И настоящее мое слово – покорнейшая к вам просьба. Дело вот в чем. Податель письма – литератор Михайла Михайлович Прудников 389 – написал несколько статей о Кашинской святыне; последняя его статья содержит исследование о прославлении памяти и мощей Анны благоверной; – на днях эта статья представлена цензурным комитетом в Синод. В этой статье есть ссылка на соборный акт о мощах Анны Кашинской, составленный при патриархе Иоакиме, – попавший в руки г. Прудникова в копии; подлинный же акт у вас в библиотеке. А.В. Горский, когда был в Петербурге, сказывал лично мне, что точно этот акт есть в Патриаршеской библиотеке. Итак, вот в чем просьба: позвольте или сами по себе – частным образом, или с разрешения митрополита – посмотреть г. Прудникову этот акт и вообще все, что относится к делу о мощах и памяти благоверной Анны Кашинской. Ему нужно бы и списать точную копию с этого акта; изволите видеть, – этот светский благочестивый и благонамеренный человек старается о том, что следовало бы делать нам духовным, – о прославлении благоверной княгини Анны, которой мощи почивают открыто, а поют над ней панихиды. Вот ему и нужно знать все, почему это так учинено в нашей церкви. Ради Бога, посодействуйте ему в этом так, чтобы в последствии он мог делать ссылки на то, что узнает из вашей библиотеки. Без митрополичьего разрешения, кажется, дело не обойдется. Меня можете поставить свидетелем благонамеренности его исследований, так как они были рассматриваемы мною в цензуре. Прошу вас принять несколько моих брошюрок. 390 Если в Синодальной библиотеке есть и еще что-нибудь, относящееся к старине и монастырям Кашина: покажите, батюшка, и это-то Прудникову. Будьте так добры и милостивы». 391 Прошло почти три года (с июля 1856 г.) с тех пор, как я и прочие двое товарищей моих – священник Смирнов 392 и профессор Моск. семинарии Беляев 393 , приступили к разбору и описанию рукописей Синод. типографии. Дело шло довольно медленно, потому что все мы заняты были исполнением других, главнейших своих обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Судя по всему, специально для отправки в Москву была переписана рукопись со Службой Анне Кашинской и Агиографическим циклом (ГИМ, Синодальное собр., 622). Время оформления Агиографического цикла братьями Василием и Никифором можно определить с точностью до года: после смерти царя Алексея Михайловича в январе 1676 г. и до февраля 1677 г., когда указанная рукопись уже послужила предметом обсуждения на церковном соборе (подробно история создания Агиографического цикла описана в статье: Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвящённых Анне Кашинской. II. Агиографический цикл//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 221231). Впоследствии развитие Агиографического цикла происходило путём добавления новых чудес, число которых со временем было доведено до 41. Текст Агиографического цикла издаётся по списку, содержащему максимальное количество чудес: РНБ, собр. Вяземского, 50 XIX в. Н. П. Барсуковым этот список был охарактеризован как «рукопись позднейшая с поправками и примечаниями по листам цензора архимандрита Феодора» (Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 42). При издании текста учитывалась правка писца рукописи (толстое перо, полуустав) и не учитывалась правка архимандрита Феодора (тонкое перо, современная скоропись), за исключением одного добавления, сделанного цензором: по окончании текста чудес архимандрит Феодор приписал ещё одно чудо, которое считал достоверным. Поскольку при издании была сделана установка на передачу максимального числа чудес, вне зависимости от их датировки, эта приписка была воспроизведена. Описки и явные ошибки писца исправлены и вставки пропусков текста между двумя одинаковыми словами (подобная писцовая ошибка описана: Лихачев Д. С. Текстология: на материале русской литературы XXVII