«Икона нашего духовного состояния» Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона в Рождество Пресвятой Богородицы Источник: Пресс-служба Псковской епархии      Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Я испытал настоящее потрясение, когда вошёл в этот храм; впервые увидел его без лесов - в тех поразительных формах, которые придали ему наши предки, строившие его с 1310 года; в 1313 году он был расписан. Храм строили три года, а возрождали пятьдесят лет. Пятьдесят лет здесь стояли леса. Как мало времени нужно, для того чтобы что-то создать с Божией помощью! Ещё меньше нужно времени, чтобы с помощью дьявола разрушить. И как бесконечно много нужно времени, чтобы воссоздать, вновь вдохнуть жизнь в, казалось бы, убитое духовное существо – храм Божий. Этот храм являет собой нашу сегодняшнюю церковную и духовную жизнь. Некогда поразительно красивый, великолепный, созданный вдохновением, мастерством, особой силой благодати, молитвами людей, которые приступали на этом месте работать, Господи – и мы, немощные, утратившие очень многое и лишь примерно различающие ту духовную жизнь, которая была на Руси, и которой мы могли бы жить. Даже после долгих трудов всё лишь проступает, как апостол Павел говорил, «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор.13:12) мы пытаемся различить лики Бога Господа Иисуса Христа, воплотившегося Вседержителя и Бога; лики святых, подвизавшихся здесь, на земле, так, как, наверное, не смогут подвизаться современные люди. Но в Божиих руках всё! На Руси было тогда очень мало храмов; духовная жизнь только начиналась. И мы видим полноту церковной жизни, которая смогла с нуля создать этот Божественный храм. Как говорил отец Иоанн (Крестьянкин), мы пребываем в состоянии владения и жизни, в духовной разрухе. Лишь немногое сохранилось; лишь немногое мы можем воспринять из той огромной сокровищницы, которую являет собой Православная Церковь. И мы уже изменились; мы уже другие! Мы выросли в других семьях, в другом обществе. В нас, наверное, нет той Божественной любви, ревности, устремлённости к Богу, отрешения от всего постороннего, сосредоточения на единой цели Богопознания - соединения со Христом не в мечтах, не в иллюзиях, не в прелести, а так, как было с Его учениками: глаза в глаза; душа перед Богом.

http://pravoslavie.ru/141905.html

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Итак, собрался бесчисленный лик богоносцев; и все чины премирных Сил, невидимо слетев с высоты, собрались к дивному зрелищу; богодухновенные души святых, которых книга Песнь Песней в духовном смысле именует девами ( Песн. 1:2 ), были там же, составляя лики вокруг одра (ибо прилично было, чтобы боговидные души усопших присутствовали при Царице естества, предваряли Ее исхождение, сопровождали Ее торжественным шествием и пели исходные песни). Открыто лежало световидное и вместившее всю полноту Богоначального Слова тело Богородицы, которое, быв зримо на одре, наполнило всю тварь благоуханием мира. Избранные из богомудрых, причастники Святого Духа, от преизобильной радости о богосладостном утешении, начали попеременно петь (кто что мог – один одно, другой другое) из вдохновенных погребальных песнопений. Однако же, те песни были не таковы, какие можем измыслить мы: их научил произносить и давал слышать Дух Святой. Все, что говорили и слушали песнословившие, несравненно превосходя наше земное искусство, ни сколько не отличалось от звуков ангелов, торжествующих на небе. Их высоту, глубину и бесконечную красоту описывать не нам, ни сколько не вкусившим такой сладости: скорее мы должны почтить их молчанием, как превосходящие наше разумение. Мы приступим только к тому, в чем и успех приятен, и погрешность не опасна, что не огорчит книжного, и не будет затруднительно для неведущего... Такой конец положил Бог заветам с нами; это – венец Божественных пророчеств, это – неизреченный совет предвечного попечения о человеке. Это – благонаписанный образ Божественного первообраза, опора всякого восхождения к Божественному, святейшая скиния Творца всех, богоприятная чаша премудрости, чистая сокровищница жизни, неисчерпаемый источник Божественных просвещений, непоколебимая держава: поелику не была обладаема страстями Та, Которая превосходит всех чистотой. Воистинну, Она соделалась как бы жилищем чудес, бывших ранее; а последняя часть этого есть празднуемое ныне (хотя все было предопределено прежде всякого времени, ибо, конечно, в Божественном совете каждому из нас давно назначен конец жизни).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Петр, митрополит Крутицкий июня 1862-†27 сентября/10 октября 1937 Прославлен в 1997 г. Память празднуется 27 сентября/10 октября (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18–23 февраля 1997 года о канонизации священномучеников: Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского ; 1862–1937), митрополита Серафима (Чичагова ; 1856–1937) и архиепископа Фаддея (Успенского ; 1872–1937) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Издревле возлагая свои духовные упования на молитвенное заступничество пред Престолом Всевышнего святых угодников земли Российской, Русская Православная Церковь соборно свидетельствует о сугубом предстательстве за ее верных чад сонма новомучеников Российских, поименное прославление которых благоговейно осуществляется Церковью. По Промыслу Божию не только мученическая кончина, но и подвижническая жизнь многих новомучеников Российских оказывалась