959 Давид – второй царь еврейский, правивший с 1055 по 1015 г. до Рождества Христова. Давид упрочил внутреннее управление страной и расширил победоносными войнами Израильское царство. Считается автором Псалтири. 964 Иосиф – преемник Герасима по игуменству в Болдинском монастыре, получил прозвание Краснописец благодаря своему искусству переписчика книг. Сохранился переписанный им сборник Поучений Иоанна Златоуста (ГИМ, собр. Уварова, 110–1 °). Запись на первых листах этой рукописи сообщает: «Списание трудолюбезно бывшаго игумена Иосифа Герасимова монастыря, еже именуется по месту Болъдин, лта 7077-го (1569)» (см.: Строев П. М. Рукописи славянские и российские, принадлежащие... И. Н. Царскому. М., 1848. С. 125–131; Леонид. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 287–292). Иосиф Краснописец, возможно, является автором составленного в 1559 г. в Болдинском монастыре учебного руководства для царевича Ивана Ивановича, которое известно под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение к фониаде въкратце». С большой долей вероятности Иосифу атрибутируется также Послание митрополиту Макарию о составлении алфавитов и «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот...» В публикуемом тексте Жития отсутствует рассказ о назначении Иосифа Краснописца игуменом Болдинского монастыря, и упоминание его имени оказывается не подготовленным предшествующим повествованием. Это является одним из аргументов в пользу того, что издаваемый текст является Второй редакцией Жития, автор которой подверг сокращениям текст Жития, написанного Антонием. Рассказ об избрании Иосифа игуменом Болдинского монастыря есть и в завещании-уставе Герасима, и в Первой редакции Жития, составленной Антонием. 965 Соборный старец – монах, являющийся членом собрания (собора) монастырских духовных властей. В монастырях обычно бывает 12 соборных старцев (по числу апостолов). 966 Макарий (1482–1563) – постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, с 1526 г. архиепископ Новгородский, с 1542 г. русский митрополит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86 Сейчас ниже мы доказываем, что житие преп. Евфросина Псковского есть фальсификация, в которой данные из жизни Афанасия переносятся на Евфросина. Считаем за совершенно вероятное принимать, что усвояемое автором жития Евфросинова обращение к архиепископу этого последнего составляет действительный факт но отношению к Афанасию. Только на читаемые в житии послания Евфросиново, в действительности – Афанасиево, к Евфимию и Евфимиево к Евфросину, в действительности – к Афанасию, должно смотреть, как на пересочиненные автором жития. За действительный ответ Евфимия Афанасию должно быть принимаемо то, что по словам Дмитрия Герасимова в его послании об аллилуии к архиепископу Геннадию ездили великие люди, когда был прежде спор о песни («едино обое судили»). Под прежним спором должно разуметь именно спор псковичей с Афанасием, потому что другого спора прежде Димитрия Герасимова и архиепископа Геннадия неизвестно (А выражение Герасимова: «мне ся помнит» должно понимать не в том смысле, чтобы он был очевидцем спора, а в том, что он знает, слыхал, о нем). 87 В одной рукописи Царского, 366, л. 323, Опис. стр. 369, читается послание к Ионе какого-то Афанасия о назывании неверным христианина или еретиком. Мы принимаем, что это есть послание к Ионе именно нашего Афанасия. 88 См. послание Ионы к псковичам в Акт. Ист. 1, 60, стр. 108 col. 1, и в Памятн. Павлова, 90, col. 677. 89 Указ читается в рукописях в след за посланиями неизвестного псковича к Афанасию; напечатан в Правосл. Собеседн. ibidem, стр. 165. В некоторых рукописях он надписывается: «Слово Лаодикийского собора», каковым надписанием, на основании апокалипсиса гл. 3, ст. 14–19, может быть, хотели придать ему особенную грозность, cfr Лаодикийского собора слово к полуверцам в Описании сборников Публичной библиотеки Бычкова, 1, 194 (известное азбучно-грамматическое Лаодикийское послание, переведенное дьяком Федором Курицыным, как будто заключает в своем названии ту же мысль). Читаемый в рукописях в отдельном виде устав называется «уставом о петьи мефимона», – Ключевск. Жития святых, стр. 256 прим., преосв. Макария Ист. VIII, 131, Опис. синодд. ркпп. Горск. и Невостр. 