Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Виктор Петров Ростов-на-Дону Молитва Незряче зрю, кричу безгласно: о где Ты, Господи, теперь?! До помраченья стало ясно: зовется жизнью сонм потерь. Душа не избежит крушенья, стеная в смрадном полусне… Умрут со мною прегрешенья, я знаю – нет прощенья мне! Зальюсь безумными слезами и покаянно в храм войду: за все, что было, будет с нами, отвечу Высшему суду. Незримых ангелов на хорах увижу во тщете мирской, и памятку в печальный ворох я положу за упокой… Татьяна Бычковская (1963–2001) То сила вышняя явила Свой лик печальный и немой. Глаза огромные страдали, Но нет, они не осуждали, Лишь умоляли – стань другой. Они глядели прямо в душу. А я, лицо уткнув в подушку, Битком набитую свинцом, Молилась, становясь все строже… А утром в зеркало прихожей Смотрело взрослое лицо. 1992 Эй, старуха-горюха, Та-та-та на войну… Вася, 3 года Эй, старуха-горюха Выходи на войну! Защити-ка, старуха, Ты родную страну. Дети, внуки, что гости, Всё пустили в распыл… Собирай свои кости, Выползай из могил! Строем плотным старухи Горьких, русских веков, Все горюхи… горюхи… Миллиард старых вдов. Что-то в мире сломалось, Помраченье нашло. К вашим детям подкралось Вездесущее зло, Зло дурманит рассудок, Умерщвляет сердца, Рядит в мех проституток, Изгоняет отца. Выходите на битву Кто в платках, кто в чепцах… Русь не в сраме – в молитве, В ваших светлых сердцах. Только вы разберетесь, Зло побьете клюкой… А потом вы вернетесь Вновь на вечный покой. И опомнятся дети… Ратный подвиг старух Породит в этом свете Тыщи новых горюх. 1998 Андрей Шацков Царапая пальцами стылую твердь, Кружит, завывая, метель-коловерть Средь сосен. Но словно «безсмертье» в наградных листах Сочится сукровицей клюквы в лесах: Жди весен! Суставами веток скрипят дерева, Спеша одолеть ледяной перевал Николы. И прахом снегов по погостам пыля, Идет в наступленье зима на поля И долы. Белее венчального платья парчи. И ярого воска молебной свечи, – Свет снега. И с лютым морозом бороться устав,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Молодежь, особенно парни и девицы, проводили семик в занятиях и играх, более соответствовавших их юным думам и желаниям. Семик – девичий праздник по преимуществу; отсюда его необходимая принадлежность – завиванье венков и гадание ими. Собравшись вместе, молодежь отправлялась в рощу и там выбирала березку и украшала ее лентами. Вокруг нее начинались хороводы. Здесь же выбирались другие березки и с песнями сплетались попарно верхушками. Девушки тоже попарно подходили к ним и кумились-целовались сквозь листву, приговаривая: Покумимся, кума, Покумимся! Нам с тобой не браниться, Вечно дружиться. Из зеленых ветвей и цветов девушки сплетали себе венки и тоже целовались-кумились, приговаривая: «здравствуй, кум и кума, березку завивши!» В некоторых местах (Костр. губ.) при этом кумовстве девушки обменивались кольцами и серьгами. Повесив свои венки на разукрашенную березку, девушки переходили к песням и хороводам. В этих хороводных песнях звучало уже не одно беззаботное веселье, но весьма заметно и ярко обрисовывались девичьи думы и чувства. Хоровод служил выражением заветных девичьих желаний и тайных дум о суженом. Около суженого вращались все