Тропарь на Новый год, гл. 1: Творец и Создатель всего мира, имеющий в Своей власти времена и годы, благослови начало года Своей благости, Господи, сохраняя в мире православных христиан по молитвам Богородицы, и спаси нас. Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной ( Пс. 48, 4.1 ). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня ( Пс. 27, 9.1 ). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются ( Пс. 131, 9 ). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего – знание ( Пс. 48, 4 ). 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего ( Пс. 91, 13–14 ). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

В первый же свой визит владыка Кирилл встретился с региональными властями и, казалось, убедил их, что на Калининградской земле должны появиться православные храмы. Он сразу же посетил Калининградский государственный университет, встретился с представителями местной интеллигенции. И, конечно же, попытался вдохновить местных верующих. Калининградцы откликнулись на слово архипастыря и устремились возрождать духовную жизнь, создавать храмы. Под руководством настоятеля игумена Аркадия (Недосекова) Юдиттен-Кирхе быстро восстанавливалась. Люди своими силами, всем миром, реставрировали стены, сдавали пожертвования, привозили стройматериалы. 19 декабря 1986 года архиепископ Кирилл освятил восстановленный храм во имя святителя Николая Чудотворца как покровителя моряков. Настоятель прихода храма Святого Духа города Нестерова отец Георгий Бирюков сравнивает тогдашнюю деятельность Патриарха с тем, что когда-то делал апостол Павел: «Владыка Кирилл был в Калининграде для Иудеев... как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:20-22). Общаясь с самыми разными людьми, архиепископ Кирилл находил для всех нужные слова, проникающие в сердца и души». Даже уполномоченный Совета по делам религий в Калининградской области Юрий Яковлевич Махобайский, познакомившись с архиепископом Кириллом, стал его вернейшим помощником в деле создания Церкви. Однажды он приехал в Смоленск на прием к правящему архиерею и попросил назначить священника на приход в городе Правдинске. Владыка удивился этой просьбе, так как в Правдинске православного прихода не было. Во всей области тогда было организовано меньше десяти приходов. Оказалось, что Юрий Яковлевич по своей инициативе собрал верующих Правдинска и официально зарегистрировал приход в честь своего небесного покровителя — святого великомученика Георгия Победоносца, а также оформил передачу новому приходу исторического здания бывшей кирхи Тевтонского ордена. Так, помощниками владыки Кирилла в деле создания Церкви становились люди самого разного социального положения, интеллекта и политических убеждений.

http://patriarchia.ru/db/text/4685230.ht...

Но Бог неоднократно говорит в Библии о том, что молитву святого человека Он слушает более прочих и даже тогда, когда молитву обычного грешного человека не примет. Вспомним, что сказал Бог друзьям Иова: " и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас " (Иов 42:8). Точно так же Бог говорит Авимелеху, что только по молитве Авраама за него он может избегнуть смерти (Быт. 20:7-17). Хотя и друзья Иова и Авимелех могли бы помолиться сами. Стоит, наконец, сказать о почитании мощей святых. Поскольку сектанты неоднократно об этом спрашивают, полагая, что уж это точно противоречит Библии. На самом деле там как раз описано, что Бог прославляет даже телесные останки своих святых и может творить через них чудеса. Читаем: «Умер Елисей и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13. 20-21). Проявления чудесной силы Бога мы видим и через мощи последующих святых. Например, буквально на днях слепая в Санкт-Петербурге женщина обрела зрение у мощей великомученика Георгия Победоносца. И здесь мы приходим к еще одному важному пункту, на который стоит обратить внимание собеседников. Это не теоретический вопрос " могут или не могут нас слышать святые " или " может или не может действовать Бог через мощи святых " . Факт в том, что они нас действительно слышат. И не только когда-то в древности - множество современных православных христиан, и я в их числе, на своем личном опыте свидетельствуют о том, что молились святым, прося их ходатайства перед Богом, и потом Бог отвечал, и даже совершал чудеса. Если, как Вы говорите, Богу неугодны молитвы к святым, то почему Он исполняет просимое в них? Если бы было так: вот помолился напрямую Богу и все получилось, помолился святому - и ничего не произошло, то молитвы святым естественным образом прекратились бы. Но Бог, наоборот, поддерживает практику этих молитв, исполняя просимое в них, поддерживает практику почитания мощей, совершая через прикосновение к ним чудеса. Почему?