вв. СПб., 2001. С. 79) сделаны курсивом в соответствии с чтениями списка: ГИМ, Синодальное собр., 622 XVII в. (по изд.: Житие благоверной княгини Анны Кашинской по синодальной рукописи XVII-ro века с предисловием Ан. Титова. М., 1909) и списка: РНБ, Q.XVII.271 XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В данном случае отмечены не все случаи упоминания мощей княгини Анны или чудотворений от них, а только те фрагменты, в которых речь идёт о почитании обретения её мощей. С темой обретения мощей связан по преимуществу второй канон, который, вероятно, и был предназначен для этого праздника, а потом вставлен в службу, которая была посвящена памяти святой. В настоящее время эти два канона разведены по разным службам: первый помещён в составе службы, которая поётся на перенесение мощей Анны Кашинской 12 июня (Минея: Июнь. М., 2002. Ч. 1. С. 431447) и на её память 2 октября (Минея: Октябрь. М., 2002. С. 88), второй – в службе на обретение мощей благоверной княгини 21 июля (Минея: Июль. М. 2002. Ч. 2. С. 475483). Публикуемая Служба бденная, т. е. предполагающая всенощное бдение (в её состав входят песнопения малой и великой вечерни и утрени). Два канона расположены в тексте попеременно, песнь за песнью, так, как они читаются по ходу богослужения. Оба канона имеют акростихи (при публикации выделены полужирным шрифтом): первый канон – текстовый, «Достойно похвалите великую княгиню», второй – азбучный. В акростихе девятой песни второго канона обозначено авторство – «ИВНВ», что следует читать как «Иванов». Авторство означенного Ивана распространяется только на второй канон. Во-первых, в тексте Службы обозначено, что у двух канонов разные создатели – перед началом второго канона написано: «2 творец». Во-вторых, второй, азбучный, канон практически дословно (за исключением второго тропаря третьей песни и первого тропаря восьмой песни) заимствован из Службы на перенесение мощей Иакова Боровицкого 23 октября (текст см.: Минея: Октябрь. М., 2002. С. 584595), где он имеет ту же подпись (впервые это было отмечено в работе: Смирнова-КосицкаяА. Е. Азбучные каноны русским святым//ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 191193). Нарушение акростиха в третьем тропаре четвертой песни второго канона было уже в его источнике – в каноне на перенесение мощей Иакова Боровицкого, а нарушение в богородичне пятой песни индивидуально: правильное чтение источника «он» (подразумевается «он нечестивый») заменяется в каноне Анне Кашинской более определённым по смыслу, но разрушающим акростих чтением «враг».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чудо 11. О разслабленном человеце 3780 Человек некий земледелец, именем Калинник Иванов, Тверскаго уезду деревни Борзенева, разслаблен был и не владел ни рукою, ни ногою болше двух лет. И слышав о чудесех преподобныя благоверныя великия княгини Анны, и обещася помолитися преподобней. И по его обещанию свои ему едва его на носилах привезоша во град Кашин к Пречистей Богородице Успению и ко гробу преподобныя благоверныя великия книгини Анны, и неделю жил и молился о исцелении своем. И во едину нощ лежаше у гроба преподобныя, и во уме своем моляся, и мало уснувшу, явися ему преподобная, аки бы из гроба близ пришедши, и рече ему: «Человече, востани!» Он же, отвещав, глаголя: «О, преподобная мати, аще и хощу востати, но не могу». Она же, емши его за руку, и воздвиже, и постави его на ногах, и рече ему: «Исцеляет тя Господь Бог и Пресвятая Богородица моим смирением». И абие невидима бысть. Он же, воспрянув от видения, и обретеся, стоя, у гроба преподобныя, здрав, и не виде никого, токмо едину свещу, возженную над гробом преподобныя, яже и прежде бе, и дивися скорому пременению от болезни во здравие, и благодарствуя Господа Бога и Пресвятую Богородицу, и припаде ко гробу преподобныя, и моляся со слезами, яко подаде ему скорое