кинокефалы – см. собакоголовые. Кипр – 7. II, 16, 6. 11. XXXVII, 84 – греческий остров в восточной части Средиземного моря, у южного берега Малой Азии. киприон – см. морморион. Кир, 1, 2а. 8. XV, 1, 5; 6. 11. VI, 92. 17а. V, 4, 5; VI, 24, 2; 3. 17б. 1; 9, 10 – II, Старший, сын Камбиса, персидский царь (ок. 559–529 гг. до н. э.), основатель Персидской державы, завоевавший Мидию, затем Парфию, Малую Азию, страны Средней Азии и к западу от Инда, Вавилонию, погиб во время похода на массагетов (или дербиков) в сражении с ними. В античных источниках часто говорится о походах Кира (и других царей до него) на Индию. Как видно, Кир близко подходил к границам Индии, но завоевывал ли он индийские области к западу от Инда, точно неизвестно (впоследствии эти области завоевал Дарий I). Кир, 2, – 11. VI, 52 (Cyrus) – нын. река Кура (в Закавказье), впадающая (39°18; 49°21») в Каспийское море; часть торгового пути из Индии в Понт. Кирена – 11. XV, 105. 17б. 3, 1 – главный город области Киренаика в Северной Африке, греческая колония, в 15 км от моря, к западу от Египта; в древности важный торговый пункт и значительный культурный центр. Кирнаба – 11. VI, 55 (Cimaba) – залив в стране серов. См. Хриса, мыс. См. также кирны. кирны – 11. VII, 27 (Cyrni) – этот народ (племя) Индии упоминается здесь среди чудес Индии; кирны жили по 140 лет. Афиней (II, 47а) передает сообщение Лика (греческий историк IV–III вв. до н. э.) о том, что кирнии (Κρνιοι, жители Корсики) долго живут, потому что главным образом питаются медом (?). Некоторые предположительно отождествляют кирнов с народом Kra, упомянутым в индийских перечнях народов: санскр. Kra (корень kir- – высыпать, рассыпать и т. п.) означает, как kiráa, «смешанный»; местность в нын. области Сингбхум на юге штата Бихар, на плато Чхота-Нагпур (главный город области – Чайбаса, 22°33», 85°49»), на северо-востоке Индии, называлась Kiráa suvara (suvara – «золотой»); кроме того, предполагается, что был народ Krababha (с суффиксом -bha, частым в названиях народов), а отсюда – Cimaba sinus, залив Кирнаба в стране серов как обозначение Гангского залива (нын. Бенгальский залив). Но страну серов (см.) сейчас обычно локализуют на северо-западе Китая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1933 году иеромонах Софроний вернулся из ссылки в город Вольск и устроился работать сторожем в Святотроицком храме; но не сторожем хотелось ему быть, и в 1935 году он уехал в Тверь, к святому архиепископу Фаддею, просить места священника. Владыка направил его служить в храм села Рождественского Кашинского района. Через год иеромонах Софроний был переведен в село Ульянова Гора, а в феврале 1937 года — в храм села Лозьева Бежецкого района. Священнику было тогда шестьдесят шесть лет, и не поднимись в это время новая волна беспощадных гонений, прослужил бы он в храме до самой кончины, начались гонения, — на одних они наводили ужас, а для верующих они явились лестницей, которой они нетрудно шли к Господу в Царство Небесное. 1 сентября 1937 года сотрудник Бежецкого районного отдела НКВД Черепанов вызвал на допрос из села Глазьева пропагандиста райкома ВКП (б) Елина, и тот показал:«Мне известно, что Несмеянов Софроний Харитонович с 1936 года работает в качестве священника и занимается советской агитацией, направленной против социалистического строительства, например, в июле 1937 года колхозница Серова Анна Ильинична, у которой муж занимался пьянством, пошла к священнику Несмеянову с целью отвлечь своего мужа от пьянства. По приходу Серовой к священнику последний предложил ее мужу самому явиться к нему. Через некоторое время на квартиру к священнику прибыл Серов, у них завязался разговор разные темы. Серов выслушал священника, пообещал вечером зайти и удалился. В этот же день Серов о случившемся сообщил мне. Я ему идти не посоветовал и сообщил об этом в районный отдел НКВД. Из разговора Серовва видно, что Несмеянов приглашал его к себе не случайно, а чтобы втянуть его в свою антисоветскую организацию и заниматься контрреволюционной деятельностью». На следующий день сотрудник НКВД вызвал для допроса Александру Мельникову — хозяйку дома, где первое время по приезде жил о. Софроний, члена церковного совета и псаломщицу. Она показала: — Лично мне священник говорил, что колхозы являются основной причиной низкой посещаемости церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Но одновременно в ту же эпоху наблюдалось немало и болезненных, фальшивых, бессмысленных, псевдомудрых вывертов, выдаваемых за новое слово в искусстве. Разобраться во всём переплетении устоявшихся требований и непривычных форм, глубоких откровений и мелких претензий, поисков нового языка и бессмысленной тарабарщины, творческих страстей и холодного экспериментаторства, искусства и ремесленнической забавы, пустых кривляний— было трудно необычайно. Легче было, например, обругать художника «декадентом»— и в декаденты попали и Врубель, и Серов, и Левитан, и Нестеров, и даже Поленов. И Борисов-Мусатов. Грабарь вспоминал: «Декадентством» стали именовать все попытки новых исканий в искусстве и литературе» 22 . Но «декадент» еще не самое бранное слово. Могли сказать и покрепче. После приобретения, например, П.