Еще в домонг. период серебряными или золотыми О. украшали деревянные раки рус. святых. В «Повести временных лет» говорится, что после перенесения мощей св. князей Бориса и Глеба в каменный храм в Вышгороде в 1115 г. вел. кн. Владимир Мономах украсил их деревянные гробы коваными серебряными и золотыми пластинами (ПВЛ. 1950. Ч. 1. С. 200). В XVI-XVII вв. московские мастера изготавливали большие деревянные раки, декорированные серебром. Стенки украшали крупными чеканными медальонами или дробницами фигурной формы с надписями, со сценами из Житий святых и с орнаментом, на крышках чеканили изображения святых в высоком рельефе. Группой рус. и западноевроп. мастеров были изготовлены серебряные раки с чеканными скульптурными изображениями на крышке (некоторые - с золотыми крышками): в 1531-1535 гг.- для святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, в 1555-1585 гг.- для прп. Сергия Радонежского, в 1585 г.- для свт. Ионы, митр. Московского, в 1587-1588 гг.- для Василия Блаженного. С 1555 по 1585 г. над изготовлением рак трудились ок. 20 рус. и иностранных мастеров, к-рых по окончании работы наградил царь Феодор Иоаннович ( Забелин. 1853. С. 112-135). В 1-й пол.- сер. XVII в. в кремлевских мастерских были сделаны аналогичные серебряные раки: царевича Димитрия (1628-1630, в 1812 рака была похищена, сохр. только крышка с чеканным изображением царевича Димитрия в рост, ГММК, см.: Христ. реликвии в Моск. Кремле/Авт.-сост.: А. М. Лидов. М., 2000. С. 205-206), прп. Кирилла Белозерского (1643; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерус. декоративно-прикладное искусство в собр. Русского музея. Л., 1985. С. 202. Ил. 68, 69), прав. Анны Кашинской (1651-1652). Серебряные раки Ярославским чудотворцам, св. князьям Василию и Константину, в 1653 г. по указу царя изготовили 6 мастеров серебряного басменного дела Барашской слободы ( Троицкий. 1928. Вып. 1. С. 45, 50, 51); они же делали серебряные О. для икон в иконостасе Успенского собора Московского Кремля. Золотые саркофаги не сохранились. В окт. 1608 г. в ростовском Успенском соборе поляками была рассечена на части золотая рака свт. Леонтия Ростовского «весом пол 9 пуд» (8,5 пуда - ок. 136 кг), погибла рака свт. Исаии Ростовского ( Богданов А. П. Краткий ростовский летописец кон. XVII в.//СА. 1981. 6. С. 35; Дневник Марины Мнишек/Пер.: В. Н. Козляков. СПб., 1995. С. 127-128). В XVI-XVII вв. О. рак, как и икон, украшали растительным узором, тисненным по левкасу, или вырезали из дерева с последующим золочением, имитируя драгоценный металл, особенно на новгородских землях и на Русском Севере.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