запечатленной в соборной памяти Русской Православной Церкви для назидания будущих поколений ее верных чад, дабы помнили они обращенные ко всем христианам слова святого Апостола: “Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем” ( Рим 14:8 ). Великий смысл этих слов засвидетельствовали благочестивым житием, исповедническим архипастырским служением, самоотверженным стоянием за единство Русской Православной Церкви и пролитием мученической крови в 1937 году священномученики митрополит Крутицкий Петр (Полянский) , Местоблюститель Патриаршего престола, митрополит Серафим (Чичагов) и архиепископ Фаддей (Успенский) . Митрополит Петр, призванный к первосвятительскому служению после блаженной кончины своего святого предшественника Патриарха Тихона, возглавлял Русскую Православную Церковь в пору лютых гонений на нее, претерпел изгнание, тюремные узы и заточение, увенчав подвиг исповедничества мученической смертью за Христа. Строгий ревнитель церковных традиций и вдохновенный архипастырь, священномученик митрополит Серафим на 82-м году своей благочестивой жизни был взят гонителями Церкви с одра болезни, мужественно пребывал в узах и смиренно принял смерть за веру и Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Луи Дюшен (католик) Глава VII. Епископская власть  Угроза христианскому братству со стороны ереси. – Необходимость иерархии. – Положение ее в Иерусалиме и Антиохии. – Устройство церкви во времена ап. Павла – Совет епископов, диаконы. – Единоличный епископат, его происхождение. – Кажущееся противоречие между епископатом единоличным и коллегиальным. Большинство исторических памятников, на которые мы до сих пор ссылались, говорят об азийских церквах; но можно думать, что таково же было положение почти всюду. Оно было очень серьезно. Был поставлен вопрос, останется ли христианство верно Евангелию, или первоначальная простая проповедь будет поглощена приливом чуждых ей доктрин. Неужели эта чистая религия, унаследовавшая все, что было лучшего в Израиле, эта здоровая нравственность, это доверчивое, спокойное благочестие, – неужели все это будет отдано без защиты в жертву пропагандистам всяких причудливых учений и безнравственным шарлатанам? Последние были многочисленны и разнообразны; они перебегали от одной церкви к другой под видом пророков или апостолов, ссылаясь на Ветхий Завет, на авторитет Евангелия, преувеличивая значение соображений своей туманной философии, способной сбить с толку простодушных людей. Как оградиться от них? В эту первую эпоху церковь еще не располагала ни вполне определившимся каноном Священного Писания , ни общепризнанным символом веры , ни даже твердо установленной духовной властью, которая была бы уверена в себе и опиралась на прочную традицию. В христианских собраниях слово также свободно предоставлялось каждому, как и в синагогах; если речи принимали нежелательный оборот, председателю собрания было конечно не трудно остановить оратора, но если бы он стал сопротивляться, если бы затеял спор, что можно было бы возражать людям, которые ссылались на авторитет или великих восточных апостолов, или ученых законников, или даже на Святого Духа и на Него в особенности? Мы видели, как трудно было ап. Павлу ввести в границы вдохновение своих коринфян. А как помешать проповеди вне собраний общины, образованию кружков, вследствие которого, даже помимо догматических заблуждений, распадался братский союз первых дней?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Митрополит Восточно-Американский Иларион: «Цель объединения Церкви — воспитание православной молодежи» 20 мая, 2012. Новостная служба Спасение в ясном сознании самой существенной и важной задачи, которая стоит перед русским народом, в Отечестве и в рассеянии сущим — воцерковление, служение возрождению Православия и нашей культуры, пропитанной духовностью Святой Руси, реорганизация всей нашей жизни на основах Православия. 20 мая 2012 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся торжественный акт, посвященный пятилетию восстановления канонического единства Русской Православной Церкви. На мероприятии выступил Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Ваше Святейшество, Святейший Владыко! Высокопреосвященные и Преосвященные собратья-архипастыри, всечестные отцы-сослужители, дорогие о Воскресшем Господе братья и сестры! Христос Воскресе! Пять лет тому назад изволением Божиим и подвигом добрым приснопамятных Святейшего Патриарха Алексия II и митрополита Лавра побеждено многолетнее разделение внутри Русской Православной Церкви. Память их всегда будет соединена с похвалами. Они живы для нас, их вдохновеннейшие гласы еще звучат в наших сердцах, призывая нас бдительно хранить богопреданное учение Православной Церкви, осолять духом Евангелия все стороны современной жизни и лобызать древнюю Святую Русь во всем ее благолепии, как дом Пресвятой Богородицы, как царство благочестия, святости и правды Божией. Главный же их завет состоит в том, чтобы все русские люди, где бы они не находились, блюли единение духа в союзе мира и, особенно, мира церковного. Мы все живо помним, каким молитвенным и праведным трудом подвизался за рубежом владыка Лавр за восстановление единства с Отечественной Церковью, и там, где он сеял часто слезами, мы пожинаем теперь по милости Божией радостью. Вот этими радостями и успехами, достигнутыми в нашем взаимодействии и соработничестве, главным образом в молодежном служении, хотелось бы поделиться со всеми вами сегодня.

