Прп. Игнатий Прилуцкий. Шитый покров из Спасо-Прилуцкого мон-ря. 60-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого и кнг. Елены Романовны, брат св. кн. угличского Димитрия Андреевича , племянник вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные сведения об И. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии св. Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (2 последних текста, созданные по образцу Жития И., известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818. Л. 142-167 об.). Существует свыше 20 списков Жития И., к-рые датируются временем не ранее сер. XVII в. (ГИМ. Увар. 759-4°. Л. 107-123, XVII в. (1661 г.?); РГБ. Больш. 37. Л. 76-90, сер. XVII в.). О несохранившемся списке Жития И. XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба» ( Шляпкин И. А. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914. С. 13. (ПДПИ; 184)). Вместе с Житием в рукописях помещены 7 посмертных недатированных чудес И. В 1, 2 и 5-м рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включенное в концовку 4-го чуда моление преподобному, содержащее упоминание о вел. князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой В. О. Ключевским версии о возникновении Жития И. до сер. XVI в. Если принять во внимание, что в 6-м чуде упоминается игум. Афанасий (1541-1546), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, вероятно, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгин. В агиографических сборниках Житие И. часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского (см., напр.: ГИМ. Син. 866-8°, 40-е гг. XVII в.). Неск. позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. (Л. 452 об.- 453 об.). Единственный известный список проложного Жития (РНБ. СПбДА. 280-4°. Л. 114 об.- 116 об., 1-я пол. XVIII в.) восходит, вероятно, к печатному тексту.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ [груз. ], преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем), основатели монашеской жизни в Гареджи . Давид - ученик и сподвижник прп. Иоанна Зедазнийского , один из 12 сир. отцов (сер. VI в.). Сведения о нем и его ученике Лукиане содержатся в Житии Давида, составленном вскоре после его кончины и сохранившемся в поздних рукописях. Наиболее древняя кименная редакция Жития (X в.), вероятно, была создана католикосом Картли Арсением II (Кекел. A 833, XII-XIII вв.; H 1336, 1769 г.- Какабадзе. 1926. С. 36-42). Критическое издание Жития с использованием обеих рукописей осуществлено И. Абуладзе в 1963 г. (ПДГАЛ. Т. 1. С. 229-240). Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Преподобные Давид и Лукиан Гареджийские. Миниатюра из «Жития святых ». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) На основе кименной редакции неизвестным автором XII в. была создана метафрастическая версия Жития (Кекел. S 449, XIII-XIV вв.; А 160, 1699 г.; СПбФИВ РАН H 22, XVII-XVIII вв.; Кекел. A 126, XVIII в.; А 130, 1713 г.; А 170, 1733 г.; H 1672, 1740 г.; A 176, 1743 г.; Н 2121, 1748 г.; СПбФИВ РАН M 21, 1842 г.), в сер. XVIII в. переработанная митр. Самтависским и Горийским Романом (ЦГИАГ. Ф. др. рукописей. Ед. хр. 252, 1737 г.). Абуладзе в 1955 г. издал 2 метафрастические редакции Жития (Древние редакции Житий сир. подвижников. 1955), в 1971 г. выпустил критическое издание (ПДГАЛ. Т. 3. С. 170-207; Там же. С. 291-331). Существует также синаксарная версия Жития (Кекел. A 220, 1726 г.- ПДГАЛ. Т. 4. С. 407-415). Согласно Житию, Давид приходился родственником прп. Иоанну Зедазнийскому и был его учеником. Он последовал за преподобным в пустынь и через неск. лет, получив благословение прп. Симеона Столпника (Младшего) , Давид в числе др. сир. отцов прибыл в Грузию и поселился на горе Задени близ древней столицы Грузии - Мцхеты.