М.Третьяковым серовской «Девушки, освещенной солнцем» (1889) Вл.Маковский раздраженно спросил: «С каких пор, Павел Михайлович, вы стали прививать вашей галерее сифилис?» Должно признать, что Борисов-Мусатов писал вещи куда более «возмутительные», чем Серов,— и как же было не возмущаться тому же Маковскому при виде такого ученика? По сути, все доводы против Мусатова сводились к примитивному возражению: так в жизни не бывает. Можно было бы пуститься в объяснения— многого, что «бывает» в искусстве, «не бывает» в жизни (простенький пример— опера: не бывает же такого, чтобы в жизни люди только и пели под музыку; а уж о балете и говорить нечего),— но это было бы слишком уж скучно. В искусстве есть своя, высшая правда, несводимая к заурядной правдоподобности, и его можно судить только с высоты этой правды. Такая правда была у Борисова-Мусатова— вопреки мнению учителей это почувствовали некоторые из его соучеников. Вот как вспоминал Н.П.Ульянов о своем впечатлении от «возмутительного» голубого натурщика Мусатова: «На фоне множества выставленных полотен натурщиков, написанных сплошь в желто-черных тонах, голубой натурщик резко выдавался, но в нём была какая-то внутренняя правда, которая подкупала» 23 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

(29). С этим мнением согласны и некоторые из древних 44 [писателей] А 45 почему также Иосепп 46 , правдивейший составитель «Анналов» 47 , хотя 48 он везде блюдет правило истины и развертывает причины событий от их начала, оставил, однако, без внимания то, что мы сказали о началах народа готов, мы не знаем; однако 49 , упоминая это племя 50 , [начиная] с этой местности 51 , он утверждает, что они называются скифами и по происхождению, и по названию 52 . Прежде чем сообщить 53 о другой 54 [стране], необходимо объявить, как расположены границы этой страны. (30) Ведь Скифия погранична 55 земле Германии до того места, где начинается 57 река Истер и 58 ширится Морсианское 59 болото 60 простираясь вплоть до реки Тиры, Данастра 61 и Вагосолы 62 и великого Данапра 63 и горы Тавра, не того [который в] Азии, но своего 64 , то есть Скифского, вокруг 65 всей Меотиды и за Меотидой 66 через пролив Босфора вплоть до горы Кавказа реки Аракса 67 и затем, загибая влево 68 после Каспийского побережья 69 (которое возникает на крайних пределах Азии у Северного океана наподобие гриба, сперва узким, потом в очень широкой и округлой форме), все дальше удаляется, простираясь вплоть до хуннов, албанов и серов 70 . (31) Эта, повторяю, страна 71 , то есть Скифия, далеко тянущаяся и широко раскинувшаяся 72 , имеет [в качестве границ] с востока серов, населяющих 73 берег Каспийского моря в самом его начале, с запада – германцев и реку Вистулу, с полуночи 74 , то есть с севера, окружена Океаном, с юга – Персией 75 , Албанией, Иберией, Понтом 76 и нижним течением Истра, который называется [также] Данувий 77 от его устья 78 до истока. (32) А по той стороне, которая примыкает Понтийскому морю, она покрыта 79 небезызвестными городами 80 : Борисфениды, Ольвия, Каллипода, Херсона, Феодосия, Карей, Мирмекий и Трапезунта, основать каковые позволили грекам непокоренные скифские племена, чтобы [эти города] осуществляли с ними торговлю . Посередине 82 этой Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу друг от друга 83 , а именно горы Рифей 84 , которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду 85 . Окружность этого болота, нигде не опускающегося глубже восьми 86 локтей, 144 мили.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Повторяю, Серов в этом нисколько не виноват, но так случилось, что он оказался точкой притяжения ожиданий, далеко уходящих за пределы искусства. Но, как всякая иллюзия, эта иллюзия разбивается о реальную жизнь. Вынесенная дверь — это символ того, насколько иллюзорны эти ожидания общности через Серова. Как и напоминание о том, что общность — возможна, только над ней надо работать, она не может быть дана нам воспоминаниями о том, что то ли было, то ли не было. Общность достигается совместными усилиями: здесь и сейчас, и завтра. И тогда память о прошлом становится скрепляющим раствором, но заменить нашей работы здесь и сейчас она не может. Записала Оксана Головко Читайте также: 7 картин Серова Валентин Серов. Не только “Девочка с персиками” СПЧ попросил руководство Третьяковки продлить выставку Серова на месяц Владимир Мединский заявил, что выставка Серова будет работать до последнего посетителя   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 апреля, 2024 16 марта, 2024 27 января, 2016 23 января, 2016 22 января, 2016 22 января, 2016 9 октября, 2015 19 января, 2015 31 октября, 2014 27 апреля, 2024 16 марта, 2024 27 января, 2016 23 января, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/aleksandr-arhangelskiy...

