Также необходимо принести венчальные свечи (обычно специальные наборы продают в храмах). Эти свечи брачующиеся будут держать в руках во время венчания.   Пламя свечей символизирует горение их душ верой и любовью к Богу, а также пламенную и чистую любовь супругов друг к другу. Нужно принести на венчание белый плат (полотенце) – рушник, на который встанут во время венчания жених с невестой. Поэтому и длина его должна быть соответствующей. Символическое значение белого плата то же, что и белые одежды – нравственная чистота мужа и жены. Что принято дарить на венчание?   Конечно, четких указаний на этот счет нет. Но в отличие от свадебного подарка, который, как правило, носит практическую роль для будущей совместной жизни супругов (какая-то бытовая техника, домашняя утварь и проч), подарок, преподнесенный на венчании, должен быть духовно полезным, напоминающим о воспринятом Таинстве. Это могут быть иконы, духовная литература, церковная утварь (к примеру, красивая лампада для домашнего иконостаса) и т.д. Совсем не лишним будет сказать о том, как должно отпраздновать Таинство венчания. Проще говоря, стоит поговорить о том, как справить свадьбу в христианском духе. Ведь ни от кого не секрет, что на свадьбе у нас думают обо всем, о чем угодно, но только не о христианском духе. Как справить свадьбу православным христианам?   Конечно, в таком сложном деле как свадебные приготовления есть много нюансов и установившихся традиций, которые разнятся от местности к местности. Везде есть свои национальные и местные обычаи. Но они никак не должны влиять на то, чего должны придерживаться православные христиане. Это, в первую очередь, вопросы веры. Если местные обычаи диктуют отдать дань языческим традициям, то должно смело отказаться от них. Свадебному пиру должно быть чуждо всякого рода невоздержание и неприличие. Прискорбно бывает видеть православных, забывших о своем высоком звании и предающимся разгульному язычеству. Чего только не увидишь сейчас на свадьбе – упившихся до «поросячьего визга» гостей (бывают даже молодожены), дикие и развратные танцы, нескромные речи, бесстыдные песни и многое другое.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-5-svad...

Заботясь о внешнем благосостоянии епархиального завода, Ваше архипастырское сердце болело постоянным желанием видеть прочным обеспеченным и его внутреннее состояние. Это желание заставляло Вас все 15 лет с глубоким вниманием и крайней разборчивостью относится ко всем возможным способам ведения заводского дела и применять к епархиальному заводу только лучшие из них в данное время. Архипастырской мудрости Вашего Преосвященства Московский епархиальный завод обязан тем, что он доселе твердо стоит на правильном пути. И он пользуется, к нашей радости, заслуженным высоким доверием не только в России, но и в заграничном торговом мире. Ревнуя о точном исполнении требования 3 и 72 Апостольских Правил об освещении православных храмов натуральным пчелиным воском и оливковым маслом, Ваше Высокопреосвященство с одной стороны всегда рекомендовали Правлению не жалеть средств на приобретение заводом натуральных, по химическим анализам, пчелиного воска и деревянного масла, а с другой стремились к тому, что бы доступными для Вас мерами парализовать издавна укоренившуюся в Московской епархии противозаконную склонность некоторых старость за церковный счет усердно поддерживать фальсификацию церковных свеч покупкой для храмов у местных свечепромышленников свеч с примесью, по химическим анализам, до 95 % минерального воска. Желание восстановить нормальный порядок в этой области побудило Ваше Высокопреосвященство вызвать к жизни епархиальный контроль свечного хозяйства в храмах и утвердить первые правила для него, в виде инструкции для наблюдательного Комитета при епархиальном свечном заводе. Внимание Вашего Высокопреосвященства коснулось и преследования законом явной обширной фальсификации церковных свеч в Москве, как центре ее. Но здесь Ваши добрые пожелания и стремления встретили неожиданного противника в лице судебных учреждений. По их толкованию существующего неясного закона, не признаются церковными такие явно церковные свечи, как налепки диаконские, колодки паникадильные, местные и венчальные. Таким толкованием закона широко пользуется московская фальсификация и, чувствуя за собой силу, настойчиво добивается полной свободы подделки и в прочих сортах церковной свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Греки заранее запасаются большими свечами, по-гречески большая свеча (пасхальная или, например, венчальная – «λ αμπδα ». Так что тут у нас есть некоторое расхождение в терминологии. Потому что лампада, которая висит перед иконой, по-гречески вовсе не «лампада», а – « καντλι ». А кадило – « θυμιατρι ». – Пасхальные свечи обязательно красные? – В Греции – нет. И когда греки приезжают в Россию на Пасху, они с удивлением спрашивают: «А почему у вас свечи красные?!». – Пасхальная трапеза устраивается в приходе? – Нет, греки празднуют дома. После окончания службы они собираются всей семьей и идут к кому-нибудь есть пасхальный супчик из потрохов -« μαγειρτσα ». Как правило, идут к хозяйке, которая лучше всего готовит это блюдо. Суп этот не очень тяжелый и очень вкусный – как раз то, что надо после службы. Затем вес ложатся спать, а утром просыпаются, и начинается подготовка к масштабному празднованию. Во дворах ставят вертела, на которых будут жарить баранов ли запекать козу. Пасхальный суп μαγειρτσα (магирица) Пасхальная трапеза – самая обильная праздничная трапеза в году. В греческом есть даже специальный глагол « πασκζω » (что-то вроде «пасхальничать»), то есть «вкусно и обильно кушать». На столе должны быть всевозможные блюда: уже упоминавшаяся выпечка, крашеные яйца, мясо... – Греки тоже «сражаются» пасхальными яйцами? – Да, это называется « τσουγκρζω ». Они обязательно определяют в семье победителя. И есть много рассказов о том, как кто-то когда-то пытался всех обмануть, используя вместо обычного яйца крашеное деревянное. Греки непременно расскажут, что в семье был дядя, который всех победил, а потом все захотели попробовать съесть это яйцо, а он стал его прятать – и обман открылся. Похожие истории рассказывают в армии. В Северной Греции – во Фракии и греческой Македонии есть обычай χσκα. «Χσκω» значит «разевать рот». К потолку подвешивается на веревке вареное яйцо, раскручивается – и каждый пытается его ухватить. Тот, кому удается его съесть, считается «счастливчиком Пасхи».

