Зажженные свечи – символ многозначный. Свеча изготовляется для того, чтобы гореть и светить. Человек сотворен, чтобы любить. Пока свеча не загорелась, то как бы и не живет, – она «оживает», загоревшись. Человек же по-настоящему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближнему – вот чего ждет от нас Создатель и устами апостола Иоанна Богослова говорит, что не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Любовью к ближнему проверяется и подтверждается подлинность любви к Богу. В браке в нашу жизнь входит ближний. Конечно, это не означает, что нет других ближних. Но супруг – ближайший из ближних. Любить ближнего труднее, чем дальнего, потому что вблизи виднее все несовершенства и немощи человека, которые порой раздражают и даже ранят нас. Влюбленность, которая привела двух человек навстречу друг другу, неизбежно пройдет, и на смену ей может прийти или разочарование, отвращение, ненависть, или же подлинная любовь. Вот об этом, последнем, и молимся мы сначала в чине обручения, а затем и венчания: «О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся». И еще, вручая обручающимся зажженные свечи, мне всегда хочется напомнить им слова Спасителя: Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14–16). Призвание христианина – светить этому погруженному во тьму миру светом Христовым. Это – высшее, и не очень многим удалось. Но великое начинается с малого. Беря в руки венчальную свечу, ты начинаешь учиться светить своей жене, своим детям. И если семья не состоится, если жена отвернется от тебя или ты обнаружишь в ней что-то такое, что сделает продолжение брака невозможным, виноват будешь прежде всего ты. Значит, плохо светил! С древних времен перстень был больше, чем украшение: он указывал на статус человека. Надевание на палец перстня означало важную перемену в жизни. В молитве, которую читает священник, обручив молодых, особенно вспоминается Иосиф Прекрасный, который был в Египте рабом и узником. Как же круто изменилась его жизнь, когда разгадал он значение вещих снов фараона! И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа (Быт. 41, 41–42). Раб в одно мгновение сделался владыкой, и знаком этой перемены стало надевание перстня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Это объясняется тем, что внимание верующих в это время должно быть направлено не на личные, а на церковные события. Венчаться в 2023 году можно: Зимой от Крещения до Масленицы, Весной – начиная с первого воскресенья после Пасхи («Красная горка») Летом – период между Петровым и Успенским постами (с 12 июля по 14 августа в 2023 году), Осенью – все разрешенные дни, кроме постных и предпраздничных дней. В виде исключения в экстренных случаях венчание может быть совершено и в неуставное время, но решение об этом принимается архиереем. P.S. Важный момент: Каноны византийского сборника «Алфавитная синтагма» Матфея Властаря (XIV в.) предписывает, что траур по почившим родственникам не является причиной для переноса заключения брака. Календарь венчаний на 2023 год: когда можно венчаться Январь — 20, 22, 23, 25, 27, 29, 30 Февраль — 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, Март — отсутствуют (Великий пост). Апрель — 23, 24, 26, 28, 30 Май — 1, 3, 5, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 28, 29, 31 Июнь — 2, 4, 5, 7, 9, 11 Июль — 12, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 31 Август — 2, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 28, 30 Сентябрь — 1, 3, 4, 6, 8, 13, 15, 17, 18, 22, 24, 25, 29 Октябрь — 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 29, 30 Ноябрь — 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 27 Декабрь — отсутствуют (Рождественский пост). Для совершения таинства Венчания нужно иметь: Икону Спасителя. Икону Божией Матери. Обручальные кольца. Венчальные свечи (продаются в храме). Белое полотенце (рушник для постилания под ноги). Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/kogda-mozhno-venchatsja-v...

С. 268–273) 527 . Среди поговорок встречается такая: «Свет в храмине от свечи, а в душе – от молитвы» 528 . Московский князь Симеон Гордый писал в 1353 году в конце своей Духовной грамоты-завещания: «А пишу вам се слово того деля, чтобы не перестала память роди(те)лии наших и наша, и свеча бы не угасла» 529 . Затеплил эту «свечу» князь Даниил (†1303; пам. 4 марта), получив в удел град Москву. «Это были заветные слова... своего рода семейный девиз, притом девиз созидательный. Московские князья собирали, а не расточали, строили, а не разрушали» 530 . Таким образом, целенаправленные и последовательные усилия князей-Даниловичей по собиранию Русской земли вокруг Москвы уподоблялись горящей свече. Таковы некоторые аспекты духовного осмысления понятия свечи. У победителя героической Куликовской битвы во время поминовения погибших ратников в Успенском соборе открылись «душевные очи» и он видит тела русских воинов на Куликовом поле – «Христиане-то как свечки теплятся» 531 . В Хронографе о скончавшемся последнем Даниловиче, царе Феодоре Иоанновиче (†1598), говорится: «...угасла свеча страны Русской, померк свет Православия» 532 . Многогранно также предназначение свечи. На памяти автора такой обычай: во время Богослужения могли передаваться деньги в церковный ящик, на которые затем ставилась «общая» свеча в храме 533 . Некоторые свечи, возжигаемые во время Богослужения, имеют особое значение в жизни христианина. Это венчальные свечи, а также свечи, горевшие во время чтения двенадцати Евангелий в Великий четверток. «У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажженную свечу от утрени Страстей, начертывая ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от приражений зла» 534 . Об умиротворяющем действии свечи священник-богослов пишет следующие слова: «Ее теплом согревается наша душа, когда пораженный тяжелым горем человек теряет способность молиться и в оцепенении чувств стоит перед святой иконой» 535 . По-своему, как поэт, выразил в 1868 году свои мысли о свече А.Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

