Вечный полдень – свет спасенья – Всей вселенной день один. Слава Господу во веки, Слава Богу вдохновенья, Слава Троице. Аминь. Примечания, со ссылками на церковно-славянском языке. Христос воскресе – слово из пасхальных богослужебных песнопений и приветствие православных христиан на Пасху, от дня Воскресения Христа, от Пасхи, все сорок праздничных дней, до Его Вознесения. Божий Дух – Дух Божий – Дух – в священном Писании упоминается: как Дух Святый, второе лице Пресвятой Троицы, и, реже, как Ангел Божий. Быт. 1, 2: Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух божий ношашеся верху воды. Быт. 41, 38: И рече фараон всем рабом своим: еда обрящем человека сицеваго, иже имать духа божия в себе? Иов. 33, 4: дух божий сотворивый мя, дыхание же вседержителево поучающее мя. 2 коринф. 5, 5: Сотворивый же нас в сие истое бог, иже и даде нам обручение духа. Евр. 2, 4: сосвидетелствующу богу знаменьми же и чудесы, и различными силами, и духа святаго разделеньми, по своей ему воли. Здесь, в послании к евреям апостола Павла, говорится о дарах духовных, дарах Духа Святаго, о знамениях и чудесах от Бога, о явлении сил различных, в тех, кто пребывает в благодати Духа Святаго, и о разделениях даров духовных по Его воле, ибо дары духовные даются верующим многоразличные, на все потребы духовной жизни. Хлада глас – слово из Библии, на церковно-славянском языке, о малозаметном признаке явления Господа: 3 царств. 19, 12: и по трусе огнь, и не во огни господь: и по огни глас хлада тонка, и тамо господь. Слава Божия – упоминается в Библии не единожды: Притч. 25, 2 (церковн.-славянск.): Слава божия крыет слово, слава же царева почитает повеления его. Апокалипс. 21, 23: И град [небесный] не требуя солнца и луны, да светят в нем, слава бо божия просвети его, и светилник его агнец. С нами Бог – слово из православного богослужения: Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко съ нами Богъ (Ис. 6, 9-10; церк.-слав.). С нами Бог – это слово означает также имя Господа Иисуса Христа, имя Его чудесного явления, в пророчестве Исаии пророка: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Матф. 1, 23).

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/21/...

Пятидесятница День Святогой Троицы, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа на Апостолово или просто Троица — двунадестятый праздник, отмечаемый на 50-ый день после Пасхи, в 2024 г. — 23 июня.   Благдсловен ecu, Христе Боже наш. Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святого, и теми уловлей вселенную: Человеколюбце, слава Тебе . Настоящим началом истории Церкви, ее рождением явился праздник Пятидесятницы 30 года. Иерусалим был переполнен паломниками, съехавшимися со всех концов Римской империи. Внезапно внимание народа привлекла группа галилеян: охваченные вдохновением, они обращались к народу со странными речами. Одни сочли их пьяными, но других поразило, что этих людей из Галилеи понимали даже те, кто не знал арамейского наречия. Тогда вышел Петр, ученик Иисусов, и сказал, что настало время исполнения пророчеств, когда Дух Божий почиет на всех верных. «Мужи израильские! — воскликнул он. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти: потому что ей невозможно было удержать Его». Сила речи Петровой была ни с чем не сравнима. В тот же день тысячи иудеев приняли крещение во имя Иисусово… Что же произошло с учениками? Что внезапно превратило их в смелых провозвестников Христа? Никакие исследования историков не могут дать ответа. Здесь — тайна Духа Божия, Который был послан Иисусом для укрепления Его рождающейся Церкви. С того момента, когда над учениками пронесся таинственный звук, подобный шуму ветра, и вспыхнули языки небесного пламени, они стали другими людьми. Те, кто совсем недавно в Страхе бежал из Гефсимании, начинают всемирную проповедь Евангелия. Их не остановят ни угрозы архиереев, ни истязания, ни тюрьмы. За ними придут новые поколения. Против них вооружатся властители и философы, чиновники и полиция. Но, распятые, Сжигаемые, гибнущие на аренах цирков, они устоят в силе Духа.