хороводные песни. Как на типичную из них можно указать на хороводную: Царь по городу гуляет, Царь царевны своей ищет Нагулявшись и наигравшись в лесу, девушки забирали свои венки и отправлялись с ними на берег ближайшей реки. В некоторых местах, впрочем, семицкие венки оставляли до Троицына дня. Направляясь к реке, девушки пели: Пойду на Дунай реку, Стану на крутом берегу, Брошу венок на воду. Отойду подале, погляжу, Тонет ли, не тонет ли Венок мой на воде. Расположившись на берегу, подруги одновременно бросали на воду свои венки, замечали, как вода их уносит, и потом по быстроте и порядку движения венков гадали о грядущей своей судьбе. Потонет ли венок или нет? На одном ли месте он остановится или поплывет в сторону? Чей венок плывет впереди и чей остается назади? Нередко случалось, что влюбленные как будто нечаянно бросали свои венки вместе. Догадливые люди по сближению таких венков на воде нередко угадывали о близкой свадьбе. Бывали примеры, что матушки никогда не отдавали своих дочек за таких суженых, чьи семицкие венки потонули в воде. По замечаниям старушек, такие суженые или скоро умирают, или спиваются с круга. Ленты, которыми наши бабушки перевивали семицкие венки, сохранялись всю жизнь. Когда они выходили замуж этими лентами связывали венчальные свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 11 (67) ноябрь 2008 Список Паскаля, или О христианской ненависти Вы никогда не обращали внимания на то, что чем легче человек прощает себе свои промахи и проступки, тем жестче он ругает других: ничтоже сумняшеся «классифицирует» ближних, относя их к разным неблагочестивым категориям? 19.06.2023 Синдром Кулдарова: о грехе тщеславия и славе без греха О грехе тщеславия и славе без греха В современном мире понятие «тщеславие» все менее воспринимается как негативное качество. В нынешнем словоупотреблении оно может приобретать вполне положительное значение, особенно с оговоркой: здоровое тщеславие. 31.03.2023 Моя русская няня Ани тогда был всего двадцать один год, и она была очень красива. Мужчины, которые в послевоенные времена были слишком избалованы женским вниманием, смотрели на нее с нескрываемым интересом. Но она не захотела этих нормальных человеческих радостей: любви, семьи, детей. Отказалась от всего, что для каждой молоденькой девушки ее возраста составляет смысл жизни. И при этом не стала несчастной или грустной. Она была какой-то изнутри радостной. 23.06.2018 Военный дирижер мирного времени Художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова, дирижёр и композитор Валерий Михайлович Халилов вместе с ансамблем находился на борту самолета Ту-154, потерпевшего крушение над акваторией Черного моря. Несколько лет назад он рассказал «Фоме» о себе, профессии военного музыканта и любви к Церкви. 26.12.2016 Николай Бурляев: с ощущением полета В день 68-летия актера вспоминаем его рассказ «Фоме» о начале семейной жизни без денег на венчальные иконы и свечи 03.08.2014 О претерпевании Притчу об исцелении бесноватого (Мк 5:1–20) можно без преувеличения читать годами, настолько она богата… 06.10.2013 Библиография. «Фома» – ноябрь 2008 С чего начинается семья. О различии между счастьем и удовольствием. Что вы посоветуете людям, вступающим в брак?