330 л. 213, стр. 741, а в одной рукописи Волоколамского монастыря, – 577 л. 212 об. fin., он приводится под именем выписки из Феодорита о трегубой аллилуии (тогда как толкованием Лаодикийского собора называется выписка об аллилуии из Андрея Кесарийского , – л. 213 fiu.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

278 Об этих повестях см. ниже в I главе разбор волоколамских житий. Они являются в житии уже по спискам XVI века, наприм., в волокол. сб. N° 572 и сб. Тр. Серг. л. 791. Рассказ о 6 исцелениях следует за этими повестями в списке жития XVII века в милют. ч. мин., май, л. 40 с заметкой при первом чуде: «Творение Данила Моисеова» Вероятно, это был инок Пафнутиева монастыря, вскоре после Вассиана описавший чудеса, опущенные последним. 279 Эта записка в волокол сб. XVI века Моск. дух. ак. 515, л. 395. За молитвой, которой она начинается, читаем: «Исноведати хощу о тацем светиле, святем и велицем отци нашем Пафнутии, аще и недостоин есмь от начала жития его исноведати». Ниже читаем: «Таже рече ми старец: Инокентей! Аз же прилежно зрех на священную его главу, что хощет рещи» (л. 410). 280 Сб. Тр. Серг. Л. 791, л 16: «Канон преп. Пафнотию, творение ученика его Иннокентия, инока тоя же обители. В державу благовернаго и христолюбиваго православнаго царя вел. кн. Василия Ивановича господином преосв. архиепископом Даниилом, митрополитом всея Русии, с всем священным его събором, при игумене Пафнотии, благословил нети канон и житие чести в лето 7039, мес. майя, в 1 день». Нач. канона: «Ново тебе пение принести молебно в отверзение уст моих, Пафнотие богомудре, подаждь ми твоими молитвами благодать». Тот же канон в волокол. сб. XVI века Моск. дух. ак. N° 382, л 244. Здесь за каноном Иннокентия следует другой под заглавием: «Пение молебно преп. отцу нашему игумену Пафнотию, списано от инока многогрешна, желающа молитвами его получит» грехом разрешение». Биографические черты изложены в этом каноне но житию, написанному Вассианом, а выписанные выражения обоих канонов как будто намекают на то, что второй составлен прежде Иннокентиева. Вероятно, по поводу указанного соборного постановления 1531 года написано обширное похвальное слово Пафнутию, занесенное уже в макар. ч. минеи (но усп. сп, стр. 127, по синод., л. 141). По выражениям его видно, что оно написано на празднике памяти Пафнутия, автором, жившим тогда в его обители, следовательно не Вассианом, и автором, видевшим кончину святого: «Явление предлежит ныне пред всеми нами, живущими в обители преподобнаго сего мужа»; в другом месте: «Сподобихомся видети отца нашего», отсюду к Богу отшествие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В эпоху О. не было создано масштабных историографических сочинений. Однако важный агиографический памятник данного периода - Житие кор. Матильды был тесно связан с историей Саксонской династии. Житие написано в период правления О., вероятно в его начале; чтобы отличать это произведение от более позднего сочинения, посвященного тому же сюжету, его принято именовать Старшим Житием кор. Матильды (Vita Mathildis reginae antiquior). Большинство исследователей согласны с тем, что автором Жития являлась женщина - послушница одного из саксонских монастырей (вероятно, Нордхаузена или Кведлинбурга, см.: Corbet. 1986. P. 120; Sch ü tte B. Untersuchungen zu den Lebensbeschreibungen der Königin Mathilde. Hannover, 1994. S. 1-10). Житие посвящено О. и представляет собой своеобразное дидактическое сочинение: по словам автора, он хотел явить государю пример его «достойнейших родителей» (Vita Mathildis reginae antiquior. 