В число целей и задач предварительного обыска входило, как мы видели, еще свидетельствование мощей. Но прежде, чем говорить о последнем, мы должны решить вопрос: составляло ли в этот период нетление мощей того или другого святого такое же необходимое условие для канонизации, каким были чудеса? Факты канонизации этого времени позволяют нам дать отрицательный ответ на этот вопрос. Что действительно нетление мощей не было в это время условием, необходимым для церковного прославления святых, это положение легко доказать фактами. Присматриваясь в последним, мы видим, что многие святые этого периода были канонизованы задолго до открытия их мощей. Таковы, напр., преп. Маварий Желтоводский 524 , преп. Евфросиния Суздальская (мощи ее обретены в 1698 году); мощи же некоторых святых, как, напр., преп. Антония Сийского, Иосифа Волоцкого и Корнилия Комельского и совсем не были открыты 525 . Мощи же других святых, хотя и были открыты, но канонизация их последовала много спустя после этого открытия. Так, напр., мощи Авнежских чудотворцев Григория и Кассиана были открыты в 1524 году, но установить праздник в честь их или канонизовать их решено было только в 1560 году. Кроме того, из конца этого периода имеем ясное свидетельство, которое говорит, что нетление мощей не было в числе условий, необходимых для совершения канонизации. Так, собор 1678 года, созванный по делу о канонизации княгини Кашинской Анны, рассуждая об основаниях для ее канонизации, между прочим, говорит: „понеже жития вел. княгини Анны известного отдревле писаного не обретохом и слагати ей тропари и кондаки и канона непочему и того ради и ко святым в церкви поемым вычислити не дерзахом, понеже и прежним архиереем и великим князем и княгиням и преподобно жившим отцем аще и мощи их целы обаче чрез толикая лета тропари, кондаки и каноны им не составишася, и во имя их церкви не созидахуся, прежним архиерейским собором не дерзающим и не повелевавшим» и проч., и дальше перечисляются те святые, чьи нетленные мощи, хотя и почивают нетленными, но которым Церковь празднований, однако, не установила. Так, напр., «по явлени и чудодеянии вел. кн. Даниила Александровича, повелеша пети по нем панихиды и литургия служити, точно также Печерские иноки: Дамиан, Иеремия, Исаакий, Алимпий, Агапит, Марк, Кукша, Пимен, Никола

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но во Владимирском храме было весьма много и других святынь, заключающихся в частицах мощей святых угодников Божиих, подаренных, храму с иконами с изображениями этих святых, с крестами. Это хранилось у дарителей как семейная святыня. Части мощей угодников Божиих находились: в образе, в котором были вложены пять св. крестов и складной кипарисный обложенный серебряной рамкой маленький образ с частицами св. мощей следующих угодников Божиих, лики которых изображены на сем образе: св. Предтечи Иоанна, св. апостола Андрея Первозванного, св. апостола Павла, свят. Христовых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Святых благоверных князей Александра Невского, Михаила Черниговского, благоверных княгинь Ольги Российския и Анны Кашинския, преп. Лазаря писца, св. муч. Ефимии всехвальныя. (Наполях дела 238 карандашом написано следующее: «В нашествие монголов мощи Ольги погибли или сокрыты неизвестно куда...» - Б.Р.) Святителей Христовых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Арсения Тверского, св. муч. Нестора и преп. Афанасия Афонского. Святых муч. Антония и Савватия, преп. отец Григория Двоеслова папы Римского, Григория Нисского, Филарета Милостивого, Евфимия Великого, Сергия игумена Радонежского, Арсения Великого и Николы святоши, кн. Черниговского. Святых влмч.: Федора Стратилата, Иакова Персиянина, Никиты. Свмч. Иоанна воина, Нестора, св. преп. Лукиана, пресвитера Антиохийского, и св. блаженного Иакова, Боровицкого Чудотворца. В подножьи крестов вложены в особо устроенных местах св. мощи угодников Божьих: преп. Нила Столобенского, Сергия игумена Радонежского, Сильвестра папы Римского, Симеона Сербского мироточивого, Ионы Пресвитера, Илариона Нового, свмч. Архидиакона Евпла, св. вел. муч. Варвары, св. вел. муч. Екатерины; преп. отец: Пимена Печерского, Варлаама Хутынского, Петра Афонского, Онуфрия Великого, Тита Чудотворца, св. Иоанна патриарха Александрийского милостивого, преп. Никона Печерского, Сухаго, преп. Исаакия Далматского.