http://pravenc.ru/text/168562.html

I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили: 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития; 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе; 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары. В 1897-м году А. Пападопуло-Керамевс издал два греческих текста жития Иоанна Дамаскина , из которых первое озаглавлено: «Житие преподобных и богоносных отец наших Косьмы и Иоанна Дамаскина песнопевцев», а второе имеет такое надписание: «Житие преподобных и богоносных отец наших и самобратьев, и пчел Церкви Божией Иоанна Дамаскина и Косьмы, изложенное святейшим архиепископом иерусалимским Иоанном Меркурополом». Вследствие близкого по содержанию и языку родства второго, опубликованного Пападопуло-Керамевсом, жития с ранее известным греческим житием Иоанна Дамаскина, является в высшей степени вероятным, что автором этого последнего жизнеописания является не Иоанн VI, современник Никифора Фоки, т. е. из второй половины Х-го века, как утверждали ранее, а Иоанн Меркуропол, занимавший патриарший престол в Иерусалиме от 1156 по 1166 г. В конце 1912 года в печати появился арабский текст жития св. Иоанна Дамаскина , опубликованный К. Башой на основании трех рукописей: из Хомса, хаматской и ватиканской. Автором арабского жития является монах Михаил, попавший в плен к румскому сельджукиду Сулейману-ибн-Кутулмишу при взятии последним Антиохии в 1084 г. Следовательно, житие относится к концу XII-ro века и, несомненно, является тем арабским житием, на основании которого составлено греческое житие Иоанна Дамаскина , принадлежащее, по нашему мнению, Иоанну Меркурополу. Данные о жизни Иоанна Дамаскина , которые можно извлечь из этих как ранее известных, так и опубликованных только в последнее время источников, довольно скудные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Saga...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛАРИОН ГРУЗИН [груз. ] (Картвели; в миру Иоане; 822/3, Кахети - 875/6, Фессалоника), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи , известный духовный деятель, почитаемый в Грузии и Византии. Житие Известно 4 редакции Жития И. Г.: краткая (афонская) и пространная кименные (ПДГАЛ. 1967. Т. 1. С. 5-37), метафрастическая (ПДГАЛ. 1971. Т. 3. С. 208-248), синаксарная ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 170-178). Вопрос об авторстве первоначального текста Жития И. Г. остается открытым. В краткой и пространной редакциях упоминается имя Василия Протоасикрита (асикрита Василия), «философа и достойного монаха», к-рый, согласно версии краткой редакции, при перенесении мощей И. Г. визант. имп. Василием I Македонянином (867-886) произнес энкомию (похвальное слово) И. Г., согласно пространной - описал жизнь И. Г. «со слов учеников святого». Считалось, что Василий мог быть нотарием при имп. дворе и, приняв постриг, сохранил светский титул. Жизнеописание И. Г. было создано в рамках общевизант. контекста иконопочитания и почитания монахов как защитников Православия и вместе с тем следует сложившимся в Грузии лит. традициям. Автор Жития хорошо знаком с богословием и со Свящ. Писанием, с жизнью грузин и жителей Византии, с деятельностью груз. подвижников. Отсутствие в Житии характерной для переводных текстов стилистики трактовалось как указание на грузинское происхождение автора. Н. Я. Марр , И. А. Джавахишвили , К. С. Кекелидзе отметили, что текст не имеет национальных особенностей, типичных для агиографических произведений, переведенных на груз. язык представителями груз. афонской лит. школы этого периода. Кекелидзе первым произвел сравнительный анализ известных версий Жития и пришел к выводу, что визант. писатель IX в. не мог иметь столь исчерпывающие сведения о христианстве в Грузии и, следов., не мог быть автором Жития. Протографом Жития, вероятнее всего, является не дошедшая до наших дней греч.

http://pravenc.ru/text/389215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря ) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. 69 (9-55, 1056/47)), текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители начиная с Е. Биография Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял монашеский постриг с именем Евфросин.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Т.Р. Руди К вопросу о датировке Жития Игнатия Ростовского А.Г. Мельник Автор Жития Игнатия, епископа Ростовского (далее – Житие) отметил: «Потомъ же житье се преподобного, не предано бысть писанию и досел» 204 . Получалось, что оно было составлено через некоторый промежуток времени, после смерти святого. Но каков был этот промежуток, оставалось совершенно неясным. Очевидно, данная неопределённость породила весьма широкий разброс мнений исследователей о датировке интересующего нас произведения. Вероятно, одним из первых по данному вопросу высказался архиеп. Филарет (Гумилевский) , который утверждал, что Житие написано при митрополите Максиме 205 (1283−1305). Значит, оно возникло либо сразу после смерти свт. Игнатия, последовавшей в 1288 г., либо незначительное время спустя. Но никакого обоснования этой точке зрения автор не дал. По мнению В.