В одном только никогда не забывайся: и ты был бы такой же чуркой, если б не посчастливилось тебе стать звёнышком Органов — этого гибкого, цельного, живого существа, обитающего в государстве, как солитёр в человеке, — и всё твоё теперь! всё для тебя! — но только будь верен Органам! За тебя всегда заступятся! И всякого обидчика тебе помогут проглотить! И всякую помеху упразднить с дороги! Но — будь верен Органам! Делай всё, что велят! Обдумают за тебя и твоё место: сегодня ты спецчасть, а завтра займёшь кресло следователя, а потом может быть поедешь краеведом на озеро Селигер (1931, Ильин), отчасти может быть чтобы подлечить нервы. А потом может быть из города, где ты уж слишком прославишься, ты поедешь в другой конец страны уполномоченным по делам церкви (лютый ярославский следователь Волкопялов — уполномоченный по делам церкви в Молдавии). Или станешь ответственным секретарём Союза писателей (другой Ильин, Виктор Николаевич, бывший генерал-лейтенант госбезопасности). Ничему не удивляйся: истинное назначение людей и истинные ранги людям знают только Органы, остальным просто дают поиграть: какой-нибудь там заслуженный деятель искусства или герой социалистических полей, а — дунь, и нет его. (“Ты — кто?” — спросил генерал Серов в Берлине всемирно-известного биолога Тимофеева-Ресовского. “А ты — кто?” — не растерялся Тимофеев-Ресовский со своей наследственной казацкой удалью. “Вы — учёный?” — поправился Серов.) Работа следователя требует, конечно, труда: надо приходить днём, приходить ночью, высиживать часы и часы, — но не ломай себе голову над «доказательствами» (об этом пусть у подследственного голова болит), не задумывайся — виноват, не виноват, — делай так, как нужно Органам, и всё будет хорошо. От тебя самого уже будет зависеть провести следствие поприятнее, не очень утомиться, хорошо бы чем-нибудь поживиться, а то — хоть развлечься. Сидел-сидел, вдруг выдумал новое воздействие! — эврика! — звони по телефону друзьям, ходи по кабинетам, рассказывай — смеху-то сколько! давайте попробуем, ребята, на ком? Ведь скучно всё время одно и то же, скучны эти трясущиеся руки, умоляющие глаза, трусливая покорность — ну хоть посопротивлялся бы кто-нибудь! “Люблю сильных противников! Приятно переламывать им хребет!” (Сказал Г. Гву ленинградский следователь Шитов.)

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Вот такие портреты. Это уже крестьяне. Вот видите, целая галерея. Это историк, Погодин. Вот знаменитый портрет Достоевского, но, вы понимаете, этот портрет – целая биография. Для русского человека это — пророк. Эти сжатые на коленях в бессильном отчаянии руки, это лицо, на котором запечатлены страдания и приговоренность к смерти, и каторга, — все есть на этом лице. И все, что он написал в своих романах, отражено в этом портрете. По-моему, гениальный портрет. Вот это «Христос в Гефсиманском саду» Перова. Христианство становится в один ряд с общекультурными темами. И Академия художеств, когда дает для своих дипломников темы на выбор, ставит в один ряд мифологические, исторические, библейские сюжеты, и это, мне кажется, говорит о многом. Вот автопортрет Перова, это он уже в зрелости. Прекрасное лицо, смотрит на нас с вопрошанием. Вот писатель Сергей Аксаков, славянофил. XIX век — это русский Ренессанс. Вся русская культура полностью расцвела именно в XIX веке, в один век. Все композиторы, «Могучая кучка», все писатели, все лучшее, что есть, — это XIX век. Это уже вполне зрелая нация, которая осознает себя как нация. Философия, литература, музыка, живопись — это все в один век. Немного, но, тем не менее, и за это спасибо. Валентин Серов — вторая половина XIX века, то есть даже конец XIX века. Это уже предчувствие революции, уже надвигается страшное. Серов отличался необыкновенным умом, это умный художник, что не так часто встречается. Он понимал, что не на кого опереться, все уже как бы трещит по швам. Его любимые персонажи — это артисты. Вот знаменитая «Девочка с персиками». Бежала, бежала такая прелестная Верочка Мамонтова по этому дому, любимому всеми, на минуту остановилась, присела и сейчас побежит дальше, а за окном лето прекрасное, и, казалось бы, ничего не предвещает беды, но беда уже нависла, она уже случится скоро. И страшный каток революции пройдется по всем этим людям. Вот художник Суриков, вот Коровин. Он любил писать именно таких людей. Это писатель Лесков. Вот, посмотрите, Александр III, это уже не назовешь парадным портретом, да? Это уже скорее ирония, сарказм, вероятно, он таким и был — тучный такой, и вместе с тем в этой мощи нет настоящей силы.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-v-poiska...