72 правило повторяется: 5 Дьяченко Григорий , священник. Общедоступные беседы о богослужении православной церкви. М., 1898. С. 143–144. Приведем фрагмент определения (ороса) 7го Вселенского Собора: «… Мы, шествующие царским путем со всяким тщанием и осмотрительностью, определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения так же, как и изображение Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны из красок, или мозаичных плиток, или из какого-либо другого вещества, …будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобзание, почитание и поклонение. …Взирающие на сии иконы возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и и освящать их, …как… делалось это обыкновенно и в древности…» (Иоанн, епископ Аксайский. История Вселенских Соборов. Киев, 2004. С. 544, 545; История 7го Вселенского Собора и его деяния подробно изложены в книге: Деяния Вселенских Соборов. Собор Никейский, 2й, Вселенский Седьмой. Т. 4. СПб., 1996. С. 311–635). 6 Энциклопедический Словарь Брокгауз и Ефрон описывает народные поверья, связанные со свечами и известные еще в конце 19-го века. И хотя многие из этих обычаев исчезли, магическое отношение к свече осталось и дожило до нашего времени. Сравним: «Свеча – играет большую роль в народных поверьях и обрядах; в сказках встречается очень редко; в песнях отсутствует. Известны свечи громничные, свеча крещенская, свеча венчальная, свеча обидящая, свеча воровская. Обидящая свеча… ставится нижним концом вверх, чтобы вызвать у вора угрызения совести или погубить врага. Она встречается в старинных …судебных процессах о колдовстве (например, в процессе 1705 года в Каменец — Подольском магистрате) В основе поверий об обидящей свече лежит древнее сближение души с огнем…

http://azbyka.ru/o-sveche

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 88-89,90. Реклама: С. 89,90-93. Вопросы мастерам о церковном искусстве: Почему у одной и той же иконы Богородицы разные названия? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград»//Фома. - – май 2016. – С.94. – (рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Почему лики на старых иконах темнеют? Отвечает Александр Лавданский , иконописец, основатель мастерской церковного искусства «Киноварь»//Фома. - – май 2016. – С.94. – (раздел « Культура », рубрика « Вопросы мастерам о церковном искусстве »). Реклама : С.95. Школа «Фомы». Тест на знание: Кроссворд. Кроссворд составлен на основе викторин по ОПК сайта журнала «Фома»: www.foma.ru/viktorinyi///Фома. - – май 2016. – С.96. – (рубрика « Школа “Фомы”. Тест на знание »). на кроссворд можно найти в материалах номера. – Ред. Школа «Фомы». История в картинках: Иов Многострадальный. [Житие Иова Многострадального в картинках. Праведного Иова Церковь вспоминает 19 мая]. Рисунки Наталии Кондратовой //Фома. - – май 2016. – С.97. (рубрика « Школа “Фомы”. История в картинках »). Эпилог: 5 вопросов о номере. Отвечает Ксения Алферова , актриса, телеведущая, соучредитель благотворительного фонда «Я есть!» Ксении Алферовой и Егора Бероева//Фома. - – май 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Всегда с большим интересом читаю мамины интервью. Приятно и удивительно было прочитать и те эпизоды в мамином интервью в «Фоме» ( Ирина Алферова. « Доброго человека сыграть сложнее, чем злого », с.7), которые связаны со мной. Самые актуальный материал – « Вопрос номера», посвященный Понтию Пилату (с.15). А еще мне кажется очень актуальной статья о блаженной Матроне Московской (с.54). Очень зацепила статья протоиерея Димитрия Юревича «Три дня перед Пасхой: разбираем непонятные фрагменты Евангелий» (с.30).   Школа «Фомы». Инфографика : Таинство Венчания . Брак – одно из 7 таинств Православной Церкви. Первый брак был заключен в Раю, поэтому цель венчания – соединение мужчины и женщины ради возвращения в первозданное состояние счастья, в том числе и через рождение детей. [ Для венчания необходимы: 1. Обручальные кольца 2. Венчальные свечи 3. Рушник 4. Венцы 5. Общая чаша 6. Иконы Христа и Богоматери ]. Подготовил Михаил Козлов . Фото www.lori.ru , guardian-angel.com.ua, rushniki.com, ortox.ru//Фома. - - май 2016. – С.99 (3-я страница обложки). – (рубрика « Школа “Фомы”. Инфографика» ).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-157-...

