Настоятель Благовещенского Нижегородского мужского монастыря архимандрит Александр (Лукин), ответственный за работу с монастырями Нижегородской епархии , сообщил, что 22-23 ноября с.г. в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре и Успенском мужском монастыре Саровская пустынь состоялось межрегиональное совещание монашествующих Нижегородской , Мордовской и Чувашской митрополий, собравшее более 100 монашествующих, на котором обсуждались насущные вопросы монашеской жизни, в т.ч. использование монашествующими современных технологий. Отец архимандрит отметил, что подобные собрания в монастырях Нижегородской епархии являются ежегодными, подчеркнул важность монашеского общения и выразил надежду на проведение подобных встреч в дальнейшем. Председатель отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии иеромонах Иаков (Степкин) сообщил, что 19 ноября с.г. в Старицком Успенском мужском монастыре в рамках VI Фаддеевских образовательных чтений состоялась конференция монашествующих Тверской епархии по направлению «Древние монашеские традиции в условиях современности». Работа конференции была посвящена теме «Молодежь: свобода и ответственность», 700-летию преставления св. блгв. вел. князя Михаила Тверского и 650-летию преставления св. блгв. вел. княгини и инокини Анны Кашинской, духовных покровителей Тверской земли. Виленско-Литовскую епархию на совещании представлял настоятель единственного мужского в Литве Свято-Духова монастыря г. Вильнюса игумен Антоний (Гуринович). Докладчик сообщил, что в епархии существует также Мариинский Виленский женский монастырь, в котором монашеская жизнь возобновилась два года назад. В каждом из монастырей подвизается по 12 монашествующих. В настоящее время возрождается скит женской обители. Докладчик рассказал об истории монастыря, поделился трудностями в жизни обители, связанными с вхождением Литвы в состав Евросоюза, и выразил надежду на их преодоление. О наиболее значимых направлениях работы пресс-службы Синодального отдела по монастырям и монашеству рассказал участникам собрания пресс-секретарь Отдела архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

http://patriarchia.ru/db/text/5321400.ht...

