Послание Иоанну, пресвитеру и игумену Боголюбивейшему и досточтимейшему сослужителю господину Иоанну, пресвитеру и игумену, отрекшемуся от мирских забот, Тарасий, архиепископ Константинополя, новаго Рима. Орошенный божественными струями Божия Духа и освященный вдохновением Его Давид, пророк между царями и царь между пророками, воспевая сказал: «Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси» (Псал. 118:152). Для имеющих разум это песнопение неложно и для воспевающих его оно твердо. Боговидец Моисей относительно всего богоглаголиваго Писания сказал, что к нему нельзя прибавить и от него нельзя убавить чего нибудь (Втор. 12:32). Итак прилежно и тщательно, а не поверхностно изучающие все, чему учат (Священное) Писание и отцы, внимательно прочитывающие их и укрепившие ум свой в благочестии и истине, а не увлекающиеся своим собственным хотением, чудесным образом освящаются с гор вечных, будучи озаряемы евангельскими и апостольскими заповедями. Псалмопевец называет их горами потому, что усердно приверженные к ним и ходящие в них — восходят к небесному, а вечными (называет ихъ) потому, что не недавно оне появились и не временны, а изречены еще до основания мира, хотя проповедниками евангельской проповеди провозглашены и в последния времена. Итак, муж желаний, разумеется желаний Духа, зная, что ты от юности предан Богу, мы ради душевнаго успокоения сообщаем только некоторыя немногия движения сердца. Большая часть их пусть будет почтена молчанием. Конечно вы слышали о соборе, бывшем по благоволению Божию в городе Никее. На этот собор собрались мы, равно как и совершающие священныя тайны священнотаинники, представители папы древняго Рима и святейших архиереев восточных и весьма многие из боголюбезных епископов, по повелению благочестивых императоров наших. Присутствовали также и досточтимые архимандриты и игумены и множество иноков. И уже после многих разсуждений, бывших между нами, было определено то, что истинно и угодно Богу. Согласно древнему законоположению святых отцев наших, Церковь вновь получила законоположение делать живописныя изображения и ставить их на видных местах, чтобы они служили к возвышению ума нашего и сообщали нам освящение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3982...

Разделы портала «Азбука веры» ( 72  голоса:  4.3 из  5) 15 июля Жизнь прихода постепенно входит в ритм богослужебного круга. Я приехал в Сарск в канун Пятидесятницы, что воспринял как доброе предзнаменование. Все мои ощущения и переживания, связанные с празднованием Духова дня и Троицы, в этот раз были совсем иными, чем прежде. Раньше мое восприятие этих праздников было глубоко личностным и интимным. В самом деле, Слово Христа, которое есть Новый Завет, Новый Закон, обращено ко всей полноте Церкви, ко всем людям. Дух же Святой, Утешитель, Который, по словам Христа, должен был явиться и явился после Него в день Пятидесятницы, действует избирательно. Он обращен к личности. Он не есть Закон. Дух свободы, Который дышит «идеже хошет и как хощет», есть Дух созидания, творческого экстаза и прозрения. Я молил Его о ниспослании мне вдохновения, о помощи в моих научных трудах. Личностный характер для меня имел и день Святой Троицы, мысль о Которой повергала меня в мистический трепет. В Ней, нераздельно и неслиянно совместившей в себе кристальную чистоту Божественной идеи, Божественного Слова, Логоса, с энергией кипящей плазмы, Духа Святого, и Началом всех начал, Богом Отцом, мне виделась не только тайна возникновения и бытия мира, но и разгадка меня самого, моих мыслей и желаний, моей судьбы. В этот же раз, как я уже сказал, все для меня было иначе. Видя кругом мерзость запустения и торжество сатанинских сил, я трагически ощущал свою немощь и бессилие сломанного, униженного, опозоренного сообщества грешных людей, отчаянно нуждающихся в помощи Божией. Взывая к Духу Святому: «Прииди и вселися в ны» (в ны, а не в меня!), я уже не думал о себе и своих научных изысканиях, я думал только о спасении вверенной мне паствы. Праздники прошли торжественно. Храм был полон. И я инстинктивно почувствовал: что-то произошло. Надежда зародилась в душах людей. Благодать Духа Святого коснулась их. И сейчас, когда я пишу эти строки, перед глазами стоит наполненный ярким светом и украшенный молодой зеленью храм. Свет и молодая зелень, и радостные, преображенные лица людей. Господи, помоги им и спаси их!