Пиада – 23. VI, 16, 6 (в издании Ронка – Πιδα; Η: Πιλα, Пиала, или Πιδα; в научной литературе обычно употребляется форма Пиала, а народ – пиалы) – город (в области пиадов) в земле серов (нын. район Синьцзян на северо-западе Китая). Локализацию Пиады у Марина и Птолемея, как определяют, в западной части земли серов у начала реки Ойхард (нын. Тарим) считают ошибочной вследствие неправильной контаминации ими источников. Город Пиада идентифицируют как нын. город Турфан (=Турпан; 42°52», 89°12»), который находится в 700 км к северо-востоку от этого места и значительно севернее реки Тарим. Турфан в китайских источниках называется Kiau-ho. Предполагают, что греч. ΠΙΑΔΑ (или – искажение вместо ΓΙАХА, которое можно возвести к китайскому сейчас Kiau-ho, что означает «охватывающая река»; в китайских анналах говорится, что река раздваивается там и охватывает город, откуда и название Kiau-ho. Ошибка у Птолемея, как считают, и заключается, в частности, в том, что «раздвоение реки» неправильно понято как «соединение рек» и потому отнесено к соединению Источниковых рек Тарима. Через Турфан проходила северная ветвь Великого шелкового пути. пиады – 23. VI, 16, 4 (в издании Ронка – Πιδαι; Η: Πιλαι – пиалы) – народ в области города Пиада (см.), до реки Ойхард (нын. Тарим), т. е. севернее реки, как считают, неправильно локализованный у Птолемея. Пиала, пиалы – см. Пиада, пиады. пигмеи – 2б. р. 46а–в. 8. XV, 1, 57 (описательно, без названия). 11. VI, 70; VII, 26–27 (Πυγμαοι, Pygmaei) – это греческое слово означает «величиной с кулак», точнее, слово πυγμ (кулак) означает и меру длины, от локтя до кулака (костяшек), 346,8 мм. Легенда о пигмеях и их постоянных войнах с журавлями (журавли истребляют их посевы, а пигмеи похищают или уничтожают яйца журавлей) была очень распространена в античности начиная с Гомера (Илиада. III, 3 сл.). Аристотель бегло упоминает пигмеев в сочинении «О животных» 12, 597а) в связи с перелетом журавлей из степей Скифии в болота выше Египта у истоков Нила, где живут пигмеи в пещерах. Пигмеев локализовали в разных местах, вначале далеко на юге, к югу от Египта, а у Ктесия и затем у других авторов они локализованы и в Индии. Пигмеев Индии обычно отождествляют с племенами киратов (см. киррады), пытаются найти более близкие параллели в индийской мифологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тохары – 11. VI, 55 (Tochari) – народ в стране серов, названный вместе с тунами после аттакоров (см.). Tochari – принятая многими конъектура вместо рукописных чтений phocari, focari (другая конъектура – Thocari). Этих тохаров в стране серов локализуют в Восточном Туркестане (=нын. район Синьцзян на северо-западе Китая). С этими тохарами отождествляют тагуров (см.) у Птолемея (см. также Тагур и Тогара). С ними же отождествляют атагоров (Athagorae; другое чтение – Athagurae) у Аммиана Марцеллина (XXIII, 6, 66; но, может быть, они соответствуют аттакорам у Плиния?), к западу от исседонов. По источникам известны также тохары в других местах (в Согдиане, в Бактрии). Там, где античные (и другие) источники называют тохаров, китайские источники называют «юэ-чжи». По поводу отождествления тохаров с юэ-чжи (и их происхождении) существуют различные мнения. Обычно считают, что тохары – юэ-чжи первоначально обитали на северо-западе нын. провинции Ганьсу в Китае (к востоку от Синьцзяна), в нын. горах Наныпань (см. Тагур). В 166 г. до н. э. они, под натиском гуннов, двинулись на запад (частично в Восточный Туркестан, в области нын. городов Турфан, 42°52», 89°12», и Карашар=Яньци, 42°01», 86°33») – в Согдиану и Бактрию, уничтожив греко-бактрийское царство (которое двинулось с