http://pravmir.ru/mitropolit-vostochno-a...

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай как проповедник 10 Одним из отраднейших явлений последнего времени следует назвать выход в свет «златотканного произведения» – «Сборника» слов, речей и посланий Высокопреосвященнейшего Николая, Митрополита Крутицкого и Коломенского. Высокочтимый автор сборника, не без оснований признанный «Русским Златоустом» не только у нас, но и за границей, внес новые, свежие веяния в область гомилетики. Он – мастер художественного слова и несомненно крупнейший современный оратор, всегда вдохновенно ровный и увлекательный. Из прежних русских ораторов, отчасти подобных направлением Митрополиту Николаю, можно указать в прошлом веке разве на Митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) ; Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского; Димитрия (Муретова) , архиепископе Херсонского; протоиерея Родиона Путятина ; Гавриила, епископа Имеретинского и Евгения, архиепископа Ярославского. Но даже проповеди знаменитого Иннокентия (Борисова) , архиепископа Херсонского, при всем картинном блеске своем, пафосе, пышности и, казалось бы, теплоте чувства, не всегда создают в читателе впечатление, подобное впечатлению от речей Митрополита Николая. Причина того в том, что архиепископ Иннокентий отпечатлевает в своем проповедничестве, наряду с апостольским горением духа своего, еще ораторские – чисто человеческие – увлечения. Его речь заметно во многих местах изливалась не из всецело молитвенного настроения, но с примесью и земных чувств церковного оратора-художника. Потому некоторые из проповедей Митрополита Херсонского можно сравнить с вином не цельным, а в какой-то мере разбавленным водой человеческих порывов. Наоборот, в проповедническом творчестве Митрополита Николая гармонически сочетались, как два взаимопроникающих элемента, библейская мысль и пастырски-отеческое переживание и любовь к пастве. Его проповедь более похожа не речи великих миссионеров, действовавших в Боге с одной целью возродить для неба новых духовных чад. Он исключительно в положительной форме, т.е. без обличения верующих, живописует перед ними единственную ценность и красоту христианского идеального настроения. У него не человеческая жизнь освещает идеологию Священного Писания, а наоборот, сама жизнь облекается во свет библейской оценки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Н.З. Кунцевич Член I. О Слове Божьем Мы веруем, что Священное Писание Ветхого Завета, именно: пять книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфи, две книги Самуила и две Царей (или четыре книги Царств). две книги Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии, книга Есфмри, книга Иова, книга Псалмов, Притчи Соломона, Экклезиаста и Песнь Песней Соломона, книги Пророков: Исайи и Иеремии, Плач Иеремии и книги Пророков: Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, а также Священное Писание Нового Завета, именно: Евангелия Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния Апостолов, Послание Павла к Римлянам, два послания его же к Коринфянм и его же послание к Галатам, Ефесянам, Филипийцам и Колосянам; два послания того же Апостола к Фессалоникийцам, два к Тимофею, одно к Титу и одно к Филимону и послание к Евреям; два послания Апостола Петра, три послания Ап. Иоанна, послание Ап. Иуды, послание Апост. Иакова и Откровение Апост. Иоанна – истинно вдохновенны Святым Духом; так что только эти книги, в совокупности, составляют истинное божественное откровение роду человеческому и единственный источник богопознания и должны быть единственным наставлением и правилом веры и жития. Член II. О Боге Мы веруем, что есть только один, живой, истинный и вечный Бог: Отец, Сын и Святой Дух, который в своём естестве и свойствах совершенны, вечны, равны и нераздельны, так что Отец есть истинный, вечный Бог , Сын – истинный, вечный Бог, Дух Святой – истинный, вечный Бог; однако, мы веруем не в трёх Богов, но только в единого вечного, всемогущего, премудрого, всеведущего, вездесущего Бога. К познанию сего Бога человек может достигнуть только через божественное откровение Священного Писания и Святого Духа. Разбор 1-го и 2-го члена Главное в этих членах сектантского вероучения есть то, что только Священное Писание признаётся источником богопознания и правилом веры и жития. Это – ересь, т. е. односторонний, узкий взгляд, извращающий истинное вероучение. Упущено сектантами преднамеренно учение о Церкви, как посреднике в деле спасения и учение о Свящ. Предании, хранимом Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/izlozhen...