http://pravoslavie.ru/46180.html

Ни тот, ни другая сами по себе не заключают никаких следов суеверия и двоеверия и имеют в виду освятить обыкновенные житейские отношения». 174 В некоторых деревнях Перехтонского уезда (Костромской губернии), как скоро снимут венец невесты (а его снимали в тогда свахи голову у нея покрывали наметкою, потом крутили, т. е. совершали такие обряды – прилепляли к стене венчальные зажженные свечи, подле них сажали новобрачных на овчину, сваха женихова заплетала косу с одной, а невестина с другой стороны; косы же в то время плели вниз под руку; наконец, заплетали волосы в две косы, после благословения кокошника священником, надевали его на молодую (Снегирев. Русские простонарод. праздники. М. 1838 г. Ч. IV, стр. 153, 148). Венцы снимаются в дому и затем там покрывают невесту. В Богоявленской слободе Мстера (Владимирской губернии, Вязниковского уезда) по совершении бракосочетания, священник с крестом, дружка и подружье с иконами, певчие и весь поезд сопровождают сочетавшихся в венцах и с горящими свечами, у ворот дома встречают их родители и родные, отец берет жениха, а мать невесту под руку, вводят в комнату, в комнате священник снимает венцы, родители жениха благословляют новобрачных иконами и садятся все за стол. После приличного угощения духовенство и поезжане удаляются. Новобрачную свахи уводят в особую комнату крутить голову, т. е. заплетают в две косы. Девицы до дня брака здесь заплетают в одну косу, а по замужестве в две косы и уже не ходят с раскрытой головой. Надевают на голову кокуй (кичку) и повойник (повойоик в роде головного убора закрывающий косы) сверх повойника перевязывают шелковой косынкой и т. д. (Голышев, Богоявленская слобода Мстера. Владимир. 1865 г. стр. 70). 175 К участию в братчином пире приглашались и князья. В летописи под 1159 годом, говорится, что жители Полоцка начаша Ростислава князя звати у братьцину во святой Богородице к старей на Петров день. Он же еха к ним (Пол. Собр. Лет. Т. II, стр. 83). И так, братчины бывали в праздники. В грамотах XV и XVI столетий часто встречаются приказания монастырским крестьянам, чтобы они на пиры и братчины не званые не ездили (Акты Арх. Эксп. Т. I, 72, стр. 52, 113 стр. 215 в др. Иванова опис. госуд. арх. 1850 г. стр. 210). Причиною запрещения не званым ездить на братчины, были безпорядки и даже преступления, бывшие там (Арх. Истор.-Юрид. свед. кн. 2, пол. 2, Попова Пиры и братчины).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Жениху ложка нао пако (т. е. он не ест перед венцом, садясь, однако же, за стол). Все ли бояра по коням (готовы ли к выезду) ? Свадебный поезд выезжает нечетом. Под венец по оврагам и рытвинам не ездят. Снег и дождь на свадебный поезд – богато жить. Дождь на молодых – счастье. Вихорь с пылью встречу поезду не к добру; дождичек – к богатству. Красный день свадьбы – жить красно, да бедно. Метель на свадебный поезд – все богатство выдует. Коли на улице распута, быть свадьбе беспутной. Монах (Монахиня) на свадьбе зловещ для молодых. Чернец и черница всякую свадьбу портят. Поезжане отдают дорогою всякому равный поклон, даже нищему, чтобы кто не испортил (это на севере; в средн. губерн. нередко дружки с буйством разгоняют встречных, до драки) . Мне беременеть, тебе прихоти носить (говорит невеста, грызя зубами церковный замок, при входе к венцу. Смол.) . Под венцом невеста крестится покрытой рукой (чтобы жить богато) . Под венчальное подножие деньги бросить – молодые богаты будут. Обручальное кольцо под венцом уронить – не к доброму житью. Под венцом свеча тухнет – скорая смерть. Кто под венцом свечу выше держит, за тем большина. Венчальные свечи разом задувать, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенчальную свечу берегут, а зажигают ее для помощи при первых родах. С кого из молодых венец спадет, тому вдовствовать. Сваха раздирает девичью повязку, когда молодых обводят вокруг налоя. Свадьба без див не бывает (без проказ либо без чудес) . Родители жениха встречают молодых в тулупах наизнанку. Молодых, при встрече из церкви, осыпают хлебом и хмелем. Перед молодыми разметают дорогу голиком, идучи задом. При встрече молодых у ворот раскладывают огонь (от порчи) . Мохнатый (Косматый) зверь на богатый двор; молодым князьям да богато жить (благословение молодых родителями жениха) . Милости просим, люд честной, к нашим молодым на сыр-каравай (приглашают гостей) . С молодецким выездом (поезжане поздравляют друг друга) . Здравствуйте, князь со княгиней, бояре, сваты, дружки и все честные поезжане!

