Еще в начальные времена христианства апостолы и первые последователи Христа, возжигали светильники. «В горнице, где мы собрались, было довольно много светильников», – читаем мы в Деяниях. (Деян.20:7-8). Прообраз современных свечей, светильники были необходимостью, – первые христиане, гонимые язычниками, удалялись в подземелья и катакомбы для совершения богослужений, которые, как правило, чаще совершались по ночам. Нельзя забывать и о том, что в ветхозаветной скинии Моисеевой светильники возжигались перед Господом (Исх. 30, 8), составляя необходимую принадлежность Священного служения. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме», – пишет Тертуллиан. В 30 километрах от Минска в лесу расположилось подворье Свято-Елизаветинского женского монастыря. Здесь в небольшом ангаре находится мастерская по изготовлению свечей, где почти все производство осуществляется вручную. В ангаре стоит сладковатый запах, и если вы когда-нибудь нюхали восковые свечи, то сразу узнаете этот знакомый аромат. В углу – огромные чаны, в них растапливают брикетный твердый воск. Тут же на небольшие, – в зависимости от необходимой длины свечей, – прямоугольные кассеты наматывают нить фитиля, собранную в толстые белые катушки. Затем кассеты с фитильной нитью отправляются в растопленный воск. Одежда тех, кто здесь трудится, вся – в мелких застывших желтых капельках. Каждый блок по несколько раз погружают в воск, сушат и снова погружают в чан с воском, пока белые нити не обрастут достаточным слоем. В маленькой комнатке на втором этаже ангара нас встречает мастер, который вот уже восьмой год делает здесь особые свечи – в том числе и венчальные. «Семья есть? Жениться не собираешься?» – ни на секунду не отрываясь от работы, спрашивает он моего провожатого, журналиста Дмитрия. «Вот если я подарю венчальные свечи, точно женишься! Не раз проверено». Весь стол был усыпан разноцветными блестками и специальными восковыми пластинами для украшения свечей. На мой вопрос, не скучно ли восемь лет подряд заниматься такой монотонной однообразной работой, он удивляется, не понимая, что я называю однообразным: «Что ты, ведь столько заказов, что ничего не успеваю. Да и как творчество может быть монотонным, а тем более однообразным? Тут и тихо и уединенно. Я только здесь-то и узнал себя». Зажигая свечу в храме, многие ли из нас задумываются о том, кто ее делал. Позже я узнала, что среди работающих в этой мастерской есть люди с непростым прошлым, в том числе и страдавшие от алкогольной и наркотической зависимости. Многие находят тут не только возможность начать жить по-другому, но и свое призвание.

