«Той бо есть, рече, царь царствующим и Господь господствующим; тем бо цари царствуют и сильнии держат землю, и ему же хощет подает царство. Той бо есть мертвит и живит, и низводит во ад, и возводит, убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земля убога, и от гноища возносит нища, и посаждает с могущими людии, и престол земного царства подает ему. И несть кому мощно противитися величеству славы Его. Воли бо Его кто противитися может? Якоже и пророк Давид глаголет: «Ты страшен еси, и кто противустанет Ти. Яко Бог велий Господь и Царь велий по всей земли, яко в руце Его вси концы землении, и высоты гор того суть». Сего ради воспоминаше ему, да не величеством господства своего возгордится когда, но быти смирену и кротку и ненавидети неправду, поминати же смертный час и во всем последовати отцу своему великому князю Михаилу. И сице учаше его преподобная, отпущаше в дом свой. К прочим же никакоже беседоваше великая, но в молчании пребываше и единому Богу в молитве упражняшеся, поя Господеви в сердце своем: «Господь помощник мой и защититель мой, на Того упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя, и волею моею исповемся Ему. И день от дне восхождение полагая в сердце своем, и душу свою просвещая божественным светопролитием, и ума зрительное очищая, и яко безплотна во плоти подвизаяся, и безплотных ликостоянию тщащися усердно постигнути, и разума духовного неспрестанно боговидения и разсуждения прияти. Имяше же во уме память смертную и сего часа поминаше, плакаше вельми, како по исхождении от тела испытание душам бывает на воздусе от лукавых бесов. И люто по истине тогда бывает душам, иже не имевшим тогда плода благих дел и во временней сей жизни не подвизавшимся, како бы угодити Богу и избыти вечного осуждения. Сего ради и божественный апостол Павел, уча нас, глаголет: «облецетеся, рече, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским, яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. Блинов : в 1909 г. он изучал рукописные тексты Жития св. Анны Кашинской и копировал миниатюры из рукописей Апокалипсиса и Синодика для изданий Московской старообрядческой книгопечатни, в 1911 г. изучал рукописные хронографы и исследовал жития по рукописям музея, в 1912 г. копировал миниатюры из лицевых рукописей, в 1913 г. изучал и зарисовывал миниатюры Лицевого летописного свода . Хранящаяся в музее рукопись легла в основу старообрядческого издания Трехтолкового Апокалипсиса (М., 1913); при подготовке издания в 1913 г. заведующий типографией Г. К. Горбунова Р. И. Кистанов сличал текст издаваемого типографией Толкового Апокалипсиса с текстами Апокалипсиса по рукописям музея. В нач. XX в. в И. м. проходили ежегодные художественные выставки: Товарищества передвижных художественных выставок (1906-1912), С.-Петербургского об-ва художников (1898, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1912), Московского товарищества художников (1899, 1905, 1906), Московского об-ва любителей художеств (1895, 1897, 1899, 1905, 1906), С.-Петербургского товарищества художников (1908, 1912), Имп. об-ва русских акварелистов и товарищества художников (1909, 1910); монографические художественные выставки: Репина (1892), религиозно-художественных работ В. Васнецова (1904, 1910, 1912, 1913), франц. худож. Луи Дюмулена (1893), дат. худож. О. Маттисена (1910); историческая выставка архитектуры (1914) и др. Состоялись исторические, этнографические, лит. выставки: к 100-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1899), VIII археологического съезда (1890), Среднеазиатская (1891), Палестинская (1892), Благотворительная выставка картин, скульптуры, мебели и проч. из частных дворянских собраний (1892), археологическая и географическая в рамках международного конгресса доисторической археологии и антропологии (1892), живописи, рисунка, декораций к спектаклям на исторические темы (1896), из собрания Н. П. Шабельской (1896), к 50-летию кончины Н. В. Гоголя и В. А. Жуковского (1902), юбилейные выставки памяти Гоголя (1907), в честь 200-летия Полтавской битвы (1907), 50-летия со дня кончины С.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