Ни сожаления, ни горести. Просто «разбежались»… Рядом с мамашей, приведшей сыночка «снять сглаз» — ребенок годиков трех-четырех, девчушка в шубке. Глазками хлопает, на свечи горящие смотрит. — Кто это? — спрашиваю. — Да дочку у бывшей на пару дней взял. Понятно: результат того, что они «не подходят». Пока ничего не понимающий, но уже несчастный. Старичок Вечером тихонько к храму приходит старичок. Слышно только его палочку, стукающую об асфальт. Обычно старики дышат с хрипотцой или прерывисто, а этот как будто и не дышит вовсе. Он становится у двери и внимательно наблюдает за всеми, кто заходит в храм. Некоторые думают, что ему нужна милостыня и подают. Он не берет. Улыбаясь, отодвигает дающую руку и просит: — За Сережку помолитесь. Я несколько раз спрашивал, кто таков этот «Сережка» и как его поминать: «во здравие» или … Молчит старик. Только сильней мокреют глаза, что-то шепчут губы и дрожат редкие волосики на старческой голове… Так и молюсь: «Господи, помяни раба Твоего Сергия». Венчальное «Я его разлюбила» или «Я ее больше не люблю». Знакомо? Так вот: значит, и не любила (или не любил) никогда. Не было любви. Потому что: Любовь долготерпит, милосердствует, … не ищет своего … (1 Кор. 13:4,5). На венчании не спрашивают: «любите ли Вы друг друга?», а только: «желаешь ли ты» супружества? То есть любви у молодоженов друг ко другу пока нет, не должно быть — она лишь ожидается! Лет так этак через двадцать-тридцать. В аккурат к старости. Обновленцы мои Отпевание. Старушке-покойнице за восемьдесят. Бабушки своим распевом мне петь не позволяют. Только прошения с возгласами и успеваю вставлять… Смиряюсь, и вместо молитвы, чем я должен усиленно заниматься, смотрю на красивую осень в окошке, на собаку, спящую вместе с котом у будки под теплым недолгим солнечным лучиком, и на двух мужиков у угольника, которые, не дождавшись поминок, оприходывают «маленькую». В реальность возвращает «новояз» в чине погребения, высоким старушечьим голосом выводимый: «Ой-же-ой, на кого же подружечка моя, ты меня оставила…» Ошарашенно смотрю на бабуль и, дождавшись окончания причитания, спрашиваю:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2306...