Ревнуя о npocлabлehiu святых угодников с тем же безкорыстным ynobahieм, с каким относится к ним народное сердце, Он с радостью разрешил открытие мощей св. Феодосия Черниговского в год своей коронации, а затем приложил cmapahiя к тому, чтобы провозглашена была Церковью святость другого угодника Божия – преп. Серафима Саровского . Но и на сем не упокоилось сердце Царево: оно повлекло Его с Царицей Супругой и Царицей Матерью в далекую Саровскую пустынь и побудило Его собственными руками поднять священный гроб Чудотворца и вместе со своим народом, собравшимся сюда, в количестве трехсот тысяч, проливать слезы умиления, открывать свою совесть духовнику монаху и причащаться Святых Таинств у одной чаши с простолюдинами». «Слышал ли ты что-либо подобное, о русский народ, за последнее столетие и более? Часто ли встречал такую силу веры среди людей знатных и богатых и укажешь ли мне во всей вселенной нечто подобное в жизни царей, именующих себя христианскими? Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве. Искреннее благочестие остается неполным, если не украшается любовию и состраданием к ближним. И сию любовь наш Государь проявил в первые же месяцы по своем воцарении, когда, по примеру всероссийского праведника отца Иоанна Кронштадтского , начал повсюду учреждать дома трудолюбия для бедных, ибо именно в этом нуждается городская беднота». Наряду с npocлabлehieм свят. Феодосия Черниговского и преп. Серафима Саровского , в царствование Государя последовали причисления к лику Святых: в 1897 году – пресвитера юрьевского Исидора и 72 им пасомых, утопленных в 1472 году в р. Омовже латинянами за стойкое исповедание Православия; в 1909 году – окончательное прославление св. мощей преп. Анны Кашинской, супруги св. вел. кн. Михаила Тверского; в 1910 году – перенесение мощей преп. Евфросинии, княжны Полоцкой из Киева в Полоцк; прославления: в 1911 г. – св. Иоасафа епископа Белгородского; в 1913 г. – святейшего патриарха Гермогена; в 1914 г. – свят. Питирима, епископа Тамбовского; в 1916 году – свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Большим событием в жизни Великого Князя Сергия и вел. кн. Елизаветы было присутствие на торжествах во дни прославления прп Серафима Саровского в июле 1903 г. Государь Николай Александрович отметил в своем дневнике: «15 июля в 71/4 тронулись в путь на богомолье в Саровскую пустынь… 16 июля … Утром в Москве к нам сели в поезд д Сергей и Элла …» О впечатлении от этой поездки преподобномученица Елизавета вспоминала в письме от 23 мая 1909 г. к Государю перед своей поездкой в Кашин, где были торжества восстановления святого почитания благоверной княгини Анны Кашинской: «Празднование церковное, и я, конечно, была бы счастлива вновь пережить божественное впечатление, как тогда в Сарове, – это редкостное благословение и поддержка в жизни» . Прославление совершалось в Успенском соборе монастыря. Накануне гроб со святыми мощами великого угодника Божия был перенесен туда из церкви святых Зосимы и Савватия. Крестным ходом. Гроб несли Государь Николай Александрович, Великий Князь Сергий и др. После поездки в Саров Великий Князь Сергий вернулся к своим обязанностям, исполнять которые становилось все труднее. Россия как бы раздвоилась. Одни дорожили вековыми отечественными традициями православной Руси, другие были одержимы мятежным духом, жаждой разрушения. «Наступает время и наступило уже, когда к русским людям, верным долгу, вере и чести, верным родине и царю, заветам верности и благородства, применимо слово молитвы церковной: «вменихомся яко овцы заколения!» Решение об убийстве Великого Князя Сергия было принято партией социалистов-революционеров. Осуществление этого преступления стало делом боевой организации социалистов-революционеров, во главе которой в то время стоял Евно Азеф. Великий Князь Сергий уже не занимал пост генерал-губернатора Москвы. 1 января 1905 г. Государь удовлетворил его прошение об отставке. За ним сохранился лишь пост командующего Московским военным округом. Поэтому мотивы убийства можно оценить скорее как идейные, а не политические. Великий Князь Сергий был убит за свои православно-патриотические убеждения. Он получал угрожающие письма; анонимные обращения приходили и к его жене. Великий Князь Сергий был в любой день готов принять смерть.

http://pravoslavie.ru/44778.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Гермоген (Долганов) Когда-то, будучи ректором Тифлисской духовной семинарии, именно этот человек исключил из числа студентов юного Иосифа Джугашвили, впоследствии всесильного Сталина… 25.06.2012 22.05.2012 29 июня Неделя 3-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Пятидесятницы. Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Прп. Моисея Оптинского (1862). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). ДАЛЕЕ 22.05.2012 28 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прор. Амоса (VIII до Р.Х.). Свт. Ионы, митр. Московского, всея России чудотворца (1461). Иеронима Блаженного,Стридонского (419-420). Августина Блаженного, еп. Иппонийского (430). ДАЛЕЕ 22.05.2012 27 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прор. Елисея (IX до Р.Х.). Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (846). Блгв. кн. Мстислава Храброго, во св. Крещении Георгия, Новгородского (1180). ДАЛЕЕ 22.05.2012 26 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Мц. Акилины (293). Прп. Александры Дивеевской (1789). Свт. Трифиллия, еп. Левкусии Кипрской (ок. 370). Мц. Антонины (ок. 284-305). ДАЛЕЕ 22.05.2012 25 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734). Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. ДАЛЕЕ 22.05.2012 24 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). 222 китайских новомучеников убиенных при Боксерском восстании в 1900 году (РПЦЗ). ДАЛЕЕ 22.05.2012 23 июня Седмица 3-я по Пятидесятнице. Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). ДАЛЕЕ 22.05.2012 22 июня Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых Земли Русской. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444). Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прав. Алексия Московского (1923). ДАЛЕЕ 22.05.2012 21 июня Седмица 2-я по Пятидесятнице. Вмч. Феодора Стратилата (319). Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023). ДАЛЕЕ 22.05.2012 20 июня Седмица 2-я по Пятидесятнице. Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прп. Давида Гареджийского (VI-VII). Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). ДАЛЕЕ 22.05.2012 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar/6