исцеление. Священницы же, пришедше к заутрени и видевше его стояща у гроба и молящася здрава, прославиша Бога, и молебная благодарения певше Пресвятей Богородице Успению и преподобней благоверной княгине Анне. Человек же тот Калинник отъиде в дом свой здрав молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны, радуяся, яко николиже боле. Чудо 12. О ослепшем человеце 3781 Человек некий земледелец, именем Филипп, сын Григорьев, болярина некоего князя Сунтелеевича Черкасскаго крестьянин, Кашинскаго уезду деревни Токарева, имея жилище от града Кашина верст с шездесят, слепи был и не видел рук своих три года с половиною. И привезли его в Кашин Пресвятей Богородице Успению и ко гробу преподобныя, и ночевал но, и молился о исцелении своем. Наутра же в день четверток после литургии начал священник панихиду у гроба преподобныя, оному же молящуся о прозрении своем. И внезапу того часа Бог даровал ему, Филиппу, прозрение молитвами преподобныя благоверныя великия княгини Анны, стал видети, якоже и прежде. И вопияше благодарным гласом людем многим, стекшимся видети преславное чудо, и певша молебная пения Спасу, и Пресвятей Богородице Успению, и преподобной благоверной великой княгине Анне. Оной же Филипп совершенно прозре и отъиде в дом свой, славя и благодаря Бога и Пресвятую Богородицу и угодницу их преподобную благоверную великую княгиню Анну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таже нимало замедлив, бояся прещения, но скоро приходит ко презвитеру и с ним всему причту тоя церкви поведает вся реченная от преподобныя, и яко здрава его сотворила от недуга и неисцельныя болезни, и отнюд к смерти приблажающася посещением явления своего от смертных врат возведе. Они же слышавше таковая и онаго ведяху вельми болезненна бывша и не начаема, видевше исцеление получивша, благодарственными песньми всесильного Бога и Пречистую Богородицу воспрославиша, яко неистощимое богатство и небесное сокровище, и крепкую помощницу явил им, и блаженную и великую княгиню Анну прославляюще, таже и всем людем поведаша. И оттоле вси людие града Кашина, яко стяжавше крепкую по граде поборательницу и непобедимую во бранех помощницу, никако же не имеяху скорби еже от нашествия безбожных и латинския ереси восприемников, скверных и преокаянных литовских людей, ведуще, яко не оставит преподобная отечества своего в руце нечестивых предану быти. Таже по повелению преподобныя на гробе ея пред нерукотворенным образом Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа свещу неугасимую возжгоша, и мнози приходяще с верою помолитися Пресвятей Богородице и гробу богоблаженныя честне и велелепне, яко же подобает святым, поклоняхуся и почитаху. И вси, иже многоразличными болезньми содержимии, прикасахуся честному гробу ея и неоскудную благодать от преподобныя почерпающе, отхождаху в домы своя здравы, славяше и благодаряще Христа Бога нашего и Того рождьшую Матерь Пресвятую Богородицу, и благодать велию исповедающе благоверныя и великия княгини Анны, яко молитвами ея здрави бываху. Но тогда аще и многим чудесем, бывающим от гроба преподобныя, и мнозей благодати, изливающейся от живоприемного гроба, обаче в простоте ума своего, или Богу тако изволившу судьбами своими, не подтщашася таковый светильник, иже под спудом сокрытый, пресвятое и нетленное тело богоблаженныя и великия княгини Анны, на свещнице поставити, сиречь яве быти мощем, дабы видим был таковый источник неисчерпаемый всем приходящим, якоже подобает святым и другом Божиим и творящим волю Его. По еже отшествии их к Богу, церкви Божия прият воспевати псалмы и песньми, и пеньми духовными прославльших Господа своим божественным житием. Бог же и се творит смотрения ради некоего, яко да покажет всем яве таковое неистощимое богатство, древния своея благости источник неисчерпаемый во свое время, когда он весть судьбами своими. И от того времени, в неже явлен бысть гроб преподобныя, тако почитаем бе и покланяем честне и велелепне. О обретении честных мощей преподобной и благоверной великой княгини Анны