Христос и Богородица на брачном пире в Кане Галилейской. Фреска. Дионисий. Россия. 15 век Преложение воды в вино, кроме того, является символом превращения будней семейной жизни в праздник. Брачный союз, благословленный Христом, союз, в котором Господь Сам незримо присутствует, должен стать непрестанным праздником откровения супругами друг в друге лика Божия, непрестанным превращением их совместной будничной жизни в праздник. Кувшин для вина. Древний Израиль. 1 век Таинство Брака Брак – одно из семи Таинств Православной Церкви. Первый брак был заключен в раю, поэтому цель венчания – соединение мужчины и женщины ради возвращения в первозданное состояние счастья, в том числе и через рождение детей. В ранней Церкви брак совершался через совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. По правилам Русской Православной Церкви, венчание не совершается в дни многодневных постов, а также накануне однодневных постов, воскресных дней и великих праздников. Церковное венчание совершается только после беседы со священником и регистрации в ЗАГСе. Для венчания необходимы: 1. Обручальные кольца Обручение кольцами происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма. Кольца освящают на престоле в алтаре, а обмен кольцами происходит в знак Божественного благословения и твердого согласия следовать выбранному пути. 2. Венчальные свечи Тающие свечи – символы человеческой жизни, быстротечной, скоропроходящей, но призванной гореть яркой верой и пламенной любовью. Две венчальные свечи, обозначающие две души, готовые к вечности, принято сохранять всю жизнь. 3. Венцы Само название Таинства происходит от слова «венцы» – образов Божественной славы, которой удостаиваются благочестивые супруги, смиренно переносящие трудности совместной жизни. Брак принято называть царским путем ко спасению души. 4. Общая чаша В воспоминание евангельского чуда претворения воды в вино ( Ин.2:1–11 ) установлено вкушение вина супругами из общей чаши, что символизирует их единение ради продолжения рода и является благословением на радость и веселье, которые дает совместная жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если же святой без «Блажен муж» (на обычных службах), тогда свечи зажигаются только перед иконой Спасителя, Богородицы и иконой храма. На «Господи воззвах» к ним добавляются свечи в тябле и перед праздничной иконой. Погашаются свечи «на конечном Трисвятом». В «Настольной книге священнослужителя» говорится, что свечи (не все, но большая их часть) гасятся после «Свете тихий», а если была лития, то на стихирах возжигаются все свечи, а по окончании «Ныне отпущаеши» большая часть свечей погашается. Возможно, в Типиконе имеется в виду как раз это Трисвятое по «Ныне отпущаеши». Протоиерей Константин Никольский разделяет понятия «Утреня» и «Бог Господь». Согласно его пониманию, в самом начале Утрени (перед шестопсалмием) возжигаются свечи перед иконами Спасителя, Богородицы и храма. А на «Бог Господь» к ним добавляются свечи в тябле и праздника. Т.е. знаменитый запрет на свечи во время шестопсалмия оказывается не таким уж безусловным. «Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать светильников более, а при менее торжественных, печальных – менее… Таким образом, во время чтения шестопсалмия, по уставу, предписывается немного зажигать свечей, так как в этих псалмах выражается покаяние и умиление» . На полиелее зажигаются все свечи и горят до окончания 3-й песни канона, после чего все свечи погашаются. На 8-й песне канона все свечи снова зажигаются и горят до конца Великого славословия. Протоиерей Никольский связывает это тушение свечей с так называемым «чтением» (Типикон, гл. 2, 3 и др.), которое полагается после 3-й и 6-й песен канона, т.е. на время чтения прологов и святоотеческих поучений свечи должны быть потушены. В настоящее время поучения по 3-й и 6-й песнях канона не читаются (за исключением дня памяти Марии Египетской). Когда наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы Что же касается Божественной литургии, то до службы полагается возжечь свечу на жертвеннике. После того как иерей облачится и наступит время бить в колокол, зажигается свеча на престоле и в храме (как на Великой вечерне: перед иконами Спасителя и Богородицы, перед храмовой иконой в иконостасе, в тябле и перед праздничной иконой). Когда же наступает чтение Евангелия, зажигаются все свечи в храме и горят до заамвонной молитвы.

http://pravoslavie.ru/156763.html

Как правило канун имеет прямоугольную форму, а остальные места для свечей — круглую. Почему свечи нужно покупать в храме Свечи нужно приобретать в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами не стоит. Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Духовное значение церковной свечи На жизнь нашу смотреть надобно как на свечу, делаемую, обыкновенно, из воска и светильни и горящую огнем. Воск — это наша вера, светильня — надежда, а огонь — любовь, которая все соединяет вместе: и веру и надежду, подобно тому, как воск и светильня горят вместе при действии огня. Свеча дурного качества издает смрад при своем горении и угасая, так смрадна в духовном смысле и жизнь грешника пред Богом. Преподобный Серафим Саровский Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. Горящая свеча — это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна. К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии, «об упокоении «, об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи. Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить? Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится — как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи! Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными — точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже.

http://pravmir.ru/svecha/

2.2. Что символизирует поставленная перед иконой свеча? – Свеча – это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими. Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нехорошо. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами. Огонь свечи символизирует вечность. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу. Ставя свечи перед иконами, христиане тем самым выражают почитание икон и изображенных на них Господа, Божией Матери и святых. 2.3. Как правильно поставить свечу? – Свечи зажигают от любой горящей свечи и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо, чтобы рядом стоящие свечи не плавились и не падали. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду. 2.4. Когда надо ставить свечи? – Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшим на богослужение следует ставить свечи после его окончания. Ставя свечи и молясь перед иконами, которые являются изображениями Господа и святых Его, нельзя пренебрегать священнодействием, происходящим в алтаре во время богослужения, к которому и должно быть обращено первоочередное внимание во время нахождения в храме. 2.5. Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме? – Можно, но свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это пожертвование на храм. 2.6. Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней? – С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великой Пятницы при чтении Евангелия о страданиях Христа. Возжигаются свечи и во время полиелея, но эта традиция в основном сохранилась только для священнослужителей.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010