Ваш недостойный Д. Огицкий. Жировицы, 29 декабря 1960 Д. 44. Л. 95–95 об. Подлинник. Автограф. Опубл.: ЖМП. 1997. 7. С. 69. 32. 14 марта 1961 г. Ваше Преосвященство, дорогой мой Владыко! Месяца полтора тому назад один мой знакомый, священно-инок, направлявшийся в Москву, по моей просьбе хотел навестить Вас и передать Вам мое письмо. В Москве он побывал, но до Вас не доехал и вернулся, не исполнив моей просьбы. Я, конечно, не теряю надежды на личную встречу с Вами. Но вот уже скоро кончатся два месяца, как я болею и почти никуда не выхожу. Началось с плеврита, а сейчас у меня, по непонятным для меня причинам, держится температура – до 37° и немного более. На работу хожу, т. к. это в одном помещении. К новой обстановке привык. Но что день грядущий нам готовит – трудно сказать. Теперь у меня больше свободного времени, и, если только Бог даст здоровье, обязательно после Пасхи навещу Вас. Немного соскучился, и очень хотелось бы повидать Вас. Господь да хранит Вас! С любовью лобызаю святительскую десницу Вашу. Ваш недостойный Д. Огицкий. 14.III–1961 P. S. Какие досадные промахи в календарях на этот год! В Вел[икую] пятницу указан «строгий пост» и в настольном, и в стенном календаре. А ведь в этом году в этот день, ради Благовещения, даже в монастырях – разрешение вина и елея. В этот же день на Страстях указан полиелей и «Архангельский глас». Это при «строгом " -то посте! Видно, для нас всякие настольные руководства и соображения опытных протоиереев авторитетнее Типикона. Восхищаюсь иконописными трудами Вашей знакомой, ее редким талантом. Но вот маленький ляпсус. В одном из календарей (у меня его сейчас нет под руками) на изображении, кажется, Анны Кашинской – надпись γιος 115 , т. е. муж[ской] род вместо женского (γα) 116 . Господь да хранит Вас в добром здравии, дорогой мой Владыко! Ваш Д[имитрий] О[гицкий]. Д. 46. Л. 105–105 об. Подлинник. Автограф. 33. 3 апреля 1961 г. Христос воскресе! Сердечно поздравляю Вас, Ваше Преосвященство, высокочтимый и дорогой мой Владыко, с Светлым Праздником Воскресения Христова. Желаю Вам встретить святые дни в добром здоровье, мире душевном и светлой радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Теперь никто из священнослужителей не должен был изображать Иуду, предателя Христа, что в глазах общества унижало достоинство служителя Церкви. В 1677–1678 гг. патриарх Иоаким вместе с Собором рассматривал дело об освидетельствовании мощей св. блгв. вел. кнг. Анны Кашинской, в результате чего постановлено было упразднить ее почитание как святой . Борьба со старообрядчеством, как уже отмечалось, стала одним из важнейших направлений церковной политики. И, помимо подготовки соборных решений, патриарх Иоаким выступил с целым рядом сочинений по этой актуальной проблеме. Им были написаны «Извещение чудесе о сложении триех перстов в знамение креста на челе» (1677), «Слово увещательное к раскольникам о соединении их к православной св. Церкви», «Слово на суздальскаго рождественскаго попа Никиту Пустосвята» (1682), «Слово поучительное и благодарственное ко Господу Богу за Его великую милость, яко благоволил чудесным Промыслом избавить Церковь Свою святую от тоя отступников и злых наветников» (1682), «Поучение иереом и поучение от иереов к людем, чтобы не пети бесовских песен, не творити игр, не ходити к волхвам и не призывати их в домы», поучение о нашествии варваров (1677), «Поучительное Слово, чтенное на Соборе всему священному чину царствующаго града Москвы в лето 7198 месяца иануария» (1690), «Поучение всем повсюду и коемуждо особно пребывающим, всякаго чина и возраста, мужеска полу и женска, православным христианом, возлюбленным во Святом Дусе чадом святыя и апостольския Церкве» . Ранее приписываемый ему «Увет духовный» считается теперь сочинением архиепископа Афанасия Холмогорского, но и это произведение тесно связано с действиями патриарха по преодолению последствий восстания лета 1682 г., а название другого антистарообрядческого произведения архиепископа Афанасия — «Щит веры» было дано патриархом Иоакимом . В том же русле были составленны патриархом Иоакимом богослужебные сочинения: чин поставления священника (подготовленный к печати в 1679 г., но не изданный), чин поставления архиепископа (1682), чин мироварения (1683) и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/436206/

Е. Ф. участвовала в праздниках прославления Божиих угодников, таких как прп. Серафим , игум. Саровский, сщмч. Ермоген , и в торжествах, связанных с вторичным обретением мощей кнг. блгв. Анны Кашинской . В письме Николаю II Е. Ф. назвала дни, проведенные в 1909 г. в Кашине, «идеальным повторением Сарова» (ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 1254). Е. Ф. постигала смысл «духовного учительства» через паломничество и в процессе чтения житийной и святоотеческой лит-ры, а также в беседах со схиархим. Гавриилом (Зыряновым) , священниками Алексием и Германом Зосимовскими, схиигум. исп. Фамарью (Марджановой) , оптинскими старцами иеромонахами преподобными Нектарием (Тихоновым) и Анатолием (Потаповым) . Паломничество Е. Ф. в мон-ри Урала было прервано первой мировой войной. В Москве Е. Ф. организовала Комитет по оказанию благотворительной помощи семьям лиц, призванных на войну. В Марфо-Мариинской обители был открыт госпиталь. В дни войны Е. Ф. возглавляла десятки учреждений в качестве попечителя либо председателя. 29 июля 1914 г. на заседании комитета, состоявшемся в доме Е. Ф. в Марфо-Мариинской обители, было принято решение об открытии постоянного координирующего органа (канцелярии комитета) и о начале приема денежных и вещевых пожертвований, а также об учреждении «Еженедельника», в к-ром будут освещаться все эти вопросы. Одна из главных задач комитета состояла в обеспечении работой жен солдат, призванных на войну. Под мастерские были отданы дома генерал-губернатора, Российского благородного собрания и Старогостиный двор. Семьям воинов также оказывалась сельскохозяйственная помощь, дети лиц, призванных на войну, обеспечивались всем необходимым. 27 сент. 1914 г. комитет вел. княгини принял решение об открытии ряда учреждений для сирот. По призыву Е. Ф. артисты и художники России проводили благотворительную работу в пользу воинов и их семей. Своеобразной помощью фронту было издание открыток-репродукций картин великих рус. художников (напр., репродукция картины Нестерова «Милосердие») и рисунков Е.