О. Ключевского , Житие составлено «не позже половины XIV в.». Но к данному выводу исследователь пришёл посредством рассмотрения не самого памятника, а Повести о Петре, царевиче Ордынском, которую он датировал так же, как и Житие. Поскольку оба произведения написаны одним автором, то значит, они близки и по времени своего создания, полагал историк. Но он же допустил, что источником Жития послужила записка, современная погребению святителя 206 . Обойдя молчанием вопрос о датировке Жития, митр. Макарий (Булгаков) привёл следующие соображения, которые так или иначе повлияли на представление о времени его написания: «Местное чествование св. Игнатия Ростовского, начавшееся ещё с самой его кончины (28 мая 1288 г.), когда мощи его, вследствие множества совершавшихся от них чудес, даже не были преданы земле, а открыто поставлены в церкви, вероятно, с XIV в. перешло в Москву и другие места, одновременно с чествованием св. Леонтия Ростовского. Св. Игнатий уже числился со святыми в церковных книгах XIV, XV и первой половины XVI столетий (...) в летописи конца XV в. он называется „великим чудотворцем“» 207 . Однако никаких документальных свидетельств о столь раннем местном почитании святителя, и открытом хранении тогда его мощей, автор не привёл. Вероятнее всего, он усвоил это представление из сочинения А.Н. Муравьева, который его также никак не обосновал 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий) (кон. XIV в., Новгород - 12.06.1447, Коневский мон-рь), прп. пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)), основатель Коневского в честь Рождества Богородицы мон-ря . Древнейший рассказ об А. К. содержит «Сказание об авве Арсении» (РГБ. Троиц. Фунд. 806. Л. 244-246 об.), к-рое, по мнению Н. А. Охотиной-Линд, датируется 30-ми гг. XVI в. (по мнению В. О. Ключевского и Р. П. Дмитриевой - XVII в.). Ключевский считал, что «Сказание» представляет собой отрывок из «простой первоначальной редакции» жития. Во 2-й пол. XVI в. Варлаам (возможно, игумен Коневского или Деревяницкого мон-ря) составил новую редакцию жития (БАН. Арх. Д. 233. Л. 490об.- 519, 2-я пол. XVII в.; БАН. Арх. ком. 3 и др.), включающую в себя 3 недатированных посмертных чуда А. К. Ранние списки этой редакции жития (БАН. Арх. Д. 233) сообщают о кончине преподобного в 1447 г., в более поздних списках наряду с этой датой указан также 1444 год. В XVII в. было составлено рукописное похвальное слово А. К. В нач. XIX в. появилась новая редакция жития (СПб., 1850), автором к-рой является, вероятно, коневский игум. Иларион, составивший службу святому. В этой редакции приведены отсутствующие в более ранних текстах сведения о пребывании А. К. в Валаамском мон-ре , к-рые, по-видимому, основаны на монастырском предании, преставление А. К. указывается под 1444 г., записаны чудеса, совершившиеся по молитвам к святому в кон. XVIII в., житие сопровождается новым похвальным словом преподобному. А. К. в миру был «ковач меди», затем принял постриг в новгородском Лисицком во имя Рождества Богородицы мон-ре в годы игуменства там Евфимия, впосл. свт., архиеп. Новгородского (см. Евфимий II (Вяжицкий) ). Прожив в обители 11 лет, А. К. вместе с побывавшим в Новгороде афонским монахом отправился на Афон , где провел 3 года. Сначала А. К. трудился в «древоделании, печении хлебов и прочих по ряду монастырских службах», после того как игумен узнал о ремесле А. К., он повелел преподобному в безмолвии ковать сосуды. Святой посетил мн. афонские мон-ри, для к-рых бесплатно делал сосуды. Монахи, видя его «тружающася, яко безплотна или яко куплена раба, удивишася терпению его, но и паче же возлюбиша его». Уходя с Афона, А. К. получил от игум. Иоанна «Устав Святой горы» и чудотворную икону Пресв. Богородицы, на обороте к-рой был написан Нерукотворный образ Спасителя (см. Коневская икона Пресв. Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/76296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 20.12.1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326). Основные сведения о П. содержат рус. летописи XIV-XV вв. и Житие святителя. Житие Житие П. было составлено вскоре после его кончины. Исследователи выделяют 2 редакции памятника, появившиеся в XIV в. Традиционно составление Первоначальной редакции (известна не менее чем в 26 списках) относится к еп. Прохору , свт. Ростовскому ( Седова. 1993. С. 27). В. А. Кучкин выделяет 2 извода 1-й редакции Жития («Преставление Петра митрополита», в научной литературе называется иногда «Сказание о смерти митрополита Петра»). По мнению исследователя, старший извод принадлежит не Ростовскому епископу, а неизвестному московскому книжнику, близкому к П., кн. Иоанну I Даниловичу Калите и тысяцкому Протасию, вероятно - клирику московского Успенского собора, а написано Житие было весной-летом 1327 г., до освящения Успенского собора 14 авг. того же года. Составление младшего извода первоначальной редакции Жития, соединенного с «Чтением на память митрополита Петра», произнесенным свт. Прохором Ростовским на Владимирском Соборе в 1328 г., было приурочено к канонизации П. в К-поле в 1339 г.; впосл. авторство свт. Прохора, по Кучкину, было ошибочно перенесено и на 1-ю редакцию Жития ( Кучкин. 