени, включая Й.А. Юнгманна (как до начала II Ватиканского собора, так и в послесоборной работе над основными принципами литургической реформы), о. Грегори Дикса и др. Именно благодаря совместным усилиям о. Жи и «пионера и гиганта» литургического движения в Германии, сооснователя Немецкого Литургического института в Трире (1947), одного из экспертов II Ватиканского собора профессора Бальтазара Фишера (1912–2001) 1064 Э.-Ж.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не говоря уже о том, что изучение западной церковной жизни дает много полезных и поучительных сравнений, объяснений и уроков, русский канонист обязан, по Суворову, обращаться к западу еще и для того, чтобы воспользоваться выработанными там научными приемами и понятиями. 831 Расширив, таким образом, пределы науки церковного права, проф. Суворов по соображениям отчасти принципиальным, отчасти практическим разделил свой курс на следующие пять частей: 1) исторический очерк развития церковного устройства; 2) исторический очерк развития источников церковного права; 3) догматическое изложение церковного устройства; 4) церковное управление и 5) внешние отношения Церкви. 832 Первая часть состоит из шестиглав: 1-я глава изображает церковное устройство в первые три века, 2-я – с IV-ro до разделения церквей, 3-я – развитие устройства западно-католической церкви после разделения, 4-я – развитие евангелического церковного устройства, 5-я – развитие восточного церковного устройства после разделения и 6-я – развитие устройства русской церкви. Вторая часть в шести главах под теми же рубриками обозревает историю развития источников церковного права. Третья часть, содержа в себе догматическое изложение церковного устройства, разделяется на четыре главы: 1-я излагает общие начала церковного устройства по вероисповеданиям, а в остальных трех указываются подробности церковной организации в католической, евангелической и русской церквах. Здесь сначала говорится о центральной организации, а потом об епархиальной, окружной и приходской. Четвертая часть о церковном управлении излагает по главам свое содержание в —249— следующей постепенности: учение о церковном законодательстве (1 гл.), о церковном надзоре (2 гл.), о церковном суде (3 гл.), об учительстве и священнодействии (4 гл.), о браке (5 гл.), об управлении церковными должностями (6 гл.), о церковных обществах (7 гл.) и церковном имуществе (8 гл.). В качестве приложения к третьей и четвертой части непосредственно за последней помещено краткое изложение устройства и управления римско-католической, евангелической и армяно-грегорианской церквей в России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Римско-католические историки и богословы стараются доказать, будто в христианской церкви не только в западной, но даже и в восточной с первых веков и до патриарха Фотия, дерзнувшего возмутиться против папской власти, папы имели такую же власть над всеми епископами и церквами, какую они теперь имеют в римско-католическом христианстве. В подтверждение такого взгляда, католические ученые в истории древней христианской церкви подыскивают свидетельства и факты, будто бы оправдывающие их мысль. Но все эти свидетельства и факты, обыкновенно представляемые римскими учеными отрывочно, вне связи с цельным смыслом и характером ими же указываемых исторических событий, без соотношения с другими историческими фактами, яснее раскрывающими мысль дела, – вовсе не имеют того значения, какое стараются придать им католические ученые. «Папы, говорят, в самые первые века являются верховными правителями церкви, имеющими особенную власть над епископами других церквей. Папы II и III веков: Климент, Сотир, Виктор, Корнилий, Стефан пишут пастырские послания к различным церквам, – и их послания в этих церквах принимаются с уважением. К папам приходят советоваться о церковных делах епископы отдаленных даже восточных церквей, – напр. св. Поликарп (в половине II века) приходил в Рим советоваться с папою Аникитою о времени празднования Пасхи. Папы в Риме созывают соборы, разбирают и осуждают лжеучения, уже осужденные в других церквах, своим верховным судом как бы утверждая суд других церквей; так известный гностик Валентин (II века), осужденный на востоке, был окончательно осужден в Риме. Другие еретики, осужденные вне Рима, приходят в Рим, и просят папу вновь пересмотреть их дело и разрешить их от наложенной на них клятвы; это именно известно о лжеучителях Монтане и Маркионе (II века). Наконец решительные действия папы Виктора во II веке, в деле о праздновании Пасхи, и Стефана в III веке, в деле о крещении еретиков, показывают, что папы сами сознавали за собою право считать себя старейшими всех других епископов – епископами епископов, наблюдать за церковным порядком во всех церквах западных и восточных, требовать от них во всем согласия с римскою Церковию, делать обличения и приказания другим епископам; в случае непослушании грозить им судом и даже отлучать от церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Само собой понятно, что польские короли ожидали от унии великих благ для своего королевства и для самих себя. Сами они и народ в главной части их владений – в Польше исповедовали латинскую веру, а в принадлежавших им Западной и Юго-западной России народ был веры православной. И польским королям и всем вообще Полякам было естественно желать, чтобы принадлежавшие к Польше православные стали латинянами по вере. Притом, так как Великороссия и Малороссия, с которыми Польша соперничала и боролась, исповедовали православную веру, то было даже опасно иметь на границах с ними области, населенные православным Русским народом. Через унию своих православных подданных с Римом польские короли надеялись достигнуть двух весьма важных результатов: с одной стороны, ослабить тяготение православных областей своего королевства к Великой и Малой России, с другой, устранить разноверие и связанную с ним рознь в своем королевстве, распространить господствующую веру во всем королевстве и через это сделать его цельным, сплоченным и сильным. Эта мысль об унии, как средстве политического возвышения Польши, явственно звучит в следующих словах универсала, изданного королем Сигизмундом III ко всем своим подданным греческого закона о созвании собора для решения вопроса об унии: «Имея в виду древнее