http://pravenc.ru/text/189843.html

– Признает ли Русская Православная Церковь святыми канонизированных в церквах других конфессий? – Святые, прославленные другими Поместными Православными Церквами, признаются святыми и Русской Православной Церкви. Их имена вносятся в наш календарь, в их честь строят храмы, пишут их иконы, их именами называют крещаемых. Почитаются и святые древней неразделенной Церкви. Если же канонизация кого бы то ни было произведена сообществом, отделившимся от Единой Святой Соборной и Апостольской церкви, то она не признается. – Может ли человек, причисленный к лику святых, быть деканонизирован по каким-либо причинам или открывшимся обстоятельствам? Например, если окажется, что он вел неправедный образ жизни? – В жизни Русской Православной Церкви был период в начале XVIII века, когда несколько святых были деканонизированы. Протестанты, участвовавшие в управлении страной, пытались путем отмены почитания некоторых подвижников благочестия бороться со старообрядческим расколом. Самый известный пример – это история прославления преподобной Анны Кашинской. В 1909 году состоялось ее вторичное прославление. В задачу Синодальной комиссии по канонизации святых входит тщательное изучение всех аспектов жизни и деятельности человека, предлагаемого к прославлению. В случаях неполной информированности, когда остаются сомнения, комиссия не принимает решения, потому что не имеет права на ошибку. – Какова роль святых в отношениях человека с Богом? – С самого начала своего существования Церковь Христова святыми называла тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого в разнообразии даров Его и явили силу Его в нашем мире. Очищенный от греха причастен святости и бессмертию, поэтому святые после своей физической смерти не бездействуют, а, как истинные друзья Божии (Ин. 15, 15), участвуют в Промысле Божием о мире, ходатайствуя за живущих на земле. – Стремятся ли священнослужители достичь в своей жизни такого совершенства, чтобы в будущем быть причисленными к лику святых? – Святость есть идеал для всякого верующего, к которому, безусловно, следует стремиться, смиренно осознавая при этом свою греховность и недостоинство. Наша задача – следовать призыву Христову «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48) и «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят» (Лев. 11, 44). Мы знаем из истории Русской Православной Церкви о подвиге многих священнослужителей, причисленных к лику святых. Среди них святители, священномученики, преподобные и праведные. Одним из особо ярких примеров является святой Иоанн Кронштадтский.