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XIII. Отношение Г. И.Д. Председателя состоящего при Кашинской Городской Управе Комитета по устройству предстоящих торжеств открытого чествования Св. Мощей Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской от 25 октября за 52: «Согласно своему постановлению от 18-го сего октября —337— 1908 года, Комитет по устройству предстоящего торжества открытого чествования мощей Св. Благоверной Великой Княгини Анны Кашинской обращается к Вашему Преосвященству с почтительнейшей просьбой оказать Комитету свое просвещенное содействие в его заботах о составлении церковной службы и жития Святой Княгини Анны и для сего прислать Комитету на трехмесячный срок хранящуюся в библиотеке Московской Духовной Академии под 349 рукопись: «Житие и подвиги Великие Княгини Инокини Анны, Кашинские Чудотворицы». По истечении указанного срока рукопись с благодарностью будет отослана обратно, причем ответственность за целость и сохранность рукописи Комитет всецело принимает на себя». Определили: Уведомить Г. И.Д. Председателя Комитета, что рукописи академической библиотеки высылаются лишь в ученые учреждения, имеющие особые, специально приспособленные помещения для хранения и пользования рукописями, и предложить ему, в случае крайней необходимости, поручить доверенному лицу снять в академической библиотеке копию или сделать выписки из рукописи под 349, тем более, что она очень невелика по объему и написана четким почерком. XIV. Отношения: а) Самарского Окружного Суда, от 6 ноября за 24839 и б) Г. Председателя Тамбовского Окружного Суда, от 18 ноября за 1786, с просьбой о возвращении дел о русских сектантах, присланных для научных занятий И.Д. доцента Академии Д.Г. Коновалова. Справка: Д.Г. Коновалов просил продлить ему срок пользования означенными делами до февраля месяца будущего 1909 года, на что Г. Председатель Тамбовского Окружного Суда, отношением от 4 сего декабря за 1843, уже и изъявил свое согласие. Определили: Принять к сведению. XV. Представление библиотекаря Академии К.Μ. Попова: «Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1909 год периодических изданий. Прилагаю спи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Погодина, 1608, л. 11 об. – 12). 3700 Якоже и в пренесении мощей явлено есть первомученика и архидиякона Стефана от Иерусалима в Царьград, и како нечистии дуси на пути вопияху: «О, горе нам, яко первомученик Стефан идет мучити нас!» – Комплекс текстов, посвящённых Стефану Первомученику, вошёл в Великие Минеи Четьи под 27 декабря, изд. см.: Великие минеи четьи: Декабрь. Дни 2531. М. 1912. Стб. 23862387, 23902428. 3701 И таковая в себе помышляху... еже бы доити в царствующий град Москву... дабы повелел государь таковому светилу из-под спуда на свещнице поставитися и церкви Божия Матере свою красоту восприяти. – Согласно материалам следственного дела, государю о новооткрывшемся гробе и о чудотворениях от него было сообщено следующим образом: «И после того ходил боярин Василей Иванович Стрешнев молитися ко Александру Свирскому чюдотворцу, и как он был в Кашине, и он, де, Варлам, будучи попом, ему, Василью Ивановичю, о явлени и о чюдесех благоверные великие княгини Анны извещал. И на Москве думному Ивану Гавреневу о том возвещал же. И они, де, ему велели бити челом и извещать великому государю. И он, де, Варлам, бил челом блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю, всеа Русии самодержцу. И после ево, Варламова, челобитья вскоре волею Божию ево, великого государя, в животе не стало. И он, Варламъ, бил челом блаженные ж памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 12 об. – 13). 3703 ...