http://sobory.ru/article/?object=34502

И вот он с матушкой 246 поселился сначала в полуподвальном помещении корпуса, на 2–м этаже которого размещалась вел. кн. Елизавета Федоровна, а вскоре переселился на 1–й этаж другого корпуса, где наверху была квартира о. Митрофана и где размещалась воскресная школа (по словам Л.Б. Максимовой). 28 мая 1917 года (ст. ст.) здесь у отца Вениамина родилась девочка, в судьбе которой Елизавета Федоровна приняла живейшее участие. Она решила стать ее крестной матерью, во–вторых, убедила о. Вениамина назвать ее Анной 247 – в честь незадолго до этого прославленной Анны Кашинской. Вскоре она подарила им большую красиво оформленную корзину детского белья для младенца. По воскресным и праздничным дням она брала девочку на руки и подносила к Причастию, а потом отдавала ее в руки служительниц приюта, которые относили ее на квартиру батюшки. Года через два–три Аннушка стала всеобщей любимицей, особенно – о. Митрофана, которого она любила встречать на дорожке, ведущей из их дома в больничную церковь , где по будням тот служил. «Мой пирожок», – шутил он, поднимая ее на руки. Но вскоре наступили страшные дни. Елизавету Федоровну на Пасху 1918 г., на 3 или 4 день, вместе с преданной ей сестрой Варварой арестовали и увезли. Во главе обители оказалась ее заместительница Валентина Сергеевна, уже старушка, 248 вероятно, из дворянок, поскольку она стала заниматься с Анной французским языком, когда ребенку было только три–четыре года. Когда девочке было около десяти лет, то храмы этой обители закрыли и о. Вениамину пришлось перейти в расположенный неподалеку храм Святителя Николая в «Пыжах» (теперь Б. Ордынка, д. 27–а), где настоятелем тогда был о. Николай Концевич (1885–1959), 249 а для семьи ему удалось снять квартиру в частном домике в районе Нескучного сада (близ Воробьевых гор). Оттуда на 7–м номере трамвая, что шел по Б. Калужской улице, о. Вениамин добирался до Калужской площади и далее пешком до храма. Здесь в Пыжах он дослужил до осени 1929 года, до той памятной ночи с 28 на 29 октября (накануне дня его рождения – 30 октября, что особенно врезалось в память Анны), когда его арестовали и бросили в мрачные камеры Бутырской тюрьмы, где продержали, вероятно, около 3–х месяцев (как она полагает). 250

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Раскольники, приемлющие австрийское священство, не особенно давно заявили, что обрели мощи свв. мучч. Дады, Гаведдая и Каздои; но эти мощи, по тщательном исследовании, оказались черкесскими трупами. 30. Свм. Григория арм. (335); мц. Рипсимии, Гаиании, п. Григория вологодск., Михаила, перв. митр. киевск., Михаила тверск. Октябрь 1. Покров Пресвятой Богородицы. Ап. Анании; мч. Домнина, примч. Михаила: преп.: Романа, Саввы вишерского. Ныне празднуемое событие ясно показывает почему общественная молитва в храме имеет великое значение: во время ее Сама Матерь Божия «с лики святых за ны молится Богу» и просит Его избавить нас от напастей и бед. Здесь же находится ясное свидетельство той истины, как важно для спасения нашего ходатайство Божией Матери и Святых, которых сектанты не хотят ни почитать, пи призывать в молитвах своих. Св. ап. Анания, не будучи священником, крестил ап. Павла, но потому, что получил на это власть от Бога (2 пр. свв. апп. Петра и Павла в Корм. л. 30). 2.      Свящ.-муч. Киприана; мц. Иустины; мч. Феоктиста; св. Андрея юрод.; благов, вел. кн. Анны кашинской; прп. Кассиана угличского; мч. Давида и Константина. 3.      Сещ.-м. Дионисия ареопагита ; муч. Рустика, Елевферия, прп. Иоанна хозевита, Исихия. 4.      Свм. Иерофея; мм. Петра, Давикта, Гаия, Фавста, Евсевия, Херимона; мц,.: Домнины, Виринеи (Вероники), Проскудии и Каллисфении; прп. Аммона и Павла; обр. мощ. свт. Гурия и Варсонофия; св. кн. Владимира новгородск.; св. Стефана. Свв. Гурий († 1503 Г.) и Варсонофий († 1576 г.), считали столь необыкновенным присутствовать за богослужением в храме Божием, что в старости, будучи не в состоянии ни ходить в храм, ни стоять на ногах, просили учеников своих свезти или снести в храм и там, сидя или лежа, слушали божественную службу. Пусть наши сектанты убедятся, как древнерусские предки наши, св. угодники Божии, почитали храм Божий и дорожили церковным богослужением! 5. Св.: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, митр, московских; мц. Харитины, Мамельхфы, свм. Дионисия; п.: Дамиана, Иеремии, Матфея и Харитины; Григория (груз. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