http://predanie.ru/tema/pjatidesjatnica/

Двадцать седьмой день. Поучение 3-е. Праздник Знамения Богоматери. (Пророчество Богоматери о Самой Себе). I. В день праздника Знамения Богоматери, установленного по случаю чудесного избавления новгородцев от нападения врагов в XII столетии, прилично обратить ваше внимание на небесную славу Богоматери, пророчество о которой некогда было произнесено Самой Богоматерью, предчувствовавшей Духом Святым, что Господь прославит Ее пред миром христианским в многочисленных чрез Нее Своих милостях, которые изобильно изольются на всех, притекающих к Ея предстательству пред Богом. «Отныне ублажат Мя вси роди» ( Лук. 1, 48 ), сказала Пресвятая Дева Мария, когда праведная Елисавета, при встрече с Нею, исполнившись Духа Святаго, назвала Ее Материю Господа. Не от собственного разума и сердца возникла в смиренной Марии такая мысль о будущей Ея всемирной славе. Прославляя Господа, прославляющего Ее, Она говорит только о Своем смирении, видит Себя только рабою Его: «призре на смирение рабы Своея». При таком глубоком чувстве смирения могла ли Она помышлять о будущей славе Своей? Воистину Дух Святый, приосенивший Ее со времени зачатия Ею Сына Божия, открыл Ей будущее, и вот Она, по Его внушению, изрекает пророчество о том, что ожидает Ее в церкви Христовой. Если же так, если по вдохновению Духа Божия сказала Она: «отныне ублажат Мя вси роди», то чью волю исполняют все ублажающие Пресвятую Деву Марию? – Конечно, волю Духа Божия. Кому не повинуются те, которые отрекаются почитать Пресвятую Богородицу? – Не повинуются Духу Божию. Да, если еврей не ублажает Матери Господа моего: это понятно, он не верует в Евангелие, он не знает Духа Святаго, глаголавшего в Евангелии. Но если христианин не чтит Благословенной: не знаю, как назвать его? Грустно, больно, тяжело видеть такого христианина! II. а) «Отныне ублажат Мя вси роди». Кого ублажат? Ту, от Нея же родися Иисус глаголемый Христос ( Mф. I, 16 ). Иисус не простой человек, но Богочеловек. Во утробе Девы Марии человечество чистое, безгрешное, соединилось с Божеством истинным. «Господь с Тобою», сказал ангел Марии: «Господь с Тобою» не только Своею благодатию, но и совершенным в Тебе вочеловечением. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» ( 1Тим. 3, 16 ). Нет и нельзя представить себе выше той чести, какой удостоилась Она – Матерь Богочеловека. Единородный, предвечный, единосущный Сын предвечного Бога Отца приял во чреве Марии человеческое естество. Непостижимо снисхождение Сына Божия! Чудно, несравненно величие Девы Марии! Истинно – Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим!...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию Митрополит Пирейский Серафим предостерегает против празднования Пасхи с католиками 17.04.2024 36 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ Митрополит Пирейский Элладской Православной Церкви Серафим заявил, что православные христиане не могут праздновать Пасху совместно с католиками. Он напомнил православным, которые хотят, начиная с 2025 года, праздновать Пасху в один день с РКЦ, что, согласно правилам Церкви, празднование Пасхи должно совершаться в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, то есть того месяца, полнолуние которого или совпадает со днем весеннего равноденствия, или бывает после этого дня, сообщают «Афинские новости». Но по его словам, «паписты не только нарушают постановление Первого Вселенского Собора, но и часто празднуют до или параллельно с еврейской Пасхой». Он подчеркнул, что «как никогда ясно, что Запад празднует правильно только тогда, когда следует за Востоком». «После святого Первого Вселенского Собора и того, что было установлено Божественными Отцами через Святого Духа, определение Пасхи больше не является вопросом астрономической точности, а повинуется вечному предписанию Святого Духа», – заявил митрополит Серафим. Он также считает, что совместное «празднование Святой Пасхи с еретиками является отрицанием канонических рамок Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви, а значит, и Святого Духа, пребывающего в ней». Митрополит Серафим напомнил, что правила Церкви «категорически запрещают общение с иудеями и еретиками, любое общение с которыми влечет за собой отлучение и отделение от Церкви». Иерарх заявил, что правило празднования Пасхи для Православной Церкви неизменно, а изменение его – «это хула на Духа Святого и на Божественное вдохновение Церкви, которая учит, что Святой Дух обитает в ней, и что общение с еретиками, такими как современные антихалкидониты, римо-католики и протестанты, канонически невозможно». Общение с еретиками, уверен владыка, «влечет за собой трагические канонические последствия, развращает православное самосознание и искажает нерушимое откровение Вечного Бога через святых апостолов, богоносных отцов и святые Соборы».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/va...