1994. S. 109). Необходимость во «вразумлении» О. была связана с его конфликтом с имп. Адельгейдой (автор Жития выступал на стороне королевы-матери). В Житии рассказывалось, как отец императора Оттон I, вступив на престол, попытался забрать у матери ее владения и передать их жене, лишив тем самым кор. Матильду возможности заботиться о церковных учреждениях. За этим, по словам автора Жития, последовала Божия кара - мятежи знати, после чего Оттон I, наконец, публично покаялся перед кор. Матильдой. Т. о., сочинение побуждало самого О. к покаянию перед имп. Адельгейдой. Пример развития духовной лит-ры в мон-рях - сочинения Фолькуина, настоятеля Лобского аббатства в Лотарингии: Житие св. Фолькуина, епископа Теруанского (816/7-855) (Vita Folcuini episcopi Morinensis, ок. 970), и Деяния аббатов Лобского мон-ря (Gesta abbatum Lobiensium, ок. 980). Продолжала развиваться книжная миниатюра. Ок. 980 г. в скриптории мон-ря Райхенау был создан богато иллюстрированный сборник литургических текстов - Петерсхаузенский Сакраментарий (манускрипт получил наименование от названия мон-ря, где впосл. хранился). Его миниатюры близки по стилю к изображениям Кодекса Геро, к-рый, как считается, был создан в Райхенау несколько ранее, вероятно в конце правления имп. Оттона I. Изобразительные мотивы Кодекса Геро, заимствованные из Лоршского Евангелия времен Карла Великого (кон. VIII - нач. IX в.), в Петерсхаузенском Сакраментарии были вновь переосмыслены: изображения стали менее детализированными и объемными, более условными, что сближало их с визант. традицией. Одна из самых известных миниатюр Сакраментария, которую мн. исследователи идентифицируют как изображение Пресв. Девы Марии либо как аллегорию Церкви, не соответствует тому, как данные сюжеты традиционно представлялись в европейской иконографии. Одеяния и украшения, запечатленные здесь, схожи с атрибутами визант. императриц, в связи с чем, возможно, следует рассматривать миниатюру как отсылку к образу имп. Феофано.

http://pravenc.ru/text/2581741.html

Это последнее событие подало тверскому архиепископу Лаврентию повод установить празднование Михаилу и, по всей вероятности, составить новую редакцию жития 552 . При том же Лаврентии, по благословению патриарха Никона , установлено праздновать день перенесения мощей другого местного святого, епископа Арсения, и в 1655 году составлена служба на этот праздник. К чудесам XVI века в житии Арсения прибавлено 26 новых (с 1606 по 16б4 год); но житие не подверглось при этом новой обработке. Приложенная к чудесам похвала Арсению есть подражание похвале кн. Михаилу и, может быть, написана тем же автором 553 . С биографией кн. Михаила сходна по строю и характеру новая редакция жития Феодора, князя Ярославского. Сам составитель объясняет свою задачу: «О нем же преже сего обретаем и суть многия повести глаголемы и пишемы, но обаче не во едином месте, ова в летописаниях, иная же инде, прочая же вкратце писана в житии его, и от всех сих до соберется ныне во едину словесную пленицу». Впрочем, главным источником служили прежние редакции, которые автор дополнил немногими известиями из летописи. Вновь написаны и прибавлены к житию похвальное слово, витиеватое подражание Пахомию, и сказание о новом перенесении мощей в 1658 году, подавшем повод к установлению местного праздника 13 июня и, очевидно, к составлению новой редакции кем-либо из братии Спасского монастыря в Ярославле 554 . В XVII веке еще раз переработано было житие митрополита Алексия 555 . В литературном отношении эта редакция один из лучших древнерусских памятников этого рода по грамотности изложения, искусству рассказа и стремлению отрешиться от условных форм и общих мест жития. Менее удовлетворительно ее фактическое содержание. Биограф старался изучить жизнь святителя по всем доступным ему источникам: кроме Пахомиевой и Макарьевских