1962. С. 66-67). Согласно Б. М. Клоссу , выделившему в рукописной традиции 3 извода первоначальной редакции, ее автором мог быть книжник из окружения московского архим. Феодора ( Клосс. 2001. С. 18). Вторая редакция Жития (известна не менее чем в 41 списке) была составлена митр. Киевским и всея Руси свт. Киприаном (1390-1406). По позднейшим данным «Книги степенной» царского родословия, свт. Киприан († 1406) написал Житие П. в своем подмосковном с. Голенищеве в последние годы занятия им митрополичьей кафедры (ПСРЛ. Т.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Прп. Корнилий Комельский. Икона. XIX в. (ВГИАХМЗ) Основными источниками биографических сведений о К. являются его Житие, известное более чем в 40 списках кон. XVI-XIX в. (перечень см.: Сергеев. 2000), акты Корнилиева Комельского мон-ря, а также жития учеников К., прежде всего преподобных Геннадия Костромского и Кирилла Новоезерского. Житие К., несмотря на ряд заимствований, богато фактами, находящими подтверждение в документальных источниках. Оно сохранилось в неск. редакциях: Первоначальная возникла в 60-70-х гг. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 28/1267; РГБ. Попов. 94); Основная была создана, вероятно, ок. 1589 г. иноком Нафанаилом, к-рого В. О. Ключевский считал единственным автором Жития (наиболее ранние списки: РНБ. Погод. 787, 1606 г.; РГБ. Рогож. 176, до 1608 г. и др.). Основная редакция вошла в Четьи-Минеи Германа Тулупова (заглавие: «Месяца маия въ 19 житие и подвизи преподобнаго отца нашего Корнилия, новаго чюдотворца рускаго, града Вологды в пределех, иже на Комельском лесу пречестный монастырь поставльшаго, Пречистыа Владычица нашеа Богородица, честнаго и славнаго ея Введения, и в нем общежитие составльшаго и братию совокупль. Благослови отче»; нач.: «Разум убо православным християном духовных муж жития ползы ради испытовати...»). Она состоит из предисловия, собственно Жития, 9 посмертных чудес (2 из них датированы: 1-е - 1542 г.; 9-е - 1556-1557 гг.), 2 прижизненных чудес, помещенных после посмертных, рассказа об ученике святого Геннадии и Похвального слова (при создании памятника было использовано Похвальное слово Кириллу Белозерскому; по наблюдениям Т. Б. Карбасовой, объем заимствований значительный - ок. 1/3 текста). Основная редакция часто переписывалась вместе с монастырским Уставом К. и посвященной святому Службой (в некоторых списках к ним присоединены тропарь и кондак на обретение мощей К. и молитва святому). В рукописях, содержащих этот комплекс, отсутствуют, как правило, статьи иного содержания, поэтому их можно условно называть «корнилиевскими сборниками».

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛИСАВЕТА [греч. Ελισβετ] (V в.), прп., чудотворица (пам. 24 апр.). Источники Полное Житие Е. (BHG, N 2121), написанное анонимным автором на греч. языке, сохранилось во флорентийской рукописи Laurent. gr. 50 (Conv. Soppr. B. I. 1214), но до сер. XX в. было неизвестно. Принято считать, что terminus ante quem для составления Жития - XIV в. Исследовательница В. Каррас предложила в качестве terminus post quem 574 г., когда имп. Юстин II (565-578) ввел в литургию Херувимскую песнь , упоминаемую в Житии, однако эту дату следует принимать с осторожностью, т. к. вполне вероятно, что Херувимская песнь неск. древнее. А. Виноградов, сделавший перевод Жития на рус. язык, относит памятник к доиконоборческой эпохе (кон. VI - нач. VIII в.). Др. Житие Е., составленное мон. Харитоном (BHG, N 2122, 2122a), представляет собой Похвальное слово, весь фактический материал заимствован из анонимного Жития. В кратких синаксарных сказаниях точные сведения о происхождении и времени жизни Е. отсутствуют. Житие Е. род. в Ираклии Фракийской (Перинфе) у благочестивых и знатных родителей, дисипата Евномиана и Евфимии. 16 лет они были бездетны. Однажды во время празднества в честь Гликерии , мц. Ираклийской (пам. 13 мая), к-рое ежегодно совершалось жителями города и окрестных деревень, супруги усердно молились мученице о даровании им чада. Явившись во сне Евномиану и его жене, Гликерия обещала им скорое рождение дочери. Ребенка крестили в честь прав. Елисаветы (пам. 5 сент.), матери св. Иоанна Крестителя . В 3 года Е. была отдана для обучения Свящ. Писанию, в 12 лет она лишилась матери, через 3 года - отца. Тогда Е. раздала имение нищим и отправилась в К-поль в обитель вмч. Георгия (Малый Холм), где настоятельницей была ее тетя. Там Е. приняла постриг и всей душой предалась иноческим подвигам: усиленно постилась, 3 года не поднимала глаз на небо, даже зимой ходила босая, в одном хитоне, никогда не омывала тело водой. Когда настоятельница мон-ря скончалась, св.

http://pravenc.ru/text/189825.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010