прп. Герасима Болдинского свв. Константина, Ирины, Михаила, Феодора Муромских прав. Петра Великодворского сщисп. Афанасия (Сахарова), Ковровского прп. Стефана Махрищского св. Варлаама Махрищского, еп. Суздальского и Тарусского сщисп. Георгия (Коссова) прп. исповедника Иоанна, Оленевского чуд. прав. Софии, кн. Слуцкой прп. Евфросинии Полоцкой блгв. кн. Анны Кашинской прп. Ионы Киевского свт. Луки Симферопольского прписп. Сергия (Сребрянского) свт. Иоанна Сан-Францисского сщмч. Феодосия, еп. Коломенского прав. Иоанна Кормянского прп. вел. кн. Анастасии Киевской свт. Митрофана Воронежского прп. Соломонии-Софии Суздальской прп. Макария Калязинского преподобные Киево-Печерские (82 частицы) Еще одна святыня – ковчег с золотом, ладаном и смирной, привезенный из Вифлеема и освященный на Дарах Волхвов на Афоне. Престольные праздники [ править править код ] Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Иконы Тихвинской Божией Матери — 9 июля Воскресение Словущее — 26 сентября Монастырские праздники Рождество Христово - 7 января Балыкинской ик. Божией Матери – 13 июля Прп. Марона – 27 февраля День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Вмч. Пантелеимона – 9 августа Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Возвращение святыни в самом центре города. Как добраться [ править править код ] Автобус Трамвай (от ж/д вокзала) Маршрутное такси Адрес Орел, ул.1-я Курская, д.92 Паломнику [ править править код ] Монастырь открыт с 7:30 до 20:00. Храмы открыты только во время богослужений. Утренние и вечерние богослужения совершаются ежедневно. Каждую неделю читаются акафисты Воскресенье, 16:45, акафист “Всемогущему Богу в нашествии печали” Среда, 16:45, акафист перед чудотворной иконой Божией Матери Балыкинской, молебен о болящих и страждущих. Четверг, 16:45, акафист пред Тихвинской иконой Божией Матери С 8.00 до 18.00 открыта иконная лавка-часовня (на углу монастыря с внешней стороны), в которой вы можете помолиться и поставить свечи, купить церковную утварь и литературу, заказать требы и написать записки о здравии и о упокоении.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_Орл...

51, «О тайне супружества») и «Книгу о священстве» свт. Иоанна Златоуста (Львов, 1614) (для гл. 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сент. 1651 г., не был утвержден и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубл. в июне 1653). В Патриаршество И. были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи неск. угодников Божиих, основаны монастыри. И. благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей св. Артемия Веркольского ), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича И. поручил Серапиону , архиеп. Суздальскому и Тарусскому, собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божией Матери , явившейся в Суздальском у. в часовне на пустоши Осовицы. 29 сент. 1649 г. царским указом установлено 22 окт. праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (ААЭ. Т. 4. С. 61, 40). Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского мон-ря были обретены мощи основателя обители прп. Геннадия Костромского и Любимоградского, о чем составили повесть, включившую описание 2 чудес. В том же году по благословению И. состоялась общецерковная канонизация прп. Геннадия. 22 янв. 1645 г. в присутствии И. и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей вел. кн. св. Георгия Всеволодовича , к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства И. серебряную позолоченную раку в центре собора, у юж. столпа. По заказу И. в 1647-1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина женского монастыря , в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест. В окружении И. в связи с перенесением мощей кн. Георгия Всеволодовича написано повествование о кончине кн. мч. Владимира Георгиевича , помещенное над гробницей князя во владимирском Успенском соборе. Тогда же составлен «Лист над гробом Всеволода и Мстислава Георгиевичев», содержащий сведения о гибели князей. Текст вошел в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции, хранившийся в кон. XVII в. в Успенском соборе. 7 нояб. 1648 г. были свидетельствованы мощи прп. Кирилла Новоезерского, в 1651 г. для них прислана из Москвы серебряная рака. В 1649 г. по указу царя и по благословению патриарха открыты мощи св. кнг. Анны Кашинской , в следующем году перенесенные из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор в присутствии царской семьи. 19 янв. 1652 г. в присутствии царя и И. состоялось торжественное открытие мощей прп. Саввы Сторожевского.