http://azbyka.ru/fiction/svet-preobrazhe...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О святителе Григории Паламе. Во 2ю Неделю Великого поста Много может усиленная молитва праведного. ( Иак.5:16 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами вспоминаем и чтим в молитвах замечательного поборника православной веры святителя Григория Паламу. Почему же во второе воскресенье Великого поста Церковь Христова прославляет и ублажает именно этого величайшего ратника благочестия? Сосуд благодати Божией, дивный угодник Господень, святитель Григорий Палама являет собой пример безупречной чистоты сердца и высоты духа, столь необходимых для каждого христианина на благодатном поприще поста, молитвенных трудов и духовного совершенствования. Вся его жизнь есть свидетельство истинной христианской веры и праведности, недаром Церковь почитает его как ангела тишины, укрощающего бурю негодований и ложных обвинений. Родился святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и в воспитании осиротевшего мальчика принял активное участие сам правитель Андроник. Григорий получил блестящее образование, освоил множество предметов, ему пророчили славную карьеру при дворе, тем более ему покровительствовал сам император. Но в 20 лет юноша принимает неожиданное для многих решение – удаляется на Святую Гору Афон и поступает послушником в монастырь Ватопед под руководство преподобного старца Никодима. Осознанно, с большим желанием Григорий принимает постриг и начинает путь подвижничества. Задумаемся, братья и сестры, о том, что двигало молодым человеком в принятии этого жизненно важного решения, в отказе от мира, его соблазнов, славы и почестей? Этот светильник Божественной благодати с юных лет в величайшем смирении и самоуничижении пред Богом ощущал свое недостоинство. Все способности и таланты, которыми столь щедро одарил юношу Господь, святой Григорий относил не к себе самому, а к Божией милости. В сердце его пылала такая искренняя и горячая любовь к Богу, что ничего более не волновало и не привлекало его в жизни. Даже привязанность к близким – к матери, к сестрам – и благодарность к императору Андронику, заменившему Григорию отца, не могли удержать юношу в семейных узах. Всей душой своей он принял призыв Господа: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Не сразу родные приняли и поняли это решение, но потом, постепенно, осознав и прочувствовав всю значимость совершённого, последовали вдохновенному примеру: известно, что мать святителя и его сестры также приняли монашество и достойно подвизались в одной из женских обителей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Речь на годичном акте Парижского Богословского Института 7 июня 1926 года. Жизнь Церкви движима дыханием Духа Святого, пребывающего в ней, и ведением этой жизни обладают в наивысшей степени те, которые очищают чувствия подвигом и становятся исполнены Духа Св. Святость есть основание истинного богомудрия и богомыслия. В жизни святых обретаются кладези боговедения, отсюда должно черпать свои вдохновения и умствующее богословие, которое стремится постигать разумом богооткровенные истины и школьному изучению подвергает их многообразные лики. Постольку богословие, как дело школы, есть по природе своей схоластика, но подлинная, добрая схоластика знает над собой и выше себя не школьное, духовное боговедение святости. И наше русское православное богословствование, как и труд нашей школы, совершаются водительством наших угодников-боговидцев, и в числе их ближе всего стоит нам великий Игумен русской земли, Радонежский и вся России, а ныне и Парижский и иных стран преп. Сергий. Уже признано высокими умами отечественными, что преп. Сергий был и остается воспитателем русского народа, его пестуном и духовным вождем. Но нам надо познать его и как благодатного руководителя русского богословствования. Свое боговедение заключил он не в книги, но в события жизни своей. Не словами, но делами и этими событиями молчаливо учит он нас боговедению. Ибо молчание есть речь будущего века, а ныне оно есть слово тех, кто еще в этом веке вступил в будущий. Молчаливое слово, сокровенное, предстоит одевать в слова, переводить на наш язык человеческий нам, схоластам и умникам этого века, питать свое богословствование от источника боговедения. Чудесно молитвой преп. Сергия изведен был из земли источник свежих и чистых вод, и от земли сердца и ума нашего и ныне да изводит он реки богословия. На небе умном начертал свои знаки преп. Сергий, и над нашими головами горит и сияет его созвездие. И данью благодатного, благочестивого почитания является ныне воззреть на это созвездие. Что знаем мы о природных дарованиях и образовании преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