На следующий день, 11 июня, благовест в Воскресенском и Успенском соборах к бдению начался в 6 часов вечера. К этому времени митрополит Владимир с духовенством прибыл в здание женской гимназии. Отсюда в предшествии архимандритов, протоиереев, священников и диаконов, разместившихся попарно, архипастыри в мантиях и с посохами в руках, со славою, под звон колоколов, при пении духовных песнопений проследовали на служение в соборы чрез густые толпы богомольцев, переполнявших соборную площадь. На торжество прибыли архипастыри и пастыри с разных концов необъятной Руси. Богомольцы были не только из близких мест, но и с Кавказа, и из Архангельска, и из Сибири. Одним из самых торжественных и величавых моментов этого вечера была всенародная лития, совершенная около помоста, где совершал бдение епископ Гермоген. Сюда явились из Воскресенского и Успенского соборов две торжественные процессии с великой княгиней Елизаветой Федоровной и архипастырями, многочисленным духовенством и певчими, окруженные целым лесом хоругвей. Присутствие великой княгини вселяло в присутствующих необыкновенные радость и благоговение: « На разукрашенном гирляндами зелени балконе стояла ярко освещаемая лучами солнца, вся в белом Великая Княгиня». Наконец раздалось долгожданное прославление и воскликнули радостные голоса: « Преподобная Мати Анно, моли Бога о нас! » Впечатление получилось громадное – слезы у многих катились из глаз, ощущалось глубокое духовное удовлетворение. В это время из главного алтаря вышли пять архимандритов, два протоиерея и два священника и направились в теплую часть собора, к временной раке со святыми останками благоверной княгини Анны – для приготовления ее к перенесению на уготованное место на катафалке среди холодного собора. Гробница приготовлена: сняты с нее покровы, прикреплены к ней полотенца. Отверзаются царские двери. Сияя золотом облачений, архипастыри во главе с митрополитом Владимиром, архимандриты, протоиереи, священники и диаконы при воцарившейся в храме тишине, молча, длинною лентою проходят в первую часть собора к той же гробнице. Митрополит совершил каждение вокруг временной раки, затем с коленопреклонением прочитал молитву благоверной княгине Анне.

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

Не откажитесь же, досточтимый Тертий Иванович, к вашим многочисленным благодеяниям присоединить еще одно истинно доброе дело. Я приехал бы сам к Вам с этой просьбой, если бы знал в какое время можно найти Вас у себя. Во всяком случае, я желал бы знать, может ли г. Фаворов уповать на ваше предстательство пред г. Товарищем Министра, чтобы я мог утешить его, скорбящего доброй вестью». А вслед за сим я писал г. Фаворову 8-го числа, в ответ на его письмо: «С великим прискорбием прочитал я ваше письмо, проникнутое вашей скорбью, и прочитавши, поспешил обратиться с запиской к Тертию Ивановичу, прося его принять участие в вашем тяжелом положении. Он тотчас же явился ко мне с личным ответом на мою запаску и обещал употребить все старание к исполнению вашего желания относительно перемещения в Киев. Будем ожидать благоприятного результата этого ходатайства. Извещая Вас о сем, с искренним к Вам доброжелательством остаюсь " … 4-го числа писал я в Тверь преосвященному Антонину, в ответ на его письмо от 29-го сентября: «Искренне благодарю Вас за молитвенную о мне память в день моего Ангела. Возвратил я Вам журнал совета вашего братства. Он утвержден мной, но в статье о присвоении училищу наименования Святой Благоверной Княгини Анны Кашинской, слово: святая я очеркнул красным карандашом. Обратите на это внимание. Благоверная княгиня Анна, чтимая местно, не признана еще соборно в лике святых прославленных, и потому ей молебнов не служат, а совершают о ней панихиды. Об этом я имел разговор в Синоде. Великого Князя встретьте в кафедральном соборе так, как установите при взаимном совещании с Афанасием Николаевичем и соборной братией, и при сем благословите Его Высочество св. иконой. О последующем потрудитесь мне написать. В подобных случаях, на будущее время, если не успеете благовременно получить от меня наставления, действуйте по принятому порядку и по совещанию с ближайшими властями и старшими лицами духовенства. Простите, я не успел еще Вас поблагодарить за сообщенные мне подробности о пребывании в Твери Сербского Владыки. Радуюсь за Тверь, что так радушно – по-евангельски приняла она Святителя-Изгнанника. Он и телеграфировал, и писал мне, что весьма доволен сделанным ему в Твери приемом. На его телеграмму из Твери, полученную мной 19-го числа, я рассудил ответить ему письмом; но как я не имел точного сведения, долго ли он пробудет в Твери, – я написал ему в Москву и при письме препроводил к нему свои издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Д. 36. Л. 74а–74а об. Подлинник. Автограф. 