http://pravenc.ru/text/578453.html

Полякова «в память чудесного спасения Государя Императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1864 года» и заключены в позолоченные рамы ( Ставровский. 1906. С. 288). Выбор святых определялся, вероятно, тем, что у имп. Александра II св. Александр Невский был небесным покровителем, прп. Зосима Соловецкий - «родильным святым». Возможно, вместо прп. Зосимы Соловецкого изображен прп. Зосима Палестинский или прп. Зосима Ворбозомский, чья память, как и память прп. Иосифа Песнописца (или Киево-Печерского Многоболезненного) - небесного покровителя Осипа Комиссарова, отведшего руку убийцы от императора,- приходится на 4 апр., день покушения на императора и его чудесного спасения; престолы Адмиралтейского собора были освящены во имя свт. Спиридона Тримифунтского и И. На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (1911, ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в Исаакиевский собор, И. представлен в среднике слева от прп. Анны Кашинской. Его иконография, включающая в т. ч. изображение храма на свитке, повторяет икону работы Неффа. В верхней части изображена Тихвинская икона Божией Матери, к-рая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Вкладная надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения Исаакиевского собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Фигуры др. святых, очевидно, связаны с пожеланием заказчика изобразить небесных покровителей своей семьи (Религ. Петербург. 2004. С. 253. Ил. 438). В собрании Музея-квартиры П. Д. Корина (филиал ГТГ) находится уникальная житийная икона И. романовских писем (1833, иконописец Максим Архиповский), созданная, согласно надписи на ней, «по усердию романов-борисоглебского первой гильдии купца Александра Ивановича Трутнева». Икона закрыта серебряным позолоченным чеканным окладом.

http://pravenc.ru/text/674786.html

11. Св. ап. Варфоломея и Варнавы; п. Варнавы ветлужск.; Ефрема и Аркадия новоторжск. 12. Преп. Онуфрия вел., Петра афонского и Арсения коневск. свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона, Феофила, п. Онуфрия мальск., Онуфрия и Авксентия вологодск.; Вассиана и Ионы (обр. мощ. 5 июня 1599) пертоминск.; Стефана комельск.; св. Анны кашинск. (откр. мощ. 1909 год.). О пр. Петре Афонском († 734 г.) раскольники-безпоповцы говорят то же, что и о пр. Феофане Антиохийском; см. выше под 10 числ. июня. В житии этого угодника Божия повествуется также, что он, будучи в мирском звании воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполняв данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтоб он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Предтечей находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним Симеон Богоприимец и святитель Николай, разрешили его от уз и увели не только из темницы, но и из земли неприятельской. 13. Мц. Анилины, св. Трифиллия, еп. Левкусии кипрския; мц. Антонины, пр. Анны и сына ее Иоанна; Андроника моск., Саввы. 14. Св. прор. Елисея, св. Мефодия, патр. константинограда; Мефодия пешношск., кн. Мстислава (Георгия), п. Елисея сумск. От прикосновения к мощам св. прор. Елисея мертвый воскрес (4 Дар. 13, 21); значит, мощи святых имеют чудодейственную силу и достойны почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