http://foma.ru/journal/11-67-nojabr-2008

Он еще раз усмехнулся и добавил: — Зовут меня Климентий Петрус Кимм. Родом я из Латвии. В девятьсот пятом году за революцию боролся; в девятьсот седьмом за это сюда и попал… Работал. Своими руками избу срубил, хозяйством обзавелся, детей вырастил, на ноги поставил. Все было. А теперь сыновья… Бог знает, вернутся ли? Снохи, внуки… Нелегко без хозяйства жить! Но не жалуемся и свой обычай чтим: и в этот день за стол нас сядет двенадцать! И с этими словами он вышел. Вскоре он вернулся, приведя с собой двух растерянных парнишек-дроворубов. Как он объяснил, они сироты и ходят по дворам дрова колят. Чинно, не торопясь все уселись на длинных скамьях вдоль стола. Хозяин каждому указал его место. Затем, взяв в руки толстую восковую свечу — из тех, что в старину называли венчальной, — засветил ее от лампадки, висевшей перед иконой (должна оговориться, что икона была явно католическая и изображала святую Цецилию с лилией в руках и с богатым ожерельем на шее), воткнул эту свечу в макитру , наполненную отборной пшеницей. Затем очень торжественно, стоя и опираясь руками о стол, сказал не то молитву, не то поучение, смысл которого был, если память мне не изменяет, следующий: — Пшеница — это награда человеку за его труд, хлеб наш насущный, дарованный нам Богом; свеча — из воска, собранного безвестной труженицей-пчелой во славу Божию. А пламя свечи — символ того огненного языка, сошедшего с небес на учеников Христовых как благословение Господа нашего на жизнь праведную! Затем он сел. Ни он, ни члены его семьи не крестились, садясь за стол. К какой вере принадлежал этот старый революционер, я не знаю. Но это была вера истинно христианская, потому что за пасхальный стол он усадил и глухонемого татарина, бродячего портного, который в этот день работал у него. Прежде всего хозяйка подала на стол глиняные миски с медом, разведенным водой, и все стали крошить в это сусло тонкие белые сушки домашней выпечки и по двое черпать их из миски. Я оказалась в паре с хозяином; хозяйка и татарин, сидевшие на торцах стола, имели по миске.

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Центр перинатального воспитания и поддержки грудного вскармливания «Рожана» строит свою идеологию на отказе от профессиональной медицинской помощи на все время беременности и грудного вскармливания. Школа сознательной эволюции Александра Клюева учит тому, что болезней на самом деле нет, «а есть лишь факт неусвоения Эволюционной Энергии на телесном уровне», через постижение которого можно обрести физическое бессмертие. Особо отличился культ Надежды Антоненко (Центр оздоровления и реабилитации «Надежда»), основательница коего утверждает, что при одном ее появлении вода «превращается в целебный раствор» и становится лекарством от всех заболеваний. Такой оздоровительной водой делаются совсем не оздоровительные внутривенные и внутримышечные инъекции в не приспособленных для проведения медицинских процедур антисанитарных условиях. Воду предписывалось пить, делать ею примочки, закапывать в глаза и в уши, делать клизмы. А в нелегальном стационаре Антоненко практиковались даже внутриполостные операции. Главным условием для «чудесного исцеления» с помощью воды Антоненко является неукоснительное соблюдение потрясающей системы бытовых запретов: по ее мнению, опасными идолами являются домашние животные, включая птиц и рыбок, цветы искусственные и живые, пухо-перовые изделия (причем особенно они!), детские игрушки, куклы, мультфильмы, статуэтки, сувениры, картины, вся светская литература, посуда, одежда, обувь с изображением людей, птиц, насекомых, животных, пейзажей, любые часы (за исключением часов с белым циферблатом и цифрами), ярлыки на одежде, обуви, этикетки, надписи на подошве обуви, рисунки на пакетах, обоях, пуговицах, запонках, сумках, фото на любом фоне, свадебная одежда, венчальные свечи, пасхальные яйца через неделю после Пасхи, любые искусственные яйца с рисунками и иконками, любые украшения и наконец — галстук в завязанном виде. От всего этого следует обязательно избавиться: кошек и попугаев выпустить в лес, рыбок — в речку, всякие фикусы и кактусы немедленно высадить на клумбу, а все остальные предметы — изничтожить любой ценой. Короче говоря, «сломать конструкцию». Увы, отклизмованные целебной водой пациенты ломались быстрее и чаще.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/08/rodi_i...