редакции жития он пользовался летописями и грамотами XIV века, предпослал житию краткий и не во воем точный очерк истории Московского княжества и сообщил две-три биографические черты, которых нет в прежних редакциях 556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Житие прп. Иоанна Психаита (BHG 896) анонимно. Оно сохранилось в двух рукописях, одна из которых, может быть датирована X или даже второй половиной IX в. 191 , что позволяет, за неимение других указаний, этим же временем датировать и создание самого текста памятника. Житие прп. Макария Пелекитского подписано именем некоего агиографа Саввы 192 . Уроженец Константинополя, до пострига Христофор, игумен Пелекитского монастыря претерпел заключение и ссылку при Льве V, но остался верным иконопочитанию. Между 816 и 818 гг. несколько писем ему пишет прп. Феодор Студит . Умер прп. Макарий около 840 г. 193 Издатель житий прп. Петра В. Лоран отмечает полное несовпадение стиля этого памятника с трудами Саввы 194 . Того же мнения ранее придерживался и Х. М. Лопарев , также отмечавший, что автор жития прп. Макария, в отличие от биографа прп. Петра и прп. Иоанникия был не простым монахом, а игуменом Пелекитского монастыря, наследником прп. Макария 195 . К. Манго и И. Шевченко называют житие риторическим и довольно пустым документом 196 . Житие сохранилось в единственной рукописи XI в. Житие послужило источником для краткого жития прп. Прокопия Декаполита 197 , монаха-иконопочитателя, о котором, несмотря на наличие жития, известно мало. Житие свт. Мефодия Константинопольского 198 , о котором выше было рассказано как о писателе-агиографе, написано анонимным автором, который не сообщает о каком-либо своем знакомстве со святым. Житие небогато подробностями, что заставляет исследователей говорить о том, что оно было написано спустя значительное время после смерти святого, т. е. 847 г. 199 Самая ранняя сохранившаяся рукопись жития Vaticanus gr. 1667 Х в. Сути иконоборческого спора анонимный автор касается несколько раз в ходе этого описания исповеднического подвига своего героя. Прп. Михаил – синкелл иерусалимского патриарха, направленный вместе со своими учениками Феодором и Феофаном с посольством в Рим и Константинополь 200 . Они исповедали перед василевсом свое православие, за что претерпели пытки, заключение и ссылку 201 . В конце жизни Михаил был настоятелем монастыря Хоры 202 , в котором всегда останавливались в столице иерусалимские иноки 203 . Насельник этой обители и написал житие. Умер прп. Михаил 4 января 846 г. 204 Текст памятника сохранился в двух рукописях XI и XII, в обеих в составе минологиев за январь 205 . Первое издание этого жития содержится в приложении к XI тому Известий Русского Археологического Института в Константинополе, содержащем труд Ф. И. Шмита, посвященный истории монастыря Хоры. Ученый обратил внимание на то, что автор ссылался на свидетельства учеников и друзей святого, и датировал житие второй четвертью IX в. 206 М. Каннингэм, которой принадлежит другое издание памятника 207 , замечает, что житие было, вероятно, написано спустя не более чем поколение после смерти святого, хотя точно доказать это и невозможно 208 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В связи с открытием мощей А. чудовским архим. Питиримом (позднее еп. Пермский) было написано новое житие, до нашего времени не дошедшее (либо не выявленное), известное по упоминанию у Пахомия Логофета. Питирим написал также службу на обретение мощей святителя. Ок. 1450 г. по поручению митр. Ионы Пахомий Логофет написал службу, повесть об открытии мощей, а в 1459 г.- и пространное житие, в основу к-рого легли летописная повесть и житие, написанное Питиримом, литературно обработанные в стиле «плетения словес». Позднее житие, написанное Пахомием, неоднократно подвергалось обработкам, в т. ч., вероятно, и авторским. После исцеления в янв. 1462 г. у гробницы А. сухоногого инока митр. Феодосий написал посвященную этому чуду повесть, соединенную с похвальным словом, включенную в Софийскую II (ПСРЛ. Т. 6. С. 325-330) и Львовскую (ПСРЛ. Т. 20. С. 271-276) летописи (известна и в отдельных списках.- Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. 76. Л. 89об.- 95; 102. Л. 44об.- 48об.). При создании в окружении митр. Даниила в 1526-1530 гг. Никоновской летописи была составлена новая редакция жития, соединяющая выписки из первоначальной и Пахомиевой редакций (ПСРЛ. Т. 11. С. 29-35). Ок. 1566 г. была составлена новая, 4-я редакция жития для Степенной книги , соединяющая в себе тексты предшествующих редакций, свидетельства летописных записей и жития прп. Сергия Радонежского (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 346-386). С учреждением в 1596 г. праздника 3 святителям Московским им была создана общая служба. Один из канонов написан неизвестным, второй - кн. С. И. Шаховским , к-рый является также автором похвального слова митрополитам Петру, А. и Ионе ( Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 394, 523); позднее он же сочинил и особый акафист А. При Патриархе Адриане , между 1686 и 1697 гг., была создана самая пространная редакция жития А., по всей вероятности Евфимием Чудовским (ГИМ. Син. 596, рубеж XVII-XVIII вв.). Кроме предшествующих редакций жития автор пользовался также летописными свидетельствами и документальными источниками - грамотами и ярлыками.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Агиографические сочинения, принадлежавшие перу представителей обеих партий, изображали подвиги древнерусских святых, и это было знаменательно для начала XVI в. Ясно, что для митрополита Макария важно было собрать такой материал, который мог бы прославить Русскую Церковь — Церковь третьего Рима — начиная с ее рождения. Именно в это время, в конце 40-х и начале 50-х гг., составляются пространные жития св. князя Владимира, при котором Русь была крещена, и св. княгини Ольги . Житие Владимира, в котором содержится очень подробное описание всей эпохи его правления (оно состоит из 72 глав), отражает церковно-политические воззрения, характерные для времени составления жития. В нем затрагивается также вопрос о генеалогии московских государей и подчеркивается родство князя Владимира с римским императором Августом. Житие было включено в «Степенную книгу» — огромный сборник, возникший в это время, о чем речь пойдет ниже. По приказанию митрополита инок Михаил из владимирского Рождественского монастыря восполнил и переработал существовавшее уже житие князя Александра Невского, превратив его в своего рода похвалу святому . Составление жития в виде похвалы, вероятно, вполне соответствовало воззрениям людей того времени, ибо около 1547 г. по приказанию Макария в том же духе были составлены житие Московского митрополита Ионы († 1461) и житие Никона († 1426), игумена Троице-Сергиева монастыря ; оба жития принадлежат перу неизвестных авторов. Для Миней были составлены жития двух прославленных подвижников XV в. Одно из них — житие уже известного нам сурового аскета Павла Обнорского († 1429), написанное еще в 1536–1538 гг. неизвестным иноком, а теперь, в 1547 г., восполненное повествованием о его чудесах . Вторым было житие Макария († 1483), игумена Троицкого Калязинского монастыря, вблизи города Кашина в Тверской губернии. Происходивший из богатой боярской семьи, Макарий отличался суровой подвижнической жизнью — полным отречением от мира, постом и смирением. Уже при жизни он удостоился почитания современников, чтили его и следующие поколения . Его мощи были обретены в 1521 г. По поручению митрополита неизвестный инок Калязинской обители составил очень хорошее, содержательное житие Макария. Этот же инок был, вероятно, автором рассказа об обретении его мощей, ибо Макарий давно уже почитался местно как святой, благодаря множеству посмертных чудес .