34. 31 января 1959 г. Прага, 18/31 января 1959 г. Святт. Афанасия и Кирилла Александрийских Ваше Преосвященство, владыка святый, дорогой наставник и друг, хочу сказать Вам, какую огромную душевную и духовную радость доставляет мне чтение части II отдела 2-го «Святой Руси» – Месяцеслова святых, в земле Русской просиявших, с тропарями и кондаками. Бегло я прочел его уже весь; буду читать снова, чтобы усвоить побольше из того, что мне до сих пор не было известно. «Месяцеслов» в своей совокупности – это великая сокровищница русского православного духа. Слава Вам, собравшему жемчужины ее воедино! Дал бы и мне Бог увидать еще в земной жизни эту сокровищницу напечатанной. Отметил несколько пропусков – но, может быть, они зависят от отсутствия соответствующих данных? – напр[имер], на стр. 171-й (в отличие от всех других подобных случаев) не отмечен год обретения мощей Анны Кашинской. Не знаю, может быть, я высказываю неосуществимое пожелание – но мне хотелось бы, чтобы после каждого тропаря и кондака в скобках и хотя бы «петитом» было указано время его составления и по возможности автор. При наличии таких указаний священные тексты эти еще ярче «заиграли» бы всеми красками нашей церковной истории, лучами истории русского благочестия. Понимаю, что не во всех случаях можно привести такие указания. Но мне кажется, было бы очень хорошо и полезно привести их хотя бы там, где это возможно. Владыка святый! На стр. 2-й о преподобномученике Афанасии, игумене Брестском, по глубокому чувству моему, следовало бы сказать: «пострадал от латынян». Его убийц, по убеждению моему, нельзя назвать «католиками»: в этом слове есть указание на вселенскость, и в данном контексте указание это звучало бы огорчительно. Больше того: если бы и восстановилось молитвенное общение западных христиан с восточными (о чем нужно просить Господа), то и тогда западные останутся для нас Латинской церковью: ведь они и сами настаивают на латыни и в церковной жизни и в богослужении. Пусть нас они называют церковью Греко-Российской, как то и бывало в прошлом: в этом нет ничего для нас обидного. О преподобномученике Афанасии, игумене Брестском, единственно и можно сказать, по огненному убеждению моему: «пострадал от латынян» 525 . Это будет отвечать одновременно: и исторической истине, и стилистическому характеру всех окружающих текстов: в их окружении слово «католики» звучит диссонансом. Огорчило меня то, что преподобномученику нет кондака.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Всюду «монографические» темы и нигде ни одного цельного систематического курса. Это явление, конечно, не случайно, и его причины, мне кажется, довольно просты. Дело в том, что психология систематически проходится в старшем классе французских лицеев (гимназий), и притом, судя по существующим учебникам и программам, проходится очень хорошо. Поэтому читать в университетах цельные курсы этой науки в элементарной или пропедевтической форме уже не представляется нужды. Что же касается систематического изложения психологии в более научном духе, то для этого у французских профессоров не имеется средств. При помощи патологического метода, которым они преимущественно пользуются, можно выяснить не всю совокупность душевной жизни, а лишь некоторые отдельные психологические вопросы. Такими вопросами французские психологи и занимаются. Но за всем тем патологический метод, конечно, чрезвычайно важен и услуги, оказанные им психологии, очень велики. Поэтому в Париже едва ли может быть что-нибудь более поучительное для психолога, чем курсы знаменитых французских психиатров и невропатологов. Эти курсы читаются в госпиталях и их бывает по нескольку в каждый семестр. Таковы, наприм., лекции Реймонда и Дежерина в Сальпетриере, Маньяна и Жоффруа в убежище св. Анны, Бабинского в Pitié и др. Почти все эти курсы имеют клинический характер, т. е. соединяются с демонстрацией больных. Из психиатрических курсов, —157— читанных в весенний семестр прошлого учебного года, особенного внимания с психологической точки зрения заслуживал курс преемника Шарко, профессора Реймона, об истерии. Слушатели этого курса не только имели возможность познакомиться с современным состоянием вопроса об этой сложной и загадочной душевной болезни, но и могли видеть некоторые редкие формы истерических психозов, вплоть до остатков «старой гвардии» Шарко. Вышеупомянутый курс Пьера Жанэ в Collège de France о психастении в сущности имел также психиатрический характер; он только не сопровождался демонстрацией больных. Заменою таких демонстраций служили для меня консультации Жанэ в Сальпетриере.