http://pravoslavie.ru/57714.html

 -Ну, обычно венчальные свечи зажигают, когда на душе бывает тоскливо или плохо, зажигают эти свечи и к Господу с молитвой обращаются и просят, чтобы Господь простил нам грехи, и чтобы в душе появился мир, тишина и радость. Если появилась в душе радость, то можно свечи погасить. Особенно если у тех, которые повенчались, бывают в жизни всякого рода раздоры- жена или муж могут зажечь венчальные свечи, помолиться.  -У нас поступил еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.  -Христос воскресе!  -Воистину Воскресе!  -Батюшка, расскажите, пожалуйста, о епитимье. В каких случаях ее накладывают на прихожан? И если, может быть, что-то не выполнено-иногда так бывает, что не получается выполнить-страшно это?  -Епитимья- это утешение. Допустим, человек совершил какой-то грех, и душа болит. И священник, чтобы утешить этого человека, дает епитимью. Ну для примера: в среду и пятницу не вкушать пищу, допустим, за аборт. Не вкушать мясной пищи до самой смерти. И человек если принял эту епитимью, он должен ее нести. Мясо не вкушать, в среду, пятницу вообще не есть. Если человек не выполняет эту епитимью, то бывает, когда душа выйдет из тела, бесы напомнят об этом. Скажут: за грех тебе дали эту епитимью, а ты не выполнила. И могут побить. Большая неприятность будет. Поэтому если дали епитимью, надо выполнить. Если священник дал эту епитимью, допустим, сказал: на- ко, я даю тебе эту епитимью, а сам умер, года еще не прошло, то автоматически эта епитимья снимается. Но человек все равно должен за год ее выполнить. То- есть не надо уже идти к этому священнику и говорить, что я епитимью выполнила. Епитимья- это не наказание, это исправление для утешения дается. Когда человеку за какой-то грех дали сколько то там поклонов, или читать Евангелие несколько глав. Хотя положено каждый день читать по одной главе. Ну, тут священник сам видит, что человеку дать и за какой грех.  -Давайте послушаем еще один звонок. Мы слушаем вас, говорите.  -Христос воскресе!  -Воистину Воскресе!  -Я вас очень благодарю, отец Амвросий, за то, что вы объяснили по поводу епитимьи. Мне тоже нужно было знать об этом. А у меня такой вопрос Я прошу помолиться за сына моего Григория, ему очень не везет в жизни. И я думаю, что это по моим грехам. Мне уже 80 лет. И я столько написала про свои грехи! Все вспоминала до малейшего, а когда я просила, чтобы меня подвезли к храму, или пригласили ко мне священника, потому что я уже шесть месяцев не причащалась, то не получилось.

http://radonezh.ru/text/est-lyudi-kotory...

Кольца венчающиеся покупают заранее, сами, и перед венчанием отдают священнику. Их можно купить в храме (если продаются) или в ювелирном магазине. По поводу колец есть разные представления, исторически же мужу полагалось носить серебряное (ранние рукописи обычно говорят о железном), а жене – золотое. Смысл в том, что женское кольцо должно стоить дороже. Тут нет никакого символизма, просто раньше существовал обычай давать невесте или ее семье брачный дар. Если дар принимался, это считалось гарантом будущей свадьбы. В современной практике эта традиция ушла в прошлое и каждая пара выбирает кольца на свой вкус. Венцы приобретать не надо – они есть в храме. Зато можно заранее договориться с друзьями жениха и невесты о том, кто будет держать их над головами венчающихся. Поскольку венцы сделаны не по мерке конкретных людей, они могут оказаться малы или велики, надеть их на головы как следует не получится, поэтому кто-то должен их держать. Это момент чисто внешний, но все-таки немаловажный. Венчальные иконы – едва ли не единственное (кроме колец), что остается молодоженам на память о венчании. Это могут быть венчальные иконы родителей или просто новые иконы Спасителя и Божией Матери. Их перед венчанием отдают священнику, и он благословит ими молодоженов. Венчальные свечи можно купить в храме непосредственно перед венчанием. По желанию их можно приобрести заранее и украсить по своему усмотрению. Белое полотенце (рушник), которое кладут под ноги венчающимся, также можно купить в храме, а можно, если есть желание, вышить самостоятельно, чтобы оно осталось на память. Подготовка к венчанию - важное и волнительное дело. Мы перечислили основные моменты, на которые следует обратить внимание. Пусть этот период станет для вас радостным временем без лишней суеты. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.