во град Тферь к сущему ту архиепископу Ионе... – Иона был архиепископом Тверским и Кашинским с 24 декабря 1642 г. по 1654 г. (дата хиротонии следующего архиепископа Лаврентия – 16 апреля 1654 г.). 3707 …мощи благоверныя и великия княгини-инокини Анны. И мы видевше, яко благодатию Христовою никакоже тлению причастны явишася, ни поне ризам ея. – Факт нетления риз Анны Кашинской был отмечен в соборном определении 1677 г. как «12 несогласие»: «В Житии в двох местех написано: тлению не токмо мощи, но и ризы непричастны Быша. А по досмотру нынешнему архиерейскому ризы, во что была скутана, и схима истлели, токмо во остатке части креста, что был вышит на куколе шолком, да часть плетей схимнических, и то истлело же, лежит на персех толко знак, а принятися не мощно. А на бедрах свивалник, как пояс, да нить лежат, истлели, принятися не мощно. Калиги обе по швам распоролися, а кожа не развалилася, а истлела» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 4). В данном определении имеется в виду второе освидетельствование мощей, состоявшееся в 1677 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за ним были привезены все его книги и бумаги. Архиепископа Феофилакта три раза поднимали на дыбу, били батогами без рубахи, подвергали и другим пыткам Тайной канцелярии. По проведении суда по именному указу императрицы Анны Иоанновны архиепископ Феофилакт под мирским именем Фёдор в течение трёх лет под стражей содержался на Тверском подворье. 8 сентября 1736 года скончался архиепископ Феофан (Прокопович) . Между тем было обнаружено так много очагов тайной оппозиции немецкому засилью, что дело продолжилось, но уже как чисто политическое. После трёхлетнего заключения последний противник архиепископа Феофана в богословских спорах, преосвященный Феофилакт, 13 декабря 1738 года по повелению императрицы Анны Иоанновны был лишён епископского сана и заточен в Выборгскую крепость. Одним из славных дел правительницы Российской империи Анны Леопольдовны (1740–1741) была амнистия невинно ссыльных в прошлое царствование. 13 ноября 1740 года был обнародован высочайший указ. Святейший Синод, в котором первым членом после смерти архиепископа Феофана (Прокоповича) , был епископ Вологодский Амвросий (Юшкевич; † 1745; впоследствии архиепископ Новгородский), вспомнил о своих страдальцах. Он затребовал от Тайной канцелярии список высланных архиереев и позаботился об их возвращении. И наступило точно воскресение мёртвых. Сотни, тысячи людей, без вести пропавших и считавшихся умершими, ожили снова. Со всех отдалённых мест Сибири потянулись освобождённые страдальцы на свою родину или в места прежней службы – кто с вырванными ноздрями, кто с отрезанным языком, кто с перетёртыми от цепей ногами, кто с изувеченными от пыток руками и изломанной спиной. Трудно сказать, из какого звания было больше опальных и ссыльных. Проповедники следующего царствования, говоря о делах минувшего царствования, приписывают эти опалы ненависти немцев-лютеран к русской вере и русскому народу, старавшихся будто бы истребить самый корень восточного благочестия, и потому считают, что больше всех терпели духовные – архиереи, священники и монахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Таже нимало замедлив, бояся прещения 3691 , но скоро приходит ко пресвитеру и с ним всему причту тоя церкви поведает вся реченная от преподобныя 3692 , и яко здрава сотворила от недуга и отнюдь к смерти приближающася явлением своим от смертных врат возведе. Они же слышавше таковая и онаго ведяху всема болезненна бывша и неначаема 3693 , видевше исцеление получивши, благодарственными песньми всесилнаго Бога и Пречистую Богородицу воспрославиша, яко неистощимое богатство и небесное сокровище и крепкую помощницу явил им, блаженную и великую княгиню Анну прославляюще, таже и всем людем поведаша. И оттоле вси людие града Кашина, яко стяжавше крепкую во граде побарательницу 3694 , никтоже не имеяху