15 сент. 1801 г. в связи с участием в торжествах коронации имп. Александра I и его миропомазания, М. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. С 4 дек. 1803 г. являлся членом Синода. Благодаря поддержке обер-прокурора кн. А. Н. Голицына , к-рый познакомился с М. в период своей опалы при имп. Павле I, епископ «сосредоточил в своих руках многие нити» церковного управления. 31 дек. 1803 г. именным Высочайшим указом М. был определен епископом Тверским и Кашинским и членом Синода. 1 мая 1804 г. возведен в сан архиепископа. С 1808 г., став одним из наиболее видных деятелей духовно-учебной реформы, часто посещал С.-Петербург. В этот период им была написана по-латыни и издана в Москве ранее не освещавшаяся в России тема церковной истории первых 3 веков по Р. Х. (Liber historicus. 1805), за к-рую 23 марта 1806 г. указом имп. Александра I М. был награжден орденом св. Александра Невского и бриллиантовым крестом на клобук. Несмотря на глубокую эрудицию автора, историк А. П. Лебедев отмечал чрезмерную сухость изложения, излишнюю заостренность полемики с протестантами и недостаточную глубину рассмотрения нек-рых тем (напр., гонений на христиан, учения св. отцов) ( Лебедев. 1895. С. 9-10). В изданные в 1809 г. в московской Синодальной типографии «в разных местах проповеданные» 13 «Поучительных слов» вошли, в частности, в ранее опубликованные отдельными изданиями «Слово о судьбах и пределах Божиих… в день Благовещения Богоматери» (М., 1801), «Слово на Новый 1802 год, и на случай вступления в должность, новоизбранных судей и чиновников Тульской губернии» (М., 1802, 1804), «Слова в день Успения Божией Матери, проповеданные в С.-Петербурге «в домовой его церкви»» (СПб.,1804, 1805), «Слово на день Покрова Божией Матери» (СПб., 1805), «Слово на день Вознесения Господня» (СПб., 1805), «Слово на освящение храма» (СПб., 1807), «Слово в неделю Православия» (СПб., 1808). В посмертное издание «Поучительных слов» 1823 г. вошли проповеди в Неделю ваий, в Святой и Великий пяток, во дни Пасхи, Преполовения, Св. Троицы, Преображения Господня, арх. Михаила, Рождества Христова, в день рождения вел. кн. Михаила Павловича и в Неделю 3-ю Великого поста.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

Те, что в качестве домовых находились внутри казарм, соответствовали по стилю всему ансамблю, как ц. Св. Троицы при 2-м гренадерском Ростовском полку в Спасских казармах на Садовой-Спасской (1870, архит. К. К. Гиппиус). В период управления М. военным ген.-губернатором вел. кн. Сергеем Александровичем (1891-1904) встал вопрос о храме для войск Московского гарнизона при местах расквартировки на летних учениях за пределами городских границ. Сама идея подобного храма своеобразно возрождала средневековую традицию стрелецких слободских церквей. Для правящей династии этот храм имел историческое и современное значение. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского при летних военных лагерях на Ходынском поле (1892-1893, архит. И. П. Хородинов, не сохр.) была возведена в память «благополучного пребывания Их Императорских Величеств в 1883 г. в Москве и Высочайшего смотра войск 28 мая того же года на Ходынском поле», в связи с чем были устроены приделы во имя небесных покровителей августейшей четы св. кн. Александра Невского и св. Марии Магдалины, а позднее - в память о спасении наследника престола во время покушения в япон. г. Оцу (1891) - придел во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского. Покровительство высших должностных лиц страны и города проявилось в богатейшем украшении внутреннего пространства храма, построенного по обету: иконостас был составлен по образу и подобию высокого иконостаса кремлевского Успенского собора. Формам рус. храмов XVI-XVII вв. подражали деревянные церкви расквартированных в окрестностях города полков, напр. Георгиевская ц. Сумского гусарского полка на Хамовническом плацу (1911, архит. И. И. Бони, не сохр.). Обетный характер носило сооружение храмов во имя новопрославленных святых. В 1863 г. был освящен деревянный храм во имя свт. Тихона, еп. Задонского, в Сокольниках, построенный в формах русско-визант. стиля Тона (разобран в 90-х гг. XX в., восстановлен в прежних формах в 2004, архит. П. П. Зыков). Церковь во имя блгв. кнг. Анны Кашинской и прп. Серафима Саровского была сооружена на Новом кладбище Донского мон-ря (1902-1910, архит.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