http://foma.ru/podgotovka-k-venchaniyu.h...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Николай Бурляев: с ощущением полета 2 мин., 03.08.2014 Счастье не продается и не покупается. Актер Николай Бурляев рассказал «Фоме», как можно начать семейную жизнь, не имея денег даже на венчальные иконы и свечи. Счастье начинается тогда, когда ты понимаешь, что смысл брака в питии чаши жизни пополам. Николай Бурляев, актер, режиссер: Венчание — это то, о чем всуе не говорится и даже не думается. Мы венчались в Коломенском храме в Москве в 1995 году, тогда у нас не было денег, материальное положение было очень тяжелым, и батюшка дал все необходимое — венчальные иконы, свечи, полотенца. У нас не было шикарной свадьбы, шумного веселья. Только свидетели. Но это не умаляло значимости момента. Я рос в верующей семье, часто бывал в храме. Мы с невестой на момент венчания были верующими людьми, для нас это не было формальностью, красивым обрядом. Мы отдавали отчет, что сейчас совершится таинство, мы станем одним целым и начнется наша семейная жизнь. Я каждый раз с трепетом вспоминаю все свои чувства, мысли, которые были в момент венчания. И каждый раз понимаю, что передать это невозможно. Мы зашли в храм, рука в руке… И вся суета, предсвадебное напряжение куда-то уходят. Я весь в словах таинства, они проникают прямо в сердце. И все так ясно-ясно. Я со всем согласен, да, я хочу, чтобы было именно так: «И будут два одной плотью». Было ощущение полета, невероятной легкости и готовности преодолевать трудности, хранить любовь как драгоценность, беречь друг друга. Еще запомнилось, как священник читал: «Жена да убоится мужа своего» (Еф 5:33). Все вокруг зарезонировало, душа затрепетала. Казалось, его голос пронизывал все и всех, проникал до глубины. Я почувствовал ответственность за жизнь вот этого человека, этой прекрасной женщины, которая стояла рядом со мной, и осознал, что теперь она для меня — самый близкий, самый родной на земле человек. Именно этот духовный опыт, пережитый в таинстве, помогает устоять, когда давит суета, когда наступает ощущение тупика, непонимания. Ты вспоминаешь о предназначении человека, о том, что есть любовь, что человек, который рядом с тобой, — прекрасен. Просто временно тучи заслонили солнце.

http://foma.ru/nikolaj-burlyaev-s-oshhus...

— С тобой, Машенька, пришла посидеть, — сказала няня, — да вот княжовы свечи венчальные перед угодником зажечь принесла, мой ангел, — сказала она вздохнув. — Ах как я рада, няня. — Бог милостив, голубка. — Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи и с чулком села у двери. Княжна Марья взяла книгу и стала читать. Только когда слышались шаги или голоса, княжна испуганно, вопросительно, а няня успокоительно смотрели друг на друга. Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, что чем меньше людей знает о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притвориться незнающими; никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была одна какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту. В большой девичьей не слышно было смеха. В официантской все люди сидели и молчали, на готове чего-то. На дворне жгли лучины и свечи и не спали. Старый князь, ступая на пятку, ходил по кабинету и послал Тихона к Марье Богдановне спросить: что? — Только скажи: князь приказал спросить что? и приди скажи, что она скажет. — Доложи князю, что роды начались, — сказала Марья Богдановна, значительно посмотрев на посланного. Тихон пошел и доложил князю. — Хорошо, — сказал князь, затворяя за собою дверь, и Тихон не слыхал более ни малейшего звука в кабинете. Немного погодя, Тихон вошел в кабинет, как будто для того, чтобы поправить свечи. Увидав, что князь лежал на диване, Тихон посмотрел на князя, на его расстроенное лицо, покачал головой, молча приблизился к нему и, поцеловав его в плечо, вышел, не поправив свечей и не сказав, зачем он приходил. Таинство торжественнейшее в мире продолжало совершаться. Прошел вечер, наступила ночь. И чувство ожидания и смягчения сердечного перед непостижимым не падало, а возвышалось. Никто не спал.     Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны. Навстречу немца-доктора из Москвы, которого ждали каждую минуту и за которым была выслана подстава на большую дорогу, к повороту на проселок, были высланы верховые с фонарями, чтобы проводить его по ухабам и зажорам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