труба – 7. II, 38, 6 (σλπιγξ). 8. XV, 1, 62 (χλος) – здесь – музыкальный инструмент. Туана – 23. VII, 1, 52 (Р: Τουνα; Η: Τονα – Тоана) – город в области нанихов (см.), на востоке от Ганга; идентифицируется как нын. город Маникпур (25°46», 81°26»), у восточного берега Ганга, к северо-западу от Аллахабада, на юге штата Уттар-Прадеш; при этом предпочитается чтение «манихи», вместо «нанихи». Тугма – 23. VII, 2, 23; VIII, 27, 6 (Τογμα) – внутренний город в Индии по ту сторону Ганга, после указанных вдоль по Гангу, названный здесь главным городом (μητρπολις); в этом отрезке названо несколько главных городов. Локализуется и идентифицируется по-разному как нын.: 1) Kangmahri, у левого берега Ганга (?) (может быть, сейчас другое название?); 2) (предположительно) Тагаун (в западной Бирме; см. Адейсага); 3) Таму (24°09», 94°18»), на западе Бирмы, у границы с индийским штатом Манипур. Или, в общем, локализуется в этом ареале Индии и Бирмы. Некоторые, исходя из локализации Тосалы (см.), переносят и Тугму к горам Восточные Гаты (т. е. в штат Орисса, в Индии, очень далеко к юго-западу от дельты Ганга). Все эти идентификации очень ненадежны. Тулубана – см. Толобана. туны – 11. VI, 55 (Thuni) – народ в стране серов, названный вместе с тохарами (см.). Страбон (XI, 11, 1) передает, что греко-бактрийские цари распространили свое царство вплоть до серов и фринов (Φρνοι). Другое чтение, вместо фринов, – фауны (Φανοι), на основании которого (и других форм у античных авторов) чтение у Плиния Thuni предлагают исправить на Phuni (фуны), которых многие идентифицируют как гуннов (=сюнну, хунну в китайских источниках), обитавших первоначально на севере Китая и в Монголии, кочевых племенах, создавших мощную кочевую державу, оттеснивших Больших юэ-чжи (см. тохары) на запад, а впоследствии и сами двинувшиеся на запад, в Европу. По поводу точной локализации тунов существуют разные мнения, но их локализуют в Восточном Туркестане (=район Синьцзян, на северо-западе Китая). Весь вопрос о гуннах не решен, хотя существует много теорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тагора – 23. VII, 2, 7 (Θαγρα) – местность (город?) в Индии по ту сторону Ганга, у побережья в начале Большого залива (после мыса). Обычно отождествляется (как дублет) с эмпорием Такола (см.) и идентифицируется как нын. Такуатхунг (=Такуван-тунг; Takua Thung, 08°22», 98°25»), в южной части Таиланда на п-ове Малакка. Некоторые локализуют Тагору в устье реки Яй, около границы Таиланда и Камбоджи (у Сиамского залива). Тагур – 23. VI, 16, 2; 5 (Θγουρον ρος – гора Тагур) – гора (горы) в восточной части страны серов (см.); недалеко – город Тогара (см.). Идентифицируется как нын. Наныпань (горная система, восточная ветвь горной системы Куньлунь на севере Китая между хребтами Алтын-Таг на западе и Циньлин на востоке, т. е. к востоку от Восточного Туркестана=района Синьцзян на северо-западе Китая) или хребет Рихтгофена (сейчас – хребет Циляныпань, основной хребет Нанынаня, центр – 39°06», 98°40»). См. тагуры. тагуры – 23. VI, 16, 5 (Θγουροι) – народ в стране серов (см.) на востоке от горы Тагур (см.); обычно считают, что это тохары (см.), с которыми отождествляют народ юэ-чжи (по китайским источникам), где и локализуют его первоначальное местопребывание (в данном случае – малые юэ-чжи). Тайнур (или Тенур?) – 23. VII, 1, 89 (Τανουρ) – внутренний город в области пандионов (см.); предположительно идентифицируется как нын. город Танджавур (=Танджур=Танджор, 10°47», 79°08», в дельте реки Кавери, на востоке штата Тамилнад, на юго-востоке Индии). См. также Кармара. Однако Танджавур находится на территории древнего царства Чола (см. соры), а не Пандья (см. пандионы)? См. Теллир. Такола – 23. VII, 2, 5; VIII, 27, 3 (Τωλα) – эмпорий в Индии по ту сторону Ганга, первый пункт у побережья Золотого Херсонеса (нын. п-ов Малакка); обычно отождествляют с местностью Тагора (см.), идентифицируемой как нын. Такуатхунг. Некоторые локализуют Таколу около нын. порта Такуапа (Takua Ра; 08°52», 98°20»), в южной части Таиланда на п-ове Малакка (на западном побережье; к северу от Такуатхунга). Другая идентификация – нын. город Паттани (=Патани; 06°51», 101°15»), там же, южнее, но на восточном побережье, у Сиамского залива.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