Разделы портала «Азбука веры» ( 17  голосов:  4.4 из  5) Часть I Игумен Феодосий (Попов). Предисловие Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки. Так в Духе Святом утверждает святой апостол Павел, обращая свое вдохновенное слово к Церкви верующих всех стран, всех времен до скончания века. И слово это, Как Слово Божие, измениться не может; и как Церковь Божию, так и слово апостольское не одолеют и врата адовы, — этому верит христианская вечность, и должны верить и мы, православные христиане, предназначенные к вечности, к вечному спасению, к вечному радованию, к вечному царствованию вместе с Царем славы, Христом Иисусом. Такова вера наша, и с этой верой Богу милующу мы и отойдем в Царство Света немерцающего и незаходимого. Но как горькая действительность мало соответствует светлым христианским упованиям! Где сила Христова просвещения духа человеческого? Где подвижники духа? Где вера их? Где сила их, переставляющая горы? Где явно действующая благодать Духа Святаго? Где они, великие светильники веры, Преподобные, эти ангелы во плоти, нас спасающие?.. Тревожное сердце христианское, недоуменно и втайне озираясь на окружающую его действительность, с тревогой, близкой к отчаянию, готово вопросить Господа своего: да есть ли теперь даже и спасающиеся? А злобный дух времени змеиным шепотом отступничества уже шепчет рабам своим: христианство дискредитированно — долой христианство, долой Церковь, долой монашество, попов, долой все предрассудки и суеверия веры, тормозящие движение земной культуры, прогресса единого бога — человеческого разума! Царь мира — плоть, вечное блаженство — царство всеобщей сытости! Прочь призраки и мечтания слабых разумом, обольщенных и обольщаемых своекорыстными жрецами!… Вот какие речи ведет к своим ученикам и последователям дух времени сего, князь мира сего, торжествуя уже близкую свою конечную победу над ослабевшим в духе христианством. Так, по крайней мере, думает отступнический мир. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». На все времена сказано было это слово нашим Спасителем и Богом: во все времена стадо Христово, верное своему Пастыре-Начальнику в полноте духа и истины, было не велико, потому что всегда был тесен и прискорбен путь Креста Христова и широко отверсты врата, ведущие в погибель; в конце же времен, при внешнем и кратковременном торжестве зла, оно будет казаться еще меньше, но все-таки будет Церковью, которой не одолеть всей силе вражьей.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Скачать epub pdf Понятие о Священном Писании Священное писание есть собрание отдельных книг, написанных по вдохновению Святого Духа некоторыми авторами для сохранения и распространения среди людей сверхъестественного откровения. Поэтому Библия есть не простое литературное произведение, а слово Божие. Свою веру в Божественное происхождение Библии Церковь выразила в 8-ом члене символа веры : «Верую ..в Духа Святаго, глаголавшаго пророки». Есть два рода свидетельств Боговдохновенности Библии : 1 .заимствуется из самого Священного Писания и имеет значение лишь внутри Церкви. Примеры: Исход,4,12; 2Царств, 23,2: «Дух Господень говорит во Мне и слово Его на языке у меня». Сам Христос называет Св.Писание словом Божиим ( Мк.7,13 ; Иоан.10,35 ) 2 .Второго рода свидетельства доставляются разумом и могут иметь значение и вне Церкви. Этого рода свидетельства делятся на два вида: ум человеческий приходит к заключению о Божественности Библии путем сравнения ее с другими религиозно-философскими произведениями. Библия непосредственно дает знать о своем Божественном происхождении душе человека совершенно особенным действием: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4,12 ). Первого рода свидетельства, состоящие в сравнении Библии с произведениями человеческой мудрости, доступны только тем, кто достаточно знаком с человеческой мудростью и в ней разобрался. Свидетельство второго рода теоретически доступно всем. О богодухновенности священного писания Понятие богодухновенности в Священном Писании употребляется только один раз – во 2-ом послании к Тимофею, 3,16. Под богодухновенностью Священного Писания в общем смысле разумеется такое действие Святого Духа на души некоторых людей, в силу которого написанное становится выражением мысли Божией, т.е. становится Словом Божиим. Этой общей формулировкой охватываются все богословские взгляды на сущность богодухновенности, но она слишком расплывчата и потому ничего определенного о сущности богодухновенности не говорит. Поэтому следует обратиться к рассмотрению более определенных понятий о богодухновенности.  Теория механическая

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kon...