завоеваниями на северо-запад Индии); в Бактрии тохары состояли из пяти подразделений, одно из которых, а именно кушаны, образовали единое царство, Кушанское, а в I в. н. э. завоевали значительные области Индии. На запад двинулась основная их часть – так называемые Большие юэ-чжи. Небольшая их часть осела в горах Наньшаня и в Восточном Туркестане – это так называемые Малые юэ-чжи. Бактрия до конца I тыс. н. э. стала называться «Тохаристан». Утвердившись здесь, они стали говорить на разновидности среднеиранского, который сейчас называют «бактрийским», но неизвестно, на каком языке они говорили раньше. Греческое название тохаров – Τχοροι (Птолемей, VI, 12, 4, в Согдиане), Τχαροι (Птолемей, VI, 11, 6, «большой народ», в Бактрии; Страбон, XI, 8, 2, в Бактрии; латинское – Tochari, Юстин, XLII, 2, 2); санскритское – Tokhra, Tukhra; тибетское – Tho-gar; китайское – Tu-ho-lo и др. Особо отмечаются тюркские (уйгурские) формы – tοχri и др. (в рукописях Турфана IX–XI вв. н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Атиан – 11. VI, 55 (Atianos) – река в стране серов, названная после мыса Хриса, залива Кирнаба и до залива и народа аттакоров. Отождествление ее с рекой Аттаб у Птолемея, который помещает ее в Золотом Херсонесе, некоторыми отвергается (тем более, если локализовать страну серов в северо-западном Китае). атидзоя – 11. XXXVII, 147 (atizoe=греч. τιζη) – гемма (=драгоценные или полудрагоценные или поделочные камни), упоминается только здесь, не идентифицируется. атлантийцы – 43. 9 – народ в области гор Атлас (на северо-западе Африки). Текст «атлантийцы, ливийцы» понимают как «атлантийские ливийцы» (см. ливийцы). У Геродота (IV, 184) они названы «атлантами». Диоген Лаертский (I, 1) в числе первых философов у варваров называет ливийца Атланта. Атлант (Атлас) – один из титанов древнегреческой мифологии, державший на своих плечах небесный свод. По поздним сказаниям, он был африканским царем, которого Персей превратил в гору Атлас. Рационалистические толкователи превратили его в математика и ученого астронома, изготовившего первый небесный глобус. Атлантическое море – 8. XV, 1, 11 – здесь=Индийский океан. По этому поводу отмечается, что во время Страбона название «Атлантический» применялось ко всему Океану, окружающему всю Землю (по античным представлениям). Атотадр – 11 VI, 99 (Athotadrus) – остров, идентифицируется как нын. о-в Абу-Муса (=Бу-Муса; 22°52» 55°03») или Сирри (25°55» 54°32») в Персидском заливе (к западу от о-ва Кешм, см. Оракта). В соответствующем месте у Арриана («Об Индии», 38) этот остров не упоминается. атрамент – 11. XXXV, 42–43 (atramentum) – обычно черная краска, черный краситель, чернила, но иногда этим словом обозначаются не черные краски: например, как говорится здесь, атрамент, полученный из осадка от хорошего вина, имеет видимость индийской, т. е. индиго (синяя краска). Здесь «индийский атрамент» – не индиго, а что-то другое (идентификация его как туши отвергается). См. еще 13. 39 (νδιν μλαν – «индийская черная»). Некоторые идентифицируют «индийский атрамент» как стибин (сернистая сурьма), санскр. – añjana, rasâñjana