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Порой доходит до умопомрачительных ситуаций, когда любящие друг друга люди, которые смотрели друг другу глаза в глаза, и ждали, когда же наступит этот блаженный момент их венчания и они, наконец, смогут уже никогда не расставаться, случалось страшное. За несколько дней до венчания девушка приходит в храм и говорит: «Батюшка, я не буду венчаться. Приехал мой школьный друг и сказал, что развелся со своей женой. Сказал, что всегда меня любил, женился непонятно почему, не любя ее никогда. Он всегда любил только меня, и когда узнал, что я выхожу замуж, решил, что меня украдет и никому меня не отдаст. И еще сказал мне много слов, которых мой избранник мне никогда не говорил, а может, и не скажет». Я сказал этой девушке, что это искушение, о котором я предупреждал, и вот оно пришло. Я увещевал ее, что нужно отказаться от этого нового злодейского предложения, это змей-искуситель, его слова — ложь, его задача — разрушить ее счастье во что бы то ни стало. Он предал одну, предаст и другую, предавший единожды, предаст и дважды. И у этой девушки хватило мудрости, веры и доверия мне на то, чтобы отказать этому наваждению. Сейчас у этой девушки со своим мужем трое детей. Они — такая красивая пара, такие они дружные, хорошие! Вот какое мощное было искушение! А иные не выдерживают. Одна наша знакомая, получив благословение от старца, готовилась к венчанию. Мы им уже даже приобрели белые венчальные свечи. И вдруг они рассорились, да так крепко, что он с горя ушел в отношения с другой. Все расстроилось. Она уже много лет ходит незамужняя. Все это произошло, потому что они не потерпели, не удержались на высоте благословения и доверия. — Отец Алексий, чем должны руководствоваться молодые люди при выборе дня свадьбы? Ведь в основном берут во внимание бытовые причины, например, дату венчания привязывают к свободному дню в ресторане… — Ну, это немаловажно — найти помещение, где всем будет хорошо, где можно вместить всех желающих. А свадьба — это настолько большое событие в жизни людей! Иногда бывает странно, когда люди празднуют свадьбу в узком кругу, это как-то кисло и грустно, странно все это.

http://azbyka.ru/semya/luchshe-raz-zheni...