http://radonezh.ru/analytics/o-pochitani...

В качестве наглядного примера вышесказанного – Георгиевский собор 1230-1234 годов города Юрьева-Польского, последний каменный храм до азиатского вторжения на Русь которое начнется через три года после окончания его постройки. Этот собор, в честь Великомученика Георгия Победоносца, чьё пешее барельефное изображение отличается от привычного нам сегодня конного изображения высокопочитаемого святого, уникален по многим признакам. «Строительство собора было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. На рисунке из Лицевого свода изображен великий князь Святослав Всеволодович с боярами на фоне Георгиевского собора» . Резной орнамент покрывает практически все «тело» храма, на нем лики святых, ангелы, животные, в том числе мифические, есть даже единственное в мире изображение слона на храме . На тему происхождения и смыслов сюжетов барельефов и горельефов храма до сих пор нет единого мнения. Одно из них, что изображения эти – воспроизведение видения ветхозаветного пророка Иезекиля ( Иез 41:17-19): «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лице львиное; так сделано во всем храме кругом» . Очевидно, что современники хорошо понимали смысл изображений, связывающих Библейскую историю с историей Владимиро-Суздальской Руси. Храм являлся порталом от Земли к Небу, где прихожанин участвовал в церковных Таинствах, слушал проповеди священнослужителей и мог самостоятельно «читать» смыслы, воплощенные русскими мастерами в камне собора. БЫЛИНА «СОРОК КАЛИК СО КАЛИКОЮ» (ЭТИКА) Монументальные исторические достижения Руси к XI столетию – огромная территория русской государственности простиралась от Белого до Черного моря и от речных бассейнов Вислы до Камы, с крупными городами, например главный город Русской Державы Киев в Европе уступал по размерам только ромейскому Константинополю и арабской Кордове, высокий уровень международных отношений (династические союзы семьи Ярослава Мудрого с правящими домами Византии, Франции, Германии, Англии, Швеции, Норвегии, Венгрии, Польши), военная мощь русского государства, чрезвычайные культурные достижения в области литературы и архитектуры («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», «Киево-Печерский патерик», «Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу», соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде), законодательный корпус, состоящий из «Русской правды», устава о церковных судах и др., все это не могло возникнуть за короткий промежуток времени.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

– Святой великомученик Георгий! Неужели до Бога и до тебя не дошли воздыхания отца моего? Неужели ты презришь слёзы его, которые он проливает в храме, посвященном твоему имени, умоляя тебя за меня, дабы ты спас меня от этого плена и избавил меня от этого рабства? Сказав это, я пошел в баню. Господин мой, увидав слёзы на моих глазах, начал бранить меня и с гневом сказал мне: – Налей мне напитка этого. Я налил напитка в сосуд. Потом господин сказал мне: – Прибавь еще немного. Когда я взял сосуд, чтобы из него налить напитка, мне показалось, что я начинаю плохо видеть своего господина. Я воскликнул: – Господин, я не вижу! В это время меня восхитила от земли какая-то сила и потому я уже не слыхал, что говорил мне господин мой, но услышал пение сих слов: «Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Тотчас я увидел себя в алтаре, увидел также и отца моего, державшего в руках своих святой потир и говорившего церковным служителям: – Дайте напитка. Стоя около отца, я хотел было влить напиток, который был у меня в руках, во святой потир, потому что в то самое мгновение, когда я был в бане и стоял около сарацына, держа в руке своей сосуд с напитком, – в это же мгновение я внезапно оказался в алтаре вблизи своего отца, совершавшего литургию. Отец мой, посмотрев на меня, спросил сослужащих: – Кто сей юноша? Те же отвечали с удивлением: – Не знаем, кто таков и откуда он пришел сюда, – так как я был острижен и имел на себе сарацынскую одежду. Я же сказал отцу: – Отец! Неужели ты не узнаешь меня? Я Филофей – сын твой. Тогда отец мой сказал мне: – А для чего этот сосуд в руках твоих, и что в нем находится? Я сказал: – Это напиток сарацынский. Я находился сию минуту со своим господином в бане, близ Иерусалима, и в тот момент, как я хотел ему подать это питье, внезапно оказался около тебя в этом храме. Услышав это, отец мой весьма ужаснулся и едва не выпустил из рук святого потира. А я в этот