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Птолемей называет здесь три истока (πηγ) реки Ойхард: 1) с Аузакийских гор (нын. восточный край Памира и южный край Тянь-Шаня); 2) с Асмирейских гор (нын. восточная оконечность Тянь-Шаня с узкой и низкой цепью гор к югу); 3) с Касийских гор (нын. горная система Куньлунь, на северной окраине Тибетского нагорья), т. е. это северо-западный (1), северо-восточный (2) и юго-западный (3) истоки Ойхарда. Первый исток (=источниковая река) – это нын. река Аксу; третий – это нын. река Яркенд (с левым притоком Кашгар). После соединения этих рек (40°29», 80°55») начинается река с названием Тарим, которая течет прямо к востоку к озеру Лобнор (40°20», 90°15»); вместе с главной составляющей рекой (Яркенд) длина Тарима – 2030 км. По поводу северо-восточного (2) истока ничего не известно (одни полагают, что этот приток впадает в Тарим около места соединения Аксу и Яркенда, другие, что – к востоку или и северо-востоку к неведомой земле (?). Это пытаются объяснить как отражение китайской теории о связи Тарима с Хуанхэ). Указывается, что одно из названий верхнего течения Тарима – Kum Arik (Кум-Арык?), которое пытаются связать с названием реки Камбари (см.)? ойхарды – 23. VI, 16, 4 (Οχρδαι; у Аммиана Марцеллина, XXIII, 6, 66, искаженная форма Chardi) – народ в стране серов, в ее западной части, к югу от пиадов (которые живут до реки Ойхард), следовательно, у южного берега реки Ойхард (нын. Тарим), приблизительно там, где нын. река Аксу переходит (40°29», 80°55») в Тарим. Считают, что ойхарды названы по реке. Народ с таким названием по другим источникам неизвестен (некоторые связывают это название с «уйгурами» – тюркоязычным народом в нын. районе Синьцзян=Восточный Туркестан, на северо-западе Китая). Однако, по мнению некоторых, здесь у Птолемея ошибка в локализации: Птолемей (VI, 16, 6) помещает город Пиада около того места, где река Аксу переходит в Тарим (эта локализация основана, по-видимому, на указаниях градусов у Птолемея); в действительности же этот город следует идентифицировать как нын. город Турфан (42°52», 89°12»), в северо-восточной части страны серов, далеко к северу от озера Лобнор; а для озера Лобнор предполагают название Οχρδαι λμναι – Ойхардское озеро (?) или Ойхардские болота (?), с которым и связывают ойхардов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сенека – 11. VI, 60 – Луций Анней Сенека, римский философ-стоик (ок. 4 г. до н. э.–65 г. н. э.). Упомянутое здесь географическое сочинение Сенеки об Индии не сохранилось (его называют De situ Indiae – «О расположении Индии»). сер – 19. VI, 26, 6–8 (σρ). – Здесь впервые (в сохранившейся античной литературе) Павсаний (II в. н. э.) сообщает о том, что шелковые нити получаются (у серов) из «крохотного животного» (ζωφιον), т. е. шелковичного червя (Bombyx mori), которое эллины называют «сер», а сами серы как-то иначе. В действительности слово это китайское (приводятся формы: si; ss, которое в древнее время произносилось sir, в корейском языке – sil, sir, др.-кит. sig), которое означает «шелк». Это слово не может означать «червь» потому, что в то время, когда греки и римляне впервые познакомились с настоящим китайским шелком («серскими тканями») и по нему называли народ серами, еще не знали, что серский шелк получается из тутового шелкопряда. В сообщении Павсания много ошибочного в описании. См. серские ткани. Сер – 19. VI, 26, 9 (Σρ). 23. VII, 2, 7; 10 (Σρος) – река. Павсаний 19), говоря о серах, называет их страну то ли островом (Серия, см.) на самом краю Эритрейского моря, то ли островом, который образует дельта реки Сер (т. е. на материке). Птолемей 23) относит реку Сер к Индии по ту сторону Ганга, устье ее локализует у побережья Большого залива перед пределом Большого залива у синов, а два ее истока – в горе Сематен (см.;=нын. Аннамские горы в Лаосе и Вьетнаме). Здесь очень много неясного. Некоторые считают, что название реки (Сер) не имеет отношения к стране серов. Реку Сер идентифицируют по-разному как нын.: 1) Менам (см. Даон); 2) Меконг (см. Даон); 3) Хонгха=Сонгкой=Сонгка=Красная река (на севере Вьетнама), начинается на Юньнаньском нагорье, на юге Китая (центр его – 26°00», 102°00»), где называется Лишэхэ, Юаньцзян, течет в юго-восточном направлении через Тонкин (северную часть Вьетнама) и впадает, 20°17», 106°33», в Тонкинский залив (=Бакбо), образуя обширную дельту; длина – 1183 км; главные притоки – Ло (=Белая; левый) и Да (=Черная; правый), – некоторые предполагают, что они и есть «два истока» реки Сер (т. е. источниковые реки). Предлагаются и другие идентификации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