http://patriarchia.ru/db/text/41307.html

По штатам 1764 г., обители полагались игумения, казначея, 16 монахинь, 2 священника, диакон, 2 причетника, 4 служки. В 1819 г. «для награждения достойнейших сестер обители и поощрения их к большим духовным подвигам через сообщение иноческого сана игум. Палладией было испрошено у начальства 10 монашеских вакансий, а в 1865 г. игум. Антонией еще 25». К кон. XIX в. в К. м. проживало ок. 300 насельниц, в т. ч. 52 монахини, к 1908 г.- 45 монахинь и 165 послушниц, к 1909 г.- ок. 400, в т. ч. 2 схимонахини, 54 монахини. Сестры, помимо основных послушаний, писали иконы «на досках, холсте, финифти и стекле по золоту», занимались вышивкой риз на иконы шелком, золотом и серебром; шитьем священных облачений; вырезанием священных изображений из кипариса и литьем из алебастра; ткали ковры и шелковые пояса; печатали образа на бархате ( Лебедев. 1866. С. 45, 47). Среди чтимых подвижниц К. м.- схим. Дорофея (Ладыгина; † 1629 ?), мон. Марфа (Ансимова; † 29 дек. 1700) и мон. Елисавета (Головачёва; 1764 - 10.09.1822), стяжавшая дары сердечного плача и исцеления больных. Игум. Антония Кашинская (Мезенцова), управлявшая К. м. в 1855-1875 гг., известна как усердная молитвенница, также обладавшая даром исцеления. В 1909 г. в К. м. останавливалась вел. кнг. Елисавета Феодоровна , посетившая город в связи с торжествами восстановления общецерковного почитания св. блгв. кнг. Анны Кашинской. Храмы и колокольня Документальных сведений о расположении монастырских строений, в т. ч. храмов, в XV-XVII вв. не сохранилось. Известно, что игум. Фотинии (Лопухиной) в 1630 г. была прислана храмозданная грамота на возведение деревянной Сретенской ц. на месте разоренной в 1609 г. В описи 1668 г. отмечены 2 деревянные церкви: шатровая соборная, в честь Сретения Господня, и теплая, клетская, с трапезой во имя св. Анастасии Римляныни и Рождества св. Иоанна Предтечи ( Баженов. 1893. С. 15-16). Сретенский собор. Фотография. 2013 г. Сретенский собор. Фотография. 2013 г. В 1688-1691 гг. в К. м. по ходатайству игум.