И, до какой степени, в частности, неосновательно относить к 1472-му году установление празднования митр. Феогносту, видно из сообщаемого той же летописью под 1474-м годом. В этом году при гробе Феогноста совершилось чудо; «и сказаша (о чуде), – пишет летопись, митрополиту Геронтию и великому князю; они же неверием одержими беша, не повелеша звонити и всему городу славити его, но последи новую церковь сотвориша ту святую Богородицю и заделаша мощи его, в землю покопавши, и покрова на гробници каменной не положиша, и ныне в небрежении гроб его» 1771 . Выше мы указываем, что имя митр. Киприана находится в святцах одной Следованной псалтири, написанной в 1487-м году (домакариевских святых 68). Но со всей вероятностью это должно понимать не так, чтобы до 1487-го года было установлено Киприану празднование, а так, что писец рукописи внёс в святцы его имя произвольным образом, по собственному мнению о нём как о святом. Сохранились до настоящего времени записи о совершении богослужения в Московском Успенском соборе или так называемые уставы этого собора за первую и за вторую половину XVII века 1772 . Если бы в XVII веке было празднуемо нашим митрополитам, то в числе записей непременно были бы записи о празднованиях им, как о местных праздниках собора. Но записей нет, из чего необходимое заключение есть то, что в XVII веке празднование ещё не было. Когда после XVII века установлены —5— ныне совершаемые в соборе празднования митрополитам, сказать не можем 1773 . Евдокия, в монашестве Евфросиния, супруга вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского († 22-го Мая 1389-го года), строительница Московского Вознесенского монастыря, скончавшаяся 7-го Июля 1407-го года. В деянии собора 1678-го года по делу Анны Кашинской говорится, что великой княгине не совершается празднования, но поются по ней панихиды 1774 . Когда после 1678-го года началось местное ей празднование в Вознесенском монастыре, остаётся нам неизвестным. Андроник Московский, ученик преп. Сергия Радонеж- —6— ского, строитель для св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12. Суббота. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице). Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. Служба прп. Онуфрия Великого и прп. Петра Афонского шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Б). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Онуфрия, глас 8-й – 3, и прп. Петра, глас тот же – 3. «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 1-й: «Мученицы Господни…», 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й: «Аще кая добродетель…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон прп. Онуфрия со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Петра на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-25/

“Правила о литературной деятельности церковно-должностных лиц”, отменявшие некоторые цензурные стеснения в отношении церковной публицистики. Работа Предсоборного Присутствия под председательством митр. Петербургского Антония (Вадковского) (8.03.–15.12.). Учреждение при Синоде Особого совещания по разработке нового приходского устава, разработанный проект которого так и не был никогда принят. Правила для церковно-учительских школ. Празднование 1500-летия со дня кончины св. Иоанна Златоуста . Преставление К.П. Победоносцева. В Киеве проходит Всероссийский съезд миссионеров, созванный для борьбы с сектантством. Синод принимает “Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви”. Убийство архиепископа Никона, экзарха Грузии. Преставление св. Иоанна Кронштадтского (20.12.). В Петербурге открывается Всероссийская церковно-школьная выставка. Синод проводит Всероссийский съезд законоучителей средних учебных заведений, подвергнувший серьезной критике состояние религиозного обучения. Начало многолетней полемики по поводу реформы народного образования. Введение в семинариях преподавания обличения социализма. Определение Св. Синода о воспрещении в учебных заведениях увеселений в кануны воскресных и праздничных дней. 200-летие со дня блаженной кончины свт. Димитрия Ростовского . Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. Восстановление празднования св. Анны Кашинской (25 июня по старому стилю), особо почитаемой старообрядцами и единоверцами. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре. Съезд единоверцев в Москве. Посвящение вел. кн. Елисаветы Федоровны в настоятельницы основанной ею Марфо-Мариинской обители сестер милосердия. Торжественное перенесение из Киева в г. Полоцк св. мощей прп. Евфросинии. Новый Устав православных духовных академий. Правила для образцовых школ при духовных семинариях, епархиальных женских училищах и при женских училищах духовного ведомства. Новые правила о перемене вероисповедания инославными христианами. Миссионерские съезды в Иркутске (для миссий Сибири) и Казани (для миссиий Европейской части и Урала).

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

12. Вторник Пятидесятницы. Апп. Варфоломея и Варнавы (с 11 июня) . Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (с 11 июня) . Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля) . Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня) . Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских. На этот день переносится с понедельника, 11 июня, полиелейная служба в честь апп. Варфоломея и Варнавы (см.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»), которая совершается в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Также на этот день с понедельника, 11 июня, может быть перенесена полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» (ср.: Типикон, 25 мая, 3-е «зри»), совершаемая вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) . Примечание. Рядовая служба Минеи может быть перенесена на повечерие. А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8 : Триоди, глас 1-й – 3, и ап. Варфоломея, глас 4-й – 3, и ап. Варнавы, глас тот же – 2. «Слава» – ап. Варнавы, глас 6-й: «Варнаво прехвальне...», «И ныне» – Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницу празднуим...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостолов – 3 . На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами) , или стихиры апостолов, глас 1-й (со своими припевами) . «Слава» – ап. Варнавы, глас 8-й: «Апостоле Спасов, Варнаво...», «И ныне» Триоди, глас 1-й: «Языками инородных...». По Трисвятом – тропарь апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостолов, глас 1-й: «Лик духовный...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Счиняю, своспеваю...». По 2-м стихословии – седален апостолов, глас 4-й: «Светолучными сиянии...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас тот же: «Христовы ученики...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-25/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010