Виктор Петров Ростов-на-Дону Молитва Незряче зрю, кричу безгласно: о где Ты, Господи, теперь?! До помраченья стало ясно: зовется жизнью сонм потерь. Душа не избежит крушенья, стеная в смрадном полусне… Умрут со мною прегрешенья, я знаю – нет прощенья мне! Зальюсь безумными слезами и покаянно в храм войду: за все, что было, будет с нами, отвечу Высшему суду. Незримых ангелов на хорах увижу во тщете мирской, и памятку в печальный ворох я положу за упокой… Татьяна Бычковская (1963–2001) То сила вышняя явила Свой лик печальный и немой. Глаза огромные страдали, Но нет, они не осуждали, Лишь умоляли – стань другой. Они глядели прямо в душу. А я, лицо уткнув в подушку, Битком набитую свинцом, Молилась, становясь все строже… А утром в зеркало прихожей Смотрело взрослое лицо. 1992 Эй, старуха-горюха, Та-та-та на войну… Вася, 3 года Эй, старуха-горюха Выходи на войну! Защити-ка, старуха, Ты родную страну. Дети, внуки, что гости, Всё пустили в распыл… Собирай свои кости, Выползай из могил! Строем плотным старухи Горьких, русских веков, Все горюхи… горюхи… Миллиард старых вдов. Что-то в мире сломалось, Помраченье нашло. К вашим детям подкралось Вездесущее зло, Зло дурманит рассудок, Умерщвляет сердца, Рядит в мех проституток, Изгоняет отца. Выходите на битву Кто в платках, кто в чепцах… Русь не в сраме – в молитве, В ваших светлых сердцах. Только вы разберетесь, Зло побьете клюкой… А потом вы вернетесь Вновь на вечный покой. И опомнятся дети… Ратный подвиг старух Породит в этом свете Тыщи новых горюх. 1998 Андрей Шацков Царапая пальцами стылую твердь, Кружит, завывая, метель-коловерть Средь сосен. Но словно «безсмертье» в наградных листах Сочится сукровицей клюквы в лесах: Жди весен! Суставами веток скрипят дерева, Спеша одолеть ледяной перевал Николы. И прахом снегов по погостам пыля, Идет в наступленье зима на поля И долы. Белее венчального платья парчи. И ярого воска молебной свечи, – Свет снега. И с лютым морозом бороться устав, Река начала слюдяной ледостав От брега. Пусть выпьет простор лубяные глаза

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

— Смотрите, что делается! А посмотреть и впрямь было на что. Свечи перед нами вдруг вспыхнули ярким пламенем, воск начал быстро оплавляться, горящие фитили причудливо свились, и несколько секунд все наблюдали удивительное зрелище: два пылающих кольца — большое и поменьше — сияли перед женихом и невестой на концах венчальных свечей. — Ну вот, и Господь вас благословил, — сказал Сережа, — а вы переживали, что денег на кольца нет. Так мы стали мужем и женой. С самого начала нашей семейной жизни я четко для себя определил, что главная задача мужчины в семье — принятие решений. Я — кормилец семьи, я — защита ее от всех невзгод, на мне — вся ответственность за нее. Осознавать это было страшно, особенно — в то смутное время, когда страна балансировала на грани гражданской войны, голода и хаоса. Не раз и не два мне хотелось тогда завыть по-собачьи от отчаяния и полной безнадеги. Заводы и фабрики останавливались, деньги дешевели стремительно, продукты выдавали по карточкам раз в месяц. А у меня — беременная жена, диплом руководителя оркестра русских народных инструментов и отсутствие малейшего представления о том, как себя вести в творящейся кругом неразберихе. Но я упрямо продолжал верить, что Господь всё устроит, главное — самому жить правильно. И эта вера спасала в самые тяжкие времена. Я устроился на стройку учеником каменщика. На практике такое «ученичество» сводилось к подноске кирпича и раствора бывалым рабочим. Вставать нужно было в полшестого утра, потому что найти работу удалось лишь в соседнем городе. Я поднимался, бежал на электричку, час ехал в промерзшем вагоне, потом пересаживался в промерзший автобус и все равно опаздывал минут на пятнадцать, за что неизменно получал втык от сурового бригадира. Потом — восемь часов укладывал на поддоны обледеневший кирпич, таскал ведрами раствор на пятый этаж и продолжал получать колоритные замечания от бригадира, теперь уже по поводу моей нерасторопности. Домой возвращался после восьми вечера, еле живой от усталости, а на следующий день — снова ни свет ни заря бежал на электричку. И одно только грело душу среди этой чехарды: я — кормлю семью. Тогда совсем еще маленькую (жена и сын, которого она носила под сердцем) но — свою, дорогую, любимую. Если я этого не буду делать, они просто пропадут.