http://sedmitza.ru/lib/text/436477/

Житие свт. Амвросия, составленное П., было хорошо известно в Зап. Европе: сохранилось более 100 его списков (самые ранние датируются кон. VIII - 1-й пол. IX в.: St. Gallen. Stiftsbibl. Sang. 552 и Paris. lat. 1771). В нек-рых списках автором ошибочно назван (возможно, под влиянием Исидора Севильского) свт. Павлин Ноланский. В кон. VII в. св. Альдхельм в прозаической и стихотворной версиях «Трактата о девстве» (BHL, N 380-381) пересказал историю о том, как в рот младенцу Амвросию влетали и изо рта вылетали пчелы, что, согласно П., служило предзнаменованием красноречия и лит. таланта святителя. Во 2-й пол. IX в. Житие свт. Амвросия стало важным источником написанного неизвестным каролингским автором по заказу одного из архиепископов Милана соч. «О житии и заслугах св. Амвросия» (BHL, N 377d; см.: Vocino. 2015). На произведении П. основаны и позднейшие средневек. агиографические тексты о свт. Амвросии (BHL, N 378-379d). В IX в. Житие послужило основой для заметки о свт. Амвросии в Древнеанглийском Мартирологе (The Old English Martyrology/Ed. C. Rauer. Camb., 2013. P. 251). Не позже Х в. Житие свт. Амвросия было переведено на греч. язык (BHG, N 67; подробнее см.: McClure. 1972). Этот перевод сохранился в 2 списках XI в. Вместе с тем, вероятно, во 2-й пол. IX в. анонимный греч. автор, незнакомый с сочинением П., написал Житие свт. Амвросия на основе «Церковной истории» Феодорита, еп. Кирского (BHG, N 68; см.: Pasini. 1983), позднее переработанное прп. Симеоном Метафрастом (BHG, N 69). Существовал также комбинированный текст, сочетавший материал из начальной части перевода Жития авторства П. и анонимного дометафрастовского Жития. С такого комбинированного списка был сделан (возможно, в Первом Болгарском царстве на рубеже IX и X вв.) слав. перевод, сохранившийся в пространной и краткой редакциях (см.: Велинова. 2012). Др. сочинение П.- «Книжица против Целестия, поданная епископу Зосиме» (Libellus Paulini Diaconi adversum Caelestium Zosimo episcopo datus); оно сохранилось в составе «Collectio Avellana» (VI в.).

http://pravenc.ru/text/2756923.html

Преподобный Варлаам скончался еще в 1193 г., потому устных известий о жизни его, вполне достоверных, Пахомий, конечно, не мог в свое время услышать ни от кого. Но существовало уже житие Варлаама, кем-то написанное, очень краткое и крайне скудное по содержанию, с описанием и чудес преподобного . Этим-то готовым житием, по обычаю своему, и воспользовался Пахомий, частию переписав его почти дословно, а частию изменив в нем только слог более витиеватыми оборотами речи. От себя же прибавил в начале жития предисловие, в котором говорит о поездке своей в Хутынь монастырь по поручению владыки Евфимия для собирания сведений о преподобном, а в конце жития свое сказание об упомянутом чуде — 1460 г., прежде написанное, и похвальное Слово преподобному Варлааму . Еще менее мог слышать Пахомий устных достоверных сказаний о равноапостольной княгине Ольге, скончавшейся в IX в., да и письменных мог найти весьма немного — только в древней летописи и у мниха Иакова. И какое бы из двух известных житий блаженной Ольги, встречающихся в рукописях XV–XVI вв., мы ни приписали нашему автору, оба эти жития очень кратки . А может быть, ни одно из них не принадлежит ему, и подлинное сочинение Пахомия об Ольге, если только оно действительно было им написано, до нас не дошло. Но нельзя не удивляться, что почти столько же скудным вышло у Пахомия житие преподобного Саввы Вишерского, его современника. Савва подвизался неподалеку от Новгорода и умер в 1460 г. или несколько прежде — о нем можно было собрать самые свежие и подробные сведения. А Пахомий ограничился лишь тем, что воспользовался готовым житием Саввы, написанным в 1464 г. одним из его преемников в обители, Геласием, прибавив от себя к житию только приступ и заключение, в котором упоминает, что писал по поручению архиепископа Ионы, и, вероятно, сделав некоторые изменения в слоге . Более усердия показал Пахомий при составлении жития Новгородского архиепископа Евфимия (1458). Житие это удачнее всех, написанных тем же автором в Новгороде. Под конец предисловия к житию, изложенного, впрочем, очень невразумительно, Пахомий замечает, что дерзнул описывать жизнь Евфимия не по своему мудрованию, но по повелению владыки Новгородского Ионы, бывшего искренним другом Евфимия, пока он был жив, и потом сделавшегося его преемником на кафедре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436002/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010