Когда же вечером все веселятся на княжьем пиру, Вадим, обеспокоенный неутихаемым звоном, идет к Днепру, видит челн с ветрилом, с гребущим веслом, но пустой («Вадим к нему К Вадиму он…»). Ладья несет его все быстрее, вокруг молчание, надвигаются скалы, черный лес отражается в волнах, луна меркнет, — и ладья пристает к берегу. Вадим выходит и, влекомый неясной силой, взбирается на крутые скалы. Перед ним заглохший, заросший мхом лес («И, мнится, жизни в той стране/От века не бывало»); при вышедшей луне он видит древний храм на холме, обрушенные заборы, упавшие столбы, зияющие своды и — могильный камень с покосившимся крестом. С него слетает пробудившийся ворон, а из могилы поднимается привидение, идет к храму, стучит. Но дверь не отворяется. И призрак идет меж обломков дальше. Вадим следует за ним, объятый страхом, и видит за зубчатой оградой безмолвный замок. Какое-то смутное ожидание наполняет витязя. С луны слетает туман, серебрится бор, от востока веет ветерок, и вдруг из-за стены слышится знакомый звон. Вадим видит, как по стене, скрытая туманным покровом, идет дева, навстречу — другая, они сближаются, подают друг другу руку, и одна спускается к замку, а другая продолжает свой путь, вперив вдаль взор, полный ожидания. И вдруг, при свете восходящего солнца, она видит витязя — и покрывало слетает с ее чела, и растворяются ворота. Они стремятся друг к другу. «Сошлись… о веший, верный сон!» Из терема идут пробужденные девы. Раздается благовест, храм отворен, там слышится моленье. Вадим с девою у царских врат, вдруг звучит венчальный гимн, и в их руках свечи, их головы под венцами. Тихий голос зовет их нежно, и вот они перед могилой, она светла, в. цветах, и крест ее обвит лилией. И по прошествии веков, когда и замок, и обитель — все скрылось, на месте том зелен пышный лес и сладок ветра шепот. Там, где скрыт пепел инокинь, дождавшихся кончины при гробе отца, в утренний светлый час «Бывают тайны чудеса»: слышен хор отшельниц, блистает крест и, венчанные звездами, предстают молящиеся девы.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Я покачала головой. — Как? Еще что-то? Но я не верю, чтобы это было серьезно. Я заранее выражаю недоверие. Продолжай. Беспокойное выражение его лица и нервная жестикуляция удивили меня, однако я продолжала: — Мне приснился еще один сон: будто Торнфильд превратился в угрюмые развалины, в обитель сов и летучих мышей. От величественного фасада ничего не осталось, кроме полуразрушенной стены, очень высокой, но готовой вот-вот упасть. И мне снилось, что я иду в лунную ночь среди этих поросших травой развалин. Я то спотыкаюсь о мраморный обломок камина, то об упавший кусок лепного карниза. Кутаясь в шаль, я продолжаю нести неведомого мне ребенка. Я не могу его нигде положить, как ни устали мои руки, — несмотря на его тяжесть, я должна нести его. Вдруг с дороги ко мне донесся топот лошади, я была уверена, что это вы. Вы отправлялись на много лет в далекую страну. Я стала карабкаться по шаткой стене с отчаянной, пагубной поспешностью, мечтая последний раз взглянуть на вас сверху. Камни покатились из-под моих ног, ветки остролиста, за которые я хваталась, выскальзывали у меня из рук, ребенок, в ужасе охвативший мою шею, душил меня. Но все же я вскарабкалась на стену. И я увидела вас — далекую точку на белой дороге; вы все более и более удалялись. Ветер был такой сильный, что я не могла стоять. Я присела на край стены и стала укачивать на руках плачущего ребенка. Вы скрылись за изгибом дороги. Я наклонилась вперед, чтобы проводить вас взглядом. Стена начала осыпаться, я покачнулась. Ребенок скатился с моих колен, я потеряла равновесие, упала и — проснулась. — Но теперь, Джен, это все? — Это только присказка, сэр, а сейчас последует сказка. Когда я проснулась, какой-то свет ослепил меня. Я решила, что уже наступил день, но ошиблась. Это был только свет свечи. Я подумала, что, вероятно, вошла Софи. На туалетном столике стояла свеча, а дверца гардероба, в который я с вечера повесила свое венчальное платье и вуаль, была открыта. До меня донесся какой-то шорох. Я окликнула: «Софи, что вы там делаете?» Никто не ответил, но от шкафа отошла какая-то фигура, она взяла свечу, подняла ее и осветила ею мой наряд, висевший на вешалке.

http://azbyka.ru/fiction/dzhen-jejr-shar...