http://foma.ru/kogda-zavyanut-pomidoryi....

Вот почему на ней хранили предметы, связанные с отправлением культа: восковые свечи (венчальные, богоявленские, сретенские, Чистого четверга, пасхальные), ладан, просвирки, поминальник, бутылочку с крещенской водой, пасхальное яйцо. Здесь же ставили пучок верб, освященных в Вербное воскресенье, ветки троицкой березы. За иконами или на нижней полке божницы лежали молитвенник, Псалтирь, Евангелие, Жития святых. К божнице всегда привешивали одну или несколько лампад. Перед иконами молились утром и вечером, при этом обязательно открывали дверцы божницы или раздергивали занавески, если она была ими прикрыта. К иконам, расставленным в божнице, относились с большим уважением. Никогда не садились к ним спиной, в их присутствии не курили, старались не произносить бранных слов. Если в семье разгоралась ссора, божницу задергивали занавеской, чтобы «Бог не слышал ругани». Раскричавшемуся человеку укоризненно говорили: «Ведь иконы в избе!» В русской деревне существовал обычай, по которому входившие в избу люди прежде всего кланялись иконам со словами: «Господи, помилуй», а потом уже обращались к хозяину: «Дай Боже здравия тебе и домочадцам твоим!» Ист.: Шангина И. И. Русский традиционный быт. СПб., 2003. Болезнь В народных представлениях результат действия демонов болезней, нечистой силы, ведьм, колдунов, людей с дурным глазом, порчи и т. п. Демоны болезни выступают преимущественно в антропоморфном виде. Чаще всего – в женском обличье, реже – в мужском или неопределенном (неясная фигура, некто); иногда – в зооморфном: собака, кошка, медведь, свинья, птица (огромная, черная, летающая по ночам, машет крыльями над домом, насылая болезнь); в виде гадов – мыши, змеи, ящерицы, каракатицы, лягушки, червяка, мухи, бабочки, летающей утки со змеиной головой и хвостом. Могут представляться паром, туманом, воздухом, мглой, облаком, дымом или быть невидимыми. Антропоморфные демоны болезни могли принимать вид цыганки или вообще чужеземца, жителя соседнего села, незнакомого человека. Внешний вид болезни: красивые молодые девушки, женщины с длинными волосами или старые уродливые бабы (бледные, худые, костлявые, очень высокие, огромные), с длинными руками, когтями, оскаленными зубами, огненными глазами, одноглазые, лохматые, крылатые, легкие как перо или очень тяжелые; иногда имели некоторые зооморфные черты: клюв, бычью голову, индюшачьи лапы, козьи или коровьи копыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Многогранно также предназначение свечи, её применение. На памяти автора такой обычай: во время богослужения в храме могли передаваться деньги в церковный ящик, на которые затем ставилась “общая” свеча в храме 39 . Некоторые свечи, возжигаемые во время богослужения, имеют особое значение в жизни христианина. Это венчальные свечи и свечи, горевшие во время чтения двенадцати Евангелий в Великий четверток. “У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажжённую свечу от утрени Страстей, начертывая ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от приражений зла” 40 . Об умиротворяющем действии свечи священник-богослов пишет следующие слова: “Её теплом согревается наша душа, когда поражённый тяжёлым горем человек теряет способность молиться и в оцепенении чувств стоит перед святой иконой” 41 . По-своему, как поэт, А. Н. Майков выразил в 1868 году свои мысли о свече, о силе её воздействия на душу человека: Дорог мне перед иконой В светлой ризе золотой, Этот яркий воск, возжжённый Чьей неведомо рукой. Знаю я: свеча пылает, Клир торжественно поёт — Чьё-то горе утихает, Кто-то тихо слезы льёт. Светлый ангел упованья Пролетает на толпой… Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой: Это — медный грош вдовицы, Это лепта бедняка, Это… может быть… убийцы Покаянная тоска… Это — светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души 