Н.И. Большаков Воздействие о. Иоанна на душу людей. Борьба с пьянством БУДУЧИ одарен чрез таинство священства великою благодатною силой, о. Иоанн совершал многочисленные чудеса не только в области тела, но и в области духа. Обаятельное и благотворное влияние доброго пастыря заметно и не на одном простом народе. Многие, очень многие интеллигентные лица изменились под влиянием слова о. Иоанна. Сотни и тысячи образованных людей передают с восторгом о своих впечатлениях, о беседах с о. Сергиевым. Один из наиболее тяжких недугов русского народа (не исключая и интеллигенции), является пьянство. О. Иоанн – друг трезвости С первых дней своего пастырства о. Иоанн неустанно борется с недугом пьянства. Батюшка! – говорил о. Иоанну один писатель, – я всегда, а в настоящее время особенно настойчиво ратую против пьянства и спаивающих народ водкой. Но находятся люди, которые негодуют на это, говорят, что я пристрастен, что я преувеличиваю, что пьянство... Глаза пастыря засверкали, он взял его за руку и вдохновенно произнес: – Пишите, дорогой мой, пишите! Больше, больше пишите! Никого не слушайте, ни на кого не смотрите! Я благословляю вас на это! Вы получите заслугу от Господа, чем больше будете писать! Нет зла столь великого и гибельного, нет врага сильнейшего, как народное пьянство. Хорошо делает ваш редактор, что восстал против этого врага Церкви, нравственности, семьи и народа от мала до велика. Ах, знаете ли, я видел доброго хорошего семьянина, который спился и с ножом бросался на жену, чуть не зарезал ее, а жена такая кроткая, добрая. Только вино, одно вино превратило этого семьянина в зверя! И сколько подобных примеров! Пьянство не только есть непотребство, оно рождает массу других пороков и преступлений; оно развращает целые деревни, села, города! Ребенок-идиот оказывается у отца, пившего запоем. Дитя хронически больное, оказывается, было зашиблено в пьяном виде нянькой. Юноша-пьяница оказывается сыном пропойцы-отца, жестоко бившего детей во «хмелю»... Чахоточная мать, жертва пьяных оргий мужа. Расслабленный «25-летний старец» герой бесшабашных кутежей. «Нищий-миллионер» часто бывший мот и кутила, спустивший наследство разгулом. Кто не борется теперь с этим недугом? И правительство, и земство, и частные люди. Устраиваются различные больницы...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Над древним Ростовом Великим, над его озером, над Успенским собором, над Кремлем и кремлевскими стенами, над монастырями и среброглавыми приходскими церквами лежит холодная октябрьская, лунная ночь. И невольно думы переносятся за два века назад, к такой же холодной октябрьской ночи над Ростовом – ночи с 27 на 28 октября 1709 года... Мирно было в низких, маленьких комнатах митрополичьих покоев. Тихо, тепло, темно... Лишь лампады перед образами да жарко разгоревшаяся печь разгоняли жуткую темноту осенней, таинственной ночи. У печи в глубоком кресле сидел владыка ростовский Димитрий, а кругом него стояли дети, ученики его школы, и пели кантаты. Как серебряные колокольчики, звенели чистые детские голоса в ночной тишине. И пели они: «Иисусе мой прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю... Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радость...» И под звуки любимых кантат, написанных им когда-то, в дни его молодости, глубоко задумался святитель Димитрий, устало опустив голову на руки. II вся жизнь пронеслась перед ним в те минуты... Пронеслось светлое, беззаботное детство, озаренное животворящим солнцем родимой Украины. Синее безоблачное небо... теплые материнские ласки... веселые детские игры в тени старых отцовских тополей... а там златоверхий Киев... синий Днепр... Киевское Братское училище... и первое томление духа... и первое страстное стремление в небесное отечество... Вот и юность. Ему семнадцать лет. Но знает он уже, что не здесь, на земле, наш удел. И вот он инок Димитрий... Пронеслись перед ним его первые иноческие подвиги, ночная молитва , пост, борения, победы. И так семь лет в безвестности, в тиши и уединении бедной монашеской келии... Вот он иеромонахом в Чернигове. Там «отверзлись уста его», и громко заговорил он о том, чем с юности была полна его душа. А потом служение Богу во святых Его: предпринят великий труд: он стал составлять Четьи – Минеи... Благодарною слезою блеснул при этом воспоминании взор святителя Димитрия. И благословил он те часы вдохновения, что летели, как миг, когда, отрешившись от земли, он беседовал со святыми и ангелы Божии помогали ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010