И, наоборот, если произошло что-то приятное – то семейная жизнь будет долгой и счастливой. Думаю, что тут даже и разбирать особо нечего, поскольку эти просто чьи-то личные наблюдения, укоренившиеся в виде советов и рекомендаций. Они вряд ли имеют отношение к реальности, но возведенные в ранг правил, превращают свадебный день в бесконечный «танец с бубнами», где каждая маленькая ошибка сулит несчастье и проблемы. Суеверия, связанные с венчанием Не обошло стороной оккультное и народное «творчество» и само Таинство венчания. Этим суевериям необходимо уделить особое внимание. Тут сразу надо пояснить – брачующиеся во время венчания стоят лицом к алтарю, позади священника. Взор их направлен в сторону алтаря, они вместе со священником молятся о даровании их браку Божьего благословения. Также должны поступать и все присутствующие – молиться. Будет совсем неправильным, если вместо молитвы жених с невестой будут смотреть друг на друга или по сторонам. Ведь от их веры, усердной молитвы и вообще отношения к Таинству венчания и зависит то, как они будут жить в будущем. Но если и пересекутся в какой-то момент взглядами, то ничего плохого от этого не случится. Измена – это сознательный грех одного из супругов, который к взглядам на венчании не имеет никакого отношения. Венчальные свечи, как и другие церковные свечи, делают из воска или парафина. Во время горения происходят определенные химические процессы, потрескивание свечей во время горения – это один из таких процессов, он вполне естественен и не является чем-то особенным. Еще свечи могут течь, и происходит это либо из-за повышенной температуры окружающей среды, либо из-за нарушения технологии изготовления, например, когда фитиль оказывается чуть толще необходимого. Ничего странного или необычного в этом нет. Об этом знают все, кто ходит в храм регулярно, а не только от случая к случаю – на венчания, крещения или отпевания. Именно те, кто посещает храм редко, и являются распространителями этих «свечных» суеверий. Не знаю, как свеча может помочь в родах, разве что стоит ее зажечь, чтобы помолиться о благополучных родах. Но стоит ли для этого хранить ее всю жизнь? В венчальной свече нет ничего особенного, она такая же, как и все остальные. Наделение ее особой силой – отголоски языческих и оккультных верований.  Еще одно «свечное» суеверие, которому нет никакого здравого или хотя бы логичного объяснения. Интересно, от чего же должна оберегать семейная реликвия на венчании? Венчание – это Таинство, Господь благословляет через него брак двух людей. Неужто брошь или браслет могут быть превыше Бога? И, конечно, нужно отметить, что Церкви чужда вера в обереги и амулеты, это язычество.

http://sueverie.net/svadebnye-sueverija....

Осень – время свадеб. И как бы ни были тревожны наши дни, люди продолжают вступать в брак, создавать семьи. А может быть, в дни испытаний дороже становятся союзы, заключенные для вечности. Таинство Венчания – удивительное событие в жизни семьи, ее начало, щедро одаренное Господом. Каждая вещь, в нем использованная, глубоко символична. И может многое рассказать тем, кто приступает к Таинству с верой и молитвой.      Тихое пламя любви Побеседовать об этом прекрасном Таинстве, которое вызывает тихую улыбку радости у каждого, даже у тех, кто в этот момент просто зашел в храм поставить свечи, я попросила священника Аркадия Махсумова . Батюшка – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Покровска – Энгельса Саратовской области. Он многодетный отец, с радостью вспоминающий свое Венчание, совершенное много лет назад. И пастырь, венчающий сегодня многих людей. Кроме того, он катехизатор собора, беседующий с теми, кто хочет заключить церковный брак. Итак, предсвадебное волнение позади, все внимание на жениха и невесту, которым вручают особые венчальные свечи. Брак – жертвенное служение Богу и друг другу, а символом жертвы является свеча, которая выгорает полностью «В Таинстве Венчания люди приходят к Богу, объединяют свои жизни перед Ним. Из двух верующих превращаются в единое верующее существо. Брак – жертвенное служение Богу и друг другу, а символом жертвы является свеча, которая выгорает полностью. Ее пламя возносится к небу», – поясняет отец Аркадий.      Подобно тихому пламени свечи, супружеская жизнь должна устремлять мужа и жену к Небу, даря тепло и свет. Обручальное кольцо Сразу вспоминаются слова песни: «Обручальное кольцо – не простое украшение, двух сердец одно решение…». Обручение, строго говоря, не входит в Таинство Венчания, это чинопоследование предваряет его. Теоретически обручение можно провести раньше, дабы испытать намерение жениха и невесты. «При Венчании супругов, которые много лет прожили в браке, этого чина нет. Ведь обручение давно уже состоялось, пусть и в государственном, а не в церковном браке», – добавляет батюшка.