скорби еже от нашествия безбожных и латинския ереси восприемников, скверных и преокаянных литовских людей, ведуще, и непобедимую во бранех помощницу, яко не оставит преподобная отечества своего в руки нечестивых предану быти. Таже по повелению преподобныя на гробе ея пред нерукотворенным образом Господа нашего Иисуса Христа свешу неугасимую возжгоша, и мнози приходяще с верою помолитися Пресвятой Богородице и гробу богоблаженныя честне, якоже подобает святым покланятися и почитати. И вси, иже многоразличными болезньми содержими, прикасахуся честному гробу ея и неоскудную благодать от преподобныя почерпающе, отхождаху в домы своя здравы, славяше и благодаряще Христа Бога нашего и того рождшую Матерь Пречистую Богородицу, и благодать велию исповедающе благоверныя и великия княгини Анны, яко молитвами ея здравы бываху. Но тогда аще и многим чюдесем, бывающими от гроба преподобныя, и мнозей благодати, изливающейся от живоприемнаго гроба, обаче в простоте ума своего, или тако Богу изволившу судбами своими, не попущающися таковый светилник, иже под спудом сокрытый, пресвятое и нетленное тело богоблаженныя и великия княгини Анны, на свещнице поставите 3695 , сиречь яве быти мощем, дабы видим были таковый источник неисчерпаемый всеми приходящими. И Бог сие сотвори смотрения 3696 ради некоего, яко да покажет всем яве таковое неистощимое богатство, древния своея благости источники неисчерпаемыя во свое время, когда они весть судбами своими. И от того времени явлен бысть гроб преподобныя, тако почитаем бе и покланяемся честне и велелепне. Аминь. Месяца июлия 21 день. Обретение честных мощей святыя преподобныя благоверныя и великия княгини-инокини Анны Кашинския чудотворицы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это первое из известных изданий. К сожалению, нет данных о его тираже. Но известно, что уже через три месяца директор московской типографии Фёдор Поликарпов обратился в Синод с просьбой допечатать тираж, поскольку на книгу был большой спрос. Поэтому скоро последовали ещё два издания – в Москве в 1729 году и в Киеве в 1730 году 366 . Как известно, издание 1728 года осуществлялось под «смотрением» архиепископа Тверского и Кашинского Феофилакта (Лопатинского) 367 . Этот факт сыграл важную роль в его биографии. В правление Анны Иоанновны, в 1738 году, владыка Феофилакт предстал перед Тайной канцелярией в связи с делом о «латинской пропаганде в России» 368 и «оппозиции немецкому засилью» 369 . Хотя он был оговорён, но его давнее противостояние с по-протестантски настроенным Феофаном (Прокоповичем) (умер в 1736 г.) и издание противопротестантского «Камня веры» привели в 1738 году к лишению епископского сана и заточению в Выборгскую крепость 370 . Был освобожден только в начале правления Елизаветы Петровны, 31 декабря 1740 года. Ему возвратили знаки архиерейского достоинства, но уже 6 мая 1741 года владыка Феофилакт скончался. О тираже 1729 года есть косвенные данные в указе императрицы Анны Иоанновны. Она повелела изъять из типографии в Москве ещё не распроданные экземпляры и доставить их в Санкт-Петербург. В сопроводительной описи указывались экземпляры в кожаном немецком переплёте (38), с золотым обрезом (4) и один в красном сафьяне. Всего – 475 книг 371 . Кроме того, были изъяты и тетради, с которых эти книги печатались, и все экземпляры в московских книжных лавках 372 . Императрица объявила запрет на издание «Камня веры». Немного известно о киевском издании 1730 года. Тираж составил 1.447 книг и 1.194 тетради 373 . Это издание было осуществлено архиепископом Киевским Варлаамом (Ванатовичем) (1722–1730). Но с воцарением Анны Иоанновны, как показано выше, указом от 19 августа 1732 года на книгу был наложен запрет 374 . Кроме того, архиепископ Варлаам часто вспоминал о лютеранстве Феофана (Прокоповича) .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010