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слава. И ныне. Бог‹ородичен›. Солнце разумное возсия от пречистыя твоея утробы, от негоже вся тварь видимая и невидимая просветися и терние греховное искоренися. Тем и мы, убозии и недостойнии раби твои, молим тя, да избудем тины греховныя и да получим милость в день страшнаго пришествия его твоими матерними к нему молитвами. Степенна антифон 4-го гласа. Прок‹имен› и Еваггелие преподобным женам. По 50-м псалме стихира, глас 6. Тебе ходатаицу и молитвенницу благоприятну имамы к Богу, преподобная мати великая княгиня Анно. Ты бо молиши за благовернаго царя нашего и великаго князя Алексея и за вся православныя люди, яко да избавимся от бед, и скорбей, и от всякаго навета вражия. Тем спрославляем твою святую и честную память и восхваляем тя, блаженную в женах, не престаи моли о душах наших. Преподобием канона два на 8. Глас 3, емуже краегранесие 3478 сицево: Достойно похвалити великую княгиню. Песнь 1. Ирмос: Иже воды древле. Даждь ми, Господи, разумение, да достолепно воспою и возпрославлю благоугождшую ти предбывшую сию великую княгиню-инокиню Анну, и возопию тебе, Христу моему, яко прославися. О тебе, блаженная мати Анно, хощу ныне язык подвигнути и слово простерти, споспеши ми, недостойному, молитвами твоими яже к Богу, да достойне воспою тя и воспою Господеви моему, яко прославися. Со младых ноготь своих страх Божий имела еси в сердцы своем, блаженная, егоже до конца содержащи, укрепляема божественою благодатию, тем и душю свою спасла еси, выну поющи Христу, яко прославися. Бого‹родичен›. Ты, от всех родов произбранная девице, Пречистая Владычице, тобою весь мир обновися и весь род человечь от льсти дияволя свободися и возопи ко Христу, яко прославися. 2 творец. Глас 5. Ирмос: Спасителю Богу в мори люди. Агнче Божий Слове, даждь ми слово, недостойному рабу своему, да возмогу воспети, в память обретения мощей преподобныя Анны торжество взывая, того единаго воспоем, яко прославися. Безвестная и тайная последнему роду нашему явленны Быша честныя мощи твоя, блаженная Анно, к нимже прикасающеся, освящение приемлюще и Господеви зовуще, того единаго воспоем, яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 к., имеют за себя оправдательные документы и вполне соответствуют записям приобретённых книг в инвентарном каталоге библиотеки. 2) Отчёт г. библиотекаря Академии за 1911–1912 академический год стоит в точном соответствии с фактическим составом библиотеки и наличным состоянием библиотечного хозяйства. 3) При опытах проверки книжного состава библиотеки оказалось, что все затребованные книги или стоят на местах, или значатся по карточкам выданными тому или иному лицу, имеющему право на пользование библиотекой. На всех книгах имеются полок и печать библиотеки Академии. 4) Выдача и обратный приём книг производится библиотекой в точном соответствии с установленными правилами. В частности, г. библиотекарем принимаются своевременные меры к проверке книг, находящихся на руках г.г. профессоров». Определили: Принять к сведению. XI. Отношения: а) Императорской Публичной Библиотеки, от 22 ноября за 2709 и 2721, с уведомлением о получении книг, возвращённых Советом Академии при отношениях от 9 и 15 ноября с./г. за 611 и 629. б) Императорского Московского и Румянцевского Музея, от 29 ноября за 1539, с уведомлением о получении возвращённого Советом Академии рукописного сборника архимандрита Вассиана под 1257. в) Совет Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, от 11 ноября за 1809 и 19 ноября за 1844, с препровождением на трёхмесячный срок: 1) журнала Jewisch Quartery Review за 1890 г. 2, 3, 4 —582— и 9 (для занятий профессорского стипендиата Н. Кочанова); 2) рукописей Софийской библиотеки под 1385, 1365 и 1359 (для занятий доцента Н.Л. Туницкого); 3) рукопись под заглавием: «Записка о чевствовании Св. Анны Кашинской (для занятия студента IV курса Н. Синева). д) Императорской Публичной Библиотеки, от 16 и 30 ноября за 2665 и 2848, с препровождением на трёхмесячный срок: 1) книг – G. Parthey. Plutarch ber Jsis und Osiris Abhandlungen der Kgl, Preussischen и Akademie der Wissenschaften. 1914 (для занятий экстраординарного профессора Д. И. Введенского ) и 2) рукописи 1286 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