http://pravoslavie.ru/148699.html

Труднее всего было Саше в это время разговаривать и отвечать на вопросы, так как он вообще не любил многословие, всегда молчал и молчал. А здесь вынуждали его к ответам. Свечи были разной цены, до десяти разных сортов. Богомолки все требовали: той надо за такую-то цену, подороже, а другой подешевле, а третьей самую дорогую и самую дешевую – сразу две, а четвертой несколько дешевых и одну средней цены, не совсем дорогую и не совсем дешевую, а пятой надо разъяснить, почем венчальные свечи, а шестой, а седьмой… О Боже мой, да что это за послушание такое! Но за ящиком, кроме свечей, и просфоры были. И их надо продавать Саше. Да просфоры тоже разные: то самые большие (с явлением Божией Матери Преподобному Сергию), то самые маленькие (с крестиком или с образом одного Преподобного Сергия), то праздничные просфоры, то девятичинные, то заказные, то простые, то с записочкой, то без записочки, то за упокой, то за здравие, то с талончиком, то без талончика, то такие, то другие. Вот тут Саша и разберись. А некоторые обязательно берут и свечечку, и просфорочку, да еще не одну свечечку и не одну просфорочку, а две-три свечечки разного сорта и две-три просфорочки разного сорта. А иные ждать-то не могут – уезжают раньше окончания службы; они заказывают на следующий день или даже на следующую заупокойную субботу. Иным надо записать сорокоуст или выяснить, когда день ангела, или когда «Госпожинка» 1 , иным – когда и сколько продолжается «мясоед», а иным – в каких числах будет Пасха. Кроме того, Саше трудно было объясняться с глухими старушками. Дает он ей свечечку, а она говорит (да так медленно: куда ей спешить-то!), что ей совсем свечки-то не надо, а дай ей просфору. Саша дает ей просфору, а она говорит: «Нет, касатик, мне вовсе не простую надо просфору, а заказную». «За сколько вы заказываете?» – спросит Саша старушку. А она руку прикладывает к уху: ей еще раз повтори, она не расслышала. Но если Саше удается все уяснить, то здесь возникает новое замешательство. Надо подождать, пока бабушка достанет свои деньги: они у нее за восемью узлами. А народ шумит, гудит. Надо скорее. Вот Саша и нервничает. В таких случаях он совсем уходил в себя. Углублялся в свою душу и, чтобы не потерять самообладания, читал Иисусову молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Денег у меня не было вообще, свадебное торжество устраивать было не на что. Венчаться я приехал в потертых джинсах и рваном свитере, а кольца наши обручальные стоили, как сейчас помню, — 84 копейки. Но что значат деньги и золото, когда тебе двадцать четыре года, рядом — любимая, а в душе — горячая неофитская убежденность в том, что Бог всё устроит, главное — не грешить. Собственно, Бог всё и устроил. Мама моего друга, увидев, в чем я собираюсь идти к венцу, вздохнула и вытащила из шкафа ненадеванный костюм: — Держи. Лешке купила на свадьбу, ну да раз ты первый собрался — надевай, не позорься. А после венчания друзья устроили нам сюрприз: настоящее свадебное пиршество! Нужно понимать, что это значило в 92-м году, когда прилавки магазинов были пусты, а зарплату уже выдавали с перебоями. Конечно, все обошлось без особого шика, просто каждый принес свои скромные запасы, и получился вполне приличный свадебный стол. Нас с Ниной усадили за него во главе, регент Сережа зажег перед нами две свечи, и положил на них по кусочку афонского ладана. Едва подняли первый тост, и прозвучало традиционное «Горько!», как кто-то закричал: — Смотрите, что делается! А посмотреть и впрямь было на что. Свечи перед нами вдруг вспыхнули ярким пламенем, воск начал быстро оплавляться, горящие фитили причудливо свились, и несколько секунд все наблюдали удивительное зрелище: два пылающих кольца — большое и поменьше — сияли перед женихом и невестой на концах венчальных свечей. — Ну вот, и Господь вас благословил, — сказал Сережа, — а вы переживали, что денег на кольца нет. Так мы стали мужем и женой. С самого начала нашей семейной жизни я четко для себя определил, что главная задача мужчины в семье — принятие решений. Я — кормилец семьи, я — защита ее от всех невзгод, на мне — вся ответственность за нее. Осознавать это было страшно, особенно — в то смутное время, когда страна балансировала на грани гражданской войны, голода и хаоса. Не раз и не два мне хотелось тогда завыть по-собачьи от отчаяния и полной безнадеги. Заводы и фабрики останавливались, деньги дешевели стремительно, продукты выдавали по карточкам раз в месяц. А у меня — беременная жена, диплом руководителя оркестра русских народных инструментов и отсутствие малейшего представления о том, как себя вести в творящейся кругом неразберихе. Но я упрямо продолжал верить, что Господь всё устроит, главное — самому жить правильно. И эта вера спасала в самые тяжкие времена.