момент выпустил из рук своих сосуд с напитком и, поддержав руки отца, сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Удивился царь и весь синклит его; Афанасий волхв также пришел в недоумение. Через некоторое время, царь сказал мученику: – До каких пор, Георгий, будешь ты удивлять нас деяниями твоими, доколе не поведаешь нам истины, какими волшебными кознями ты дошел до презрения причиняемых тебе мук и остаешься невредимым от смертоносного пития? скажи всё поистине нам, желающим тебя выслушать с кротостью. Отвечал блаженный Георгий: – Не думай, о царь, что я не обращаю внимания на муки, благодаря человеческому умышлению. Нет, я спасаюсь призыванием Христа и Его силою. Уповая на Него, по таинственному Его научению мы ни во что считаем муки. И сказал Диоклетиан: – В чем же состоит таинственное научение Христа Твоего? Георгий отвечал: – Он ведает, что ваша злоба ничего не достигнет, и научил Своих слуг не бояться убивающих тело, так как они не могут убить души. Ибо сказал Он: «но и волос с головы вашей не пропадет» ( Лук. 21:18 ), «будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им» ( Мк.16:18 ). «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» ( Иоан. 14:12 ). Услышь, о царь, сие неложное Его обещание нам, о котором я вкратце говорю тебе. – Какие же это дела Его, о которых ты говоришь? – спросил Диоклетиан. Отвечал святой: – Слепых просвещать, очищать прокаженных, подавать хождение – хромым, слух – глухим, духов нечистых изгонять, воскрешать мёртвых – вот сии и подобные сим дела Христовы. Обратившись к Афанасию волхву, царь спросил его: – Что ты скажешь на это? – Удивляюсь, – отвечал Афанасий, – как он надругается над твоей кротостью, говоря ложь в надежде избежать державной руки твоей. Мы, наслаждающиеся ежедневно многими благодеяниями бессмертных богов наших, еще никогда не видали, чтобы они воскресили мёртвого. Сей же, уповая на человека мертвого и веруя в распятого Бога, без стыда говорит, что Он совершил великие дела. Так как Георгий перед всеми нами исповедал, что Бог его – совершитель таковых чудес и что верующие в Него приняли от Него неложное обещание, что и они будут творить такие дела, какие и Он сотворил, то пусть Георгий воскресит мертвеца пред тобою, о царь, и пред всеми нами. Тогда и мы покоримся его Богу, как всемогущему. Вот отсюда издали видна могила, в которой недавно положен мертвец, которого я знал при жизни. Если Георгий воскресит его, то воистину победит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ин Тропарь мученикам, глас 3 Страстотерпцы Христовы четыредесяте,/во граде Севастийстем мужественно пострадавшии,/чрез огнь и воду прошедшии,/в покой вечный вшедшии,/молитеся о нас ко Господу,/да жизнь мирну сохранит/и души наша спасет, яко Человеколюбец. Кондак, глас 6 Все воинство мира оставльше,/на Небесех Владыце прилепистеся,/страстотерпцы Господни четыредесять,/сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии,/достойно восприясте славу с Небес/и венцев множество. На Акрополе (верхнем городе) древней Севастии, где теперь археологический парк, показывают руины бассейна; здесь, по местному преданию, в IV веке пострадали сорок мучеников Севастийских. Город Буркин. Храм на месте исцеления десяти прокаженных Евангелие от Луки 17, 11–19 Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя. Пещера, где, по преданию, Господь исцелил десять прокаженных, известна с византийских времен. Древняя церковь святого великомученика Георгия перестроена крестоносцами. Теперь здесь православный арабский приход. Тропарь великомученику Георгию, глас 4 Яко пленных свободитель/и нищих защититель,/немощствующихврач,/царей поборниче,/победоносче великомучениче Георгие,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. Кондак, глас 4 Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший,/добродетелей рукояти собрав себе,/сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/страдальчестовав же кровию, Христа приял еси,//и молитвами, святе, твоими подаеши прегрешений прощение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Воскресная песнь Воскресение Христово видевше,/поклонимся святому Господу Иисусу,/Единому Безгрешному,/Кресту Твоему покланяемся, Христе,/и святое Воскресение Твое поем и славим,/Ты бо еси Бог наш,/разве Тебе иного не знаем,/имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/поклонимся святому Христову Воскресению,/се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/поем Воскресение Его,/распятие бо претерпев,//смертию смерть