Содержание Предисловие автора I. Царственное священство II. Поставление лаиков III. Служение лаиков I. Служение лаиков, как служение народа Божьего II. Священнодействия в церкви III. Служение лаиков в области священнодействия. IV. Служение лаиков в области церковного управления. V. Служение лаиков в области учительства. IV. Дело служения I. Особые служения II. Апостол. III. Евангелист. IV. Пророк. V. Учитель. V. «Предстоятели в Господе» I. «Все должно бытъ благопристойно и чинно». II. Предстоятель III. Епископы-пресвитеры новозаветных писаний. IV. Происхождение и смысл терминов «пресвитер» и «епископ» V. Служение вспомоществования. VI. «Приносящий благодарение»  I. Проблема возникновения служения епископов-пресвитеров II. Иудейская и Христианская «хабура». III. «Семь» Иерусалимской церкви и их служение IV. Свидетельства первоначальной христианской письменности о старейшем пресвитере V. Служение старейшего пресвитера VI. Поставление старейшего пресвитера VII. Смещение старейшего пресвитера и его заместитель VII. Епископ I. Епископ, как преемник старейшего пресвитера II. Первосвященническое служение епископа. III. Перемены в церковной жизни, вызванные превращением старейшего пресвитера в епископа IV. Апостольское преемство VIII. Власть любви Библиография Указатель святоотеческих и древнехристианских источников Предметный указатель     ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА Наименование «Ecclesia Spiritus Sancti» мы находим у Тертуллиана . Оспаривая у епископов, в частности, вероятно, у Каллиста Римского, власть «вязать и разрешать», Тертуллиан утверждал, что она принадлежит «Церкви Духа», а не «церкви психиков». Ему казалось, что «великая церковь » забыла о пророческом вдохновении, и он со всей страстностью своей натуры бросился в объятия монтанизма, в котором пророчество выдвигалось на первый план. Конфликт кафолической церкви с монтанизмом, может быть, самый странный конфликт, какой мы находим в истории церкви. Церковные будни неизбежны в церковной жизни, когда она начинает отстаиваться, но меньше всего церковь конца II-ro века или начала III-ro века думала отказываться от даров Духа. Вступая в борьбу с монтанизмом, Церковь не отвергла пророчества, что она и не могла сделать, но она боролась за саму себя. В поисках вдохновения Тертуллиан не заметил, что он вступал на путь, который выводил его из Церкви, т. к. монтанизм разрушал Церковь, а разрушая Церковь, он отказывался от даров Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