соединение церквей, Восточной и Западной, всегда способствовавшее возвышению и процветанию царства, и подражая примеру великих государей, старавшихся о соединении этих церквей, разделившихся между собою, пламенно желаем и мы находиться в одной вере со всеми нашими подданными и вместе с ними единым сердцем и устами славить Бога... Потому, среди других наших государственных забот, склонили мы наш помысл и на то, чтобы людей греческой религии в нашем государстве принесла, к прежнему единству с церковию Католическою, Римскою, под властию одного верховнаго пастыря... Вы, когда хорошо разсудите (т. е., на соборе), ничего полезнее, важнее и утешительнее для себя не найдете, как святое соединение с Католическою церковию, которое водворяет и умножает между народами согласие и взаимную любовь, охраняет целость государственнаго союза и другия блага, земныя и небесныя» 4 . Но король обманулся в своих надеждах. Без унии православные имели хотя некоторое, хотя наружное согласие с латинянами, и самое разногласие между ними не доходило до вражды и ожесточенной борьбы. Напротив, уния разделила жителей королевства на два враждебных лагеря: с одной стороны, униатов и латинян, с другой, православных, и началась вековая борьба между этими двумя сторонами, которая, как и всякое междоусобие, благоприятствовала не возвышению, а разрушению королевства. Что касается до тяготения к России соседних с ней и чисто-русских областей Польши, то хотя оно и ослабело в униатах, но за то усилилось в православных. В итоге уния привела к последствиям, противоположным тем, каких от нее ожидали король и Поляки, – последствиям, крайне вредным для внутреннего мира, благосостояния, целости и безопасности Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Митр. Кирилл рассказал также о ремонте и реставрации исторических храмовых зданий, строительстве нескольких новых храмов. Докладчик дал подробную характеристику положению православия в Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Говоря о межправославных связях, митр. Кирилл отметил плодотворное сотрудничество РПЦ с поместными Православными Церквами, в частности, в области преодоления расколов. При этом была отмечена сохраняющаяся напряжённость в отношениях РПЦ с Константинопольским Патриархатом и Румынской Православной Церковью, связанная с межправославными отношениями в Эстонии, Молдове, Венгрии, на Афоне и в Западной Европе. В межсоборный период развивался диалог РПЦ с иерархами и богословами Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей. В ходе взаимных визитов патриарх Алексий неоднократно встречался со святейшим патриархом и католикосом всех армян Гарегином II; в февр. 2001 г. в Эчмиадзине прошли первые двусторонние собеседования между представителями Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей. 27 дек. 2000 г. Свящ. Синод принял решение об образовании Координационного комитета и Смешанной комиссии для ведения диалога с другими Древними Восточными Церквами с целью выяснения христологической терминологии. В марте 2001 г. в Москве прошло заседание Координационного комитета, а в сент. того же года — первое заседание Смешанной комиссии. В своём докладе Собору митр. Кирилл перечислил факты католической экспансии на канонической территории РПЦ. К ним относится повышение статуса католических апостольских администратур в России до уровня епархий, учреждение новых епархий на Украине и в Казахстане, создание двух униатских экзархатов в традиционно православных областях Украины, прозелитизм и попытки распространения влияния унии на Белоруссию, Россию и Казахстан. Совместными усилиями Поместных Православных Церквей удалось предотвратить перенесение из Львова в Киев главной униатской кафедры и получение УГКЦ статуса патриархата. На заседаниях Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем, существующих во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, православной стороной были представлены факты прозелитической деятельности католиков на территории России и других стран СНГ.

http://pravenc.ru/text/1189668.html

Отец Алексий составил исторические описания православных храмов в Западной Европе и подготовил ряд материалов по истории создания берлинского братства. В 1911 году вышел в свет " Берлинский братский временник» с подзаголовком «Православные церкви и русские учреждения за границею», где имеются несколько десятков иллюстраций, дающих представление о русских церковных и культурных объектах во всей Европе. В 1895 году Мальцев издал в Берлине «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа» в переводе В.А. Жуковского, сделанном поэтом с церковнославянского текста для своего сына в 1844–1846 годах, когда еще не было синодального русского перевода. Особенно Отец Алексий прославился как богослов-литургист и переводчик. Он был глубоко убежден, что его служение Православной Церкви будет более благотворным на католическом и протестантском Западе, чем в другом каком- либо месте. Он ставил перед собою и такую задачу – «ознакомить заграницу, занимающуюся изучением христианского прошлого, с возвышенной идеей, красотой выражения и глубокой символикой обрядов Православной Восточной Церкви» 12 . Его перевод богослужебных книг на немецкий язык до сегодняшнего дня остается основой для многих православных богослужений на немецком языке. С 1890 по 1904 год вышли 14 томов переводов, общий объем которых превышал 13000 страниц 13 . Многие из них – параллельно на немецком и русском языках. За этот огромный переводческий труд протоиерей Мальцев получил в 1906 г. премию имени митрополита Макария. Отец Алексий не только перевел, но также тщательно изучил богослужебные чины и литургические обряды Церквей Востока и Запада в их историческом развитии. Вступительные статьи к каждому тому его обширных «Сравнительных очерков» представляют собой настоящие ученые трактаты по истории христианского богослужения, возникновению и развитию разных богослужебных чинов, снабженные сравнительным анализом богослужебных текстов Восточной и Западной церквей. По его собственным словам, он в переводах старался «сохранить силу, возвышенность и красоту выражений, которыми удивительно богат первичный текст». Для этого он изучал литургии Коптской, Сирийской и Армянской, а также и Римской церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010