http://pravenc.ru/text/1683969.html

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Толстому по поводу прошения граждан г. Кашина о возобновлении молебного пения у раки великой княгини Анны от 30 марта 1860 г. – Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1886. Т. 4. 547. С. 514517). Сохранились свидетельства, что в то время в старообрядческих молельнях можно было увидеть и образ Анны Кашинской; известны иконы и новообрядческой традиции времени запрета культа благоверной княгини, одна из таких икон была поднесена императору Александру III во время коронационных торжеств в Твери (Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 463). Фактически существовали две традиции почитания княгини Анны – традиция старообрядческая и традиция местная, не только кашинская, но, шире, тверская (см. об этом в комментариях к Агиографическому циклу). В 1909 г. Синодом с согласия императора было восстановлено общецерковное почитание благоверной великой княгини Анны Кашинской. К раннему периоду почитания Анны Кашинской относится ряд текстов: кашинская по происхождению Служба княгине Анне, Служба на перенесение её мощей, написанная Епифанием Славинецким и привезённая в Кашин царём Алексеем Михайловичем (в данном томе не публикуется), Сказание об обретении и перенесении мощей Анны Кашинской и Агиографический цикл, в который, в наиболее полном его виде, входят Житие Анны Кашинской, Повесть о её явлении пономарю Герасиму, Сказание об обретении мощей княгини Анны, Слово на перенесение её мощей и Повесть о чудесах с чудесами. 3456 Публикуемая Служба Анне Кашинской – один из самых ранних, если не самый ранний, памятник, посвящённый благоверной княгине, представленный в данном случае одним из самых ранних своих списков. На это указывает, в частности, тот факт, что в надписании Службы не приведено число, к которому она приурочена, т. е. Служба (и данный публикуемый список) создавалась тогда, когда ещё не было официально установлено празднование княгине Анне. Как не было установлено и то, какому именно празднику она посвящена – памяти Анны Кашинской или обретению её мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Погружаясь в молитву и раздумья о кашинской святой, Великая княгиня Елисавета Феодоровна в эти торжественные дни с особой силой ощутила, что богатые духовные дары посылаются человеку в ответ на подвиг, раскрывающий мощь и возможности подлинно христологической перспективы. В свою очередь цель подвига, раскрываемая в ракурсе духовной культуры, означала устроение души, освобожденной от ложных пристрастий, ведущей к стяжанию внутреннего мира и обладанию великим достоинством непамятозлобия. В дни прославления Анны Кашинской стало очевидным то значительное, разноплановое влияние, которое оказывал тогда образ святой на все слои русского общества. В этой связи уместно отнести к Анне Кашинской обобщение, которое сделал М.Н. Громов применительно к образу другого, тоже очень близкого людям святого. Отмечая многоуровневость и многозначность характеристик семантического содержания образа святых, ученый выделил ряд аспектов их рассмотрения: архетипический, религиозный, политический, культурный, народный, патронимиальный . Подвиг Анны Кашинской, который можно рассмотреть по данным направлениям, ее вторичное прославление нашли глубокий, искренний отклик в людях, широкое распространение через печать и народное признание. Процесс прославления, всегда сопровождаемый несовершенством внешнего, осязаемого, доступного знания о святых, представлялся Великой княгине Елисавете Феодоровне лишь отдаленным приближением к пониманию их сущности. Поэтому ответственность момента прославления была сопряжена для Великой княгини с высококультурным, духовным, а следовательно, учительным поведением в эти необычные дни. Скромно, сосредоточенно молившаяся августейшая паломница стремилась тогда к главному — к постижению скрытого от глаз мотива, а значит, к пониманию движущей силы подвига святой Анны. Жизнь Великой княгини Елисаветы Феодоровны, в равной мере растворенная в служении ближним и поклонении святым, была созвучна подвигу Анны Кашинской, служила его естественным продолжением на новой ступени исторического развития.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Елизавета Федоровна и Анна Кашинская — встреча двух княгинь В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … 25 июня, 2012 В жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых … Великая княгиня Елизавета Федоровна на торжестве прославления великой княгини Анны Кашинской. 12 (25) июня 1909 г . Великая княгиня Елизавета Федоровна Дивны дела Твои, Господи, когда взираешь на переплетения судеб человеческих, где каждое событие имеет глубочайшее значение. Когда в жизни земной встречаются две княгини, претерпевшие за свою жизнь тяжелые скорби и мучения, отдавшие себя служению простому люду и Господу, чтобы потом встретиться в жизни небесной, прославленные в лике святых. Удивительна и промыслительна встреча двух княгинь – святой Анны Кашинской и Елизаветы Федоровны в далеком 1909 году в городе Кашине, где прошли торжества в честь второго прославления в лике святых княгини Анны. Так начинают рассказ об этом радостном событии «Тверские епархиальные ведомости» в 1909 г .: « 10-го июня утром прибыла по железной дороге на поклонение многоскорбной Княгине Ея Высочество Великая Княгиня Елисавета Федоровна ». К ее прибытию вокзал красиво убрали флагами, гирляндами зелени, небольшими арками с коронами наверху. « С чувством сердечной радости имеем счастье встречать Тебя, Благоверная Княгиня. Ты пришла разделить с православным русским народом уготованный здесь пир нашей веры, по случаю восстановления церковного почитания во святых Благоверной Княгини преподобной Анны Кашинской». На вокзале Елизавету Федоровну встретили губернатор, представители городского и земского управления, власти, а у Воскресенского собора ее с нетерпением ожидали местные и много приезжих представителей духовенства. Архиепископ Алексий в полном облачении, с посохом и крестом в руках приветствовал Ее Высочество прекрасной речью, причем высокую паломницу, супругу князя-мученика, назвал «близкой по судьбе и родной по духу» благоверной княгине Анне. «Настоящее торжество в честь многострадальной Благоверной Княгини Анны, изволением Промысла Божия, суждено разделить с нами именно лично Тебе, многострадальная возлюбленная Благоверная Великая Княгиня, Тебе – как близкой с нею по судьбе и родной по духу …»

http://pravmir.ru/knyagini-promyslitelna...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010