браиловского, наместника белокриницкой митрополии, Пафнутия, еп. коломенского, Иоасафа, иеромонаха Белокриницкого мон. и других. Событие это произвело сильное впечатление на поповцев. Вскоре присоединились еще два епископа и несколько других духовных лиц. Наиболее же крупным событием был переход в единоверие видного безпоповца инока Павла, именуемого Прусским по месту его деятельности. Родился он в 1821 г. в Сызрани; был последователем федосеевства. Внимательное изучение раскола мало-по-малу убедило его в неистинности такового. Особенно останавливал его внимание вопрос о Церкви. Он понял ея значение и то, что истинной является только грекороссийская Церковь . Такие мысли он стал распространять между старообрядцами еще ранее своего открытого присоединения к Церкви. В разных местах, куда наезжал, он вступал в собеседования с известными начетчиками, которые не могли опровергнуть его доказательств. Более дальновидные старообрядцы предсказывали, что сей инок уйдет в «великороссийскую церковь ». Но все же впечатление от перехода его в 1868 г. в единоверие было в кругах безпоповцев огромно. «Если бы», признавались они, «это во сне приснилось, и тогда напугало бы. Пускай бы кто любил роскошно жить, и сладкую пищу есть, и хорошо наряжаться, и случилось бы с ними такое событие, – это было бы не диво. Но разве отец Павел такой человек? Как же и отчего случилось с ним такое событие?» Для безпоповцев отрыв о. Павла был большим ударом, для истинной же Церкви его присоединение к единоверию явилось большим приобретением. «Павел был самоучка, знал великолепно древне-русскую и свято-отеческую литературу, писал легко, просто и доказательно опровергал все пункты учения раскола. Он написал много сочинений, большая часть которых вышла несколькими изданиями, сделанными Св. Снодом». («Полный Прав. Бог. Энц. Сл.»). 21 июля 1649 г. состоялось обретение мощей княгини Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского, замученного в Орде в 1319 г. 12 июня 1650 г. мощи святой были перенесены, в присутствии царя Алексея Михайловича, в кашинский Вознесенский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

1907 . Новый шах Персии Али-Магомети. Отречение Корейского императора от престола в пользу сына. Протекторат Японии над Кореей. Заключение конвенции между Россией и Англией с целию урегулировать вопросы, касающиеся Персии, Афганистана и Тибета. Наводнение во Франции. Правила для церковно-учительских школ. Празднование 1500-летия со для кончина св. Иоанна Златоуста . Вступление на шведский престол Густава V. Кончила Е. П. Победоносцева. 1908 . Новый король Испании Дон Мануэль II. Злодейское убийство архиеп. Никона, экзарха Грузии. Правила об устройстве внутренней миссии православной русской Церкви. Всероссийский миссионерский съезд в Киеве. Всероссийская выставка в С.-Петербурге пчеловодства с отделами садоводства и огородничества. Правила для второклассной школы. Анексия Боснии и Герцеговины Австрией. Провозглашение независимости Болгарии. Кончина Великого Князя Алексия Александровича. Смерть китайского императора. Избрание правителем Китая принца Чун, отца малолетнего наследника престола Суен-Тонга. Землетрясение вт. южной Италии и гибель г. Мессины. Кончина о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). 1909 . Кончина Великого Князя Владимира Александровича. Открытие памятника Александру III в С.-Петербурге. Всероссийская цер.-школьная выставка. Введение в духовных семинариях преподавания обличения социализма. Избрание президентом Североамериканских Соединенных Штатов Тафта. Восстановление церковного почитания благоверной Вел. Кн. Анны Кашинской. Избрание на турецкий престол Магомета V. Учреждение серебряной медали в память 25-летия церковных школ. Холера в С.-Петербурге. Определение Св. Синода о воспрещении в учебных заведениях увеселений в канун воскресных и праздничных дней. Торжественное празднование в Полтаве в присутствии Их Императорских Величеств 200-лехия Полтавской битвы. Новый шах Персии Ахмет-Мирза. Монашеский съезд в Троице-Сергиевой лавре. Съезд в С.-Петербурге законоучителей светских среднеучебных заведений. Открытие памятника первопечатнику диакону Ивану Феодорову в Москве. Торжественное освящение памятника известному филантропу, доктору Гаазу, в Москве. Съезд единоверцев в Москве. Открытие в Москве деятельности общества пропаганды мира. 200-летие со дня блаженной кончины святит. Димитрия Ростовского . Кончина Великого Князя Михаила Николаевича. Смерть короля Бельгийского Леопольда II. Новый король Бельгийский Альберх I. Открытие Университета в г. Саратове. Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010