исседоны – 23. VI, 16, 5 (σσηδνες) – большой народ в стране серов, в восточной ее части. Исседоны (встречаются также формы σσηδο, σσηδνες, Essedones) впервые упоминаются в античной литературе у греческого поэта Алкмана из Сард (город Лидии в Малой Азии), VII в. до н. э., затем довольно часто у других авторов (особенно у Геродота). Их локализуют на очень обширном ареале, чаще – к востоку от Урала, на территории нын. реки Исеть (длина – 485 км; центр – ок. 56° с. ш., ок. 64° в. д.), левого притока (56°37», 66°20») Тобола (связывая название реки «Исеть» с названием «исседоны»), и сейчас склонны видеть в них ираноязычный скифский (=сакский) или родственный ему народ. Некоторые отождествляют их с кочевым народом юэ-чжи, большая часть которого была оттеснена с востока и осела в долине нын. реки Тарим (см. Ойхард) в районе Синьцзян=Восточный Туркестан, на северо-западе Китая. Но в науке все эти вопросы до сих пор не решены. Те исседоны, о которых говорит здесь Птолемей, жили в восточной части страны серов (которую сейчас локализуют в районе Синьцзян), к северу от Касийских гор (=нын. хребет Алтын-Таг). К юго-востоку от Алтын-Тага (в соседней провинции Цинхай) лежит обширная полупустынная впадина Цайдам (центр – 37°00», 95°00»; длина – ок. 700 км, ширина – от 100 до 300 км). Если это китайское название (Цайдам) этимологически можно связать с исседонами, то, по-видимому, локализация исседонов у Птолемея правильна. Исседоны как кочевые племена могли появляться во многих местах (и далеко на западе). Истр – 8. XV, 1, 35. 17а. V, 6, 7. 17б. 2, 5; 4, 13 – нын. река Дунай; для античного мира – самая большая в Европе, 2850 км (Волга – 3688 км), в пределах дельты делится на три главных рукава. В античности верхнее и среднее течение реки носило кельтское название Данувий (Данубий=Дунай), а нижнее – фракийское название Истр. С I в. до н. э. вся река называлась Данувием, но прежнее название Истр сохранилось до конца античности. Итагур – см. Исагур. италийский – 13. 49 – италийское вино, ввозимое в Индию. Самым лучшим италийским вином считалось фалернское, но здесь, по-видимому, имеются в виду италийские вина вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Особый раздел экспозиции посвящен общественной деятельности В. А. Серова. Тут собраны документы, фотографии, письма. Здесь представлен Серов - педагог (преподавал в портретно-жанровой мастерской Московского училища живописи ваяния и зодчества с 1899 по 1909 гг.), член Совета Третьяковской галереи, участник «Товарищества передвижных художественных выставок», объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Выставка на Крымском валу занимает три этажа. После парадного портретного ярко освещенного верхнего этажа посетители спускаются во второй, здесь приглушенный свет, здесь показана графика художника. И. Э. Грабарь справедливо однажды заметил, что «Серов - рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова - живописца». Устроители выставки постарались сделать эту часть экспозиции как можно более полной. На сей раз, вместе собраны работы из 15 музеев и 4 частный собраний. Дело в том, что за хрупкостию материала (бумага, картон) графика Серова редко выставляется, а ценителям его творчества она больше знакома по репродукциям в различных печатных альбомах и каталогах художника. И вот теперь предоставляется редкая возможность увидеть рисунки Серова в оригинале. Отметим, что именно в запасниках Третьяковской галереи находится наиболее полное собрание графического наследия мастера, представленное в многообразном спектре жанров: от скромных зарисовок до монументальных композиций. и во всех возможных графических техниках: уголь, акварель, гуашь, пастель, карандаш, темпера... Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры. Здесь и тонкие стилизации под XVIII в. для иллюстрирования книги «Из истории царских и императорских охот в России» (1900-1902, выложена в одной из витрин выставки), и зарисовки к композиции «Петр I» (1907) для издания школьной серии «Картины по русской истории». Эта небольшая работа, выполненная в графической технике темперы, по замыслу может сравниться с монументальной фреской. Вся картина наполнена движением, динамична. В центре композиции высокая фигура, выступающего крупным, размашистым шагом Петра в кафтане нараспашку, вслед за ним - семенят испытанные, закаленные «птенцы гнезда Петрова», пытающиеся удержать от северного ветра, незримые порывы которого сумел мастерски передать художник, свои шляпы и сюртуки, бурлящие воды холодной Невы; светло-серое небо, занимающее половину картона, словно указывает на бескрайний размах дела царственного реформатора, и на этом светлом фоне резко очерчиваются фигуры всей группы, под ногами темно-коричневая земля... Вся композиция этого сюжета держится на излюбленном художником цветовом контрасте.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Среди работ разных жанров в отделе графики опять выделяется портрет. Автопортрет самого художника (1885, бумага, графитный и итальянский карандаш), эскиз неосуществленного портрета П. М. Третьякова (1899, бумага, акварель, белила, графитный карандаш). И, конечно, известный портрет Ф. И. Шаляпина (1905, холст, уголь, мел). Фигура певца, подобная богатырю, вырастает в настоящий монумент (впечатляют и масштабы полотна - 235х 133 мм) - она напоминает скорее скульптуру, способствует тому и специально выбранный ракурс. Шаляпин словно нечаянно обернулся к публике, правая рука, откинувшая полу фрака, опущена в карман брюк, левая, полусогнутая, придерживает воротник. И столь непосредственны и эта игра рук, и простой поворот головы, и спокойное выражение лица, будто артист только что откликнулся на чей-то зов и ожидает вопроса, - что придают целому изображению некую естественность, живость и жизненность, А ведь портрет написан в черно-белых тонах! Словом - шедевр. Однако сам Серов был недоволен. Он расценивал эту работу лишь как подступ к своему заветному замыслу дать «всего Шаляпина», а сие есть только «его часть». Но, увы, мечте художника так и не дано было сбыться. В разделе графики и рисунка представлен и целый ряд портретов натурщиц. Именно В. А. Серов открыл класс обнаженной женской натуры в России к концу XIX в. До этого у нас писали лишь обнаженных натурщиков. В графике женская модель появилась как раз у Серова. Художнику обыкновенно позировала профессиональная натурщица Вера Ивановна Калашникова, она стала героиней многих его работ. К примеру, изумительно изящный портрет натурщицы (1905, гуашь, пастель, акварель). И вновь прелестный скульптурный образ, так напоминающий лучшие образцы древнегреческих статуй или, скорее, фигуры эпохи Возрождения. Тут и чудесная режиссерская работа самого Серова, ведь это он «поставил» сей сюжет, стройная композиция которого еще подчеркивается и колористическим контрастом, и восьмиугольным очертанием картона. И еще об одном портрете в данном отделе экспозиции хотелось бы напомнить. Это портрет С. М. Лукомской (1900, бумага на картоне, акварель, белила), дочери известного русского генерала и военного теоретика М. И. Драгомирова, командующего войсками Киевского военного округа. Муж ее Александр Сергеевич Лукомский - русский военачальник, Генерального штаба генерал-лейтенант, участник Великой войны и войны с III Интернационалом (так называемой Гражданской войны), видный деятель Белого движения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010