священник Михаил Слуцкий IX. Торжественное шествие с мощами Все церковные торжества в Белгороде достигли своего высшего завершения, красоты, умиления, торжественности и величия в воскресенье, 4 сентября. К 9 часам утра Белгород с его центром – собором представлял нечто прямо сказочное. По словам очевидцев, такого зрелища не было даже в Сарове и при перенесении мощей св. Анны Кашинской. Украшенный бесчисленным множеством флагов, арок, переполненный морем богомольцев, Белгород приготовился с подобающим достоинством узреть святые останки того, кто 150 лет тому назад ходил по этой земле, творя добрые дела. С 9 часов началась божественная литургия. Во время малого хода мощи святого угодника торжественно были перенесены в алтарь и поставлены на горнем месте. Трогательно было смотреть на это священнодействие. Почивший угодник Божий, обращенный лицом к сонму священнослужителей, являлся как бы живым совершителем литургии, возглавляя собою великий сонм архипастырей. Не только своим вечно живым духом, но и своим телесным храмом святой души, он присутствовал ныне за трапезой Христовой. Высокопреосвященнейший митрополит Владимир с глубоким умилением посвящает свое архипастырское слово памяти угодника Божия, указывая на важное значение для нас, немощных и грешных, св. мощей великого подвижника духа. Вдохновенная речь владыки, льющаяся от полноты духовного восторга, дышащая искренностью святых переживаний души, до слез трогает молящихся. Наступает самая торжественная минута. От дверей храма на большое пространство растянулся крестный ход. Наконец, из храма архипастыри медленно несут на своих раменах святые мощи великого угодника. Звон колоколов, оркестры духовой музыки, пение священнослужителей и певчих производит потрясающее душу впечатление. Когда перед взорами народных громад показался гроб и в нем тихо почивающий, нетленный святитель- нищелюбец, благодетель сирот и вдов, аскет и подвижник духа, непрестанный молитвенник и ходатай, – зарыдала вся эта живая народная душа. Среди тихих рыданий слез, раздаются громкие вопли нежных душ, бессильных удержать крик страдальческого сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Силин Дим., свящ. Трагизм толстовства и мир Евангелия//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 193–213 „Мир Мой даю вам“. Ин.14:27 . Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым. Рим.5:5 . Было время, когда казнили людей за убеждения думая, что, истребляя еретиков, этим приносят верную службу Богу. Между тем это позорное дело было тем страшным преступлением, каким более всего человек может прогневать Бога, какое ужаснее всякой ереси и заблуждения. Гонители не понимали духа и смысла религии, во имя которой они делались палачами. Дух нетерпимости постепенно смягчался до нашего времени, но, к сожалению, далеко ещё не утратил своей значительной силы. Мы и теперь видим людей, которые во имя „истин“ христианства, во имя проповедуемой ими любви и правды издеваются над лучшими убеждениями своих ближних, влекут на поругание самые возвышенные воззрения, имеющие связь с верованием в личного Бога и во Христа, попирают пышный расцвет тех идей и чувств, которые в более узком и первоначальном выражении и сами они признают. Это – толстовцы. Они охотно говорят о своём чистом христианстве, и однако в их настроении нет жизненного и светлого мира. Жаль, что та любовь евангельская, которую они отчасти поняли, является почему-то для них поводом к гонению той же самой любви, но в беспредельно-глубоком её выражении и необъятно-широком её церковном содержании. Мы ( Церковь ) проповедуем любовь Божию, выраженную в Сыне Его Иисусе Христе и постепенно преобразующую человечество вдохновением Духа Святого; и за эту веру и проповедь сектанты нас влекут к столбу позора и всенародного поругания, возбуждая против нас тёмные массы полу-интеллигенции и тронутого фабричной культурой народа криками: „вот колдуны и шарлатаны!“ Мы не дадим места гневу; но нам жаль Льва Николаевича, стоящего центром и душой этого движения, так как думается, что сам он должен глубоко страдать от взведённой им на нас неправды. Мы уверены, что это – временное затмение и недоразумение, которое должно рассеяться от более братского и человечного отношения к нам. Это отношение братской любви помогло бы ему проникнуть в тот средоточный и сердечный, если можно так выразиться, пункт христианства, который объединяет, оживляет и одухотворяет разумным и реальным смыслом всё самое существенное и основное в учении и жизни Церкви; это – то, что называем мы „любовью Божией“. Только на почве братской любви и доверия люди могут понимать друг друга и доходить до ясного выражения своих мыслей и убеждений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf III. История Церковного Песнетворчества и Песнописцев История православного церковного песнетворчества делится учеными обычно на три периода: подготовительный, до V века, расцвет церковной поэзии в V-VII вв. период преобладания канонов с VIII века и до наших дней. Это деление, как и всякая попытка вставить живое развитие в рамки периодов, страдает схематичностью и некоторой искусственностью, но для схоластических и педагогических целей приходится мириться с подобной условностью. 