кн. Шервашидзе фотографические снимки дамского кружка Распутина, а когда Вырубова об этом узнала, старался убедить ее, что сделал это «движимый самыми лучшими побуждениями своего уважения и преданности к ней и к Распутину, чтобы вдовствующей Императрице, никогда не видевшей Распутина и имевшей о нем превратное мнение... показать его изображение, его одухотворенные неземные глаза и отношение к нему со стороны окружавших, близких к нему людей, свидетельствующее об их вере в него, как в исключительного, не от мира сего человека». Был знаком Андронников с в. кн. Александром Мих., у Конст. Конст. был почти «своим» человеком: в дневнике в. кн. Конст. Конст. за 1916г. под 20 июля можно, между прочим, прочесть: «С женой и Олей (т.е. греческой королевой) приняли кн. Андронникова: он видит все в черном свете, полагая, что революция идет быстрыми шагами, и что в августе династию выгонят вон, если не хуже. Настаивает, что кому-нибудь из нас надо известить Государя о грозящей опасности. Но разве это поможет?» Умел Андронников оказывать и непосредственные услуги министрам. Горемыкина совершенно не удовлетворяли конфеты, которых он не ел – с некоторым негодованием подчеркнул это старик при допросе в Чр. Сл. Ком. При содействии все того же Белецкого к юбилею председателя Совета министров Андронников выпустил брошюру с дифирамбами премьеру, состоя в то же время негласным «докладчиком» при политическом противнике Горемыкина – Коковцеве. Услуги не всегда были удачны. Андронников сам в этом признавался. В своем журнале «по простоте душевной» он поместил продиктованные ему Штюрмером сведения о происхождении последнего «от женской линии» св. Анны Кашинской и был «жестоко высмеян при Дворе за эту Анну Кашинскую». Не всегда было ладно с министрами – блюститель «правды» и «справедливости» шел ведь против «карьеристов». Он «лютую ненависть» питал к Столыпину и Кривошеину и не только к ним. Князь не был обидчив, но был мстителен. Обидчивым нельзя было быть при ремесле, которым занимался закулисный осведомитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Сея убо преподобныя отечество град Кашин. Дщи бяше благородных и благочестивых родителей от славных боляр. И добре има воспитана бывши во страсе Господни и наказана Того пресвятыя заповеди творити; научена же бывши и божественному писанию. И добре поучашеся страху Господню и от того поучения возгарашеся на любовь Божию. Не взираше бо на красоту века сего, яко прелесть бе; ниже уклоняшеся к сладости пищи и покоя, но пища бе ей молитва непрестанная, и желание ненасытно к Богу; ниже честь и слава возбрани когда ей от любве Божия; но присно прилежаше благим делом, како бы угодити Богу, и на Того пресвятую волю полагаше упование свое. И весьма поучашеся в законе Господни. И яко древо происходящих вод напояемо бяше божественных словес поучением; и от того навыче духовного веселия. Моляшеся часто Господеви, яко да не лишит ю небесного Своего чертога, но да сотворит о ней, якоже волит пресвятая воля Его. Нищим же и убогим довольну подаваше милостыню. И присно цветущи ей благими делы, в таковой юности и чести и славе и во всяком покои подвизающуся на божественную ревность. Егда же прииде в совершенный возраст, подобна на сочетание брака, обручиша ю великому князю Михаилу Ярославичу, иже тогда ему господствующу во граде Твери. Такоже и той благоверный князь Михаил вельми благочестив и боголюбезен смирением и кротостию, и благотворением к нищим и к странным попремногу преспевая, иже последи скончася мученическим подвигом и венцом увязеся мучения от вседержительныя руки, якоже напреди пошед слово явить о сем. Живущима же има во благочестии и в законе Господни, поучающеся день и нощь, и преспевающе красотою делания своего, еже к нищим и ко убогим нищепитательством, и к странным, и к больным, якоже и древле Авраам праведный, и, по Иову терпеливому, всем всяка быста: нога хромым и око слепым. Вельми же любяста священнический чин, яко Божия слуги, и яко слово воздати хотяще ο данней им благодати. И попремногу почитаста иноков, яко присных Божиих заповедей делателей. Не зряще бо на красоту века сего суетного, яко прелесть бе и скоро преходит, и яко сень мимо течет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010