разруши. Тропарь апостолу Луке, глас 5 Апостольских деяний сказателя/и Евангелия Христова светла списателя,/Луку препетаго,/славна суща Христове Церкви,/песньми священными святаго апостола похвалим,/яко врача суща,/человеческия немощи,/естества недуги и язи душ исцеляюща//и молящася непрестанно за души наша. Кондак, глас 2 Истиннаго благочестия проповедника/и таин неизреченных ритора,/звезду церковную, Луку божественнаго восхвалим;/ Слово бо его избра, с Павлом мудрым языков учителя,//Един ведый сердечная. Стихира, глас 3 Путеходив ты по Востании,/Луко всесвященне, со Клеопою/во град убо Еммаус,/совопрошение творящу ти предста Господь,/зраком непознаваемый,/абие же, прием хлеба подаяние,/познал еси Спасителя,//Емуже молися даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Луце и Клеопе во Еммаус спутьшествовавый, Спасе,/сошествуй и ныне рабом Твоим, путьшествовати хотящим,/от всякаго избавляя их злаго обстояния,//вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй. Лидда Деяния Апостолов 9, 32–35 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде. Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении. Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу. По преданию, святой Георгий Победоносец, римский воинхристианин, пострадавший в начале IV века, был погребен в Лидде. В храме XIX века устроена крипта с кенотафомпустой гробницей, обозначающей место погребения святого мученика. Храм святого великомученика Георгия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Среди этих преследований, ученики Его должны утешаться и ободряться тем, что они будут иметь всемогущую помощь в Святом Духе, которого Господь пошлет им: когда же придет Утешитель, которого Я пошлю: вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать, о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною ( Ин.15:17–26 ). Таково содержание ныне читанного евангелия. 2. Житие св. великомученика Георгия Победоносца Святой Георгий жил в начале IV-ro столетия, при римском императоре Диоклитиане. Он родился в Каппадокии и был еще отроком, когда отец его пострадал и умер за имя Христово. Мать его, по смерти мужа, поселилась в Палестине, где у нее было большое имение, а молодой Георгий поступил на службу в царское войско. Начальники скоро заметили его и полюбили за красоту и мужество, так что 20-ти лет Георгий имел уже чин военного трибуна. Около этого времени умерла мать его. Занимая важную должность в царском войске, Георгий сделался одним из приближенных к царю людей. Диоклитиан не знал, какую веру исповедует Георгий. В это время изданы были самые строгие указы против христиан: велено сжигать их книги, разрушать их церкви и самих их отдавать на мучение. Узнав о всем этом, Георгий стал готовиться к смерти. Он роздал друзьям деньги и дорогие вещи, какие у него были, отпустил на волю рабов своих и завещал бедным поместья и все остальное имущество свое. Устроив таким образом все житейские дела свои, мужественный юноша отложил всякий человеческий страх и явился в совет царский, собранный в городе Никомидии, где тогда решалась участь христиан. Прибыв туда, он громко сказал: «долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела под предлогом закона? Долго ли будете преследовать людей невинных и добродетельных, которые никого не обижают, а напротив, подают пример благочестивой жизни? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Иисус Христос есть истинный Бог. Познайте истину, или, по крайней мере, перестаньте смущать своим безумием тех, которые уразумели ее!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Человек, который возложил иго Христово на рамо свое, становится другим человеком, не таким, каким был прежде, ибо научится от Самого Христа кротости и смирению. А кротость и смирение – это то великое, то благодатное, что ограждает от всяких напастей и мук, от всех прилогов бесовских. Пред кротостью и смирением бессильны бесы, бессилен сам сатана, ибо пошедшие за Христом стали подобны Ему, Образу кротости и смирения. Итак, если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», – если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем. Аминь. 1953 г. СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ( Ин. 19–20 ). Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим. Малое стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все – заповеди любви, которые исполняют заповеди Его. А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках. А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010