1. Первый Период. Подготовительный (I-IV вв.) Касаясь истоков православной церковной поэзии, приходится напомнить сказанное о той связи, которая существовала в быту первых христиан с ветхозаветным храмом и синагогой, и иудейских корнях христианского богослужения. Они гораздо глубже, чем обычно принято думать. Псалмический и вообще библейский песненный материал занимал в нашем литургическом обиходе исключительное место. Храм не перестал быть центром религиозной жизни первых поколений христиан, как это явствует из Деяний Апостолов и Посланий ап. Павла. Да и нельзя себе вообще представить, чтобы какой-то резкий и внезапный разрыв между апостолами и иудейской средой мог произойти сразу после Вознесения Господа и Сошествия Святого Духа. И даже после совершившегося отделения христианства от иудейства, ветхозаветные воспоминания продолжали очень долго жить в умах и сердцах тех, чьи предки по крови были иудеями, а духовные предки таковыми и остались. Весь дух и пафос Ветхого Завета целиком были восприняты христианами, и этим жили, этим дорожили. Напоминая сказанное о новозаветных песнях, вошедших в наше богослужение 25 , укажем и на слова ап. Павла о «псалмах и поучениях» 26 и «псалмах, славословиях и песнопениях духовных» 27 . Для истории ранней церковной поэзии необходимо всегда помнить о том харизматическом настроении первохристианской общины, жившей благодатными дарами Святого Духа, пророческой экзальтацией и вдохновением. Расплавленность и экстатическая духовность той эпохи не позволяют даже думать о каких-либо записях, рукописных памятниках, заранее заученных текстах своих пророчески настроенных «учителей» и поэтов. Никакая закостенелость быта не была мыслима. Все текло, все горело, все было воодушевлено новой, иной жизнью, отличной от стихий этого мира, обычаев среды и какой бы то ни было успокоенности. Поэтому понятно, что наши сведения о той поэзии не только скудны, но почти ничтожны. Свидетельства о том имеются, и не мало, но памятников этого поэтического творчества почти нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Скачать epub pdf П. Петров. Пророчества св. прав. Иоанна Кронштадтского о судьбах России, русского народа и его дар прозорливости. Имея в виду существование двух почти одинаковых по своему определению понятий – терминов: ПРОРОЧЕСТВА И ПРОЗОРЛИВОСТИ, необходимо, во избежание ошибочного употребления, строго их разграничить. «Нет никакого способа научным путем иметь возможность предвидеть будущее, или даже спорить о превосходстве одних гипотез над другими; слишком много памятных примеров показывающих нам, что и самые великие люди совершали чудовищныя ошибки, когда хотели быть ГОСПОДАМИ БУДУЩАГО, даже и самого – близкого...» (Сорель). Однако, недавно в русской зарубежной прессе была опубликована пространная статья компетентного автора о возможности предвидения или проникновения в будущее, пользуясь разсмотрением способностей человека. Автор этой статьи, обосновывая свое положение, указывает на разум, интуицию и ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР. Он не определил точно, в какой степени и как ПРОРОЧЕСКИЙ ДАР связан с разумом и интуицией, но утверждает, что ограниченныя способности человека не дают ему возможности одновременно созерцать прошедшее, настоящее и будущее. Цитироват отдельныя очень ценныя мысли этого автора по затронутому им вопросу для нас, в данном случае, не представляется крайней необходимостью, но очень важно его указание на третью способность человеческого существа, а именно на ДАР ПРОРОЧЕСКИЙ. В виду того, что в только что указанной статье не имеется точного определения понятия «ПРОРОЧЕСТВА – ПРОРОЧЕСКАГО ДАРА», а также за неимением такового определения в немногих источниках, случайно находящихся у пишущего эти строки, необходимо восполнить этот пробел и сказать, что ПРОРОЧЕСТВО – это есть предсказание будущих событий, или иных обстоятельств, вдохновенными избранниками Божиими, силою Святого Духа, каковым БОЖИИМ ПРОРОКОМ и был отец Иоанн Кронштадтский . Мы имеем свидетельства и самого о. Иоанна о благодати, обитающей в нем. Издавая свой дневник «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге», он написал вместо предисловия к нему несколько следующих слов: «Не предпосылаю моему изданию предисловия: пусть оно говорит само за себя. Все содержащееся в этой книге есть не иное что, как благодатное озарение души, которого я удостоился от всепросвещающего Духа Божия в минуты глубокого к себе внимания и самоиспытания, особенно во время молитвы...».