н. э.) большой и труднодоступный город (и страна) Тина (см. Сины) локализуется неопределенно, но, в общем, правильно, после Индокитая, далеко на севере. Приблизительно так же локализуется у Космы 49; VI в. н. э.) страна Циниста. Оба автора говорят об этом как о месте, откуда вывозится шелк. Птолемей 23; II в. н. э.) описывает страну синов с точными указаниями как восточный предел ойкумены, но ошибочно. По Птолемею, страна синов находится к югу от страны серов, к востоку от Индии по ту сторону Ганга и Большого залива; первым пунктом ее названо устье реки Аспитр (175°30» в. д., 16° с. ш. – здесь и ниже градусы по Птолемею); самый восточный пункт – главный город Тины (180° в. д., 3° с. ш.); самый южный пункт – Каттигары (177° в. д., 8°30» ю. ш.); самый северный пункт – Акадра (178°20» в. д., 24°15» с. ш.); к востоку от страны синов простирается неведомая земля; от Каттигар к западу простирается неведомая земля до восточного берега Африки. Исправляя карту Птолемея, всю эту береговую линию страны синов до Каттигар поворачивают в действительном направлении к северу и северо-востоку к Китаю, однако все пункты локализуются и идентифицируются по-разному, главным образом вследствие различных идентификаций Большого залива (см.). Кроме того, следует учесть, что Птолемей сократил протяженность ойкумены у Марина в 225° до 180° (особенно это касается восточного предела ойкумены). Название «сины» и т. д. связывают с названием китайской империи Цинь – Ts’in (династия Цинь к концу III в. до н. э. объединила почти весь Китай в единое государство). В санскритской литературе около 300 г. до н. э. встречается название Спа для обозначения Китая, затем – Cnisthna и т. п. (откуда «Циниста» у Космы). Название «сины» и т. п. объясняют тем, что Китай стал известен западным странам морским путем, тогда как до этого Китай, известный со стороны материка, греческие и римские авторы называли страной серов. С II в. до н. э. до III в. н. э. северная часть нынешнего Вьетнама (приблизительно до центральной части Вьетнама) была завоевана Китаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

734 . С резкой критикой предложений министра внутренних дел выступил председатель Комитета государственной безопасности И.А. Серов. Его докладная записка от 10 мая 1956 г. на имя секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева, который в тот период курировал деятельность органов внутренних дел, содержала развернутые аргументы в пользу сохранения существовавшего режима и отвергала все предложения Дудорова как «неправильные» и «неприемлемые». Обосновывая свою точку зрения, И.А. Серов доказывал, что реорганизация лагерной системы «вызовет дополнительные затраты государственных средств», «будет создавать видимость наличия в СССР огромного количества мест заключения»; кроме того, некоторые положения в записке МВД он посчитал вообще «политически неправильными» 735 . Последующие преобразования лагерной системы, проведенные руководством страны под давлением политических и экономических обстоятельств, показали, что мнение председателя КГБ в значительной степени было учтено. После XX съезда КПСС процесс освобождения политических заключенных получил идеологическое обоснование и стал протекать более интенсивно, хотя и не всегда последовательно. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1956 г. «О рассмотрении дел на лиц, отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления», санкционировал образование специальных комиссий Президиума Верховного Совета СССР «для проверки в местах лишения свободы обоснованности осуждения каждого лица, обвиненного в совершении преступления политического характера, а также для рассмотрения вопроса о целесообразности содержания в заключении тех лиц, которые хотя и совершили политические или должностные и хозяйственные преступления, но не представляют государственной и общественной опасности» 736 . Освобождение граждан не всегда сопровождалось полной судебной, а тем более партийной реабилитацией. Для сотен тысяч выживших узников ГУЛАГа процесс восстановления справедливости растянулся на долгие годы. Глава восьмая. Лагерная экономика в послевоенный период

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зураб Церетели: О Библии впервые услышал в лесу Я хочу отлить в бронзе основные библейские сюжеты и собрать их в одном месте 24 марта, 2014 Я хочу отлить в бронзе основные библейские сюжеты и собрать их в одном месте Народный художник СССР завершает 33-метровый монумент Христу и планирует библейский парк Особое место в творчестве президента Российской академии художеств Зураба Церетели занимает библейская тематика. В его персональной галерее на Пречистенке жизни Христа посвящены десятки работ, а 28 библейских сюжетов запечатлены им в бронзовых рельефах. Что значит «подставить другую щёку»? — Когда вы крестились? — Я был крещён в детстве, и за это благодарен смелости своих предков. В 1937 году в семье произошла трагедия — расстреляли дедушку. Но бабушка была уникальной женщиной: для неё самым важным было успеть правильно воспитать детей. Когда бывал у неё в деревне, бабушка брала меня в лес и тихо рассказывала вещи, которые были под запретом. Во время одной из наших прогулок она надела на меня крестик, который я ношу до сих пор. Она рассказывала о Библии. Например, говорила: «Запомни: когда ударили тебя по одной щеке, подставь другую». Мне непонятно было тогда, что она имеет в виду. Понял гораздо позже. Она же открыла мне главный закон: надо любить Бога и ближнего. — Следуете её советам? — А как же! Жизнь показала, что так и надо действовать. — Например? — В моей жизни был непростой момент: последний курс института, скоро свадьба. Жили тогда трудно, бедно. Помню, у меня в туфле дырка была, и я, чтобы не ходить босиком, подкладывал картонку перед тем, как надеть обувь. Вся надежда была на диплом. И тут меня снимают с диплома! Решение принял лично президент советской Академии художеств Владимир Серов. Это был первый случай за всю историю. Сенсация, позор для института! Но я благодарен, что так получилось. А Серова за его решение просто обожаю. — Обожаете человека, который чуть не лишил вас будущего? — Я должен объяснить. В качестве дипломной работы я рисовал картину, которая называлась «Песня о Тбилиси». В то время на меня влияли импрессионисты, мы все были ищущие. Я работал над картиной долго — целый год. А когда пришло время показывать дипломные работы в советской Академии художеств, стало понятно, что картина получилась… несоветской. На преддипломном просмотре мой педагог пытался даже спрятать её от экзаменаторов — накрыл холст тканью. Но это меня не спасло. Серов посмотрел на картину и сказал: «Снимаем с диплома». А до защиты оставалась всего пара недель.

http://pravmir.ru/zurab-cereteli-o-bibli...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010