Время, однако, позднее, свечи догорают, скоро и светать начнет, понтеры выдохлись — не разойтись ли по домам? — да и проигравшийся банкомет в трансе. Пора, пора закругляться! И вдруг казначей, словно очнувшись, просит игроков не расходиться и позволить ему еще одну, последнюю «талью», чтоб отыграть именье — «иль проиграть уж и жену». Понтеры в ужасе — какое злодейство! — один лишь Гарин принимает злодейское условье. Авдотья Николавна, забившись в кресло, ни жива ни мертва, но собравшимся не до переживаний несчастной красавицы, ведь идет нешуточная битва. Улан играет отчаянно, и судьба, посмеявшись напоследок, окончательно отворачивается от старика Бобковского — «жребий выпал час настал». В тишине, ни единого слова не произнося, «медленно и плавно» подходит к игорному столу проигранная казначейша — ни слез, ни истерики, ни упреков! Молча смотрит на мужа и молча бросает ему в лицо свое венчальное кольцо. И — в обморок. Улан, не будь дурак, не мешкая, хватает выигрыш в охапку и отправляется восвояси, благо нести недалеко, да и не тянет ноша, ежели своя. Родственники собрались загодя, вина уже льются, к закату дня прибудет и жених княжны Тамары — сиятельный властитель Синодала, а пока слуги раскатывают старинные ковры: по обычаю, на устланной коврами кровле невеста, еще до появления жениха, должна исполнить традиционный танец с бубном. Танцует княжна Тамара! Ах, как она танцует! То птицей мчится, кружа над головой маленький бубен, то замирает, как испуганная лань, и легкое облачко грусти пробегает по прелестному яркоглазому лицу. Ведь это последний день княжны в отчем доме! Как-то встретит ее чужая семья? Нет, нет, Тамару выдают замуж не против ее воли. Ей по сердцу выбранный отцом жених: влюблен, молод, хорош собой — чего более! Но здесь никто не стеснял ее свободы, а там… Отогнав «тайное сомненье», Тамара снова улыбается. Улыбается и танцует. Гордится дочерью седой Гудал, восхищаются гости, подымают заздравные рога, произносят пышные тосты: «Клянусь, красавица такая/Под солнцем юга не цвела!» Демон и тот залюбовался чужой невестой.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Такое переплетение суеверных и религиозных представлений было характерно для дворянской среды первой половины XIX века. Неслучайно среди множества примет особое место занимают так называемые церковные приметы. Связанные с ними сюжеты довольно часто повторяются в мемуарной литературе. Так, страшным предзнаменованием считалось по ошибке в церкви «помянуть за упокой» здравствующего человека. «…Священник во время обедни, на ектений, ошибся и вместо того, чтобы помолиться «о здравии» княгини Кочубей, он помянул ее «за упокой». Она, разумеется, как всегда, находилась в церкви, и можно себе представить, какое неприятное впечатление эта ошибка произвела на женщину уже старую и необыкновенно чванную» . Многочисленными были «венчальные» приметы. Если над головой невесты, чтобы не испортить головного убора, держал венец какой-нибудь мужчина, браку прочили неблагополучное будущее: верили, что жена изменит мужу, так как вместо двух венчались трое. Кто под венцом свечу выше держит, кто первым ступит на «розовый атлас», разостланный перед новобрачными, тот будет властвовать в семье. «Это дурное предзнаменование!» — произнес А С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер. Неприятное впечатление произвела подобная случайность и на А. С. Грибоедова. Если свечи под венцом гаснут, то это предвещает скорую смерть одного из новобрачных. Чья свеча короче — тот скорее умрет. Дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения. Именины — «день ангела, соименного кому святого» (Даль). Празднование дня рождения также связано с христианской традицией. В этом смысле данная примета так или иначе стоит в одном ряду с церковными приметами. Автор популярных «Записок современника» С. П. Жихарев пишет в дневнике: «Отпраздную тезоименитство свое по преданию семейному: иначе было бы дурное предзнаменование для меня на целый год» . «Итак, мне 38 лет, — сообщает в июле 1830 года своей жене П. А. Вяземский. — …Я никому не сказывал, что я родился. А хорошо бы с кем-нибудь омыться крещением шампанского, право, не из пьянства, а из суеверия, сей набожности неверующих: так! Но все-таки она есть и надобно ее уважить» .

http://sueverie.net/povsednevnaya-zhizn-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010