http://pravmir.ru/kogda-zavyanut-pomidor...

— Как нужно готовиться к венчанию? — Необходимо прийти на собеседование. Также обязательно нужно исповедаться и причаститься. Подготовка несложная, но требует усилий, особенно для тех, кто впервые или редко исповедуется и причащается. — Что нужно учесть невесте, выбирая наряд для венчания? — Сегодня венчаются пары разного возраста. Правила обычные: просто не допускать никакой вычурности, быть в меру сдержанной. В остальном по стилю и даже цвету наряды могут быть самые разные. Белый цвет — это символ чистоты, целомудрия. — Что необходимо взять с собой на таинство? — Нужно принести иконы, которые благословит священник. Ещё надо купить венчальные свечи — символ горения любви друг к другу и к Богу. Поскольку пара зарегистрирована, кольца будут с собой. Ещё нужен рушник, но это не обязательно. Традиция использования особых венчальных свечей очень красивая. Они больше не применяются в обиходе, как память хранятся рядом с иконами. Можно зажигать их на годовщины венчания или бракосочетания. Но это не обязательно. В моей семье эти свечи не зажигают. Мы их храним рядом с иконами. Есть ещё одна старая, но очень красивая, с глубоким смыслом традиция, связанная с венчальными свечами. Когда человек умирает, первой зажигают именно венчальную свечу. Она догорает как знак того, что люди сохранили любовь и верность друг другу. — Как правильно отметить такое важное событие, как венчание? Кто-то делает это более уединённо, другие из храма спешат в ресторан… — Оба варианта приемлемы. В посты и накануне не венчают как раз для того, чтобы не вводить людей в искушение, не нарушать запреты, оградить от неправильных действий. Поскольку венчание происходит не в пост, то каждый решает для себя. Кому-то хочется вернуться домой и отпраздновать в более спокойной, камерной обстановке. Другим важно сразу поделиться радостью с родственниками и друзьями, отметить событие в более широком кругу. В любом случае главное — не бесчинствовать. — Что бы вы пожелали молодым людям, которые собираются стать мужем и женой, думают о венчании?

http://azbyka.ru/semya/venchanie-menjaet...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010