42 . Интересны исторические свидетельства, относящиеся к XVI веку и связанные со свечами. В летописи читаем: “Да едучи из Пьскова князь Великий Василей Иванович велел устроити у Троици свечю негасимую день и нощь, а в Новгороде в Великом едучи на Москву также велел свечю неугасимую пред Софиею Премудростию Божиею день и нощь, по старине, как была преже” 43 . В 1550–1552 годах духовный писатель-агиограф, псковский священник Василий составил довольно пространное Житие благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского (†1138; пам. 11 февр.). Автор присоединил к Житию Всеволода-Гавриила повествование об обретении и перенесении его святых мощей в 1192 году и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI века. Н. Барсуков говорит о творении книжника: “По отношению к истории Пскова в первой половине XVI века не лишены интереса чудеса, рассказанные со слов самих исцелённых” 44 . В описании чудес встречаются весьма интересные особенности. В житии говорится, например, об обычае ставить перед ракой мощей святого князя “заветной” свечи длиной в рост больного как молитвенной жертвы с молением об исцелении 45 . Таким образом, можно говорить о свече как неугасимой и мерной. Данные термины ассоциируются с такими понятиями, как “неусыпающая” Псалтырь, читаемая в монастырях беспрестанно; а также — с мерной иконой, на которой изображается Небесный покровитель родившегося младенца, росту которого соответствует размер иконы.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

Мученики, лишались всего ценного с земной точки зрения, много пострадавшие в жизни и претерпевшие самые ужасные мучения, имели радость в сердце, и ее давала им вера в Бога. Проповедь о «Троице Единосущной», т.е. о Боге в трех Лицах: об Отце-Творце Мира, о Сыне-Искупителе и о Духе Святом-Освятителе людей – это содержание жизни святых. Новобрачные, имея зрелый возраст для вступления в брак, должны быть и духовно зрелыми, чтобы видеть значение в жизни великого сокровища св. Веры и быть равноапостольными проповедниками её в мире, начиная со своей собственной семьи. Слава Тебе, Христе Боже, Апостолов похвало, и мучеников радование, их же проповедь, Троица Единосущная. Да, будет слава Тебе, Христе Боже, Ты – похвала апостолов, радость для мучеников, их проповедь о Троице Единосущной. Схема обручения и венчания Чинопоследование брака состоит из обручения и венчания. Первоначально оба эти обряда совершались отдельно, причем обручение носило более гражданский характер, а венчание – церковный. В древней Церкви венчание совершалось в связи с литургией, за которой новобрачные приступали к св. Причащению. Сопоставляя теперешний чин венчания с чином литургии, нельзя не заметить, что он по отделении от литургии в самостоятельный обряд сохранил ее общий план: начальный, возглас, чтение апостола, Евангелия, сугубую и просительные ектеньи, «Сподоби нас, Владыка», «Отче наш», «Общение чаш». Состав молитв и другие частные подробности чина указывают на зависимость современного порядка браковенчания от обрядов Ветхозаветной Церкви. Обручение Обручающиеся становятся у входных дверей на коврик: жених справа, а невеста – с левой стороны. Принесение в алтарь венчальные кольца священник благословляет рукой и полагает на тарелочке на Престол. Облачившись в праздничные (светлые) епитрахиль, поручи и фелонь, священник через открытые Царские врата, имея в руках напрестольные Крест и Евангелие, выходит к аналою посреди храма. Положив на аналой Крест и Евангелие, священник зажигает одновременно обе венчальные свечи от выносного подсвечника, стоящего за аналоем. Подойдя к «новоневестным», священник благословляет жениха, а затем невесту возженой свечой и дает им свечу в левую руку. Указанное в Требнике каждение в настоящее время в большинстве приходов не совершается.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010