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Слово в день Святой Троицы Скачать » (MP3 файл, 10,1 МБ, продолжительность 22:09 мин) Схиархимандрит Зосима (Сокур) Всех вас, возлюбленная паства моя, приветствую с праздником Святой Троицы, с Пятидесятницей. По милости Божией, вчера вечером говорил я вам, провели мы Пасху, встретили Вознесение Господне и в течение десяти дней после Вознесения жили ожиданием Святаго Духа. Сегодня пятидесятый день по святой Пасхе – день Святой Троицы, день сошествия Святаго Духа на святых апостолов, день рождения Святой нашей Православной Церкви, которая в течение почти двух тысяч лет спасает, освящает и творит всех нас наследниками Царствия Небесного. Церковь святая, рожденная Спасителем, освященная Его Кровью Пречистой, пролитой на Кресте, страданиями честными освященная, озаренная славным Воскресением Христовым и освященная Духом Святым в день Пятидесятницы, до сего дня благодатна и действенна. Это – Святая Церковь Православная. Сколько событий совершилось со дня святой Пятидесятницы, когда во святом граде Иерусалиме Дух Святый видимым образом в виде огненных языков сошел на апостолов и на всю Церковь Святую, и «вси начаше глаголати странными глаголы, странными учениями, странными повелениями Святыя Троицы». Божественное озарение огненное наступило у святых апостолов, и недаром именно после этого озарения и первая апостольская проповедь апостола Петра вдохновенная пролилась. Все слушали учение апостольское о Церкви, о Христе Спасителе, о спасении и наследии Царствия Небесного. Вот первая апостольская проповедь апостола Петра, о которой говорится в книге «Деяния святых апостолов». И храм Сионский, горница Сионская стала первым храмом Иерусалимским и христианским храмом. Здесь Христос на Тайной Вечере совершил первую свою литургию, причастие Святых Христовых Таин учеников Своих. Здесь молились ученики Христовы во время страданий Христовых, затворившись тайно в этой горнице. Здесь явился им воскресший Христос Спаситель «дверем затворенным» и уверил апостола Фому в истинности Воскресения Своего с плотию.

http://pravoslavie.ru/2340.html

Слово на литургии в день праздника святого Богоявления 19 января 1985 г. «Явися бо благодать Божия спасительная всем человеком» ( Тит. 2:11 ). Сегодняшний праздник посвящен воспоминанию того священного события, когда Господь наш Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы принять крещение от руки Иоанна Предтечи и этим актом смирения ознаменовать начинающийся с этих пор подвиг Своего общественного служения. Как Единородный Сын Божий, Единосущный Отцу, воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы, Он был свят и безгрешен и потому не нуждался в покаянии, к которому Иоанн призывал приходивших креститься от него. Он был тем Агнцем Божиим, Который, по безграничной любви к людям и во исполнение предвечного совета Пресвятой Троицы, благоволил взять на Себя грех мира, то есть все тяжкие последствия грехопадения первых людей и всех частных падений, которые когда-либо совершались, совершаются или будут совершаться их бесчисленными потомками. Каким дивным гимном Божественному человеколюбию звучат обращенные к Нему – «Агнцу, закланному от создания мира» ( Откр. 13:8 ) – вдохновенные слова молитвы, читаемой сегодня на великом освящении воды: «Ты, будучи Богом, безначальным и неизглаголанным, пришел на землю, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам. Ибо Тебе, при Твоем милосердии, нестерпимо было видеть мучимый диаволом род человеческий, и Ты пришел и спас нас. Исповедуем благодать, проповедуем милость, не таим благодеяния!». Когда Иоанн Креститель, увидев Духа Божия в виде голубя, сходившего на Иисуса ( Ин. 1:32 ), узнал в Просившем у него крещения Того, Кто Сам впоследствии, в Церкви Своей руками ее пастырей, станет крестить уверовавших в Него Духом Святым, – то он с трепетом сердца и в великом смущении хотел воспротивиться намерению Пришедшего к нему и удерживал Его, говоря: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Господь сказал ему: «оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:14–15 ). То, что совершилось на Иордане, не поддается рациональному объяснению. В своем слове на Святое Богоявление св. священномученик Ипполит, епископ римский, говорит: «Чудное дело! Непостижимый Источник, дающий жизнь всем людям, – Источник, не имеющий пределов, покрылся скудными, скоро иссякающими водами. Тот, Который всюду пребывает и все наполняет, Тот, Который непостижим для ангелов и невидим для людей, – грядет ко крещению, по собственному благоизволению. Когда ты слышишь эти слова, то не старайся понять их естественным разумением, а принимай их в том смысле, что здесь предлагается тайна искупления» (см.: Журнал Московской Патриархии, 1968, 12, с. 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010