§ 1. Понятие о церкви и ее истории Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. История церкви есть связное и последовательное повествование об ее начале, распространении, жизни и деятельности в роде человеческом. § 2. Сошествие Св. Духа на апостолов и первые успехи евангельской проповеди в Иерусалиме По вознесении Господа апостолы с прочими верующими пребывали в Сионской горнице, в Иерусалиме, и молились о ниспослании на них Св. Духа. На место погибшего Иуды жребием избран был Матфей, свидетель жизни Господа от Его крещения до вознесения. В 50-й день по воскресении Господнем, в самый праздник Пятидесятницы, утром послышался с неба шум, как будто поднялась страшная буря с вихрем, который ворвался в самую горницу, где были апостолы. Над головами их появились огни, имевшие форму человеческого языка, и опустились, по одному языку, на голову каждого из апостолов. Все исполнились Св. Духа и начали говорить на разных, дотоле неведомых им языках, и в то же время почувствовали себя как бы вновь рожденными. Мысли возвышенные и глубокие зароились в их умах, вера, горячая, как пламя, запылала в их сердцах. Мгновенно вспомянулось им все учение, которое они некогда слышали от Христа Спасителя, и каждое слово этого учения, как раскаленное железо, жгло им сердце и требовало открытого всенародного исповедания. Тесны были для них теперь пределы горницы: неудержимая сила вдохновения влекла их в народное море. Между тем и народ, который на праздник Пятидесятницы стекался из разных стран света, пораженный происшедшими необычайными явлениями, пришел в смятение и устремился к дому, в котором находились богопросвещенные апостолы. Апостолы вышли из дому и начали вдохновенную речь. Безмолвно внимали несметные толпы народа дивным речам. Но когда прошло первое впечатление, и массы разноязычного народа переглянулись между собой, чтобы поделиться вынесенным впечатлением, они с изумлением заметили, что только что выслушанные речи каждый из них слышал на родном языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Апостол Павел – рупор Святого Духа Без Павла Церковь пребывала бы в режиме молчания 12 июля, 2016 Без Павла Церковь пребывала бы в режиме молчания Апостолы Петр и Павел по-разному любили Бога, и это их отличало. Но они одинаково сильно любили Господа, и это их роднило. Они оба жили только Богом и за это были любимы Богом. Содержание статьи Что же их отличало? Апостол Павел и духовный закон В жизни так часто бывает, что простые и неученые люди очень любят церковный закон и обряд больше богословия. В жизни так часто бывает, что ученые люди, узнавшие всё о законе, могут себе позволить отнестись к закону как к чему-то необязательному в его мелочах. Но зато они очень стараются держаться сути и смысла этого закона. Вот что пишет апостол Павел о посте: Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Как ни пиши духовный закон, всегда останется нечто, что описать нельзя. Суть закона в Боге, а Он есть бесконечность, которая не может вместиться в тесные рамки закона. В Церкви между такими людьми бывают недоумения или даже споры. Но прошедшее гонение на христиан в СССР показало, что и те и другие одинаково сложили душу за Христа. Вместе всходили на крест, ученые и неученые, вдохновенные и практичные. Потому что закон и любовь есть два крыла веры. Таким человеком Закона стал апостол Петр. Таким человеком Духа стал Павел. Петр – столп закона Божия, а Павел – столп любви. Следя за жизнью апостолов, ходивших с Христом, можно было ожидать, что кому как не им оставить обширные воспоминания об этой совместной жизни с Богом. Им не обязательно было самим писать. Рядом были грамотные люди. Но… Евангелия – книги поразительно маленькие и скупые на подробности. Складывается впечатление, что Христос все три года почти молчал. Ученики не посчитали нужным записать все Его слова, которые нам дороже золота. Тысяча дней проповеди Иисуса выразилась в тексте Его прямой речи, которую можно прочесть всего за полчаса.

http://pravmir.ru/apostol-pavel-rupor-sv...

Глава 2. Откровение на Сионе нового совершеннейшего закона, основание в мире царства мира, отриновение и унижение Израиля 1. Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. (Слово бывшее от Господа ко Исаии сыну Амосову о Иудеи и о Иерусалиме). Всякое откровение истинный пророк получал в видении; но в пророческом видении, при восприятии видимого, замечается некоторая постепенность и разносторонность. Глубокая религиозная настроенность сердца, высокая степень ясности сознания и большее усилие мышления вдохновенного пророка образуют первую, сравнительно низшую, степень видения: тогда пророк точно видит и верно понимает людей и общественную жизнь, с их действительными свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками. Вторая, высшая степень видения, это – состояние такой глубокой сосредоточенности духа, когда он внутренним воздействием Духа Божия возбуждается так сильно, что пророк воспринимает откровение божественных истин как бы от вне, через впечатление на орган слуха: тогда в видении он воспринимает мысли в данной форме слов ( Пс.44:1 ). Третья и высочайшая степень пророческого видения – когда понимание внутреннего и божественного бывает так ясно, как созерцание внешнего, естественного, и восприятие отвлеченного – в некоторых предметных очертаниях (картинах), а представление будущего события становится наглядным, как наблюдение настоящего явления посредством органа зрения. Так и пророк Исаия получил от Бога откровение о царстве иудейском и столице его, Иерусалиме, при возбуждении духа, сильном до такой степени, что содержание откровения воспринималось им как ряд внешних впечатлений через орган слуха, мысли – в форме слов, в порядке стройной речи. 2. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. (Яко будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы). «Гора Божия» – Сион, (ст. 3), на холме которого (Мориа) стоял великолепный храм Соломонов, посвященный присутствию Господа, благоволившего снизойти сюда в облаке во время освящения оного ( 3Цар.8:10–29 ), эта гора, так возвысившаяся как бы до неба, потом, при царях иудейских Озии, Иоафаме и Ахазе, почти сравнялась со всеми холмами, на которых язычники совершали свое бессмысленное и отвратительное идолослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010